Что этот дьявол и ангелы его принимаются в Свящ. Писании за существа личные и действительные, а не воображаемые только, это видно – во первых из книг ветхозаветных, в которых повествуется, что не раз, когда пред лице Божье являлись ангелы Божьи, вместе с ними являлся и дьявол , и потом подробно описываются те многоразличные бедствия, какими дьявол искушал праведного Иова, по допущению Вседержителя ( Иов. 1:6; 2:2 и след.). Повествуется также, что дух лукавый давляше Саула, когда отступил от него Дух Господень (1 Цар. XVI), что воста диавол на израиля и подусти Давида, да счислит Израиля (1 Парал. XXI, 1). В пророчеетвенном видении Захарии изображается первосвященник Иисус, стоящим пред лицем ангела Господня, а одесную Иисуса – диавол, как его обвинитель ( Зaxap. III, 1 ). Наконец, Премудрый свидетельствует: завистию диаволею смерть вниде в мир (Прем. Солом. II, 24). Во всех этих случаях, особенно же в первом и в двух последних, не представлять диавола существом личным и действительным значило бы совершенно извращать смысл речи. Во вторых, из новозаветных книг еще яснее видно признание диавола существом личным и действительным. Для доказательства этого достаточно привести несколько примеров. Об ясняя притчу о семени и плевелах, Спаситель говорит: Сеющий доброе семя есть Сын человеческий; поле есть мир; доброе семя – это сыны царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть ангелы ( Mф. XIII, 37 – 39 ). Здесь диавол представляется таким же существом действительным и личным, как Сын человеческий, как ангелы, как сыны царствия и сыны лукавого. Когда фарисеи обвиняли Спасителя, будто Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского ( Мф. 12, 24 ), то Спаситель не только не сказал, что веельзевул и его бесы не суть существа действительныя, чем прямо была бы опровергнута нелепая мысль фарисеев, – напротив, отвечал такими словами, которыми ясно засвидетельствовал подлинность бытия сатаны и его царства. Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как – же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас царствие Божье. Или как может кто войти в дом сильного и расхитить, вещи его, если прежде не свяжет сильного и тогда расхитит дом его ( – 26 – 29).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Она является всепроникающею божественною сущностью наряду с тем «Сущим» (XIII, 1), с «вечным светом», из которого она истекает; мир, созданный «из бесформенной материи», в котором Бог «расположил все мерою и числом» (XI, 21), проникается и образуется этим тончайшим Духом. Мы имеем здесь не простое поэтическое олицетворение, а богословское учение, примиряющее представление о трансцендентном Божестве с представлением об имманентности Его Промысла, Его действия, Его Духа. Это не есть также чисто метафизическая концепция, подобная тем, какие мы находим у эклектиковэтой эпохи, посредствовавших между платонизмом и стоицизмом: становясь самостоятельною ипостасью, Премудрость понимается прежде всего как посредница     –  101  –   откровения: она сохраняла Адама, спасла Ноя, Авраама и других праотцев; она «освободила святой народ» и «вошла в душу служителя Господня (Моисея) и противостала страшным царям чудесами и знамениями. Она воздала святым за труды их, вела их путем дивным и днем была им покровом, а ночью – звездным светом. Она провела их через Чермное море… а врагов их потопила» (X). Она посредствует откровение, и вместе с тем, как «художница всего», она дает и совершенное познание всего сущего – устройства мира, его стихий, его свойств и существ (VII, 17 сл.). Таким образом, Премудрость является космическим началом, принципом универсального разума и нравственного закона – подобно стоическому логосу; и в то же время, подобно логосу последующего богословия, она является началом откровения. Этого мало: самый термин «логос», самое понятие Слова как силы и разума Божества олицетворяется в этой книге. Так, в начале rл. XI говорится о том, что Господь сотворил все «в слове Своем» (ν λγ σου) и своею премудростью устроил человека , а в главе XVIII (14–16) слово Божие олицетворяется в образе ангела: «Сошло с небес (при избиении первенцев египетских) всемогущее Слово Твое ( πανταδναμς σου λγος), как грозный воин. Оно несло острый меч – неизменное Твое веление и, ставши, наполнило все смертию: оно касалось неба и ходило по земле». (Ср. Исх. XII, 35 и 1 Парал. XXI, 16). Правда, из этих мест еще никак нельзя вывести заключения, чтобы «Слово» отожествлялось здесь с Духом Премудрости или являлось особым, самостоятельным олицетворением, хотя будущее учение о Нем, как божественном Разуме, посредствующем между Богом и миром, подготовлялось всем учением «Премудрости».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

35 В Начертании цер.-библ. истории, изд. 10, стр. 272, высказывается это в разряде мнений, хотя и без признания; у еп. Палладия в вышеназв. толковании на кН. Софонии, введение стр. VII – с положительностью; тоже в Библ. Ист. А.П.Лопухина , т. 2, стр. 623; из западных библеистов – у Movers, Ewald и др. 36 Это видно наприм. из Cyд. VI, 28 , где говорится о разрушении жертвенника Ваала и стоявшей при нем Ашеры, по славянски – дубравы, или – Второз. XXI, 21, где запрещается ставить Ашеру около жертвенника Господа Бога. Cp. 2 Пар. XXXIUI, 5, где говорится о сооружении жертвенников воинству небесному на обоих дворах дома Господня. 39 «Воскресное чтение» т. VIII, 184 4/5 г., стр. 353. убеждений, говорится здесь, великого священника, Хелкии, Сафона и других приближенных к царю, было недостаточно; нужен был человек, устами которого вещал бы Сам Дух Божий, слово и голо которого были бы обличены властью и силою божественною. Такой человек и был пророк Софония. Можно себе представить в каком благоговейном трепете должна была находится юная душа царя, когда он услышал грозные слова пророка, что Бог в конец все истребит от лица земли Иудейской, что Он уже простирает гневную десницу Свою на Иуду и на всех живущих в Иерусалиме. Можно также легко согласиться, что эти угрозы пророка были главною причиною, заставившею царя объявить первую войну против идолопоклонства в двенадцатом году своего царствования». 40 Нападение скифов на Иудею признают из авторов гражданской истории: Ed. Meyer в Gesch. d. Alterthums, t. 1, § 464; Wiedemann в Aegypt. Gesch. t. 2, 615, Denker в Gesch. d. Alterthums, Hommel в Gesch. d. Babylonies n. Assyriens. 743–744. 41 Объяснение пророчеств Софонии и Иеремии в связи с представлением о нашествии скифов с большею полнотою раскрыто в комментарии Hitzig’a в Kurzgef. Exeget. Handbuch zum Alt. Testam.: Die zwölf kleinen Prophet. 4 Aufl.297 и дал. 42 Такое религиозно-нравственное значение нашествию скифов приписано у Эвальда в Gesch. d. Volkes Israel, 3 Aufl., t. III, 748, и у Gratz в Gesch. d. Israeliten. 1875 г., t. II , 289; в отечественной литературе – у А.П.Лопухина в Библ. Истории, т. 2, стр. 616. По этому взгляду, нападение скифов и произведенные ими страшные бедствия сильнее, чем все увещания пророков, убедили иудеев в бессилии языческих богов защитить своих поклонников. Такой взгляд не имеет однако для себя ни исторических, ни теоретических твердых оснований, – исторических в том отношении, что нападение скифов на Иудею не есть факт несомненный (см. далее), теоретических потому, что этому нападению приписывается при этом такое действие, какого не производили в другие времена на Иудейское царство другие нападения сильных врагов, наприм. нападения различных народов в царствование Ахаза (2 Парал. 28 гл., особенно ст. 22) или нашествия Навуходоносора при Иоакиме и Иехонии ( 4Цар. 24 гл. и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

