24. Слово в день Святыя Пасхи (Говорено в Успенском Соборе апреля 2-го дня; напечатано в собраниях 1822, 1835, 1844 и 1848 гг.) 1822 Христос воскресе! Сколь ни много уже раз повторяли мы ныне, но и еще не утомляемся повторять, уповаем же, что и вы не утомляетесь так часто слышать одно и тоже слово: «Христос воскресе!» Какое чудесное слово! Как изменяется от него вид всего, что существует! До сих пор многие из человеков знали только землю, на которой они являются на краткое время, и вскоре скрываются, неизвестно, куда; иные нечто еще слыхали об аде, как о пропасти, которая всех угрожает поглотить, и никого не отдает обратно; не многие помышляли о небе, как о таком горнем жилище, к которому лествицу только во сне видел некто, и только такую, по коей видны были восходящие 150 Ангелы Божии, а человеков не примечено. Теперь, когда «Христос воскресе», чем оказывается земля? – Она есть разсадник для неба; кратковременная и разрушением оканчивающаяся жизнь человека в теле, – скажем словами то, что наблюдаемый между нами при взаимном изъявлении радости воскресения обряд выражает вещию, – жизнь человека в теле есть начинающаяся жизнь птенца в яйце, которому, по сокрушении скорлупы, открывается высший и обширнейший круг жизни; надобно только, чтобы зародыш птенца объят, проникнут и возбужден был теплотою крови матерней; то есть, надобно, чтобы зародыш небесной жизни в человеке объят, проникнут и возбужден был животворящею силою крови Христовой. Теперь, когда «Христос воскресе», и когда Ему, яко Богочеловеку, «дадеся всяка власть на небеси и на земли» ( Mamф. XXVIII. 18 ), не только небо сделалось досязаемым, но даже соединилось с землею так, что трудно найти между ими предел и различие; ибо и на земли является Божество, и на небеси человечество; Ангелы, которых Иаков видел восходящих и нисходящих по лествице небесной, теперь сонмами ходят по земли, как вестники Сына человеческаго, Который владычествует на небеси. Что и ад после того, как, по сошествии во ад, «Христос воскресе»? Крепость, в которую под видом пленника вошел победитель; темница, у которой врата сокрушены, и стражи разсеяны; вот подлинно, по изображению Христову, чудовище, которое поглотило сверженнаго с корабля Пророка; но, вместо того, чтобы пожрать и истребить его, сделалось для него другим, хотя не столь покойным, кораблем, чтобы вынести его на брег жизни и безопасности. Теперь становится понятным, как надеялся некто чрез самый ад пройти безопасно: «аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси» ( Ncaл. XXII, 4 ), – Ты, Который для нас сшел с неба 151 , подобно нам, ходил по земли, и, подобно нам, низшел в сень смертную, дабы и оттоле проложить Твоим последователям путь во свет жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Accepter Le site utilise des cookies pour vous montrer les informations les plus récentes. En continuant à utiliser le site, vous consentez à l " utilisation de vos métadonnées et cookies. Politique des cookies Message de Noël du patriarche Cyrille de Moscou et de toutes les Russies Message de Noël du patriarche Cyrille de Moscou et de toutes les Russies aux archipasteurs, pasteurs, diacres, moines et moniales, et à tous les fidèles enfants de l’Église orthodoxe russe Bien-aimés dans le Seigneur archipasteurs, honorables prêtres et diacres, moines et moniales aimant Dieu, chers frères et sœurs ! L’amour ineffable de Dieu nous a rassemblés aujourd’hui, pour célébrer dans l’unité de l’esprit par le lien de la paix (Eph 4,3) l’une des plus grandes solennités et, en même temps, l’une des plus mystérieuses fêtes de l’Église : la Nativité de notre Seigneur Jésus Christ. Glorifiant la venue au monde du Sauveur, je vous félicite tous, très chers, à l’occasion de cet heureux événement qui ouvre une ère nouvelle dans les rapports entre Dieu et les hommes. Chaque fois que nous réfléchissons à ce qui s’est passé il y a 2 000 ans, nous essayons de saisir la grandeur du miracle de l’incarnation divine et ne cessons de nous étonner de la bonté et de la miséricorde de notre Créateur. Durant de longs siècles, l’humanité a langui dans l’attente anxieuse du Pacificateur (Gn 49,10) promis par le Seigneur : Le roi juste et victorieux (Zach 9,9), en qui espèrent les peuples (cf Is 42,4). Et lorsqu’est venue enfin la plénitude des temps, un enfant nous est né (Is 9,5), afin que quiconque croit en lui ne périsse point, mais qu’il ait la vie éternelle (Jn 3,16). L’amour de Dieu, qui surpasse l’entendement (Eph 3,19), n " a envoyé dans le monde ni un ambassadeur, ni un ange, ni un dirigeant fort et puissant, comme le pensait les hommes : Dieu Lui-même s’est incarné pour libérer l’homme du pouvoir du péché et du mal. Oui, cela est digne d’étonnement que le plus grand événement de l’histoire, annoncé par les prophètes de l’Ancien Testament et pressenti même par les plus éminents des penseurs de l’Antiquité, se soit accompli de façon si discrète et si effacée. Bethléem était endormie. Jérusalem dormait. Toute la Judée reposait. Le Seigneur Tout-Puissant, le Roi des rois et le Seigneur de l’univers n’est pas venu au monde aux sons solennels de la trompe (Ps 150,3) et devant une foule en liesse, mais humblement et modestement, dans le silence nocturne d’une pauvre grotte, magnifié par les anges et quelques bergers venus voir ce qui était arrivé (Lc 2,15).

