В Священном Писании и Священном Предании Таинство Евхаристии называется различными именами: Вечерей Господней (Κυριακν δεπνον), Трапезой Господней (Τραπζα Κυρου), Хлебом Божиим (Αρτος του Θεου), Чашей Господней (Ποτριον Κυρου), Чашею благословения (Ποτριον τς υλογας) 2 . Жертвой святой, таинственной, словесной, умилостивительной, просительной, Жертвой благодарения. Евхаристия именуется также Таинством Тела и Крови Христовых, Хлебом Жизни ( Ин.6:51 ) и Чашей Жизни. Библейские основания Неразрывно связанное с Воплощением Сына Божия, Голгофской Жертвой и Искуплением, Таинство Евхаристии было замыслено Богом прежде творения мира. «Не тленным серебром или золотом искуплены вы (…), но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» – говорит апостол Петр ( 1Петр.1:18-20 ) 3 . Евхаристия была прообразована вкушением плодов от Древа Жизни в Раю и предуказана в ветхозаветных жертвах. Все ветхозаветные жертвоприношения в свете будущей Крестной Жертвы Христа сокровенно указывали на Евхаристию. Жертва Авеля «от первородных стада своего» ( Быт.4:4 ), жертва Ноя после потопа ( Быт. 8:20 ), ежегодная жертва очищения ( Лев.16:2-34 ), жертва Завета с Богом ( Исх.24:4-8 ; «И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» ), жертвы всесожжения ( Лев.1:1-17 ), благодарения ( Лев.22:29-30 ), мирная ( Лев.3:1-17 ) и важнейшая в Ветхом Завете жертва пасхального агнца ( Исх.12:1-26 ) – все это таинственные символы Евхаристии. Прообразами Евхаристии были также хлеб и вино Мелхиседека, вынесенные им как «священником Бога Всевышнего» на встречу Аврааму ( Быт.14:17-20 ), трапеза Премудрости, описанная в книге Притчей ( Притч.9:5-6 ), очищение уст пророка Исаии ( Ис.6:6-7 ), манна в пустыне ( Исх.16:1-19 ) и вода, высеченная из скалы ( Исх.17:1-7 ). Ветхозаветная символика Евхаристии нашла свое отображение в чинопоследовании Литургии свт. Василия Великого . В молитве после Великого входа сказано: «якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеова и Ааронова священства, Самуилова мирная. Якоже приял еси от святых Твоих Апостол истинную сию службу, сице и от рук нас грешных приими дары сия во благости Твоей Господи».

http://azbyka.ru/bogoslovskie-aspekty-ta...

