297 «Сказание, еже сод...». «Чтен. в общ. истор.» 1847 г. 9, 22 и 19 стр. Изб. Поп. 407 и 416 стр. 298 Нов. Летоп. Врем. XVII т. 73 стр. «Сказание, еже содеяся...» 18 и 19 стр, Собр. гос. грам. и дог. II, 140. 309 Ibid. 21 стр. Изб. Поп. 416 стр. Даже Иов называет Марину «девкою люторской веры». Ан. арх. эксп. 67, 155 стр. В «Рукописи патр. Филарета» (изд. Мух. 1837 г. 1-я стр.) и Лжедимитрий называется «лютарем». 321 См. Собр. гос. гр. и дог. II, 307 стр. Изб. Поп. 192, 237, 407 и 416 стр. Нов. лет. Врем. 17 т. 73 стр. Иное сказ. о самозм. Врем. 16 т. 43 стр. «Сказание, еже сод...-. «Чтен. в общ. ист.» 1847 г. 9, 21 стр. 322 Нечто странное говорит Костомаров: «принятие св. Таин по обряду восточной церкви уже делало Марину православною: так думал царь и с ним те русские, которые, отрешаясь от строгих взглядов, были снисходительнее в иноверию» (Рус. ист. III в. 639 стр.). Но, в самом деле, конечно, никто так не думал. Все русские полагали, что Марина принята в православие по второму чину, чрез миропомазание и строгие православные возмущались только тем, что она не крещена. Патр. Филарет, человек, без сомнения, строгих взглядов на иноверие, признает однако, что Марина присоединена к православной церкви чрез помазание св. миром, а никак же не одним только принятием св. Таин. 324 Акт. зап. Росс. IV, 271 стр. Нов. Лет. Врем. 17 т. 72 стр. Изб. Поп. 272 стр. Рук. п. Филар. 1-я стр. 333 Иное сказ. о самозв. Врем. 16 т. 32 стр. Из этого сказания заимствуют свои сведения и некоторые хронографы. Изб. Поп. 237, 273. В Карамзинском хронографе (Ibid. 329 стр.) сказано только «Гришка венчался мая в 8 день, на праздник Иоанна Богослова. «Сказ. еже содеяся…» (21 стр.) упоминает, что свадьба была «против праздника святителя Николая» и только! 334 Нов. Летоп. Времен. 17 т. 73 стр. Изб. Поп. 192, 407 стр. Сл. 328 в 416 стр., Кубасов совершенно не говорит, что Лжедимитрий нарушил своим венчанием церковный устав (Ibid. 295 стр.). 335 Таких указаний не встречается в древнейших памятниках канонического права. См. Голуб. Ист. р. ц. II пол. I т. 386–390 стр. Стоглав (18 гл.) говорит только, в какое время дня нужно совершать брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

1) Часто вспоминай о воплощении Сына Божия и размышляй о Нем. Ибо Он начальник и совершитель веры (Евр 12:2). Вспоминай и размышляй, как великий Бог и Творец неба и земли ради тебя в мир пришел; как родился плотью от Девы и как Бог человеком и Сын Божий Сыном человеческим благоволил стать и нарицаться; как на земле пожил, подобно одному из убогих, и среди грешников пребывал, и как ради грешников ходил, трудился, голодал, жаждал; как хулы и поношения Бог, Ангелами почитаемый, от грешников терпел и гоним был. Вспоминай ту ночь, в которую Он скорбел, тосковал, ужасался и рыдал с коленопреклонением пред Отцом Своим Небесным, и как явившимся Ему Ангелом с небес укрепляем был: и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк 22:44). Вспоминай ночь, в которую учеником продан и предан был в руки беззаконных, и, связанный, веден был на сонмище, и судим был Судия всех, и по лицу ударяем, и поруган, и уязвлен, и оплеван был, и всеми оставлен был. Вспоминай то утро, в которое беззаконными людьми Своими к Пилату приведен, и, как развратник, Учитель истины пред ним оклеветан был, и от него к Ироду послан и укорен, и поруган, и осмеян был. Вспоминай то время, в которое вопили на Него народы к Пилату: Возьми, возьми, распни Его (Ин 19:15)! – и предпочли Ему Варавву, разбойника, злодея и убийцу; то время, когда предал Он хребет Свой биющим и ланиты Свои поражающим (Ис 50:6); когда воины надели на Него багряницу, и тернием увенчали, и оплевали, и тростью били, и, как царя, с поруганием приветствовали: Радуйся, Царь Иудейский (Мф 27:28, 29)! – когда на распятие, при стечении народа многого, как осужденный, веден был, и нагим ко кресту пригвожден был, и между двумя разбойниками, как злодей, повешен был, и проходящими мимо осмеян был, и когда жаждал, уксус, воинами поднесенный к Его губам, вкусил. Вспоминай то время, в которое Бог наш и Господь за нас, непотребных рабов Своих, страдал, и твердо держи, что Он как ради всех, так и ради тебя сию чашу страдания испил, так нам спасение сод еловая; и рассуждай, что Он не простой человек, но Сын Божий и Бог, Царь и Царев Сын есть, и думай, что ты ничего иного, как только вечного мучения достоин без Него, как враг и отступник Божий, но Он, жалея о тебе, как и обо всех, и желая тебя и всех в милость Богу привести и примирить, и так спасти, вознерадел о Себе, и Себя предал на страдание и смерть, чтобы так, то есть страданием и смертью Своей, тебя от вечного страдания и смерти избавить и ввести в вечное блаженство. Твердо же уверься, что Он твой Искупитель, Избавитель, Спаситель, Помощник, Защитник, надежда, и жизнь вечная, и все блаженство, и кроме Него и без Него нет тебе никакой надежды и спасения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

