Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАББАЛА [евр.  , получение, принятие, полученное (по традиции)], евр. тайное учение («тайное, сокровенное учение» - торат ха-сод, торат ха-нистар), имеющее преемственную связь с более ранней евр. мистикой, но обладающее рядом особенностей. Первые тексты появляются в кон. XII в. Для К. характерны повышенное внимание к созерцанию и молитве, к глубинному смыслу ритуала и заповедей, стремление постигнуть скрытый смысл Торы и комментариев к ней, в к-рых, по мнению каббалистов, заключено символическое описание Бога и процессов, происходящих в Божественном мире. К. ориентирована исключительно на тексты Писания: каббалист всегда стремится осознать и объяснить свои концепции и практики с т. зр. Торы, т. е. экзегетически обосновать их и легитимировать. Евр. мистики - это и экзегеты, стремящиеся проверить и утвердить личный мистический опыт с помощью прецедентов, содержащихся в Писании, и визионеры, обретающие мистические переживания при изучении того же священного текста. Источник К.- религ. благоговение и энтузиазм верующего, к-рому было даровано откровение, но для к-рого этот дар стал объектом постоянного размышления и созерцания. Т. о., практическая сторона в самой традиции ставится выше теоретической: созерцательный идеал глубинным образом связан с благочестивой жизнью. Следов., для мистика главным является не просто существование Бога, но его актуальность, то, что Он не абстракция, но живая сущность. Практический смысл религ. опыта реализуется в исполнении заповедей - подлинном источнике мистического вдохновения. В К. выделяют 2 главных тенденции. Одна из них основывается на идее о существовании эзотерического знания (содержание к-рого в разные периоды было различным) и претензии на обладание им. Это знание недоступно массам и не достигается обычными способами исполнения религ. культа, ритуала или изучения священных текстов. Оно не может быть постигнуто обычными средствами чувственного или рационального познания, но передается изустно от учителя к ученику или сообщается через божественное или ангельское откровение. Эта идея положена в основу наиболее влиятельной школы средневек. К.- т. н. теософской (или теософско-теургической) К. (термин М. Иделя), к-рая разрабатывала учение об устройстве Божественного мира и о человеке как о центральной фигуре мироздания, способной оказывать влияние на все его сферы, вплоть до божественной.

http://pravenc.ru/text/1319738.html

1054 сн.). – Калужским епарх. начальством было объявлено по епархии, что ни под каким видом и оправданием не должно практиковать допускаемого некоторыми священниками противного уставам Православной Церкви обычая отпевать заочно умерших детей, не говоря уже о взрослых, тем более чужеприходных, под опасением строжайшей ответственности по закону (см. Рук. д.с.п. 1886, 51). – Долг священника в отношении к самовольному, в недозволенное время и без участия причта, погребению скоропостижно умершего состоит в заявлении благочинному и полицейскому приставу о таком погребении; дальнейшие же доносы излишни (Ц.Вед. 1896, 10). 1084 Потребные на погребение арестанта деньги заимствуются, в том количестве, какое определяется по табелям гражданским больницам за погребение умерших в них арестантов (Уст. Сод. Страж., изд. 1890 г., ст. 253 и 254), из сумм, находящихся при волостных правлениях, с возвратом тех денег из местных казначейств, которые должны отпускать оные немедленно по предъявлении свидетельства о погребении арестанта (Св. Зак. XIV т., Уст. о Ссыл., 41 ст., изд. 1909 г.). – В Требнике митр. П.