1Ин.2:18 . Дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть. Выражение «последний час» нельзя понимать в смысле «тяжелый час» или «тяжелое время», потому что такое понимание не оправдывается другими местами Свящ. Писания. Слова «в последние дни» в книгах ветхозаветных пророков означают дни явления обетованного Мессии, начало нового домостроительства Божия о человеческом спасении ( Ис.2:2 ; Ос.3:5 ; Мих.4:1 ). «Последние дни» ветхозаветного откровения суть первые дни откровения новозаветного. В таком смысле слова «в последние дни», употребляются и в Новом Завете. Ап. Павел говорит, что многочастне и многообразне древле Бог глаголовый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне ( Евр.1:1 ); св. ап. Петр дает наставление христианам, что они искуплены честною кровию Христа, предуведеннаго убо прежде сложения мира, явившегося же в последния лета вас ради ( 1Пет.1:19, 20 ). В других местах Нового Завета слова «в последние дни», «в последние времена» не могут быть понимаемы иначе, как в смысле дней кончины мира, или дней, предшествующих второму славному явлению Господа ( Иак.5:3 ; 2Пет.3:3 ; Иуд.1:18 ; 1Тим.4:1 ; 2Тим.3:1 ). Такой смысл имеет и выражение «последний час» в рассматриваемом месте послания ап. Иоанна. Самый же день всеобщего суда, пришествия Господня называется в Писании: «последний день» ( Ин.6:39, 40, 44, 54, 11:24, 12:48 ), «день тот» Мф.24:36 ; Лк.10:12 ); «день он» ( Мф.7:22 ; 2Тим.1:12, 18; 4:8 ); «день Христов» ( 2Сол.2:2 ). Что «последние дни» не тоже, что «дни тяжкие», ясно видно из следующего места: сия же веждь, пишет ап. Павел ученику своему Тимофею, яко в последние дни (ν σχταις μραις) настанут времена люта (καιρο χαλεπο). Иисус Христос в числе признаков «последних дней» или близкого Своего пришествия указал на появление лжехристов и лжепророков, которые «дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф.24:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. протоиерей Владислав ЦЫПИН — секретарь 3. митрополит  Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР 4. митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ 5. архиепископ Сергиево-Посадский ФЕОГНОСТ 6. игумен ФИЛИПП (Симонов) 7. протоиерей Николай БАЛАШОВ 8. протоиерей Александр ЛЕБЕДЕВ 9. протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ 10. протоиерей Андрей НОВИКОВ 11. протоиерей Леонид РОЛДУГИН 12. иеромонах САВВА (Тутунов) 13. священник Иоанн МИРОЛЮБОВ 14. КИПШИДЗЕ Вахтанг Владимирович 15. КРАВЕЦ Сергей Леонидович Комиссия  по вопросам богослужения и церковного искусства: 1. митрополит  Санкт-Петербургской и Ладожской ВЛАДИМИР — председатель 2. архиепископ Сергиево-Посадский ФЕОГНОСТ — заместитель председателя 3. священник Михаил ЖЕЛТОВ — секретарь 4. митрополит  Днепропетровский и Павлоградский  ИРИНЕЙ 5. митрополит Рижский и всея Латвии АЛЕКСАНДР 6. архиепископ Волоколамский ИЛАРИОН 7. архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский МАРК 8. архиепископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН 9. архиепископ Орехово-Зуевский АЛЕКСИЙ 10. епископ Зарайский МЕРКУРИЙ 11. епископ Подольский ТИХОН 12. архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов) 13. архимандрит ТИХОН (Шевкунов) 14. архимандрит ФИЛАРЕТ (Зверев) 15. игумен ФИЛИПП (Симонов) 16. протоиерей Николай БАЛАШОВ 17. протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ 18. протоиерей Борис ДАНИЛЕНКО 19. протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ 20. протоиерей Александр ЛЕБЕДЕВ 21. протоиерей Петр ПЕРЕКРЕСТОВ 22. протоиерей Леонид РОЛДУГИН 23. протоиерей Владимир СИЛОВЬЕВ 24. протоиерей Александр СОРОКИН 25. священник Иоанн МИРОЛЮБОВ 26. священник Владимир ХУЛАП 27. диакон Максим ПЛЯКИН 28. игумения СЕРАФИМА (Шевчик) 29. ГЗГЗЯН Давид Мкртичевич Комиссия по вопросам приходской жизни и приходской практики: 1. архиепископ Белоцерковский и Богуславский МИТРОФАН — председатель 2. протоиерей Александр СОРОКИН — секретарь 3. митрополит  Донецкий и Мариупольский ИЛАРИОН 4. архиепископ Гомельский и Жлобинский АРИСТАРХ 5. архиепископ Новосибирский и Бердский ТИХОН 6. протоиерей Александр БАЛЫБЕРДИН 7. протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ

http://pravmir.ru/kto-vojdet-v-komissii-...

