1) Древнейшим пророком-писателем считается Авдий, написавший книгу в одну главу, под впечатлением идумейского нашествия на Иудею (889–880 г. до Р. Хр.). Предсказывая идумеянам наказание от Бога за их братоненавистничество, пророк провидит будущее спасение от Сиона всех народов и наступление царства Божия (17–20 ст.) 2) Преемником Авдия был пророк Иоиль. Поводом для его пророчеств послужило нашествие саранчи на Иудею, картинно им описанное в начале книги (1 и 2 гл.), но от несчастий, постигших Иудею, вдохновенный взор Иоиля переносится к будущему «излиянию Духа Святаго на всякую плоть» (2:28–31), когда «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (2:32). Этим пророчеством Иоиля ап. Петр в день Сошествия Св. Духа на Апостолов убеждал евреев к вере во Христа ( Деян.2:28–31 ). 3) Ясным доказательством всемирной исторической миссии В.З. пророков может служить божественное посланничество пророка Ионы в Ниневию для проповеди о покаянии «Бог всем человекам хощет спастися и в разум истины приити» ( 1Тим. 2:4 ), и Спаситель покаявшихся через проповедь Ионы ниневитян поставил в пример иудеям (Ев. Мф.12:41), а трехдневное пребывание Ионы во чреве кита истолковал, как прообраз Своего пребывания в недрах земли и славного воскресения (Ев. Мф.12:40). 4) Последним пророком IX века до Р. Хр. был пастух из Фокейской пустыни Амос, посланный Богом для обличения несправедливых, роскошествующих и корыстных израильских правителей и их жен, алчных торговцев, недостойных самарийских священников, вовлекавших народ в идолопоклонство. Амос предсказывает опустошение царства, но выше этого наказания пророк считает лишение израильтян Слова Божия и Откровения, когда люди будут «истаявать» жаждою Слова Божия (8:12–14). От этих скорбных страниц мысль пророка устремляется к тому славному времени, когда «Бог восстановит разрушенную Давидову скинию и соберет в нее все народы» (9:9–14; ср. Д. Апост. 15:16–17; слова Ап. Иакова о призвании язычников в церковь ). 5) Преемником Амоса, пережившим последние годы политического существования царства израильского и самое его падение в начале VIII в. до Р. Хр., был пророк Осия. В большой сравнительно книге пророк обличает народ и его духовных и светских вождей в пороках и замене веры в Бога волшебством и язычеством.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

прот. Иоанн Козлов Антихрист § 1. Кто именуется антихристом а) 1 посл. Иоанна 2, 22 (зач. 71) ( 1Ин.2:22 ): «Кто есть лживый, точию отметайяся, яко Иисус несть Христос; сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына». б) Киприан Карфагенский ч. I, п. 62, стр. 311–312 (a по 2 изд. 361). «Блаженный апостол Иоанн... всех отступивших от церкви и действующих против церкви, называл антихристами». в) Кириллова кн. л. 22 и об.: «Святии апостолы тогда, онех отступников и сводителей людей Божиих с собою антихристами нарицали, такоже и ныне всех еретиков и сводителей, антихристами, оному последнему служащимя разумей, иже от единыя святыя кафолическия соборныя апост. церкве греческия отступили». г) Иероним ч. 13, стр. 287, на прор. Наума гл. II. ст. 11–12 ( Наум2:11–12 ): «Петр говорил: супостат ваш диавол, аки лев рыкая ходит иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ), и львенок, то есть антихрист и все противныя учения, слово, враждебное Богу? Слышасте, говорит Иоанн, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози ( 1Ин.2:18 ), потому что столько есть антихристов, сколько есть ложных учений». д) Толковый Апостол, зач. 71, л. 196 и об.: «Дети последняя година есть, и яко же слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози Быша и от сего разумеваем, яко последний час есть. Толков.: Научив убо на дела благая волею Божиею и укрепив, учит и от времени, яко при дверех уже мира сего конец и се есть знамение, еже злоба умножитися. Приидет бо рече при кончине миру антихрист. Но сей уже явился есть в мире. предъидоша бо егο ереси его еже суть ему любовны и дружебны. Подобно убо и обои хулят на Христа еретицы и сын погибели». е) Златоуст сл. 95, л. 272 (a по Виленск. 295 об.): «Судяй бо чужия грехи, Христу противник есть, и антихрист наречется, яко суд Христов восхищает». § 2. Еретики или антихристы отличаются от последнего антихриста, который придет в конце мира а) Августин ч. 6, стр. 225–226: «Никто не сомневается, что апостол говорил это об антихристе ( 2Сол.2:1–12 ), и говорил, что день суда (ибо это его он называет днем Господним) не наступит прежде чем придет тот, кого он называет беглецом ( у Августина читаем : «яко аще не приидет беглец прежде» ч.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

