Когда-то Иисус отверг искушение диавола, который говорил Ему: «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» ( Мф. 4:6 ). Именно потому, что Он Сын Божий, Он не поддался искушению. Сейчас Иисус говорит о помощи ангелов как заведомо неприемлемом для Него варианте развития событий. Несмотря на все внутренние борения, Он хочет умереть за людей, и это желание перевешивает в Нем любые человеческие чувства, страхи, переживания. 6. Отречение История отречения Петра занимает особое место в Евангелиях. По сути, это единственный эпизод во всей евангельской истории, где в центре внимания оказывается не Иисус, а Его ученик. Значимость этой истории обусловлена прежде всего тем духовно-нравственным посылом, который она в себе заключает. Если раньше Петр спрашивал, сколько раз прощать согрешившему, имея в виду кого-то другого, то в этой истории Петр сам оказывается в роли согрешившего, нуждающегося в прощении. Об отречении Петра рассказывают все четыре Евангелиста, но только Иоанн повествует о том, каким образом Петру удалось проникнуть во двор первосвященника: За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра ( Ин. 18:15–16 ). Под безымянным учеником, неоднократно упоминаемым в Евангелии от Иоанна ( Ин. 13:23; 18:15; 19:26–27 , ср. 19:35; 20:2, 3–4, 8; 21:7; 21:20–21, 23–24), следует понимать самого Евангелиста. О том, что «другой ученик», он же «ученик, которого любил Иисус», есть не кто иной, как сам Иоанн, свидетельствуют как внутренние данные четвертого Евангелия, так и многовековая церковная традиция, и современная наука не нашла убедительных доводов, чтобы опровергнуть эту атрибуцию 125 . Иоанн Златоуст видит в «другом ученике» того недостающего свидетеля, с чьих слов история отречения Петра стала известной 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Апостол, нисколько не умаляя избранничества иудеев, в известном смысле уравнивает здесь иудеев и язычников как одинаково нуждающихся в спасении и призванных к нему. Это природное равенство пред Богом раскрывается в истории призвания языков через Петра в лице Корнилия сотника и присных его ( Деян. 10–11 ). О Корнилии говорится, что он «был благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (10, 2). Он имел явление ангела Божия, возвестившего ему: «молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (10,4). И сам Петр говорит Корнилию: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе» боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (10, 34–35). Это новое приравнивание иудеев и языков на путях правды и богослужения получает здесь уже харизматическое подтверждение: именно «когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слышавших слово» (10,44), так что все присутствовавшие из обрезанных вместе с Петром изумились, что «дар Св. Духа излился и на язычников» (10, 45). И это совершилось до крещения и от него независимо, 297 так что Петр мог лишь засвидетельствовать: «кто может запретить креститься водой тем, кто, как и мы, получили дары Духа Св.»? (10, 47), и на это же он указывает в своем отчете об этом событии пред апостолами и братией (11, 3–8). И то же в речи своей на Апостольском соборе Петр свидетельствует: «Сердцеведец Бог дал им свидетельствовать, даровав от Духа Св., как и нам, и не позволил никакого различия между нами и ими, верою очистив их сердца» (15, 8–9). Эта доступность Духа Св. для избранных язычников представляет факт величайшей догматической важности. 298 И такой же догматической важности факт представляет собою вообще призвание язычников и основание церкви языков, которое положено повелением Божиим старейшему апостолу Петру и совершено трудами апостола языков, иудея из иудеев, апостола Павла. Знаменательно, что книга Деян., которая содержит в себе повествование о возникновении новозаветной церкви действием Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

