Подобные же слова сказаны были Петру в Мф.16:19 и имеют тот же смысл. Вместо «что» ( ) Мф.16:19 здесь σα – также средний род и указывает на действия, а не на лица. Мф.18:19 .  Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, Сила учеников и вообще всех верующих основывается на внутреннем духовном единении общины между членами ее ( συμφωνεν) и с Богом. Мф.18:20 .  ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. В кодексах D, Сиро-синайском и у Климента Александрийского этот стих приводится в отрицательной форме: «ибо нет двух или трех собранных во имя Мое, у которых (близ которых) Я не был бы (Я не есмь) среди них». Здесь указывается на церковный minimum. Христос истинно присутствует среди людей даже тогда, когда двое или трое из них собираются во имя Его. Мф.18:21 .  Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? (Ср. Лк.17:4 ). Вопрос Петра не имеет близкой связи с речью Христа в стихах 18–20, но имеет связь со стихами 15–17. Христос, по-видимому, окончил теперь Свою речь. Слова Его о прощении обид ближним побудили Петра попросить у Него дальнейших разъяснений. Предлагая вопрос, Петр, как можно думать, знал о существовавших в то время у иудеев обычаях и мнениях относительно прощения обид. «Человеку, согрешающему против другого, однажды прощают, во второй раз прощают, в третий раз прощают, но в четвертый раз не прощают». Таково часто цитируемое изречение Вавилонского Талмуда (Иома, л. 86, 2), которое подкреплялось Иов.33:29–30 ; Ам.1:3 и др. Петр хочет, очевидно, стать выше современных ему книжников и увеличивает количество прощений почти вдвое, до семи. Мф.18:22 .  Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. Спаситель опровергает мысль Петра сначала кратким замечанием. Если Петр думал, что нужно прощать ближнему до семи раз, может быть, каждый день в течение целой недели, – то Господь говорит, что прощать нужно «до седмижды семидесяти» ( ως βδομηκοντκις πτ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Хотелось бы спросить «Свидетелей Иеговы», нужна ли в наших городах милиция? Интересно узнать их мнение. Про армию, впрочем, можно и не спрашивать. Не надо быть утопичными: к сожалению, на улице определенный контингент людей не творит пакости благодаря патрулированию милиционеров. Это факт. Но посмотрим, что говорит все Священное Писание о воинской службе. В первую очередь нам должны приходить на ум слова Христа Спасителя: «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). О ком здесь говорит Спаситель? У кого, если так можно выразиться, долг – отдавать свою жизнь за других? Конечно, у солдата. А если нет, то все же о ком тогда сказал Спаситель? Разве есть кто-либо еще, кроме солдат и милиционеров, кто полагает свою жизнь ради других? А именно их служение и порицается «Свидетелями Иеговы». Получается, что Спаситель высоко оценил такое служение, а «Свидетели Иеговы» его критикуют. Есть и другой пример из Священного Писания, где Иоанн Креститель отвечает воинам на их вопросы: «Спрашивали его также воины: А нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» ( Лк.3:14 ). Обратим внимание, что Иоанн не сказал немедленно покинуть службу, выбросить оружие и прочее. Речь даже не пошла об уходе из воинской службы. Оказывается, можно служить в армии и жить праведно. А вот другое место из Писания, из книги Деяний апостолов, где речь идет о Корнилии, благочестивом христианине: «Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (10:1–2). Апостол называет его сотником, то есть командиром сотни солдат, или роты. Заметим еще, что он назван благочестивым. Корнилию явился Ангел, который сказал ему послать за апостолом Петром: «Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем...» – как видно, при Корнилии были и благочестивые воины. Когда эти слуги и воин пришли от Корнилия к Петру, он их встретил и угостил: «Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. Тогда Петр, пригласив их, угостил» ( Деян.10:21–23 ). Писание называет воинов благочестивыми и молящимися. Апостол Петр, встретив их, не стал упрекать и осуждать за участие в воинской службе; он не сказал, что надо откупиться (что случалось у «Свидетелей Иеговы») и уйти от своих обязанностей. Он угостил их, то есть отнесся со всем теплом и радушием. В итоге Петр крестит весь дом Корнилия, а значит признает его достойным звания христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Мы видим, что Божественная благодать не действует в человеке насильственно, против воли его, и что нам нужно, со своей стороны, всячески трудиться над нашим спасением. Но тогда и речи нет о предопределении безраздельном (или абсолютном). Говоря о предопределении Божием (см.: Рим. 8:29 и близкие по смыслу места: Лк. 10:20; Деян.2:23; Еф.1:9, 11; Кол. 1:26), Писание везде подразумевает предведение Божие о жизни и делах человека, от которых зависит его спасение или осуждение. Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу , – говорит апостол. – Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:28–30). Нам открыто, что на Последнем суде каждый будет судим соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10; см. также: Мф. 7:21; 16:27; 20:16; 25:24–46; Ин. 3:36; 6:47, 54; 1 Петр. 1:10; Рим. 2:6–11; 8:17; 1 Кор. 3:8; 2 Тим. 2:20). Священное Писание подтверждает это учение и косвенно. Так, в нем часто повторяется, что Бог хочет не смерти, но спасения грешника (см.: Иез. 18:23; 33:11; 2 Петр. 3:9; Рим. 3:29–30; 1 Кор. 8:6; Еф. 4:6;  1 Тим. 2:4), что все люди призваны к спасению (см.: Мф. 28:19; 1 Петр. 3:9; Рим. 10:18; 2 Кор. 5:15;  1 Тим. 2:6 и др.) и что Бог умножил благодать Свою, дабы она безмерно превзошла грех, открывая всем путь к спасению (см.: Ин. 3:16; Рим. 5:15). А о том, что Церковь всегда держалась такого учения о предопределении, читаем у святых отцов: – Священномученик Ириней Лионский († 202): «Бог, наперед знающий все, приготовил для тех и других приличные жилища: тем, которые ищут света нетления и к нему прибегают, Он милостиво дарует желаемый ими» – Святитель Иоанн Златоуст († 407): «Не за добрые только дела бывает это (избрание), но по любви (к нам), и не по одной любви, но и за нашу добродетель. Если бы достаточно было одной любви, тогда все должны были бы быть спасены; если же, с другой стороны, достаточно нашей добродетели, то излишне было бы явление Его (Сына Божия) в мире и все домостроительство

http://pravmir.ru/o-nashem-spasenii-dial...

Опасное влияние лжеучения на нравственную жизнь его последователей, а также и малоазийских христиан, засвидетельствованное посланиями Апостола Павла к Тимофею, особенно яркими чертами изображено во втором послании Апостола Петра, написанном около того же времени к пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии ( 1Пет.1:1 ; ср. 2Пет.3:1 ). Апостол Петр изображает врагов чистого христианства такими чертами: среди христиан появятся лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель; многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении. Из любостяжания они будут уловлять льстивыми словами. Они идут в след скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших; они подобны бессловесным животным, водимым природою; они полагают удовольствие во вседневной роскоши, срамники и сквернители, наслаждаются обманами своими, пиршествуя с верными. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души. Произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Они обещают свободу, будучи сами рабы тления ( 2Пет.2:1–3, 10, 12–14, 18–19 ). Это «наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» ( 2Пет.3:3–4 ). Апостол Петр начинает речь о лжеучителях, как будущем явлении ( 2Пет.2:1–2, 3:3 ); но в то же время речи хулителей он приводит в прямой форме, в высшей степени характерной ( 2Пет.3:4 ), – очевидно, они взяты из современной жизни; на это указывает также и praesens в дальнейших словах: «думающие так не знают» ( 2Пет.3:5 ). Таким образом, Апостол видит пророчество по крайней мере отчасти исполненным в определенных лицах и явлениях настоящего. Настойчивые предостережения читателей против обольщающей силы речей лжеучителей показывают, что Апостол Петр ожидает и даже отчасти видит не проникновение в общество верующих только различных вредных идей, но выступление определенного рода лжеучителей, которые с безнравственной теорией (хитросплетенные басни – 2Пет.1:16 ) и практикой соединяют пренебрежение и издевательства над пророчествами о втором пришествии Господним и суде. Несомненно, в мнимом неисполнении обетований Божиих они искали оправдания для своей безнравственной жизни. Это извращение теоретического и нравственного христианского учения было тем опаснее, что оно пыталось прикрыться авторитетом Апостола Павла ( 2Пет.3:15–16 ). Таким образом, должно признать за несомненное, что к концу жизни Апостола Павла и к началу деятельности Апостола Иоанна в Малой Азии, именно здесь, к искажению христианства со стороны иудействующих присоединилось и языческое извращение Евангелия 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