104 С целью доказать, что один из последователей секты (Николай Поликарпов) действительно оскоплен, Петр Фадеев с некоторыми другими крестьянами задержал на улице и велел снять ему нижнее белье. Тот долго не хотел сделать этого, но был принужден к тому. И оказалось, что у него, по словам Фадеева, «ничего нет». 105 «Девушка испугалась этого «бога», показывала свидетельница – ребенок, затем бог этот явился у неё в доме и сбросил её с печки, с подушки на пол и вырвал из подушки пять мест, а девушка лежала на полу мертвая. А бог ушел за дверь и хлопнул дверью». 107 В качестве вещественных доказательств в суде были представлены следующие предметы: 1) большой печатный лист с заглавием «Два пути». 2) Картина, изображающая Спасителя, входящего в дом (?). В виньетках этой картины нарисованы голуби. 3) Три сученых или плетеных пояса. 4) Евангелие на русском языке, малого формата, с некоторыми отметками, – особенно из 19 гл. Ев. Матфея ст. 11–12, (стр. 53). 5) Изображение Иоанна Крестителя с барашком, подпись немецкая: «Kind Iohannes». 6) Платки крапчатые. 7) Изображение (картина) Иоанна Крестителя со сложенными руками в молитвенном настроении и с белым барашком. 1863 г. 8) Две тетради с хлыстовскими и скопческими стихами. В первой из них, между прочим, есть выражение: «знать жила я для тела, а не Бога и для прихоти своей». Во второй тетради находятся некоторые выдержки из сочинений И. Златоуста о воздержании и целомудрии и объяснение слов Апостола: оженившийся печется о жене и т. д. Затем указываются неудобства оженившемуся устроить свое спасение и восхваляется девство в самых ярких чертах: напр. «не рабствуйте плотскому вожделению, сохраните девственную красоту. Человеческая красота смрадом и гноем изъявит человеческие уды». «Девственницы – собеседницы Вышнего града». 9) Портрет женщины в черном платье и белом чепчике (не Акулины ли Ивановны, или, что же, Елизаветы Петровны?). 10) Длинные рубахи, употреблявшиеся при радениях. Читать далее Источник: Очерки тверского раскола и сектантства/Сост. магистр богословия Дмитрий Скворцов. - Москва : типо-лит. Д.А. Бонч-Бруевича, 1895. - IV, 116 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Называя апостолов «людьми крайне грешными», св. Варнава, очевидно, разумеет здесь их прежнюю жизнь, до призвания в апостольство и до излияния на них благодатных даров Духа Святого. И в этом случае мнение его вполне согласно с мнением о себе самих апостолов. Апостол Павел, напр., говорит о себе в послании к Тимофею (1-е. гл. I, ст. 1315), что прежде своего призвания в апостольство он был первым из грешников хулителем, гонителем и обидчиком, но что потом благодать Божия открылась на нем обильно, и он помилован для того, чтобы Господь И. Христос на нем первом показал все Свое долготерпение, в пример всем тем, которые будут веровать в Него. Точно также и апостол Петр торжественно, перед Лицом Самого Господа, признался, что он «человек грешный», и недостоин того, чтобы быть вместе со Спасителем ( Лк.5:8 .). И все вообще апостолы, можно сказать, выражаясь словами апостола Павла, только чудодейственною силою благодати Божией сделались тем, чем они были ( 1Кор.15:10 .). Наконец, чтобы подорвать подлинность послания св. Варнавы, указывают еще на некоторые неточности, которые встречаются в послании при описании некоторых иудейских обрядов, напр. в главах VII и VIII при описании обрядов жертвоприношения козлов очищения и красной непорочной юницы ( Лев.16 . и Числ.19 .). Но св. Варнава мог и не знать, с полнейшей точностью и до мельчайших подробностей, всех обрядовых постановлений Моисеева закона, что доступно и необходимо было только священным лицам иудейского народа. Св. Варнава, хотя и был левитского происхождения, но до своего обращения в христианство, по свидетельству предания, еще не был посвящен во все обязанности служения левитов. Неудивительно, после этого, если он допускает в своем послании некоторые неточности при описании разных священных обрядов Моисеева закона, такие неточности, которые вовсе не противоречат сущности и духу этих обрядов. Вообще нужно сказать, что «в основании всех изложенных нами возражений против подлинности рассматриваемого послания лежит уже слишком преувеличенное