Могилы о погребении бедных говорится; «аще от нищих кто умрет или по нем ничтоже останет, или только мало, яко своим его иждивением не может погребен быти, всяко должен есть епархиальный священник не точию туне провод совершити, но и ковчег, си есть трунну свеща своим иждивением сооружити; священникам бо о умершем тщание творити и прилежати достоит». – К пожертвованиям на погребение таких лиц сельский священник может, конечно, приглашать и своих наиболее состоятельных прихожан, а где есть приходское попечительство, там оному вменяется в обязанность заботиться о погребении неимущих (см. Полож. о прих. попеч., 5 ст., 5 п.). – Расходы на погребение бедных, прибывающих в города и умирающих там скоропостижно, за исключением неизвестных людей, умирающих в полицейских помещениях или находимых мёртвыми вне жилищ, погребение коих возлагается на полицию, производятся из городских доходов на том же основании и в том же размере, как на погребение умирающих в больницах (Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Сущность горшка и глины одна: атомы глины. Но горшок имеет иные качества (цвет и форму), чем масса глины. Если эти качества реальны, то значит, они созданы из ничего. Этого допустить нельзя, следовательно, они существуют только в нашем воображении. Внешний мир и есть иллюзия, маия. Действительно существует лишь не имеющий качеств вечный всеобъемлющий дух. Два других решения исходят из отсутствия связи между причиной и действием. Школа nyaya рассуждает таким образом. Горшок – не то же, что глина. Не может быть так же горшок и манифестацией идеи, скрывавшейся ранее невидимо в глине, так как манифестация, сама, будучи действием, – нуждалась бы в свою очередь в манифестации, чтобы сделаться видимой. Эта другая манифестация предполагает третью и т. д. Получается regressus ad infinitum. Nyaya делала вывод: всякое действие (проявление) есть новое рождение, обусловленное существованием всеобъемлющей воли, управляющей миром. Нетрудно, однако, видеть, что при отличии причины от действия эта всеобъемлющая воля являлась, как Deus ex machina. Раз для явления не существует причины, то следует, что оно возникает из ничего. Отсюда, что все происходит из ничего. Этот вывод принял буддизм, утверждая, что сущность мира есть абсолютная пустота. Получается, что она есть небытие. Таким образом, силлогизм отрицания в буддизме привел к отрицанию всего или, вернее, отрицание всего создало в буддизме силлогизм отрицания. У гностиков и в каббале мы можем видеть, как теория категорий связывается с религиозным миросозерцанием. Эоны, сефироты, это – высшие существа, высшие эманации Бога и в то же время логические категории. Каббала (Qa bbalah) значит принятие, предание. Начало всего каббала ищет и находит в Эн-соф. Эн-соф это ничто или бесконечное. Путем самоограничения Эн-соф дает место в себе конечному существованию. Конечное бытие является, благодаря тайне стягиваний (сод циммум). В Эн-соф чрез самоограничение образуется пустое место (пустая точка). Следствием этого является то, что кроме Эн-соф возникает другое, и Эн-соф получает возможность существовать для другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

1 Макарий Египетский. Беседа 15, 13. 2 Марк Подвижник. Слово 4, 147. 3 Макарий Египетский. Беседа 1, 9. 4 Исаак Сирии. Слово 75//Слова подвижнические. С.378. 5 Петр Дамаскин. Начало с Богом содержания книги.//Творения. Кн. 1. С. 11.   щении ветхий наш человек, влекущий нас от Бога на сторону диавола, плоти и мира, поражен смертельно, но не так, чтобы он — этот человек — не имел силы прожить еще несколько мгновений в предсмертных содроганиях, чтобы нельзя было подкрепить, восстановить и изменить его в себе сродными ему пособиями, лечением, пищею, т. е. служением плоти, миру и диаволу, чтобы ожив в нас, он не мог ослабить и даже убить в нас нового чистого человека, порожденного в нас крещением 1 . Крестившимся во Христа таинственно дарована благодать, но действует она по мере исполнения заповедей и не перестает вспомоществовать тайно 2 . Посему, кто хочет христианскую жизнь с великою точностию вести в совершенстве, тот обязан всеми силами позаботиться прежде всего о. смысле и рассудке души, чтобы, — приобретши способность в точности различать доброе и худое, и во всяком случае распознавая, что в чистую природу привзошло несвойственного ей, — жить нам правильно и непреткновенно, и чтобы, пользуясь рассудком как глазом, быть нам в состоянии не сдру- 1 Никанор (Бровковин), архиеп. Поучение на пострижение иеросхимонаха Моисея//Слова и речи. Т. 5. С. 422. 