Второй составной частью церковного богослужения является пение. Пение, как и слово, служит обнаружением человеческой мысли и чувств, то радости, то горя. Молитвенные чувства также выражаются не только в спокойном тихом слове, но также и в звуках, нараспев. Пение с самых древних времен употреблялось и употребляется за богослужением у всех народов. Употреблялось пение в Ветхом Завете, а также и в Новом Завете, начиная с Иисуса Христа. Спаситель Своим примером освятил потребность человеческой души пением выражать свои чувства, когда после Тайной вечери, воспевши, пошел на гору Елеонскую ( Мр. 14:26 ). Апостолы и сами пели, и других христиан учили прославлять Господа «в псалмах, пениях и песнях духовных» ( Ефес. 5:19  и Колос. 3:16 ). Из I послания Апостола Павла к Коринфянам (14:9–40), видно, что пение в апостольское время уже имело свой чин и совершалось по установленному порядку. 13. Разделение песнопений На основании слов Ап. Павла, чтобы верующие прославляли Бога в псалмах (ψαλμοτς), пениях (υμνοτς) (или гимнах) и песнях духовных (ωδατς) (или одах духовных), можно установить три следующих главных разряда песнопений, употреблявшихся со времен Апостольских в христианских церквах: Псалмы , т.е. избранные места из св. книги Псалтирь. Из псалмов некоторые только читаются, а многие и читаются, и поются (напр. «Благослови, душе моя, Господа», « Помилуй мя, Боже» и др.), песни или гимны – это следующие девять поэтических одушевленных ветхозаветных гимнов, воспетых священными лицами под впечатлением выдающихся событий ветхозаветной истории, а именно – песнь, воспетая по переходе через Черное море ( Исх. 15:1–19 ), обличительная песнь Моисея перед его смертью ( Втор. 32:1–43 ), песнь Анны, матери Самуила (1 Царс. 2:1–10), песни пророков: Исаии ( Ис. 24:9–17 ), Аввакума (3:1–12), Ионы (2:3–10), песнь трех отроков ( Дан. 3:24–90 ), песнь Богородицы ( Луки. 1:46–55 ), молитва Захарии ( Луки. 1:68–79 ). Эти гимны важны потому, что они послужили образцом для величественного, церковного песнопения, называемого каноном. Песни или оды духовные , – это песни, составленные и составляемые самими христианскими поэтами и писателями. Такие христианские священные песни содержатся в некоторых новозаветных книгах (напр. Ефес. 5:14 ; 2Тим. 2:11–12 ; Апок. 15:3–4 ), но во всей своей совокупности они стали появляться после Апостольского времени, составляя неисчерпаемое сокровище богослужебной поэзии. Велики богатство христианских молитв и многочисленны имена их составителей. От времен Апостольских до конца только XVII века в одной греческой церкви насчитывается до 100 песнописцев. Если же принять во внимание последующие века и др. православные церкви, то число песнописцев будет гораздо больше. 14. Разделение песнопений по содержанию

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4468 A 1 Цр. 15.33 gut. marg., В 1 Царс. 15.33 marg., C 1 Царс. 15.49. The reference should be 15.33. 4472 нечестива...закалает А сам на части мечем разсекает underlined, нечестива мечем закалает ins above in Medvedev’s hand. 4473 A 1 Цр. 17.49 gut. marg., В 1 Царс. П AS marg., С 1 Царс. 18.8. The reference should be 17.49. 4609 А Пес. Песней gut. marg.. В , С Пес. Песней marg. Си А Чрез del.. Си ins. above corr. from Та. 4622 Next 2 lines А Еже кая таинства в себе заключает. I читатель в толковнииех то да испытает all del. 4642 А Иосии 1 gut. marg., В , C marg. This poem A , В ins. on paste-on in Medvedev " s hand. В written very small. 4659 А corr. from 160. Next 3 lines А Товия, погреб мертва, спати положися. I кал птич с гнезда спад I калом спадшым на очы птичим ослепися all del. 4796 А Мат. 26.56 gut. marg.. В Мат. 26.56, С Мат. 29.26 marg. The reference should be 26.57. 4903 древом...язвен А , В , С или каменми побиваем add. below as alternative to this hemistich. 4919 Copying error: next 5 lines А [ В ] Идет на Авраамле лоно почивати I имущ небесну сладость от Христа прияти. I 4 I Богачь злобный/злобный/погибе/побибе/. терпит жар огненный/огненный/. 