Содержание Preface Abbreviations 1. The Early Chapters of the Capita 150 A. Introduction B. The General Context of the First Section The Non-Eternity of the Cosmos (1–2) The Celestial Sphere (3–7) The Terrestrial Sphere (8–14) The Natural Human Faculties (15–20) Spiritual Knowledge (21–29) Rational Nature (30–33) The Divine Nature and its Triadic Image in Man (34–40) a. The Doctrine of the Capita b. Patristic Background c. Two Contemporary Parallels i. Gregory of Sinai ii. Theoleptos of Philadelpheia Recognition of Human Weakness and the Need for Healing (41–63) 2. The Later Chapters of the Capita 150 A. Introduction Divine Illumination (64–67) Multiplicity of the Divine Energies (68–71) Basic Doctrines (72–84) The Dionysian Doctrine of Union and Distinction (85–95) Absurdities of the Akindynist Doctrines (96–103) The Imparticipability of God " s Substance (104–112) The Reply on Cyril (113–121) The Contra Acindynum (122–131) Distinction of the Divine Substance and the Divine Energy (132–145) The Light of Tabor (146–150) B. The Date of the Capita 150 C. Conclusion 3. The Text A. Previous Editions of Palamas» Works B. Manuscripts of The Capita 150 C. Printed Editions D. Indirect Witnesses E. The Tradition of the Text Hyparchetypal Variants Archetypal Errors Alpha Family Beta Family The Uspensky Edition Constitution of the Text F. Sigla and Abbreviations St. Gregory Palamas Capita 150 Appendix. St. Gregory Palamas The Reply On Cyril Selected Bibliography     edited and translated by Robert E. Sinkewicz, C.S.B. The Capita 150 deserves special prominence in the Palamite corpus, equal to that of the Triads in Defence of the Holy Hesychasts. It was written in a relatively tranquil period after the triumph of Palamism in the Council of 1347 and prior to Gregory " s polemics with Nikephoros Gregoras. Gregory Palamas took this opportunity to stand back somewhat from the atmosphere of controversy and reflect at length on the larger doctrinal context of the debates and the relation of the detailed issues to this context. The Capita 150 thus opens with a discussion on the nature of human knowledge and its application to the natural and supernatural domains. These considerations lead into a profound reflection on the image of God in man. Here Gregory Palamas produces not merely a synthesis of the patristic doctrine but a genuine theological development within the Church " s tradition to meet the needs of the controversy with which the Church was confronted. After dwelling on the consequences of the Fall and the subsequent quest for healing, Palamas then reviews the principal issues of his controversy with Gregory Akindynos and his followers.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Беседа 60 на псалом 150 126 Пс.150:1 .  Аллилуия. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его. 127 «Хвалите Бога во святых Его». – «Хвалите Его в силах Его» ( Пс.150:2 ). – Как христианин может исполнить увещание псалмопевца относительно прослав­ления Бога на различных музыкальных орудиях? – Что значит: «на кимвалах громогласных» ( Пс.150:5 )? Здесь пророк говорит или о народе, или о святой жизни и святых мужах. Смотри, как он оканчивает книгу благодарностью, научая нас, что это должно быть и началом и концом наших действий и бесед. Так и Павел говорит: «всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол.3:17 ). Так же начинается и наша молитва . Говорить: «Отче наш» свойственно тем, которые благо­дарят за полученные дары, означая все дары одним этим названием. Кто назвал Бога «Отцом», тот исповедал усынов­ление; а кто исповедал усыновление, тот возвестил оправда­ние, освящение, искупление, отпущение грехов, дарование Духа. Все это наперед должно быть, чтобы мы имели усыновление, и удостоились назвать Бога Отцом. Впрочем, мне кажется, про­рок указывает здесь еще на нечто другое: «во святых Его», гово­рит он, т.е. чрез святых Его. Благодарите Его за то, что Он так устроил жизнь, или: что сделал людей ангелами. Потому, сказав наперед: «во святых», пророк прибавляет «хвалите Его на тверди силы Его», выражая то, что я сказал, так как этого Бог желает более, нежели того, и небо сотворено для человека, а не человек для неба. Другой переводчик (Симмах), вместо: «на тверди», говорит: «в неистребимом» ( τω ακαθαιρτω). Третий (Акила): «во утверждении державы его» ( κρτυς). Мне кажется, что пророк указы­вает и еще на нечто другое, как и в предыдущем псалме. Как там он сказал: «хвалите Его, все Ангелы Его» ( Пс.148:2 ), так и здесь: «хвалите Его на тверди силы Его», т.