После этого нет особенных оснований доверять и подлинности схолии на Мф. 28:18 . Правда, она надписана именем Оригена , и это – бесспорное преимущество её пред рассмотренной выше, на которое можно сослаться как на некоторую гарантию её подлинности; но что ручается за то, что это надписание, – пусть оно даже будет безошибочно, – не относится только к первым строкам схолии, что составитель катен не выписал остальной её части из другого писателя, жившего, быть может, спустя несколько столетий после никейского собора? Если имя этого писателя здесь не обозначено, то в предшествующей схолии пропущены имена даже пяти авторов. За принадлежность всей схолии тому автору, из которого взяты первые её строки, могло бы ручаться её содержание, если бы она представляла связное целое; но не такова схолия на Мф. 28:18 : в ней можно наметить от трёх до семи отделов, которые могут принадлежать различным писателям 494 . В заключение следует прибавить, что приписываемые Оригену отрывки нужно принимать за подлинные тем осторожнее, чем замечательнее и богаче их догматическое содержание. Имя Оригена в катенах нередко обозначалось аббревиатурой Ωρ, но теми же самыми буквами обыкновенно отмечали и какие-нибудь замечательные изречения. В последнем случае аббревиатура значила « ραον», т. е. «прекрасное» место. Позднейшие переписчики легко могли перемешать смысл этих знаков и прочитать имя Оригена там, где первоначальный составитель катены видел только «прекрасное» выражение 495 . Таково состояние дошедших до нас сочинений Оригена . Как на самые важные из них для нашей цели можно указать на следующие: Комментарий на Евангелие от Иоанна. Это сохранившееся на греческом языке сочинение имеет значение первостепенного источника. Но, к сожалению, оно дошло до вас с огромными пробелами: из 39 томов его 496 сохранились только девять 497 . Пробелы падают на главы, столь важные для нашего вопроса, что нелегко решить, где более данных для изложения учения Оригена о Троице: в сохранившихся томах или утраченных? 498

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Какой же из этих версий с чисто научной точки зрения должно быть отдано предпочтение? По вавилонской записи выходит, что между потопом и временем составления записи прошло приблизительно 33 тысячи лет. Ясно, что для автора записи, описываемые им события, были баснословно далекими. Действующие лица являются у него обожествленными, напротив – боги оказываются, имеющими человеческие черты. Мифология записи поражает своей сложностью и запутанностью. Пестрота и сложность, конечно, являются позже простоты и непосредственности, а последними чертами запечатлено библейское повествование. Говорят, что библейское повествование – результат очистки и переработки халдейской саги. Но, если бы писатель книги Бытия имел ввиду миф о потопе переработать в целях монотеистической тенденции, он не стал бы усвоять Богу, одинаково, имя Иеговы и Элохим, он избегал бы антропоморфизмов и метафор, он не представил бы потоп явлением естественным, а делом одного Бога. В халдейской саге есть элементы, которые можно понять только при предположении, что в основе саги лежит событие, описываемое Библией . Так, по клинообразной надписи, плавание во время потопа продолжалось 7 дней, между тем, как приготовление припасов делается на большее время. Не мог, также, Хазизадра видеть в течение 7 дней 12 знаков зодиака, намек на что есть в записи. По Библии, потоп продолжался год, и халдейская запись заставляет думать, что в ее основе лежит тоже факт годового плавания. Самое лучшее для ученых, не поправлять Библию при помощи клинообразных надписей, а пользоваться Библией, как руководственным началом и критерием для понимания этих надписей. В них не редки пробелы, и перевод их, часто, проблематичен. Лучшие ученые понимают это, и в своих изысканиях ищут помощи у Библии. Ученые рационалистического направления хотят вывести откровенную догматику из ассиро-вавилонской религии. В борьбе Мардука и Тиамат (хаосом, змеем) хотят видеть (Пальмер) зародыш библейского учения о змее-искусителе и о происхождении зла. Недавно даже попытались (Циммерн) во взаимоотношениях Еа, Мардука и бога огня Гибеля увидеть прототип христианской Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Кроме того, следует учесть, что человеческое знание ограничено, а память небезупречна. Так, автор книги Даниила мог и сам точно не знать, какие отношения связывали Навуходоносора