Тогда говорит следующую молитву 1074 : Христе, мир горних и великое успокоение дольних, сделай, чтобы спокойствие и мир Твой господствовали в четырех частях мира; особенно же в Святой Соборной Церкви Твоей; сде­лай, чтобы священство имело мир с царством 1075 ; прекрати войны до концов земли и рассей народы, желающие войн, чтобы нам наслаждаться тихой и мирной жизнью, во всяком благочестии и страхе Божием. Отпусти грехи и прегрешения усопших, благодатью и щедротами Твоими, вовеки... И к тем, которые находятся вокруг алтаря, говорит: Благослови, Господи, благослови, Господи. И влагает фимиам, которым облагоухает самого себя, и говорит: Господи Боже наш, сделай приятным благоухание душ наших приятностью любви Твоей, и очисти меня ею от нечистот греха, и прости мне грехи и прегрешения мои, которые я знаю и которых не знаю. Опять берет фимиам обеими руками, и кадит на Таинства, и тотчас говорит: Милость благодати Твоей, Господи и Боже наш, дает нам доступ к этим преславным, святым, животворящим и божественным Таинствам, хотя мы и недостойны. Эти слова священник повторяет еще раз и другой и в каждый промежуток соединяет руки свои на своей груди в виде креста. Целует алтарь посередине, и берет обеими руками верхнюю просфору 1076 , и, воззрев горé, говорит: Хвала святому имени Твоему, Господи Иисусе Христе, и поклонение величеству Твоему всегда и вовеки. Аминь. Ибо сие есть хлеб живый и животворящий, сшедший с небес и дающий жизнь всему миру; ядущие его не умирают, и принимающие его спасаются им, и не испытывают тления, и живут им вовек; и Ты – противодействие смертности нашей и воскресение всего состава нашего. В другом списке это читается иначе 1077 : Слава Тебе, Боже Отче, пославший Единородного Сына Твоего для нашего спасения, и Он перед страданиями и проч. 1078 Хвала Святому имени Твоему Господи, как выше. Священник целует жертву 1079 крестообразно, впрочем, так чтобы уста его не касались ее, но как бы целуя, и говорит: Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Господи, за неизреченный дар Твой нам, вовеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из всего сказанного о сердце и пребывании в нём видно, что под первым разумеется внутренний человек, а под вторым – духовное, внутреннее делание, именуемое трезвением; в аскетике бл. Диадоха оно всесторонне не раскрыто, но его главнейшие черты и способы обозначены в ней. В учении о пребывании в сердце бл. Диадох во многом сходствует с преподобным Исихием. Глава 58. Κεφλ. νη τι ρχομνης τς ψυχς παναχωρεν τν το βου ραων, λογισμς τις ατ κηδιαστς κα ϑυμος περ τ καλ ς τ πολλ πεισρχεται 1052 О том, что когда душа начинает удаляться от житейских прелестей, то часто к ней подкрадывается какое-то унылое и беспечное помышление о благах Когда душа наша начинает более не желать прелестей земных, то тогда, большей частью, подкрадывается к ней какой-то унылый образ мыслей, ни позволяющий ей охотно служить служению слова 1074 , ни оставляющий в ней желание будущих благ ясным, но даже эту временную жизнь (представляющий) чрезмерно ничтожной, как не имеющей дела, достойного добродетели, унижающий и самое знание, представляя оное или как данное уже и многим другим или как ничего совершенного не обещающее нам. Но мы избежим этой теплохладной и располагающей к лени болезни, если подлинно поставим рассудок наш в весьма тесные пути, взирая на памятование только о Боге. Ибо только таким образом ум наш возвратился бы к своей горячности и был бы в состоянии беспечально удалиться от оного рассеяния. Исследования К сноске κηδαστς νος – η κηδα (гл. 96) – ϑυμα (гл. 62 и 95), уныние. В аскетике бл. Диадоха различаются два вида уныния: одно из них обыкновенно называется демонским, а другое не может быть признано таковым, так как оно зарождается в душе подвижника вследствие того, что он по разным, не зависящим от него