1 в нетерпимых болезнех. ах! неоконченный/неоконченный/. 4926 Next 2 lines В Зри разных образов подписания на листах 1039 и 1042 и I 1043 и 1044 и 1099 и 1186 до листа 1192-го. 5028 от...убийства: и он же мало [мало ins. above] ожив, едва приволокся в монастыр и all del., от которого он смертнаго убийства ins. above. 5035 After вели: о том сиск учинит праведный между в монастыре и промежду священники градскими all del. 5041 в монастыре и у учинит del., учинити ins. above, after which Великии господин, смилуися del, и на убиицев суда праведнаго ins. above del. 5099 Древле...бяше В Древле в христианех сицев обычай бяше numbered above to indicate corrected order. Читать далее Источник: Вертоград многоцветный/Симеон Полоцкий ; Подгот. текста, ст. и коммент. Антони Хипписли и Лидии И. Сазоновой ; Предисл. Дмитрия С. Лихачева. - Köln [etc.] : Böhlau, 1996-. (Bausteine zur slavischen Philologie und Kulturgeschichte. Reihe B, Editionen : N. F.; Bd. 10)./Т. 3: " Прав никто же " - " Епитафион " Симеону. - 2000. - LIV, 764 с. ISBN 3-412-10200-8

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

В 3Цар. 1, 33, 38, 45 ες τν Γιν (собств. имя) передается: на требник,– Опис. рук. Синод., библ. I 18, 27, 28, 29, 81, 101, 34, 35, 36. и Опис. рукоп. Рум. муз. 106. – Такая несостоятельность переводного дела привела к порче самих текстов. В этом отношении переводчик, не стесняясь, распоряжался смыслом текста; например, 1Цар. 10, 5 : и ти проповедающе снитие на тя духа господня ( τροφηαντες χα φαλεται π σε πνεμα – и снидет дух); 54: на теле его ( σχηνματι ατ – в храмине); 3 Царс. 12, 16 что се ны разделит Давид ( τς μιν ν Δαβδ – какая часть нам в Давиде?). Иногда переводчик дополнял текст своими объяснениями: 1Цар. 12 10: и поработахом валнмом рекше каменем, телищом и алсом рекше медяным капищем; 2. Цар. 1, 24: на ризы вашя – на украшение вам; 11. 24 и устрелиша от отрок Царь елико унших бе) и т. п. Переводчик и намеренно выпускал некоторые слова из текста. Так в 4 Цар опущены целые стихи: 14, 15, 28; 15, 6, 11, 15, 21, 26, 31, 36; 16, 19, 20, 21; 17, 23, 25, 28. В книгах Иезикииля и Иеремии встречаются большие перестановки и пропуски. 127 Так, в Быт 41, 43 , на выражение τ τ ρμα стоит два перевода: и всади на колесницу, и в оружье второе его; Исх 22, 12 , аще украдется от него, но аще сам украдет у него то есть да тяжит господину его( εν δ χλαπ παρ υτ αποτσοι τ χυρψ); а в книге Числ 24 гл. между стихами 16 и 17 повторены стихи 5 и 6. В книге Исхода стихи 35, 33–37, 5 читаются два раза, а 37, 10–39, 2 совсем опущены – Опис. рукоп. Синод. библ. 1, 19, 20, 68; 118, 203 л. Рум. муз. 34; 173 128 Опис. рукоп Рум. муз., стр.146; Опис. рук. Синод. библ. I, 249–61, 300 и далее. Ср. еще Как писались книги (Ист. книги Кирпичникова 32–35); Характер и направление древне-рус. читателей и переписчиков книг М.Орлова (Чт. любит. дух. пр. 1873 4, Волков и др. 129 Опис. рукоп. Синод. библ. I, 289. Количество разночтений Евангелия определяется до 50000 (Чт. общ. ист. 1896, I, 93, 103–104) 130 Царского, 327 Сербские рукописи, привозимые в Россию, очень затрудняли переписчиков (Соболекский, Южно-славянское влияние, 14, Перевод.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

25 Lib I vitam monasticam prins amplexus asset? Eccleciasticisque disciplines sub Serapione monacho operam dedisset.” 10 У Порфирия, Приб. к Тв. т. 13-й, стр. 251; у Филар. Черниг., Истор. уч... § 212– й, стр. 91. – Во многих письмах мы встречали сами. 11 Так приводятся места: из Плача: h. р. 26, р. 921; Ь. р. 7, р. 548; h. р. 11, р. 633; из Варуха: h. р. 4, р. 469; h. р. 12, р. 664; h. р. 18, р. 820; h. р. 22, р. 856; из 1 Царств.: h. р. 8, р. 564; h. р. 12, р. 689; h. р. 17, р 784; h. р. 18, 816; из 2 Царств.: h. р. 23, р. 880 – 882; из 3 Царс в.: h. р. 12,689; h. р, 17, р. 773; h. р. 26, р, 921; из 3 кн. Ездры: h. р. 18» 808; из Товита:н. р. 19, р. 833; h. р. 27, р. 936. 