Иов. 32 :8. Но есть дух в людях: дыхание Вседержителя научает (их). Иов. 32 :9. Не многолетние мудры и не старцы (только) разумеют (правый) судъ 699 Иов. 32 :10. Посему я сказал: послушайте меня, и я скажу вам, что знаю, внимайте словам моим. Иов. 32 :11. Ибо я буду говорить в слух вам, пока вы придумываете 700 слова, и ранее васъ 701 уразумею 702 . Иов. 32 :12. Ведь вот никто из васъ 703 не обличилъ 704 Иова, не дал ответа на слова его. Иов. 32 :13. Не говорите: „мы нашли мудрость, присоединившись к Господу“ 705 , Иов. 32 :14. А человека 706 допустили говорить такия слова 707 . Иов. 32 :15. Ужаснулись, более не отвечали, истощились 708 слова у них. Иов. 32 :16. Я терпел, не говорил, но так как они остановились, не отвечали, то и я хоть отчасти отвечу. Иов. 32 :17. И отвечал Елиус и сказал: Иов. 32 :18. Еще скажу 709 , ибо я наполнен речами и дух во внутренности моей теснитъ 710 меня. Иов. 32 :19. Утроба моя подобна меху, наполненному пенящимся виномъ 711 , или кузнечному растянутому меху 712 . Иов. 32 :20. Буду говорить, чтоб успокоиться, открыв уста мои 713 . Иов. 32 :21. Не постыжусь человека и бреннаго не усрамлюсь. Иов. 32 :22. Ибо не привык я лицеприятствовать, а если не такъ 714 , то и меня моль съестъ 715 . Глава 33 Иов. 33 :1. Но 716 послушай, Иов, слов моих и внемли беседе моей. Иов. 33 :2. Ибо вот, я открыл уста мои и язык мой заговорил. Иов. 33 :3. Сердце мое чисто в словах и разум уст моихъ ведает чистое 717 . Иов. 33 :4. Дух Божий, сотворивший меня, и дыхание Вседержителя научает меня 718 . Иов. 33 :5. Если можешь, дай мне ответ на это, подожди, стань против меня, а я против тебя. Иов. 33 :6. Из брения ты сотворен, как и я, из одного и тогоже мы сотворены. Иов. 33 :7. (Поэтому) страх предо мною не смутит тебя и рука моя не будет тяжка для тебя 719 . Иов. 33 :8. Но ты сказалъ в уши мои и я услышал звук слов твоих, ибо ты говоришь: Иов. 33 :9. „Чист я, не согрешилъ 720 , непорочен, ибо не делал беззакония, Иов. 33 :10. А Он нашел обвинение 721 на меня и считает меня противником Себе.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Глава 32 Втор.32:2 .  Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву. Сравнения, указывающие на благотворность внимательного отношения к последующим словам пророка. Втор.32:8 .  Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых Втор.32:9 .  ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Расселяя на земле после потопа и столпотворения человеческий род, Господь уже предвидел те географические грани, в которые будет заключен Его будущий избранный народ; расположение и пределы других народов как бы стояли в теснейшей связи с численностью, пределами и назначением Его «удела» ( Исх. 19.15 ). Втор.32:10 .  Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; Фактическое усвоение еврейского народа Иеговой произошло в пустынях, лежавших на пути странствования из Египта в Ханаан. Втор.32:13 .  Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы, «Вознес его на высоту земли», т. е. возводил на высокие горы. «Питал его медом из камня», т. е. медом, который в безлесных местностях собирается и копится пчелами в расщелинах скал. «Елеем из твердой скалы», т. е. елеем маслин, растущих на твердой почве. Втор.32:14 .  маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод. Скот, пасшийся на тучных пастбищах Васана, отличался особенной упитанностью ( Пс 21.13 ; Иез 39.18 ). Втор.32:17 .  приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши. «Приносили жертвы бесам». См. 1Кор 10.19–21 . Втор.32:21 .  