4. Итак, выслушай, что я скажу; я хочу просить Тебя, наставь меня 1048 ! 5. Прислушиваясь ухом, слушал я Тебя, a ныне око моё видит Тебя 1049 ; 6. и потому отрицаюсь и раскаиваюсь на прахе и пепле 1050 ! 7. И было после того, как изрёк Иегова слова сии к Иову, сказал Иегова Елифазу Феманскому: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы не говорили так справедливо обо Мне, как раб Мой Иов 1051 . 8. И ныне возьмите себе семь тельцов и семь козлов, и идите к рабу Моему Иову, и вознесите всесожжение за себя, и Иов раб мой помолится за вас; ибо Я только его лице приму, чтобы не поступить с вами по вашей глупости; ибо вы не говорили обо Мне так справедливо, как раб мой Иов 1052 . 9. И пошли Елифаз Феманский и Валдад Савхейский и Софар Нааматский, и сделали, как сказал им Иегова, и принял Иегова лице Иова 1053 . 10. И Иегова возвратил потерю Иова, когда он помолился за друзей своих, и прибавил Иегова ко всему, что было у Иова, вдвое 1054 . 11. И пришли к нему все братья его и все сёстры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и утешали его и сожалели его за всё бедствие, которое навёл Иегова на него, и дали ему каждый по одной кесите и каждый по одному золотому кольцу 1055 . 12. И Иегова благословил последние дни Иова более первых, и было у него четырнадцать тысяч мелкого скота и шесть тысяч верблюдов и тысяча пар волов и тысяча ослиц 1056 . 13. И было у него семь сынов и три дочери 1057 . 14. И дал он имя первой: Иемима, имя второй Кециа, и имя третьей Керенгаппух 1058 . 15. И не нашлось женщин столь прекрасных, как дочери Иова, на всей земле, и дал им отец их наследство среди братьев их 1059 . 16. И жил Иов после сего сто сорок лет и видел сынов своих и сынов сыновних до четвертого рода 1060 . 17. И умер Иов старцем и насытился днями 1061 . 1 См. прибавление к кн. Иова в переводе 70-ти. Оно начинается так: Сей объясняется из Сирийской книги. Книга здесь разумеется не иная, как Сирийский перевод Ветхого завета, сделанный в 1-м или 2-м веке по Рожд. Хр.; следственно, в нем появилось первоначально сие прибавление, а из него уже перешло в Греческую Библию .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

В свое время богословами горячо обсуждался вопрос о том, какой же мистический и догматический смысл имеет подножие как часть искупительного Креста? Дело в том, что ветхозаветное священство получало, так сказать, возможность приносить жертвы (как одно из условий) благодаря “золотому подножию, к престолу приделанному” (Пар.9:18), который, как и поныне у нас — христиан, по Божию установлению, освящался через миропомазание: “и помажь им, — сказал Господь, — жертвенник всесожжения и все принадлежности его, (…) и подножия его. И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится” ( Исх.30:26-29 ). Таким образом, подножие крестное — это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи: ибо Сын Божий “грехи наши Сам вознес телом Своим на древо” ( 1Пет.2:24 ) Креста, “принеся в жертву Себя Самого” ( Евр.7:27 ) и, таким образом, “сделавшись Первосвященником навек” ( Евр.6:20 ), утвердил в Своем лице “священство непреходящее” ( Евр.7:24 ). Так и утверждается в “Православном исповедании Восточных Патриархов”: “На кресте Он исполнил должность Священника, принесши Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого” (М., 1900, стр. 38). Но не будем путать подножие Святого Креста, открывающее нам одну из таинственных его сторон, с двумя другими подножиями из Священного Писания, — поясняет св. Дмитрий Ростовский. “Давид говорит: “превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято Оно” ( Пс.99:5 ). А Исаия от лица Христова говорит: “прославлю подножие ног Моих” ( Ис.60:13 ), — поясняет святитель Димитрий Ростовский. Есть подножие, которому поклоняться велено, и есть подножие, которому поклоняться не указано. Говорит Бог в Исаином пророчестве: “небо престол Мой, а земля — подножие ног Моих” ( Ис.66:1 ): этому подножию — земле никто не должен поклоняться, но только Богу, Творцу ее. И еще пишется в псалмах: “сказал Господь (Отец) Господу (Сыну) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих” (Пис.109:1). И этому подножию Божию, врагам Божиим, кто захочет поклоняться? Какому же подножию поклоняться Давид повелевает?” (Розыск, кн. 2, гл. 24).

http://azbyka.ru/istoriya-razvitiya-form...

