Он исходит из положения: Церковь есть всемирная организация истинной жизни. Ложная жизнь есть непрерывная смена поколений, безостановочная передача из рода в род смерти под личиною жизни, процесс, идущий в дурную бесконечность. Напротив, «истинная жизнь есть такая, которая в своем настоящем сохраняет свое прошедшее и не устраняется своим будущим, а возвращается в нем к себе и к своему прошлому». Эта жизнь должна быть осуществлена в Церкви. «Жизнь Церкви гсть средняя между Божией и природной. Она протекает в различии трех времен. Прошедшее в Церкви представляется священством, объединенным во всеобщем от–це или вселенском первосвященнике. У всех один Отец на небесах, но когда говорится о вселенском братстве не ангелов, а народов, на земле живущих, то этим предполагается и отечество как отображение и орудие небесного». Н астоящее Церкви есть народ, государство, Царство. Христос, предсгавитель царского дома Давидова, исполнял всякую правду актом подчинения Иоанну — последнему представителю ветхозаветного священства. О России Соловьев пишет: «Мы народ настоящего, народ царс–кий… Когда мы свободным нравственным подвигом народного духа поставим себя в положение истинного сыновства к все–мирному отчеству, тогда только сделается взможным то совершенное, всенародное братство, живущее любовью и свободным единомыслием, — оно же есть идеал и будущность вселенской Церкви и вместе с тем наш истинный национальный идеал». Будущее Церкви есть Царство благо–дати и истины, начало которого присут–ствует уже и теперь в пророках. Когда осуществится высшее единство Церкви, тогда Она явится как нравственно–свободное существо, «как истинная подруга Божия, как творение, полным и совершенным единением соединенное с Божеством, всецело его вместившее в себе, — одним словом, как та София Премудрость Божия, которой наши предки по удивительному пророческому чувству строили алтари и храмы, сами еще не зная, кто она». В первой книге Соловьев разбирает главные предрассудки против теократического дела в России; он резюмирует в ней результаты своей трехлетней полемики со славянофилами, признавая себя прямым продолжателем их учения. «Славянофилы, — пишет он, — с которыми у меня общая идеальная почва и которых я считаю невольными пророками церковного соединения, — славянофилы всегда утверждали, что Россия обладает своею «великою всемирно–историческою идеею».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

630 Пекарский, Наука и литер. при П. В. т. II, 16. Оно попадается и в рукописях: Погод. 1194-XVII века, Царс. 450 л. 144. 631 Багалей, Материалы для истории колонизации и быта степных окраин московского государства. Харьков 1886, стр. 176. 638 Строев, Библ. слов. 306 (список новг. семин.). Другие списки И. П. Б. Q, I 591 и Погодина 1196 (Симеона Фессалоникийского толкование на л. 289 об.). Соловецкий, Общ. Истор. и Древн. 160, где приложен отрывок из Вечери Полоцкого. 641 Рук. И. П. Б. Q I 478; Унд. 631 (перевод обозначен 1678 г.) Трехлетова Яр. Губ. Вед. 1855 г., стр. 212; Беляева 57 (1568); Общ. Ист. и Др. Рос. 60 и 61; Царского 138; Археогр. Комм. 200; Каз. Унив. 21385 и 21393 л. 12 об. 642 Толст. II, 352 (Q,. I, 361 л. 1–227) Вяземского Q. 276; Великоустюжского Успенского Собора 22; не православные места из нее (чудеса 12–15 и 18) в Синод. сб. непереп. I л. 192 (выписка, вероятно, инока Евфимия). 643 Списки: Археогр. комм. 132; Пискарева 101; Хлудова 231; Унд. 398; Толстого I, 187 II, 22, 27, 233, 250, 352, V, 31, 79. Соловецкие (четыре экз.) Цар 440 л. 70 и 450 л. 42. Шляпкина 45 сп. 1722 года. Буслаев Очерки II, 54. 651 В библиотеке С.-Пб. духовн. академии А. С. Родосским указано издание 1667 года, едва ли не единственный экземпляр. Христ. Чтение 1879 г. 7–8, стр. 225. 27. В Акосе (Имп. П. Б. F. I, 186, л. 126) упоминается киевское издание 1667, месяца июля. 653 Чудовск. 381 Унд. 495 и 654, л. 682 (список 1714 года с малорос. текста). Описан. рук. син. библ. II, 3, стр. 420, 288 (649). Вероятно оно же скрыто и под заглавием «Толкование церковные службы» Симеона Фессалоникийского , переведенное Феодосием, архимандритом Иверским, для Питирима, митрополита Новгородского (ср. стр. 32). 