12 Le Quien, Oriens christianus, pag. 407: Theophilus lethargia obit 18 mensis Paophi seu 15 Ocmobris, Honorio Augusto IX et Theodosio Aug. V coss., quum sedisset annos 27, menses 2, dies 24, hoc est anno 28 inchoato, juxta atque fertur in tabulis Theophanis et Nicephori Laterculo patriarcharum Alexandrinorum. – Ср. Сокр. кн. VII, гл. 7. 13 Апостольская александрийская кафедра со времени 2-го вселенского собора уступила свое первое место между восточными епископиями кафедре константинопольской. Первосвященники её носили титул «папы“ или «архиепископа“. – Ibid. 15 Le Quien, Or. Christ., p/377… Quum Alexandria sub Ptolemaies principibus, ac sub Romanis dienceps, viris scientiarum peritissimis abundaret, imprimisque mathematicis et astronomis… 16 Между прочич, еще Феофил, предшественник Кирилла, в 391-м году разрушил до основания идольские капища в Александрии, Канопе и других городах 20 В 7 пасх. проп. Кирилл называет египетскую землю «кормилицею Подсолнечной” ( τρος τς ’ λ), pag. 548. 24 Архим. Порфирий Попов в монографии: Св. Кирилл Александрийский (Прибавлен. к Творен. Святых Отец, т. 13-й); также Le Quien в сочинении Oriens Christianus (XLII, pag-. 360), Сей последний (Le Quien), изложив переданный нами рассказ из истории Сократа о поступке Кирилла с новацианами, замечает на это: Socratos, in Novatianos alioqui propensior...

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

6) Слово Божие ясно говорить нам о том, что в Святых таинствах подается Божественная благодать из собственной силы, присущей таинствам: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царс. Божие»: Иоан. 3:5 . «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго»: Деян. 8:17 . 7) Правос. Церк. всегда признавала такую силу в таинствах, поэтому она допускает крещение детей, не препятствуя и им по вере родителей и восприемн. приходить ко Христу: Лук. 18:16 . 8) Человек, как телесно-духовное существо, наилучше возвышается к сверхчувственному чрез чувственное. Св. Иоанн Златоуст говорит: «если бы человек был бестелесен, то Бог подавал бы ему Свои дары духовно; но так как душа человека связана с телом, то поэтому Бог подает ему Свою Божественную благодать чрез внешние действия». Блажен. Августин: «Богу всегда принадлежит благодать, Богу и таинство, а человеку (совершителю таинства) одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если – худ, то чрез него совершает Бог видимую форму таинства, а Сам дарует невидимую благодать». «Не думайте, будто от нравов людей и действий зависят божественные таинства: они святы от Того, Кому принадлежат». 9) Видимые действия таинств служат к теснейшему соединению членов Церкви, как единого тела и между собою, и с их главою Иисусом Христом, предохраняют верующих от грехов и содействуют к возбуждению в них раскаяния и исправлению их. Не все верующие во Христа имеют право совершать таинства, но только призванные из них. Господь даровал сначала право совершать таинства избранным ученикам Своим, – св. апостолам, а потом чрез апостолов – преемникам их епископам, и чрез епископов пресвитерам. Разобрать места свящ. Писания извращаемые сектантами в вопросе о таинствах вообще: Ефес. 2:18; 3:12; 4:30 ; Колос. 2:13 ; Евр. 9:10 . XXVI. О таинстве св. Крещения «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа» ( Мф. 28:19 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мрк. 16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