607 Ст. И. Елиссей смотрел Азаилу в лицо до того, что тот устыдился, потом Пророк заплакал и на вопрос о причине начал пророчествовать. Сим взором и слезами Елиссей помазал Азаила, то есть удостоверил о Божьем определении более, нежели одним предсказанием. 608 Царствование Иорама нельзя считать от смерти отца его. Должно думать, что он получил имя царя еще на 17 году Иосафата, 4Цap. 1; 17. III 1., а участие в правлении в пятое лето Иорама израильского, 4Цap. VIII, 16 ., между тем как прочие братья его получили дары. 2 Парал. XXI 3. Отселе начинается его восьмилетнее царствование, в середине которого положить должно смерть Иосафата. 609 В его летосчислении есть неразрешимое, по мнению некоторых, затруднение. Он вступил на престол 42 лет, 2 Парал. XXII, 2. тогда как отец его умер 40 лет. По другому свидетельству, 4Цap. VIII, 26 , он получил царство 22 – х лет. Лучшее соглашение сих мест еврейского текста дают те, которые число 42 – х лет, вместо Охозии, относят к Иораму, а остающуюся за сим небольшую разность изъясняют временем его болезни и смешением лет полных и неполных. Но как и сие изъяснение принужденно, то не без причины догадываются некоторые, что в новейший еврейский текст случайно вошло 42, вместо 22, числа, подтверждаемого согласием книги Царств, некоторыми кодексами семидесяти толковников и древним сирским переводом. 611 4Цap. IX, 27, 2 ; Парал XXII, 9. Чтобы согласить сии места, можно полагать, что Охозия сперва, как и многие другие, убежал в Самарию, а когда его в ней искали, вышил к Иевлааму; что здесь пойман и приведен к Ииую, но, будучи поражен на колеснице, отпущен, потому что Ииуй хотел дать возможность погребения его, и, таким образом, умер в Магеддоне, 614 Сие дело похвально само в себе, но едва извинить можно употребленное при нем ухищрение, а еще менее намерение истребить последних приверженцев Ахаавова дома. 615 Он утаен был в клети постельной, и Царст. XI, 2. Так называлась храмина во дворе священников или левитов, потому что в ней находились постели для очередных священников или левитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

321 (Ст. 39 – 42). В Быm. L 23 видно, что Махир был внук Иосифа, и имя его как видно, из настоящего места пользовалось такою известностью, что потомство его называлось «сынами Махира» т. е. составляло почти отдельное колено, что объясняет разделение колена Манассиина на полуколена, из которых одно поселилось за Иорданом, а другое в самой Палестине (Иис. Hab. XVII 5, 7 – 10) Иаир (как мы говорили в прим. 3 гл. XXVII) был потомок Иуды по линии Есрома и причислен к колену Манассии лишь потому, что мать его была наследницею удела наравне с братом своим Галаадом (сыном Махира) в колене Манассиином. Поэтому приводимые нами стихи надо разуметь так, что кроме потомков Махира по мужской линии пошли с ними и потомки его по женской линии (См. 1 Парал. II 21, 22) от Иаира, которые как видно из Второзак. III, 14 покорили Аргов, т. е. северную часть Вассана вплоть, вероятно, до озера Геннисаретского (Кинерета), где еще держались Аморреи после разбития Сигона. (Ср. прим. 16-е м. XXI) Новах не встречается более в Св. Писании, но есть герой легендарных сказаний Самаританского текста книги Иисуса Навина (Еспин). «Селения» (Хавоф Иаир), взятые потомками Иаира в 1 кн. Парал. II 22 названы двадцатью тремя городами хотя в X гл. ст. 4-й кн. Судей их считается тридцать ( два). Вероятно это были маленькие аморрейския поселения, слабо укрепленные, т. е. обнесенные каменною стеною, сложенною из неотесанных камней без извести, как их можно теперь видеть у арабов Палестины и Аравии. Кенаф взятый Новахом отождествляют с существующим ныне городом Кенават, лежащем на западном склоне Хауранской горной группы. Вместе с потомками Махира по линиям мужской Галаада и женской Иаира, кажется шли и некоторые части колена Иудина, на завоевание северной части Вассана и, вероятно сыны Иудины поселились там оседло, потому что иначе не понятно указание кн. Иис. Hab. XIX 34, что удел Неффалима примыкал «к Иуде у Иордана от востока солнца». Поэтому то и удел Иудин в Палестине оказался им просторен (Иис Hab. XIX, 9 ). Заметим, что эта за Иорданская страна, не входившая в землю обетованную прежде всего подверглась опустошению при усилении восточных месопотамских монархий (1 Парад. V, 26). Все три племени жили по-видимому в среде остатков от прежних народов, владевших этою страною. Племена Рувима и Гада не играют никакой замечательной роля в истории Израиля (ср. Cyд. V, 15 – 17 и VIII 4 – 9 о князьях Сокхофа); из племени же Махиритов возник судья Гедеон ( Cyд. VI, 14–15 )