2 Марк Подвижник. Слово 2, 61.   жаться и не входить в согласие с внушениями порока, а чрез это, сподобившись божественного дара, сод слаться достойными Господа 1 . Но как душа, имевшая привычку ко греху, по большей части к нему поползновенна 2 , и естество наше, заболев однажды, научилось болеть и при невнимании легко поскользается в сласть греховную 3 , то человек после восстановления при крещении, увлекаемый греховным навыком, опять пал. Тогда как благодать на благодать (Ин. 1, 16) ему по крещении дано покаяние, которое есть второе возрождение от Бога 4 , до самой смерти не определяется ни временем, ни делами и никогда не может быть совершенно 5 . Это пристанище Господь Иисус Христос дарует человеку, доколе он находится в теле, зная его немощь 6 , дабы он имел власть чрез него изменяться и соделоваться совершен-

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

79. Удары, какие наносит нам враг, явно и не явно, мы часто замечаем и видим; мучения же и досаждения, какие он от нас терпит, когда мы или преуспеваем в добродетели, или каемся в прегрешениях, или переносим оскорбления, или благодушествуем в несчастиях, или пребываем в молитвах, или другие какие совершаем дела благочестия, от которых он раздирается, мучится, плачет и расседается, – этого всего мы, по смотрению Божию не видим, чтоб не надмиться. «Ибо праведно у Бога», как говорит Апостол, «воздати скорбь оскорбляющим вас» (1 Сод. 1, 6). 80. Если устаревший на земле или на камне пень, от водной влаги дает отростки, как новонасажденное, то возможно и нам, когда бываем оживляемы силою Духа Святого, произращать нетление, которое прияли мы по естеству, и давать плод, как дает новонасажденное, хотя мы ниспадали в ветхого человека. 81. К душе, отчаивающейся по причине обилия искушений и множества грехов, и говорящей: погибла надежда, убиты мы, сказано неотчаивающимся во спасении нашем Богом? «Оживете, и увисте, яко Аз есмь Господь» (Иезек. 37, 6). К душе же, недоумевающей, как и силою каких добродетелей возможет она снова родиться о Христе, сказано: «Дух святой найдет на тебя» ( Лк. 1, 35 ). Где же присущ Дух святой, там не ищи закона естества и обычного последования причин и действий. Ибо всемогущ поклоняемый святой Дух и не могущее сбыться по естеству, произведет в тебе силою Своею, так что ты изумишься. Кроме того, еще и победителем явит Он теперь ум твой, который прежде был побеждаем. Ибо свыше нисходящий на нас Утешитель выше всего есть; и тебя поставит выше всех естественных движений и бесовских страстей. 82. Подвизайся сохранить невредимым светозарность ума твоего владычественного. Если начнешь страстно смотреть на все, значит, Господь омрачил тебя, наложил покров на лице твое, – и «света очей твоих нет с тобою» ( Пс. 37, 11 ). Однако ж, если и так у тебя это есть, не знай утомления и не ослабевай, молясь со Святым Давидом: «пошли свет Твой, и истину Твою мне омраченному унынием, спасение лица моего и Бог мой» ( Пс. 42, 3. 5 ); «послеши бо Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» ( Пс. 103, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

1219 . Kallistos Ware, bp. «Kénosis» e umiltà «a somiglianza di Cristo»//SA 9 .1230). 63–77. пер.: Каллист (Уэр), еп. Кенозис и богоподобное смирение по учению преподобного Силуана Афонского /Пер. с англ. Илариона (Алфеева) , игумена//ЦиВ 2000. 2(11). 256–269. 1220 . Larchet J.-C. La formule «Tiens ton esprit en enfer et ne désespère pas» à la lumière de la tradition patristique//Buisson Ardent. 1995. 1. 51–68. 1221 . Larchet J.-C. L’amour des ennemis selon saint Silouan lAthonite et dans la tradition patristique//Buisson Ardent. 1996. 2. 66–95. 1222 . Larchet J.-C. Saint Silouane de l’Athos. P. 2001. 1223 . Lilienfeld Fairy von. Lo «starec» Silvano e la Russia del suo tempo//SA 9 .1230). 