Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛОССОЛАЛИЯ Глоссолалия [от греч. ϒλσσα - язык, λαλω - говорить], термин, принятый для обозначения одного из даров (χαρσματα) Св. Духа - «говорения языками» (или «на языках»). Сошествие Св. Духа. Икона. 80-е гг. XVII в. Круг Гурия Никитина (ЯХМ) Сошествие Св. Духа. Икона. 80-е гг. XVII в. Круг Гурия Никитина (ЯХМ) О Г. свидетельствуют прежде всего тексты НЗ. Ап. Павел называет Г. даром «разных языков» (ϒνη ϒλωσσν) (1 Кор 12. 10, 28) или способностью «говорить языками» (ϒλσσαις λαλεν) (1 Кор 12. 30; 13. 1; 14. 5, 18, 23). Такое же выражение используется в Деян 2. 4; 10. 46; 19. 6 и Мк 16. 17 (при этом евангелист Лука называет языки «иными» (τραις), а евангелист Марк - «новыми» (καινας)). Появление в Церкви дара Г. связано с событиями Пятидесятницы - Сошествием Св. Духа на апостолов. Согласно евангелисту Марку, этот дар был обещан воскресшим Господом Иисусом Христом еще прежде Вознесения в качестве знамения тем, кто уверуют в Него (Мк 16. 17). В Деяниях св. апостолов рассказывается о проявлении этого дара в Иерусалиме (Деян 2. 1-11), в Кесарии Палестинской (Деян 10. 44-48) и в Эфесе (Деян 19. 1-6) в связи с проповедью Евангелия и совершением таинства Крещения (как до погружения в воду, так и после возложения рук апостолов). Ап. Павел говорит о Г. как об одном из элементов богослужения в церкви Коринфа (1 Кор 12-14), но нигде не связывает его получение с совершением таинства Крещения или «крещением Духом». Был ли этот дар распространен повсеместно и когда он стал исчезать из церковной жизни, точно неизвестно. В др. перечнях даров Св. Духа и церковных служений этого периода (Рим 12. 6-8; Еф 4. 11; Iust. Martyr. Dial. 39. 1; 87. 6-88. 1) Г. не упоминается. Последний, кто говорит о существовании Г. в правосл. Церкви,- сщмч. Ириней Лионский ( Iren. Adv. haer. 5. 6. 1). Авторы IV в. однозначно относят Г. к давно исчезнувшим явлениям, бытовавшим в Церкви в апостольскую эпоху ( Aug. In Ep. 1 Joh. 6. 10; Ioan. Chrysost. In Ep. 1 ad Cor. 1]. 29. 1).

http://pravenc.ru/text/165161.html

In Ps. 96, 603–12 . In Ps. 100, 629–36 . In Ps. 101–108, 1–7 (ex Theodoreto et Eusebio), 635–74. In Ps. 118 , stationes 1–3, 675–708. In Ps. 139, 707–10 . 56 (VI). De Legislatore, 397–410. In illud In qua potestate (Matt., XXI, 23), 411–28. Severiani de serpente, 499–516. In Genesim 1–3, 519–22, 522–6, 525–38. In Abraham et Isaac, 537–42. In Abraham et contra theatra, 541–54. In Pone manum., ( Gen. XXIV ), 2, 553–64. In Job, h. 1–4, 563–82. In Heliam prophetam, 583–6. De Joseph et de castitate, 587–90. De Susanna, 589–94. De tribus pueris, 593–600. Opus imperfectum in Matthæum, 611–946 (homiliæ 1–54, latine). Diatriba Montfaucon, 601–12. 59 (VIII). In Decollationem S. Joan. Baptistæ, 485–90. In Præcursorem Domini, 489–92. In Petrum et Paulum, 491–6. In duodecim apostolos, 495–8. In S. Thomam apostolum, 497–500. In S. Stephanum protomartyrem, 501–8. In illud Sufficit tibi (2 Cor., XII, 9), 507–16. In parabolam de filio prodigo, 515–22. In saltationem Herodiadis, 521–26. In illud Collegerunt Judæi (Joan., XVII, 11), 525–8. In parabolam decem virginum, 527–32. In meretricem et Pharisæum, 531–6. In Samaritanam, 535–42. De cæco nato, 543–54. De pseudoprophetis, 553–68. De circo, 567–70. In illud Attendite ne justitiam (Matt., VI, 13), 571–4. In principium indictionis et hemorrhoissam, 