ж) 217 – Номок., ркп. (1518 г.) библ. Афонского Пантелеимоновского монастыря (1 статья « Νουθεσια... κα σφλεια». Надписание Номоканона « κανονες συνοδικο κα ποστολικο κα το μεγλου Βασιλειου». Конструкция его особенная). з) 218 – Номок., ркп. (XVII в., 239 g.) библ. монастыря острова Андроса Нач. – « Νουθεσα ες πνευματικν κα σφαλεα. δεχμενος τος λογισμους τν νθρπων»... По оглавлении самый Номоканон, коего гл. 1 – « περ πνευματικν, πς δε ατος ε ναι κα το μ λειν τρου πνευματικο κρσιν»; 218 – " περ πισκπου κα ερως τν μ δεχομνων τν πιστρφοντα π μαρτας». В дополнении имеются – извлечения из Властаря по брачному праву, статья об умерших под отлучением, пять разрешительных молитв, и пр. ( Λαμπρς, Σπ. – Κατλογος, σελ. 22–23). и) 220 – Номок., ркп. (XV в.) библ. Афонского монаст. Филофея (Lambros. Catalogue, 1884). Начала не имеет. В описании говорится только: « κεφ. σκ., α ς πονται « Περ τς νηστεας τν γων ποστλων». » Περ το ποτ καταλεται νηστεα τς τετρτης κα παρασκευς». В заключение помещена» – « Εω... π τος μελλοντας μεταλαβεν». i) 231 – Номок., ркп. (XVII в.) Святогробской в Константинополе библиотеки, по прежнему каталогу к) 222 – Номок., ркп. (XVI в.) Афинской Национ. библ. σ. θ. 80) 1448 (ранней редакции, с различными дополнениями); – ркп. (1655 г.) библ. Афонского монаст. Дохиара (Lambros, Catalogue Сод. » Νουθεσαι κα δηγαι ες πνευματικν». Гл. I « περ πνευματικν πς δε ατος ε ναι κα το μ λειν τρου πνευματικο κρισιν»; 222 – » περ λθης τς ερως μ ωσιν γενσαι συνβη κα κλυψαν κενν τ ποτριον«. В дополнении имеются – вопросо-ответы Марка Александрийского, « ντυπος» κολουθα το γιασμο» и пр. л) 235 – Номок., ркп. (XVI в.) иерусалим. патриарш. библ., собр. Лавры Саввы Освященного ( Κεραμευς, цит. изд. II, 204). Надписания нет. 1 гл. – » περ πνευματικς διαγωγς κα ξμολυγσεως«, нач. ее – » δεχμενυς τος λογισμυς...»; – ркп. Афинской Национ. библ. ( σ. θ. 77) 1445 (ркп. XVIII в., Номоканон в поздней редакции). Ср. Номок., ркп. (XVII в.) библ. Афонского мон. Пантакратора (Lambros, Catalogue, список не имеет начала).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

23:9—14). 2. Итак, сноп есть начаток жатвы и знамение нового благо-плодия; хлеб же — собранного зерна, сваленного в кучу для взятия из нее на потребу, а может быть и снесенного в самые житницы. Возношением же Богу делать это повелел поселившимся уже на земле обетованной для того, чтобы в том и другом уразумеваем был Христос. Ибо Он есть «хлеб... сходяй с небесе» и животворящий (Ин. 6:33) и начаток смешения (теста) воссозидаемых в Нем к обновлению жизни. Начатком древнейшего смешения (теста) был Адам; когда же вознерадев о данной ему заповеди он впал в преступление, то тотчас же был проклят и в нем осужден был на смерть и тление человеческий род. А Христос есть начаток второго смешения (теста). Он избежал проклятия, потому именно, что сам сод ел алея «за нас клятвою» (Гал. 3:13), и отгнал державу тления опять потому, что был «в мертвых свобод» (Пс.87:6). Ибо Он воскрес, поправ смерть, и взошел ко Отцу не только как возношение светлое и дароприношение, но и как бы некий начаток человечества, обновляемый в нетление. Поэтому принесение хлеба в святую скинию и предложение Богу во Святом Святых может означать, и весьма естественно, восхождение Еммануила на небеса. «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное , но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» , как написано (Евр. 9:24). А что Он есть и хлеб животворящий, «сходяй с небесе» (Ин. 6:33) и свыше; что, кроме того, Он избавляет и от грехов и освобождает сущих на земле от грехов неведения, принося Себя за них в воню благоухания Богу и Отцу, это ты очень хорошо уразумеешь, очами ума созерцая Его закалаемого, как бы тельца приносимого во всесожжение и как козла за грехи неведения народа. Ибо «грехопадения кто разумеет?» , — как написано (Пс. 18:13). Смотри, как ясно законодатель назвал очищение, совершаемое чрез Христа, стоящим без сравнения выше служения по закону. Если вы преступите, говорит заповеди Моисея, и если некоторые изобличены будут в небрежении к заповедям законного служения, тогда, говорю, вы найдете подаваемое вам чрез кровь забвение (грехов), именно когда заклан будет телец и принесен в жертву козел. А это было в прообраз Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3508...