204 . Главный престол в честь Успения Божией Матери, после раззорения монастыря шведами и возобновления церкви в начале XVII века, был освящен в 1617 году; остался не тронутым при возобновлении церкви после пожара 1702 года; во 2-й раз освящен в 1798 году 25 апреля; 205 в третий раз 14 августа 1856 года, Зеленецким архимандритом Иаковом., С 1182 1854 год в Успенской церкви оставался «иконостас простой столярной работы и образа в нем простого иконного письма» – тот самый, с небольшими изменениями, иконостас, который описан нами под 1761 годом в ??pin монастыря. К 1854 году он обветшал. Сверх того, по недостатку размерности и стройности в расположении частей его и по безвкусию ?? сти отделки, он был весьма неблаговиден. Потому этот иконостас с разрешения епархиального начальства в 1855 году снять; храмовой ?? Успения Божией Матери вставлен в новый иконостас; два местных ?? Воскресения Христова и Смоленской Божией Матери помещены в церкв?? икон 2-го, 3-го, 4-го и 5-го ярусов, в количестве 18, а равно сев?? южные врата, употреблены для написания икон в тот же новый ик?? Успенской церкви; местные иконы – св. Троицы, Знамения Божией Матери с ними 14 иконостасных и 9 аршинных образов, а также царс?? переданы в Петропавловскую единоверческую церковь Новоладожског?? а все прочее за совершенной негодностью предано в 1859 году уничто?? На место снятого ветхого иконостаса в 1854 – 1856 годах устроен?? весьма благолепный иконостас, существующий и до настоящего времени ?? для иконостаса Успенской церкви и некоторые иконы для придельных иконостасов писаны художником Василием Васильевым. Прочие работы ??ностасам производил мастер Савельев. На иконы Успения Божией Матери храмовую, аналойную, пожертвованную преосвященным митрополии?? канором, и на спускную над царскими вратами, присланную преосвященным митрополитом Киевским Филаретом, сделаны богатые серебряны?? ченыя ризы из старых, попорченных лампадок, и серебряных ?? снятых с остававшихся в ризнице без употребления ветхих ик?? работы Ф. А. Верховцева. 206 В тех же 1854 – 1856 годах штука?? стенах Успенской церкви от купола и до низу исправлена, окраше?? клеевой краской и по местам украшена стенной живописью; xop?? странены как с южной стороны придела во имя св. великомученицы ??так и для выстроенного вновь с северной стороны придела в чес?? ской иконы Божией Матери, а над алтарем сделано помещение дл?? ных важных вещей. Плитный ветхий пол и в алтаре и в сам?? заменен деревянным. Из окна в западной стене, для входа на ?? окон во внутренних простенках под арками с южной и северн?? для распространения хор устроены двери, в западной с обделкой ??северной стороны два верхние неправильные окна исправлены в мер?? Внизу при входе из паперти в церковь и выходе из Успенской ?? Благовещенскую исправлены дверные арки. Устроено в церкви 6 ?? хоры из паперти устроена лестница, а на хорах поставлены железные решетки, окрашенные масляной краской. Над папертью собора устрое?? вая для церковных принадлежностей с печью.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Обретение мощей в Евгениевых . По прологу мощи обретены при царе Аркадия и патриархе Фоме, Патриарх Фома I правил константинопольскою церковью с 606 по 610 год, он был при императоре Фокии, а не при Аркадии, который царс- с 395 по 408 год. Где же неточность в имени царя или патриарха? Ассемани полагает ее в имени царя и вместо Аркадия ставит Фоку (Clend. Т. VI. 153). Вернее, ошибка в имени патриарха: 1, в рукописных славянских прологах 1 и 2 редакции месяцеслова Василия, наприм. Синод. 239. 247. 249, имени патриарха совсем нет, а с именем Аркадия соединено еще имя Гонория: в царство – и Аркадия, 2, имя Фомы могло быть внесено в сие сказание ошибочно, потому что во многих древних месяцесловах и синаксарях в сей день показана память его. 3, В упомянутой редакции мес. Василия таково начало сказания, наприм. в типогр. 1136: в царство О- и Аркалья Афем- столп держащу... Это вероятно, Анфимий правителю царство за мало- Аркадия (см. 5 янв. он отец св. Аполинарии). Из него свился Фома патриарх. Но точность – еще в 12 веке в греч. стишной прологе, наприм. Синод. 