и Валтасара, а Матфей и Лука могли пользоваться разными источниками, приводя родословие Христа. В этом нет ничего скандального, напротив – их человеческий голос, их индивидуальность очень важны для нас. Не случайно Церковь в свое время не приняла попытки составить из четырех отдельных Евангелий сводную версию (подробнее это обсуждалось в 7-й главе). Впрочем, всегда возможны и другие объяснения. Например, автор книги Даниила мог называть Навуходоносора «отцом» Валтасара в том смысле, что он был его славным предком и предшественником на троне. В случае с родословиями могло случиться так, что один из евангелистов приводил имена биологических предков Иисуса, а другой – предков «социальных», по обычаю левиратного брака (в 24-й и 35-й главах мы к этому обычаю вернемся и рассмотрим его в деталях). Проблема чисел Больше всего подобных разногласий мы находим там, где приводятся цифры. Например, в 24-й главе 2-й книги Царств ( 2Цар.24:9 ) и в 21-й главе 1-й книги Паралипоменон ( 1Пар.21:5 ) упоминается одна и та же перепись, которую устроил царь Давид. Сравним результаты: «израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а иудеян пятьсот тысяч» и «было всех израильтян тысяча тысяч, и сто тысяч мужей, обнажающих меч, и иудеев – четыреста семьдесят тысяч, обнажающих меч». Цифры явно различаются. Точно так же различаются иногда цифры в одном и том же стихе в разных рукописях, и в результате 5-я глава книги Бытия ( Быт.5:3–4 ) в русском Синодальном переводе выглядит довольно странно: «Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему и по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет». Просто еврейский и греческий тексты Библии здесь дают разные цифры, и у нас нет никакой возможности проверить, какая из двух цифр точней. К тому же все они кажутся нам слишком большими…

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Новая благодатная жизнь во Иисусе Христе уже дана нам при крещении. Господь призывает каждого из нас жить той жизнью, которую Он открыл нам – в неоскудевающей любви, милосердии, смирении, верности. Мы призваны жить по Богу и с Богом и хранить, как святыню, родство всех людей друг с другом. Нам выпало счастье уже сейчас, уже здесь узнать глаголы жизни вечной и идти по пути, указанному Спасителем, в Царство Божие. Спаситель благовествует о Своем Царстве «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:14–15 ). Господь начинает Свою проповедь , возвещая, что приблизилось Царствие Божие. Настал переломный момент в истории мира! Бог послал Сына Своего Единородного на землю – как Царя и Владыку всего сущего – принести людям Благую весть Царства Божия. Но Иисус Христос, и Иоанн Креститель, и все пророки Божии, бывшие до него, все говорят согласно между собою: всего лишь одно необходимо исполнить людям перед тем, как придет Царство Небесное. Нам нужно покаяться в грехах и уверовать в Благую Евангельскую весть. В этом занятии мы узнаем с вами, кто сможет войти в Божие Царство Небесное. Мы услышим слова Спасителя о том, как нам переменить всю свою жизнь, чтобы получить в награду нескончаемое Царство Божие. Господь постоянно напоминает нам, что Его Царство – вовсе не земное царство. Оно воистину «не от мира сего», но от «мира грядущего». Вспомним молитву Господню, в которой мы призываем: «Да приидет Царствие Твое». Изобрази это Когда Иисус Христос учил народ на горе, Он старался, чтобы Его понял и все, даже самые простые люди. Поэтому Он говорит людям о знакомом, привычном, как бы рисуя настоящие «словесные картины». Он говорит им, что Сам Бог позаботится об их насущных нуждах, необходимо только, чтобы он и уверовали в Него и не отреклись в час испытаний. Прочтите слова из Священного Писания и заполните пробелы: Мф.6:25–34; 7:7–11 ; Лк. 12:6–7, 22–31 . 1 . Взгляните на _____________ небесных: они ни ______________, ни ___________, ни _____________ в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше ________________?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После Своего крещения в Иордане и испытания в пустыне Иисус Христос поначалу возвратился в Галилею, придя и в Назарет, город, где Он воспитывался Девой Марией и Иосифом Обручником. Жители Назарета рады были видеть Его и пригласили в праздничный субботний день читать Священное Писание и произнести проповедь в синагоге. Но Христос поразил всех: прочитав стих из книги пророка Исаии, Он сказал им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Воистину сбылись слова пророка Исаии. Спаситель сказал всем способным услышать, что Дух Господень на Нем, что Он – Помазанник – Христос, Мессия. Тот, Кто обладает силой даровать людям свободу, исцелять их и проповедовать им Евангелие, Благую Весть Божию! Спаситель начинает Свое учительное и проповедническое служение. 