646 Д. Уайтфорд замечает: «Несмотря на очевидные проблемы, возникшие в связи с этим учением о Священном Писании как единственном источнике веры, приведшим к дроблению протестантизма на множество сект, протестанты, не желая признавать своего поражения перед Папой, свели все дело к тому, что несогласные с ними просто неправильно читают Библию. Тогда в качестве решения проблемы был предложен целый ряд способов толкования 647 Этот способ толкования использует, например, евангелист Матфей, когда говорит, что Иисус «поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» ( Мф.2:23 ). Хотя «назарей» в Библии значит не то же, что «житель Назорета», ап. Матфей, толкуя Библию методом рэмэз, говорит, что она предсказывала именно это событие. Евангелист также повествует о бегстве Христа в Египет, и добавляет: «да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» ( Мф.2:15 ). Хотя Осия (11:1) говорит об Израиле, ап. Матфей, используя метод рэмэз, утверждает, что здесь сокрыто пророчество о Христе. Также, и по поводу избиения младенцев в Вифлееме мы читаем: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» ( Мф.2:17–18 ), хотя буквально Иеремия говорил о другом событии. 649 К примеру, ап. Матфей, разбив родословную Христа на три череды по 14 родов ( Мф.1:17 ), тайно передаёт читателю дополнительное свидетельство, что Христос есть сын Давида, ибо число имени Давид, по-еврейски, 14. Тайну сообщает и ап. Иоанн, говоря, что число имени зверя 666 ( Откр.13:18 ). Разгадать это число, и понять, какое имя за ним стоит, значит толковать Библию методом сод. 650 Хотя это не оправдывает еретиков, ибо, во-первых, неведение – тоже грех, а во-вторых, еретики пришли к этому только потому, что были нечисты душой и закрыты для благодати и внушений Духа (Дух же действует на человека в некоторой степени и извне, а не только изнутри, после Миропомазания).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   Вспоминай то время, в которое Бог наш и Господь за нас, непотребных рабов Своих, страдал, и твердо держи, что Он как ради всех, так и ради тебя сию чашу страдания испил, так нам спасение сод еловая; и рассуждай, что Он не простой человек, но Сын Божий и Бог, Царь и Царев Сын есть, и думай, что ты ниче­го иного, как только вечного мучения досто­ин без Него, как враг и отступник Божий, но Он, жалея о тебе, как и обо всех, и желая тебя и всех в милость Богу привести и примирить, и так спасти, вознерадел о Себе, и Себя пре­дал на страдание и смерть, чтобы так, то есть страданием и смертью Своей, тебя от вечного страдания и смерти избавить и ввести в веч­ное блаженство. Твердо же уверься, что Он твой Искупитель, Избавитель, Спаситель, Помощник, Защитник, надежда, и жизнь веч­ная, и все блаженство, и кроме Него и без Не­го нет тебе никакой надежды и спасения.    Когда обо всем этом рассудишь и уве­ришься, непременно благодатью Святого Ду­ха возбудится в сердце твоем живая вера в Не­го — вера, любовью, благодарением, терпени­ем и прочими добродетелями действующая и живность свою показывающая. Когда таковая вера возбудится в сердце твоем, то непремен­но почувствуешь веру и в Небесного Его От­ца. Ибо, познав, что Сын Божий пришел тебя спасти и пострадал за тебя, тотчас познаешь и любовь к тебе Небесного Отца, Который ради тебя Сына Своего не пощадил, но на страдание и смерть предал. Ибо благоволени­ем Небесного Отца и Своей волей Иисус Сын Божий пострадал за нас. А оттуда последует несомненная надежда вечной жизни и бла­женства и исполнения всех обещаний Божи­их милостивых: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего» (Рим 8:32)? Такое великое и дивное дело сотворил Бог, что Сыну Своему ради нас воплотиться и пострадать благово­лил, как всего обещанного нам ради Него не исполнит? «Верен Господь во всех словах Своих» (Пс 144:13), «незыблема милость Его к нам, и ис­тина Господня пребывает во век» (Пс 116:2).    