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

442 Наас хотел через сие положить поношение на Израиль XI, 2. Иосиф думает, что сие также должно было сделать народ неспособным к войне, потому что левый глаз часто закрывался щитом. 443 В сем месте между судьями полагается Ведам 1 Царст. XII, 11. Одни почитают его Иаиром, а другие Самсоном. Не лучше ли отдать преимущество греческому тексту, в котором вместо Ведана находится Варак. 446 Некоторые думают, что такое наставление дано было Саулу однажды на все важные случаи, X, 7, а иные, что он имел на сей случай особое повеление. 448 1 Царст. XIII, 5. Число 30.000 колесниц не сообразно ни с пространством земли филистимской, ни с достатком народа, ни с числом 6.000 конницы. Данзий вместо читает воинов тысяча колесничных. 452 Однако брань аммонитская доказывает, что евреи, имели оружие. Войско Саула имело в нем недостаток, вероятно потому, что оно состояло из жителей мест, занятых филистимлянами, и бежало от них в Галгалы торопливо. Притом текст стиха 22 можно разуметь так, что только не у каждого были меч и копье вместе. 454 XIV, 47. Сюда принадлежит счастливая брань заиорданских колен против агарян и некоторых других соседей. I Парал. V, 10, 19 и след. 455 Еще прежде сего Саул поставил памятник, XV, 22, 2 Царст. XVIII, 18, то есть, дал славу прежде себе, а потом уже Богу. 458 И так Иессей имел восемь сынов, 1 Цар. XVII, 12, но в другом месте, I Парал. II, 15, упоминается только семь. Сие опущение не должно казаться странным, ибо книга Паралипоменон упоминает о людях особенно известных потомству, а не содержит поголовной переписи. 461 Голова сия, по взятии Иерусалима, внесена в сей город, а оружие исполина частью положено в дом Давида, XVII, 54, если и здесь не разумеется скиния Давидова, частью в скинии, XXI, 9. 462 При сем случае он спрашивал Давида о его роде, XVII, 55 и след. Из сего заключают некоторые, что сие случилось прежде, нежели он стал известен Саулу через свои гусли. Напротив, если принять сие мнение, то нельзя будет понять, каким образом Давид, удержанный при дворе, XVIII, 2, был одобрен Саулу как неизвестный человек и востребован от отца, XVI, 18 и след, могло статься, что Саул более знал искусство Давида, нежели его лицо, особенно когда видел его во время своих припадков.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

167 (Ст. 34–35). В то время, когда земля разверзается под возмутителями собравшимися около лиц, которые не пошли к Скинии, 250 человек с кадильницами стояли перед Скинией и здесь пожжены огнем «вышедшим от Господа», т. е. как мы понимаем из Скинии, (см. ст. 19 и сравни Левита X). Заметим, что в стихе 25 сказано, что Моисей один пошел к Дафану и Авирону, а Аарон, стоявший перед Скиниею (ст. 18), остался на своем месте перед лицом мужей незаконно принесших курение перед Господом 168 (Ст. 36–40). Приказание отдается Елеазару, а не Аарону, потому, что Первосвященнику ни в каком случае нельзя было касаться мертвых ( Лeb. XXI 11), священник же подвергался обыкновенному очищению. Кадильницы, принесенные хотя незаконно перед Господа, – освятились этим принесением, и не могли быть предназначенными даже в материале для обыкновенного употребления. Вследствие этого они в память события разбиваются в листы для покрытия жертвенника. О том, что израильтянам были знакомы не только холодная ковка, но и другие более сложные металлургические приемы, мы говорили в книге Исхода при разборе сказания об устройстве Скинии. Отныне для Израильтян ясно, что только потомство Аарона может служить пред Господом, как священники и приносить курение. Мы можем заметить, что жертвы приносились лицами и не принадлежащими племени Аарона, как например Гедеоном из племени Манассии ( Cyд. VI 24–26), и Давидом на Гумне Орна Иевуссеянина ( 2Цap. XXIV 18–25). Но курение не дерзал принести пред Господа никто из лиц не принадлежащих к потомству Аарона, кроме Озии царя Иудейского, который был поражен за то проказой (2 Парал. XXVI:18–20) 169 (Ст. 41–42). Из этого отдела мы видим как многочислены были приверженцы погибших, и как это враждебное против Моисея, настроение овладело сильно народом, не смотря на страшную в виду всех казнь начальников, заговора. Мы должны повторить то, что мы уже говорили (ср. примеч. 