575–8. In Matt., XX, 1, catechistica, 577–88. In parabolam de ficu arefacta, 587–90. De Pharisæo, 589–92. De Lazaro et divite sexta, 591–6. De Publicano et Pharisæo, 595–600. De сæсо et Zachæo, 599–610. De S. Joanne Theologo, 609–14. De negatione Petri et de Joseph, 615–20. In secundum Domini adventum, 619–28. Interpretatio orationis Pater nosier, 627–8. De filio prodigo, 027–36. In mulieres unguentiferas, 635–41. In illud Quomodo scit litteras (Joan., VII, 15), 643–52. In Chananæam, 653–64. In illud Non quod volo (Rom., VII, 19), 663–74. In principium indictionis, 673–4. In venerandam crucem. 675–8. In exaltationem crucis, 679–82. In S. Apostolum Thomam, 681–8. In Incarnationem Domini, 687–700.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

8521 Stambaugh and Balch, Environment, 129; cf. also Plutarch Cor. 25.3; Camillus 5.7 (concerning Roman rituals); Jeffers, World, 90; Aune, «Religion,» 919–20,923; in the rabbis, cf. p. Her. 1:5, §5. 8522 E.g., Homer II. 1.39–41; 10.291–294; Od. 1.61–62, 66–67; 4.762–764; 17.240–242; Apollonius of Rhodes 1.417–419; Virgil Aen. 12.778; cf. also Maximus of Tyre, who reports the first Iliad example (Or. 5.2) but rejects its literal plausibility (5.3). When sacrifices did not achieve their effect, people might complain they were in vain (Alciphron Farmers 33 [Thalliscus to Petraeus], 3.35, par. 1); Zeus was too busy elsewhere (par. 2). 8523 See comments on John 8:33–39 ; for the efficacy of Abraham " s intercessory prayer, see T. Ab. 14:8; 18:10–11A; lQapGen 20:16,28–29, though many religious figures shared this power (Harrington, «Abraham Traditions,» 171). 8525 E.g., Lacomara, «Deuteronomy,» 80; Dowd, «Theology,» 333, because believers are «in the Father and the Son.» Compare «in the name» with being «in» Jesus (Westcott, John, 204, citing 6:56; 14:20; 15:4–7; 16:33; 1 John 5:20 ). 8527 Xenophon Cyr. 1.4.1; cf. Apol1. Κ. Tyre 17; a member of the household normally had special access ( John 8:35 ). Alexander reportedly encouraged people to ask boldly, depending on his generosity (Plutarch Alex. 39.3–4; cf. Ps.-Callisthenes Alex. 2.21; 3.6). Objects of such favor were always selective; e.g., people might grant any special requests to heroes (Hermogenes Issues 81.5–23; Libanius Declamation 36.13); one ruler invited his teacher to request whatever he wished (Musonius Rufus 8, p. 66.28–29). 8528 1 En. 6(if Semyaza means «he sees the Name»); perhaps 1 Chr 13LXX; Jeremias, Theology, 10; Longenecker, Christology, 43; Bietenhard, «νομα,» 268–69. Bonsirven, Judaism, 7, cites m. Ber. 4:4; Yoma 3:8. 8529 Sanders, John, 324, comparing also Acts 3:6,16; 4:10; 16:18; also Schnackenburg, John, 3:73; Malina and Rohrbaugh, John, 247–48. 8530 Whitacre, John, 355, citing Augustine Tr. Ev. Jo. 73.3. Augustine also notes that one receives what one asks only if one does not ask wrongly (Tr. Ev. Jo. 73.1.1, citing Jas 4:3).