П. придавал большое значение укреплению межправославных связей. За годы Патриаршества он посетил практически все Поместные Православные Церкви: К-польскую (6-10 июня 1997), Антиохийскую (17-22 февр. 1999), Русскую (см. ниже), Грузинскую (21-27 июня 2002), Сербскую (9-16 мая 2002), Румынскую (5-11 сент. 2003), Болгарскую (29 июня - 6 июля 1998; 8-12 мая 2003, участвовал в торжествах по случаю 50-летия восстановления Патриаршества и 1660-летия Сардикийского Собора), Кипрскую (21-28 мая 1999; 12-15 нояб. 1999, участвовал в освящении храма свт. Григория Паламы в Махерасском мон-ре; 16-22 окт. 2001, участвовал в торжествах по случаю 800-летия этой обители), Элладскую (17-25 мая 2001), Польскую (17-22 авг. 2001), Финляндскую (8-15 июня 1998). П. принимал участие в интронизации патриарха Иерусалимского Иринея (Скопелитиса) в Иордании (1-2 окт. 2001), архиеп. Афинского Христодула (Параскевиадиса) (9 мая 1998) и митрополита Чешских земель и Словакии Николая (Коцвара) (1-4 июня 2000). В разные годы принимал у себя предстоятелей Элладской (1998), Албанской (1998), Антиохийской (2002), Польской (2003) Православных Церквей, Православной Церкви Чешских земель и Словакии (2003), а также архиеп. Карельского и всей Финляндии Льва (Макконена) (2004). 30 сент.- 1 окт. 1998 г. П. участвовал в работе Расширенного и Всеправославного Собора в Софии, который был созван по просьбе патриарха Болгарского Максима в связи с расколом в Болгарской Православной Церкви . 14-17 нояб. 2000 г. председательствовал на Расширенном Соборе в Никосии, созванном по просьбе Кипрской Православной Церкви для решения ее внутренних проблем (Собор проходил при участии патриарха Антиохийского Игнатия IV и архиеп. Кипрского Хризостома I). 23-26 дек. 2000 г. по приглашению патриарха Варфоломея I присутствовал на Собрании предстоятелей и представителей Поместных Церквей в Стамбуле по случаю 2000-летия Рождества Христова. 6-8 дек. 2001 г. посетил Синай, в мон-ре вмц. Екатерины вместе с патриархом К-польским Варфоломеем участвовал в торжествах в честь 2-тысячелетия от Рождества Христова и 3300-летия Закона Моисеева. 17-20 мая 2003 г. совершил паломничество вместе с патриархом Варфоломеем и католикосом-патриархом всей Грузии Илией II (Гудушаури-Шиолашвили) в Каппадокию .

http://pravenc.ru/text/2580338.html

В 479/81 г. патриарх Антиохийский Стефан II был убит антихалкидонитами. Вост. епископы приняли решение об избрании на Патриарший престол Иоанна II Кодоната, что вызвало недовольство в столице. По совету Акакия К-польского имп. Зинон назначил на Антиохийскую кафедру халкидонита Календиона , к-рый активно боролся с противниками IV Вселенского Собора и подтвердил осуждение П. Г. Тем не менее в 482 г. произошел перелом в церковной политике Зинона. Желая примирить сторонников и противников Халкидонского ороса, император подписал «Энотикон» - объединительное послание, автор к-рого (по всей видимости, им был патриарх Акакий) стремился обойти спорные догматические вопросы. В послании признавались первые 3 Вселенских Собора, предавались анафеме и Несторий , и Евтихий , а также принимались 12 анафематизмов свт. Кирилла , архиеп. Александрийского, из его 3-го послания к Несторию (греч. текст: Ibid. III 14; сир. пер.: Zach. Rhet. Hist. eccl. V 8). Календион, как и др. строгие халкидониты, отказался принять «Энотикон» и поддержал Иоанна I Талайю , к-рого правосл. партия избрала патриархом Александрийским после кончины Тимофея Салофакиола (нач. 482). Кроме того, Календион и прибывший зимой 482/3 г. в Антиохию Иоанн находились в тесном контакте с магистром Востока Иллом (Illus 1//PLRE. Vol. 2. P. 586-590) и его сторонниками, к тому времени уже открыто выступившими против Зинона. Весной Иоанн Талайя бежал в Рим, где нашел поддержку папы Римского Симплиция , а после кончины последнего в 483 г.- поддержку его преемника, св. Феликса III (II) . Александрийскую кафедру занял Петр III Монг, предварительно одобривший «Энотикон» и обещавший принять в общение сторонников Халкидонского Собора ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 12-13). Патриарх К-польский Акакий сразу внес имя Петра Монга в диптихи К-польской Церкви ( Liberat. Breviar. 17//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 127), что послужило одной из основных причин раскола между Западной и Восточной Церквами, к-рый продолжался вплоть до 519 г. (см. ст. Акакианская схизма ).

