Эта теория была выдвинута французским ученым Годаном Орфали в 1921 г. и основана на данных раскопок, при которых в этом городе обнаружили восьмиугольную церковь. Ученый предположил, что это и есть Церковь Апостолов на месте дома святого Петра, и подкрепил свою теорию следующими аргументами: 1. Евангелия от Марка и Луки позволяют предположить, что Петр мог жить в Капернауме: Мк.1:21 ; Мк.1:29: «И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. […] Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном». Лк.4:31 ; Лк.4:38: «И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. […] Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней». 2. Кроме того, когда Орфали определил восьмиугольный мартирий как базилику Петра, других похожих находок не было. 3. В 570х годах неизвестный паломник из Пьяченцы (Италия) писал: «Затем мы пришли в город Тивериаду, где есть горячие ванны, наполненные, естественно, соленой водой, хотя вода самого моря пресная. Это 60 миль вокруг моря. Мы также пришли в Капернаум и в дом Святого Петра, который теперь является только базиликой». 4. Другие доказательства найдены у Петра Диакона (1115—1159), библиотекаря, собирателя материалов в XII веке, во времена крестоносцев. Петр Диакон цитирует преподобного Беду, который якобы обладал недостающими частями маршрута паломника Эгерии начала IV века. В этих недостающих фрагментах Эгерия якобы говорит о церкви, построенной над домом Петра в Капернауме. Однако данные аргументы вовсе не неопровержимы, как представляет Орфали. Петра Диакона, скорее всего, нельзя считать надежным историческим источником, поскольку многие ученые утверждают, что большое количество его трудов скопированы у кого-то или просто подделаны. Что касается паломника из Пьяченцы, то фразу «…, и до…» он часто использует, рассказывая не только о перемещении между объектами, но и во времени. Поэтому он вполне мог иметь в виду, что они пошли сначала в Капернаум, а затем отправились в базилику в Вифсаиде. С открытием базилики в Эль-Арадже второй аргумент также теряет силу. Что касается перечисленных фрагментов Священного Писания, то они действительно могут позволить кому-то поверить, что дом апостола Петра находился в Капернауме, хотя в Лк.7:36–50 упоминаются и другие люди с именем Симон, и мы не знаем наверняка, является ли упомянутый человек Петром. В конце концов, Новый Завет также дает нам повод отрицать теорию Орфали на основании Ин.1:44: «…Петр был из города Вифсаиды».

http://azbyka.ru/news/arheologi-obnaruzh...

7. Посмотри и с другой стороны, как невероятно это обвинение. Вначале, когда он говорил: « Сего, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти » (Деян. 2:24), тогда он находился среди врагов, которые еще убивали, еще яростью кипели, еще хотели растерзать учеников, потому что страсть была в них еще сильна и ум был исполнен ярости. Но теперь, когда Павел писал это, был уже семнадцатый год проповеди; сказав: « потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим » (Гал. 1:18), он далее говорит: « потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим » (Гал. 2:1). Итак, тот, кто не страшился в начале проповеди, теперь после столь долгого времени страшится? Тот, кто не боялся в Иерусалиме, боится в Антиохии? Тот, который не трепетал тогда среди окружавших его врагов, теперь, когда нет врагов, а одни верующие и ученики, робеет, боится и « не прямо поступает »? Основательно ли — при костре горящем и поднимающемся в высоту быть отважно смелым, а угасшего и обратившегося в пепел бояться и трепетать? Если бы Петр был труслив и немужественен, то он боялся бы в начале проповеди, в столице иудейской, где все были врагами, а не по прошествии столь долгого времени, не в христианнейшем городе, не в присутствии друзей и близких. Таким образом, ни время, ни место, ни свойство лиц не дозволяют нам принимать эти слова так, как сказано, и обвинять Петра в трусости. Вы похвалили сейчас сказанное? Сначала вы удивлялись Павлу и были поражены его дерзновением; а теперь вот беседа наша дала другой оборот обвинению. Но как вначале я сказал, что мне нет никакой пользы, если при том, что Павел хорошо поступает, Петр окажется поступающим нехорошо, — потому что обвинение и наш стыд останутся, этот ли или тот окажется погрешившим, — так и теперь тоже самое говорю опять, т. е. что мне нет никакой пользы, если по отклонении обвинения от Петра, Павел явится дерзко и неосмотрительно обвиняющим соапостола. Вот и этого освободим от обвинений. Что? Петр таков, а