P. Heseler. Zum Symposium des Methodius. Byzantinisch-neugriechische Jahrbücher, 1928, В. VI, S. 95—118; 1933, В. X, S. 325—340.    F. Drexl. Zehn Jahre griechischer Patristik. 1916—1925. Jahresbericht über die Fortschritte der klassischen Altertumswissenschaft, 1929, S. 248 ff. F. Diekamp. Theologische Revue, 1918, S. 212 ff. H. Koch. Theologische Literaturzeitung, 1917, S. 339 ff. O. Stählin. Deutsche Literaturzeitung, 1917, S. 987 ff. C. Weimann. Historisches Jahrbuch, 1917, S. 368 ff.    См. примечания к публикации трактатов св. Мефодия в «Богословских трудах», сборник II, 1961, с. 152—190.    Е. Buonaiuti. The Ethics and Eschatologie of Methodius of Olympus. Harvard Theological Revue, 1921, p. 255—266.    A. Biamontï 1) L’etica di Metodio d’Olimpo. Rivista di studi filosofici e religiosi, 1922, v. III, p. 272—298; 2) L’escatologia di Metodio d’Olimpo. Rivisa etc., 1923, v. IV, p. 182—202.    Q. Mercati. Emendazione a Metodio d’Olimpo. Didascaleion, 1927, v. II, p. 25—29.    F. Diekamp. Ûber den Bischofssitz des heiligen Märtyrers und Kirchenvaters Methodius. Theologische Quartalschrift, 1928, S. 285—308.    J. Farges: 1) Les idées morales et religieuses de Méthode d’Olympe. Paris, 1929; 2) Methode d’Olympe — Du libre arbitre. Traduction et introduction par J. Farges. Paris, 1929.    М. T. Disdier (Échos d’Orient, 1930, p. 367—368) даёт восторженные отзывы об обеих работах Ж. Фаржа. Значительно более сдержанную оценку даёт им Н. С. Puech (Revue de l’histoire de la philosophie, 1930, p. 191—193, 197—200).    Vaillant. Le De autexusio de Méthode d’Olympe. Version slave et texte grec edités et traduits en francais. Patrologia Orientalis, 1930, v. XXII, p. 630—888.    A. Mazon. Revue critique d’histoire et de littérature, 1930, No. 9, p. 390 sqq. Puech. Revue des Etudes Grecques, 1932, p. 324 sqq. С. Backvis. Byzantion, 1931, p. 875 sqq.    Данные своих наблюдений над славянским текстом св. Мефодия А. Вайян использовал впоследствии в фундаментальном труде «Руководство по старославянскому языку» (А. Vaillant. Manuel du vieux slave. Paris, 1948). Русский перевод, под редакцией В. Н. Сидорова, издан в Москве в 1952 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так, он полагал, что мистику необходимо стремиться к безобразному созерцанию Бога, что для стяжания истинной молитвы душа должна стать «неподвижной и мирной», что созерцательное приближение к Богу путем любовной молитвы должно быть соединено с полным самоотречением и уничтожением всех личных желаний и аффектов, и т. п. ( Petrocchi. 1948. P. 59-60). Т. о., Петруччи независимо от Молиноса пришел к квиетистским взглядам и при знакомстве с «Духовным руководством» опознал в его авторе единомышленника. Желая защитить Молиноса от критики со стороны иезуитов, Петруччи опубликовал соч. «О приобретенном мистическом созерцании» ( Petrucci P. M. Della contemplazione mistica aquistata. Iesi, 1681). В нем и в неск. более поздних трактатах, наиболее важным из которых является соч. «Краткие духовные и священные письма» ( Idem. Lettere brievi spirituali e sacre. Iesi, 1682. Vol. 1; 1684. Vol. 2), он излагал основные положения К., к-рые по большей части совпадают с идеями «Духовного руководства». Вместе с тем Петруччи допускал гораздо более неосторожные и двусмысленные формулировки, чем Молинос; впосл. в ходе инквизиционного процесса все вменяемые ему заблуждения были представлены в виде цитат из его сочинений. Так, напр., рассуждая об умерщвлении души в Боге, Петруччи заявлял, что при погружении в Бога «душа становится как бы некой вещью, которая уже не имеет [собственного] бытия, но является потерянной (perduta) и растворенной (disfatta) в Его высшем бытии», так что уже «не душа живет в себе, но Бог живет в Боге» ( Guibert. 2012. S. 367-368. N 480-481). У предавшей себя Богу совершенной души, по мнению Петруччи, полностью уничтожается собственная воля, так что она перестает действовать и желать сама, теряет собственные чувства, в т. ч. и высшую любовь к Богу, и всякое самосознание: «Она уже не видит себя в Боге и не действует сама, но Бог действует в ней и Бог живет», поэтому «Бог пребывает в ней без нее и чистая любовь Божия живет в ней без нее» (Ibid. S. 368-369. N 481). Учение о «мистическом ничто» было заимствовано Петруччи у Хуана де ла Круса и формулировалось в терминологии кармелитской мистики, однако в своих крайностях оказалось весьма близким к взглядам алюмбрадов.

