Второй составной частью церковного богослужения является пение. Пение, как и слово, служит обнаружением человеческой мысли и чувств, то радости, то горя. Молитвенные чувства также выражаются не только в спокойном тихом слове, но также и в звуках, нараспев. Пение с самых древних времен употреблялось и употребляется за богослужением у всех народов. Употреблялось пение в Ветхом Завете, а также и в Новом Завете, начиная с Иисуса Христа. Спаситель Своим примером освятил потребность человеческой души пением выражать свои чувства, когда после Тайной вечери, воспевши, пошел на гору Елеонскую ( Мр. 14:26 ). Апостолы и сами пели, и других христиан учили прославлять Господа «в псалмах, пениях и песнях духовных» ( Ефес. 5:19  и Колос. 3:16 ). Из I послания Апостола Павла к Коринфянам (14:9–40), видно, что пение в апостольское время уже имело свой чин и совершалось по установленному порядку. 13. Разделение песнопений На основании слов Ап. Павла, чтобы верующие прославляли Бога в псалмах (ψαλμοτς), пениях (υμνοτς) (или гимнах) и песнях духовных (ωδατς) (или одах духовных), можно установить три следующих главных разряда песнопений, употреблявшихся со времен Апостольских в христианских церквах: Псалмы , т.е. избранные места из св. книги Псалтирь. Из псалмов некоторые только читаются, а многие и читаются, и поются (напр. «Благослови, душе моя, Господа», « Помилуй мя, Боже» и др.), песни или гимны – это следующие девять поэтических одушевленных ветхозаветных гимнов, воспетых священными лицами под впечатлением выдающихся событий ветхозаветной истории, а именно – песнь, воспетая по переходе через Черное море ( Исх. 15:1–19 ), обличительная песнь Моисея перед его смертью ( Втор. 32:1–43 ), песнь Анны, матери Самуила (1 Царс. 2:1–10), песни пророков: Исаии ( Ис. 24:9–17 ), Аввакума (3:1–12), Ионы (2:3–10), песнь трех отроков ( Дан. 3:24–90 ), песнь Богородицы ( Луки. 1:46–55 ), молитва Захарии ( Луки. 1:68–79 ). Эти гимны важны потому, что они послужили образцом для величественного, церковного песнопения, называемого каноном. Песни или оды духовные , – это песни, составленные и составляемые самими христианскими поэтами и писателями. Такие христианские священные песни содержатся в некоторых новозаветных книгах (напр. Ефес. 5:14 ; 2Тим. 2:11–12 ; Апок. 15:3–4 ), но во всей своей совокупности они стали появляться после Апостольского времени, составляя неисчерпаемое сокровище богослужебной поэзии. Велики богатство христианских молитв и многочисленны имена их составителей. От времен Апостольских до конца только XVII века в одной греческой церкви насчитывается до 100 песнописцев. Если же принять во внимание последующие века и др. православные церкви, то число песнописцев будет гораздо больше. 14. Разделение песнопений по содержанию

