" А я сказал: " О, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод. " Но Господь сказал мне: " не говори " я молод, " ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь " (Иер. 1:5-7). Бог призвал также и Авраама и благословил его и размножил его (Ис. 51:2), о чем говорит и ап. Павел в послании к Римлянам (гл. 4, и к Евр. 11:8). Из массы следовавшего за Ним народа Господь призывает 12 Своих учеников и 70. Святой Дух повелеваетЗ " Отделите Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их " (Дн. 13:2). Тот же Савл, ставший Павлом, может смело говорить о своем святом призвании (2 Тим. 13:9) — " не по делам нашим, но по изволению Божию и благодати. " Он же надписывает и свое послание: " Павел, призванный Апостол " (к Рим., 1 Кор.) или даже " избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом " (к Галатам). Особым интересом отличается рассуждение ап. Павла в 1 послании к Тимофею (3:1): " верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. " В переводе эти слова апостола звучат гораздо бледнее и малозначительнее, чем в греческом подлиннике. По-русски сказано оба раза " желает " ; по-славянски — в первом случае " хочет, " а во втором " желает, " что в сущности почти звучит одинаково. В латинском переводе тот же глагол: " desiderat. " Французский перевод вносит некоторое различие, не передающее, однако, основную мысль подлинника: " si quelqu " un aspire a etre eveque, il desir une charge excellante. " Английский и немецкий глаголы тоже не делают различия, сохраняя глагол " desire " и " begehren, " Греческий же подлинник не только пользуется разными глаголами, но и содержание их более сильное и полновесное в обоих случаях. " Если кто епископства желает " — по-гречески звучит oregete — что буквально значит " имеет вкус к епископству, " " имеет аппетит к епископству. " В новогреческом языке orexis значит прямо: аппетит. Перед обедом, желая приятного аппетита, хозяин говорит kalin orexin. Во втором случае Апостол говорит: что по-славянски следовало бы перевести: " вожделеет, " так как слово epithimia означает не просто желание, но сильное желание, вожделение. |
Рубрики Коллекции Почему святая Параскева Пятница на иконах в короне? И почему она — Пятница? 1 мин., 10.11.2021 Поделиться Святую Параскеву, память которой мы чтим 10 ноября, не всегда изображают в короне. Иногда у нее на голове просто ярко-красное покрывало — мафорий. И корона (а точнее — венец!), и красный цвет в данном случае — знаки мученического достоинства этой некогда очень чтимой на Руси святой. Почему же венец — символ мученичества? Венцы носят цари и победители в битвах или соревнованиях. Но именно такой царственный, победительный венец обещает Сам Господь всем мученикам: Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр 2:10). Об этом говорит и апостол Петр: когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы (1 Пет 5:4). И апостол Павел: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим 4:7–8). Великомученица Параскева Пятница, икона конца XIX в. Между прочим, подвиг мучеников прославляется в таинстве Венчания, так что и сами брачные венцы там не столько царские, сколько именно мученические. Что же касается имени великомученицы Параскевы, тут все просто: ее имя буквально переводится как «канун субботы», то есть — пятница. Родители великомученицы были христианами и почитали пятницу — день, в который Иисус Христос претерпел страдания и крестную смерть. Поэтому свою дочь, родившуюся в этот день, они и назвали Параскевой. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх |
4. Ибо там нельзя составлять дружбу и отверзать уши и приготовлять брачную одежду и уготовлять прочее, что нужно в брачном чертоге, но местом для приготовления всего этого служит настоящая жизнь, и кто не приготовится прежде отшествия, у тех нет ничего общего с жизнью вечной. 5. И свидетелями этому — пять дев и человек, званный на брак, поскольку пришли не имея ни елея, ни брачной одежды (Мф. 25) и не могли уже приобрести их. Подлинно внутреннего нового человека, созданного по Богу, чревоносит мир сей, и зачатый здесь и совершенно уже образовавшийся, рождается он в нестареющемся мире. 6. Пока зародыш находится в темной и ночной жизни, природа приготовляет его к жизни в свете и образует как бы по закону той жизни, какую можно ему восприять; подобным образом случается и со святыми. И сказал это апостол Павел в Послании к Галатам: дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал. 4, 19). 7. Однако зародыши никогда не доходят до ощущения жизни; блаженные же и в настоящей жизни имеют многие ощущения будущего. А причина та, что для первых еще жизнь настоящая не настает, а есть для них в буквальном смысле будущая. 8. Во вместилищах зародышей не бывает ни луча, ни чего-либо иного, что поддерживает эту жизнь; у нас же не так, но будущая жизнь как бы вливается и примешивается к настоящей, и солнце воиссиявает человеколюбиво, и пренебесное миро истощено в зловонных местах, и хлеб ангельский дан и людям. 