причинам (например, по причине телесной немощи) не успевает в духовном опыте соответственно своему труду и ревности к духовному преуспеянию (гл. 45). Подобные же виды уныния отмечаются и другими писателями (см. Варсанофия и Иоанна ответы на вопросы учеников. Вопрос и ответ 559. Русский перевод М. 1892 г.). Вся гл. 58 аскетического творения бл. Диадоха посвящена учению об унынии первого рода. Вообще учение о нём заключает в себе уяснение: 1) места, занимаемого унынием в списке главных страстей; 2) его главных признаков; 3) причин, производящих его; 4) его силы и форм проявления и 5) средств, могущих освобождать подвижника от уныния.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Паки 1056 , яко скорбь 1057 знамя предуставления бывает и известна верных спасения. Третие 1058 , яко Христу Богу точна деет и скорбный Того в помощь призывати смеет. Четвертое 1059 , яко скорбь похоть умерщвляет и от греховна нрава люди удаляет. Пятое 1060 , яко в скорбех заслуги множатся, елма с благодарствием истинным терпятся. Шестое 1061 , яко к делом благим вину творят, а лукавых помыслы во младенстве морят. Наконец 1062 , ум возносят ко щедрому Богу, устрояют имети в Нем надежду многу. Убо, братие, в скорбех 1063 вы не унывайте, но о свободе от них в Бозе уповайте 16 Злато 1064 огнем, пилою железо чистится. горячею пещию хлеб в пищу строится. Тако человека скорбь 1065 в совести 1066 чищает и душу его годну Богу содевает. 17 Бичь коня сверепаго благоукрощает. скорбь мужа жестокаго кротка содевает. 18 Добродетель велия есть скорби терпети. но 1067 нужда есть в том 1068 крепость до конца 1069 имети. Вторая 1070 – Христа ради та скорбь да бывает. аще бо есть за вину, заслуги лишает. Третяя 1071 – да спряженна будет с добротами, та совершенно творит Божими слугами. 19 Яко из гроздов вино точило изводит, тако скорбь в христианех говеинство родит. Ибо. скорби постигшей, усердно до Бога воздыхания с слезы 1072 возсылают многа, А Господь, яко Отец, милость Си являет, егда полезно, тогда скорби облегчает 1073 . 20 Злато огнем чистится, и егда биется млатом от художника, сосуд благ деется Во употребление на престоле 1074 сущым, или иным во славе пречестно цветушым. Подобне человека скорби исправляют, к покаянию нудят, от грех очищают. Яко же камением честным украшают, егда к добродетелем того убеждают, И тако часто сосуд пречестный бывает. во нь же Бог благодати вино изливает. И вечныя источник славы хощет влити. егда имать в небеси вечно й чредити. 21 Аще еси железо, ржу скорбь истребляет, аще же злато еси, светлость умножает. Скорби в час 1075 смерти Егда Савл 1076 Давыда убити искаше, аки умрети хотяй, Давыд вопияше: Болезни мя смертныя люте обдержаша, потоцы 1077 беззаконий смятением яша.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

В конце 70-х годов только в США было 10 000 адептов Муна. По утверждению Муна, в начале 80-х годов в рядах его «Церкви Объединения» состояло 40 000 граждан США и 3000000 в других, более чем в ста странах 1072 . Реально же это число меньше. По данным 1073 , до двух миллионов последователей в более чем 160 странах. Только в Москве и Санкт-Петербурге насчитывается порядка 20000 адептов Муна. В Екатеринбурге – около 500 активно действующих мунитов, в Вологде – 30, в Благовещенске – 50, в Якутске – 200–300, в Магадане – 10, в Ярославле – 50. Доктрина Источником вероучения «Церкви Объединения» является откровение, полученное преподобным Муном и изложенное в «Божественном Принципе». В настоящее время издано свыше 200 томов, включающих книги по «Божественному принципу», философии Объединения, а также проповеди, духовные наставления и речи преподобного Муна. «Божественный Принцип»учит, что 2000 лет назад проповедь Иисуса несла в себе то высшее духовное постижение, какое способны были вместить люди. Сегодня человеческое сознание продвинулось