представление о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Письмо 1 . Иак. гл. 4, ст. 13–16. Слышите ныне глаголющий: днесь или утре пойдем во он град, и сотворим ту лето едино, и куплю деем, и приобретение: иже не весте, что утре случится: кая бо жизнь ваша? Пара бо есть, яже вмале является, потом же изчезает. Вместо еже бы глаголати вам: аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим сие или оно. 2 Письмо 2 . Мат. гл. 13, ст. 30. Оставите расти обое купно до жатвы: и во время жатвы реку жателем: соберите первее плевелы, и свяжите их в снопы, яко сожещи я: а пшеницу соберите в житницу мою. 3 2 Петр. гл. 2, ст. 1–3. Быша же и лживии пророцы в людех, яко же и в вас будут лживии учители, иже внесут ереси погибели, и искуплшего их Владыки отметающеся, приводяще себе скору погибель. И мнози последствуют их нечистотам, их же ради путь истинный похулится. И в преумножении лстивых словес вас уловят: их же суд искони не коснит, и погибель их не дремлет. 4 Иуды гл. 1, ст. 4. Привнидоша бо нецыи человецы, древле предуставленнии на сие осуждение, нечестивии, Бога нашего благодать прелагающий в скверну, и единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа отмещущиися. 5 1 Иоан. гл. 4, ст. 1. Возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть, яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. 6 Иоан. гл. 10, ст. 34–37. Отвеща им Иисус: Несть ли писано в законе вашем: аз рех, бози есте. Аще оных рече богов, к ним же слово Божие бысть, и не может разоритися писание. Его же отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех Сын Божий есмь. 7 Мат. гл. 16, ст. 17–20. И отвещав Иисус рече ему, блажен еси Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец мой, иже на небесех. И аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи царства небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех. 8 Мат. гл. 28, ст. 19, 20. Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Учаще их блюсти вся елика заповедах вам: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pisma-du...

  XIV. Предостережение одном иноку, которого окружали раскольники и безбожники Слышно, что живешь ты между людьми, как железо между молотом и наковальней: и раскольники, и безбожники окружают тебя, и так, убегая от львов, ты попался между аспидов и василисков. Горе, горе, горе живущим на земле и хотящим душу спаси! Ибо сатана, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр 5:8), и через тех, которых поглотил уже, хочет и старается и непоглощенных поглотить. Опасайся этого льва и поглощенных им. Рассуждай о том, что пишу. 1) Раскольников, как огня, берегись, и с ними никакого не имей общения. Хотя бы они по неделе постились и всегда молились и прочие дела показывали, бегай от них. 2) В воскресение мертвых, Суд Христов, царство небесное и муку вечную, которая должна быть, так верь, как видишь себя и прочих людей. Так сие истинно, как истинно то, что вчерашний день был и сегодняшний есть, поскольку Бог это в Писании Святом объявил нам. 3) О воскресении мертвых читай следующие места: 1 Кор вся 15 глава; 1 Фес гл. 4-я, ст. 13 до конца главы; Мф гл. 22-я, от стиха 23 до 33; Мк гл. 12; Лк гл. 20-я; Ин гл. 5-я, ст. 25, 28 и 29, и в прочих местах. 4) О Суде Христовом: Мф гл. 15-я. 5) О царствии небесном и о муке вечной – там же, в гл. 25, ст. 46: пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную, – и в прочих премногих местах Писания о том написано. 6) Знай точно, что те, которые в Воскресение Христово, Суд Христов, царствие небесное и муку вечную не верят, – явные безбожники, и как бы они ни ласкали тебя и как бы ни льстили, крайне их избегай, чтобы с ними не погибнуть; и вот признак: такие, как ни показывают себя, скотское имеют житие. 7) Я советую тебе, между такими зверьми живущему, если невозможно от них уклоняться, держаться одной своей кельи, и только на одну обедню ходить, а утреню и вечерню дома читать; да будь нем и глух. Тогда чаще будешь слышать Самого Спасителя нашего, внутри тебя поучающего. 8) Так живя, непременно много будешь терпеть злого, но все терпи и претерпи, да спасешься.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