http://pravenc.ru/text/1684047.html

363–368)». Относительно помещенных здесь отрывков должно заметить, что а) заимствованные у Юстиниана из «Contra Monophisitas (Maji, VII, 302,303)» и неизвестного автора «Patrum doctrina de Verbi incarnatione» (Maji, ibid., pp. 16, 17, 20) фрагменты Аполлинария принадлежат особому сочинению его, отличному от того, какое знают Феодорит и Леонтий Византийский , – о чем подробная речь будет ниже; б) два фрагмента, находящиеся на стр. 367, 28–39, и 368, 1, 2, не могут быть относимы к сочинению против Диодора, так как по ясному указанию Феодорита они извлечены им не из «κατ κεφαλαιον βιβλου», а из другого сочинения Аполлинария (ν τρ… συγγρμματι); в) на стр. 365, 24, 25 слова Феодорита (δο σοι… διδσκαλος) ошибочно приняты за продолжение фрагмента Аполлинариева, приводимого Феодоритом, и г) на стр. 365, 35 (как и в издании творения Феодорита, сделанного Шульце, Dial. II, p. 70) вместо «νθρωπος» следует читать «θες», как того требует прямой смысл речи и как это место читается в изданиях Леонтия Византийского (Migne, gr. s. t. 86, 2, c. 1968). 1205 Contra Diod., lib. I, c. 14, – Migne, gr. s., t. 86, 2, c. 1965 CD; – Dräseke, p. 364. – Первые слова цитаты будут означать заголовки Тимофея, предпосылаемые им выдержкам из Аполлинария, как они переданы у Леонтия. 1225 Patr. doctrin., Maji, VII, р. 16; Iustin., Contr. Monoph., p. 303. – К этому же сочинению, вероятно, принадлежат и остальные два фрагмента из сочинения против Диодора, цитируемые названными писателями (Maji, VII, 17, 20, 302, 303). 1226 Adv. fraud. Apoll., – Migne, gr. s., t. 86, 2, c. 1968. Cp. Iustinian., Contra Monoph. et Patr. doctrina, Maji, p. 20, 302. 1232 В изданиях Мая-Миня и Дрэзеке вместо «безтелесного – σομτου " читается: «тела – σματος»; мы следуем переводу Турриана, изготовлен­ному им по рукописям и изданному у Канизия (Lect. Antiqu., I, 606; Antverp., 1725; Migne, gr. s., t. 86, 2, c. 1966), как вполне отвечающему прямому смыслу. 1233 Так смотрел и Полемон, ученик Аполлинария; он ставил Диодора рядом с Каппадокийцами и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Ср. Быт. 6:7–20. 351 Сл. 25, 5, 17–6, 19; SC 284, 168–170=1.361. Ср. Исх. 3:2–3. 352 Сл. 25, 14, 26–15, 26; SC 284, 190–194=1.368–369. 353 Сл. 26, 10, 18–12, 24; SC 284, 250–256=1.378–380. 354 1 Кор. 7:40. 355 Т. е. сознательно отверг мирскую мудрость (языческую философию) и надеюсь на приобретение высшей духовной мудрости. 356 Т. е. сложил бы с себя материальное тело, чтобы " " облечься в тело духовное " " (1 Кор. 15:44). 357 Букв. " беглецом из своего отечества " " . Григорий имеет в виду обвинения, выдвигавшиеся в его адрес, в том, что он, оставив свою кафедру в Каппадокии (Сасимах), проживал в Константинополе. 358 Сл. 26, 14, 1–16, 12; SC 284, 258–264=1.381–383. 359 Евр. 13:14. 360 Сл. 4, 23, 6–8; SC 309, 116=1.73. 361 Gallay. Vie, 122. 362 См. Слово 16 (рус. пер. Слово 15). 363 Ср. Быт.1:28; 2:19–20; 3: 14–18. 364 Рим. 8:19–23. 365 Быт. 6–7. 366 Быт. 18:20–19:28. 367 Исх. 7–12. 368 Ис. 38:1–8. 369 Иона 1–4. 370 Сл. 16, 4–5; PG 35, 937–941=1.233–234. 371 Сл. 16, 6; 17–18; PG 35, 941; 959–960=1.234–235; 242–243. 372 Пс. 94:6. 373 Быт. 18:20. 374 Ср. Иоиль 2:14. 375 Ср. Пс. 125:5. 376 Сл. 16, 14; PG 35, 952–953=1.239–240. 377 Сл. 16, 20; PG 35, 961–964=1.244. 