В подтверждение «непадежности» вокативов следует сказать об их принципиальной нерегулярности, несистемности в старославянском, церковнославянском, древнерусском языках. Итак, существительные изменяются по падежам, а значит, имеют в рамках конкретного деклинационного типа шесть различных окончаний. Звательная форма также теоретически может быть у всех субстантивов – во всех четырех церковнославянских склонениях с подразделением в двух первых на твердую, мягкую и смешанную разновидности: радуйся, мосте (1 скл., твердая разновидность) , преводяй сущих от земли на небо (Акафист Пресвятой Богородице, икос 2); радуйся, чистоты душевныя и телесныя хранителю (1 скл., мягкая разновидность; Акафист Серафиму Саровскому, икос 5); радуйся, глубино (2 скл., твердая разновидность) неудобозримая и ангельскима очима (Акафист Пресвятой Богородице, икос 1); радуйся, заре (2 скл., мягкая разновидность) таинственнаго дне (Акафист Пресвятой Богородице, икос 5); радуйся, лествице (2 скл., смешанная разновидность) небе c ная, e юже сниде бог (Акафист Пресвятой Богородице, икос 2); радуйся, страстотерпц e в непобедимая дерзосте (3 скл.; Акафист Пресвятой Богородице, икос 4). Однако в 4 формоизменительном типе форма обращения совпадает с номинативом: радуйся, агнца и пастыря мати (Акафист Пресвятой Богородице, икос 4). В этом месте нужно сделать небольшое отступление и рассказать о так называемых палатализованных вокативов, от которых веет истинным церковнославянским духом. Еще в праславянском языке у существительных 1 склонения твердые заднеязычные согласные [г], [к], [х] в звательных формах чередовались (в рамках первой праславянской палатализации заднеязычных) с мягкими – палатализованными – шипящими [ж , ], [ч , ], [ш , ] , которые впоследствии отвердели (кроме [ч , ] ): Тебе желаю, Боже отцев и Господи милости, на Тя взираю, объемлющаго вся Словом Своим (Акафист Сретению Господню, икос 5); Гряди, Светоносный облаче, Еюже Богомладенец Христос во спасение всем принесеся (Акафист Сретению Господню, икос 6); Гряди, Желаемый Женише, яко желает и скончавается душа моя во дворы Господни (Акафист Сретению Господню, икос 7).

http://pravoslavie.ru/5878.html

Тут же Наумов в отписке 7 октября требует прислать к нему 4-х человек слуг с подводами и с кандалами и железами для отсылки к царю колодника Савки Рувинина (?), приведенного к нему с Вологды, где он пойман с письмом в великом Государевом деле. В отписке 21 октября он же требует к себе монастырских людей на Государев караул 10 человек и 5 человек для посылки (по ?) оговорных людей в Крестный монастырь, так как Московские стрельцы и слуги Ферапонтова монастыря разосланы для сыску оговорных людей в разные города и со стрелецким головою Андреем Веригиным, приезжавшим в Ферапонтов монастырь для Государевых страшных и великих дел, который взял под себя и, между прочим, под старца, что повез с собою к Москве 96 лошадей монастырских, кроме ямских. Он же, между прочим, уведомляет, что старец Никон запирается в получении присылок из Кириллова монастыря, и потому велит посылать с вещами людей грамотных, которые бы могли при отдаче прикладывать руки. Отписка его же, в которой пишет, что бывший Новоспасский Архимандрит Иосиф, находившийся при старце Никоне, сказал за собою Государево великое и страшное дело и оговорил черного дьякона Ферапонта, который был на Вологде у Симона Архиепископа, и которого посылает в Кириллов монастырь на сбережение. Он же требует к себе подьячего для письма и уведомляет, что келарь Ферапонтова монастыря вышел из его повиновения и в пьяном виде собрав товарищей, разбил Государев караул и сотника со стрельцами побил на голову. Также извещает, что Московских стрельцов в Ферапонтов монастырь прибавлено: Скл. 68. На документе В: С 3-го сентября 7177/1669 года по 14 июня 7178/1670 года. Отписка из Кириллова монастыря в монастырь Ферапонтов и из Ферапонтова в Кириллов. Первые от Архимандрита Никиты дворянину Стефану Наумову начальнику стрелецкого караула в Ферапонтов монастырь по делу Государеву, при которых присылаются туда на домашний обиход старца Никона, бывшего патриарха, по его требованию и царскому указу разные вещи, как то: свечи, ладан, вино, одежда, обувь, мастеровые люди, портные, сапожники, печники и проч., также железо свицкое, разные съестные припасы, семена овощные и проч., также на содержание его, Наумова и стрельцов жалованье, состоящее большею частью в съестных припасах – хлеб, говядина и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