http://mospat.ru/fr/news/91206/

Accettare Il sito utilizza i cookie per aiutarvi a visualizzare le informazioni più aggiornate. Continuando ad utilizzare il sito, l " utente acconsente all " uso dei metadati e dei cookie. Gestione dei cookie Messaggio natalizio del Patriarca Kirill di Mosca e di tutta la Rus’ Messaggio natalizio del Patriarca Kirill di Mosca e di tutta la Rus’ agli arcipastori, ai pastori, ai diaconi, ai monaci e alle monache e a tutti i fedeli della Chiesa ortodossa russa Arcipastori amati nel Signore, reverendi presbiteri e diaconi, devoti monaci e monache, cari fratelli e sorelle! L’ineffabile amore di Dio ora ci ha radunati perché possiamo, “nell " unità dello spirito per mezzo del vincolo della pace” (Ef 4, 3), celebrare una delle feste più solenni e al contempo più misteriose della Chiesa – il Natale del Signore nostro Gesù Cristo. Glorificando la venuta del Salvatore nel mondo, faccio a voi, miei cari, gli auguri più sentiti in occasione di questo evento gioioso che ha aperto una nuova epoca nelle relazioni fra Dio e gli uomini. Ogni volta che guardiamo ciò che avvenne duemila anni fa, cerchiamo di afferrare la grandiosità del miracolo dell’Incarnazione e non cessiamo di stupirci per la bontà e la carità del nostro Salvatore. Per molti secoli l’umanità languì nell’attesa intensa di Colui al quale “è dovuta l’obbedienza dei popoli” (Gen 49, 10): “il Re giusto e vittorioso” (Zac 9, 9), “e per la sua dottrina saranno in attesa le isole” (Is 42, 4). E quando finalmente compì la pienezza dei tempi, “un Bambino è nato per noi” (Is. 9, 5), “perché chiunque crede in lui non muoia, ma abbia la vita eterna” (Gv. 3, 16). L’amore di Dio “che sorpassa ogni conoscenza” (Ef 3, 19) non mandò nel mondo un intercessore, né un angelo o un governatore forte e potente, come pensavano gli uomini, ma Dio stesso si incarnò per liberare l’uomo dal potere del peccato e del male. È degno di meraviglia che il più grande evento della storia, preannunciato dai profeti veterotestamentari e presentito persino dagli illustri pensatori dell’antichità, avvenne in un modo così modesto e del tutto inosservato. Betlemme dormiva. Gerusalemme dormiva. Dormiva tutta la Giudea. Il Signore Onnipotente – il Re dei re e il Signore dell’universo – nacque nel mondo non accompagnato dal suono solenne degli “squilli di tromba” (Sal 150, 3) e dell’esultanza di tutti, ma umile e mite, nel silenzio notturno di una povera caverna, lodato da una schiera di angeli e da pochi pastori che vennero a vedere “questo avvenimento” (Lc 2, 15).