http://pravenc.ru/text/2580342.html

В начале послания св. апостол Иуда называет свое имя и указывает, что он — брат Иакова, подобно Иакову не осмеливаясь называть себя братом Господним, а лишь—рабом Иисуса Христа. Своим указанием на то, что он брат Иакова, св. Иуда, быть может, хотел обратить особенное внимание на свое послание, ибо св. Иаков Праведный пользовался чрезвычайно большим уважением и авторитетом. После обычного приветствия: " милость вам и мир и любовь да умножатся " св. Иуда обращается с увещанием " подвизаться за веру, однажды преданную святым " , то есть христианам, объясняя это появлением лжеучителей в их среде — людей, предназначенных Богом к осуждению, нечестивых, обращающих благодать Божию в повод к распутству и отвергающихся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Что это за лжеучители, св. Иуда точнее не объясняет, но, судя по всему, это все те же родоначальники гностиков, с которыми боролись св. апостолы Петр и Павел, а позже св. Иоанн (ст. 1-4). Апостол грозит им карой Божией, напоминая о трех поразительных примерах Божественного суда: наказание израильтянам, выведенным из Египта, наказание падшим ангелам, " соблюдаемым в вечных узах, под мраком, на суд великого дня " , и кару Божию, постигшую Содом и Гоморру. Подобная участь постигнет и сих мечтателей, которые оскверняют плоть, подобно жителям Содома и Гоморры, то есть предаются разврату, отвергают начальства и злословят высокие власти, то есть не признают авторитета духовных властей — св. апостолов и их ставленников епископов и пресвитеров (ст. 5-8). То, что св. Петр говорил об Ангелах вообще, не дерзающих произносить укоризненный суд, апостол Иуда говорит лишь об одном Архангеле Михаиле. Он приводит древнее предание, согласно которому у диавола происходил спор с Архангелом Михаилом из-за тела Моисеева, причем Архангел Михаил даже по отношению к диаволу не смел произнести укоризненного суда, а запрещал диаволу лишь именем Божиим, говоря: " да запретит тебе Господь " , между тем как эти лжеучители " злословят то, чего не знают " . Св. Иуда не жалеет выражений для того, чтобы дать самую отрицательную характеристику этим лжеучителям, уподобляя их бессловесным животным, сравнивая их с Каином, Валаамом и Кореем, возмутившимся против Моисея и Аарона. Св. Иуда приводит известное лишь из предания пророчествр Еноха о грядущем суде Божием над нечестивцами, которое, вероятно, связано с распутством потомков Каина (ст. 9-19). В заключение св. Иуда увещевает христиан сохранять себя в любви Божией и относиться с рассмотрением к увлекшимся лжеучениями, после чего воздает хвалу Богу.