7) На это нужно, во–первых, ответить, что, когда жил Энох, тогда еще не было ни обрезания, ни крещения, почему он спасся одной верой в Бога ( Евр. 11:5 ). Когда же Бог установил для ветхозаветных людей обрезание, а для новозаветных – крещение, то как без обрезания нельзя было в Ветхом Завете спастись ( Быт. 17:9–14 ), так без крещения в Новом ( Ин. 3:5 ). Во–вторых, Энох перед кончиной мира явится опять на землю вместе с Илией ( Мал. 4:5 ), и оба они снова умрут, приняв за имя Христово крещение кровью, чтобы потом воскреснуть уже для вечной жизни (От. 11:3–12). В–третьих, ссылаться на пример Эноха сектанты могли бы только тогда, если бы они за свою веру и жизнь живыми брались на небо, но ведь этого ни с кем из них еще не случилось и, конечно, никогда не случится. 8) Истинное крещение (говорят так скопцы) это – не водное крещение, а огненное, т. е. оскопление: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мной сильнее меня; я не достоин понести обувь его: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф. 3:11 ). 8) Это изуверное учение ясно и решительно опровергается самим Св. Писанием, которое относит эти слова к сошествию Св. Духа на Апостолов в день Пятидесятницы в виде огненных языков: «И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» ( Деян. 2:1–4 ). Так понимает слова Христа о крещении огнем и апостол Петр: «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водой, а вы будете крещены Духом Святым» ( Деян. 11:16 ). 9) Под водой в крещении нужно разуметь благодать Св. Духа (говорят хлысты): кто получил Св. Духа, тот и крестился; «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин. 7:38–39 ). 9) Да, здесь образно, или приточно, Христос называет благодать Св. Духа водой. Но мы знаем из Писания, что люди и после того, как получали благодать Св. Духа, все–таки должны были креститься в воде для прощения грехов. Христос не учил, что достаточно родиться только от Духа, а «от воды и Духа» ( Ин. 3:5 ). Значит, вода – одно, а получение Св. Духа – другое. Так и ап. Петр учил: «покайтесь, говорил он, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2:38 ). «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех слушавших слово... тогда Петр сказал, кто может запретить креститься водой, тем, которые, как и мы, получили Святого Духа»? «И велел им креститься во имя Иисуса Христа» ( Деян. 10:44–48 ). Из приведенных мест Св. Писания ясно видно, что человеку нужно «родиться от воды и Духа», то есть принять водное крещение «во имя Иисуса Христа для прощения грехов» и потом уже получить благодать Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» — как мы уже это видели, для первых христиан, не исключая и самих Апостолов, храм Иерусалимский продолжал оставаться святым местом, куда они по-прежнему в определенные для того часы собирались на молитву. Ко времени Христа Спасителя и Апостолов окончательно были установлены в храме троекратные общественные молитвы, которые были приурочены к часам третьему, шестому и девятому , что соответствовало нашим 9-ти часам утра, полудню и 3-м часам дня. Первый и последний совпадали с узаконенным утренним и вечерним жертвоприношением. Следы этой троекратной молитвы встречаются в иудейской истории давно: пророк Даниил в Вавилонском плену ежедневно трижды преклонял колена (Дан. 6:10)  ; в одном из псалмов Давидовых указывается на молитву вечером, утром и в полдень (54:18)  . «И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма» — хромому этому было уже лет более сорока (Деян 4:22), почему чудо это особенно поразительно. Господь исцелил однажды слепого от рождения, святой Петр исцеляет хромого от рождения, чем сбывается обетование Господа, что верующий в Него сотворит такие же дела, какие Он Сам творил (Ин 14:12)  . Хромой сидел при дверях храма, называвшихся — «Красными». Это название, нигде больше не встречающееся, объясняется особенной красотой или великолепием этих ворот храма сравнительно с другими. Вероятно, это были главные восточные ворота, ведшие во двор язычников, которые и Флавий описывает, как самые красивые. По общераспространенному во все времена обычаю этот хромой просил милостыню у входящих в храм на молитву. Когда Апостолы Петр и Иоанн проходили перед ним, он и к ним обратился с обычной своей просьбой. «Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас» — примечательно это взаимное напряжение взглядов между хромым и Апостолами: это было как бы взаимное приготовление к чуду. Апостолы всматривались в убогого полным Христовой любви и сострадания взглядом и привлечением на себя взгляда хромого хотели узнать, насколько он