http://mospat.ru/it/news/91206/

IV. Сношения с Востоком при царе Феодоре Иоанновиче Грамотою своею Константинопольскому Патриарху Иеремии Царь Феодор Иоаннович извещал: что Божиим судом отца его, блаженной памяти Великого Государя, Царя Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси, во иноках Ионы, в животе не стало, а после себя благословил он его всеми своими государствами, и он, Царь Феодор, с Божиею помощию, по благословению отца своего, на своих государствах учинился Государем, и к нему Патриарху, по отце своем, Великом Государе, послал своей милостыни с посланником своим Борисом Благим, сорок соболей и шестьсот рублей деньгами, да по монастырям Царьградским двести девяносто рублей, и по рукам нищим велено раздать шестьдесят рублей, и потому просил Вселенского пастыря и учителя, поминать, блаженной памяти отца его, и вписать имя его в синодик, с его прародителями, по тому списку, какой был послан к Царьградскому Патриарху Иоасафу, и вместе с тем матерь его, благочестивую Царицу Анастасию, и брата его, Царевича Ивана, во вседневных проскомидиях; о здравии же Царском и его Царицы и Великой Княгини Ирины, и о всем православном государстве просил молить Господа, его Пречистую Матерь и всех Святых, чтобы щедротами Божиими все Христианство было в тишине, а Государю бы даровал Бог победы на враги. Грамота писана в Августе 1584 года. (Стат. список 2 лист 142) И на Св. гору Афонскую, в лавру Хиландарскую, послана была грамота эклесиарху Григорию, чтобы ризы, которые были предназначены от блаженной памяти отца его ради поминовения Царевича Ивана в Пантелеимонов монастырь, были бы переданы, по случаю запустения монастыря сего, в лавру Ватопедскую, для поминовения отца его. (Лист 146) Старцы Афонские и Палестинские, бывшие в Москве, были отпущены чрез Смоленск вместе с посланником, и о них писана была грамота воеводе Василию Ивановичу Шуйскому, будущему Царю. В ней упомянуты: лавры Св. Афанасия Афонского Архимандрит Феофан с двумя братиями; старец Матфей из лавры Св. Саввы и Архангельского монастыря священник Кирилл с двумя братиями, и еще со Св. горы, из обители Котлумуша, два старца и два из Ксиропотама, Игумен Дионисий Кастамонитский со старцем; из Антиохии соборной Патриаршей церкви Архимандрит Исаия с диаконом; из Сербской земли, обители Благовещенской, Архимандрит Кирилл с двумя старцами, и из Солуни, Верийского Никольского монастыря старец Ксенофонт; (когда же прибыли они в Москву, из дел не видно.) Это показывает, как обширны были тогда наши сношения церковные с Востоком. (Лист 150)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_83986.html 03 марта 2011 Выступление митрополита Волоколамского Илариона на встрече со студентами парижского Института политических исследований Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1420230.html Официальный сайт РПЦ МП 1 марта 2011 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с группой студентов Института политических наук Парижа. Председатель ОВЦС рассказал гостям о внутренней жизни Русской Православной Церкви, ее внешней деятельности, а также о работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Уважаемые гости! Рад приветствовать вас в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Мы с вами находимся на территории Свято-Данилова монастыря – первой святой обители, воздвигнутой на московской земле. Надеюсь, что ваша ознакомительная поездка позволит вам значительно расширить познания о стране, традициях и обычаях нашего народа. В свою очередь я хотел бы рассказать о современном состоянии Русской Православной Церкви, ее внутренней миссии и внешней деятельности. Внутренняя жизнь и миссия Русской Православной Церкви Сегодня Русская Церковь объединяет свыше 150 миллионов верующих в более чем 60 странах мира. В нашей Церкви 164 епархии, 217 правящих и викарных архиереев, более 30 тысяч священнослужителей. Действуют 30675 приходов и 805 монастырей. Ряд епархий Русской Церкви находятся за пределами канонической территории Московского Патриархата. Так, Париж является кафедральным городом Корсунской епархии, в юрисдикцию которой входят русские православные приходы в ряде стран Западной Европы. Русская Православная Церковь играет важную роль в жизни общества не только в России, но и в Украине, Беларуси, Молдавии и других странах своей пастырской ответственности. Она принимала непосредственное участие во всех значимых исторических процессах последнего тысячелетия. Православная вера легла в основу отечественной культуры, просвещения, общественного, семейного и личного бытия. Русская Церковь всегда была едина со своим народом.