2) Писание Святое представляет нам, что Бог везде есть и все видит, и на все наши дела, помышления, начинания и намерения смот­рит, и разумеет, и всякое слово слышит.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А вы знаете, если дословно перевести с иврита слова: «и вот, Рахиль… идет с овцами» ( Быт. 29:6 ), как получится? «И вот овца идет с овцами». Дело в том, что имя «Рахиль», переводится как «овца». «Рахиль переводится как Божия овца, и весьма справедливо, что к ней прилагают образ Церкви из язычников. Ибо она есть овца Христова, которая ранее была смешана с прежними стадами и загнана во дворы Спасителя… И божественные ученики пасли Церковь Христову, то есть разумеемых под ней словесных овец; они стали ее рачителями и невестоводителями, представляя ее (то есть Церковь -Невесту, – О. С.) Богу чистой девой, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но святой и непорочной» 327 . « И сказал: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите » ( Быт. 29:7 ). Очень непонятные слова: «не время собирать скот; напойте овец» ( Быт. 29:7 )! Любая шероховатость в тексте, есть намек (ремез) на аллегорическое истолкование. Скот – это язычники. То есть он как бы себе говорит: не время еще обращать вот этих, из Харрана! Надо со своими овцами разобраться! Овец поить! Данный смысл (сод), перекликается с известными словами Христа: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 10:5–6 ). То есть, иными словами, он как бы говорит: придет время, и других, овец «не сего двора, и тех» ( Ин. 10:16 ) напоим словом Господним, и скот, и диких зверей… А смысл этих слов перекликается с призывом Христа-Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). И все обратятся в веру Святого Евангелия! Но сейчас – не время! Сейчас время другое совсем! Вот почему, казалось бы, такое противоречивое тут присутствует в его рассуждениях: «не время… напойте» ( Быт. 29:7 ). « И сказал: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите. Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец. Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль с мелким скотом отца своего » ( Быт. 29:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вспоминай то время, в которое Бог наш и Господь за нас, непотребных рабов Своих, страдал, и твердо держи, что Он как ради всех, так и ради тебя сию чашу страдания испил, так нам спасение сод еловая; и рассуждай, что Он не простой человек, но Сын Божий и Бог, Царь и Царев Сын есть, и думай, что ты ничего иного, как только вечного мучения достоин без Него, как враг и отступник Божий, но Он, жалея о тебе, как и обо всех, и желая тебя и всех в милость Богу привести и примирить, и так спасти, вознерадел о Себе, и Себя предал на страдание и смерть, чтобы так, то есть страданием и смертью Своей, тебя от вечного страдания и смерти избавить и ввести в вечное блаженство. Твердо же уверься, что Он твой Искупитель, Избавитель, Спаситель, Помощник, Защитник, надежда, и жизнь вечная, и все блаженство, и кроме Него и без Него нет тебе никакой надежды и спасения. Когда обо всем этом рассудишь и уверишься, непременно благодатью Святого Духа возбудится в сердце твоем живая вера в Него – вера, любовью, благодарением, терпением и прочими добродетелями действующая и живность свою показывающая. Когда таковая вера возбудится в сердце твоем, то непременно почувствуешь веру и в Небесного Его Отца. Ибо, познав, что Сын Божий пришел тебя спасти и пострадал за тебя, тотчас познаешь и любовь к тебе Небесного Отца, Который ради тебя Сына Своего не пощадил, но на страдание и смерть предал. Ибо благоволением Небесного Отца и Своей волей Иисус Сын Божий пострадал за нас. А оттуда последует несомненная надежда вечной жизни и блаженства и исполнения всех обещаний Божиих милостивых: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего» ( Рим 8:32 )? Такое великое и дивное дело сотворил Бог, что Сыну Своему ради нас воплотиться и пострадать благоволил, как всего обещанного нам ради Него не исполнит? «Верен Господь во всех словах Своих» ( Пс 144:13 ), «незыблема милость Его к нам, и истина Господня пребывает во век» ( Пс 116:2 ). 2) Писание Святое представляет нам, что Бог везде есть и все видит, и на все наши дела, помышления, начинания и намерения смотрит, и разумеет, и всякое слово слышит.