они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их; В ближайшем смысле разумеются народы, порабощавшие Израиль; в более отдаленном – призвание темных, лишенных истинного боговедения, язычников в лоно Христовой Церкви вместо стоявших у ее порога израильтян. «Уверовавшие в Христа Спасителя, – замечает блаж. Феодорит, – не один народ, но бесчисленное множество народов. И они были некогда «неразумливы» и несмысленны, как говорит блаженный Павел: « Бехом бо иногда и мы несмысленни, и непокориви и прельщени, работающе похотем и страстем различным» ( Тит 3.3 ). Потому Бог и говорит: «Как вы, оставив единого Бога, предпочли многих лжеименных богов, так и Я, отвергнув один народ, дарую спасение всем народам. Но вы, воздав почитание тем, которые не суть боги, но сделали их богами; а Я и неразумливые народы исполню божественной мудрости; и вы, видя это, будете истаевать от зависти» (Толк. на кн. Втор., вопр. 41).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1-3, 11-13). Призвав в поле своих жен - Рахиль и Лию, И. тайно обсуждает с ними свое решение. Получив их согласие и поддержку, И. вместе с семейством и со всем имуществом, к-рое он приобрел в Месопотамии, тайно покидает Лавана и отправляется к своему отцу Исааку в Ханаан. При этом Рахиль «похитила идолов, которые были у отца ее. Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется» (31. 19б-20). На 3-й день Лаван узнает об уходе И. и, взяв родственников, пускается в погоню. После 7 дней преследования Лаван нагоняет И. на горе Галаад, но Бог, явившись в ночном сне Лавану, предупреждает, чтобы тот остерегался и не говорил И. «ни доброго, ни худого» (31. 24). Вразумленный этим видением, Лаван готов отпустить И., однако ставит ему в вину похищение идолов. Ничего не зная о краже, И. предлагает Лавану осмотреть его имущество: «у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив...» (31. 32). Когда Лаван дошел до шатра Рахили, то она спрятала идолов под верблюжье седло, села на него и отказалась встать перед Лаваном, сославшись на «обыкновенное женское» (31. 35). Заканчивается встреча заключением союза между Лаваном и И., в знак чего был поставлен памятный камень и сделан каменный холм. Примирившись, И. заколол жертву и устроил пир для своих родственников, а на следующее утро Лаван, благословив дочерей и внуков, возвратился назад. Разд. 10 (32. 1-2; MT: 32. 2-3). Подобно тому как во время бегства от Исава И. был ободрен видением ангелов и Господа в Вефиле, так теперь, возвращаясь и идя навстречу Исаву, И. видит ангелов Божиих, которых называет станом Божиим. Место, где было ему видение, И. называет Маханаим (т. е. 2 стана - стан Божий и стан И.). Разд. 11 (32. 3-32; MT: 32. 4-33) повествует о событиях, предшествующих встрече И. и Исава, о котором в последний раз упоминалось в разд. 4. Исав, узнав о приближении И., выдвигается навстречу ему в сопровождении 400 чел. Опасаясь нападения, И. разделяет людей, бывших с ним, и весь скот на 2 стана (32. 8) и, обратившись с молитвой к Господу, чтобы Тот избавил его от руки брата (32.

http://pravenc.ru/text/200151.html

Глава 32 1–15. Символическое действие, какое повелел Бог совершить Иеремии – покупка поля в г. Анафофе. 16–25. Молитва пророка о разъяснении смысла этого действия. 26–44. Божественное объяснение. Иер.32:1–15 . В то время, когда халдеи обложили со всех сторон Иерусалим и, когда уже не было сомнения, что они доведут осаду до желанного конца, Иеремия, заключенный в темнице на царском дворе, получил от своего родственника предложение купить участок земли в Анафофе. Пророк, согласно повелению Божию, купил участок и совершил по всей форме купчую запись в знак того, что со временем она понадобится, когда снова в этой земле иудейской возвращенные из плена ее обитатели станут покупать поля и виноградники. Иер.32:2 .  Тогда войско царя Вавилонского осаждало Иерусалим, и Иеремия про­рок был заключен во дворе стражи, который был при доме царя Иудейского. Здесь имеется в виду вторичная осада Навуходоносором Иерусалима, после того как он должен был уйти от Иерусалима на короткое время в виду приближения египетских войск. – О заключении Иеремии под стражу см. Иер 37.12–21 ст. – «Двор стражи» – это не темница, а скорее помещение для царской гвардии. Иер.32:3 .  