378 По предположениям некоторых ученых, Слово было произнесено в богадельне, устроенной Василием Великим. По другой версии, оно было произнесено для того, чтобы вдохновить жителей города на строительство богадельни. См. Gallay. Vie, 87; Benoit. Grйgoire, 272–274. 379 Сл. 14, 2–4; PG 35, 860–864=1.205–207. 380 Ср. Ин. 14:2. 381 Сл. 14, 4–5; PG 35, 864=1.207. 382 Сл. 14, 6; PG 35, 864–865=1.207–208. Древнегреческие поэты и историки чаще называли " " священной болезнью " " эпилепсию: см. Liddell-Scott. Lexicon, 822. 383 Сл. 14, 9–12; PG 35, 868–872=1.209–211. 384 Сл. 14, 29–31; PG 35, 897–900=1.224–226. 385 Сл. 14, 26–28; PG 35, 892–896=1.221–223. 386 Мф. 25:31–46. 387 Мф. 5:7. 388 Сл. 14, 37–39; PG 35, 908–909=1.229–231. 389 Сл. 43, 31, 13–30; SC 358, 268–270=1.564. 390 Ср. Mango. Byzantium, 222–223. 391 Mango. Byzantium, 33. 392

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

207 Заслуживает внимания и упоминания следующее учреждение, характерно выражающее дух того времени. В 1817 г. Высочайшим манифестом, последовавшим 25 Марта, в самый день Пасхи, утверждён был, по докладу кн. Голицына, Комитет опекунства израильских христиан. Комитет этот имел целью обращение евреев в христианство и образование из них особых колоний, обеспеченных значительным земельным наделом. Кн. Голицын определён в звание опекуна, В.М. Попов назначен президентом комитета, кн. Мещерский и Пинкертон утверждены членами комитета. Комитет этот значился в адрес-календаре ещё в 1830-х годах, но успеха в действии не имел. Покойный А.М. Фадеев писал о нём в своих воспоминаниях: «не излишним считаю упомянуть о фантастических колониях в Екатеринославской губернии около Мариуполя, которые вздумал основать покойный князь А.Н. Голицын, в пылу разгара своих благочестивых стремлений. Он вообразил, что будет очень спасительно и душеполезно основать Общество израильских христиан. Для этой цели было отведено близ Азовского моря 24 тысячи десятин самой лучшей плодоносной земли: там он предположил водворить обращающихся в православие евреев. Им были предназначены большие льготы, был назначен управляющий над ними с большим содержанием. Слишком 20 лет эти земли, в ожидании обитателей из погибших и возвращённых на путь истины сынов Израиля, оставались впусте; казна издержала многие десятки тысяч рублей на содержание управления, но переселенцев в 20 лет нашлось одно семейство, да и то из спекуляции, чтобы торговать землёю. Только в 30-х годах земля возвращена в казённое ведомство» (Русск. Арх. 1891, 2, стр. 325). Попов оставался президентом этого комитета, кн. Мещерский и М. Пилецкий директорами комитета до самого закрытия его. 208 В Феврале 1816 г. обоим архиепископам пожалован орден Александра Невского, а в Июне следующего 1817 г. бриллиантовые кресты на клобук. 211 К 1 Января 1818 г. состояние капиталов, находившихся в ведении Комиссии, показано было следующее: по училищной части 19 млн., внесённые в государственную Комиссию погашения долгов, с приложением к ним 20% премии (в количестве 3 миллионов 800 тысяч рублей), составляют 22 миллиона 800 тысяч; годовой доход с них 1 миллион 368 тысяч; свечная прибыль приносит не менее 1 миллиона; в совокупности годовой доход простирается до 2 миллионов 368 тысяч; и кроме того остаётся ещё в билетах 5 миллионов запасного капитала, приносящие 250 тысяч. По части церковной, на строение, находилось 3 миллиона 600 тысяч неприкосновенного капитала и 235 тысяч запасного. Расход в 1817 г. по училищной части был 732.721 рублей; по церковной – 776 тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Goth., 598, 599, 618). Но в это же время от прежней армии Велизария не оставалось ничего, или почти ничего. 