любовь основаны на «надежде (δι τν λπδα) на уготованное... на небесах» (Кол 1. 5), в то время как неверующие живут, не имея такой Н. (λπδα μ χοντες - Еф 2. 12). Христиане призваны «к одной надежде (ν μι λπδι)» (Еф 4. 4); эта «надежда призвания» (λπς τς κλσεως) - ожидание богатства «славного наследия», к-рое Бог уготовал «для святых» (Еф 1. 18). Христианину следует уповать (λπικναι) «не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим 6. 17). Н. верующих, «надежда наша ( λπς μν)»,- Сам Господь Иисус Христос (1 Тим 1. 1); «блаженное упование ( μακαρα λπς)» - Н. на «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2. 13). Верующих в Иисуса Христа Бог возродил «из мертвых к упованию живому (ες λπδα ζωσαν)» (1 Петр 1. 3). Видевшие славу Воскресшего из мертвых будут иметь «упование (λπδα) на Бога» (1 Петр 1. 21). Это упование должно стать основой проповеди и ответом на вопрошания людей, не просвещенных еще светом веры: «...будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчетав вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр 3. 15). Христиане, «дети Божии», знают, «что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть». Эта Н. важна для самого человека: «...всякий, имеющий сию надежду (λπδα τατην) на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин 3. 2-3). В Послании к Евреям Н. придается особое значение: она «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр 6. 18-19); верующим следует неуклонно исповедовать свою Н., «ибо верен Обещавший» (Евр 10. 23). Христиане составляют дом Божий, если только твердо сохраняют «дерзновение и упование (λπς)» (Евр 3. 6); посредством «лучшей надежды (κρεττονος λπδος)», к-рая дарована людям благодаря пришествию в мир Христа, священника по чину Мелхиседека, «мы приближаемся к Богу» (Евр 7. 19) Н. в христианской традиции О христ. Н. в Свящ. Писании говорится: «…закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр 7.

http://pravenc.ru/text/2564604.html

Oc. 2:23. И посею ее для себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «Ты Мой народ», а он скажет. «Ты мой Бог!» 2. Ветхозаветные обетования Израилю переходят на Церковь Христову, призванную из язычников ( 1Петр. 2:9 – 10 ). См. комментарий блж. Феофилакта на 1Петр. 2:9 – 10 3. Соотношение царственного священства всех христиан и пастырского служения в Церкви, Апостол Петр. обращает свой призыв (2:4 – 10 и след.) ко всем христианам. Но отдельно он говорит о священниках – пастырях, которые должны подавать пример стаду, руководить верными; остальные должны оказывать им послушание ( 1Петр. 5:1 – 5 ) V. О сошествии Господа во ад (3:18 – 20; 4:6) 1. Кому проповедовал Спаситель в аду (3:19 – 20)? 2. Плоды благовестия в аду (4:6)? (См. приложение 5) VI. Смысл страданий по 1 Петр. (1:6 – 11; 2:19 – 24; 3:13 – 19; 4:1 – 3, 12 – 19) 1. Польза от страданий (=Искушений) – возрастание в вере (1:6 – 11) ....Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота ( 1Петр. 1:7 ) 2. Терпение несправедливых скорбей, по примеру Самого Христа – признак стояния христианина в благодати (2:19 – 24; 3:16 – 19; 4:12 – 14) Ибо это благодать, если кто по совести ради Боа переносит скорби, страдая несправедливо ( 1Петр. 2:19 ) – перевод еп. Кассиана 3. Скорби – лекарство от страстей (4:1 – 3) Страдающий плотью перестает грешить ( 1Петр. 4:1 ) 4. Блаженство гонимых за само имя «христианин» (3:13 – 17; 4:15 – 19) Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас ( 1Петр. 4:14 ) Отношение христиан к властям (2:13 – 3:7) 1. Иерархия в человеческом обществе – это Божественное установление (2:13) а) иерархия в государстве (2:13 – 17) б) господа и рабы (2:18 – 20) в) иерархическое устройство семьи (3:1 – 7) 2. Лояльность к власти и семейные добродетели – апология христиан среди языческого мира. ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей (2:15) жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (3:1 – 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сообразно с поводом и целью послания, содержание его составляют: увещания к святой жизни, сообразной с величием дела искупления и высокого призвания христианского ( 1Петр.1:1–12; 1:13–2:10 ); правила поведения среди язычников ( 1Петр.2:11–4:19 ); увещания, относящиеся к церковно-общественной жизни христиан, готовых подвергнуться гонению ( 1Петр.2:11 – 4:1–19 ) и наконец некоторые особенные наставления пресвитерам ( 1Петр.5:1–5 ) и всем вообще членам Церкви ( 1Петр.5:6–11 ). Изображая величие христианства и счастье быть призванным в него, Апостол Петр говорит, что избрание это совершается по предведению Бога Отца, при освящении от Духа и через окропление Кровью Иисуса Христа ( 1Петр.1:1–2 ); что Бог возродил нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, готовому открыться в последнее время (3–5). Далее он говорит, что к сему спасению относились предсказания пророков, и что в тайну спасения не могли проникнуть Ангелы (10–12). Воссылая за все это хвалу Богу (3), Апостол Петр приглашает христиан радоваться их великому счастью, несмотря на скорби от искушений, так как испытанная вера может привести их к большей чести и славе в явление Иисуса Христа (6–7), и потом заключает: «темже, возлюблении, совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым» (13), и затем увещает пребывать в святости, как прилично христианам, детям Святого Небесного Отца и Судии (17), искупленным Кровью Христовой и возрожденным словом живого Бога, глагол Которого пребывает во веки (23–25). Во 2-й главе Апостол Петр также изображает высоту христианского звания и потом призывает к достойному прохождению его. Назвав христиан новорожденными от Бога младенцами, которым следует возрастать через потребное питание, Апостол говорит, что они, соединяясь со Христом, как живым камнем, который сделался главою угла, устрояют из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы ( 1Петр.2:2–8 ), и потом продолжает: «вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Петр.2:9–10 ). Выводя отсюда заключение, он взывает: «возлюбленные! прошу вас удаляться от плотских похотей и провожать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога» (11–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   Простите, матери, стоит моя работа — здесь, помолитесь за меня — там...) Зде чтем в четверток пятыя седмицы Житие преподобныя, вторую статию.    Иосиф Флавий. Иудейские древности. 5, 10, 3. Т. 1. С. 259.     «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься»:    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XL, 6, 405. С. 487.    Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 333.     «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий»:    Быт.19:14—23 (см. выше прим. 700 к Песни 2).    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XL, 6, 404. С. 486—487.    Ксанфопулы, 73; 98/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 491, 456.    Исаак Сирин. Беседа 30, 3, 13.    Ксанфопулы, 93/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 486.    Григории Синаит. Главы о безмолвии и о дву образех, 7; 11/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 224, 228; Он же. О безмолвии, 5/Там же. С. 236; Ксанфопулы. 94/Там же. С. 487.    Нил Синаит. Разные главы. С. 367.    Петр Дамаскин, II, 8/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 200.    «Безчинна суть вся бесовская» (Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 168).    Евагрий. От трезвенных глав, 5/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 523.    О Авве Филимоне/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 584; Петр Дамаскин, I/Там же. С. 95, 108 — со ссылкой на святого Максима; Ксанфопулы, 15/Там же. Т. 1. С. 375; Григорий Синаит. Главы о безмолвии и о дву образех, 7; 11/Там же. С. 224, 228.    Макарий Египетский, 62, 1; 1, 10, 2; Исаак Сирин, Слово 14. С. 59. Ср.: «Если же для милостыни пожелаешь больше заняться делом, то знай, что молитва в чине своем выше милостыни, а если ради телесных потребностей, то, если ты не ненасытен, к удовлетворению нужд твоих достаточно с тебя и того, чем наделяет тебя Бог» (Исаак Сирин. Слово 30. С. 138—139; ср.: Антоний Великий, 88/Добротолюбие славянское. Т. 1, 28). Если же монах не может, трудясь, отвлечься от излишних попечений, то лучше ему передать попечение о себе тем, кто на это уполномочен, как сделал это, например, авва Филимон, «попечение о себе предавше строителю Лавры» (О Авве Филимоне/Там же. Т. 2. С. 581), а лучше всего — возложить его на Господа (Петр Дамаскин, II, 5/Там же. С. 189).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