http://religare.ru/2_83986_1_21.html

XII. Первые церковные разделения. Богословские споры. Новые ереси и расколы Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Chadwick; Болотов; Walker. 1. С самого начала в реальной жизни Церкви не все было идеально. В ней были и споры, и разделения. Так, мы отмечали выше, что церкви Малой Азии разделились по вопросу монтанизма. Там же, в Малой Азии, сохранилась древнейшая традиция празднования Пасхи : ее отмечали в тот же день, что и иудейскую пасху, - 14 числа еврейского месяца нисана. Около 150 г., когда в Риме начали праздновать Пасху, там, так же как и в Александрии, ее относили на ближайшее воскресенье после еврейской Пасхи, т, е. первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Около 190 г. епископ римский Виктор потребовал у церквей Малой Азии единообразия в праздновании Пасхи. Скорее всего, Виктор считал, что римский обычай был введен апостолами Петром и Павлом, и объявил, что все, отмечающие Пасху в другой день, не могут считать себя православными христианами. Св. Ириней был шокирован таким автократическим и агрессивным поведением римского епископа. Он припомнил, как около 155 г. св. Поликарп Смирнский приезжал в Рим для переговоров по тому же вопросу с папой Аникитой, и хотя они не пришли к согласию (в то время в Риме Пасха даже еще не отмечалась ежегодно), но расстались вполне дружелюбно. Ко времени вмешательства римского епископа в самой Малой Азии уже давно велись ожесточенные споры о том, какой из обычаев празднования Пасхи наиболее верный. В конце концов римская точка зрения победила, и празднующие Пасху одновременно с иудеями получили название квартодесиманов («четырнадцатников») и были признаны еретиками. Их группы существовали еще достаточно долго: они упоминаются даже в источниках IX в. Тем не менее, несомненно, их практика была древнейшая. Квартодесимане попали в еретики, попросту отстав от своего времени. 2. Во время правления папы Виктора (189-199) в Риме начались так называемые «монархианские» споры. Они были вызваны реакцией на так называемое «богословие Логоса» в писаниях св. Иустина и других апологетов. Терминология тогда еще не была определена, и ряд выражений св. Иустина мог ввести в заблуждение.

http://sedmitza.ru/lib/text/434688/

XXVIII. Благотворительное общество при церкви святой равноапостольной Марии Магдалины, на Малой Охте Учреждение общества. – Воскресно-праздничная школа. – Постоянная школа. – Собственный дом. – Богадельня. – Деятельность общества в последнее время. – Главнейшие благотворители. «Благотворительное общество при церкви св. равноапостольной Марии Магдалины, на Малой Охте», своим учреждением обязано, подобно Сампсоновскому и Колтовскому приходским благотворительным обществам, известному уже читателям действительному статскому советнику Михаилу Егоровичу Петрову. Устав общества был утвержден 3 октября 1878 года, открытие состоялось 31 декабря 1878 года. Открытие происходило в церкви, после молебствия, за которым сказано было поучение священником П. В. Нильским, на текст: блажени милостивии, яко тии помилованы будут. Молебствие происходило в главной церкви, а затем собравшиеся будущие члены общества перешли в придельную церковь , устроенную учредителем общества, и.здесь произвели выборы в члены совета общества. Председателем совета избран был настоятель церкви, священник П. В. Нильский. Не лишне, может быть, упомянуть, что делопроизводителем совета был избран студент 3-го курса духовной академии А. М. Иванов. Наиболее крупными пожертвованиями в первый год были: от М. Е. Петрова на учреждение общества 2.000 рублей, М. В. Захарьинского и от душеприказчиков Н. А. Погребова по 400 рублей, А, и Н. Кашинцевых 200, и Р. Петухова 150, А. П. Васильевой, В. Я. Леонтьева, У. С. Сорокиной и одной дамы, не пожелавшей объявить своего имени, по 100 рублей. С самого учреждения общество вошло во взаимодействие с Императорским Человеколюбивым обществом, и получило от него 200 рублей. За первый год общество получило 5.800 рублей. Благотворительная деятельность за этот год выразилась только в раздаче единовременных пособий на сумму до 280 рублей. В первый же год общество возымело мысль о постройке собственного дома, для чего у Охтенского общественного управления исходатайствована была уступка участка земли в 300 квадратных сажен. Но скромные доходы общества, в зависимости от бедности района местности, долго не позволяли обществу осуществить его мысль. Деятельность ограничивалась выдачей пособий, определением бедных детей в посторонние училища и погребением бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