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4468 A 1 Цр. 15.33 gut. marg., В 1 Царс. 15.33 marg., C 1 Царс. 15.49. The reference should be 15.33. 4472 нечестива...закалает А сам на части мечем разсекает underlined, нечестива мечем закалает ins above in Medvedev’s hand. 4473 A 1 Цр. 17.49 gut. marg., В 1 Царс. П AS marg., С 1 Царс. 18.8. The reference should be 17.49. 4609 А Пес. Песней gut. marg.. В , С Пес. Песней marg. Си А Чрез del.. Си ins. above corr. from Та. 4622 Next 2 lines А Еже кая таинства в себе заключает. I читатель в толковнииех то да испытает all del. 4642 А Иосии 1 gut. marg., В , C marg. This poem A , В ins. on paste-on in Medvedev " s hand. В written very small. 4659 А corr. from 160. Next 3 lines А Товия, погреб мертва, спати положися. I кал птич с гнезда спад I калом спадшым на очы птичим ослепися all del. 4796 А Мат. 26.56 gut. marg.. В Мат. 26.56, С Мат. 29.26 marg. The reference should be 26.57. 4903 древом...язвен А , В , С или каменми побиваем add. below as alternative to this hemistich. 4919 Copying error: next 5 lines А [ В ] Идет на Авраамле лоно почивати I имущ небесну сладость от Христа прияти. I 4 I Богачь злобный/злобный/погибе/побибе/. терпит жар огненный/огненный/. 1 в нетерпимых болезнех. ах! неоконченный/неоконченный/. 4926 Next 2 lines В Зри разных образов подписания на листах 1039 и 1042 и I 1043 и 1044 и 1099 и 1186 до листа 1192-го. 5028 от...убийства: и он же мало [мало ins. above] ожив, едва приволокся в монастыр и all del., от которого он смертнаго убийства ins. above. 5035 After вели: о том сиск учинит праведный между в монастыре и промежду священники градскими all del. 5041 в монастыре и у учинит del., учинити ins. above, after which Великии господин, смилуися del, и на убиицев суда праведнаго ins. above del. 5099 Древле...бяше В Древле в христианех сицев обычай бяше numbered above to indicate corrected order. Читать далее Источник: Вертоград многоцветный/Симеон Полоцкий ; Подгот. текста, ст. и коммент. Антони Хипписли и Лидии И. Сазоновой ; Предисл. Дмитрия С. Лихачева. - Köln [etc.] : Böhlau, 1996-. (Bausteine zur slavischen Philologie und Kulturgeschichte. Reihe B, Editionen : N. F.; Bd. 10)./Т. 3: " Прав никто же " - " Епитафион " Симеону. - 2000. - LIV, 764 с. ISBN 3-412-10200-8

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

В 3Цар. 1, 33, 38, 45 ες τν Γιν (собств. имя) передается: на требник,– Опис. рук. Синод., библ. I 18, 27, 28, 29, 81, 101, 34, 35, 36. и Опис. рукоп. Рум. муз. 106. – Такая несостоятельность переводного дела привела к порче самих текстов. В этом отношении переводчик, не стесняясь, распоряжался смыслом текста; например, 1Цар. 10, 5 : и ти проповедающе снитие на тя духа господня ( τροφηαντες χα φαλεται π σε πνεμα – и снидет дух); 54: на теле его ( σχηνματι ατ – в храмине); 3 Царс. 12, 16 что се ны разделит Давид ( τς μιν ν Δαβδ – какая часть нам в Давиде?). Иногда переводчик дополнял текст своими объяснениями: 1Цар. 12 10: и поработахом валнмом рекше каменем, телищом и алсом рекше медяным капищем; 2. Цар. 1, 24: на ризы вашя – на украшение вам; 11. 24 и устрелиша от отрок Царь елико унших бе) и т. п. Переводчик и намеренно выпускал некоторые слова из текста. Так в 4 Цар опущены целые стихи: 14, 15, 28; 15, 6, 11, 15, 21, 26, 31, 36; 16, 19, 20, 21; 17, 23, 25, 28. В книгах Иезикииля и Иеремии встречаются большие перестановки и пропуски. 