е. находящиеся на тверди Его. Он непрестанно призывает горния силы к участию в славо­словии. «Хвалите Его в силах Его, хвалите Его по чрезмерному величию Его» ( Пс.150:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А.И. Никольский Святцы 1140. Святцы , в четвертку, 157 лл., полууставом XVI в., без переплета. Листы: 1, 2, 15–17, 63, 64, 120–126 позднее вставлены и писаны полууставом XIX в. He достает нескольких листов в средине рукописи между листами 48 и 49, 147 и 148. Заглавие: «Соборник 12-ти месяцев сказуя от месяца септеврия до месяца августа по уставу иже во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы Священнаго». За святцами с тропарями и кондаками следуют: 1) богородичны и крестобогородичны поемыя на славу и ныне по тропари святаго (148–150) и 2) уставныя замечания о богослужении в недели великаго поста, от недели мытаря и фарисея до недели Цветной включительно (150–157 об.). Из русских святых отмечены следующие: сентября 5 – князь Глеб; сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 30 – Григорий Пелшемский; октября 1 – Савва Вишерский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 – Петр митрополит; января 10 – Павел Обнорский; января 11 – Михаил Клопский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 14 – Кирилл просветитель славян; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 22 – Никита Переяславский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 27 – Фотий, Киприян и Иона митрополиты; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 29 – Петр царевич Ордынский в Ростове; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир. Славянские святые отмечены: октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; января 14 – Савва Сербский : февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; июня 2 – Иоанн Сочавский; августа 16 – Иоаким Сарандапорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Варнава (Беляев) Добавки к биографии старца Дополнить еще, как старец одну фрейлину посту и молитве учил. Как она совершенно не могла постного есть и молиться. Вставить несколько изречений старца куда-нибудь. 1. «Долго я ломал себя, все не удавалось. Ну, наконец сломил…» – говорил он впоследствии. Точно неизвестно, о чем была тут у него речь, но можно применить это каждому к себе в связи с учением «Лествицы» об уничтожении в своей душе прежде всего главной страсти 170 . Ее надо сперва сломать. А все остальное само уже отойдет. Но для многих встает вопрос: а какая у меня главная страсть? 171 2. «Простота есть невинность души». И он ее старался оберегать в себе и других всеми силами. О ней он еще говорил: 3. «Простота от Духа Божия подается. Человек сам ничего не приобретет, если Бог не подаст. А даст, так будешь как дитя. Ребенок все просто принимает и живет одним чувством. А мы много знаем, много помним, все это разбивает и рассеивает нас». (Особенно это к ученым-монахам относится, которые и по обязанности должны много знать). Пропущен рассказ о парне, продавшем душу свою блудному бесу. Как он приезжал в Спасо-Елеазарову пустынь и бесы его мучили. (Хотя бы в нескольких словах изложить суть). Старец приехал из Спасо-Елеазаровой пустыни в Казань, «где можно было несколько отдохнуть и полечиться», а потом снова возвратился на свое старческое служение Церкви Божией. Это он и прежде делал, уезжая на 2–3 месяца в Москву или Киев. Картофель, вода и толстобрюхие (нечто от науки) При lipomatosis " e (тучности, полноте) медицина вообще запрещает картофель. Разрешается только такая пища, где много белков, мало углеводов и совсем нет жиров. Утром: 120–150 граммов нежирной рыбы (для мирян можно мясо), чашка чаю без молока и без сахара, 30 граммов сухарей или поджаренного хлеба (а знаете, что такое будет эти 30 граммов?!). В обед: 150 граммов, как теперь говорят, «частиковой» (не красной) рыбы морской. (Митрополит Филарет Московский двумя-тремя пескарями питался, что вошло в известный анекдот. Митрополит Макарий, бывший Алтайский, – то же самое, и лишь по праздникам позволял судака себе подавать. Сколько искушений – скандалов, попросту сказать, – с ним у лаврских монахов было на Троицу, Успеньев и Сергиев день, когда по рукописному древнему Уставу, писанному еще в допетровской Руси, были на эти дни «кормы великие чудотворцев: осетрины 23 пуда, пива и меду без меры, калачи до изъеду…»).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Иерусалим - Новый город. Монастырь св. Модеста. Монастырь.   ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 200 - 300. Адрес: Иерусалим, Гиват Ханания (Абу Тор), ул. Аминадав угол ул. Ишай. Координаты: 31.76573, 35.22785 Проезд: Городскими автобусами 7, 8, 30, 74 до остановки Хевронская дорога 2 (Дерех Хеврон «бет»). Остановка напротив дома 51 по Хевронской дороге. Перейти дорогу и идти против движения автобуса, на север, 100-150 м. Перед домом 37 свернуть направо и подниматься 250-300 м по ул. Аминадав. В конце подъема, на ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Городскими автобусами 7, 8, 30, 74 до остановки Хевронская дорога 2 (Дерех Хеврон «бет»). Остановка напротив дома 51 по Хевронской дороге. Перейти дорогу и идти против движения автобуса, на север, 100-150 м. Перед домом 37 свернуть направо и подниматься 250-300 м по ул. Аминадав. В конце подъема, напротив дома 14, улица упрется в ворота монастыря. Ворота, с большой долей вероятности, будут заперты. Следует повернуть направо, на ул. Ишай и идти по ней до первого поворота налево, на ул. Авигаиль. Пройдя около 50 м по ул. Авигаиль повернуть в открытые ворота налево. Ворота также монастырские, однако территория непосредственно за ними явочным порядком перестала быть монастырской: слева за воротами частный жилой дом, справа несколько поодаль – еще два, прямо – синагога. Синагогу следует обойти с любой стороны, и турист окажется, наконец, собственно на монастырской территории Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храмы монастыря: Церковь Прокопия Чтеца Церковь Модеста, Патриарха Иерусалимского Местоположение монастыря Монастырь находится примерно в километре к югу от горы Сион, через «Долину Енномову», на вершине горы, называемой ныне холмом Ханании (Гиват-Ханания), на высоте 777 м над уровнем моря. Как называлась эта гора в древности – неизвестно, ибо при том, что она описана в двух местах в книге Иисуса Навина (Навин, 15:8, 18:16), название ее там не приводится. Упоминание горы в этой книге связано с межеванием границы между уделами Иудиным и Вениаминовым.

http://sobory.ru/article/?object=11668

О политическом величии и национальной славе РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22680.html 28 октября 2005 Дмитрий Мисюров О политическом величии и национальной славе Слово и дело Центр национальной славы России берет свое начало с конференции " Национальная Слава России – век XXI " , открытие которой состоялось 25 апреля 2001 года в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца. Центр пропагандирует " настрой на созидание, социальный оптимизм, гордость своим Отечеством " для того, чтобы " вернуть народу и стране веру в себя, в свою способность к успеху, в свое достойное будущее — одна из главных задач всех сил, ориентированных на возрождение и подъем России, на ее достойное будущее " . Судя по множеству конкретных инициатив и проведенных мероприятий, слова у этой организации не расходятся с делом. При активном организационном участии Центра прошли десятки мероприятий. Осенью 2005 года можно отметить празднование 625-летия победы войска Дмитрия Донского на Куликовом поле, 150-летия завершения героической обороны Севастополя, 60-летия окончания Второй мировой войны, 300-летия Православия на Камчатке. 60-летие окончания Второй мировой войны отмечалось 2–4 сентября 2005 года в Южно-Сахалинске. Программа праздничных торжеств включала установку и освящение Поклонного Креста в Южно-Сахалинске, возложение венков к памятнику павших, открытие памятника Святому Всехвальному апостолу Андрею Первозванному на острове Итуруп, проведение конференции " Православие в прошлом и будущем России " , встречи молодежи с ветеранами Второй Мировой на Солдатской поляне Южно-Сахалинска, и естественно, праздничный концерт. Символика этих празднеств заслуживает особого внимания. 150-летие завершения героической обороны Севастополя праздновалось 8 и 9 сентября 2005 года в городе-герое Севастополе. 8 сентября, в последний день 349-дневной героической обороны Севастополя, на площади адмирала П.С.Нахимова состоялся грандиозный концерт " Вспомним, братцы, день тот славный! " . Участники торжеств и жители города посетили Малахов курган, поле Балаклавы, Севастопольское братское кладбище, где похоронены более 100 тысяч защитников. Место поклонения – Свято-Владимирский храм, усыпальница русских адмиралов, где прошел благодарственный молебен, Свято-Владимирский собор в Херсонесе, Свято-Георгиевский монастырь, насельники которого приняли активное участие в обороне Севастополя. Во время торжеств открылась выставка Народного художника России В.Нестеренко " Отстоим Севастополь! " .