9. Посему не располагаться только и приготовляться к жизни, но и жить уже сей жизнью и действовать возможно святым даже в настоящей жизни. Держитесь вечной жизни (1 Тим. 6, 12), — пишет Павел Тимофею, и: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20); и божественный Игнатий: «Есть вода живая и говорящая во мне» (Послание к Римлянам гл. 6), и многим подобным наполнено писание. 10. Самая Жизнь всегда соприсутствует святым, ибо сказано: се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20), и зачем думать иначе? 11. Вверивший земле семена жизни, ввергший на нее огонь и меч, не удалился тотчас, предоставив людям возращать, питаться, сожигать и употреблять меч, но Сам присутствует истинно, действуя в нас и производит в вас и хотение и действие как говорит блаженный Павел (Флп. 2, 13), и огонь Сам возжигает и вносит, и меч держит Сам. |
Осложнения политические, экономические и общественные. Беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии , как говорит апостол Павел (2 Кор 11, 26). К сим бедам в наши дни нужно добавить еще ”беды на воздухе и беды с воздуха”, особенно страшные. Но когда перечисляемые апостолом Павлом беды переносил и сам славный первоверховный апостол, у него было великое утешение. Он знал, что страдает за Христа и что Христос вознаградит его за них: я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день (2 Тим 1, 12). Он знал, что Господь, если будет нужно, даст ему силу перенести и еще большие бедствия, и потому смело говорит: Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп 4, 13). Для нас же нынешние бедствия так ужасны потому, что они постигли нас не ради нашей твердости в вере и мы переносим их не за Христа. Мы посему не уповаем получить венцы за них. А что гораздо хуже и что делает нас бессильными в борьбе с невзгодами — то, что мы не укрепляемся силой Христовой и уповаем не на Бога, а на силы и средства человеческие . Мы забываем слова Священного Писания: Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Блажен, ему же Бог Иаковль Помощник его, упование его на Господа Бога своего (Пс 145, 3, 5). И еще: Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс 126, 1). Мы стараемся найти твердую опору помимо Бога , и случается с нами по речам пророческим: “ будет вам грех сей, аки стена падающая внезапу града тверда пленена” , которого вскоре настанет падение (Ис 30, 13). Горе опирающимся на такие стены! Как обрушивающаяся стена губит тех, кто на нее опирались, так с гибелью ложных надежд погибают те, которые на них уповали. Упования те для них бывают “подпорою тростниковою”. Когда они ухватились за тебя рукою, ты расщепился и все плечо исколол им; и когда они оперлись о тебя, ты сломился и изранил все чресла им (Иез 29, 7). Совсем иное бывает с ищущими помощи Божией. |
Святой Опря Микалуш Святая отрасль трансильванской земли и мученик за веру, который имел веру не от мудрости человеческой, но от силы Божией (см.: 1 Кор. 2: 5), святой Опря был выходцем из Сибинского Селишта. Видя всю пагубность унии и страдание своего народа под униатским ярмом, он много раз ездил в Вену с целью убедить императрицу Марию Терезию объявить свободу вероисповедания для своих подданных. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12: 25), – учит Писание. В 1752 году этот неустрашимый исповедник, не жалевший себя и жизни своей ради истины, был брошен в печально известную тюрьму Куфштейн, где окончил свою земную жизнь как мученик за веру православную. Священномученик Моисей Мачаник Сей священник, подобно древним священнослужителям, услышал слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16), – и отправился со святым мучеником Опрей, чтобы «сражаться доброй войной» за свою веру. Несколько раз со святым Опрей он приезжал в Вену, там вместе с ним был арестован и доставлен в тюрьму Куфштейн. Этот священнослужитель принял венец мученичества в то же время, что и святой мученик Опря. Священномученик Иоанн Галешский Этот священник в 1756–1757 годы обходил православные румынские деревни и собирал подписи под прошением о позволении свободы вероисповедания. Он был схвачен и доставлен на территорию Австрии. Считается, что этот святой окончил свою земную жизнь в тюрьме австрийского города Граца, где его на 24 году заключения посетили некие торговцы из Брашова. Он им рассказал, как страдал за Христа и веру православную 24 года, но никто не сумел изменить его убеждений. О его жизни можно сказать словами апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4: 7). Здесь мы назвали лишь некоторых из святых исповедников. О многих наш народ может не знать, и лишь всеведущий Бог знает, сколько еще тех, кто, исповедуя веру, «угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11: 34–38). |