вперед и наступил момент, когда современное общество ищет более высокого уровня понимания, которое могло бы удовлетворить нынешние духовные искания. Теология «Церкви Объединения» включает в себя следующие основные положения 1074 : · Бог – Творец всего сущего, Он – Един, Абсолютен, Вечен; · Иисус – Мессия и Единородный Сын Божий, Он Един с Ним в сердце и существует отдельно от Бога; · Бог трудится на протяжении всей человеческой истории, чтобы достичь идеального мира на земле; · Ветхий и Новый заветы в Библии показывают первоначальный замысел Бога в отношении творения, они свидетельствуют о том, что Бог помогал павшему человечеству вновь обрести способность к достижению желанного блага; · хотя текст Библии был в свое время канонизирован христианами, Бог не связал себя обетом молчания, Его откровение продолжается; · зло не есть часть Божественного творения, оно явилось в мире как результат грехопадения человека и, в конце концов, будет уничтожено.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

1071 Произвольно покоряющиеся греху опять теряют свободу и подпадают насильственному преобладанию греха. 1072 Идеалом нравственной деятельности человека в отношении волевом является реальное восстановление свободы воли и соединение её с волей Божией. Всецелое соединение воли человеческой с волей Божией есть состояние совершенства, какого может только достичь разумное создание Божие. В течение кратковременного срока земной жизни человек должен стремиться к тому, чтобы действовала исключительно воля Божия во всем существе человека, во всех составных частях его в духе, душе и теле, соединяя с собой и в себе разъединенную падением волю этих частей. Только волей Божией может исцелиться воля человеческая, отравленная грехом: только в воле Божией и при посредстве её, пожелания составных частей человека, принявшие различное, противное друг другу направление, могут перейти от разногласия к согласию, соединиться в одно желание; только оживленная волей Божией воля человеческая может отторгнуться от земли, вознестись на небо. 1073 Но в реальном состоянии злые навыки связывают нравственную свободу человека. 1074 И для спасения душа должна отречься своей извращенной грехом воли, как бы это ни было тягостно для сердца, хотя бы чувствования и влечения сердца казались человеку самыми праведными и самыми изящными. Вместо своей воли, душа должна исполнять волю Христа Бога и Спасителя нашего, как бы это ни было противными и жестокими для самолюбивого сердца. Это смерть нашего греховного я которой от нас требует Бог, чтоб мы добровольной смертью уничтожили смерть, живущую в нас насильственно, и получили в дар воскресение и жизнь, источающиеся из Господа Иисуса. 1075 Наилучшей жизненной формой для осуществления духовно-возрождающего подвига Преосвященный Игнатий справедливо полагает православное монашество, о котором он многократно и подробно, с любовью, говорит в своих дивных творениях. В частности, для борьбы с греховностью воли иноческое послушание есть наилучшее средство: в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, иноческое послушание есть высокое духовное таинство. И хотя постижение и полное подражание ему сделались для нас невозможными, но возможно благоговейное, благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его. 1076