духовно восприимчив, а вместе с тем хотели заставить его внутренне сосредоточиться, возбудить в нем веру и надежду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Вера определяет себе, что хочет, согласно словам святого Амвросия: " Вера имеет постольку, поскольку (человек) верует " . Кто мало верует, тот мало и получает. Кто же больше верует, тот и получает больше. Кто верует, что в нем совершится Промысл Божий, это будет; кто же не верует - не будет. Если кто, усердно и прилежно молясь, верует, что молитвы его слышит Бог, то, действительно, Он и слышит, а кто не верует, того не слышит. Если кто верует, что получит то, чего просит, то получит это, если же не верует - не получит. " Вера имеет столько, сколько (человек) верует " . Итак, каждый может избирать себе, чего хочет получить из рук Господних, ибо все благое, все дорогое, все самое желанное - в руках Его. Хочет ли кто долго жить: " долгота дней в деснице Его " . Хочет ли быть богатым и славным, " в шуице Его богатство и слава " . Хочет ли великого могущества и великой власти, " десница Господня высока, десница Господня творит силу " (Пс. 117, 16). Но все это-временные блага; лучше же искать вечных благ, чем временных. Ибо о временных в одном месте говорится так: " Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений " (Иак. 4, 3). Здесь я напомню случай со святым Петром. Святой Петр некогда захотел быть чудотворцем прежде времени, хотел ходить по водам, когда еще вера у него была скудна. Он молил Господа: " Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде " (Мф. 14, 28). Внемлем, чего просит Петр. Он просит о неугодном, временном, действенном только до тех пор, пока он не дойдет до Иисуса. Но Господь по его просьбе повелевает ему и попускает это: " И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде " (Мф. 14, 29). Святой Петр! Не ищи меры выше себя: лучше с другими апостолами быть в ладье. Зачем ходить по водам, если ты и в ладье можешь приблизиться к Иисусу? Если же ты дерзнул и утвердился ногами на воде, то не сомневайся и не бойся, но иди с верой, как и те, о которых говорит святой Павел: " Верою перешли они Чермное море, как по суше " (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

43) О Сем все пророки засвидетельствовали, что получит прощение грехов именем Его всякий, кто верует в Него». 44) Еще когда Петр говорил слова сии, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. 45) И изумились верующие из обрезанных, что пришли с Петром, что и на язычников благодать Духа Святаго излита. 46) Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. 47) Тогда ответил Петр: «Неужели кто-либо может возбранить воду, чтобы не крестились те, которые получили Духа Святаго, как и мы?» 48) И велел крестить их во имя Иисуса Христа. Тогда они умоляли его, чтобы пробыл у них несколько дней. Глава XI 1) Услышали же Апостолы и братия, которые были в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. 2) Когда же Петр восшел в Иерусалим, спорили с ним [те], которые от обрезания, 3) говоря: «Почто ты вошел к мужам, имеющим крайнюю плоть, и ел с ними?» 4) Начав же, Петр пересказывал им по порядку, говоря: 5) «Я был в городе Иоппии, молясь, и в исступлении ума видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большая скатерть, за четыре угла спускаемая с небес, и шел даже ко мне. 6) В него же посмотрев, я всмотрелся и узрел четвероногих земных, и зверей, и пресмыкающихся, и птиц небесных. 7) Услышал же я и глас, говорящий мне: «Встань, Петр; заколи и ешь». 8) Я же сказал: «Никоим образом, Господи, ибо ничего общего или нечистого никогда не входило в уста мои». 9) Отвечал же мне голос вторично с неба: «Что Бог очистил, [того] ты не называй общим». 10) Сие же свершилось трижды, и снова все было взято на небо. 11) И вот, тут же три мужа предстали перед домом, в котором я был, посланные из Кесарии ко мне. 12) Сказал же мне Дух, чтобы я шел с ними, нисколько не сомневаясь. Пошли же со мною и шесть братьев сих, и мы пришли в дом [того] мужа. 13) Он же рассказал нам, каким образом он видел Ангела в доме своем, ставшего и сказавшего ему: «Пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; 14) он же скажет тебе слова, которыми спасен будешь ты и весь дом твой». 15) Когда же начал я говорить, ниспал Дух Святый на них, как и на нас вначале.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