127 Так, в Быт 41, 43 , на выражение τ τ ρμα стоит два перевода: и всади на колесницу, и в оружье второе его; Исх 22, 12 , аще украдется от него, но аще сам украдет у него то есть да тяжит господину его( εν δ χλαπ παρ υτ αποτσοι τ χυρψ); а в книге Числ 24 гл. между стихами 16 и 17 повторены стихи 5 и 6. В книге Исхода стихи 35, 33–37, 5 читаются два раза, а 37, 10–39, 2 совсем опущены – Опис. рукоп. Синод. библ. 1, 19, 20, 68; 118, 203 л. Рум. муз. 34; 173 128 Опис. рукоп Рум. муз., стр.146; Опис. рук. Синод. библ. I, 249–61, 300 и далее. Ср. еще Как писались книги (Ист. книги Кирпичникова 32–35); Характер и направление древне-рус. читателей и переписчиков книг М.Орлова (Чт. любит. дух. пр. 1873 4, Волков и др. 129 Опис. рукоп. Синод. библ. I, 289. Количество разночтений Евангелия определяется до 50000 (Чт. общ. ист. 1896, I, 93, 103–104) 130 Царского, 327 Сербские рукописи, привозимые в Россию, очень затрудняли переписчиков (Соболекский, Южно-славянское влияние, 14, Перевод.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

25 Lib I vitam monasticam prins amplexus asset? Eccleciasticisque disciplines sub Serapione monacho operam dedisset.” 10 У Порфирия, Приб. к Тв. т. 13-й, стр. 251; у Филар. Черниг., Истор. уч... § 212– й, стр. 91. – Во многих письмах мы встречали сами. 11 Так приводятся места: из Плача: h. р. 26, р. 921; Ь. р. 7, р. 548; h. р. 11, р. 633; из Варуха: h. р. 4, р. 469; h. р. 12, р. 664; h. р. 18, р. 820; h. р. 22, р. 856; из 1 Царств.: h. р. 8, р. 564; h. р. 12, р. 689; h. р. 17, р 784; h. р. 18, 816; из 2 Царств.: h. р. 23, р. 880 – 882; из 3 Царс в.: h. р. 12,689; h. р, 17, р. 773; h. р. 26, р, 921; из 3 кн. Ездры: h. р. 18» 808; из Товита:н. р. 19, р. 833; h. р. 27, р. 936. 12 Le Quien, Oriens christianus, pag. 407: Theophilus lethargia obit 18 mensis Paophi seu 15 Ocmobris, Honorio Augusto IX et Theodosio Aug. V coss., quum sedisset annos 27, menses 2, dies 24, hoc est anno 28 inchoato, juxta atque fertur in tabulis Theophanis et Nicephori Laterculo patriarcharum Alexandrinorum. – Ср. Сокр. кн. VII, гл. 7. 13 Апостольская александрийская кафедра со времени 2-го вселенского собора уступила свое первое место между восточными епископиями кафедре константинопольской. Первосвященники её носили титул «папы“ или «архиепископа“. – Ibid. 15 Le Quien, Or. Christ., p/377… Quum Alexandria sub Ptolemaies principibus, ac sub Romanis dienceps, viris scientiarum peritissimis abundaret, imprimisque mathematicis et astronomis… 16 Между прочич, еще Феофил, предшественник Кирилла, в 391-м году разрушил до основания идольские капища в Александрии, Канопе и других городах 20 В 7 пасх. проп. Кирилл называет египетскую землю «кормилицею Подсолнечной” ( τρος τς ’ λ), pag. 548. 24 Архим. Порфирий Попов в монографии: Св. Кирилл Александрийский (Прибавлен. к Творен. Святых Отец, т. 13-й); также Le Quien в сочинении Oriens Christianus (XLII, pag-. 360), Сей последний (Le Quien), изложив переданный нами рассказ из истории Сократа о поступке Кирилла с новацианами, замечает на это: Socratos, in Novatianos alioqui propensior...