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕССАЛИАНЕ [Евхиты; сир.  ; греч. Μεσσαλιανο, Μασσαλιανο, Εχτης], последователи христ. ереси, возникшей в IV в. и получившей распространение на территории Римской империи (гл. обр. Восточной) и сасанидского Ирана. Согласно свидетельствам противников ереси, М. считали, что в каждом человеке с момента рождения обитает демон. Он владеет человеком сущностно и ипостасно и влечет его ко греху, избавить от к-рого не могут Крещение и др. церковные таинства. Единственным способом устранить корни греха и достичь состояния совершенства является усердная молитва, соединяемая с аскетическими подвигами. По всей видимости, мессалианство в строгом смысле прекратило свое существование в Византии к VI в.; вопрос о возможной связи (генетической или типологической) мессалианских идей с поздними ересями - павликианством (см. Павликиане ) и богомильством - остается в исследовательской лит-ре открытым. Термин «мессалиане» восходит через посредство греч. языка к сир. активному причастию муж. рода  - «молящиеся» (порода   для корня  ). Основное значение корня - «преклонять(ся)», по смыслу с ним связано и приобретаемое в   значение «молиться» (Thesaurus Syriacus/Ed. R. Payne Smith. Oxf., 1901. T. 2. Col. 3398-3400; Lexicon Syriacum/Ed. C. Brockelmann. Halle, 19282. P. 628). Помимо различных вариантов греч. транслитерации и суффиксации термина  (μεσσαλιανο, μασσαλιανο, а также μασαλιανο, μεσσαλιανται, μεσαλιανται; см.: Дунаев. 2015. С. 137) в визант. источниках встречается его буквальный перевод (εχτης). Правосл. авторы использовали по отношению к сторонникам мессалианства и др. обозначения, в т. ч. термин «энтузиасты» (νθουσιαστα), к-рый указывал на их экстатические практики. Согласно Феодориту , еп. Кирскому († ок. 460), М. «принимали содействие некоего демона и считали это присутствием Святого Духа» ( Theodoret. Hist. eccl. 4. 11. 1 ( Kmosko. 1926. Col. CXCII; GCSNF. Bd. 5. S. 229)); слово «энтузиасты» применительно к М. встречается и в деяниях Вселенского III Собора (ACO. T. 1. Vol. 1(7). P. 117). Наконец, в правосл. текстах используется обозначение «духовные» (πνευματικο), к-рое, по всей видимости, было самоназванием М. ( Theodoret. Haer. fab. 4. 11 ( Kmosko. 1926. Col. CXCIX; PG. 83. Col. 429); о терминологии в целом см.: Guillaumont. 1980. Col. 1074).

http://pravenc.ru/text/Мессалиане.html

Сохранилось предание о появлении волхва в Новгороде6 рассказ об этом передается в летописи под 1071 г., но на самом деле волхв в Новгороде мог явиться между 1074–1078 г. 456 Волхв обещал перейти реку Волхв пред всеми. Не окрепшие в христианстве новгородцы взволновались Положение епископа было затруднительным. Он облачился в священные облачения и, взяв крест в руки, сказал: «Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним; а кто верует (во Христа), пусть идет ко кресту». На сторону епископа стал только князь Глеб Святославич с дружиной, а за волхвом пошел весь народ. Князь Глеб спрятал под полу топор, подошел к волхву и спросил у него: «Знаешь, что будет сегодня?» – «Сотворю великие чудеса», – отвечал волхв. Глеб ударил его топором, и волхв пал мертвым. Видя, что предсказания волхва не исполнились, народ разошелся 457 . Это собственно единственный случай, когда волхв стал в открытую оппозицию христианству. Волхвы скоро поняли, что им не одолеть господствующего течения. Они стали скрывать свое ремесло и в значительной мере сумели удержать свое влияние на народ. Отметим, что волхвы появлялись открыто только во время народных бедствий, преимущественно во время голода. Так появились волхвы во время голода в 1024 году и около 1071 г. в Ростовской земле 458 . В обоих случаях волхвы проявили непримиримую вражду к пожилым и богатым женщинам, которых убивали и имущество которых забирали себе. Может быть волхвы видели в старухах конкурентов по ремеслу: известно, что и теперь старухи нередко занимаются знахарством и ворожбой, даже сложилась поговорка, что «всякая старуха-ведьма». Волхвы старались повлиять на народ предсказаниями, иногда странными до нелепости. Так, появившийся в 1071 году в Киеве волхв предсказывал, что через пять лет Днепр потечет обратно, земли перейдут с места на место: греческая земля станет там, где русская, а русская, где греческая, т.