http://sedmitza.ru/lib/text/430613/

Вот так вся история человечества: Бог обращается к его совести, призывает образумиться, не поступать безобразно: подло, нечестно, нечисто. Да и сама совесть – не что иное, как голос Божий в нашей душе. Вот хотя бы несколько примеров заботы Божией о грешниках: По повелению Божию Ной призывал людей к покаянию ( 1 Петр. 3, 18–21 ; 2 Петр. 2, 5 ). Иона взывал к совести ниневитян (Ион. гл. 3, Мф. 12, 41 )… Бог готов простить и обнять, как отец принял своего блудного сына (вспомните Евангельскую притчу о блудном сыне – Евангелие от Луки, гл. 15), и об этом Он сам недвусмысленно говорит: «Если же он (человек) виновен в чем-нибудь… и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой… и очистит его священник от греха его… в чем согрешил по неведению… и прощено будет ему» (Лев. гл. 16). С призыва к покаянию начал свою проповедь св. пророк Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… сотворите достойный плод покаяния» ( Мф. 3, 2–8 ). Эти же слова повторяет Христос, выходя на проповедь ( Мф. 4, 17 ). Все служение Христа – призыв к человеку покаяться. Покаяние – не значит перечисление проступков, а радикальное изменение. Древнееврейское «шув», переведенное у нас как «покаяние», означает «обратиться, возвратиться». Греческое слово «метанойя» также значит «покаяние», но с немного другим акцентом: «перемена образа мыслей», «поворот ума». Изменить жизнь, исправиться… Только тогда покаяние достигает своей цели. (Другой вопрос, что не со всеми грехами можно легко и в одночасье покончить, но эта тема уже не для фотоочерка.) Если в человеке нет желания исправиться, а он подходит к исповеди как ни к чему не обязывающему обряду, Таинство Покаяния нельзя назвать состоявшимся. К такому человеку можно применить слова одного русского подвижника: «Вот приходит человек на исповедь. Перечисляет грехи. Батюшка ему говорит: “Прощаю и разрешаю”. А Господь на Небесах говорит в это время: “«А я не прощаю и не разрешаю…”». Если Бог в Ветхом Завете был милостив к человеку, то не о любви ли и о милости весь Новый Завет?

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/tainst...

«Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей», сказал Бог Каину, позавидовавшему своему младшему брату. Горе всякому человеку, сознающему, что эти слова обращены к нему лично. Никакой ненасильственный призыв к миру и прекращению не должен насильственно пресекаться и рассматриваться как нарушение закона, ибо такова божественная заповедь: «Блаженны миротворцы». Мы призываем все противоборствующие стороны к диалогу, потому что никакой другой альтернативы насилию не существует. Лишь способность услышать другого может дать надежду на выход из бездны, в которую наши страны были брошены лишь за несколько дней.  Дайте себе и всем нам войти в Великий пост в духе веры, надежды и любви. Остановите < это> . 1. Игумен Арсений (Соколов), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока 2. Игумен Нектарий (Морозов) 3. иерей Алексий Антоновский 4. игумен Никодим (Балясников) 5. иерей Хилдо Бос 6. иерей Василий Буш 7. протоиерей Стефан Ванеян 8. иеромонах Иаков (Воронцов) 9. иерей Александр Востродымов. 10. священник Дионисий Габбасов 11. иерей Андрей Герман 12. протоиерей Евгений Горячев (ветеран Афганской войны) 13. иеромонах Иоанн (Гуайта) 14. иерей Алексий Дикарев 15. иерей Александр Занемонец 16. протоиерей Владимир Зелинский 17. протоиерей Петр Иванов 18. протоиерей Георгий Иоффе 19. диакон Илия Колин 20. протоиерей Андрей Кордочкин 21. иерей Лазарь Ленци 22. протоиерей Андрей Лоргус 23. игумен Петр (Мещеринов) 24. протоиерей Константин Момотов 25. иерей Евгений Мороз 26. иеромонах Димитрий (Першин) 27. иерей Александр Пискунов 28. протоиерей Стефан Платт 29. протоиерей Дионисий Поздняев 30. протоиерей Георгий Рой 31. священник Николай Савченко 32. иеромонах Феодорит (Сеньчуков) 33. протоиерей Иосиф Скиннер 34. протоиерей Димитрий Соболевский 35. диакон Пимен Трофимов 36. протоиерей Александр Шабанов 37. иеромонах Киприан (Земляков) 38. иерей Иоанн Леонтьев

http://pravmir.ru/svyashhenniki-russkoj-...

