Она является всепроникающею божественною сущностью наряду с тем «Сущим» (XIII, 1), с «вечным светом», из которого она истекает; мир, созданный «из бесформенной материи», в котором Бог «расположил все мерою и числом» (XI, 21), проникается и образуется этим тончайшим Духом. Мы имеем здесь не простое поэтическое олицетворение, а богословское учение, примиряющее представление о трансцендентном Божестве с представлением об имманентности Его Промысла, Его действия, Его Духа. Это не есть также чисто метафизическая концепция, подобная тем, какие мы находим у эклектиковэтой эпохи, посредствовавших между платонизмом и стоицизмом: становясь самостоятельною ипостасью, Премудрость понимается прежде всего как посредница     –  101  –   откровения: она сохраняла Адама, спасла Ноя, Авраама и других праотцев; она «освободила святой народ» и «вошла в душу служителя Господня (Моисея) и противостала страшным царям чудесами и знамениями. Она воздала святым за труды их, вела их путем дивным и днем была им покровом, а ночью – звездным светом. Она провела их через Чермное море… а врагов их потопила» (X). Она посредствует откровение, и вместе с тем, как «художница всего», она дает и совершенное познание всего сущего – устройства мира, его стихий, его свойств и существ (VII, 17 сл.). Таким образом, Премудрость является космическим началом, принципом универсального разума и нравственного закона – подобно стоическому логосу; и в то же время, подобно логосу последующего богословия, она является началом откровения. Этого мало: самый термин «логос», самое понятие Слова как силы и разума Божества олицетворяется в этой книге. Так, в начале rл. XI говорится о том, что Господь сотворил все «в слове Своем» (ν λγ σου) и своею премудростью устроил человека , а в главе XVIII (14–16) слово Божие олицетворяется в образе ангела: «Сошло с небес (при избиении первенцев египетских) всемогущее Слово Твое ( πανταδναμς σου λγος), как грозный воин. Оно несло острый меч – неизменное Твое веление и, ставши, наполнило все смертию: оно касалось неба и ходило по земле». (Ср. Исх. XII, 35 и 1 Парал. XXI, 16). Правда, из этих мест еще никак нельзя вывести заключения, чтобы «Слово» отожествлялось здесь с Духом Премудрости или являлось особым, самостоятельным олицетворением, хотя будущее учение о Нем, как божественном Разуме, посредствующем между Богом и миром, подготовлялось всем учением «Премудрости».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Итак, на основании сего, предлежащий догмат об очистительном огне должен быть извергнут из Церкви, как приводящий старательных к беспечности и убеждающий их не всеми средствами бороться в настоящей жизни о своем очищении, поскольку, якобы, после смерти ожидается иное очищение. Примечания: 1. In Apophthegmatis Patrum in " Macario " n. 38. P. G. t. 34. col. 257, et in Vitus Patrum lib. III. cap. 172 et lib. VI, libell. 3, 16. P. L. t. 73 c. 797 et 1013. 2. Dionys. De Eccles. hierarch. c. VII, 7 P. G. t. 3, c. 561. 3. P. G. t. 88 c. 1652-57. 4. Gregor. Naz. Orat. 16 n. 9. P. G. t. 35 col. 945. 