615 Bell. Pers., 90, 95–96; Malalas, 445; Nov. 25. Летописи называют эти регулярные войска στρατιτας κ καταλγων (В. G., 26, 618). 617 Bell. Pers., 62–63 (герулы, гуны); 39–40, 215–216 (готы); 235 (персы); 77–78 (тцаны) и т.д. О составе персидской армии в 541 г. (Bell. Pers. 244), итальянской в 533 г. (Bell. Goth. 26), в 551 г. (id., 598–599). 621 Аноним, О тактике, XVI, XXVII, 4; XXXVI, I; XVIII, 10. См. Strategika, приписываемые императору Маврикию (изд. Шеффера), стр. 303–305. 628 Об этом существует специальный трактат περ τοξεις (Köchly und Rüstow, Griech.Kriegsschriftsteller, II, 2, стр. 198–209). См. также Strategika, стр. 18–19. 629 В. G., 132–133– Ср. трактат Урбициуса, написанный в VI веке, а также Strategic, стр. 366–368. 630 О вооружении и тактике византийских армий в VI веке;, см. Diehl, l " Afrique byzantine, стр. 53–58. 632 В. V., 401–402; B. G., 513–515, когда престарелый семидесятилетий Бессас проявил героическую храбрость. 638 См. Diehl, L " Afrique byzantine, стр. 27–30) 336–337, где мной собрано много подобных примеров. 642 Трикамарум или Трикамерон – город в Африке, в 32 километрах от Карфагена. В 534 г. Велизарий одержал близ этого города решительную победу над Гелимером. королем вандалов. Перев. 645 В. V., 478, 482. Ср. В. Р., 137–138, где рассказывается о военном восстании, вспыхнувшем в Дара около 534 г. 648 Об офицерах в византийских войсках см. Nov. 130, 1 и 6: 117, 11; 116, 1 и 117, 11 (foederati). 663 См. об этих службах в B. V., 368 (хлеб для солдат); 369 (вода); 396 (постойные билеты); Malalas, 467 (склады хлебного зерна). 667 De Just. cod. conf., praef.: militaria quidem agmina multiplicibus et omnem providentiam continentibus modis correximus, tam veteribus ad meliorem statum brevi tempore reductis, quam novis non solum exquisitis, sed etiam recta dispositione nostri numinis sine novis expensis publicis constitutis. Ср. C. J., I, 29, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Vol. XXIV. P. 38; ср.: Ge-schichte Litteratur. I,1. S. 145. 1634 Работы этого автора печатаются в «Трудах Киевской Духовной академии» (за 1912–1916 гг.) под разными заглавиями: «Происхождение гностицизма и развитие его» (1912. Июль-август. С. 449–500; Ноябрь. С. 388–450); «Гностицизм и борьба Церкви с ним во II в.» (1912. Декабрь. С. 509–567); «Гностицизм II в.» (1913. Сентябрь. С. 31–92) и др. 1635 Ср., напр.: 1912. Ноябрь. С. 395–400, где автор не только определенно признает заимствование Иринеем сведений у Иустина, но прямо говорит о них как об одном лице, соединяя их имена тире («Иустин-Ириней». См.: С. 399). 1648 «Quae... transferentes ad characterem suae doctrinae...» и т. д. (y Mignéя Col. 824; русск. перев. С. 206). 1663 См.: IV, praef., § 2: «Кто опровергает, как должно, их (валентиниан), тот опровергает всех лжеучителей, и кто поражает их, поражает всякую ересь» (у Mignéя Col. 974; русск. перев. С. 316); см. также II, 31,1: «С опровержением последователей Валентина низложено все множество еретиков» (у Mignéя Col. 823] русск. перев. С. 205). Ср. еще: II, 13,8; II, 5,3. 