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Из внешних свидетельств о происхождении сего послания от Апостола Павла, и следовательно и о Боговдохновенности и каноническом его достоинстве, укажем, прежде всего, на известность послания еще мужам Апостольским. Они пользовались им, почерпая из него христианские истины, даже и в выражениях одинаковых или тех же самых, какие употреблены Апостолом. Так, Святой Климент Римский в послании к Коринфянам, исчислив различные пороки и страсти, от которых христианам надобно удаляться, и представляя их в тех же понятиях, как и в посланиях к Римлянам в конце 1-й главы, – прибавляет: творящие сие (ςυγητοι) противны Богу, не только сами творя сие, но и соизволяя таким: ο μνον ο πρττοντες τατα, λλ κα ο συνενοκεντες ατος (Ep.ad.Cor.c.35). Очевидно, откуда это взято. См. ( Рим.1:32 ). Поликарп в послании к Филиппийцам (cap.6) говорит: «вси должны предстать судищу Христову, и кийждо о себе слово дать». Здесь можно приметить не только мысли, но и сами выражения Апостола ( Рим.14:12 ). Также и Игнатий Богоносец называет Христа истинно сущим от рода Давидова по плоти, Сыном Божьим по воле и силе Божией (ad.Smyr,c.1), – от семени Давидова и от Духа Святого (ad Ерн.с.18). Ясно, что он пользуется ( Рим.1:3–4 ) посланием к римлянам. Далее, после Апостольских мужей, в последней половине столетия Феофил Антиохийский говорит об Апостоле Павле: «он учит воздавать всем все: ему же честь, – честь, ему же страх, – страх, ему же урок, – урок, и ни единому ничим же быть должны, точию же любити друг друга» (ad Autol.1:3 р.126). Это в одной только малой черте измененное место из послания к Римлянам ( Рим.13:7–8, 1 ). Ириней, ученик Поликарпов, приводя слова Апостола в подтверждение своих мыслей, прямо указывает при сем на послание его к Римлянам: «сие самое, – так говорит он в одном месте, – изъяснил Павел, написавши Римлянам». Павел, Апостол Иисус Христов, избрал во благовествование Божие ( Рим.1:1–4 Adv.haer.1:3. С.16:3); и в другом месте: и Павел согласно с сим, беседуя с Римлянами, говорит: «множае паче избыток благодати и дар правды приемлюще и проч.» ( Рим.5:17 , Ibid.1.e.c.16). Подобное можно находить у Иустина мученика , у Афинагора, у Климента Александрийского , у Тертуллиана и у Оригена . Есть это послание и во всех списках священных книг, составленных святыми Отцами, или известными учителями Церкви, принятых и утвержденных на известном поместном и 6 Вселенском Соборе. Принимал послание к Римлянам и еретик Маркион, впрочем наложивший и на него, как и на другие священные книги, свою искажающую руку, – и в том обличенный (напр. Оригеном – смотри ниже). Вообще должно заметить, что сие послание и впоследствии всегда почиталось и почитается даже важнейшим из посланий Апостола Павла, – и некоторым сокращением его учения, – всеобщим оглашением Вселенской Церкви, по глубине и полноте содержащегося здесь учения об оправдании и спасении благодатью Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

  42. Деяния Вселенских Соборов. Т.3. С.48.   43. fid.cap. (12 глав о вере) 2 (М. 10.1133А).   44. Jo. (Толкование на Евангелие от Иоанна) 10.36 (GCS vol. 10,1906 р.210.1; М. 14.372 В).   45. hod. (Путеводитель) 23 (М. 89.300 В).   46. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной веры святителя. С.177-241.   47. Цит. по преп. Иоанн Дамаскин. Христологические и полемические трактаты. С.321.   48. inc. et c. Ar. (О явлении во плоти Бога Слова и против ариан) 12 (М. 26.1004В).   49. eran. suppl. (Доказательства на основании умозаключения, что Бог непреложен) 10 (М. 83.3280).   50. eran. (Собиратель) 2 (М. 83.168С).   51. hom. (Беседы на Евангелие от Матфея) 82.2 (М. 58.740).   52. epp. (Послания) 45 (М. 77.236В).   53. Игнатий Брянчанинов, святитель. Слово о смерти, С.311,312.   54. CCP (543) anath. (Анафематизмы Константинопольского собора 543 г.) О (L 1364).   