Седекия, царь Иудейский, заключил его туда, ска­за­в: «зачем ты про­роче­с­т­ву­ешь и говоришь: так говорит Го­с­по­дь: вот, Я отдаю город сей в руки царя Вавилонского, и он возьмет его; Иер.32:4 .  и Седекия, царь Иудейский, не избегнет от рук Халдеев, но непремен­но пред­ан будет в руки царя Вавилонского, и будет говорить с ним устами к устам, и глаза его увидят глаза его; Иер.32:5 .  и он отведет Седекию в Вавилон, где он и будет, доколе не по­сещу его, говорит Го­с­по­дь. Если вы будете вое­вать с Халдеями, то не будете иметь успеха?» Здесь кратко сообщается содержание речей пророка о Седекии (ср. Иер 21.4 и сл.; Иер 34.2 и сл.; Иер 37.17 ). Иер.32:7 .  вот Анамеил, сын Саллума, дяди твоего, идет к тебе ска­за­ть: «купи себе по­ле мое, которое в Анафофе, по­тому что по праву родства тебе надлежит купить его». Иеремия, вероятно, был ближайшим родственником Анамеила, и потому этот последний, находившийся, вероятно, в тяжелом материальном положении, предлагает купить свой участок именно Иеремии, как того требовал закон Моисеев ( Чис 27.8–11 ; Лев. 25.25 ). Участок этот, конечно, лежал около стен Анафофа, так как тут обыкновенно левиты имели участки для пастбищ ( Чис 35.2 ). Если в кн. Лев. 25.34 такие участки запрещено продавать, то запрещение это касалось, вероятно, продажи их евреям из чужого колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 32 1–8. В Иерусалиме воцарится праведный царь и вследствие этого восторжествует правда и честность в обществе. 9–20. Наказание, ожидающее иерусалимских женщин, и будущее прославление народа иудейского. Ис.32:1–8 . Как в 11-й главе, после изображенного в 10-й гл. падения Ассирии, Исаия тотчас начинает рисовать картину будущего мессианского времени, так и в 32-й главе он изображает воцарение в Иерусалиме праведного владыки, совпадающее с поражением Ассура. При новом властителе все правители иерусалимские будут охранять справедливость и заботиться о благе народа. Тот, кто теперь не способен внимать божественному откровению, тогда сможет все в этом откровении понять и разъяснить. Кончится также в то время преклонение пред людьми недостойными, и добродетель будет почитаться по достоинству. Ис.32:1 . Вот, Царь будет цар­с­т­во­­вать по правде, и князья будут править по закону; Ис.32:2 . и каждый из них будет как защита от ветра и по­кров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. «Царь». Как видно из других мест книги Исаии (главным образом из 9 и 11-й гл.), праведным царем – праведным в полном смысле этого слова – пророк называл Мессию. Следовательно, и здесь он также обозначает Мессию. Но в противоположность 9 и 11-й главам, пророк не вдается в описание личной деятельности этого царя, а изображает, главным образом, окружающих его деятелей – министров. Это объясняется, вероятно, тем, что пророк и народ признавали в царе Езекии, при котором была составлена эта речь, правителя хорошего, но не были довольны составом его министерства или тайным царским советом. «Степь» – собственно сухая, безводная пустыня. В евр. тексте здесь поставлено слово zajon, очень напоминающее название Иерусалима – zijon (игра слов). «Скала» представляет собою прекрасное убежище для путника, идущего в пустыне, – лучшее, чем дерево. Ис.32:3 . И очи видящих не будут закрываемы, и уши слы­шащих будут внимать. Ис.32:4 . И сердце легкомыслен­ных будет уметь рас­суждать; и косноязычные будут говорить ясно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Неем.10:30 .  и не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих; После общего обязательства соблюдать весь закон дано было, ввиду условий времени, специальное обязательство соблюдать некоторые отдельные постановления закона. О запрещении браков с иноплеменницами см. ( Исх. 34:16, 23:24 ; Чис. 33:52 ; Втор. 7:3–4 ). Неем.10:31 .  