Павел не таков? Но что может быть горячее Павла, который каждый день умирал за Христа? Впрочем, теперь у нас речь не о мужестве, — потому что как это будет относиться к делу? — но о том, не враждебно ли он был расположен к апостолу, или не была ли эта борьба делом какого–нибудь тщеславия и бранливости. Но это не возможно сказать, да не будет. Павел был слугою не только Петра, верховного между теми святыми, но и всех вообще апостолов, хотя превышал всех по своим трудам; и, однако, считал себя последним из всех: « ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом » (1 Кор. 15:9); и не только апостолов, а и всех вообще святых: « мне » говорит он, « наименьшему из всех святых, дана благодать сия » (Еф. 3:8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

А. 4, 13). Затем удалив их и снова призвав, они «приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали в ответ: судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, чем Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (4, 18–20). Замечательно заканчивается этот рассказ о первом чуде, первом испытании и первом дерзновении пред владыками мира сего, которое было явлено двоицей первоапостолов. Когда они рассказали обо всем происшедшем своим (πρς τος ιδους), последние вознесли единодушно молитву о том, чтобы Бог укрепил рабов Своих пред лицом угрожающего гонения, «и, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили Слово Божие с дерзновением». (Д. А. 4, 31). То был значительный момент нового самоосознания и самоопределения воинствующей церкви, и во главе ее при этом стоит двоица первоапостольская, как высшее воплощение церковного самосознания. Этого факта нисколько не умаляет в его значении то обстоятельство, что непосредственно выступает целителем и проповедником ап. Петр, однако, в нераздельности от Иоанна, как это подтверждается разными деталями повествования. Это соответствует и чину ап. Петра, ибо ему принадлежит первенство старейшинства, представительства, внешнего авторитета, тогда как Иоанну сила влияния, авторитет внутренний. Поэтому представителем апостольской цepkbu ad ехтга неизменно и выступает ап. Петр в обладании первоапостолскаго жезла, «ключарь» Христов: при избрании апостола вместо Иуды (Д. A. 1, 15–22); в проповеди после сошествия Св. Духа (2, 14–16) и принятии Иудеев (2, 37–40); в первой проповеди во храме (3, 12–26); в произнесении приговора против Анании и Сапфиры (5, 1–11), в принятии в церковь язычников (10), в формулировании мнения апостольского собора (15, 7–11) 27 . Но это свойство старшинства Петрова отнюдь не делает его единственным полномочным главою апостольства, как это и вытекает из только что рассмотренного рассказа, где, как мы видели, Иоанну принадлежит не пассивная роль только спутника Петра, разделявшего с ним последствия его поступков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Слово Божие называет, вслед за краеугольным камнем Христом, также и святых апостолов «основаниями», т. е. камнями, лежащими в основании Церкви. Изображая в Апокалипсисе вышний град Иерусалим, тайновидец Иоанн пишет: «стена града имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца » ( Откр.21:14 ). Подобно тому, как «светом» именуется в Писании не только истина («ходим во свете», истине ( 1Ин.1:7 )), но и ее Источник («Бог есть свет» ( 1Ин.1:5 )), а за Ним – и апостолы – носители истины («вы – свет мира» ( Мф.5:14 )); – так равно и основаниями Церкви называются не только вера, и не только ее Источник Христос, но и апостолы – носители веры . «Вы...», – пишет апостол, – «утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Еф.2:20–21 ). Господь наименовал «камнем» апостола Симона-Петра, и это имя осталось за апостолом как собственное: Кифа, или Петр. (О двойных именах у апостолов – примеч. 10-е). Петр – первый по действию и первый в сонме апостольском, по церковному именованию – первоверховный. Проповедью его первого открывается в день Пятидесятницы всемирная проповедь апостолов. Он, далее, открывает принятие язычников в Церковь крещением Корнилия сотника. Но будучи первым, апостол Петр в том же ряду Двенадцати. Спаситель ко всем двенадцати обращается, говоря: «Вы соль земли» ( Мф.5:13 ). – «Вы свет мира» ( Мф.5:14 ) – .«Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ). – На всех апостолов ниспослал Духа Святого. – Всем им сказал: «Вы во Мне, и Я в вас» ( Ин.14:20 ). – «Вы друзья Мои» ( Ин.15:14 ). – Всех их назвал братьями Своими. Обо всех изрек молясь: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» ( Ин.17:22 ). У апостолов нет мысли, что один из них есть «князь» апостолов или Церкви: «кто Павел? кто Аполлос? они только служители» ( 1Кор.3:5 )... «И в знаменитейших чем либо, какими бы они ни были когда либо, для меня (пишет ап. Павел) нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека» ( Гал.2:6 ) 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Апостол Павел был другим. Талантливый, высокопоставленный фарисей из колена Вениаминова. Среди его предков был царь Саул и второй судья Израиля Аод. Он получил прекрасное образование в школе фарисея Гамалиила и имел хорошие перспективы. Павел идейно ненавидел христиан и пылал ненавистью к ним. Его хорошо знали в Израиле как гонителя Церкви. Именно этого ревностного гонителя избирает Господь для проповеди язычникам. Петр и Павел. Каменный рельеф IV в. из Национального археологического музея в Аквилее (Италия) Ослепленный по дороге в Дамаск, он буквально переродился, став самым ярким миссионером в истории Церкви. Он загорается ревностной любовью к Христу и бросает ради Него все. Об этом апостол пишет в одном из своих посланий: «Более того, я считаю, что не только это, но и все остальное ничего не стоит по сравнению с величием познания Христа Иисуса, Господа моего. Ради Него я отрекся от всего, что считаю ненужным сором, дабы обрести Христа» (Флп.3:8 РБО). Он жаждет проповедовать Евангелие. Изучает ремесло скорняка. Ноги несут его из города в город. Эфес, Коринф, Фессалоники, Афины и так далее — там он селится в ремесленных кварталах среди простых рабочих, ходит в синагогу (если это возможно), заводит друзей и зажигает веру во всех окружающих. Он буквально созидает Церковь. Оба апостола любили Христа, и оба они отдали свои жизни за Него. Их проповедь привела их в Рим, где они были убиты римскими властями. Для них смерть не была чем-то страшным. Это, скорее, долгожданная встреча с любимым Учителем. « Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас » (Флп.1:21-24). Они были такими разными. Разные характеры, разный жизненный опыт, порой даже разные взгляды. Апостол Павел обличал Петра, а Петр писал, что в посланиях Павла есть не только премудрость, дарованная Богом, но и некоторые вещи, которые трудно понять, так « что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания » (2-е Петра 3:16). Разные, но единые во Христе и любви к Нему даже до смерти.

http://pravmir.ru/my-po-raznomu-greshim-...

В имени Спасителя великая сила. «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи», – сказал Петр хромому человеку, сидевшему у храмовых ворот, называемых Красными (см.: Деян. 3: 6). И когда за это чудо, а наипаче за проповедь о Христе воскресшем Петра с Иоанном поставили перед синедрионом, Петр сказал, что «именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил от мертвых, Им поставлен он (бывший хромой) перед вами здрав». И даже больше сказал Петр, а именно: «Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы спастись» (Деян. 4: 10, 12). Нет другого имени под небом, которым бы надлежало спастись. Как изысканную восточную сладость можно носить в устах эти слова и повторять: «Иисусе, Иисусе, Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня». «Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим». И еще: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей» (Песн. 2: 3). А как много в Писаниях тайн, связанных с именем Спасителя! Как много в этом роскошном замке комнат, в которые мы еще ни разу не входили! Вот Иоанн говорит, что «закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). Образ этих слов дан в истории овладения землей обетованной. Моисей довел людей до границ земли, но в саму землю не ввел, и сам не вошел. Это потому, что закон никого не доводит до совершенства, и Моисей этот закон символизирует. Кто же вводит народ в землю? Иисус! Человек с именем Иисус довершает дело Моисея. И это пророчество о том, что закон передаст эстафету Евангелию. Да и сам Моисей говорит: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте» (Деян. 7: 37). Того Иисуса, который продолжил историческое дело Моисея, звали Иисус Навин. Мысль, что эти события были живым пророчеством, явствует из того, что Иисуса Навина звали сначала Осия. Чтобы взять на плечи тяжесть Моисеевой миссии, ему нужно было сменить имя с Осии на Иисуса. И Моисей, зная, что делает и зачем, совершает это переименование! Моисей умирает, издалека увидев обещанную землю, а Иисус доводит народ до цели. Но чудеса и знамения на этом не оканчиваются.