е. произойдет великая катастрофа. В этом предсказании малодушные могли усматривать наказание за измену старым богам; предполагалось, что для избежания великого несчастия следует оставлять новую веру и обращаться к старому язычеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Существуют три пер. на рус. язык· 1066 . (I) частичный Д. С. Вершинского://ХЧ 1826, 1827, 1830, 1844, 1845; 1067 . (II) полный в сер. ТСО: М. 1858. 31 [=1]; 32 [=2]; 1859. 33 [=3], с указ. разночтений по греческой ркп Моск. синод. б-ки. Частично перепечатан: 1068 . Нил Синайский , преп. О чтении и молитве. О различении лукавых помыслов. Репр.: М. 1999. 382. 1069 . Нил Синайский , преп. Слово подвижническое. Письма. М. 2000. 477. 1070 . Творения преподобного отца нашего Нила Синайского . СТСЛ 2000. 380 [Нил.Твор.]. (III) частичный пер. еп. Феофана Затворника в составе «Добротолюбия» (с использованием ТСО). К монаху Агафию (Peristeria) (CPG 6047) Рус. пер.: 1071 . ТСО 31 4 .1067). 1–169. же://Нил.Твор. 4 .1070). 14–103. Фрагменты (другой рукописной традиции) у Пс.- Анастасия Синаита (PG 89). Слово на евангельское изречение: Иже имат влагалище и проч. ( Лук. 22, 36 ) (CPG 6050) Рус. пер.: 1072 . ТСО 31 4 .1067). 312–328. же://Нил.Твор. 4 .1070). 181–189. Похвальное слово Алвиану (CPG 6045) Рус. пер.: 1073 . ТСО 31 4 .1067). 414–426. же://Нил.Твор. 4 .1070). 235–241. Слово подвижническое (Liber de monastica exercitatione) (CPG 6046, сравн. CPGS 6060, CPG 6067) 1074 . Φιλοκαλα. θναι 4 1974. 1. 190–232. PG 79, 720–809 (текст отличается от рус. Добротолюбия). пер.://ТСО 32 4 .1067). 1–97. же://Нил.Твор. 4 .1070). 242–292. 1075 . Gli scritti siriaci di Nilo il Solitario/Introd., ed. e trad. a cura di Bettiolo P. Louvain 1983. XIV, 364. (Publications de l’lnstitut Orientaliste de Louvain. 30). [Сир. пер., отражающий более раннюю версию текста. Сод. публ.: «О монашеской жизни», текст: 75–124, итал. пер.: 124–151; также «Слово к желающему принять монашество " ]. Colafemmina//Vetera Christianorum. Bari. 1984. 21. 406; Gribomont J.//RSLR 1985. 21. 487–489. «Слово подвижническое», наряду со «Словом о молитве» Евагрия, вошло в греч. «Добротолюбие» (где под именем Нила числятся только два эти творения), однако было опущено в рус. переводе еп. Феофаном, к-рый заменил «Слово подвижническое» др. произведениями, известными под именем Нила. В CPG 3978 отмечено сходство отрывка из «Слова подвижнического» с закл. частью слова Ефрема Сирина «Ответ брату о священнике Ниле» (Assemani. 3. 11 5 .172), рус. пер. во 2-м томе Творений Ефрема Сирина , слово 59), однако мы не заметили особых совпадений.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Впрочем, только трое из этих последних четырех членов остались верными своему мнению до самого конца обсуждения вопроса; четвертый же из них, граф Блудов, в последнее заседание комитета присоединился к мнению большинства, как скоро оно предложило среднюю предупредительную меру, т.е. запечатание одних алтарей, а не самых часовен. – «Рогожские часовни, – так полагало большинство членов секретного комитета, – хотя и следовало бы закрыть, но единственно из снисхождения к призреваемым в богаделенном доме раскольникам запечатать в них одни лишь алтари, как вовсе излишне без священников и недоступные для мирян, и дозволить раскольникам рогожским приходить в означенные часовни только молиться про себя, без чтения и пения, как это и продолжалось с ноября 1854 года до 21 января сего 1856 года». Государь Император, рассмотрев 12 июня журналы комитета по означенному делу, не только утвердил это мнение большинства, но и собственноручно при этом написал: «исполнить по мнению шести членов, – тем более, что, так как на рогожском кладбище священников нет и не должны быть допускаемы, если не присоединятся к православию или единоверию, то и алтари для службы не нужны» 1073 . Митрополит Никанор 21 июня с восторгом уведомлял Московского святителя об этой резолюции