655 Под польским королевством надо подразумевать Украину, в которой в польское господство было достаточно костелов и католиков. Вообще, при нерасположении п. Иоакима к школам, юношам весьма от него доставалось. Перед походом 1687 года, Евфимий приготовил для патриарха поучение. В нем, обличая пьянство и вольнодумство молодежи он говорит: «юноши благороднии и простии... от шипок табацких и злоглагольств люторских, кальвинских и прочих еретиков, объюродеша... глаголют: како сей чин в церкви... человек сие содела, без того жить мощно... Такой юноша едва токмо святым книгам познавает имя или словес склад, а уже учит и архиереев, и священников, и монастыри правит, и людем всем тщится повелевати, и устрояти чины церковныи. (Горский II. стр. 258).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

204 . Главный престол в честь Успения Божией Матери, после раззорения монастыря шведами и возобновления церкви в начале XVII века, был освящен в 1617 году; остался не тронутым при возобновлении церкви после пожара 1702 года; во 2-й раз освящен в 1798 году 25 апреля; 205 в третий раз 14 августа 1856 года, Зеленецким архимандритом Иаковом., С 1182 1854 год в Успенской церкви оставался «иконостас простой столярной работы и образа в нем простого иконного письма» – тот самый, с небольшими изменениями, иконостас, который описан нами под 1761 годом в ??pin монастыря. К 1854 году он обветшал. Сверх того, по недостатку размерности и стройности в расположении частей его и по безвкусию ?? сти отделки, он был весьма неблаговиден. Потому этот иконостас с разрешения епархиального начальства в 1855 году снять; храмовой ?? Успения Божией Матери вставлен в новый иконостас; два местных ?? Воскресения Христова и Смоленской Божией Матери помещены в церкв?? икон 2-го, 3-го, 4-го и 5-го ярусов, в количестве 18, а равно сев?? южные врата, употреблены для написания икон в тот же новый ик?? Успенской церкви; местные иконы – св. Троицы, Знамения Божией Матери с ними 14 иконостасных и 9 аршинных образов, а также царс?? переданы в Петропавловскую единоверческую церковь Новоладожског?? а все прочее за совершенной негодностью предано в 1859 году уничто?? На место снятого ветхого иконостаса в 1854 – 1856 годах устроен?? весьма благолепный иконостас, существующий и до настоящего времени ?? для иконостаса Успенской церкви и некоторые иконы для придельных иконостасов писаны художником Василием Васильевым. Прочие работы ??ностасам производил мастер Савельев. На иконы Успения Божией Матери храмовую, аналойную, пожертвованную преосвященным митрополии?? канором, и на спускную над царскими вратами, присланную преосвященным митрополитом Киевским Филаретом, сделаны богатые серебряны?? ченыя ризы из старых, попорченных лампадок, и серебряных ?? снятых с остававшихся в ризнице без употребления ветхих ик?? работы Ф. А. Верховцева. 206 В тех же 1854 – 1856 годах штука?? стенах Успенской церкви от купола и до низу исправлена, окраше?? клеевой краской и по местам украшена стенной живописью; xop?? странены как с южной стороны придела во имя св. великомученицы ??так и для выстроенного вновь с северной стороны придела в чес?? ской иконы Божией Матери, а над алтарем сделано помещение дл?? ных важных вещей. Плитный ветхий пол и в алтаре и в сам?? заменен деревянным. Из окна в западной стене, для входа на ?? окон во внутренних простенках под арками с южной и северн?? для распространения хор устроены двери, в западной с обделкой ??северной стороны два верхние неправильные окна исправлены в мер?? Внизу при входе из паперти в церковь и выходе из Успенской ?? Благовещенскую исправлены дверные арки. Устроено в церкви 6 ?? хоры из паперти устроена лестница, а на хорах поставлены железные решетки, окрашенные масляной краской. Над папертью собора устрое?? вая для церковных принадлежностей с печью.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