79–96. 1224 . Manzoni G. Silvano del Monte Athos//La spiritualità della chiesa ortodossa russa. Bologna 1993. 499–526. 1225 . Model S. Vie des saints: saint Silouane l’Athonite//ACER-Tribune. 1989. 10. 44–49. 1226 . Saint Silouane l’Athonite//Paix. Message du Monastère orthodoxe français Saint-Nicolas de la Dalmerie, Le Bousquet d’Orb. 1988. 54–55. 104. 1227 . Sakharov N. The Uncreated Light in St. Gregory Palamas and archimandrite Sophrony// γιος Γρηγριος Παλαμ ς στν στορα κα στ παρν. Πρακτικ διεθνν πιστημονικν συνεδρων θηνν (13–15 Νοεμβρου 1998) κα Λεμεσο (5–7 Νοεμβρου 1999)/Ed. Mantzarides G. Batopedi. γιον ρος 2000. 307–318. 1228 . Sakharov N. V. I love, therefore I am. The theological legacy of archimandrite Sophrony. Crestwood 2002. 253. [Систематич. излож. и анализ богословия архим. Софрония. Сод.: 1. Формирование богословия о. Софрония. 2. Принципы богословия о. Софрония. 3. Личность – Божественная и человеческая. 4. Кеносис. 5. Образ и подобие. 6. Обожение человека. 7. Богооставленность. 8. Послушание. 9. Память смертная. Закл. Библ., именной указ.]. 1229 . Serafim, archim. Verklärte Schöpfung (Starez Siluan)//Auferstehung und verklärte Schöpfung in orthodoxer Sicht. Marburg 1959. 9–15. (Oekumenische Texte und Studien. 9). 1230 . Silvano dell’Athos. Atti del Colloquio internazionale « " Tieni il tuo spirito agli inferni e non disperare!» Silvano dell’Athos: vita e spiritualità», Bose, 3–4 ottobre 1998/A cura di Adalberto Mainardi. Bose 1999. 160. [SA], См. 1189, 1191, 1192, 1194, 1196, 1199.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В начале 60-х годов персонал СОД использовал кейсы особого назначения для обрызгивания ничего не подозревающих гражданских лиц бациллами на автовокзалах компании «Грейхаунд» в Вашингтоне, Чикаго и Сан-Франциско. Из кейсов специальной конструкции на полную мощность разбрызгивали бактерии в битком набитых автовокзалах, проводились фотографии, а другой армейский персонал незаметно собирал образцы воздуха непосредственно около пассажиров с целью определения заражены ли они… Позже были проведены повторные испытания с вирусами оспы и т.д. Данное подразделение занималось разработкой специальных приспособлений для ведения биологической войны вирусами и токсинами». Далее Э. Саттон цитирует доктора Мак-Артура, который выступил перед конгрессом в комитете по ассигнованиям Белого Дома и заявил : «В течении 5-10 лет было бы возможно произвести синтетический биологический вирус, который не существует в природе и против которого невозможно приобрести естественный иммунитет». 2 октября 1970 года, ровно через 15 месяцев после того, как доктор Мак-Артур запросил ассигнования на разработку СПИД, теперешний президент мирового банка Роберт Макнамара утверждал, что рост населения ведет к нестабильности, что 10 млрд. населения земли нельзя будет «контролировать…». Макнамара сказал: «Это не тот мир, в котором любой из нас захотел бы жить. Неизбежно ли это? В этом нет уверенности, но есть два возможных способа, при помощи которых можно предотвратить количество народонаселения в 10 млрд. человек. Либо современный уровень рождаемости должен понизиться более быстрыми темпами, либо современный уровень смертности должен повыситься. Иного пути нет…». Но какая цель биологической войны, если эпидемия охватила всю планету? Кто против кого воюет? Раньше на войне убивали пленных, потом продавали в рабство. Сегодня ко всему прочему, помимо рабства и дани, прибавляется контроль над сознанием, чтобы и рабство, и выплата дани рабами сохранились навеки. Раньше войны не преследовали цель сокращения населения. Цели были другие – обогащение, расширение территории, усиление власти и славы. Это только в доисторические времена враждебные племена истреблялись до основания во избежание мести. Поэтому биологическая война и сокращение населения всё-таки не связаны друг с другом непосредственно.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/05/pl...