55. eran. (Собиратель) 2 (М. 83.165А, 168А).   56. interpr. (Изъяснение символа веры) (М. 26.1232В).   57. or. catech. (Большое огласительное слово) 37 (М. 45.96D).   58. f.o. (Точное изложение православной веры) 4.13 (М. 94.1141А).   59. Там же (1149В).   60. imag. (Защитительные слова против отрицающих святые иконы) 3.26 (М. 94.1348В).   61. f.o. (Точное изложение православной веры) 4.13 (М. 94. 1152А).   62. Smyrn. (Послание к Смирнянам) 6.2 (L 1226).   63. or. catech. (Большое огласительное слово) 37 (М. 45.97В).   64. epp. (Послания) 17 (М. 77.113С).   65. dial. (Диалог о правой вере в Бога) 5.2 (М. 11.1833А).   66. 1 apol. (Апология 1-я) 18.6 (М. 6.356В)   67. Catech. (Огласительные слова) 18.18 (L 1363).   68 1Cor. (Толкование на 1 Послание к Коринфянам) 15:51 (М. 74. 913А).   69. fr. (фрагменты) 12 (М. 7.1236А).   70. sel. in Ps. (Из Оригеновых толкований на Псалмы) 1:5 (М. 12 1096В).   71. Там же (1093В).   72. Catech. (Огласительные слова) 18.19 (L 1363).   73. 1 Cor. (Толкование на 1 Послание к Коринфянам: фрагменты) 15:41 (L 1363).   74. res. inert. (Беседы о воскресении мертвых) 8 (М. 50.430).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

В ранней Церкви Послания К. к Коринфянам получили широкую известность, особенно на Востоке, а в нек-рых общинах имели статус, близкий к книгам НЗ, и даже читались за богослужением как апостольские сочинения. 1-е Послание к Коринфянам, возможно, было известно сщмч. Поликарпу Смирнскому и использовалось им при составлении своего Послания к Филиппийцам. Однако явных доказательств лит. зависимости этих текстов нет. Некоторые исследователи усматривают ссылку на 1-е Послание к Коринфянам в подлинном Послании к Римлянам сщмч. Игнатия Богоносца («вы учите других» - Ign. Ep. ad Rom. 3. 1). Егесипп, побывавший в Коринфе и в Риме в 3-й четв. II в. (точную дату установить трудно), по словам Евсевия Кесарийского, толковал «Послание Климента Коринфянам» в своем сочинении и в деталях знал о конфликте в Коринфе, в связи с которым это Послание было написано ( Euseb. Hist. eccl. III 16; IV 22. 1-2). Евсевий Кесарийский также цитирует относящееся к той же эпохе Послание сщмч. Дионисия Коринфского к Римскому епископу Сотеру, в к-ром говорится, что Послание к Коринфянам К. читают регулярно за воскресным богослужением в Коринфской Церкви ( Euseb. Hist. eccl. IV 23. 11). Содержание 1-го Послания кратко излагает сщмч. Ириней Лионский. Климент Александрийский неск. раз цитирует его 1-е Послание к Коринфянам с теми же вводными формулами, что и Свящ. Писание. Анонимная цитата из 48-й гл. 1-го Послания к Коринфянам приводится в «Строматах» ( Clem. Alex. Strom. I 7. 38; в др. месте (Ibid. VI 8. 64. 2-3) эти же слова приписаны ап. Варнаве, однако далее (Ibid. VI 8. 65) др. цитата из 48-й гл. 1-го Послания приписывается уже К.). Отдельные места из 1-го Послания (главы 48-50) цитируются под именем К. и в др. местах «Стромат» (Ibid. IV 18. 111, 113). Наблюдается также совпадение последовательности цитат из ВЗ и комментариев к ним (Ibid. IV 6. 32-33 и Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 14-16). Ряд мест из 1-го Послания к Коринфянам дословно или в пересказе приводятся в 17-й гл. 4-й кн. «Стромат». Цитата из 20-й гл. 1-го Послания К. имеет в «Строматах» титул: «из Послания Римлян к Коринфянам» ( Clem. Alex. Strom. V 12. 80).