22     Обретение мощей в Евгениевых. По прологу мощи обретены при царе Аркадия и патриархе Фоме, Патриарх Фома I правил константинопольскою церковью с 606 по 610 год, он был при императоре Фокии, а не при Аркадии, который царс- с 395 по 408 год. Где же неточность в имени царя или патриарха? Ассемани полагает ее в имени царя и вместо Аркадия ставит Фоку (Clend. Т. VI. 153). Вернее, ошибка в имени патриарха: 1, в рукописных славянских прологах 1 и 2 редакции месяцеслова Василия, наприм. Синод. 239. 247. 249, имени патриарха совсем нет, а с именем Аркадия соединено еще имя Гонория: в царство — и Аркадия, 2, имя Фомы могло быть внесено в сие сказание ошибочно, потому что во многих древних месяцесловах и синаксарях в сей день показана память его. 3, В упомянутой редакции мес. Василия таково начало сказания, наприм. в типогр. 1136: в царство О- и Аркалья Афем- столп держащу... Это вероятно, Анфимий правителю царство за мало- Аркадия (см. 5 янв. он отец св. Аполинарии). Из него свился Фома патриарх. Но точность — еще в 12 веке в греч. стишной прологе, наприм. Синод. 1295. В славян. рукописных прологах место обретения мощей мучеников определено так: и былша откровени святых мощи некоему благоверну мужу, яко от много лет лежащим нам в сей дебри пред враты града и той — епископу. Действительно на восточной стороне Царьграда находились врата и башня, именуемая Евгениев-, близ которых император Андроник I в 12 веке построил великолепный храм, вероятно, потому что здесь были мощи его ангела ап. Андроника.     Муч. Маврикий и дружина. Страдания сих мучеников, в Деяниях св. (Febr. III. p. 237) по древнему манускрипту изданные, почти совершенно согласны с Метафрастом и славянскими Четиями минеями. Феодорит кирский упоминает об них в речи врачевания еллинских болезней. Почему память их празднуется 22 февраля, тогда как они пострадали по актом в июле, неизвестно. Греч. текст актов их издан в полном курсе Патрологии (Т. 115. 355). Но Алляций не признает между Метафрастовыми сказания о Маврикии. Сн. Штадлера IV, 330.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Икона в золотисто-желтых тонах. Нежные лики Спасителя и Бо-городицы бледны. О, как замирает сердце пред этой иконой! На Твой Пресвятый образ взирая, яко истинную Самую Тя зрю Богороди-цу, верою сердечного и любовию от души припадаю и поклоняюся с Пред-вечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господом нашим Иисусом Хрис-том, боголепно почитаю и молю Тя со слезами, покрый мя покровом Твоим, от враг видимых и невидимых. Ты бо род человеческий ввела еси в царс-тво Небесное. Аминь. (Из Пяточисленных молитв Божией Матери, сложенных Святителем Димитрием Ростовским). В храме монастыря находится могила основателя его архимандрита Анто-нина Капустина. И мы поклонились ему за все, сделанное им для Русской Православной церкви и для всех православных христиан. Неподалеку от этих мест находится часовня Вознесения - Стопочка. Место это принад-лежит арабам-мусульманам. Стены воздвигнуты в 16 в. В основании сохра-нились колонны - остатки храма, существовавшего при Св. Елене и Конс-тантине. Часовня в виде восьмигранного здания с куполом. Внутри ее со-держится камень с отпечатком стопы Спасителя. Во время Вознесения Гос-подня камень стал яко воск и на нем отразилась стопа Господа. Во времена Елены и Константина камень был огражден золотой решеточкой, сейчас обрамлен мраморным бортиком. Однажды усомнившиеся паломники за-ливали след воском (им показалось изображение нечетким) - и на воске отпечатались тончайшие детали стопы Спасителя. Вторая стопочка уве-зена мусульманами в мечеть Омара. В тот же день мы побывали в пещере, где Господь дал Своим ученикам молитву Отче наш. Над пещерой воздвигнут храм, обращенный сводчатой открытой галереей, на стенах галереи написана -молитва Отче наш на 60 языках мира, в том числе и на русском языке С горы Елеон путь наш лежал в Вифанию (в переводе страна фиников). Посетили греческий мо-настырь и храм Марии и Марфы. В храме благоговейно сохраняется камень, на котором часто сидел Спаситель. Храм построен на месте встречи Гос-пода с Марфой и Марией. Помолились около камня и мы, а я, припав к не-му, просила у Господа даровать Божией благодати и умения написать о Святой земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Навин 23, 7: и безакониа  б их, надобно имена; как видно вм. ονματα читано νομματα; 22, 19 мените землю приатиа господня, иж насельници тамо бо храм господень ( ο χατασληνο χε σχην χνρ)-переводчик вм ο читал ο, а χατασληνο принял за существительное имя и для смысла еще прибавил частицу бо Руфь 4, 15 : и в прекормлении граду твоему, следует старости твоея, потому что здесь вм. την πολαν взято τν πλιν 122 Напр. Нав 3, 15 : иордан же скончавшее до всего дна ему, следует – иордань же наполняшеся