434 Коген М. О. Несколько поправок и дополнений к «Этимологическому словарю русского языка А. Преображенского»// Изв. ОРЯС АН. 1918. Т. 29. Кн. 1. С. 31. 436 Корш Ф. Е. Отзыв о сочинении М. Р. Фасмера «Греко-славянские этюды»// Сборник отчетов о премиях и наградах за 1909 г. СПб., 1912. С. 579. 437 Долобко М. Г. Славянский суффикс –i–m–// Сб. статей в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 229–230. 448 См. Улашин Г. Критико-библиографические заметки о некоторых исследованиях, посвященных польскому языку// Изв. ОРЯС АН. Т. 12. Кн. 1. 1907. С. 479. 449 Бодуэн де Куртенэ И. А. Лингвистические заметки// ЖМНП, 331, 1900, октябрь. С. 370–371. Его же. Лингвистические заметки и афоризмы// ЖМНП, 346, 1903, апрель. С. 319. Об изменении реальной семантики слов в зависимости от контекста, напр. обособлении наречий сё (с " о) и сётки (с " отъки) от местоимения весь, всё или образовании частицы гри (гр " и), гът из слова говорит: см. Каринский Н. М. Очерки языка русских крестьян. М., 1936. С. 93. 450 Никольский А. И. Сказания о двух новгородских чудесах из Жития св. Иоанна Предтечи и крестителя Господня// Изв. ОРЯС АН. Т. 12. Кн. 3. 1907. С. 107–109, 110. 453 К истории слова «нигилизм». Сб. статей в честь акад. А. И. Соболевского М., 1928// Сб. ОРЯС АН СССР. Т. 101. С. 413–417. 454 Ср. у Niederle L. в Slovanské staroitnosti Svazek. I (Praha. 1911) изображение тризны, как символической игры, сопровождаемой питьем и пением (см. рецензию М. Н. Сперанского в Этнограф. обозр., 1912. с. 69). 455 Любопытно, что и в словаре 1847 г. слово тризна считается старинным. Отмечены 2 значения: 1) языческое поминовение усопшего; 2) рыцарские игры при поминовении усопшего. 456 См. Грот Я. К. Зап. о сл. Даля// Зап. Имп. АН, т. 20, кн. 1. С. 18. Однако, ср. указания на то же значение этого слова: «раздор, несогласие» в словарях Академии Российской и в словаре П. Соколова. В словаре Академии Российской (1822): «Рознь, зни, с. ж. 4 скл. стар. 1) Раздор, несогласие. И в людех ваших во всех рознь. Голиков. Дополнения к Истории Петра Великого, З. 354. 2) Одиночество, особенность, число несовокупное. Разойтись в рознь». В словаре П. Соколова пометка – «старинное» – устранена; первое значение определяется так: то же, что разность; второе: разбор, несогласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

О если бы Вы, святии, знали состояние души моей!.. Но, видимо, Господь, не хотящий падения грешнича, послал Дух Ваш ко мне именно в тот момент, когда падала душа моя. И в той любви Вашей я, истинно, нашел мое упокоение. Это был стук и глас ко мне – «дерзай, раб!» – и я очнулся. Я остался сам. Вокруг же – множество толков разных, выделившихся из Лона нашей Матери Церкви, но более всех даже и сегодня еще терзает душу мою вопрос: како идеши?.. На каком вопросе и оставил меня милый мой о. И[оан]н, с отъездом его я остался, как герой на море в разбитом корыте. Тесно было сердцу моему. Не исцелил раны моей и о. Никита, по приезде коего братия разделилась... И мне было очень тяжело. Но Господь утолил печаль мою. За терпение мое Господь послал мне иного земного утешителя в скорби моей, вместо о. Никиты, дабы ни единому быти и окормлятися духовно. Это есть о. Иоанн, иеромонах православный, ново-Валаама монастыря из карело-финск[ой] респ[ублики], фамилия Матчи. Человек весьма образованный и в деле церк[овном] искусный. Знает о. Мих[аила] Рождественского (которого знает о. Иоанн Скл[яр]), и мнения с ним единого. Это для меня очень дорого. И прилепилась к нему душа моя, от имени его передаю Вам сыновский поклон, и просит он благословения Владычня. – Итак, бремя мое легче есть, ибо тяготу мою с собратом теперь делю. К сему иерею Божию братия сразу прилепилась, ну, а мне – легче стало. Отдохну, думаю. Уж очень милый, приходит к сердцу. Спаси его Г[оспо]дь. Со своими связи не имеет. Хромает, на костылях, в 47 г. простыл. Здесь как иностранец в гостях. – Может, скоро отпустят домой, ожидает... Я писал о. Ивану, что 8–IX–54 г. умер о. Меркурий. А Кирилл, Георгий, Ширинкин, Иларион Васил[ьевич], Онуфр[ий] и многие другие перешли на 5-й п[ункт]. Николай, ученик о. Мерк[урия], тоже с Георгием. Все они с о. Филаретом, который на меня, ради моего общения с о. Никитой, очень разгневался. – А пишет ли к Вам (о. Иоанн) – Анатолий? А также Иван Ив[анович] Цынгерий. Его адрес: Коми, Княж-Погост, до востребования. О. Петр 12 уехал домой по жалобе ч[ерез] патриархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Церкви, руководственных для воспитания и возрастания в верных Духа Христова. Конечно, менее совершенное меняется на более совершенное. Поэтому, если можно найти правила, руководствующие к более совершенной духовно-нравственной жизни согласно духу времени, то и смущаться отменой прежних, хотя бы установленных и Соборами, нечего. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Вот где основание для обращения нашего к Богу в наших скорбях и болезнях: 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. 5, 7 Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение;8 хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,9 и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного. Приняв на Себя последствия греха по человечеству, Христос умолил Бога избавить Его от них, что и получил. Поэтому теперь всякий верующий, послушный Ему, получает такое же избавление от них. 12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Молоко есть начатки слова Божия, а твердая пища – познание благодатных путей в спасении человека и в духовной жизни. Приемлющий только первое не способен иметь второе, ибо для него правда Божия отождествляется с правдой видимой, человеческой, тогда как первая чаще всего не соответствует второй, которая поэтому не есть выражение ее. Для познания ее нужно возвыситься и очиститься духом. Таков и есть имеющий второе (13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец и 14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла): он познает добро и зло в самой их глубине, в основании их. Но грехи могут лишить такого состояния (11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать), которого опять придется достигать чрез подвиги, скорби, труды и болезни. Такое познание или твердая пища есть удел и свойство совершенных: 6, 1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога. 12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. Чрез веру и долготерпение человек получает исполнение обетований Божиих. Евр. 5

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Посему, ежели можно назвать его основанием церкви, то в таком только смысле, в каком и прочие апостолы и пророки называются таким основанием в словах апостола Павла, называющего верующих назданными на основании апостол и пророк, сущу краеугольну (камню) Самому Иисусу Христу ( Еф.2:20–21 ); но и здесь без всякого особого преимущества пред другими апостолами, как бы Петр был, если не основным камнем, то главою церкви, – дабы в церквах, местностью, или временем разделяемых, не произошло того же, что произошло некогда в коринфской церкви, где иной говорил – я Павлов, другой – я Аполлосов, тот – я Кифин (Петров), сей – я Христов. Еда разделися Христос? еда Павел распятся по вас ( 1Кор.1:12–13 )? Кто Павел, кто Аполлос (кто следовательно и Петр), как не служители только, посредством которых вы уверовали? – писал апостол Павел ( 1Кор.3:5 ). Таким образом, чтобы яснее и полнее сказать о сем предмете, говорим, что основной камень церкви вне человека – есть Иисус Христос, а в самом человеке – твердая вера в Него; апостол же Петр есть, как и прочие апостолы, только служитель церкви, первый по предупредительной своей решительности, с какою он начал свое служение, а не по какому-либо преимуществу, – впрочем и столп церкви, как Иаков и Иоанн ( Гал.2:9 ). На сем-то камени – на Христе и твердой вере в Него, как Сына Божия, и созидает Господь Свою церковь так прочно, что врата адова не одолеют ей, Это выражение, впрочем, по отношению к людям, очевидно не значит того, чтобы вера их была всегда так тверда, что врата адовы никогда не одолеют ее; вера и апостола Петра, в первом исповедании так твердая, впоследствии, как известно, поколебалась; равно нельзя поручиться и за веру каждого человека, всегда свободного по сердцу и несвободного от падения; но значит, что для того, дабы верующие могли, как камение живо ( 1Пет.2:4–5 ), составлять церковь столь твердую, чтобы врата адовы не одолели ее, им прежде и паче всего необходима вера во Христа, столь же твердая, сколько она была тверда в первом исповедании апостола Петра, – Буди, христианин, верен даже до смерти ( Откр.