Правило 15. Единство Слова и плоти 59. Крепче всего держись и нисколько не сомневайся, что плоть Христа не без Божества была зачата в утробе Девы, прежде чем была воспринята Словом. Сам Бог Слово был зачат [через] восприятие Своей плоти, сама же плоть была зачата [благодаря] Воплощению Слова. Правило 16. Жертвоприношение. Жертва хлебом и вином 60. Тверже всего придерживайся и нисколько не сомневайся в том, что Сам Единородный Бог Слово, ставший плотью, предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф 5:2). Бог Слово, Которому со Отцем и Духом Святым патриархи, пророки и священники во времена Ветхого Завета жертвовали животных, и Которому ныне, то есть во времена Нового Завета, со Отцем и Святым Духом (с Которыми у Него одно Божество), святая кафолическая Церковь не перестает приносить жертву вином и хлебом в вере и любви по всему миру. В тех жертвах животных был прообраз (significatio 16 ) Плоти Христовой, которую за наши грехи, будучи Сам без греха, Христос принес (в жертву), и Крови, которую Он излил во отпущение наших грехов. А в этой жертве есть действие благодати (actiogratiarum) и напоминание о Плоти Христа, Которую Он за нас принес в жертву, и Крови Его, Которую за нас излил Сам Бог. Об этом говорит блаженный Павел в Деяниях Апостолов: Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян 20:28). В тех (то есть ветхозаветных) жертвах образно показано то, что нам должно было быть дано; в этой же Жертве явно показано то, что уже дано нам. В тех жертвах предвещается Сын Божий, должный умереть за нечестивых. В этой же возвещается Он умершим за нечестивых. По свидетельству Апостола, Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых (Рим 5:6), и будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его (Рим 5:10). Правило 17. Человечество Христа 61. Тверже всего придерживайся и нисколько не сомневайся, что Слово, ставшее плотью, всегда имеет ту же самую истинную плоть, в которой Бог Слово рожден от Девы, в которой Он был распят и умер, в которой воскрес и взошел на небеса, и сидит одесную Отца, и в которой также грядет судить живых и мертвых (2 Тим 4:1). Потому и Апостолы слышали от ангелов: вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:11). И блаженный Иоанн сказал: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают 17 пред Ним все племена земные (Откр 1:7). |
И здесь нельзя было успокоиться на мысли о том, что важен не результат, но процесс. Пусть, мол, полное совершенство недостижимо, но совершенствование — вот смысл и нравственное удовлетворение для жизни. На этом также нельзя успокоиться, как и на стремлении достигнуть святости. " Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть " ? — спрашивал Христос (Мф. 6:27). И воистину: как не в наших силах заставить расти все живое больше известного предела, так не имеем мы ни рецепта для ускорения духовного роста, ни масштаба для его измерения. Мы знаем, что для духовного роста также необходима духовная пища: уклонение от зла, упражнение в добре, пост, молитва. Но как все это переходит в жизнь души, отражается в ней и увеличивает эту жизнь, мы не знаем. Суд людей о святости человека настолько не авторитетен, что и подчеркивать этого не надо. " Кто из людей знает, что в человеке? " — спрашивает апостол (1 Кор. 2:11). И ответ ясен: " никто " , а потому понятен и завет апостольский: " Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения " (1 Кор. 4:5). Евангельские мытари и блудницы были ближе ко Христу и Его Царству, чем славимые от людей книжники и фарисеи, эти выкрашенные гробы, полные всякой нечистоты. Не более надежен и суд самого человека о себе, хотя человек и больше " знает " себя самого. Притча о мытаре и фарисее наглядно говорит о том, что вполне ясно для христианского сознания. Самодовольство и духовная самоуверенность говорят не о святости и совершенстве человека, но о его гордости или просто недалекости, т. е. уже, во всяком случае, о духовной ограниченности. Если бывают минуты высокого подъема самочувствия у таких великих христиан, как апостол Павел, когда он говорит о своей жизни как " о подвиге добром " (2 Тим. 4:7), то это лишь мгновения внутреннего озарения жизни, которые даже у такого неутомимого работника на Божией ниве, как Павел Тарсийский, выступают точно случайно на фоне сознания вечного разлада, постоянной борьбы, личной беспомощности, что никем не было так ярко изображено, как ап. |
С Ним душа единится в самой основе своей, и чрез постоянное прилепление к Нему верой, устремление всех своих сил к Нему и внутрь-пребывание с Ним (Ин. 15, 5-7) истинно, не в обольщении, приемлет благодать на благодать (Ин. 1, 16) – сущностные и новые духовные и душевные силы и соки, которыми она проникается и живится, так что все её внутренние и внешние действования, слова, помыслы и само её устроение всё более и более наполняется и одушевляется этим новым жизненным началом. Вследствие этого душа начинает от всего сердца приписывать всё доброе, что только обретается в ней и исходит от неё, этому божественному началу – животворящему Духу Иисуса Христа, с глубочайшим осознанием своей собственной малости и падшести и с сердечным исповеданием свободной благодати Божией, так что достигает она того, что может вместе с Апостолом Павлом воскликнуть: уже не я живу, но живёт во мне Христос; а что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия (Гал. 2, 20), и научается уразумевать силу слов Христовых: кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). И поистине, такое сущностное единение в вере с Иисусом Христом есть единственное основание (1 Кор. 3, 11) всякого подлинного благочестия, а проистекающая из этого основания новая жизнь и есть само истинное благочестие, которое именно поэтому и названо в Писании благочестием во Христе Иисусе (2 Тим. 3, 12), – дабы отличить его, как нечто сущностное, животворящее и могущественное, от всякой самоизмышлённой кажимости и тени. 20. Результатом такого внутреннего познания и видения Бога является то, что душа как бы пленяется Богом и с великим произволением, без какого бы то ни было внешнего принуждения, устремляется к тому, чтобы в глубочайшем самоотвержении отвратить и освободить все свои желания, всю свою любовь, радость и довольство от себя самой и от всего, что не есть Бог и Божие, и обратить их к Единому и единственно истинно Сущему, дабы только Его любить, Ему пожертвовать себя и Ему прилепляться всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумением своим, и всею крепостию своею (Мк. |
Мир, прелестью помраченный, Христа Господа ненавидел и гнал – ненавидит и гонит и христиан, как Христовых, Христа придерживающихся, Христа любящих и за Ним следующих. Раб не больше господина своего (Ин. 15:20). Изгнали Христа Господа, чего ждать и рабам Его, кроме гонения? Предсказано это Самим Богом и в святом Писании написано: Будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10:22). В мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33). Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15:18– 19). Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3:12). Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие (Деян. 14:22). И глас небесный свидетельствует об избранниках Божиих: Это те, которые пришли от великой скорби (Откр. 7:14). Предсказана христианам скорбь, чтобы христиане были готовы к терпению скорби. Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2:1). Нечего христианам о золотых днях мечтать и их ожидать. Скорбь им предсказана – и видим это. От кого же христианам скорбь терпеть? Гонение от мучителей-язычников прекратилось, христиане живут между христианами. Действительно, явных гонителей и мучителей не стало, и слава Богу! Но дьявол, первейший мучитель, по-прежнему непрестанно воздвигает гонение на благочестивых, по Писанию: И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа (Откр. 12:17). Вот первейший мучитель христианский! Иисус Христос Господь наш от Своих пострадал, как написано: Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1:11). Пророки Его от своих единоплеменников пострадали, как видим в Писании (Мф. 13:57; 23:37). Так и христиане от своих христиан, но ложных, страдают. Злой сосед доброго соседа ненавидит и гонит; злой муж добрую жену и злая жена доброго мужа ненавидит и гонит; брат и сестра доброго брата и сестру ненавидит и гонит. |
И Павел также говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал.4:19 ). Таких сынов порождает Церковь Божья, она дает им жизнь, ибо «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление» ( Гал.6:8 ). А сыны духа есть те, о которых Апостол говорит: «Жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» ( 1Тим.2:14–15 ). Так пусть же Церковь Божия так понимает рождение, так обретает потомство, так одобряет деяния святых отцов с должным и славным толкованием, так не позволяет негодным иудейским басням искажать слова Святого Духа (ср. Тим.4:7; Тит.1:14 ), которые считает исполненными почтения, добродетели и пользы. А иначе какое наставление мы получим, если прочитаем, что Авраам, великий патриарх, не только солгал царю Авимелеху, но и отдал ему целомудренность своей жены? Чему научит нас жена этого великого патриарха, если предположить, что она осквернилась посредством супружеских отношений? Так считают иудеи и все те, кто является друзьями не духа, а буквы. Но мы, «сопоставляя духовное с духовным» ( 1Кор.2:13 ), соделаны духовными, как в делах, так и в понимании во Христе Иисусе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет. 4:11 ). Гомилия VII. О рождении Исаака и почему он отнят от груди 1 . Нам читают в Церкви Моисея. Помолимся же Господу, чтобы, по слову Апостола, когда мы читаем Моисея, покрывало не лежало на сердце нашем (ср. 2Кор.3:15 ). Мы читаем, что «Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его» ( Быт.21:5 ). И сказала Сарра: «Кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью?» ( Быт.21:7 ). Сказано: «И обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день» ( Быт.21:4 ). Авраам не праздновал в день рождения сына, а «сделал большой пир» ( Быт.21:8 ), когда дитя было отнято от груди. Почему? Неужели мы думаем, что намерением Святого Духа было сочинять истории и рассказывать о том, как ребенок был отнят от груди и был сделан большой пир и как он играл и прочее делал, свойственное детям? Или должно нам из этого понять, что Он хочет научить нас чему-то Божественному, достойному того, чтобы человечество могло научиться ему у слова Бога? «Исаак» означает «смех» или «радость» (ср. |
| |