л. 65 об. Христос же яко сын в дому своем, его же дом мы есмы». И паки ко Евреом, глава 10, ст. 21, Христа нарицает «иереа велика над домом Божиим». Третие писаний места представляют нам народ Христов во образе ветхозаветной Моисеом состроенной скинии, или шатра походоваго: Евреом, гл. 8, ст. 2: «святым служитель и скинии истинней, юже водрузи Господь, а не человек»; Апокалип[сис], глава 13, ст. 6: «И отверзе уста своя в хуление Богу, хулити имя его и селение его», в греческом селение – «скинии» 192 , по нашему употреблению «скиния»; Апокалипс[ис], глава 15, ст. 5: «И по сих видех, и се отверзеся храм скинии свидения на небеси»; Деян., глава 15, ст. 16: Иаков Апостол приводит слово пророка Амоса о церкви Христовой, то е[сть] о народе, во Христа верующем: «По сих обращуся и созижду кров (в греческом «скинию»)// л. 66. Давыдов падший». Напоследок показуем от писаний, что церковь Христова прямо и часто называется храмом, приемля подобие от ветхозаветнаго Иерусалимскаго храма, яко храмом оным прообразованная. Захария, глава 12: «сице глаголет Господь Вседержитель: Се муж, Восток имя ему, и под ним возсияет, и созиждет храм Господень, и той приимет добродеяния, и сядет 193 , и обладает на престоле своем, и будет иерей одесную его (Бога), и совет мирен будет между двемя» 194 , – ясное о Христе пророчество, а не об Зоровавеле, яко нецыи развращают: Зоровавел не седел, яко царь, на престоле, но управитель был Иудейский, подчинен царю Персидскому, не был же он иерей, и не может глаголатися о нем, что он одесную Бога и Восток имя ему (в еврейском вместо// л. 66 об. «Востока» – «Корень» или «Сад»). Еще же и следующие тамо речи не служат Зоровавалю («и издалече от сих приидут и созиждут храм Господень» 195 ), а се не едино что прорицается, но звание и обращение языков, что все единому Христу прислушает. 1 Петр, глава 2, ст. 3, 4: «К нему же приходяще, камени живу, от человек убо уничижену, от Бога же избранну, честну, и сами яко камение живо зиждется 196 во храм Духовен, святителство свято, возносити жертвы Духовны, благоприятны Богови Иисус Христом» 197 ; 1 Коринфом, глава 3, ст. 16, 17: «Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит его Бог, храм бо Божий свят есть, иже есте вы»; 1 Коринф., глава 6, ст. 19: «Или не весте, яко телеса ваша 198 живущаго в вас святаго Духа суть»; 2 Коринф., глава 6, ст. 16: «Вы есте церкви Бога живаго»,//

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

12 октября, 1854 г. К Досифее. Слышу, что ты скорбишь, мое чадо о Господе, унываешь и мятешься, по случаю немирия сестры твоей старшей; слышу все это, чувствую сердцем моим и спешу, чем могу, утешить тебя. На иконе лежит обязанность умерщвлять свою плоть, т.-е. всякое произволение в себе злое, со страстьми и похотьми ( Гал. 5:24 ). Но как для распятия нужен крест, то Господь, располагающий судьбами нашей жизни, по любви своей к нам, и назначает: одному тот, другому другой крест, для умерщвления на нем того, что живет в нас и действует не для Него, и назначает по силам всегда. На твою долю опустил Он с неба, как Илие колесницу, кропотливость, неуживчивость, немирие, тревожный характер родной сестры. Смотри же, чадо, сумей взяться за этот гостинец, не пренебрегай им – залогом спасения твоего. А для этого, встречай каждый день молитвою ко Господу о терпении и великодушии незлобивом и делай все, что не противно совести для успокоения сестры, неведущей конечно, что творить в часы страсти, ее обуревающей ( Лук. 23:34 ). Не думай, что скорби сердца твоего, по случаю тревоги ее разнородных, не имеют ни какой цены в очах Бога всевидящего: поколику соделывают оне, по слову Апостола, терпение, терпение же искусство, а напоследок упование ( Римл. 5:5 ) в спасение, то явно, что скорби эти, или искушение это огненное, для испытания и переселения тебя в небо посланныя, весьма будут приятны Господу, как приятны отцу язвы сына, во славу родимого подъятыя. Простри же и руце твои, и нозе, чадо, на кресте твоем и предайся всецело в волю Господню. Ей, не раскаешься! И я, сколь ни слаб, готов нести до упаду с тобою гроб этот воли твоей. Видяй в тайне ( Мф. 6:4 ), видит, что не лгу я, говоря тебе это. На утешение возьми себе и прочитай из Нового Завета 1 Петр. гл.2, ст. 15 до 25; из 3 гл., с 8 ст. до 17; из 4 с 8 ст. до 19. Божие и мое благословение да почиет на тебе выну! 2 1 октября, 1854 г. Жаль мне, чадо, тебя смущенную, преогорченную, убитую тоскою и грустию унылою; жаль тем более, что сама ты, по живости характера и пылкости сердца, заковываешься в эти оковы тяжкие, мучительные.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