не дай им величаться надо мной!» 18 Не избежать мне ударов и боль моя всегда со мной. 19 Я сознаюсь в беззаконии моём, сокрушаюсь о грехе моём; 20 А враги мои живы и сильнее меня, много ненавидящих меня без причины; 21 Воздают мне злом за добро, мстят за то, что я хочу добра. 22 Не оставь меня, Господи, Боже мой; не удаляйся от меня; 23 Поспеши помочь мне, Господи спасения моего! Псалом 38 (39) 1 Начальнику хора Йедутуну. Псалом Давида. 2 Решил я: буду следить за собой, чтобы не грешить мне языком моим; Буду заграждать уста мои, пока нечестивый стоит предо мной. 3 Я был нем и безгласен, молчал даже о добром, но скорбь моя только усилилась. 4 Сердце моё загорелось во мне, в мыслях моих разгорелся огонь. Я стал говорить языком моим: 5 «Открой мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, чтобы знать, сколько жить мне осталось. 6 Вот, Ты сделал дни мои краткими, как пяди, время жизни моей – как ничто пред Тобой; Да и все исчезают, как пар, каждый живой человек». ()  7 Поистине, человек ходит, как тень: напрасно суетится, Копит богатства и не знает, для кого соберёт их. 8 И ныне чего ожидать мне, Господи? Надежда моя – на Тебя. 9 Избавь меня от всех беззаконий моих, не отдавай на поругание безумцу. 10 Я стал нем, не открываю уст моих, ибо это сделал Ты. 11 Прекрати поражать меня ударами Твоими, ибо от силы руки Твоей я изнемог. 12 Когда Ты обличаешь человека, наказываешь его за беззаконие, То разрывается, как паутина, жизнь его. Поистине, напрасно суетится человек! () 13 Услышь молитву мою, Господи, внемли мольбе моей, не молчи, видя слёзы мои! Ибо странник я у Тебя и скиталец, как и все отцы мои. 14 Отступи от меня, чтобы мне отдохнуть до того как уйду я и не станет меня. Псалом 39 (40) 1 Начальнику хора. Псалом Давида. 2 Твёрдо уповал я на Господа, и Он внял мне и услышал мольбу мою; 3 Вывел меня из гиблой расщелины и из болотной тины, Поставил на скале ноги мои и направил стопы мои; 4 Вложил в уста мои новую песнь, хвалу Богу нашему. Многие увидят это, и убоятся,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

О трудности укрощения языка Апостол говорит так, что легче укротить каких бы то ни было зверей и животных, чем язык ( Иак. 3:7–8 ). Обличая злоупотребление языка, Св. Апостол с прискорбием выставляет на вид особенно то, что языком мы благословляем Бога и Отца и им же часто проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Неестественность всего этого он выясняет разными подобиями (водного источника, смоковницы и виноградной лозы), и лишает вообще звания мудрых и разумных всех тех любящих учительствовать, кто имеет в сердце своем горькую зависть и сварливость, ибо истинная мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна и послушлива и проч. Плод же правды, естественно ожидаемый от исинного учительства, в мире сеется у тех, которые хранят мир ( Иак. 3:9–18 ). г) Брани и свары ( Иак. 4:1–12 ). Где источник браней и свар? В любостяжании, ибо оно порождает зависть и увлекает даже к убийствам. Просить ли лучше благ у Господа Бога? но Бог не слушает молитв из прелюбодейных уст миролюбцев, ищущих только удовлетворения своим вожделениям; и вообще сластолюбие и дружба с миром есть вражда на Бога, а Он, до ревности возлюбивший нас, и благодать свою подает только друзьям своим смиренным, гордым же противится ( Иак. 4:1–6 ). Итак, кто хочет приобрести благоволение Божие, покорен Богу и противится диаволу, выражая сия чувства в сокрушенном плаче о грехах своих и в дружелюбном отношении к ближним. Напротив, тот, можно сказать – самому Богу наносит оскорбление, кто злословит брата или судит брата, ибо он злословит и судит (т. е. позорит) закон, данный Богом, так как вместо того, чтобы быть подчиненным исполнителем закона о любви к ближнему, он сам делает себя судьей ближнего. Между тем один законодатель и судья, могущий спасти и погубить, а ты кто, который судишь другого? вопрошает апостол ( Иак. 4:7–12 ). д) Самонадеянность купцов и жестокость богачей ( Иак. 4:13–5:9 ). Послушайте вы говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город и будем торговать и получать прибыль», разве вы знаете, что завтра случится? Не пар ли вся жизнь ваша, являющийся на малое время? Посему поручать следует всю судьбу свою воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