10 главы XV и пр. 1, 2, 3 rл.XVI), что по-видимому возмущение Корея надо отвести к первым годам странствования в пустыне, а не к последним, точно также, как и сказание гл. XVII о жезле Ааронове, потому, что при Иисусе Навин и даже при Моисее (см. раскаяние народа XXI) молодое поколение рисуется в лучших красках, чем закоренелое в упрямстве испорченное поколение, выведенное из Египта, которое притом как видно из общего взгляда на этот отдел, – главнейшее возмущалось приговором, что оно должно умереть в пустыне (см. слова Дафана и Авирона ст. 14 этой главы) и потому искало другого вождя. Нам кажется, что после возмущения Корея и знамения с жезлом Аароновым, прекращаются возмущения не от веры, а от страха (ср. гл. XVII:12–13), и начинается хотя бесцветная но относительно покойная кочевая жизнь народа в пустыне, и народ как кажется (см. ниже гл. XV: пр. 1-е) даже не был в сборе и кочевал по коленам, родам или семьям на значительном пространстве

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Моисей указывает народу, что Господь – его сила, и что пока с ним Иегова, ему нечего бояться, он одолеет врагов. Так и было при судье Вараке ( Cyд. IV, 15 ), и так обещал Иис. Навин (XVII, 18) колену Ефремову, которое и заняло так называемую гору Ефремову (Сихем с горами самарийскими Гаризимом и Ебалом). Впрочем как замечает кавалер Фолар, с некоторою опытностью хорошо устроенная пехота имела преимущество над тем родом оружия, которое пугало израильтян. Колесницы были по большей части с косами, так по крайней мере Вульгата переводит стих 19-й первой главы Судей. («Quia falcatis curribus abundabant». Так и Саси). Было два средства сделать колесницы бесполезными: первое перебить лошадей: но мы знаем, что израильтяне имели превосходных стрельцов из лука ( Быm. XLVIII, 22; I Парал. VIII, 40) и пращников ( Cyд. XX, 16, I Ц. XVII, 49); второй способ был быстро раздаваться для пропуска колесниц и поражать коней и врагов дротиками. Наконец, есть много оснований думать, что у израильтян известна была колонна подобная фаланге, потому что из Суд. ХХ, 22 видно, что израильтяне «строились в боевой порядок»; а что кроме дротиков и легких коней ( кидон Иис. Hab. VIII, 18 ; ромах Чucл. XXV, 7 ) им известны были и тяжелые копья (ханиф), видно из 1 Ц. XVII, 7, 45; XXVI, 7; 2 Ц. XXI, 19 л др. По всему этому при силе национального духа, и овладев горною страною, Израиль со своей пехотой мог всегда с помощью Иеговы-царя своего побеждать врагов своих. Нам кажется даже что, что Моисей предвидел (Втор, XVII, 16) запрещая будущему царю умножать коней, что сила Израиля должна именно заключаться в стрельцах и в копьеносной пехоте, построенной в фалангах или подобных ей колоннах. 536 (Ст. 2–4). Еспин говорит, что по раввинскому преданию не первосвященник выходил к войску, а один из священников, называвшийся «помазанным войны». Священники эти иногда предводительствовали и войском, как Финеес в войне Мадианитской ( Чucлa XXXI, 6 ); вероятно такие же «помазанные войны» были два сына Илиевы, Офни и Финеес, сопровождавшие ковчег вынесенный против филистимлян (1 Ц, IV, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но именно 455 г. (александрийская Пасха 24 апреля luna xxi, римская 17 апр.; истинное полнолуние (Oppolzer) апреля 18rf4 " " 6 " " Weltzeit), который подал повод к протесту Льва Великого, и неудобен для римской пасхалии: 17-го апреля была тогда luna quartadeeima совершенно неоспоримо! А предшествующее полнолуние приходилось