И. Христос и прямо учил, что Он есть Сын Божий в особенном и исключительном смысле. Так, Он говорил. что Сын имеет такую же самосущую жизнь, как и Отец: якоже Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе ( Ин.5:26 ). Он равен Богу Отцу: Аз и Отец едино есма ( Ин.10:30 ) и видевый Его виде Отца ( Ин.14:9 ). Он владеет таким же, как и Отец, могуществом и властью: якоже Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит ( Ин.5:21 ). Он один знает небесного Отца и может открыть имя Его людям: никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Мф.11:27 ; Лк.10:22 ). Такие слова невозможны в устах И. Христа, как простого человека, «Сына Божия» в общем значении: простой человек не может сказать о себе, что знает Бога более, чем кто-либо другой. Бытие Его с Отцом и в Отце – бытие вечное, и не в смысле предсуществования в мысли и предведении Отца, но бытия личного, ипостасного: аминь, аминь глаголю вам, прежде даже Авраам не бысть ( γενσθαι – явился), Аз есмь ( Ин.8:58 : сн. 1, 1–3). В молитве к Отцу Он взывал: и ныне прослави Мя, Ты, Отче, у тебе Самого славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть (17, 5; сн. 17, 21). Были случаи, когда И. Христос особенно решительно и ясно свидетельствовал о Своем божестве. Так было, напр., близ Кесарии Филипповой, когда ап. Петр от лица всех апостолов исповедал Его Христом, Сыном Бога живаго ( Yις το Θεο το Ζντος). Приняв это исповедание, И. Христос тем засвидетельствовал, что Он есть истинный Сын Божий, равный Отцу. Доказывая Свое право исцелять в субботу (в беседе по поводу исцеления расслабленного – Ин.5 гл.), Он говорил иудеям: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю. Этими словами Он усвоял Себе и божественное сыновство и равенство во власти с Отцом. Так и были поняты Его слова иудеями. Наконец, решительное свидетельство о Себе И. Христос дал перед Своей кончиной. На последнем суде первосвященник спросил Его: заклинаю Тебя Богом живым, да речеши нам, аще Ты еси Xpucmoc, Сын Божий ( Мф.26:63 ). Христос ответил: ты рекл еси (64 ст.), т. е. твои уста исповедали, что Я Сын Божий (Аз есмь – по Мк.14:62 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Этот рассказ, вместе с повествованиями (Деян., гл. 8, ст. 28-40), является как бы прологом к дальнейшим встречам христиан с язычниками. Когда Петр рассказал другим апостолам о том, что с ним было, «все прославили Бога», говоря: «Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизни» (Деян., гл. 11, ст. 18). Однако участившиеся обращения язычников ко Христу заставили насторожиться тех, кто пришел ко Христу из иудейства, и они стали требовать, чтобы язычники сначала вступали в иудейство (т.е. обрезались по закону Моисееву) и только - тогда могли бы переходить в христианство. Эта узкая точка зрения — о том, что в христианство надо переходить через иудейство,— и те споры, которые поднялись вокруг этого вопроса, привели к тому, что на первом соборе в Иерусалиме «апостолы и пресвитеры» занялись рассмотрением этого вопроса (Деян., гл. 15). Вот каково было решение этого Собора: «Не затруднять обращающихся к Богу из язычников». Эта формула, предложенная ап. Петром, была принята Собором,— вход в Церковь широко раскрылся перед язычниками. В Деяниях и посланиях ап. Павла (который считается «апостолом языков») мы находим много различных суждений по этому вопросу. Так, в беседе с иудеями (Деян., 28, ст. 28) ап. Павел говорил им, когда они отвергли его призыв уверовать во Христа: «Спасение Божие послано язычникам — они и услышат». «Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не язычников?» — спрашивает ап. Павел в послании к Римлянам (гл. 3, ст. 29). В Афинах ап. Павел (Деян., гл. 17, ст. 15—34) прямо призывает язычников стать христианами — и хотя большинство афинян осталось равнодушно к проповеди ап. Павла, но несколько человек уверовало во Христа. В послании к Колоссянам, говоря о Церкви, ап. Павел говорит (гл. 1, ст. 27): «Благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников», а в 1-м послании к Тимофею он пишет (гл. 2, ст. 4): «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». В послании к Римлянам (гл. 11, ст. 11), рассуждая о неприятии Христа иудеями, ап. Павел усмотрел в этом особый промысел именно об язычниках: «От их (т. е. иудеев) падения спасение язычников» — и дальше (ст. 28): «Ожесточение произошло в Израиле до времени — пока войдет полное число язычников».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010