А.С.Л . Шауфельбергер. Соловки 212 Соловецкий монастырь, основанный в XIV столетии Св. Савватием, служил до Революции местом паломничества многих десятков тысяч православных и представлял большой духовный и культурный центр нашего крайнего Севера. Находятся Соловецкие острова в Белом море, приблизительно в 80 верстах от ст. Кемь Северн. жел. дор. и в 150 верстах от Полярного Круга. Соловки представляют группу островов, из которых главный, длиною в 23 версты и шириною, в среднем, 12, тянется с юга на север, в виде удлиненного неправильного треугольника, с широким концом на севере. Главные церкви, – всего их пять, сосредоточены на крайней южной оконечности острова, обнесены широкой и высокой каменной стеной длиною более 500 сажен, построенной неровным треугольником, частью из дикого камня, частью из кирпича, с тремя высокими башнями-бойницами по углам. Башни эти были защитою монастыря, и до сих пор еще в каждой из них находятся по 2–3 старинных орудия на громадных деревянных колесах. Последний раз эти орудия отражали английские суда, подошедшие к острову в 1854 году. Все место, обнесенное стеной, называется Кремлем; в нем же помещается большинство келий монахов, покои настоятеля, трапезные, кухни и главные склады. Церкви тянутся внутри, вдоль стен Кремля, на известном расстоянии друг от друга и соединены между собой двухэтажными каменными домами-кельями монахов и прочими многочисленными службами. В середине Кремля – небольшая открытая часовенка с историческим колодцем, около которого сложена пирамида английских ядер осады 1854 г., собранных монахами. Кругом монастыря, в окружающих его громадных стенах, до сих видны следы разрушения от попадания этих ядер. Вне Кремля, но в непосредственной его близости, расположены кладбище с небольшой, но очень красивой церковью, две гостиницы – мужская и женская, несколько заводов, верфь, амбары, конюшни, ферма, а также электрическая станция, построенная монахами в начале этого столетия. У монастыря было свое крупное хозяйство, отлично, образцово поставленное, что видно и теперь еще, хотя в настоящее время далеко не на той высоте, как при монахах. Весь остров был покрыт вековым лесом, с которым монахи обращались очень бережно, никогда не рубили и для своих нужд пользовались лишь буреломом и обреченными на гибель старыми и большими деревьями; уголь и недостающее количество дров монастырь покупал на материке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адамовка. Скит Иоанна Шанхайского Успенской Святогорской Лавры. Церковь Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. /// Епархия неизвестна Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты 21 октября 2007 года наместником Святогорской Лавры епископом Святогорским Арсением в сослужении братии Святогорской Лавры в священном сане была совершена закладка нового храма в честь Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Свершилось это историческое для села Адамовки и всего Святогорского края событие по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, священноархимандрита Свято-Успенской Святогорской Лавры. Верхний престол храма посвящён великому святителю Иоанну Шанхайскому, нижний престол - Небесному покровителю святого от купели Святого Крещения - Архистратигу Божию Михаилу - в честь памяти его чуда, бывшего в Хонех (Колоссах). Также было принято решение не только о возведении на этом достойном месте святого храма Божия, но и о последующем устройстве вокруг него одноимённого скита. В нём сейчас создаётся целый комплекс: братский корпус, трапезная и гостиница для паломников на 150 мест. Как всегда, епископ Святогорский лично участвовал в каждом новом строительном проекте обители, наместником которой он является. Спустя неделю, 29 октября владыка Арсений посещал село Адамовку, чтобы на запланированном для строительства месте принять участие в разметке фундамента будущего храма. Спустя несколько месяцев в селе радовались ещё одному важнейшему для всех местных жителей событию. 19 января 2008 года, в праздник Крещения Господня, в Адамовке совершилось первое за более чем 70-летнюю историю села великое освящение воды. Чин великого водоосвящения на месте строящегося храма возглавил епископ Святогорский Арсений в сослужении лаврского духовенства и присутствии местных жителей, которых в тот день на богослужение собралось около 60 человек. Богатым на события оказался для села Адамовки следующий год. 2 июля 2009 года, в день памяти святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, храм в его честь отпраздновал свой первый престольный праздник. По этому торжественному случаю в верхнем храме был отслужен водосвятный молебен с акафистом святителю Иоанну Шанхайскому, который возглавил наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры Преосвященнейший Арсений, епископ Святогорский в сослужении приезжего духовенства и братии Лавры. На аналой в тот день была положена икона святителя Иоанна с частицей его святых мощей, привезённая из Америки и подаренная Святогорской обители духовником Оптиной Пустыни схиигуменом Илием (Ноздриным). На престольный праздник собрались не только местные селяне, но и паломники из г. Славянска и близлежащих сёл. По окончании молебна был совершён крестный ход вокруг строящегося храма.