46. Ин. 4:46 . Итак, Иисус опять пришёл в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Ин. 2:1, 9 . 47. Ин. 4:47 . Он, услышав, что Иисус пришёл из Иудеи в Галилею, пришёл к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти. Мф. 8:5 д.; Лк. 7:2 д. Итак: вследствие того, что галилеяне приняли Его с честью, Он остался в их стране и пришёл в Кану (см. прим. к 2 и далее). Именно в Кану пришёл теперь Господь потому, что здесь прежним Его чудом и особенным расположением к Нему некоторых, по которому Он прежде приглашён был на брачное пиршество, более приготовлена была почва для благоплодной деятельности Его. – В Капернауме (см. прим. к Мф. 4:13 и пар.) был некоторый царедворец: занимавший должность при царском дворе (у Ирода Антипы галилейского, см. прим. к Мф. 2:22 ), какую, впрочем, неизвестно. Слово означает должность и военную и гражданскую. Почему он был в Капернауме, тогда как резиденцией Тетрарха была Тивериада, также неизвестно; может быть, он был уже не при должности. – Сын был болен: горячкою, как видно из дальнейшего (ст. 52). – Услышав и пр.: молва о Господе как чудотворце распространилась уже, как видно, по Галилее далеко. – Пришёл к Нему: из Капернаума в Кану, – один день пути. – Просил Его прийти и пр.: царедворец, как видно, веровал в Господа как чудотворца, и эта вера побудила его прийти к Нему с просьбою; но он полагал, что Господу надобно быть при больном, чтобы исцелить; он не думал, что чудотворная сила Его может оказать действие и издали, заочно. 48. Ин. 4:48 . Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Ин. 4:41, 45, 2:18, 23 ; Мф. 16:4 ; 1Кор. 1:22 . Вы не уверуете и пр.: упрёк в жадности до чудес у галилеян и иудеев, который Господь повторял нередко (ср. 6 и др.). Особенно характеристичен этот упрёк именно теперь: ещё так недавно Господь был в раскольническом Сихеме, и эти раскольники уверовали в Него как Мессию вследствие Его учения, а не чудес, которых Он не видно, чтобы совершал там; иудеи же и галилеяне так мало нравственно приготовлены к вере, что без чудес и не веруют, их чувственной настроенности нужны чувственные знамения для возбуждения веры – чудеса. Упрёк, без сомнения, относился и к царедворцу, относительно которого Господь видел, что хотя он и поверует и уже верует, но только под условием совершения чуда, а без чуда вера его ослабеет и, может быть, иссякнет. Господь веру в Его слово всегда предпочитал вере в Его чудеса, хотя и сия последняя не была Им отвергаема, а при известных обстоятельствах даже требовалась ( Ин. 10:38, 14:11 и др.); но такая вера в Его очах менее имела значения, чем вера в Его слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