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Станем теперь размышлять и размышляя беседовать о всех сих приключившихся. Поставим себе вопрос, какова была вера св. жен мироносиц, приведшая их сперва ко гробу почившего, а затем и к видению воскресшего Господа? Была ль эта вера твердая и ясная? – Отвечаем, не была их вера ни твердая, ни ясная, но была живая и деятельная, почему и привела их не только ко гробу, но и к видению Воскресшего, так как к этому видению привел их не только перст Божий, начертавший пути домостроительства Божественного, но привела и собственная их заслуга. Эта вера была сперва оземленелая, не твердая, колеблющаяся; затем она была истерзана, замучена, почти убита искушением, но искушением же и очищена и возгрета; затем встала, как солнце в ясный весенний день, на весь мир, на всю невечереющую вечность. Кого св. церковь , кого св. евангелие причисляют к лику св. жен мироносиц? Это была св. Мария Магдалина, из нее же Иисус изгнал семь бесов, которая сама в себе видела великое и благотворнейшее для себя чудо, чудо исцеления не только тела ее, но и души, и обратно, не только души, но и тела. Это была мать сынов Зеведеевых, Иакова и Иоанна, избраннейших учеников Господних. Это были сестры Господа по плоти. Это была жена грешница, помазавшая миром, облившая слезами и отершая волосами своими ноги Господа в дому Симона фарисея. Это были Марфа и Мария, сестры Лазаревы. Это была жена грешница, излившая миро на главу Господа в дому Симона прокаженнаго, и тем уготовившая Господа на погребение. Это были и иные многие жены, которые ходили за Ним по Галилее и из Галилеи последовали за Ним, в последние дни жизни Его до Иерусалима. Они ли уже не наслушались беседы Его? Они ли не нагляделись чудес Его и всяких божественных деяний? Они ли не имели способов увериться в Его небесном посланничестве, вникнуть в дух Его учения? Первая Мария Магдалина видела над собой величайшее чудо, чудо исцеления души и тела, чудо победы Господа над бесовской силой. Сестры Лазаревы Марфа и Мария видели воскрешение четверодневного уже смердящего мертвеца, своего брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

11–14 Читатели сделались неспособны слушать или, если говорить буквально, «глухи к тому, что слышат». Некогда ревностные христиане, они стали теперь довольно апатичными, и автор опасается, что они ныне не желают более глубоко, с верой и послушанием откликаться на призыв Евангелия (ср. 2:1–4; 3:1 – 4:2, где ключевая мысль состоит в ответной реакции на услышанное). Один из признаков такого равнодушия выражен в их нежелании или неспособности быть учителями. После определенного времени каждый наученный в вере получает возможность объяснить узнанное другим (ср.: 3:13; 10:24–25; 1Фес. 5:11 ; 1Пет. 3:15 ). Если люди хотят учиться первым началам слова Божия тогда, когда должны передавать основы христианского учения другим, а сами стремиться к твердой пище, их духовный рост приостанавливается. Как и в реальной жизни, молоком питаются младенцы, твердая же пища свойственна совершенным. Автор приравнивает понятие «духовное молоко» к тому, что он называет (букв.) «первоначала слова Божия» (греч. ta stoicheia tes arches ton logion tou Theou). Это может означать, что читателям нужна помощь в толковании Ветхого Завета (слова Божия) с христианских позиций. Это выражение, вероятно, является параллелью к подобному же в 6:1: начатки учения Христова (греч. ton tes arches tou Christou logon). Твердая пища означает более глубокое понимание фундаментальной библейской истины (как в гл. 7 – 10). Духовным младенцем фактически можно назвать всякого, кто несведущ в слове правды, то есть незнаком с учением, которое побуждает к праведности (ср.: 12:11). Более того, незрелый христианин не имеет навыков различения добра и зла, что приобретается опытом постоянного отклика на самораскрытие Бога. 6:1–3 Хотя автор обвиняет своих читателей в духовной незрелости и настаивает на том, что твердая пища свойственна совершенным (5:14), он намеревается кормить их твердой пищей, давая им возможность стремиться к совершенству (букв. «родиться вместе со зрелостью»). Им требуется разумение и посвящение, даруемые твердой пищей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Посему ежели можно назвать его основанием Церкви, то в таком только смысле, в каком и прочие апостолы и пророки называются таким основанием в словах апостола Павла, называющего верующих – назданными на основании Апостол и пророк, сущу краеугольну (камню) Самому Иисусу Христу ( Еф. 2:20–21 ); но и здесь без всякого особого преимущества пред другими апостолами, как бы Петр был, если не основным камнем, то главою Церкви, дабы в