во вся краи своя ( δ ιρδνηζ πληροθ χαθ δλην τν χρςπδα ατο); 17, 21 – и отвеща ахарь – видех в плене перстень красен и добр Словом перстень переведено» ψιλν (подразумевается ςολν, что означает известный вид одежды); 22, 11, под горою земля ханаоня, следует: на пределе( φ ριων); Суд. 11, 39 , и сотвори ей ефтаи молбу его ( εχν), здесь σχν значит обет; Руфь 3, 9 да възложи пазуху ( πτεργιον) свою на рабу твою слово πτεργιον переводится Числ 15, 38 – скута, или в 1. Царс. 24, 5 – воскрилие. До какого разнообразия доходил в некоторых случаях перевод одного и того же слова, может служить примером слово οφ хлебная мера в Лев. 5, 11 написано с греческого уфия, Лев 6, 20 – полспудие, Числ 5, 15 – спуд, 28, 5 – два спуда. В книге Судей просто – четверть муки, в книге Руфь (2, 17) четверть с двою спуд 123 Напр. в Плачь Иеремиии выражение ςβαλε ψηφψ οδνταζ ρ переведено: цзя числом зявы моя в каменем, по обоюдности значения слова ψηφοτ 124 Напр. I Царс. 2, 27, 28 открыя открыю человек, иже есть над домом отца твоего, иже б с ним в земли египетстеи раб дому фараоню ( αποχαλιφθες απεχαλφθην πρς οχον τ πατρςσ ντν ατν νγ Αγπτψ δολων τ οχψ Φαρα); 3, 2, 3, 5 χδουδε спал) переведено седяше вследствие смешения χαθεδω с χθημαι; 13. оправдаю аз на дом его: χδιλ – следует отомщу: 4 Царс. 27 и бысть мятеж в Израили: μετμελος μεγας раскаяние велико. Другим словам дается значение наудачу, но произвольной формации, 4 Царс. 13, 20 еще живу сущу Моаву п приидоша в землю χα μοναςωνοι μοβ – отборные моавитяне); " γπιρμια (часть тела выше плеч) 1Цар. 10, 23 переведено: образ (от μοος); περιποεω -(сохраняю) 15, 3, 15 – творю; μοος); περιποεω без помощи и непокорный переведено ( 1Цар. 14. 6. 31 ) необрезанный.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

3. Там — радость. Где мир, там и радость (Псал. 84:9 ). Дух Святой есть дух радости (Псал. 50:14 ), — не мирской, но о Господе. Эта радость остается и в печали. (Иоан. 16:22 ). Где Дух Божий, там все служит радостью, все утешением, что другим, не имеющим Его, служит бременем: божественные истины, Евангелие, богослужение (Псал. 121:1; 72:28 ), трапеза Господня, труд, звание, крест (Псал. 41:12 ), смерть. С миром и радостью предает дух свой Богу христианин, в котором живет Дух Божий. Заключение. Вы уверены в своей правде, мире и радости о Духе Святом; остерегайтесь говорить: мир и нет опасности (1 Фес. 5:3 ). Капля удовольствия приносит бездну неприятностей. Не заключайте врат души своей для Духа (1 Фес. 5:19 ). Ты имеешь уже Духа Божьего и однако не чувствуешь вполне своего счастья? Знай, что Дух раздает свои дары различно (2 Кор. 7:11 ). Тогда я скажу тебе: ты имеешь правду и мир также, только твоя радость еще несовершенна. Терпи! она придет (Иов. 8:20–21 ). Невыразимое горе душ, от которых удаляется Дух Божий “ Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ” (ст.16)? Все мы прияли Духа Святого в таинстве крещения и запечатлены Его дарами в таинстве миропомазания. Но сохранили ли мы то, что прияли? Давид молит Бога, чтобы Он не отнял у него Духа Своего (Псал. 50:13 ); —значит, Духа Святого можно лишиться. Пример Саула (1 Царс. 16:14 ). Да не подумает кто-либо, что Дух Святой действует в этом случае, подобно страннику, который останавливается, где и пока ему угодно, и идет, куда ему вздумается. Дух Божий пребывает в нас до тех пор, пока мы не допускаем в свою храмину духа нечистого (Лук. 11:24–25 ). Тогда ясно замечается Его удаление, как больной замечает, что его силы потеряны. И горе тем, от которых Он удаляется (Осии 9:12–17 ). 1. Души, от которых Он удаляется. а) Вообще — грешники, которые оказываются недостойными Его присутствия, — которые не веруют во имя Единородного Сына Божия, — выражается ли это в открытом презрении (1Кор. 1:23 ) или в тайной нераскаянности и злобе.