л. И ихъ ради въ той день, к шмъ мор волнющас: и воззртъ на землю, и с, тьма жестока въ ихъ. Глава пятая. 1 . Воспою ныне Возлюбленному песнь Возлюбленного Моего о винограднике Моем 98 . У Возлюбленного был виноградник на вершине, на месте тучном. 2 . И Я обнес его оградой, и окопал, и насадил отборные виноградные лозы 99 ; и построил башню среди его, и выкопал в нем предточилие 100 , и ожидал, что он принесет грозды, а он принес терны 101 . 3 . И ныне, жители Иерусалима и мужи 102 Иуды 103 , рассудите Меня с виноградником Моим. 4 . Что еще следовало бы Мне сделать для виноградника Моего, и чего Я не сделал для него? Ибо Я ждал, что он принесет грозды, а он принес терны. 5 . Теперь Я возвещу вам, что Я сделаю с виноградником Моим: отниму ограду его, и будет он разграблен; разрушу стену его, и будет попираем. 6 . И оставлю виноградник Мой, и не будут его ни обрезывать, ни вскапывать, и вырастут в нем, как на бесплодной земле, терны, и повелю облакам не проливать на него дождя. 7 . Ибо виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – новый возлюбленный сад. Я ждал от него правосудия, а он совершает беззаконие, и не правду, а вопль 104 . 8 . Горе прибавляющим дом к дому и присоединяющим поле к полю, с целью отнять у ближнего что-либо. Неужели вы одни будете жить на земле? 9 . Ибо услышал Господь Саваоф 105 сие: если будет много домов, то большие и красивые придут в запустение и не будет в них жителей. 10 . Где вспашут десять пар волов, уродится одна мера, а сеющий шесть артавасов 106 получит три меры 107 . 11 . Горе тем, которые вставши с раннего утра ищут сикеры до позднего вечера, ибо вино сожжет их. 12 . Ибо они с гуслями и цитрами, с тимпанами и свирелями пьют вино, а на дела Господа не взирают и о делах рук Его не помышляют. 13 . Итак народ Мой пойдет 108 в плен, потому что не познал он Господа, и много будет мертвых от голода и жажды воды. 14 . И расширил ад душу свою и широко 109 раскрыл уста свои, и сойдут (туда) славные и великие, и богатые, и губители 110 их 111 , и веселящийся в нем 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Потоп Ной выпускает голубя из ковчега Грехопадение - не единственная пропасть, которая отделяет нас от первозданного мира. Есть еще одна - всемирный потоп . О грандиозности явления можно судить по его последствиям. Мы видим из текста Бытия, что допотопные люди жили намного дольше нас: Адам прожил 930 лет, Сиф - 912, Енос - 905 и т.д. Однако после потопа продолжительность жизни людей резко сокращается до почти современных мерок. Авраам прожил уже 175 лет, Исаак - 180, Иаков - 147, Моисей - 120. Пророк Давид уже пишет, что жизнь человека - 70-80 лет (см.: Пс. 89: 10). С чем это связано? В первую очередь, вероятно, с глобальным изменением климата. Из строк Бытия (см.: Быт. 7: 11) можно понять, что потоп был вызван не только огромным количеством осадков, но и небывалыми катаклизмами: всемирными землетрясениями, извержениями вулканов и подземных источников и проч. Интересно рассуждает в этом контексте иеромонах Серафим (Роуз). Он исходит из слов Бытия «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью... И назвал Бог твердь небом» (Быт. 1: 7-8) и что до времени Ноя в Писании не упоминается ни о каком дожде: «Господь Бог не посылал дождя на землю... но пар поднимался с земли и орошал всё лице земли» (Быт. 2: 5-6). Он предполагает следующее. «Вода над твердью» - это в некотором роде естественная перегородка, «атмосферный кондиционер», поддерживающий постоянно в воздухе массы воды. Этот облачный слой оберегал землю от космической радиации и позволял по всей планете сохраняться влажному теплому климату. Этот «парниковый эффект» объясняет находки в арктическом льду тропических растений и животных. После потопа, когда вся эта масса пролилась на землю, климат изменился до того, который мы знаем сейчас. Многое сразу становится понятным. Например, слова Господа Ною о радуге: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею» (Быт. 9: 13). Без дождя не было до этого и радуги. «Как могла бы быть радуга знамением, - спрашивает отец Серафим, - если бы она, как думают некоторые, существовала веками до потопа? Очевидно, что тогда радуга появилась впервые» . Ухудшение климата и увеличение количества космической радиации обусловило сокращение жизни людей и вымирание некоторых видов животных. Зная об ухудшении климата и плодоносности земли в послепотопное время, Господь и разрешил людям вкушать мясо (см.: Быт. 9: 3-4), в то время как до потопа благословлял принимать исключительно растительную пищу, - предполагает отец Серафим.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