5. Октоих, субботний канон об усопших, гл. 8, песнь 6, Слава:. 6. Триодь Постная. Суббота мясопустная, канон, п. 1; или в Триоди Цветной, суббота перед Пятидесятницей. 7. Там же. 8. Молитва после освящения Св. Даров. 9. Dionys. Areopag. op. et loc. cit. см. примеч. 28. 10. 2Мак.12,46. 11. Мф.12,32 и парал. 12. 1Кор.11-15. 13. Мф.25,46. 14. Ин.5,29. 15. Пс.49,4. 16. Пс.98,3. 17. Дан.7,10. 18. Chrysost. hom. IX in Epist. I ad Cor. P. G. t. 61. c. 75-82. 19. Basil. Magn. hom. in Psalmum 28 P. G. t. 29. c. 297. 20. Augustin. De Civit. Dei 1. XXI. c. 26. n. 4. P. L. t. 41 c. 745. 21. I Kop. 3, 15. 22. Aug. De Civit. Dei 1. XXI c. 13. P. L. t. 41 c. 728. 23. Gregor. Naz. Orat. 39. n. 19. p. G. t. 36 c. 357. 24. Gregor. Magn. Dialog. lib. IV. cc. 40 tc 55. 25. Ibid. cap. 39. P. L. t. 77 c. 396. 26. Gregor. Naz. Orat. 40, 36. P. G. t. 36 c. 412. 27. Пс.6,7. 28. Пс.37,6-7. 29. Gregor. Naz. Orat. 45 n. 11. P. G. t. 36 c. 637. 30. Orat. cit. n. 46. P. G. t. 36 c. 645. 31. Orat 16, n. 7. P. G. t. 35 c. 944. 32. Лук.16,20 сл. 33. 1Пет.3,19. 34. Joan. Clim. Scala Paradisi grad. IV. P. G. t. 88 c. 780. Перевод на русский язык Архимандрита Амвросия (Погодина) с Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient. Т.15. PP.39-60 Публикуется: Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963//Издательство " ПОСАД "   Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Там же, ст.15. 105 2Кор.6,14. 106 Joann. Damasc. P.G. t. 36, c. 252. 107 Dionys. P.G. t. 3, c. 641. 108 P.G. t. 36, col. 252. 109 P.G. t. 91, col. 136. 110 Здесь непереводимая игра слов. Св. Марк называет Акт Унии не « оρоς», а «оρρоς» — что обозначает «хвост», на основании чего строит свою шутку, говоря: «Ибо достоит таким наименованием почтить их оρρоς, ибо и составили они его, поджав хвосты». 111 Just. Mart. P.G. t. 6, col. 1224. 112 P.G. t. 94, col. 824. 113 2Кор.11,13–4. 114 Рим.16,18 и 2 Тим.2,19. 115 Фил.3,2. 116 Гал.1,8. 117 2Ин.10,11. 118 In Apophthegmatis Patrum in «Macario» n. 38. P. G. t. 34. col. 257, et in Vitus Patrum lib. III. cap. 172 et lib. VI, libell. 3, 16. P. L. t. 73 c. 797 et 1013. 119 Dionys. De Eccles. hierarch. c. VII, 7 P. G. t. 3, c. 561. 120 P. G. t. 88 c. 1652–57. 121 Gregor. Naz. Orat. 16 n. 9. P. G. t. 35 col. 945. 122 Октоих, субботний канон об усопших, гл. 8, песнь 6, Слава:. 123 Триодь Постная. Суббота мясопустная, канон, п. 1; или в Триоди Цветной, суббота перед Пятидесятницей. 124 Там же. 125 Молитва после освящения Св. Даров. 126 Dionys. Areopag. op. et loc. cit. см. примеч. 28. 127 2Мак.12,46. 128 Мф.12,32 и парал. 129 1Кор.11–15. 130 Мф.25,46. 131 Ин.5,29. 132 Пс.49,4. 133 Пс.98,3. 134 Дан.7,10. 135 Chrysost. hom. IX in Epist. I ad Cor. P. G. t. 61. c. 75–82. 136 Basil. Magn. hom. in Psalmum 28 P. G. t. 29. c. 297. 137 Augustin. De Civit. Dei 1. XXI. c. 26. n. 4. P. L. t. 41 c. 745. 138 I Kop. 3, 15. 139 Aug. De Civit. Dei 1. XXI c. 13. P. L. t. 41 c. 728. 140 Gregor. Naz. Orat. 39. n. 19. p. G. t. 36 c. 357. 141 Gregor. Magn. Dialog. lib. IV. cc. 40 tc 55. 142 Ibid. cap. 39. P. L. t. 77 c. 396. 143 Gregor. Naz. Orat. 40, 36. P. G. t. 36 c. 412. 144 Пс.6,7. 145 Пс.37,6–7. 146 Gregor. Naz. Orat. 45 n. 11. P. G. t. 36 c. 637. 147 Orat. cit. n. 46. P. G. t. 36 c. 645. 148 Orat 16, n. 7. P. G. t. 35 c. 944. 149 Лук.16,20 сл. 150 1Пет.3,19. 151 Joan. Clim. Scala Paradisi grad. IV. P. G. t. 88 c. 780. 152 Деян.15,5–6 153 Пс.87,7 154