1295. В славян. рукописных прологах место обретения мощей мучеников определено так: и былша откровени святых мощи некоему благоверну мужу, яко от много лет лежащим нам в сей дебри пред враты града и той – епископу. Действительно на восточной стороне Царьграда находились врата и башня, именуемая Евгениев-, близ которых император Андроник I в 12 веке построил великолепный храм, вероятно, потому что здесь были мощи его ангела ап. Андроника. Муч. Маврикий и дружина . Страдания сих мучеников, в Деяниях св. (Febr. III. p. 237) по древнему манускрипту изданные, почти совершенно согласны с Метафрастом и славянскими Четиями минеями. Феодорит кирский упоминает об них в речи врачевания еллинских болезней. Почему память их празднуется 22 февраля, тогда как они пострадали по актом в июле, неизвестно. Греч. текст актов их издан в полном курсе Патрологии (Т. 115. 355). Но Алляций не признает между Метафрастовыми сказания о Маврикии. Сн. Штадлера IV, 330.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Икона в золотисто-желтых тонах. Нежные лики Спасителя и Бо-городицы бледны. О, как замирает сердце пред этой иконой! На Твой Пресвятый образ взирая, яко истинную Самую Тя зрю Богороди-цу, верою сердечного и любовию от души припадаю и поклоняюся с Пред-вечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господом нашим Иисусом Хрис-том, боголепно почитаю и молю Тя со слезами, покрый мя покровом Твоим, от враг видимых и невидимых. Ты бо род человеческий ввела еси в царс-тво Небесное. Аминь. (Из Пяточисленных молитв Божией Матери, сложенных Святителем Димитрием Ростовским). В храме монастыря находится могила основателя его архимандрита Анто-нина Капустина. И мы поклонились ему за все, сделанное им для Русской Православной церкви и для всех православных христиан. Неподалеку от этих мест находится часовня Вознесения - Стопочка. Место это принад-лежит арабам-мусульманам. Стены воздвигнуты в 16 в. В основании сохра-нились колонны - остатки храма, существовавшего при Св. Елене и Конс-тантине. Часовня в виде восьмигранного здания с куполом. Внутри ее со-держится камень с отпечатком стопы Спасителя. Во время Вознесения Гос-подня камень стал яко воск и на нем отразилась стопа Господа. Во времена Елены и Константина камень был огражден золотой решеточкой, сейчас обрамлен мраморным бортиком. Однажды усомнившиеся паломники за-ливали след воском (им показалось изображение нечетким) - и на воске отпечатались тончайшие детали стопы Спасителя. Вторая стопочка уве-зена мусульманами в мечеть Омара. В тот же день мы побывали в пещере, где Господь дал Своим ученикам молитву Отче наш. Над пещерой воздвигнут храм, обращенный сводчатой открытой галереей, на стенах галереи написана -молитва Отче наш на 60 языках мира, в том числе и на русском языке С горы Елеон путь наш лежал в Вифанию (в переводе страна фиников). Посетили греческий мо-настырь и храм Марии и Марфы. В храме благоговейно сохраняется камень, на котором часто сидел Спаситель. Храм построен на месте встречи Гос-пода с Марфой и Марией. Помолились около камня и мы, а я, припав к не-му, просила у Господа даровать Божией благодати и умения написать о Святой земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Он исходит из положения: Церковь есть всемирная организация истинной жизни. Ложная жизнь есть непрерывная смена поколений, безостановочная передача из рода в род смерти под личиною жизни, процесс, идущий в дурную бесконечность. Напротив, «истинная жизнь есть такая, которая в своем настоящем сохраняет свое прошедшее и не устраняется своим будущим, а возвращается в нем к себе и к своему прошлому». Эта жизнь должна быть осуществлена в Церкви. «Жизнь Церкви гсть средняя между Божией и природной. Она протекает в различии трех времен. Прошедшее в Церкви представляется священством, объединенным во всеобщем от–це или вселенском первосвященнике. У всех один Отец на небесах, но когда говорится о вселенском братстве не ангелов, а народов, на земле живущих, то этим предполагается и отечество как отображение и орудие небесного». Н астоящее Церкви есть народ, государство, Царство. Христос, предсгавитель царского дома Давидова, исполнял всякую правду актом подчинения Иоанну — последнему представителю ветхозаветного