В повествовании о Давиде и его преемниках (1 Пар. 11 – 2 Пар. 36 гл.) священный историк также не допускает какой-либо разбросанности и неопределенности. Он сообщает далеко не все факты, известные ему, относительно описываемых лиц и событий, а делает определенный их выбор. Здесь центром его повествования служат: Иерусалим, храм и богослужение. Так, подробно описываемая в книгах Царств борьба Давида с Саулом (1 Цар. 17 –31 глл.) опускается писателем Паралипоменон, его царствование описывается с воцарения в Хевроне, причем преимущественно говорится, как в генеалогиях о жителях Иерусалима (1 Пар. 9:1-34), так здесь о завоевании Иерусалима (1 Пар. 11:1-9), перенесении туда ковчега (13 – 17:27), определении по чудесному откровению места для храма (21:1-30), приготовлении материала для последнего (28 гл.) и распределении службы левитов в скинии (23–26 глл.). Заканчивается история Давида завещанием его и молитвой о благочестивой жизни Соломона и еврейского народа (1 Пар. 29 гл.). О войнах Давида и отношении к Вирсавии и Авессалому не говорится. В повествовании о Соломоне (3-я часть) также говорится лишь о построении и освящении храма и жертвах в нем (2 Пар. 1– 8 глл.), немного о царице Савской и построении дворца (9 гл.). Другие события также опускаются. Подобным же образом излагается история и дальнейших иудейских царей (4-я часть). Из правления их упоминаются и подробно описываются немногие факты: в правление Асы разрушение языческих идолов и высот и торжественное общенародное богослужение (2 Пар. 14 – 16:14); в правление Иосафата обучение левитами еврейского народа закону Божию (19 гл.); в правление Иоаса восстановление храма и богослужения (23 – 24, 27), особенно же подробно описываются заботы о храме, левитах, праздниках и богослужении царей Езекии и Иосии (2 Пар. 29 – 31 и 34 – 35:27). Заканчиваются книги указом Кира о дозволении евреям строить храм (2 Пар. 36 гл.). В параллель с храмом и богослужениям священный историк с особой подробностью, во всех же частях своих книг, говорит о левитах и пополняет книги Царств. Как выше замечено, в генеалогиях колену Левиину отводится большое место (1 Пар.6 и 8 глл.), причем центром его генеалогии является первосвященник Садок, и его род исчисляется в восходящей линии через Елеазара до Левия и нисходящей до Иоседека (6:1-15). В истории Давида подробно описываются участие левитов и Левиина колена в перенесении ковчега, службы их по чредам, участие в проекте и приготовлениях Давида к построению храма (1 Пар.15 – 17; 23 – 26; 28 глл.). В царствовании Соломона описывается участие их в освящении храма (2 Пар. 5 гл.); при его преемниках – переселение их из израильского царства в иудейское, обучение народа при Иосафате (2 Пар.17 и 19 глл.), помощь их Иосафату в сражении с аммонитянами и моавитянами (2 Пар. 20:18-23); участие при очищении храма и Иерусалима при Иодае, Иоасе и Иосии (2 Пар. 23:6-8, 18; 24:5-14; 34:9-33); заботы о них и содержание их Соломоном, Езекией и Иосией (2 Пар.8; 31; 35 глл.).