1. Найдите в Священном Писании указанные ниже места и расскажите, что произошло, когда Иисус Христос приступил к Своему служению. 2. Проглядите пять разделов правой колонки и найдите, который из них наиболее близко соответствует прочтенным вами стихам. 3. Заполните пробелы словами, которыми завершаются места из Священного Писания. 4. Ответьте на вопросы, которые следуют за каждым библейским стихом. A. Он сказал: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:_______________________ заповедает о Тебе и на _________________ понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Кто это говорит? Кому он это говорит? Б. Он имел одежду из _________________ волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были_______________ и ________________________. Как звали этого человека? B. Он начал проповедовать, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось________________________________ «. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев:__________________________и говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас__________________________________ «. Что они сделали, после того, как услышали эти слова? Кто был проповедающий?__________________________________ Мф. 4:23–25 Мф. 3:4 Мф. 4:17–20 Мф. 4:6 Мф. 3:11 Г. Иоанн сказал: «Я__________________вас в воде в покаяние, но Идущий за мною... будет________________________вас______________ огнем».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но что касается первой половины этого возражения, т. е. возвышенности речей Христовых, содержащихся в Евангелии от Иоанна, то нужно заметить, что не один только Иоанн 217 со­хранил речи Христа подобного рода. Вспомним, напр., о Его речи, содержащейся в Евангелии от Матфея 12: 25–30 . „Сла­влю Тебя, Отче, Господи неба и земли! что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам. Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение! Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко“. Спрашивается: чем по своей возвышенности эта речь должна стоять ниже речей Иоанновых? Отрицательной критике, конечно, небезизвестно, что тон речи всегда зависит от ее предмета и им обусловливается; а предмета речей Иисусовых в Евангелии от Иоанна таков, что не может быть передан простым и спокойным языком, а требует языка возвышенного, изложения одушевленного. Правда, у Иоанна приводятся речи такие, каких нет у первых евангелистов; но это-то именно обстоятельство и служит к опровержению вышеприведенного возражения отрицательной кри­тики. Восполняя пробелы первых Евангелий, как свидетельствует современник апостольский Климент, Иоанн внес в свое Евангелие по преимуществу только те речи Христа, которые, по неизвестной нам причине, были опущены тремя первыми евангелистами. Ясно, что мы наверное не можем сказать, каким бы языком излагались эти речи у остальных евангелистов, если бы они не были у них опущены. Несправедлива также и вторая половина вышеприведенного возражения, т. е. что если речи, находящиеся в Евангелии от Иоанна, и были действительно произнесены Христом, то Иоанн не мог в течении многих лет хранить их в своей памяти в буквальных выражениях. Конечно, евангелисты не были простыми протоколистами; они внесли в свои повествования только то, что сохранила их богодухновенная память, как и свидетельствует, напр., о Марке иерапольский епископ Папий; но если изречения обыкновен­ных людей и целые их речи, хотя и не в буквальных выражениях, мы надолго сохраняем в своей памяти, то что же ска­зать о евангелисте Иоанне, любимце и наперснике Христа, который, сверх всего того, при написании Евангелия еще руководим был и Духом Святым? Если бы речи Христа не имели для Иоанна важного значения, тогда другое дело; но в речах Христа Иоанн видел источник жизни вечной, единственное средство и руковод­ство в делах нашего спасения; а такие речи никогда не забыва­ются 218 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Быт. 30:25 После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю; Англ. Библия, указывая на фразу «после того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал и проч.», говорит: «Из этого делали заключение, что Иосиф родился в конце второго семилетия службы Иакова, хотя скорее следует понимать, что рождение Иосифа произошло после окончания 14-летней службы, и Иаков не хотел оставить семейство Лавана, пока любимая, но своевольная Рахиль не имела сына, который мог утешить её в разлуке с семейством. Есть многие причины, которые могли заставить Иакова оставаться дольше 14 лет службы в Падан-Араме, а именно: невозможность для маленьких детей совершить путешествие, беременность жены, наконец, страх гнева Исава. Конечно, если принять только семь лет со дня супружества Иакова, то Лия могла в семь лет иметь шесть сыновей, хотя (как мы выше сказали, комментарий к Быт. 30:21 ) Дина, вероятно, рождена позже». Быт. 30:26 отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе. Иаков напоминает Лавану (говорит м. Филарет), что договорное время исполнилось, а, может быть, скромным образом хочет подать ему ту мысль, что заслужил от него некоторое пособие на путь. По преданию (см. кн. Яшар), Ревекка послала Девору, свою кормилицу, с двумя служителями сказать Иакову, что он может возвратиться безопасно, но Иаков вследствие предложения Лавана ( Быт. 30:28 ) о награде не хотел возвращаться с пустыми руками и, отослав служителей к матери, оставил Девору при детях своих. Заметим, что Девора ( Быт. 35:8 ) умерла действительно в шатре Иакова, который, когда шёл в Харран, не имел никого с собою ( Быт. 32:10 ). Книга Яшар преданием дополняет пробелы текста Библии в нескольких местах. Быт. 30:27 И сказал ему Лаван: о, если бы я нашел благоволение пред очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня. Англ. Комм. Библия говорит, что в еврейском тексте вместо слова «примечаю " стоят слова «я узнал гаданием» (или волхвованием), что за тебя Иегова благословил меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Провести такой эксперимент может каждый владелец компьютера, принтера и сканера. Операция первая: пойти в ближайший супермаркет, в котором кассовые рассчеты совершаются с помощью ручного сканера кассирши. Купите какой-либо продукт. Сохраните его этикетку со штрих-кодом и принесите ее домой. Операция вторая: отсканируйте штрих-код с этой этикетки. Переведя изображение на экран, увеличьте его. Операция третья: Пользуясь таблицей ГОСТА ЕАП определите границы между комбинациями штрихов и пробелов, обозначающих подписанные снизу под кодом арабские цифры. Уберите лишние, с точки зрения Ипатова, пробелы. То есть: те пробелы, которые находятся внутри комбинации двух штрихов, обозначающих одну цифру, не трогайте, а вот те пробелы, которые предшествуют этой комбинации штрихов или следуют за ней – сотрите на экране вашего компьютера. Например, в цифре 5 (серии А) – 0110001 – сотрите первый пробел и оставьте все остальные. А у той же цифры в серии С – 1001110 – сотрите последний пробел, оставив все срединные. Операция четыре: распечатайте полученную вами картинку. Операция пять: возьмите исходную этикетку и ту, которую вы «поправили» и отнесите в тот же магазин попросите кассиршу просканировать обе бумажки… Аналогичный эксперимент можно провести, не удаляя лишние пробелы, а просто добавляя их (легче всего это сделать сразу после окончания первых двух длинных линий). Ведь если наличие или отсутствие пробелов никак не влияет на распознавание – то и появление дополнительных пяти-шести пробелов после первой ограничительной пары линий, а также перед центральным и завершающим знаками-ограничителями не должно влиять на результат распознавания. Наконец, если по догадке «наших специалистов» ненужным является центральный знак-ограничитель (мол, он туда вставлен лишь для того, чтобы шестерок было именно три), то попробуйте удалить и его. И снова посмотрите на результат… Приходила ли в голову Ипатова мысль о необходимости такого проверочного эксперимента с вручную исправленным штрих-кодом? – Да. Вот фрагмент из его экспертизы: «Крайние ограничители в штрих-коде являются необходимыми, т. к. по ним определяется единичная ширина элемента. Центральный ограничитель не является необходимым. Подтверждением этому может служить нижеприводимый распознаваемый программой „вручную исправленный“ штрих-код. В данном штриховом коде к центральному ограничителю справа и слева добавлено по дополнительному пробелу. Аналогичное добавление пробелов после крайних ограничителей приводит к сбою в считывании кода».