Как в брачном союзе русский закон устанавливает раздельность имуществ между супругами, так и в союзе родителей с детьми не допускает слияния или общения имуществ между теми и другими. При жизни тех и других как дети не имеют ни малейшего права на имущество родителей, так и родители не имеют ни малейшего права на имущество, которое отдельно принадлежит детям. В западных законодательствах родителям предоставляется вещное, гражданское право на имущество детей до известного времени. У нас нет ничего подобного, и всякое право, какое только могут иметь родители по имуществу, принадлежащему детям, до их совершеннолетия, есть не вещное право, а правительственное, принадлежит к области не гражданских, а общественных прав. Если при жизни родителей детям достанется имущество по наследству, дару или иному способу приобретения, в то время, когда и личность их почитается еще неспособной к самостоятельным юридическим действиям, то опека над сим имуществом принадлежит преимущественно отцу или матери (Гр. 180, 226, 229); но родитель становится здесь на одинаковых основаниях с посторонними лицами и точно так же, как сторонние лица, обязан отчетностью пред опекой; для утверждения его опекуном также нужно назначение от опеки (Гр. 260, 294). Родители за растрату детского имущества подвергаются высшей мере наказания, как за воровство-мошенничество (Ул. ст. 1590) 34 . Только для Черниговской и Полтавской губерний остается в силе Литов. Ст. – право отца на безотчетное управление имуществом, доставшимся малолетним его детям после матери или от посторонних лиц, до совершеннолетия сыновей или до замужества дочерей. Право это хотя отнесено к опекунским, но в сущности есть право пользования (Зак. Гр. 295). Закон подтверждает нравственную обязанность родителей давать несовершеннолетним детям пропитание, одежду и содержание, по своему состоянию, а по достижении возраста заботиться о самостоятельном устройстве их (Зак. Гр. 172, 174; Уст. Сод. под стр. изд. 1890 г., ст. 156); стало быть, эта обязанность простирается до отделения детей. С другой стороны, детей закон (З. Г. 194) обязывает, хотя бы они были совершенно отделены от родителей, если последние находятся в бедности, дряхлости или немощах, доставлять им пропитание и содержание по самую смерть. Первая обязанность не соединена с правом иска детей на родителей: это натуральное требование, а не юридическое. Никакое вмешательство в этом отношении судебной власти не может быть допускаемо (см. Сборн. Сен. реш. т. I, N 662). Иное дело – административное вмешательство, примеры коего бывали, но эти случаи вне закона. С последней обязанностью (детей к родителям) соединено и право родителей принудить детей к доставлению содержания. Вследствие жалобы родителей на отказ в доставлении необходимых для жизни пособий дети их, буде имеют достаточные средства, подвергаются аресту не свыше 3 месяцев и обязываются к производству родителям соразмерного пособия (Уст. о наказ. нал. миров. суд. 143).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Существуют три пер. на рус. язык· 1066 . (I) частичный Д. С. Вершинского://ХЧ 1826, 1827, 1830, 1844, 1845; 1067 . (II) полный в сер. ТСО: М. 1858. 31 [=1]; 32 [=2]; 1859. 33 [=3], с указ. разночтений по греческой ркп Моск. синод. б-ки. Частично перепечатан: 1068 . Нил Синайский , преп. О чтении и молитве. О различении лукавых помыслов. Репр.: М. 1999. 382. 1069 . Нил Синайский , преп. Слово подвижническое. Письма. М. 2000. 477. 1070 . Творения преподобного отца нашего Нила Синайского . СТСЛ 2000. 380 [Нил.Твор.]. (III) частичный пер. еп. Феофана Затворника в составе «Добротолюбия» (с использованием ТСО). К монаху Агафию (Peristeria) (CPG 6047) Рус. пер.: 1071 . ТСО 31 4 .1067). 1–169. же://Нил.Твор. 4 .1070). 