http://sedmitza.ru/lib/text/431276/

АСА [евр.  ,  - врачующий], третий царь Иудеи (ок. 911-870 до Р. Х.), сын Авии и правнук Соломона . Повествование о царствовании А. изложено кратко в 3-й Книге Царств (15. 9-24) и более подробно во 2-й Книге Паралипоменон (14-16). А. также упомянут неск. раз в 3-й Книге Царств в связи с приходом к власти израильских царей, в Книге пророка Иеремии (41. 9) и в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 7-8). Начало царствования А. ознаменовалось борьбой с языческими культами. Особое рвение А. проявил после речи прор. Азарии, к-рый призывал царя и народ во всех своих делах полагаться на Господа (2 Пар 15. 1-7). А. «поверг мерзости языческие и всей земли Иудиной и Вениаминовой и из городов, которые он взял на горе Ефремовой, и обновил жертвенник Господень» при храме (2 Пар 15. 8). На 15-м году своего царствования А. собрал народ не только из Иудеи, но и жителей Израиля в Иерусалиме (2 Пар 15. 9) и обновил завет с Богом (ср.: Нав 24. 25; 2 Пар 34. 29-36), совершив торжественное жертвоприношение в иерусалимском храме. Народ поклялся в исполнении закона (2 Пар 15. 10-15). А. лишил свою мать царского звания (евр.  ) за то, что она сделала изображение Астарты (2 Пар 15. 16; 3 Цар 15. 13). Служения на высотах были запрещены еще в самом начале царствования А. (2 Пар 14. 5), однако полностью этот культ искоренен не был (3 Цар 15. 14; 2 Пар 15. 17). Первые 10 лет правления А. использовал для укрепления городов и создания армии (2 Пар 14. 8), к-рая состояла из «вооруженных щитом и копьями» представителей колена Иуды и Вениамина (2 Пар 14. 8). Полагаясь на помощь Божию, А. смог одержать победу у г. Мареша над многочисленной армией некоего «Зарая эфиоплянина», личность к-рого по-разному интерпретируют исследователи (C. D. Evans). Мн. жители Израиля захотели стать подданными А., «когда увидели, что Господь его с ним» (2 Пар 15. 9). Это привело к конфликту с израильским царем Ваасой (2 Цар 15. 16-22; 2 Пар 16. 1-6), к-рый вошел в пределы Иудеи и стал укреплять г. Раму, чтобы контролировать дороги на Иерусалим и воспрепятствовать переселению народа из своего царства в Иудею (3 Цар 15. 17). А. призвал на помощь царя Дамаска Венадада I, отправив ему дары из своей казны и храмовых сокровищ. Венадад вторгся в сев. пределы Израиля и стал опустошать землю колена Неффалима, заставив Ваасу покинуть Раму. А. использовал оставленные противником строительные материалы для укрепления приграничных городов Массифы и Гивы. Прор. Азария, обличавший А. за то, что он больше надеялся на помощь царя Дамаска, нежели Господа, был по приказу царя посажен в темницу (2 Пар 16. 7-10). На 39-м году царствования А. тяжело заболел. Обращение к врачам не принесло результата. Царь скончался и был похоронен с почестями в Иерусалиме в специально построенной гробнице (2 Пар 16. 12-14; 3 Цар 15. 24).

http://pravenc.ru/text/76576.html

Бытие до Книг Царств. Также исследователи находят связь П. с псалмами 96, 105 и 106, процитированными в 1 Пар 16, и аллюзии на пророческие книги Исаии (2 Пар 28. 16-21), Иеремии (2 Пар 36. 21) и Захарии (2 Пар 36. 9) ( Klein. 1992. P. 996). Однако в качестве главного источника Летописец использовал 3-ю и 4-ю Книги Царств, но привлекал и дополнительные, внебиблейские источники ( Japhet. 1993. P. 19). Возможно, у писателя был доступ к летописям царей Иудеи и Израиля ( Rainey. 1997. P. 44), откуда он мог заимствовать информацию о военной и политической деятельности правителей (2 Пар 15. 8-9; 30. 10-11) ( Rainey. 1997. P. 46; см. также: Japhet. 1993. P. 934-936; Williamson. 1982. P. 361-364), а также о строительных проектах Ровоама (2 Пар 11. 5-12), Асы (2 Пар 14. 6-8), Иосафата (2 Пар 17. 2, 12-13; 21. 2-3а), Азарии/Озии (2 Пар 26. 9-10), Иоафама (2 Пар 27. 3-4), Езекии (2 Пар 32. 2-6а, 22b - 23, 27-29, 30а), Манассии (2 Пар 33. 14-16), Иосии (2 Пар 34. 11-13) ( Rainey. 1997. P. 46; см. также: Klein. 1992. P. 996). Но очевидно, что главным источником для ряда эпизодов, описанных Летописцем, были послепленные материалы. В частности, это относится к описаниям легализации и организации 4 групп храмовых служителей (священников, левитов, певцов и привратников) и проведения в определенном порядке 24 служб ( Japhet. 1993. P. 19). Помимо письменных документов, Летописец пользовался также иудейскими устными преданиями. Летописец был талантливым писателем, он творчески использовал ранние тексты для создания нового, оригинального толкования истории своего народа ( Peltonen. 1997. P. 66). Однако мн. вопросы об источниках не получили окончательных ответов исследователей, и все попытки определить форму, дату и цель внебиблейских источников Летописца остаются гипотезами. П. и Книги Ездры и Неемии Свящ. Ездра в образе монаха-переписчика. Миниатюра из Амиатинского кодекса. VIII в. (Laurent. Amiatinus. 1. Fol. 5) Свящ. Ездра в образе монаха-переписчика. Миниатюра из Амиатинского кодекса.

http://pravenc.ru/text/2578974.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010