http://pravenc.ru/text/1841337.html

V. Мф 5. 7. Древнейшая аллюзия на эти слова, демонстрирующие связь человеческого милосердия с ответным даром Божественной милости, встречается у св. Поликарпа Смирнского: «Творите милость, чтобы вам быть помилованными» (λετε, να λεηθτε - Polycarp. Ad Phil. 2. 3; в такой форме эти же слова Господа приведены в: Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 13. 2). Этой заповедью показывается, что только милостивые к другим смогут заслужить милость Божию (ср.: Лк 6. 36 - Chromat. Aquil. Tract. in Matth. 17. 6. 1-2). Человеку, оказывающему милость страждущему, необходимо помнить, что и он - нищий пред Богом и нуждается «в вечном» (aeternis - Aug. Serm. 53. 5). Участие в блаженстве Божественного милосердия подразумевает также снисходительность ко всякому греху своего брата (ср.: Гал 6. 2 - Hieron. In Matth. 5. 7). Творящий милостыню следует повелениям Божиим (ср.: Пс 36. 26; 40. 2; 111. 5; Ис 38. 7), предписывающим исполнять эту заповедь «с радушием» (Рим 12. 8), посему, «оказывая благодеяния, должно радоваться, а не сетовать» ( Greg. Nazianz. Or. 14. 25). Но, по мнению свт. Григория Нисского, совершение милости - единственное средство уврачевания греховного устройства этого мира, проникнутого тяжелыми противоречиями (здоровье/болезнь, богатство/бедность и т. п.), попытка хоть как-то приблизить несовершенное состояние общества к идеалу. Оно всегда сопряжено с «ощущением печали», к-рое могут перенести только «обладающие любовью»; осознание своего несчастного состояния открывает действие милости Божией. При этом следующие путем милосердия должны понимать, «что воздаяние милостивым за милость отложено напоследок» ( Greg. Nyss. De beat. 5//GNO. Vol. 7. Pars. 2. P. 129, 133). Несколько иначе истолкование этой заповеди представлено у Климента Александрийского, отмечавшего, что этими словами Господь «называет милосердными не только тех, кто занят делами милосердия, но и тех, кто желали бы быть милостивыми, но не имееют средств для этого, то есть предрасположенных к милосердию» ( Clem. Alex. Strom. IV 6. 38).

http://pravenc.ru/text/2564590.html

Проповедовал ап. Павел в Коринфе по субботам в синагоге, его слушателями были иудеи и «боящиеся Бога», т. е. сочувствующие иудаизму язычники (Деян 18. 4; ср.: Гал 2. 9). В этот период содержанием его проповеди было утверждение, что пророчества и закон были исполнены Иисусом Христом (Деян 18. 4, 5; ср.: Деян 17. 2-3; 1 Кор 15. 3-4; 2 Кор 1. 19). Среди первых его успехов - обращение Тита Иуста (к-рого нек-рые исследователи отождествляют с Гаием , «странноприимцем всей Церкви» (Рим 16. 23) - см.: Bruce. 1985. P. 97-98), начальника синагоги Криспа и «всего дома его» (Деян 18. 8; ср.: 1 Кор 1. 14-15). Апостол упоминал также о «доме Стефана», к-рый называл «начатком Ахайи» (1 Кор 16. 15), и отмечал, что в Коринфе только они, а также Крисп и Гаий приняли крещение лично от него (1 Кор 1. 