на 19 марта, и воскресенье 20 марта, как luna xvi, оказывалось пасхальным. Впрочем, и сам Лев Великий допускает, что иногда можно назначить Пасху и 22 и 23 апреля (по крайней мере, Великая Пятница тогда не переходит за spatium praefixum 21 апреля); но Пасха 14 апреля — «nimis insolens et aperta trans-gressio est» необычна и есть открытое Уже из этого видно, какова была действительная ценность ораторских возгласов: «Omnium uarietatum necessitas intra epatium praefixum concludatur», «Nee prius nee tardius!» различия необходимо заключены внутри огрижденного пространства!»; «ни раньше, ни И, начав протест в тоне, похожем на «non possumus» не можем» (официальная форма решительного Лев Великий кончил тем, что праздновал Пасху 24 апреля. P.P.S. Некоторые гг. члены Комиссии обратили мое внимание на то, что l " abbe Memain (pp. 19-21) утверждает, что «древним иудеям», chez les juifs anciens, было известно «весеннее равноденствие», equinoxe du printemps. Замечу на это следующее: I. Речь идет о так называемой «teqüphath-nisan». Слово «текуфат» значит буквально circuitus, или revolution, как его переводит Memain, — период, Saison, и в талмудической литературе употребляется для обозначения четвертей года. Под текуфат ближайшим образом разумели момент, с которого данная четверть года начинается. Вычислявшие текуфат-нисан несомненно имели намерение вычислить именно начало весны, момент весеннего равноденствия; но «теку фат-нисан» значит только период нисанский. В этих двух еврейских словах нет ни названия «равноденствие», ни названия «весна». II. Важнее вопрос о древности текуфат. аа) Из библейских мест, на которые Мемэн ссылается (Исход. 34, 22; 1 Цар. 1, 20; 2 Парал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

555 Т.е. от Персидского залива до Средиземного моря. Мы повторяем что мы говорили выше о книге Иова: по-видимому она стала известна и изучалась при Соломоне. Понятно, что если страна Уц находилась близь Персидского залива и устьев Евфрата, то именно во времена Соломона книга Иова могла быть принесена в Палестину 557 Не можем не отметить, что в Пальмире найдены колонны, сделанный из несомненно Египетского гранита. Не умолчав о мнении некоторых, что вместо Тадмор надо читать Тамар (в Палестине), мы укажем, что если 3 Ц. IV, 24 не отрицается и Соломон владычествовал от Типсаха (на Евфрате) до Газы, то какая же возможность отрицать, что он основал Пальмиру? 558 3 Ц. IX, 16. Газер, город, который взял Фараон, находился на севере земли Филистимской, близь Екрона, на границе удела Ефремова. Ср. Иис. Нав. Х, 33 ; XII, 12; XII, 8; XXI, 21; 1 Парад. VI, 67; VII, 28. 559 См. Вилькинсона Manners et. и Ленормана в Premières civilisations pp. 299–303 vol. I (ed. 1874). 561 Ср. Д. IV, 26; X, 28–29 и 2 Парад. IX, 96. «И было у Соломона четыре тысячи стойл для коней»; так говорит Паралипоменон. В тексте же книги Царств сорок тысяч стойл. 564 3 Ц. IX, 27–28, и 2 Парал. VIII, 18. То, что передается во всех переводах словом талант в еврейском обозначается словом, которое означает круг, или шар. Кольца металла с обозначением их веса найдены в Египте (Wilkinson; Pool; Bevan etc.). 565 Естественно, что по вопросу о стране Офир возникло множество мнений. Указание, что корабль «Фарсисский» приходил раз в три года подало повод Станлею (Jewish Church vol. II, lect. 26; p. 163 note) сделать предположение, что корабль Фарсисский (западный, Испанский) обозначает корабль дальнего плавания, отправлявшийся из Тира на западе в Гибралтарский пролив и к берегам Африки, и может быть даже обходивший ее. Сравни Геродота IV, 42, говорящего о трехлетнем плавании Финикиян около Африки при Нехао, которые вышли Чермным морем в плавание и возвратились через Гибралтарский пролив. Если они совершили это плавание при Нехао, т.е. сделали его известным Египтянам в VII столетии, то это не доказывает, чтобы они не знали этого пути прежде, держа его втайне, как они обыкновенно то делали.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010