Император Петр I создатель военно-морского флота России, был в Полоцке. Летом 1705 г Петр I посещал Полоцк во время руководства русской армией в Северной войне. Создатель флота останавливался в домике, который потом прозвали домик Петра I. Построен он был в 1692 году с использованием элементов стиля барокко. С 1998 года в домике Петра I открыта стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской, или Возвращение в Полоцк начала XX века». Это первая выставка в Беларуси, которая посвящена истории одной улицы. Недалеко от Полоцка в конце XVIII века стояла дворянская усадьба вице-адмирала Иллариона Афанасьевича Повалишина. Вице-адмирала неоднократно посещал город Полоцк, заезжая в Полоцкий иезуитский коллегиум к знаменитому художнику Ефиму Яковлевичу Спажинскому для изготовления своего портрета. Русский вице-адмирал, кавалер многих орденов, герой русско-шведской войны Илларион Повалишин похоронен в деревне Янковичи Россонского района Витебской области. На белорусские земли прославленный моряк приехал после отставки, здесь на берегу реки Дрисса Повалишиным была построены школа для крестьянских детей и храм усыпальница, тут он воспитал четверых детей, двое из которых также выбрали военную карьеру, отличились во многих сражениях, в том числе и при Бородино в 1812 году Переславский музей-заповедник, семейный портрет Повалишиных. 1803 г. Семейный портрет Повалишиных поступил в музей в 1918 году вместе с другими портретами и документами из деревни Семендяйка, бывшего имения Елизаветы Григорьевны Журавлёвой, урожденной Повалишиной. Она была внучкой известного флотоводца вице-адмирала Иллариона Афанасьевича Повалишина и последней хранительницей фамильных портретов. На трёх портретах, поступивших из Семендяйки, сохранились подписи живописца Ефима Спажинского. Так на «Семейном портрете» на оборотной стороне холста написано черной краской: «1803 года апреля 1 писан в Прихабах ж. Ефимом Спажинским. Авдотья Фёдоровна от рождения 37 лет, Ивану Ларионовичу 8-го года, Григорию Ларионовичу 6 лет, Авдотье Ларионовне 5-ый год».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/10/po...

Ин.18:4 .  Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ин.18:5 .  Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. Христос не ожидает, когда Его найдут, а Сам выходит солдатам навстречу из того несколько уединенного места, где Он совершал Свою молитву (ср. Лк.22:41 ). Спокойствие, обнаруженное при этом Христом, евангелист объясняет тем, что Господь знал наперед все, что с Ним будет. Ин.18:6 .  И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. Ин.18:7 .  Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Ин.18:8 .  Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, Ин.18:9 .  да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого. Когда находившиеся по близости к Христу солдаты и служители синедриона услыхали из Его собственных уст, что пред ними стоит Иисус Назорей, то они испугались, отпрянули назад и повалились на землю. Вероятно, более всего испугались и произвели род паники служители – иудеи, которым, конечно, припомнились рассказы о чудесах Христа и которые могли опасаться, что Христос поступит с ними, как некогда пророк Илия поступил с воинами, пришедшими схватить его ( 4Цар.1:10 ). Иоанн отмечает при этом, что Христос требует, чтобы воины не трогали Его учеников: так исполнилось слово Его, высказанное в первосвященнической молитве ( Ин.17:12 ; ср. Ин.6:39 ). Причина, почему Христос не хотел, чтобы вместе с Ним взяли и учеников, была, конечно, в том, что они должны были продолжать Его дело после Него, да они еще и не были готовы к перенесению страданий. Ин.18:10 .  Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Ин.18:11 .  Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Повторяя здесь рассказ синоптиков об отсечении мечом уха архиерейскому рабу, Иоанн прибавляет, что это сделал именно апостол Петр и что рабу было имя Малх (имя это не иудейское, а арабское, и, вероятно, этот раб был язычником). Замечание Христа апостолу Петру первой своей половиной сходно с тем, что имеется у евангелиста Матфея ( Мф.26:52 ), вторая же его половина хотя и содержит в себе мысль, подобную мысли, выраженной у Мф.26:54 , однако человеку, которому было известно о молитве Христа в Гефсимании, оно должно было напомнить именно то, что говорил в то время Христос ( Лк.22:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010