22-23); «...епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен… тих, миролюбив...» (1 Тим 3. 2-3); описания, посвященные таким Д., как вера и любовь, к-рым ап. Павел уделяет исключительное внимание (Евр 11; 1 Кор 13). На связь Д., на их единство и различия указывает ап. Петр. Он призывает христиан удалиться «от господствующего в мире растления» и явить «в вере... добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Петр 1. 3-7). Многообразие Д. в апостольских Посланиях сводится к 4 основным категориям, таким как божественные Д. Христа - совершенство, величие, благость, могущество, ведение, милосердие, сострадательность, долготерпение, кротость, благоволение, милость, премудрость, обнищание, жертвенность, терпение, любовь; Д., включенные в контекст апостольского аскетического учения, предполагающего отложение прежнего образа жизни (Еф 4. 22), совлечение «ветхого человека с делами его» (Кол 3. 9), удаление «от растления похотью» (2 Петр 1. 4), распятие плоти «со страстями и похотями» (Гал 5. 24) и облечение «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4. 24). Д. этой категории - благоразумие, воздержание, рассудительность, опытность, благочиние, бдение, пост, труд, чистота, совершенство, целомудрие, девство , непорочность, терпение, умерщвление земных членов (т. е. страстей), умирание со Христом для стихий мира, непреткновенность, покаяние, обновление, ревность по Боге, честь, верность, постоянство. Претворяя эти Д. в личную жизнь, человек должен возрастать «в мужа совершенного, в меру полноты возраста Христова» (Еф 4. 13); Д., являющиеся основным предметом апостольского нравственного учения,- великодушие, справедливость, благотворительность , братолюбие, гостеприимство, общительность, благоволение, заботливость, честность, искренность, любезность, почитание, терпение, поддержка слабых, искание добра друг другу, усердие, странноприимство, угождение, услужливость, участие, твердость, благоразумие, уважение, снисходительность, щедрость, радушие, смелость, трудолюбие, долготерпение, единомыслие, кротость, молчаливость, увещание, назидание, нежность, сострадательность, повиновение, миролюбие, умение прощать, смирение, дружелюбие, милосердие. Воплощение этих Д. в нравственном поведении и в общении с людьми является основной этической задачей деятельной жизни человека по примеру абсолютной благости Небесного Отца, ибо люди, будучи Его творением, «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил... исполнять» (Еф 2. 10);

http://pravenc.ru/text/178658.html

в) святой Апостол Павел называет верующих храмом Бога: разве не знаете, что вы храм Божий ( Θεο ) , и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16), а спустя несколько называет их храмом Святого Духа: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога (1 Кор. 6:19); г) Апостол Петр свидетельствует, что никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петр. 1:21), а Апостол Павел говорит, что все Писание богодухновенно (2 Тим. 3:16). «Почему же, спрашивает святой Василий Великий, Дух Святой не Бог, когда писание Его богодухновенно?» 2) Божеское естество, равенство и единосущие со Отцом и Сыном. а) Божеское естество. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Иоан. 15:26). «Словами: Который от Отца исходит , замечает блаж. Феодорит, Спаситель засвидетельствовал. что Отец есть источник Святого Духа, и не сказал: изойдет или произойдет, но: исходит , дабы показать, что естество Их одно и тоже, что существо Их несекомо и нераздельно, и что Лица соединены между собой. Ибо, что происходит, то не может отделяться от того, из чего оно происходит.» б) Равенство со Отцом и Сыном. Это видно: аа) из заповеди о крещении: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28:19), где Дух Святой поставляется совершенно наравне со Отцом и Сыном; бб) из слов святого Апостола: дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу..., все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12:4—7 и 11), где действие Святого Духа поставляется совершенно наряду с действием Господа Иисуса и Бога Отца ; вв) из сравнения разных мест Писания, упоминающих о всех трех Божеских Лицах, но в различном порядке, так что иногда на первом месте стоит имя Отца, на втором — Сына, на третьем — Святого Духа (Матф. 28:19); иногда — на первом имя Отца, на втором — Святого Духа, на третьем — Сына (1 Петр. 1:2); иногда на первом — Сына, на втором — Отца, на третьем — Святого Духа (2 Кор. 13:13), иногда же, наконец, на первом имя Святого Духа, на втором — Сына, на третьем — Отца (1 Кор. 12:4—6), — чем еще более показывается равенство всех Их по достоинству.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010