1666 «Посмотрим теперь и на непостоянство мнений сих (ересеучителей), когда двое или твое из них об одном и том же говорят не одно и то же, но противоречат друг другу и в сущности дела, и в именах» (y Migne’я Col. 559–560; русск. перев. С. 52). См. вообще содержание глав 11 –12 в связи с предшествующими и последующими выше у нас: С. 368. 1667 Die Quellen der ältesten Ketzergeschichte. S. 196 и др. (см. вообще S. 191–225; Beilage Ï «Der älteste Gebrauch des Gnostikernamens». 1668 См. у нас изложение содержания указанных глав в связи с предшествующими и последующими выше: С. 368. 1674 Ibid.: " μοως τος ηθησομνοις φ μν ψευδωνμως γνωστικος» (у Mignéя Col. 563–564; русск. перев. С. 52). 1684 См. о сходстве выражений: Kunze. S. 23; там же и вообще по вопросу о Гигине представлены возможные объяснения разницы между I, 27, 1 и III, 3, 1. Гарвей полагает, что переписчик допустил в 27, 1 ошибку, написав вместо числительного Η другое, подобное ему Θ (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Жизнь и труды святителя Макария… С. 406, 414); 8) “ видит волка градуща, и оставляет овца и бегает ” (Ин 10:12) (Поучение Митрополита Макария о глаголющих и смеющихся в храмах (1547–1551)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 395); 9) “ сим образом творя, много поживеши лет, и приложат ти ся лета животу ” (Притч 9:11) (Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 407); 10) “ узриши сыны сынов твоих ” (Пс 127:7) (Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 369); 11) “ ложе несквернено ” (Евр 13:4) (Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 368); 12) “ мудрость плотцкая вражда на Бога, закону Божию не повинуетца ” (Рим 8:5–6) (Учительное послание Митрополита Макария в Свияжск к царскому войску (1552, мая 21)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 400); 13) “ Жене муж должную любовь да воздает, тако же и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж; тако же и муж своими телом не владеет, но жена. Не лишайтесь друг друга, точию от согласиа, ко времени; да празнуете в посте и в молитве и вкупе соберайтесь, да не искусит вас сатана, за неудержание ваше ” (1 Кор 7:1–5) (Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля, 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 368). Таким образом, цитаты, используемые в данном Послании, встречаются также в первом Послании Митрополита Макария царю, написанном им во время казанского похода 13 июля 1552 года (цитаты 1, 2 [эта цитата встречается также в Послании Новгородского архиепикопа Пимена царю], 4, 5, 7, 9), в третьем Послании Митрополита (цитата 3), в его Послании в Свияжск (цитата 12), в речи Митрополита Макария нововенчанному царю 16 января 1547 года (цитата 2; [см.

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

Название Сокращение Минуций Феликс Octavius Octav. 3.231–360 Тертуллиан Ad nationes Ad nat. 1.559–608 20.59–43 1.11–75 Apologeticum 1.257–5З6 1.85–171 De testimonio animae De test. anim. 1.608–618 20.134–143 1.175–183 Ad Scapulam Ad Scap. 1.697–706 76.9–16 2.1127–1132 De praescriptione haereticorum De praescr. 2.12–60 70.1–58 1.187–224 Scorpiace Scorp. 2.121–154 20.144–179 2.1069–1097 Adversus Hermogenem Adv. Herm. 2.197–138 47.126–176 1.397–435 Adversus Marcionem Adv. Marc. 2.239–524 47.290– 1.441–726 365, 368, 399 Adversus Valentinianos Adversus Valentinianos 2.538–594 47.177– 2.753–778 280–281 Adversus Judaeos (dub.) Adv. Jud. 2.597–642 70.251– 2.1339–1396 De baptismo De bapt. 1.1197–1224 20.201–218 1.277–295 De anima De anima 2.646–752 20.298– 2.781–869 De carne Christi De carn. Chr. 2.754–792 70.189–250 2.873–917 216–217 De resurrectione carnis De resurr. 