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Эти мельчайшие трещины узенькой кисточкой замазывать белилами, а по белилам заправлять колерами, как видно, не имели желания; а вместе с тем и самый колорит потерся так, что едва сохранились признаки его; то они, пографя общие фигуры и главные части для сохранения старого рисунка, покрывали тенями и накладывали на световые части колер, один другого светлей, то есть пробела. В четвертой прописи никакой перемены в технике нет, только белила гораздо резче. В ней разница состоит в том, что на самые светлые пробелы клали почти белой краской тоненькие полоски света и от нее штрихи. К этому времени принадлежит, по всей вероятности, и бликовка золотом драпировок на иконах, так как встречаются пробелы золотом и на стенной иконописи, так называемые «в ковонку», сусальное золото положено на асис. Этим способом позолочены фоны и венцы около ликов святых вместо желтоватого колера. Пятая пропись писана теми же способами техники, но со старанием умягчить как стены, так и драпировки, как называется в сплавку, т.е., покрывая очень жидкими светлыми колерами и тушуя один с другим. Шестая пропись была писана масляными красками, в которой преимущественно большей частью написаны пробелы в перо. После масляной прописи и прежде оной были заправки и возобновления; но в технике нет ничего замечательного в переменах. Сложения перстов открываются разные... Способ очистки мною употребляется следующий: очищаем колера перочинным ножом, при малом намачивании водой, очень редко, и то только для уяснения цвета колера; других же средств не употребляем, как-то: спиртов или каких-либо химических растворов,– они были мною почти все испытаны на этой работе, но оказались неудобными, потому что растворяют и первоначальный слой» (Там же л.л. 62–63). 16 Московское Отделение Общего Архива Министерства Императорского Двора. Дело по возобновлению стенописи Благовещенского собора. Т. IV, л.л. 209 об. – 210. Читать далее Источник: Стенопись Благовещенского собора в Москве (по поводу реставрации 1884 года)/А.И. Успенский. - Москва: тип. О-ва распростр. полезн. кн., преемник В.И. Воронов, 1909. - 25 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Др. Дэвид Б. Киттс (David В. Kitts), зоология, школа геологии и геофизики, отдел истории науки, Оклахомский университет, Норман, Оклахома, США. Paleontology and evolutionary theory. Evolution, vol.28, September 1974, p.467. 40. Несмотря на приведенные примеры, остается правдой и то, что известно каждому палеонтологу: большинство новых видов, родов и семейств, равно как и почти все категории выше уровня семейств, появляются в летописи окаменелостей внезапно, и не составляют поэтапную, законченную последовательность со всеми промежуточными стадиями. Др. Джордж Гейлорд Симпсон (George Gay lord Simpson), палеонтология позвоночных, бывший профессор Музея сравнительной зоологии, Гарвардский университет, профессор геологии, Аризонский университет, Таксон. В кн.: The Major Feattires of Evolution, Columbia University Press, New York, 1953, p.360. 41. Известная нам летопись окаменелостей демонстрирует внезапное возникновение большинства таксонов. Они почти никогда не появляются в результате цепи почти незаметных изменений предшествующих таксонов, что, как считал Дарвин, характерно для эволюции. Известны цепи из двух или нескольких временно взаимосвязанных видов, но даже на этом уровне большинство видов появляется без известных промежуточных предков; появление же действительно длинных, полностью завершенных последовательностей многочисленных видов чрезвычайно редко. На уровне родов более-менее удачные последовательности (вовсе необязательно представленные непосредственно вовлеченными в переход от одного рода к другому популяциями) более привычны, и могут быть длиннее известных последовательностей видов. Возникновение же в летописи нового рода, как правило, еще более внезапно, чем возникновение нового вида: «пробелы» увеличиваются, так что вновь появляющийся род обычно морфологически четко отделен от большинства известных, сходных с ним родов. Чем выше ступень в иерархии категорий, тем более универсальной и более существенной становится эта закономерность. Пробелы между известными видами случайны и зачастую незначительны. Пробелы же между известными порядками, классами, филюмами — систематические и почти всегда значительные.

http://azbyka.ru/uchenye-o-teorii-evolyu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010