Государя, «полагая, – как писал он, – что защитники поповщинской секты не скоро сообщат вам решительное утверждение, весьма утешительное и ободрительное для православных и единоверцев... Утешительно было бы для православных и единоверцев, прибавлял он в заключение своего письма, если бы возможно было сообщить им Высочайшее решение в пользу православия и к ослаблению раскола» 1074 . Это известие доставило великое утешение м. Филарету. «С благодарением к Богу и к благочестивейшему Государю Императору, – писал он, – приемлю правосудие, оказанное Его Императорским Величеством и правительством православию и единоверию» 1075 . Исполняя совет владыки С.-Петербургского, он поспешил чрез единоверческого благочинного, сообщить это радостное известие священникам и старостам единоверческих церквей на обоих старообрядческих кладбищах, приказавши в то же время, «по возможности негласно наблюсти и дознать, чрез священника Симеона Морозова, когда и каким образом исполнено или исполнено будет» распоряжение Государя о запечатании алтарей в часовнях, рогожского кладбища, и донести ему об этом 1076 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

См.  Hartman L.F., Di Lella A.A. Daniel//NJBC. P. 416. 1059 См. Ключ... С. 250. 1060 Данн Д.Д. С. 334. 1061 Об этом см. также Ианнуарий (Ивлиев), архим. Лекции по Апокалипсису на радио «Град Петров» в 2003 г. Лекция 13. 1062 См.  Ианнуарий (Ивлиев), архим. Лекции по Апокалипсису на радио «Град Петров» в 2003 г. Лекция 3. 1063 «Сквозным символом, проходящим через всю книгу, является число 7, знак полноты, что указывает на полноту Божественных свершений в истории. Откр. рассматривает историю в свете вечности. Число 6 означает неполноту и несовершенство, а половина семерки — это время испытаний, через которые должны пройти верные». — Мень А., прот. Откровение св. Иоанна Богослова.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 324. 1064 См.  Brown R. P. 777; Данн Д.Д. С. 334. 1065 См.  Данн Д.Д. С. 348. 1066 Данн Д.Д. С. 335. 1067 Цит. по: Данн Д.Д. С. 335. 1068 Данн Д.Д. С. 337. 1069 Данн Д.Д. С. 335-6. 1070 Данн Д.Д. С. 332. 1071 См. подробнее в: Данн Д.Д. С. 340-4. 1072 То, что Откр. написано во времена гонений (Нерона, Домициана или кого-либо еще) явствует как из характера книги — апокалиптической по своему жанру и содержанию, — так и из прямых неоднократных указаний автора: под «скорбью» (qli/yij), упоминаемой в самом начале (Откр. 1, 9) и в других местах книги (Откр. 2, 9. 10. 22; 7, 14), подразумеваются, конечно же, внешние преследования христиан. В таком или близком к нему значении это слово употребляется во многих книгах Нового Завета (см., например, Мф.13, 21; 1 Фес. 1, 6; 2 Кор. 1, 8 и др.) 1073 Такая общепринятая ныне датировка восходит еще к св. Иринею Лионскому, писавшему, что Апокалипсис «появился не так давно, почти в период нашего поколения, в конце царствования Домициана» (Против ересей. V, 30, 30). — См.  Гатри Д. С. 739; Мень А., прот. Откровение св. Иоанна Богослова.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 326. Интересно, что Откр. признавалось и коммунистическими идеологами как самое раннее христианское произведение. Это объясняется во многом тем, что Ф. Энгельс датировал Откровение 67–68-м годами, разумеется, опираясь на выводы библейской критики (в лице Бруно Бауэра). При этом он проводил резкое различие между Откр. и другими, «гораздо более поздними новозаветными писаниями», в том числе Евангелиями и вообще дальнейшим христианством. Оспаривать выводы Энгельса советские марксисты явно не решались, но вынужденные признавать столь раннюю (даже более раннюю, чем это, скорее всего, есть на самом деле) датировку Откр., чувствовали себя в крайне неудобном положении. — См.  Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. М. 1990. 1074

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010