священства. О России Соловьев пишет: «Мы народ настоящего, народ царс–кий… Когда мы свободным нравственным подвигом народного духа поставим себя в положение истинного сыновства к все–мирному отчеству, тогда только сделается взможным то совершенное, всенародное братство, живущее любовью и свободным единомыслием, — оно же есть идеал и будущность вселенской Церкви и вместе с тем наш истинный национальный идеал». Будущее Церкви есть Царство благо–дати и истины, начало которого присут–ствует уже и теперь в пророках. Когда осуществится высшее единство Церкви, тогда Она явится как нравственно–свободное существо, «как истинная подруга Божия, как творение, полным и совершенным единением соединенное с Божеством, всецело его вместившее в себе, — одним словом, как та София Премудрость Божия, которой наши предки по удивительному пророческому чувству строили алтари и храмы, сами еще не зная, кто она». В первой книге Соловьев разбирает главные предрассудки против теократического дела в России; он резюмирует в ней результаты своей трехлетней полемики со славянофилами, признавая себя прямым продолжателем их учения. «Славянофилы, — пишет он, — с которыми у меня общая идеальная почва и которых я считаю невольными пророками церковного соединения, — славянофилы всегда утверждали, что Россия обладает своею «великою всемирно–историческою идеею».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

630 Пекарский, Наука и литер. при П. В. т. II, 16. Оно попадается и в рукописях: Погод. 1194-XVII века, Царс. 450 л. 144. 631 Багалей, Материалы для истории колонизации и быта степных окраин московского государства. Харьков 1886, стр. 176. 638 Строев, Библ. слов. 306 (список новг. семин.). Другие списки И. П. Б. Q, I 591 и Погодина 1196 (Симеона Фессалоникийского толкование на л. 289 об.). Соловецкий, Общ. Истор. и Древн. 160, где приложен отрывок из Вечери Полоцкого. 641 Рук. И. П. Б. Q I 478; Унд. 631 (перевод обозначен 1678 г.) Трехлетова Яр. Губ. Вед. 1855 г., стр. 212; Беляева 57 (1568); Общ. Ист. и Др. Рос. 60 и 61; Царского 138; Археогр. Комм. 200; Каз. Унив. 21385 и 21393 л. 12 об. 642 Толст. II, 352 (Q,. I, 361 л. 1–227) Вяземского Q. 276; Великоустюжского Успенского Собора 22; не православные места из нее (чудеса 12–15 и 18) в Синод. сб. непереп. I л. 192 (выписка, вероятно, инока Евфимия). 643 Списки: Археогр. комм. 132; Пискарева 101; Хлудова 231; Унд. 398; Толстого I, 187 II, 22, 27, 233, 250, 352, V, 31, 79. Соловецкие (четыре экз.) Цар 440 л. 70 и 450 л. 42. Шляпкина 45 сп. 1722 года. Буслаев Очерки II, 54. 651 В библиотеке С.-Пб. духовн. академии А. С. Родосским указано издание 1667 года, едва ли не единственный экземпляр. Христ. Чтение 1879 г. 7–8, стр. 225. 27. В Акосе (Имп. П. Б. F. I, 186, л. 126) упоминается киевское издание 1667, месяца июля. 653 Чудовск. 381 Унд. 495 и 654, л. 682 (список 1714 года с малорос. текста). Описан. рук. син. библ. II, 3, стр. 420, 288 (649). Вероятно оно же скрыто и под заглавием «Толкование церковные службы» Симеона Фессалоникийского , переведенное Феодосием, архимандритом Иверским, для Питирима, митрополита Новгородского (ср. стр. 32). 655 Под польским королевством надо подразумевать Украину, в которой в польское господство было достаточно костелов и католиков. Вообще, при нерасположении п. Иоакима к школам, юношам весьма от него доставалось. Перед походом 1687 года, Евфимий приготовил для патриарха поучение. В нем, обличая пьянство и вольнодумство молодежи он говорит: «юноши благороднии и простии... от шипок табацких и злоглагольств люторских, кальвинских и прочих еретиков, объюродеша... глаголют: како сей чин в церкви... человек сие содела, без того жить мощно... Такой юноша едва токмо святым книгам познавает имя или словес склад, а уже учит и архиереев, и священников, и монастыри правит, и людем всем тщится повелевати, и устрояти чины церковныи. (Горский II. стр. 258).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010