http://sobory.ru/article/?object=56716

Александр Самарин. Снимок 1913 года 12 февраля 2017 г. 12:18 «Подчинил себе митрополита Петра (Полянского)» К ПОЛУТОРАВЕКОВОМУ ЮБИЛЕЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ОБЕР-ПРОКУРОРА СИНОДА АЛЕКСАНДРА САМАРИНА Двенадцатого февраля 2018 года исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Дмитриевича Самарина. О его дореволюционной деятельности - в частности, на посту обер-прокурора Святейшего Синода, - сложно найти восторженные отклики как в современной, так и в старинной научной литературе. Но сегодня особый интерес представляет собой деятельность Самарина после Октябрьского переворота 1917 года, когда его верность Богу, выбранным идеалам и любовь к Отечеству и народу проявились особенно ярко. Еще в 1905 году в «Обращении московских дворян к императору Николаю II» Самарин вместе с другими представителями дворянства настаивал на проведении нужных и необходимых, по его мнению, реформ, способствующих постепенному освобождению народа от излишних «стеснений в духовной и экономической жизни». Представители же оппозиционных партий, в отличие от Самарина, тогда предлагали учредить «народные представительства», но будущий обер-прокурор в них видел политизированную деструктивную силу, способную разрушить диалог власти и народа. Выход из сложившейся трагической ситуации общественного раскола Самарин и его единомышленники видели не в даровании Конституции, прав и представительств, а в воспитании «подлинной христианской свободы», верности традициям и исконным ценностям. В Обращении они описывают картину нестроений: «Значительная часть (общества) постепенно утрачивает предания, которыми все общество жило до сих пор, и отрекается от унаследованных исстари верований и идеалов. Над всем веками сложившимся политическим строем над верованиями и идеалами народа, над всем его бытом произносится строгий приговор, и все это беспощадно осуждается как окончательно отжившее» 1 . В частности, в Обращении представители дворянства буквально взывали к государю о раскрепощении Российской Церкви, в которой видели институт, могущий воспитать общество: «Так, бесспорно, давно пора освободить Церковь от государственной опеки, возвратить ей «свободу жизни, свободу внутреннего строения», которые будто бы для пользы Церкви наложены на верующую совесть; надо же, наконец, когда-нибудь понять, что от нынешнего порядка страдает сама Церковь, чем люди, от нее уклоняющиеся, и что он является более сильною опорою неверия и индифферентизма, чем самая убедительная проповедь какого-либо модного учения» 2 . Но их искренний голос не был услышан. Приходится только гадать, как повернулись бы события, если необходимые реформы были бы проведены.

http://e-vestnik.ru/history/ober-prokuro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010