http://pravoslavie.ru/44063.html

В том виде, в каком речь Петра донесена до нас Лукой, она представляет собой первую попытку богословского осмысления событий, связанных с земной жизнью Иисуса Христа. В этой речи перед нами предстает иной Петр, чем тот, с которым мы знакомы по тексту Евангелий. Там Петр спрашивает, спорит, выступает с короткими репликами, – «не знаю и не понимаю, что ты говоришь» ( Мк. 14:68 ), или «иду ловить рыбу» ( Ин. 21:3 ), – здесь же он представляет развернутую апологию христианской веры, насыщенную богословским содержанием и обильно уснащенную ветхозаветными цитатами. Эта перемена объясняется действием, которое Святой Дух оказал на Петра и на других апостолов. Иисус обещал ученикам, что, когда они останутся без Него, Сам Святой Дух придет к ним на помощь и будет говорить через них: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф. 10:19–20 ; ср.: Мк. 13:11 ; Лк. 12:11 ); «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин. 14:26 ). Обещание Учителя исполнилось в день Пятидесятницы, когда наряду с даром языков ученики получили способность богословски осмысливать события, которые раньше они воспринимали лишь эмпирически, не понимая их смысла и значения. Сошествие Святого Духа на учеников в день Пятидесятницы можно сравнить с сошествием Святого Духа на Иисуса Христа, когда Он крестился от Иоанна ( Мф. 3:16 ; Мк. 1:10 ; Лк. 3:21 ). Именно с этого момента Иисус «начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ). Проповедь Петра после того, как Святой Дух сошел на него, тоже содержит призыв к покаянию. Будучи продолжением проповеди покаяния, начатой Иоанном Крестителем и Иисусом Христом, она является призывом к изменению образа мыслей и образа жизни 184 . Речь Петра – первое в книге Деяний свидетельство о том, что вхождение в Церковь осуществлялось через крещение. Заповедь крестить все народы ученики получили от Самого Иисуса ( Мф. 28:19 ; Мк. 16:15 ). В качестве плодов крещения Петр называет прощение грехов и получение дара Святого Духа. Мы не будем здесь входить в обсуждение вопроса о степени достоверности, с какой автор книги Деяний изложил речь Петра. Мнения ученых по данному вопросу можно свести к нескольким основным: 1) автор Деяний сочинил речь Петра, вложив в его уста свое собственное богословское видение; 2) автор Деяний суммировал общее содержание речи Петра; 3) автор Деяний передал речь Петра с буквальной точностью. Обычно мнения колеблются между первой и второй опциями. С нашей точки зрения, возможен и третий вариант, хотя второй более соответствует правилам передачи прямой речи в исторических сочинениях. Он также косвенно подтверждается указанием на то, что автор книги передал лишь часть сказанного Петром:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Должно быть крайне осторожным в избрании того лица, с которым заключается супружеский союз: Церковь не допускает здесь никакого принуждения и прекращает совершение Таинства при изъявлении несогласия на брак женихом или невестою. Но как скоро добровольное согласие пред всеми объявлено, и Бог силою таинственной благодати скрепил брачный союз, – он должен пребыть ненарушимым. – «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» – сказал Господь Спаситель ( Мф. 19:6 ). «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно, – учит св. Апостол и присовокупляет: – блудников же и прелюбодеев судит Бог». ( Евр. 13:4 ). Строгость взаимной верности должна простираться до самых сокровенных движений сердца. Господь Иисус Христос называет прелюбодеяниям даже взгляд, брошенный мужем на чужую жену с нечистою мыслью. ( Мф. 5:28 ). 3) Супруги обязаны вместе заботиться о благоустроении своего дома, служить подпорою друг другу и, что бы ни случилось, не должны оставлять один другого до самой смерти. Частные обязанности мужа и жены – суть только более подробное развитие общих их обязанностей. Мужу слово Божие предоставляет первенство в брачном союзе, называя его главою жены. ( Еф. 5:23 ). Это значение мужа составляет сколько право, столько и еще более обязанность его: 1) он обязан сохранить эту власть, потому что она вручена ему не человеком, а Богом. Все, что делается в доме, должно делаться по его воле и с его ведома. На нем лежит пред Богом и людьми строгая ответственность за порядок и благоустроение семьи; и ничто не может извинить его, если он по слабости характера, по ложной уступчивости, из так называемой любви к миру, допустит в своем доме что-либо безрассудное или вредное. 2) Муж должен пользоваться своею властью над женою благоразумно. " Мужья, – говорит Св. Апостол Петр, – обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (Петр. 3:7). Муж должен помнить, что жена дана ему не в рабы, а в помощницы, должен обращаться с нею кротко и стараться, сколько позволят обстоятельства, доставить ей положение, подобающее матери семейства и хозяйке дома, Должен советоваться с нею в делах хозяйства и особенно в воспитании детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