и когда иноземные народы будут привозить товары и все продажное в субботу, не брать у них в субботу и в священный день, и в седьмой год оставлять долги всякого рода. В законе нет запрещения торговли в субботние дни. Но это запрещение само собой вытекало из заповеди о субботнем покое. «И в седьмой год оставлять долги всякого рода». Седьмой или субботний год, по закону ( Исх. 23:10–11 ; Лев. 25:2–4 ) был годом покоя для земли, и в этот год нельзя было заниматься ни земледелием, ни садоводством. Ввиду возникавшей отсюда трудности уплаты долгов закон повелевал заимодавцу не требовать долгов в субботний год, а по Втор. 15:12 даже прощать. Неем.10:32 .  И поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потребности для дома Бога нашего: По ст. 32, иудеи установили обязательный ежегодный взнос на храм и, вероятно, именно на нужды храмового богослужения, – в 1/3 сикля. По ( Исх. 30:13 ), каждое лицо муж. пола, достигшее 20 лет, должно было давать на храм 1/2 сикля. Рав.Абен-Ездра полагает, что в ст. 32 идет речь о новом налоге, принятом общиной в дополнение к установленному в ( Исх. 30:13 ). Но текст скорее дает основание думать, что в ст. 32-м идет речь только о восстановлении налога, узаконенного в ( Исх. 30:13 ). Вероятно, и при Неемии этот налог считался обязательным для лиц муж. пола, достигших 20-летнего возраста, хотя в ст. 32-м не указывается, кто, собственно, должен был платить налог. Уменьшение налога с 1/2 сикля до 1/3 объясняется бедственным положением общины времени Неемии. Впрочем, возможно думать, что цена сикля времени Неемии была выше, чем в допленное время и потому взнос уменьшился до 1/3 (Герцфельд). Бертолет полагает, что в ст. 32 предполагается счет по персидской монетной системе (S. 78). Во времена земной жизни Спасителя в пользу храма взносилось 2 драхмы ( Мф. 17:24 ) – немного более сикля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скиния – это то место, где Бог и человек могут быть ближе всего друг к другу. Здесь Бог встречается со Своим народом (29:42:43). Скиния как таковая «является основным плацдармом в ВЗ к доктрине воплощения» 113 . Бог, Который когда-то жил среди Своего народа в здании, сейчас обитает среди нас в Иисусе Христе ( Ин.1:14 : «Слово ... (жило в шатре) с нами»; Кол.1:19 : «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота»). Для автора Послания к Евреям скиния или шатер является мысленно нарисованной небесной скинией. Последняя намного больше и совершеннее. Она нерукотворная ( Евр.9:11 ). Обязанности первосвященника в ней исполняет Иисус Христос . Таким образом, в Новом Завете назначение скинии носит двойной характер: обитание Бога в Иисусе Христе в воплощении, и обитание Бога на небесах. В обоих случаях верующий приближается к Богу. Золотой телец и обновление завета (32–34) Тридцать вторая глава Книги Исход рассказывает о том, как в отсутствие Моисея израильтяне и Аарон сделали у подножия горы Синай золотого тельца – акт чудовищного отступничества. Те же самые люди, которые недавно говорили, и не один, а два раза: «Все, что сказал Господь, сделаем» (24:3:7). Обращенные и убежденные верующие выбыли из строя почти за одну ночь. Заверение в верности было забыто. Понятно, что Аарон появляется в истории как главный виновник. Не далее как в дни перед исходом Господь сказал Моисею и Аарону: «Разве нет у тебя Аарона ... Я знаю, что он может говорить ... он будет твоими устами» (4:14:16); «Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (7:1). И это не было преуменьшением! Аарон говорил так хорошо и так убедительно, что возглавил сбор материалов для идолопоклоннического тельца (32:2:3) и его создания (32:4). И все это было под маской религиозности (32:5:6)! Обстановка была такая, что впору было вмешаться пророку и сказать: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа?» ( 1Цар.15:22 ). В довершение всего, когда его младший брат противостал ему, Аарон готов был возложить вину на весь народ: «Ты знаешь этот народ, что он буйный» (32:22). Он также достаточно дерзок, чтобы приукрасить свое собственное участие в