церквах, местностью или временем разделяемых, не произошло того же, что произошло некогда в Коринфской церкви, где иной говорил я Павлов, другой – я Аполлосов, тот – я Кифин (Петров), сей – я Христов? Еда разделися Христос? Еда Павел распятся по вас ( 1Кор. 1:12–13 )? Кто Павел, кто Аполлос (кто, следовательно, и Петр), как не служители только, посредством которых вы уверовали? – писал апостол Павел ( 1Кор. 3:5 ). Таким образом, чтобы яснее и полнее сказать о сем предмете, говорим, что основный камень Церкви вне человека – есть Иисус Христос, а в самом человеке – твердая вера в Него; апостол же Петр есть, как и прочие апостолы, только служитель Церкви, первый по предупредительной своей решительности, с какою он начал свое служение, а не по какому-либо преимуществу, впрочем, и столп Церкви, как Иаков и Иоанн ( Гал. 2:9 ). На сем-то камени – на Христе и твердой вере в Него как Сына Божия – и созидает Господь Свою Церковь так прочно, что врата адова не одолеют ей. Сие выражение, впрочем, по отношению к людям, очевидно, не значит того, чтобы вера их была всегда так тверда, что врата адовы никогда не одолеют ее; вера апостола Петра в первом исповедании так твердая впоследствии, как известно, поколебалась; равно нельзя поручиться и за веру каждого человека, всегда свободного по сердцу и несвободного от падения; но значит, что для того, дабы верующие могли, как камение живо ( 1Пет. 2:4–5 ), составлять Церковь столь твердую, чтобы врата адовы не одолели ее, им прежде и паче всего необходима вера во Христа, столь же твердая, сколько она была тверда в первом исповедании апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

132 «Телесные подвиги нужны потому, что тело служит седалищем страстей. Не смиришь плоти, не будешь иметь успеха в преодолении страстей» (Еп. Феофан, Письма к разным лицам, стр. 242). Ср. о. Иоанна Сергеева, Моя жизнь во Христе, изд. 4, Москва, 1894. Т. II, стр. 24, 28–29, 34, 71–72, 385. Т. I, стр. 200–201 и др. 136 Еп. Феофан, Письма, стр. 259. См. у него там же хорошее рассуждение о значении внешнего подвига. Стр. 250–260. 137 «Для вас нужно молоко, а не твердая нища, пишет ап. Павел евреям» (V, 12–14). Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец». Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком прочены в различение добра и зла». 138 Между тем «основание христианства таково: если кто исполнит все дела правды, не успокаиваться на них, во много на них надеяться и не думать, что сделано нечто великое; если кто соделается причастником благодати, не почитать себя достигшим цели и пресытившимся, но и тогда алкать и жаждать, плакать и проливать слезы, иметь всецело сокрушенное сердце» ( Макария египетского , Духовные беседы, послание и слова. Изд. 3. Москва. 1880. Сл. VI, гл. 30 стр. 571). 139 Лютер обладал непомерной гордостью; ставил Себя наравне с ап. Павлом и даже с Самим Спасителем. Слова Его: «Я – свет миру» он относил к себе. Будучи раздражителен и нетерпелив, он с презрением относился ко всем, несогласным с ним, так что «ежедневно молился об истреблении папы и всех сынов противления». «Я не могу молиться не проклиная папы, говорил он. Не могу сказать: да святится имя Твое, чтобы не прибавить: да будет проклято имя папистов». Воистину так молюсь я каждый день устно, а сердцем своим непрестанно (Евг. Новиков. Гусс и Лютер. Москва, 1859. Часть I, стр. 291–301. Ор. архим. Иннокентия, Богословие Обличительное. Т. 3. Казань, 1863. Стр. 27. «Кальвин объявил войну всякому, кто не будет разделять с ним его убеждений... На несогласовавшихся с ним он смотрел, как на глупцов, бездельников, негодяев, ослов, свиней и пр.». Жестокость Кальвина у женевцев вошла в поговорку: «лучше быть с Богом в аду, чем с Кальвином в раю». Кальвин настойчиво рекомендовал казнить еретиков и преступников. При нем женевские тюрьмы были переполнены. Заключенных иногда невинно подвергали страшным пыткам так, что некоторые предпочитали самоубийство. Верх жестокости, подорвавший престиж Кальвина, он проявил в суде над ученым Серветом, который за несогласие с Кальвином был приговорен им к смертной казни. Когда Сервет в 1553 г. умирал в страшных муках на медленном огне, Кальвин спокойно смотрел на него из окна. (С. В. Назаревский. Иоанн Кальвин реформатор XVI века. «Правосл. Обозр.» 1878 г. май – 1879 г. сентябрь. Архим. Иннокентий. Богословие Обличительное. 1863. Т. 3. Стр. 29; см. также 30–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010