http://religare.ru/2_22680_1_21.html

10 февраля 2011 г. Наука или метафизика? 150-летний спор об эволюции В прошлом веке дарвинизм был самым мощным из трех «слонов» общественного сознания наряду с марксизмом и фрейдизмом. О загадке его популярности и современных перспективах теории эволюции размышляет кандидат богословия настоятель общины Святителя Николая во Фрейбурге.  Часть I. Наука или метафизика Дарвинизму 150 лет. Днем его рождения можно считать 30 июня 1860 года: в этот день в Оксфорде прошли нашумевшие дебаты о теории эволюции между Томасом Гексли и епископом Сэмьюэлом Уилберфорсом. Меньше чем за год до этого в Лондоне вышла знаменитая книга Чарльза Дарвина (1809–1882) «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (прим. 1) . В ней автор утверждал, что открыл механизм саморазвития жизни. Сам Дарвин в этих дебатах не участвовал: то ли по болезни и привычке к уединенной жизни в родовом поместье в Дауне, то ли по скромности, поскольку был дипломированным богословом, а не естествоиспытателем, то ли оттого что не был допущен в общество тогдашних «законодателей» естественных наук. Чернорабочий науки До того как пятидесятилетний Чарльз Дарвин сделался основателем дарвинизма, в научных кругах он был известен как естествоиспытатель-любитель, после двухлетних попыток так и не сумевший одолеть медицинскую науку в Эдинбургском университете и вынужденный переквалифицироваться в священники. Правда, в период обучения богословию в Кембридже (1828–1831) он не особо утруждал себя посещением лекций, проводя больше времени в кругу коллекционеров насекомых, и даже сам открыл несколько еще не известных науке жуков. Он сблизился с профессором ботаники Джоном Стивенсом Генслоу (1796–1861) и стал его другом. Благодаря этому знакомству в кругу ведущих кембриджских натуралистов он приобрел известность как «тот, который гуляет с Генслоу» («the man, who walks with Henslow»). Особое уважение к нему ученых натуралистов вызвало то, что он не изменил науке и готов был ей служить если не профессором, то хотя бы «чернорабочим». Пять лет он провел в снаряженной английским правительством кругосветной экспедиции в качестве неоплачиваемого сборщика коллекций, относящихся к естественной истории. Можно сказать, что пять лет кругосветного -путешествия -обеспечили Дарвина материалом для исследований на всю оставшуюся жизнь и определили его научную карьеру. Даже на титульном листе «Происхождения видов», ставшего главной книгой его жизни, Дарвин представлен читателям как автор знаменитого «Дневника изысканий по естественной истории и геологии стран, посещаемых во время кругосветного плавания корабля Ее Величества “Бигль”» (2) .

http://e-vestnik.ru/church/02_nauka_ili_...

Радуюсь тому, что вам удалось рассмотреть 600 рукописей в библиотеке Святогробского подворья. А возрадовался бы я еще более, если бы вы хоть вкратце изложили бы мне содержание не только сборника церковных и гражданских законов, составленного каким-то ΠΑΥΛΩ...ΙΩ, но и 150 дееписаний великой церкви цареградской. Весьма любопытно и приятно узнавать неизвестное или давно забытое. Не найдете ли вы в оных дееписаниях решения следующих вопросов церковноисторических: 1) Когда и почему цареградские патриархи отменили древнейший вселенский обычай, по которому в каждой митрополичьей епархии уездные епископы избираемы были поместным собором под председательством митрополита, и начали назначать и посылать их из Константинополя? 2) Когда и почему они предписали ставропигиальным монастырям воспоминать на ектениях и во время возгласа «во-первых, помяни Господи», воспоминать имя не местных митрополитов или епископов, а свое? 3) С какого времени и по какой причине эти монастыри стали вносить в общую казну Великой церкви ежелетнюю дань в 300 пиастров вместо 150 по старому обычаю? 4) Вносят ли такую дань монастыри афонские? 5) По каким причинам оная казна наживала неоплатные долги? 6) Когда отменен обычай, по которому цареградские священники в известные дни давали патриарху подарки жизненными припасами? 7) Какова была судьба церковнонародных училищ в Константинополе со времени падения греческого царства? 8) Когда Великая церковь решилась перекрещивать римско-католиков и не от начала ли появления лютеранства перекрещивает последователей Лютера, Кальвина, Социна? 