1:20-22). Сказано также в другом месте: Муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, Он Сам есть Спаситель тела (Еф. 5:23). Как же может спастись душа Церкви, если душа Спасителя отсутствовала? или какое действие, как полагают, последует в теле, которое не предшествовало ему в главе? Ибо, как говорит Он верным Своим: если Сын освободил вас, то истинно свободны будете (Иоан. 8:36), так и о Себе говорит: потому что стал, как человек без помощника, свободный среди мертвых (Пс. 86:5). Который потом освободил главу в Себе и Он также передал ее в теле, потому что, войдя в дом сильного и связав сильного (Мтф. 12:29), Он избавил тело от рабства, которое Он первоначально взял на Себя как раб. и нет ничего другого, что будет царствовать в теле, кроме того, что предшествовало небесам в Главе. Павел, верно и уверенно с верой в этом вопросе, ликует и говорит: «Наше же жилище на небесах» (Фил. 3:20). Поэтому там он е ищет спасения своей души, где он заверяет душу человеческую, что она будет царствовать во Христе: по этой причине он и увещевает колоссян такой проповедью, говоря: если вы воскресли со Христом, ищите горнего, где Христос восседает одесную Бога.  11. Еще одно утверждение Петра . Не следует в какой-то степени опускать и то, что Петр хвалит во Христе как великое чудо проповеди: потому что Он не сделал никакого греха и не было лукавства в устах Его. Ибо так он говорит: Христос умер за нас (за вас), оставив вам пример, чтобы вы шли по Его стопам. Который не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2:22). Ибо если Сын Божий не имел человеческой души в восприятии плоти, а блаженный Петр, как полагают, сказал это о Его Божестве, то какая великая похвала Христу за то, что Его Божество могло быть невосприимчивым к разрушительному действию греха, так как Богу надлежит не только не грешить, но и спасать от греха: Он поэтому один может дать снисхождение, потому что один может не признать вину; поэтому Он один Врач раненых, потому что Божественная природа никогда не получает раны в Себе? Но если это относится к плоти Христовой, то как может быть сохранена праведность наших душ, которым не был дан пример, упомянутый апостолами, через принятие Христа? Но чтобы показать, что блаженный Петр предполагал и в душе, и во плоти Христову праведности, которой он повелевает нам подражать, он добавил: Тот, Кто, будучи проклят, не проклинал в ответ ; что собственно относится к терпению души; посему и в другом месте говорит: не злом за зло воздавая, или ругательством за проклятие, но, напротив, благословение, ибо вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение наследия (1 Пет.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Глава 21 1–14. Явление воскресшего Христа на море Тивериадском. – 15–23. Чудесный лов рыбы и обед при море. Предсказание судьбы Петра и Иоанна. – 24–25. Второе заключение к Евангелию. Ин.21:1 .  После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: «После того», т.е. после событий, описанных в 20-й главе. «Опять явился Иисус...». Как видно из 14-го стиха, это явление было уже третьим в ряду явлений, бывших ученикам. Первое имело место в первый день по воскресении, второе – в восьмой ( Ин.20:19, 26 ). «При море Тивериадском» – см. комментарии к Ин.6:1 . Ин.21:2 .  были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Всего при море было в это время семь учеников Христовых: пять апостолов, которые названы по именам (впрочем, себя и брата своего Иакова Иоанн, по обычаю своему, называет только по отчеству), и двое других, может быть, даже не из числа апостолов. Ин.21:3 .  Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. Апостолы, очевидно, принялись за свои прежние занятия, так как еще не получили окончательного уполномочия на проповедь Евангелия. Петр – очевидно, вечером – отправляется на море ловить рыбу, и к нему присоединяются шестеро других учеников. Как видно из дальнейшего рассказа, все они поместились в одной лодке, имея одну сеть. Ин.21:4 .  А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Проведя целую ночь на море и ничего не поймав, ученики ранним утром увидели, что кто-то стоит на берегу. Это был Иисус, Которого за дальностью расстояния ученики не узнали. Ин.21:5 .  Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Господь обратился к ученикам, когда те стали подплывать к берегу, с вопросом, не имеют ли они чего-нибудь съестного, конечно, имея в виду, что они поймали сколько-нибудь рыбы. Ученики, занятые, вероятно, собиранием сети, не глядели на спрашивавшего и коротко ответили отрицательно на его вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010