2.795–886 47.25–125 2.921–1012 Adversus Praxean Adv. Ргах. 2.154–196 47.227– 2.1159–1205 Ad martyras Ad mart. 1.619–628 67.1–8 De spectaculis De spect. 1.627–662 20.1–29 1.227–253 De cultu feminarum De cultu fem. 1.1304–1334 70.59–95 1.343–370 De oratione De orat. 1.1149–1196 20.180–200 1.257–274 De patientia De patien. 1.1249–1274 47.1–24 1.299–317 De paenitentia De paenit. 2.979–1030 76.129–170 1.321–340 Ad uxorem Ad uxor. 1.1274–1304 70.96–124 1.373–394 De exhortatione castitatis De exhort. cast. 2.913–930 70.125–152 2.1015–1035 De monogamia De monog. 2.930–954 76.44–78 2.1229–1253 De virginibus velandis De virg. vel. 2.888–914 76.79–103 2.1209–1226 De pallio De pallio 2.1029–1050 76.104–126 2.733–750 De corona militis De corona 2.76–102 70.153–188 2.1039–1065 De idololatria De idolol. 1.663–696 20.30–58 2.1101–1124 De fuga in persecutione De fuga 2.103–120 76.17–43 2.1135–1155 De jejunio De jejun. 2.953–978 20.274–297 2.1257–1277 De pudicitia De pudic. 2.979–1030 20.219–273 2.1281–1330 З94–З95 Киприан Ad Donatum Ad Donat. 4.191–223 3.1.3–16 3.З–1З 291.74–116 De idolorum vanitate (dub.) De idol. vanit. 4.563–582

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Сл. 18, 18; PG 35, 1005–1008=1.271–272. 108 Т. е. скромный и тихий образ жизни, вдали от почестей и славы. 109 Письмо 8; ed. Gallay, 10=2.241. 110 См. Письма 16–18; ed. Gallay, 17–19=2.421–423. 111 Письмо 19; ed. Gallay, 19–20=2.423–424. 112 Письмо 11; ed. Gallay, 13–14=2.424–425. 113 Письмо 14; ed. Gallay, 16=2.416. 114 Письмо 20; ed. Gallay, 20–21=2.428–429. 115 Основная часть недвижимости, принадлежавшей Кесарию, была утрачена в результате землетрясения 368 г. 116 Письмо 30; ed. Gallay, 27=2.429. 117 См. Слова 7 и 8. 118 Письмо 40; ed. Gallay, 35=2.436. 119 Письма 41 и 43; ed. Gallay, 36–37; 39=2.438; 440. 120 Письмо 42; ed. Gallay, 38–39=2.439. 121 Письмо 44; ed. Gallay, 40–41=2.440. 122 Письмо 45; ed. Gallay, 41=2.441. 123 Подробнее об окружении Василия см. Gribomont. Basile II, 450–464. 124 См. Quasten. Patrology III, 231–233. 125 Этот эпизод произошел, вероятно, в 372 г. См. Gribomont. Basile II, 460–461. 126 Письмо 58; ed. Gallay, 54=2.444. 127 Ср. Письмо 59; ed. Gallay, 54=2.445. 128 Письмо 71; ed. Courtonne, 167=рус. пер., т. 3, с. 97. 129 Письмо 47; ed. Gallay, 43=2.445–446. 130 См. об этом Giet. Sasimes. 131 Сл. 10, 1, 1–2, 3; SC 405, 316–318=1.192. 132 Об отношении Григория к отцу следует сказать, что в нем сочеталось глубокое и благоговейное почтение со страхом. Абсолютная власть отца над Григорием тяготила последнего, что можно видеть из данного текста. 133 PG 37, 1056–1058=2.358–359. 134 PG 37, 1059–1062=2.359–360. 135 PG 37, 1065–1066=2.361. 136 Письмо 49; ed. Gallay, 45=2.447 137 Письмо 48; ed. Gallay, 44–45=2.448–449. 138 Письмо 80; ed. Gallay, 45–47=2.449–450. 139 Сл.18, 35; PG 35, 1033=1.284. 140 Как явствует из Слова 43–го, в 70–е годы Григорий неоднократно бывал у Василия в Кесарии Каппадокийской: он присутствовал при обоих посещениях Кесарии императором Валентом, он находился рядом с Василием, когда тот собирался в изгнание. Подробнее об этом см. в разделе " " Василий Великий " " гл. V нашей работы. 141 Сл. 18, 37; PG 35, 1036=1.285–286. 142 PG 37, 1065–1066=2.361–362. 143

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010