9) Когда на Востоке появились в церквах глухие деревянные иконостасы, подобные нашим? Вам надобно решать эти вопросы, вам, мой свет. Вы ближе нас к сущей тьме, покрывающей Великую церковь , и потому можете усмотреть тут хоть что-нибудь, хоть згу какую. Кстати бы вам обойти и все приходские церкви в Константинополе и описать все, что в них замечательно, и наипаче древние иконы, напр., икону св. Хионии в ближайшей к вам церкви Панагии.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Античная философия и формирование тринитарной доктрины в латинской патристике Содержание Введение 1. Постановка проблемы и предмет исследования 2. История изучения вопроса в отечественной и зарубежной литературе 3. Цели и задачи исследования 4. Актуальность и новизна исследования 5. Источники и методы исследования 6. Основные результаты исследования и тезисы, выносимые на защиту 7. Апробация и научно-практическая значимость исследования 8. Структура работы Глава I. Предпосылки возникновения тринитарной доктрины в библейской, иудео – эллинистической и раннехристианской религиозно – философской мысли 1. Библейское учение о Боге (Ветхий Завет) 2. Учение о Божественной Премудрости и Логосе в эллинистическом иудаизме III в. до н. э. – I в. н. э 2.1. Александрийская иудейская религиозная философия 2.2. Филон Александрийский и его учение о Боге 2.3. Учение Филона о Логосе 3. Учение о Троице в Новом Завете 4. Тринитарное учение «мужей апостольских» и греческих апологетов 4.1. «Мужи апостольские» 4.2. Греческие апологеты 4.3. Ириней Лионский Глава II. Возникновение тринитарной доктрины в доникейский период латинской патристики (150–325 гг.) 1. Тринитарная доктрина Тертуллиана 1.1. Введение 1.2. Генетическая сторона: происхождение Лиц Троицы и Их особые свойства 1.3. Онтологическая сторона: соотношение в Боге единой сущности и трех Лиц 1.3.1. Категориальный подход 1.3.2. Учение о Божественной монархии 1.4. Выводы 2. Соотношение тринитарного учения Тертуллиана и Ипполита Римского 3. Римская тринитарная доктрина в III веке: пресвитер Новациан 3.1. Монархианские тенденции в римской теологии III века 3.2. Тринитарное учение Новациана 3.2.1. Бог Отец, Божественная сущность и ее атрибуты 3.2.2. Сын Божий и Его отношение к Богу Отцу 3.2.3. Святой Дух 3.2.4. Выводы 4. Тринитарный спор между Дионисием Римским и Дионисием Александрийским 5. Тринитарная доктрина последних латинских апологетов: Арнобий и Лактанций 5.1. Арнобий и его иерархия божественных существ 5.2. Лактанций и его бинитарное учение 5.2.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Предисловие Каллиста, епископа Диоклийского, к английскому изданию Часть 1. «Образ Божий» и «кожаные ризы» Глава первая. «Образ Божий» 1. Человек – образ Первообраза 1. Первообраз человека: воплощенное Слово Глава вторая. «Кожаные ризы» 1. Основное антропологическое содержание 2. Преображение созданных по образу Божию сил в «кожаные ризы» 3. Двусторонний характер «кожаных риз» 4. Антропологическое и космологическое измерение двусторонней реальности «кожаных риз» Глава третья. Церковь и мир Следствия святоотеческого учения об «образе Божием» и «кожаных ризах» 1. Церковь судит мир 2. Церковь приемлет и утверждает мир 3. Задача современного богословия Часть 2. Духовная жизнь во Христе Глава первая. Предпосылки духовной жизни: спасение во Христе Глава вторая. Природа духовной жизни: жизнь во Христе Глава третья. Осуществление духовной жизни 1. Становление во Христе человеческого бытия 2. Становление во Христе движения 3. Становление во Христе жизни 4. Становление во Христе ума 5. Становление во Христе воли Глава четвертая. Плоды духовной жизни 1. Преображение твари в церковное единство 2. Теоцентричный гуманизм 3. Единство и устроение Церкви Глава пятая. Конечное преображение Вселенной. «И будет Христос всяческая во всех» Часть 3. Антропологический и космологический контекст единения с Богом на примере текстов службы великого канона 1. Космологический контекст 2. Антропология первозданного 3. Контекст раскаяния 4. Контекст возвращения 5. Развязка драмы Часть 4. Тексты отцов Св. Ириней Лионский Против ересей 438.1–3, PG7, 1105А-1108С Св. Григорий Богослов Слово 45.7–9, На святую Пасху, PG36, 632А–636А Св. Григорий Нисский О девстве 12–13, PG 46, 369–376С Прп. Максим исповедник 1. Амбигвы, PG 91, 1304D–1312B 2. Амбигвы, PG91, 1248А-1249С 3. Амбигвы, PG 91, 1345С-1349В Св. Николай Кавасила Семь слов о жизни во Христе 6, PG, 150, 680А-684В Прп. Никодим Святогорец Апология сказанного о Госпоже нашей Богородице в книге «Невидимая брань», из книги «Назидательное руководство, или О хранении пяти чувств»

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010