14, 16). После прихода Силуана и Тимофея из Македонии (Деян 18. 5; ср.: 1 Фес 3. 1, 6; 2 Кор 1. 19) и конфликта с иудеями (Деян 18. 6-7; ср. 12-16) начинается новый этап миссии ап. Павла в Коринфе. Он переместился из синагоги в дом Иуста, где проповедовал чаще и более открыто, прямо называя Иисуса Христом, т. е. Мессией (Деян 18. 5). Эта перемена в деятельности ап. Павла, вынужденного ранее самостоятельно зарабатывать на жизнь ремеслом (Деян 18. 3), возможно, произошла благодаря доставленным из Македонии пожертвованиям, собранным христианами из Филипп (Флп 4. 15; ср.: 2 Кор 11. 7-11). Имена и количество обращенных в этот период неизвестны. Упоминаемые в Посланиях апостола коринфские христиане - Хлоя, Фортунат, Ахаик, Луций, Иасон, Сосипатр, Ераст, Кварт, Тертий, Фива из Кенхрей - могли обратиться как в это время, так и позднее, когда Павел уже ушел из города. Воспринятое ап. Павлом во сне пророчество о «многих людях», принадлежащих Богу в Коринфе (Деян 18. 9-10), очевидно, относится к более позднему времени, когда коринфская община стала достаточно многочисленной (ср.: Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 3. 1). В первый период все ее члены могли собраться вместе в одном доме (1 Кор 14. 23; Рим 16. 23). А по мнению исследователей, даже самое крупное домовладение едва ли могло тогда вместить более 100 чел. ( Blue. 1994. P. 175; Elliger. 1998. S. 112; Horrell. 2004; Williams II. 2005. P. 244).

http://pravenc.ru/text/2458661.html

κεφαλαιω enthaupten, köpfen: VNil 101 с.60 – LS, BauAl, (LSSup, L, Kr). κεφαλαωμα, τ Einfügen von Initialen: EuangSem I 497 (s.XII?).– (LS). κεφαλαως summarisch: κ. κα οον συντμως ScholThuc 371,11– LS -ος. κεφαλαωσις, Zusammenfassung: AthanPG 28,1265S. JoDamPG 95,10000. REG 5 (1892) 209,8. JoEuch 120. EustEsp 112,9 – LS, TLG, Stam. κεφαλαιωτον man muß zusammenfassen: EustOp 29,75. EustOd II 88,9. κεφαλαιωτικς zusammenfassend: κορωνς EustIl III 293,2; συντομα IV 732,3.– Tgl. κεφαλαιωτς, Anführer: διβολος HalkChrys 332 – L. κεφαλλγεια, Kopfschmerz: Ideler I 166, 10.14. κεφαλγα (sic per haplologiam) BlemMed 68,4.6.– LS -αλγα. κεφαλλγημα, τ Kopfschmerz: Miller; cod. Par. 2229,81v (Theoph. Chrysobal., cf, Sonderkamp 164).– L. κεφαλαλγιω an Kopfschmerzen leiden: VPhantJun 44,1. κεφαλαργω Kopfschmerzen verursachen: τιν Pap Var 56,2 (Mir. Artem.), id. VPais 75,28; 85,12. Kopfschmerzen bekommen: DareinNot 140 λθ».– LS. κεφαλαργα, Kopfschmerz: MelLap 189,27 (Ps.-Hippocr.). CodAstr VIII 3,126,10. Greg. Cor. 158 (Schäfer), κρανου Dmit II 125. -ουργα CodAstr VIII 3,35, f.334. id. DelAn I 549,10 – LS, Kr + VIII 428, Duc App I, AndrArch (-γι); lat. cephalargia. κεφαλαρα, Kopfstück: χαλιναρου PsKod 145,5. Spitze, Anhöhe: μπελου AIv 35,28 (a.1062); 43,31 (a.1085).– Kr, Duc, Kuk 270, LexPont, (Karan); LS -αα; (Somav), Stam -ι. κεφαλρια, τ oberster Teil: το ατο περιβλη (sic) DarOb 260.