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

6) Слово Божие ясно говорить нам о том, что в Святых таинствах подается Божественная благодать из собственной силы, присущей таинствам: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царс. Божие»: Иоан. 3:5 . «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго»: Деян. 8:17 . 7) Правос. Церк. всегда признавала такую силу в таинствах, поэтому она допускает крещение детей, не препятствуя и им по вере родителей и восприемн. приходить ко Христу: Лук. 18:16 . 8) Человек, как телесно-духовное существо, наилучше возвышается к сверхчувственному чрез чувственное. Св. Иоанн Златоуст говорит: «если бы человек был бестелесен, то Бог подавал бы ему Свои дары духовно; но так как душа человека связана с телом, то поэтому Бог подает ему Свою Божественную благодать чрез внешние действия». Блажен. Августин: «Богу всегда принадлежит благодать, Богу и таинство, а человеку (совершителю таинства) одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если – худ, то чрез него совершает Бог видимую форму таинства, а Сам дарует невидимую благодать». «Не думайте, будто от нравов людей и действий зависят божественные таинства: они святы от Того, Кому принадлежат». 9) Видимые действия таинств служат к теснейшему соединению членов Церкви, как единого тела и между собою, и с их главою Иисусом Христом, предохраняют верующих от грехов и содействуют к возбуждению в них раскаяния и исправлению их. Не все верующие во Христа имеют право совершать таинства, но только призванные из них. Господь даровал сначала право совершать таинства избранным ученикам Своим, – св. апостолам, а потом чрез апостолов – преемникам их епископам, и чрез епископов пресвитерам. Разобрать места свящ. Писания извращаемые сектантами в вопросе о таинствах вообще: Ефес. 2:18; 3:12; 4:30 ; Колос. 2:13 ; Евр. 9:10 . XXVI. О таинстве св. Крещения «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа» ( Мф. 28:19 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мрк. 16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Илия Фесвитянин имел однажды спор с жрецами Вааловыми о том, он ли почитает и поклоняется истинному Богу или они? Для верного решения этого спора Илия и спорящие с ним жрецы условились, чтобы тот остался победителем в этом споре, на чью жертву падет огонь с неба и сожжет ее. И вот Вааловы жрецы приготовили свою жертву для всесожжения и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа, и скакали они у сделанного жертвенника по своему обряду. В полдень Илия стал смеяться над ними, говоря: кричите громче, ибо бог ваш может быть задумался, или занят чем либо, и в дороге, а может быть и спит, так он проснется. И они кричали громче и кололи себя ножами и копьями до крови, но все было тщетно. Прошел уже и полдень, а они все бесновались до самого вечера без всякого успеха. Тогда Илия сказал им: отойдите в сторону, чтоб я совершил мое жертвоприношение всенародно. Он устроил из 12 камней (по числу колен Израиля) жертвенник, положил на него дрова и рассеченного тельца возложил на дрова и повелел все приготовленное им обильно полить водой. Сам между тем от всего сердца громогласно воззвал к Богу: " Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне! Да познают в сей день эти люди, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе " (3 Царс. 18:36-37). И - о чудо! Внезапно ниспал огонь Господень на жертву и все сжигаемое попалил. Сколь много бывает у христиан трудов и утомления, плачевных воззваний и наружного усердного страдания во время совершения наших молитвенных церковных обрядов и Богослужений? Утончают тела свои постом, прилежно посещают храмы, и совершают другие подвиги - и это не худо. Но часто при этом не исходит к нам огонь небесный, не делаемся мы пылающими истинным благоговением к исполнению воли Божественной и к тщательному избежанию противоречия между нашей волей, нашими желаниями с одной стороны и волей Божьей с другой. Редко когда, и то не от сердца, а так, без внимания, произносим: " буди воля Твоя, Господи, буди. " Часто бывает, что мы и жертвуем то тем, то другим во славу Божью, и приглашаем других к тому, но все это мало приносит истинной пользы, потому что, принося в жертву Богу свое внешнее, не приносим Ему в жертву своей воли и своих