этом фиаско: «И отдали мне (золото); я бросил его в огонь и вышел этот телец» (32:24)! Некоторые богословы не готовы признать, что Аарон говорил неправду, но что история действительно предполагает, будто телец появился из огня сам собой (см. статьи С. Левенштамма, упомянутые в библиографии). Все едва ли может обстоять таким образом и, кроме того, подобное толкование упускает, к сожалению, одну из особенностей этой главы – контраст между верным Моисеем и попустительствующим Аароном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Если Он ради одного Моисея, склонив небеса, сошёл на гору, то отчего же Он не захочет быть милосердным ко всему забытому на земле человечеству? Тогда ради Моисея Он не истребил тех беззаконников, ныне же Он почтил святыней верующих, чтущих и поклоняющихся Ему, ради которых Сын Божий пролил свою Кровь, как в Послании к Римлянам говорил божественный Павел: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Христос умер, но и воскрес из мёртвых; Он одесную Бога и молит за нас ( Рим. 8:32, 34 ); Он есть первенец из умерших ( 1 Кор. 15:20 ), Который ввёл в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари, ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, и Он есть прежде всего, и всё Им стоит ( Кол. 1:13–17 ); Моисей был верен для свидетельства [о том, что надлежало] возвестить, [а] Иисус Христос – как Сын в доме своём; дом же Его – мы ( Евр. 3:5–6 )». Но мы прежереченому бытию притецмъ. Однако обратимся к прерванному повествованию. Моиси же несый скрижали писани въвано въ дъсц, къ нему же рече Исусъ «се гласъ кричить ратный въ полц». Къ нему же рече Моиси: «нсть гласъ рати, но гласъ начинающихъ вину азъ слышю». [Когда] Моисей нёс скрижали – «письмена, начертанные на досках» ( Исх. 32:16 ), – Иисус Навин “сказал ему: „Военный крик в стане”. Моисей же сказал ему: „Я слышу не крики сражения, но голос начинающих беззаконие”» ( Исх. 32:17–18 ). Идущема же има, зрста льный телець великый. (л.134б) И жесес Моиси, и пусти в дъсц завта, и скрушистас подъ горою. жидовьскыи, жьдуще Моис, ко медли Моиси слсти съ горы, роптаху къ Арону глаголюще: «въстани, створи намъ богъ, иже поидеть предъ нами; Моиси бо человкъ, иже изведе ны изъ Егюпта, и не вмы, что бо бысть Аронъ же, видвъ, ко злить народъ, бовъс ихъ, рече имъ: «изьмьше серзи златы, въверзте въ пещь». Они же, изьша серзи изъ шесъ своихъ и ввергоша въ пещь, и съльс имъ телець. Вси же поклонишас глаголюще: «се богъ твой, Израилю, иже изведе т земл «Еврейский народ ждал Моисея, однако Моисей долго не сходил с горы, и народ возроптал, сказав Аарону: „Встань и сделай нам бога, который пойдёт перед нами, ибо мы не знаем, что случилось с Моисеем, человеком, который вывел нас из Египта”» ( Исх. 32:1 ). Аарон, увидев, что народ обозлён, испугавшись их, «сказал им: „Выньте золотые серьги ( Исх. 32:2 ), положите их в печь”». Они, вынув золотые серьги из своих ушей, положили их в печь, и им был отлит телец. Весь народ поклонился ему, говоря: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» ( Исх. 32:4 ). Да не тому ли божественый Давидъ рече: «измниша славу Божию въ образъ тельца, дущаго сно». Сице и Соломонъ рече: «безумни суть человци въ нихъ же нсть Божи разума и нечестива жизнь ихъ, ко не разумють (л.134в) створившаго и въдъхнувъш а въ н душю диствьнующю и животну».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Изъяснение псалма 32-го. «Не надписан у Еврей». Это приписали Седмьдесять, переводя псалом, то есть: не ищи в переводе надписания, потому что надписания мы не нашли. Изречен же псалом сей блаженным Давидом о том, что совершилось при чудном Езекии, и произносится как бы от лица самого Езекии, побуждающаго народ к песнопению, после чудесной победы и погибели Ассириян. Пс.32:1 .  Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить. «Радуйтеся, праведнии, о Господе». Слово: «радуйтеся» Акила, подобно и Симмах, во многих местах перевели: «хвалите». «Правым подобает похвала». Познавшим Бога и освободившимся от заблуждения прилично всегда песнословить Бога. Потом Пророк научает, как надлежит им совершать песнословие. Пс.32:2 .  Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири. «Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему» Пс.32:3 .  Пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием. «Воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием». Все же сие совершалось согласно с предписанным в законе богослужением, потому что употреблялись при богослужении и гусли, и кимвалы, и тимпаны, и другия музыкальныя орудия. А восклицание есть победный клик, каким победители сопровождают бегущих врагов. Но и нам приличествует сказанное в духовном смысле: и нам возможно себя самих устроить в благозвучный и всестройный орган, и всеми, и чувственными и умственными, способностями души песнословить Бога. Пс.32:4 .  Ибо слово Господне право и все дела Его верны. «Яко право слово Господне, и вся дела Его в вере». Правдиво, говорит Пророк, правит всем Господь всяческих, и нам предоставил зрение дел Его, призывая нас веровать, а не пытливо доведываться, как совершаются. Пс.32:5 .  Он любит правду и суд; милости Господней полна земля. «Любит милостыню и суд Господь», потому что совершаемое Им повелевает всем принимать без пустаго любопытства и колебания в мыслях, заботиться же о жизни и украшать ее милостию и судом. «Милости Господни исполнь земля». Надлежит уподобляться Творцу, говорит Пророк. Как Он домостроительствует с милостию и милосерд к обиженным, – так и мы должны обидевших преследовать судом, а обиженным оказывать милость. Ибо и человеколюбивый Владыка наш на Ассириян изрек суд, а нас сподобил пощады и человеколюбия. Так, сказав о Божием Промысле, Пророк начинает речь о создании и учит, что Бог, все создав, всем правит и промышляет о тварях, как о Своих собственных, а не чуждых Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Иов.32:2 .  тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, Иов.32:3 .  а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова. На смену замолчавшим трем старшим друзьям является четвертый младший Елиуй, – представитель нового, до сих пор еще никем не раскрытого взгляда. Его имя, означающее: «мой Бог он», встречается среди имен народа еврейского ( 1Цар 1.1 ; 1Пар 12.20 ), а имя предка «Вуз» известно, во-первых, как имя второго сына Нахора, брата Авраама ( Быт 22.21 ) и, во-вторых, как имя одного из арабских племен ( Иер 25.23 ). В племени Вуза Елиуй принадлежал к поколению Рама. Выслушанные Елиуем речи Иова и трех друзей не только не удовлетворили его, но и возбудили в нем чувства негодования. Он «воспылал гневом» на Иова за то, что последний, считая себя невинным, обвинял Бога в неправосудии (IX), и на друзей – за то, что они, обличая Иова в грехах, не смогли опровергнуть его свидетельств о своей невинности, – доказать правоту своих взглядов (ср. ст. 12, 15). Иов.32:4 .  Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что они летами были старше его. Иов.32:5 .  Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его. Сознавая промахи друзей и Иова, Елиуй тем не менее молчал, потому что не желал из уважения к старшим прерывать их рассуждения ( Иов 29.21 ). Его речь начинается лишь после того, как сделалось ясным, очевидным прекращение разговора, явилась возможность принять участие в споре без нарушения восточных правил приличия. Иов.32:6 .  И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы – старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение. Иов.32:7 .  Я говорил сам себе: пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости. Преклонение пред мудростью и житейским опытом старших ( Иов 8.8–9, 12.12, 15.9–10 ) побуждало Елиуя не объявлять до времени своего взгляда (ср. Сир 32.9–11 ). Решение вопроса он предоставлял пожилым (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010