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Святитель Ипполит Римский предлагает еще более аллегорическое прочтение данного текста: «Итак, Ревекка, представляя собой образ Церкви, уже тогда прообразовала то, чему предстояло совершиться через ее младшего сына. В самом деле, она говорит ему: пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка нежных и хороших . Исав посылается в поле , как живущий в мире пришелец, Иаков же посылается в стадо , чтобы исполнилось сказанное Господом: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15, 24). А слова Ревекки: возьми мне оттуда два козленка нежных и хороших указали на два призвания, обращенные через Евангелие. В самом деле, хотя мы от начала козлы (поскольку мы все были грешниками), но становимся нежными и хорошими через послушание, будучи оправданы верой в Христа, и более уже не осуждаемся как козлы (Мф. 25, 32), но как овцы , чистой жертвой приносимся Богу в приятное благоухание (Еф. 5, 2) и приуготовляемся в духовную пищу Слову, Которое, совершая нечто подобное в Евангелии, говорит ученикам: у Меня есть пища, которой вы не знаете (Ин. 4, 32)» . Мы с вами уже договорились, что в Писании нет ни одного лишнего слова, поэтому для нас каждое слово имеет смысл, особенно те слова, которые мы сразу не можем понять. Шероховатость в библейском тексте – это подсказка: «Вот здесь остановись, здесь прояви внимание!» Здесь некий намек (ремиз), некая тайна (сод). Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий (Быт. 27, 11). Вот Исав косматый, все эти космы – что они обозначают? Они обозначают Божье благословение, которое имел еврейский народ. Помните, у Самсона волосы были длинные, он был косматый? И когда остригли все эти его космы, он все потерял, потерял свою силу. И вот Иаков, который говорит Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, – это как бы язычник, которого Господь призывает в Церковь в древние времена, и он говорит: «Ну, я же не имею такого благословения, как еврейский народ!» Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; может статься, ощупает меня отец мой; – люди слепые обычно ощупывают лица других людей , – и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословение (Быт. 27, 11–12).

http://pravoslavie.ru/111494.html

Каббала – это символ магии или чародейства, средство для закабаления человека диаволом, соблазн древнего змия. Каббала соблазняет человека искушением воздействовать своим «Я» на природу, на духовный мир другого человека, подчинить их своей власти, навязать им свою волю, заставить их служить себе для удовлетворения своей страсти. С помощью каббалы человек хочет приобрести богатство или успех в бизнесе, предвидеть будущее, продлить свое земное бытие или найти эликсир бессмертия. Все эти соблазны подавляют в человеке чувство страха и опасности вечной погибели, к которой приводят занятия оккультизмом. Практическая каббала делится на три раздела: эзотерическое учение Сод (еврейские мистерии Адонаи), Пневматику и Шемам форам. Применяя различные шифры и накладывая их на тест Священного Писания, она извращает смысл Писания, превращая одни слова в совершенно другие, кроме этого, меняет буквы на цифры и посредством этих приемов пытается открыть магический смысл текста. Эзотерическое учение Сод включает в себя каббалистические приемы: Гематрию, Нотарикон, Теммурах. Гематрия – это собственно и есть «замена букв цифрами как их нумерическими эквивалентами», кроме того, оно включает также систему раскрытия тайного значения слова через анализ размера и расположения различных букв. Нотарикон – это приемы манипуляции буквами в слове, когда каждая буква слова является исходной буквой нового слова. Таким образом, из «Бэрэшит», первого слова книги Бытия, извлекаются шесть слов, из которых можно составить предложение: «Вначале Элохим увидел, что Израиль должен принять Закон» 454]. 222 Теммурах – это ряд способов группирования частей в одно целое, несколько приемов, «в которых объясняется, какие буквы можно заменять другими буквами, согласно некоторым математическим упорядочениям букв, регулярным или не регулярным» 454]. 223 Так, например, еврейский алфавит разбивают на две равные части и располагают их одна над другой, затем по определенной схеме буквы верхнего ряда меняют на буквы нижнего ряда, и наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010