пожеланий не подчиняем Его святой воле, и даже не заботимся об этом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Она лучше стала после того, как иноплеменная и скверная рука изъязвила все тело ее. Раны ее зажили; старинное убранство ее все на ней, как на невесте. «Увидели ее девы и ублажа ют ее царицы... и восхвал яют: кто она, проницающая как утро ? прекрасная, как луна, и превосходная, как солнце» ( Песн. 6, 8–9 )? Это благолепие ее, это царственное убранство ее описал свыше вдохновенный Давид, когда Владыке и Царю всех пел песнь: «Предста ла Царица» с правой стороны Твоей, облеченная в одежду позлащенную и испещренную» ( Псал. 44, 10 ). " Стопы ея украшены» ( Песн. 7, 2 ). Это благолепие ее провидел и Исаия, когда вещал: «Встань Сион, как в начале дня , как новое поколение века ; ибо на голове твоей веселие и хвала : и обымет тебя радость . Это Я , это Я утешаю тебя , говорит Господь» ( Ис. 51, 9, 11, 12 ). Вот я «на руках моих живописал стены Тво и , и Ты предо мною всегда» ( Ис. 49, 16 ). Это же провидела и сама Она, и устами Исаии возгласила, говоря: «Да возрадуется душа моя о Господе ; ибо Он облек меня в ризу спасения и в одежд у веселия : возложил на меня, как на жениха... венец и как невесту, украсил меня красотою» ( Ис. 61, 10 ): и я буду уже, не как покинутый город, а как вожделенный, и как прекрасный «венец... в руке Господн ей и царс кая диадима в руке» Божией» ( Ис. 62, 12, 3 ). При этом торжестве и мы, в веселии и радости душевной, составив лик и празднуя обновление почитания икон, сего дня вещаем устами пророков: «Вельми радуйся дщерь Сиона . «Проповедуй дщ ерь Иерусалим а. Отъя л Господь обиды тво и. Избавил тебя от руки враг ов твоих» ( Соф. 3, 14–15 ). «Возведи окрест очи твои , и посмотри на собран ных чад... тво их. Вот вс е сын ы твои... и дочери твои пришли к тебе издалека и принесли тебе» ( Ис. 60, 4 ), не золото, не ливан, не дорогие камни, не эти произведения земли, обогащающие святилище по человеческому закону, но чистейшую паче всякого золота и драгоценнейшую паче всех камней, отеческую, неповрежденную веру. «Радуйся и веселись от всего сердца твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Что же сказать о венценосцах христианских? И не тем ли паче мы, – сыны царства православного, обязываемся беспрекословным повиновением богоправимой воле Царей наших? Христианские Монархи суть величайшие благодетели вверенных им народов. Я не говорю, что благочестивые Государи всей державной волей своей стремятся к утверждению общественного 6лагоденствия, к удовлетворению всем нуждам и потребностям народа, к водворению повсюду порядка, довольства, мира и безмятежия. Все эти блага – вожделенны; но они – земные и временные. Господь дарует их нам только в большее побуждение к стяжанию благ высших. Для нас не довлеет быть счастливыми гражданами на земле: нам предназначено быть гражданами на небе, – в Иерусалиме горнем. Итак, главная цель христианских Монархов – распространить спасение Божие посреди земли; главное стремление – водворить в пределах царств своих св. царство веры и благочестия; главный долг – вселить дух Христов в сердца подданных, и сделать его единственным началом всех мыслей и чувствований, всех стремлений и действий во всех общественных слоях и званиях. Вот венец славы и величия Царей христианских! Вот благо, выше которого цари не могут сделать для подданных, и более которого подданные не должны требовать от своих Монархов! В сем отношении, христианские Монархи, по преимуществу, суть служители Божии ( Рим. 13:6 ) в благодатном царстве Христовом. Для того-то Дух Божий и исполняет их дарами своей благостыни сугубо. Для того-то и облекаются они правами самодержавными, – правами, которые не потому неограниченны, что преданность подданных не хочет и не дерзает полагать пределов своего повиновения воле Царей, но потому, что Сам Бог хочет и требует от подданных повиновения Царям неограниченного. Не случай произвел самодержавие Монархов, не люди измыслили и уложили права их по произволу; основание прав царских глубоко сокрыто в неисповедимых судьбах Божиих. Сам Бог искони предуставил их во благо человечества; Сам Бог изглаголал их, освятил и запечатлел прежде, чем явился на земле первый Царь богопомазанный (1 Царс. 