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Что Господь наш Иисус Христос действительно и явил. Был Отрок Богом Отцом Возлюбленный, избранный, о Котором благоволит душа Его, на Которого излиял Духа Своего и Который всем языкам открыл и возвестил Волю Его, и […] 186 Его: но при всём том толь был смирен и кроток сердцем, что не воспротиворечил кому, ни возопил на кого, ниже кто услышал на куплях глас, трости надломленной не преломил, и льна, курящася не […] 187 сил […] 188 в самых маловажных ве[…] 189 снисхождение показывал, и усту[…] 190 . Господь наш Иисус Христос […] 191 Сын Божий, Единого со Отцем С[…] 192 ства, единой славы, единого царс[…] 193 , единого блаженства; но любя Отца Своего как бы оставил и славу, и царство, и блаженство Своё, сошёл с небес, покрыл славное Божество Свое покровом бренного человечества, родился, и вместо Божественного Света скудными пеленами повился, вместо царского престола Своего во яслях положился, и вместо того, чтобы на Престоле славы сидящему окружённым быть Серафимами, Херувимами, Архангелами и Ангелами, окружён был, в яслях скотских лежащий, грешными человеками и бессловесными животными. А всё сие что? Не смирение ли, не уничижение ли? Господь наш Иисус Христос быль святой Законодавец; но Сам первый исполняя закон в восьмой день по рождении обрезан, в четыредесятый во храм принесён для посвящения на службу Богу, в двунадесятое лето и в прочие времена водим был во Иерусалим на праздник Пасхи. А всё сие что? Не смирение ли, не уничижение ли? Господь наш Иисус Христос был Владыка и Творец, дающий пищу алчущим, промышляющий о бытии всех и приемлющий служение от всех тварей; но любя Отца Своего учинился рабом у Иосифа служащим, и для пропитания Себя и их в наружной работе трудящимся, так что Иудеи обращая Ему сие в поношение часто говорили: не сей ли есть тектонов сын? Не мати ли Его нарицается Мариам, и братия Его, Иаков, Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не вся ли в нас суть? И блажняхуся о Нем 194 . А всё сие что? Не смирение ли, не уничижение ли? Господь наш Иисус Христос был Освятитель вод и прочего творения, и Повелитель духовом: но любя Отца Своего учинился человеком, и освящался в водах Иорданских приемля крещение от раба Своего, и искушался четыредесять дней по крещении в пустыне от сатаны. А всё сие что? Не смирение ли, не уничижение ли? Господь наш Иисус Христос был Сын в дому Своем 195 , был полный дома Хозяин; но любя Отца Своего в такое пришёл состояние, что не имел, где главы приклонить, как-то Сам уверяет, говоря: лиси язвины имут и птицы небесные гнезда: Сын же человеческий не имать где главу подклонити 196 . Приходил Он в весь Самарянску, и не прияша Его, за что желали ученики огнь свести с небесе, и потребить их; Он же запрети им говоря: не весте, коего духа есте вы? ( Лк.9:55 ). А всё сие что? Не смирение ли, не уничижение ли?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Убийство исходит от сердца: ибо от сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, худения ( Mamф. XV – 19 ). Убийство не может быть скрыто от Бога: ибо вот, Господь выходит из жилища. Своего, наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь, и уже не скроет убитых своих (Ис. XXVI – 21). Убийство вопиет о мщении на небе: и сказать (Господь): (Каин) что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли ( Быm. IV – 10 ). Убийство оскверняет землю: не оскверняйте земли, на которой вы (будете жить); ибо кровь оскверняет землю, и земли не иначе очищается от пролитой крови, как кровию пролившего ее ( Чuc. XXXV – 33 ). Убийство должно быть искуплено кровию убийцы: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию ( Быm. IX – 6 ). Бог считает гнусным делом убийство: вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его; глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную ( Npum. VI – 16 – 17 ). – Но было ко мне слово Господне, и сказано: ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицом Моим (I Пар. XXII – 8). Делает исследование об убийстве: ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных ( Ncaл. IX – 13 ). Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, (и ненавидящим Его воздаст), и очистит (Господь) землю Свою в народ Свой ( Bmop. XXXII – 43 ). – И ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех Рабов Господних, павших от руки Иезавели (4 Царс. IX – 7). – Да приидет на вао вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником ( Mamф. XXIII – 36 ). требует крови за убийство: Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, ввыщу ее от всякого зверя, взыщу так же душу человека от руки брата его. Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию ( Быm. IX – 5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002