По мере расширения Церкви общины стали возникать вне Иерусалима. Для этих общин участие в храмовом богослужении было с самого начала исключено, и их молитвенная жизнь строилась исключительно вокруг евхаристических трапез, возглавляемых апостолами или теми, кому апостолы это поручали. Важным этапом в жизни Церкви стало принятие в нее первого обращенного из язычества. Таковым, согласно книге Деяний, стал римский сотник Корнилий, живший в Кесарии. Крещению Корнилия предшествовало видение Петра, которому было явлено отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо ( Деян. 10:11–16 ). Как мы указывали в книге об апостоле Петре, 22 смысл этого видения – отнюдь не в отмене ветхозаветных предписаний касательно нечистой пищи. Различные животные, пресмыкающиеся и птицы – символы людей, которых иудеи считали нечистыми. Видение должно было подготовить Петра к новому роду миссии: ему предстояло войти в дом язычника, общаться с ним и его семьей. И Петр должен был внутренне и психологически освободиться от представления о язычниках как людях, соприкосновение с которыми является источником осквернения. Петр отправился в Кесарию и крестил Корнилия вместе со всем его домом. Однако в Иерусалимской общине это событие вызвало переполох. На Петра набросились с упреками – не столько за то, что он крестил римского сотника, сколько за то, что он садился за один стол с язычниками. Будучи воспитаны в строгих иудейских традициях и продолжая их придерживаться, иерусалимские христиане усмотрели в общении Петра с язычниками серьезное отклонение от вероучительной ортодоксии. О том, что иудеи не садятся за стол с язычниками, было известно всем. У язычников этот обычай вызывал негодование. В 3-й книге Маккавейской рассказывается о том, как против иудеев был распущен слух, «что эти люди не допускают общения трапезы ни с царем, ни с вельможами, что они завистники и великие противники государства» ( 3Мак. 3:4 ). Римский историк Тацит утверждает, что иудеи «ни с кем не делят ни пищу, ни ложе», то есть не садятся за стол с представителями иной веры и не вступают с ними в брак. 23

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Подобные же слова сказаны были Петру в Мф.16:19 и имеют тот же смысл. Вместо «что» ( ) Мф.16:19 здесь σα – также средний род и указывает на действия, а не на лица. Мф.18:19 .  Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, Сила учеников и вообще всех верующих основывается на внутреннем духовном единении общины между членами ее ( συμφωνεν) и с Богом. Мф.18:20 .  ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. В кодексах D, Сиро-синайском и у Климента Александрийского этот стих приводится в отрицательной форме: «ибо нет двух или трех собранных во имя Мое, у которых (близ которых) Я не был бы (Я не есмь) среди них». Здесь указывается на церковный minimum. Христос истинно присутствует среди людей даже тогда, когда двое или трое из них собираются во имя Его. Мф.18:21 .  Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? (Ср. Лк.17:4 ). Вопрос Петра не имеет близкой связи с речью Христа в стихах 18–20, но имеет связь со стихами 15–17. Христос, по-видимому, окончил теперь Свою речь. Слова Его о прощении обид ближним побудили Петра попросить у Него дальнейших разъяснений. Предлагая вопрос, Петр, как можно думать, знал о существовавших в то время у иудеев обычаях и мнениях относительно прощения обид. «Человеку, согрешающему против другого, однажды прощают, во второй раз прощают, в третий раз прощают, но в четвертый раз не прощают». Таково часто цитируемое изречение Вавилонского Талмуда (Иома, л. 86, 2), которое подкреплялось Иов.33:29–30 ; Ам.1:3 и др. Петр хочет, очевидно, стать выше современных ему книжников и увеличивает количество прощений почти вдвое, до семи. Мф.18:22 .  Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. Спаситель опровергает мысль Петра сначала кратким замечанием. Если Петр думал, что нужно прощать ближнему до семи раз, может быть, каждый день в течение целой недели, – то Господь говорит, что прощать нужно «до седмижды семидесяти» ( ως βδομηκοντκις πτ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он говорит им; а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отличавшийся от прочих Апостолов особенною горячностью и решимостью духа, один, предваряя их, исповедал Христа новым исповеданием христианским: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго». И за такое твердое и решительное исповедание Господь не только похваляет его, но и ублажает: «блажен ты, Симон, сын Ионин», сказал Он Апостолу, «потому что не плоть и кровь (не люди и не твой разум) открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». За сим в награду за первое и новое исповедание Христа Петр один, преимущественно пред другими Апостолами, услышал от Христа новое слово о Церкви и на первоначальном всеобщем Камне основания – Христе ( 1Петр. 2:4 ), положен первым из последующих, меньших камней основания, то есть Апостолов ( Еф. 2:20 ). «И Я говорю тебе, сказал ему Господь, «ты Петр и на сем камне (на камне веры твоей и исповедания) 21 , Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царства небесного», говорит наконец ему Господь ( Мф. 16:13–19 ). Царствием небесным, в ключари которого поставляется Петр, здесь, как и в других местах Евангелия ( Мф. 3:2; 4:17; 13:24 ), называется царство Господа благодатное, или Церковь Его, создать которую на камне Петровой веры и исповедания Он пред сим обещал. Церковь земная называется царством небесным потому, что глава Церкви Господь Иисус есть Царь не земной, а небесный, и потому что члены Церкви, живя на земле, должны приготовлять себя к небу. – Как понимать надобно вручение Апостолу Петру ключей от царства небесного, или Церкви? По обычаю древних народов, и в частности еврейского, вручение ключей служило знаком вручения кому либо власти над домом ( Ис. 22:22 . Ап. 3:7). Сообразно с сим и образное выражение Спасителя: «и дам тебе ключи царства небесного» надобно понимать в смысле вручения Апостолу Петру власти отверзать и заключать вход в сие царство, принимать в общение с Церковью и отлучать от неё. Но с этою властью необходимо соединяется другая, – власть вязать, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На этот вопль сознающих свою виновность грешников, апостол Петр отвечает: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа». Апостол Петр дает своим слушателям тоже наставление, каким Иоанн Предтеча в пустыне приготовлял Иудеев к вере в Иисуса Христа ( Мф.3:2 ). Тем же наставлением начал свою проповедь и сам Иисус Христос, как сказано у Евангелиста: Оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царство небесное ( Мф.4:17 ). По воскресении из мертвых, Господь сказал Апостолам: яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянью и отпущенью грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима ( Лк.24:47 ). Покайтеся. Как бы так говорил Петр Иудеям: сознайте ваше заблуждение, сознайте великий ваш грех тот, что вы отвергли обещанного вам Спасителя Иисуса Назорея, оклеветали Его и предали на поносную крестную смерть; веруйте теперь, что Он есть Господь и Царь неба и земли, и Спаситель всех людей; сознайте все ваши грехи, и ищите в Нем спасения. Как этого достигнуть? И да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов. И каждый из вас крещением да засвидетельствует свою веру в Иисуса Христа, и будет последователем Его, чтобы силою заслуг Его, получить вам отпущение своих грехов. Или, пусть каждый из вас, приняв крещение в Иисуса Христа, будет истинным последователем Его, чтобы, по Его заслугам и ходатайству, отпущены были вам грехи ваши, и тот великий грех, что вы предали на смерть своего Спасителя и Царя, и все другие грехи. Иудеи слышали о крещении Инновом и, может быть, некоторые или многие из слушателей апостольской проповеди крестились крещением Инновым; но Петр требует иного крещения, крещения во имя Иисуса Христа. Крещение Инново было только приготовлением к вере в Иисуса Христа, было выражением готовности к принятью приближающегося царства Божия, но не сообщало благодатных даров сего царства; а крещение, установленное Иисусом Христом и свидетельствующее веру в Иисуса Христа, освобождает крещаемого от всех грехов, и приобретает ему благодатное благословение Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010