8:7–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Пророк утешает царя, что замыслы этих двух дымящихся головней (скоро имеющих погибнут царств) ни в каком случае не сбудутся. Они сами через 65 лет погибнут. Это исполнилось в 27 году царс. Манассии. По ассинианским памятникам клинообразного письма, царю Ассаргаддону Ассирийскому подчинился Абигабалъ царь Самарийский (окончательное падение израильского царства). Затем, пророк обращается к Ахазу, говоря, что если избавление от врагов ему кажется невероятным, то пусть он просит у Бога знамения (11 cm.). Слово «знамение» в Св. Писании употребляется в смысле образа, сравнение ( 4Цар. 19:29 ), или в смысле чуда ( Ucx. XXXVIII, 7 ); здесь, очевидно, разумеется, чудо, так как знамение обещается для утверждения в вере. В глубину или в высоту – на земле или на небе, т. е. в какой хочешь области проси себе чуда. 12 cm. Неверующий Ахаз под предлогом нежелания искушать Господа, а на самом деле по неверию, отказывается просить знамения. Действительно, во Второзаконии воспрещается искушать Господа просьбой знамения; но в данном случае Сам Бог предлагает человеку знамение, и в словах Ахаза, заключившего уже в это время союз с царем Ассирийским, видно не нежелание искушать Господа, а просто неверие словам пророка и чрезмерная самонадеянность. 13 cm. Исайя обличает царя за неверие и обетование дает не Ахазу, как недостойному, а роду Давидову, которому от Самого Бога даны были обетования и в котором и теперь еще были истинно верующие. Еда мало есть вам труд даяти человеком и как даете Господеви труд, т. е. своим поступком вы оскорбляете не меня, а Самого Бога (труд даяти – оскорблять). 14 cm. Хотя вы (неверующие) и отказываетесь, но Господь Сам дает вам знамение для истинно верующих. Дева, по-еврейски алма, от глагола алам – скрывать, означает: скрытая; это название прилагалось к девицам, которые ходили под покрывалом до замужества; LXX перевели это слово греческим «παρϑνος» – дева непорочная. Наречеши, с слав, обращение к Ахазу, с еврейск. наречет, относится к алма – Деве; в Н. 3. безлично – нарекут.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Его подлинная подпись присутствует на греческом Акте об учреждении Московского патриархата 1590 г. ( RegelW. Op. cit. P. 87). Diplomatastatutaria…P. 4. Monumenta confraternitatis… P. 121( тамжеилатинскийперевод: P. 125). «ν τ Λβε κα πσης Λεχας κα Μικρς ωσας» ( Diplomatastatutaria ... Р. 16), славянский перевод этой грамоты: Monumenta confraternitatis… Р. 129; там же (Р. 132) опубликован отрывок еще одной грамоты Иоакима V в славянском переводе, где патриарх шлет приветствие православным, «живущим в Малои Руси купно». В грамоте к царю Федору Ивановичу («Православному навышшему великому црю Феодору гдрю всеа Русии») Иоаким упоминает о «малой Росеи», говоря о распространении славы Московского царства: «Пишем и известуем твоему црьскому величеству яко благая славя црьская ти области не точию во [царс]твии твоем московской земли и в малой Росеи достиже, но во вся страны и народы и в конца всея вселенныя простране» ( Шпаков А. Я. Указ. соч. Приложения. Ч. 1. С. 8–9). Monumenta confraternitatis… P. 865;Крыловский А. С. Львовское ставропигиальное братство (Опыт церковно-исторического исследования). Приложения. Киев, 1904. С. 14. ΔελικνηςΚαλλνικος, Τ ν τος κδιξι το Πατριαρχικο… Τ. 3. Σ. 3. Diplomatastatutaria…P. 76, 81, 103, 105, 109, 110; Monumenta confraternitatis …P. 297. «W metropoliey Kyewskiej y Halickiey Maey Rosy» ( Diplomatastatutaria… P. 109). Monumenta confraternitatis …P. 397. См. другую грамоту Иеремии от ноября 1592 г.: Ibid. P. 393. ДАИ. Т. 2. С. 192, 202; Белякова Е. В., Мошкова Л. B., Опарина Т. А. Указ. соч. С. 423–424, 438–439. Был делегирован собором 1590 г. в Москву для доставки соборной грамоты по учреждению Московского патриаршества (его подлинная подпись присутствует на соборной грамоте 1590 г.). «Твое величество, царю, ничтоже от кого требуяй, но всем по вселенней иже во благочестии и православии живущим прохлаждение еси и утешение и окормление, паже же везде обретающимся от многоплеменитаго рода Росийскаго; от них же и мы обретаемии во граде Лвове духовнии, священици, дидаскалие, род Росийский и Греческий» (АЗР. Т. 4. СПб., 1851. С. 48).

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

  001     002