14–103. Фрагменты (другой рукописной традиции) у Пс.- Анастасия Синаита (PG 89). Слово на евангельское изречение: Иже имат влагалище и проч. ( Лук. 22, 36 ) (CPG 6050) Рус. пер.: 1072 . ТСО 31 4 .1067). 312–328. же://Нил.Твор. 4 .1070). 181–189. Похвальное слово Алвиану (CPG 6045) Рус. пер.: 1073 . ТСО 31 4 .1067). 414–426. же://Нил.Твор. 4 .1070). 235–241. Слово подвижническое (Liber de monastica exercitatione) (CPG 6046, сравн. CPGS 6060, CPG 6067) 1074 . Φιλοκαλα. θναι 4 1974. 1. 190–232. PG 79, 720–809 (текст отличается от рус. Добротолюбия). пер.://ТСО 32 4 .1067). 1–97. же://Нил.Твор. 4 .1070). 242–292. 1075 . Gli scritti siriaci di Nilo il Solitario/Introd., ed. e trad. a cura di Bettiolo P. Louvain 1983. XIV, 364. (Publications de l’lnstitut Orientaliste de Louvain. 30). [Сир. пер., отражающий более раннюю версию текста. Сод. публ.: «О монашеской жизни», текст: 75–124, итал. пер.: 124–151; также «Слово к желающему принять монашество " ]. Colafemmina//Vetera Christianorum. Bari. 1984. 21. 406; Gribomont J.//RSLR 1985. 21. 487–489. «Слово подвижническое», наряду со «Словом о молитве» Евагрия, вошло в греч. «Добротолюбие» (где под именем Нила числятся только два эти творения), однако было опущено в рус. переводе еп. Феофаном, к-рый заменил «Слово подвижническое» др. произведениями, известными под именем Нила. В CPG 3978 отмечено сходство отрывка из «Слова подвижнического» с закл. частью слова Ефрема Сирина «Ответ брату о священнике Ниле» (Assemani. 3. 11 5 .172), рус. пер. во 2-м томе Творений Ефрема Сирина , слово 59), однако мы не заметили особых совпадений.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Радуйся, свет наш спасительный, омраченных мшелоимством просвещающий; ничтоже внесохом в мир сей, яве ниже изнести что можем: понесет же кийждо свое бремя еже с телом сод ела или блага, или зла». 25 Акафист св. мученице Параскеве 20 июля 1858 года была представлена священником Константином Васильевичем Семеновым в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет на рассмотрение рукопись «Акафист святой мученице Параскеве». Представленная рукопись требовала исправления. Согласно указаниям цензора архимандрита Сергия акафист автором был исправлен и вторично представлен в цензуру. 3 декабря 1859 года архимандрит Сергий доносил цензурному комитету, что в «исправленном виде эта рукопись не представляется противной Уставу духовной цензуры и могла бы быть одобрена к напечатанию». Святейший Синод 16 декабря 1859/8 января 1860 года, получив донесение Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета о рукописи, определил препроводить ее при указе к преосвященному епископу Вятскому Елпидифору с тем, чтобы о достоинстве оной представлено было Святейшему Синоду заключение. Преосвященный Елпидифор 18 января 1860 года, уже назначенный архиепископом Таврическим и Симферопольским, в своем донесении Святейшему Синоду сообщил, что «рукопись «Акафист святой мученице Параскеве», составленный священником Константином Семеновым, не заключает в себе ничего несообразного с общим вероучением христианским, со сказанием о житии песнословимой мученицы и с образом составления других подобных песнословий церковных, почему и может быть одобрен к напечатанию». 25 января/7 февраля 1860 года Святейший Синод сделал постановление о рукописи под заглавием «Акафист св. мученице Параскеве», определив: согласно с мнением цензурного комитета и заключением преосвященного архиепископа Таврического Елпидифора, рассматривавшего сию рукопись по поручению Святейшего Синода, разрешить ее к напечатанию. Указ Синода Духовно-цензурному комитету послан от 8 февраля 1860 года за 488 153 . 26 Акафист преподобным и богоносным отцам Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010