– Dem, LKN -ρι. κεφαλαρχω als Kopf befehligen, als Anführer auftreten: -εν ν ορας EustEsp 42,22. κεφαλς, Oberhaupt, Anführer, Kommandant: tantuin pl. -δες Zepos I 582 (a.1334), καθολικο AProd 43,10=AProdB 157,10. MM III 123 (a.1357). PsKod 251,12. ZakythChrysob 31,49. MetAnna 351.384.– Kr + VIII 428, Duc, Stam, Kleis, PLP, ODB, BZ 5 (1896) 624, (Soph, Tgl, PB, Car, Somav). κεφαλατεω Statthalter sein: AZog 7,32,126 (a.1267). SchreinChron 224,6 (-ττ-).– Kr. κεφαλατικεω Kommandant (Statthalter) sein: AEsph App. А 64 (a.1259). MM IV 344 (a.1260–8). AXer 10,64 (a.1275). ALavra 89, 207 (a.1298). -ττ APhil 3,83 (a.1287), id. Zepos 1 538 (a.1312). 582 (a.1334). InscrThes I 23,5 (a.1315–6). -τ- (trans.) (als Statthalter) verwalten: χραν MM IV 388 (a.1268); κστρον κα χραν UI 173 (a.1427).– Kr, MenasGlos, HeisPal 69f.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

   Sc.: чистое — cf. Mt. 5: 8.    Cf. Mt. 7: 7.    Barnabas, Epistula 16, 7—9.    Кого имеет здесь в виду Климент не ясно. Может, Николая или Карпократа? Подробнее этот сюжет рассматривается в третьей книге Стромат.    О киренаике Аристиппе см. Diog. Laert. II 85—6. Сам анекдот довольно популярен, см. Diog. Laert. II 76; Stobaeus, Florilegia 17,18.    О Николае см. т.ж.: Strom. III 25, 5 — 26, 2.    Авторство этих строк приписывается Хорилу из Ясоса, придворному поэту Александра Македонского. Choerilos, fr. 1 Kinkel. Preger, Inscr. graec. metr., p. 183, Nr. 232.    Usener, Epicurea, fr. 68.    Философ-киник конца V — начала IV в. до н.э. TGF, 808. Маловероятно, что фрагмент действительно принадлежит этому автору.    Antisthenes, fr. 65.    Crates, fr. 3, 8, 9, 17 (14 Diels); cf. Diogenes Laert. VI 86.    Philemon, Philosophi, fr. 85 CAF II 502.    Чтение L.: musthrioi» (тайны) вслед за Munzel заменяем на a)munthrioi» (защита).    Homer., Ilias V 739—742.    Cf. Mt. 11: 29.    Sophocles, fr. 703.    Homer., Odyssea XIX, 163.    Zenon, fr. 241 SVF.    Cf. Ps. 81: 1.    Cf. Rom. 8: 9.    Cf. II Cor. 10: 3.    Hebr. 13: 5; Deut. 31: 6.8.    Cf. Mt. 11: 30.    Cf. Hippocrates, Epidem., VI 4, 18.    Вероятно, лакуна в тексте.    Usener, Epicurea 200, 406, 450, 502.    Cf. Cicero, Disputationes Tusculan., V 30, 85.    Usener, Epicurea, fr. 509.    Aristoteles, Ethica Nicomacheia, passim, e.g. I 6, 1098 a 18.    Имеются в виду блага внешние (материальные), телесные (здоровье) и душевные.    Zeno, fr. 180 SVF I; Cleanthes, fr. 552 SVF I.    Добавлено О. Штелином. Diogenes Babylonius, fr. 46 SVF III.    Antipatros, fr. 58 SVF III.    Archedemos, fr. 21 SVF III.    Ariston, fr. 360; Herillos, fr. 419 SVF.    Лик был главой перипатетической школы. Ликиск или Левким (чтение имени сомнительно) неизвестен. Мы следуем О. Штелину.    Cf. Stobeus, Ecl. II 7, 3 b 46, 10—13 Wachsm.    Anaxagoras, A 29 DK; cf. Aristoteles, Ethica Nicom. 1141 b (­ A 30 DK).    Heraclitus, A 21 DK.    Heracleides Ponticus, fr. 13 Voss.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010