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

496 См. Speaker« " s Bible, introd. to Job; Smith» " s Biblic. Diet. art. Job. со ссылками на Ветцштейна, Делича и др. 497 У Иезекииля XLVII, ст. 16 и 18, Авран в русск. переводе; в Вульгате Auran в зап. перев. Hauran. Ср. в Фл. Иосифе о положении Аурана в войне, Иуд. кн. I, гл. XV об Ауранитис, составлявшей часть Трахонитиды ( Лyku III, 1 ). (Гл. город был Бостра). Эвальд (Das Bach Ijob, S. 20) помещает страну Уц на юге от Васана, а Спангейм и Розенмюллер (ссылка Smith " " s Biblic Diet.) помещают ее в пустыне на западном берегу Евфрата. 498 См. в Священ. Летописи Второзаконие III, 1–4 и прим. о Васане. Ср. о тучных пажитях и лесах Васанских и о тельцах Васанских. Пс. 21 ст. 13; Иерем. L, 19; Иезек. XXVII, 6; Амоса IV, 1; Михея VII, 14 и мн. др. 499 О племенах исполинских см. в Св. Летописи вступление в гл. XIV Бытия и примечания на текст ст. 5, и примечания на Чucлa XIII, 29 и 34. И ср. в 1 Царств XVII, 4, о Голиафе из Гефы с 2 Ц. XXIII, 8–39 и выше 2 Ц. XXI, 16–22 о богатырях ир рода Рефаимов. Племена эти найдены и в Греции и об них сохранились легенды: такова война с Гигантами. См. в нашем Гезиоде Раб. и Дни четвертое медное поколение и см. в особ, в «Promét hée, Pandore etc.» по указателю: les Géants, и ср. в прилож. к Гезиоду письмо ко мне Катрфажа об этом предмете (стр. 278). 501 Описание болезни проказы см. в вашей Священной Летописи во вступлении в главу XIII книги Левита (т. II Св. Летописи). 503 Speaker " " s commentary in loco. Подробнее об именах друзей Иова и самого Иова см. в Библ. Словаре Смита. 505 Заметим, что в кн. 1 Парал. IV, 15 есть в числе потомков Халева Наам, от которого может быть происходил Софар. Прибавим с другой стороны, что были в местности, носящие имя Наама (или Ноема) приятная. 507 Глава III; с IV главы начинает говорить Елифаз, с VIII главы Вилдад; с XI Софар; с XV-й опять Елифаз, с XVIII Вилдад, с XX Софар; с XXII Елифаз; с XXV Вилдад с перерывами Иова, который кончает в XXXI гл. С XXXII главы говорить Елиуй. 508 Мы в этой части речи Иова отмечаем ст. 14-й главы IIÏ «теперь бы было мне покойно... «с царями»... «которые застроивали для себя пустыни». Здесь видят намек на пирамиды и гробничные постройки Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

556 восхваляющих в наряде священном, выступая пред лицом ополчения, и говорящих: славьте Ягвэ, ибо во век милость Его! И в то время, как стали они хвалить и славословить, воздвиг Ягвэ усобицу у сынов Аммоновых, Моабовых и горы Сеира, пришедших на Иуду, и были они поражены» (2 Парал. XI, 14-22). Сын Иошафата, Иорам, породнившийся с отступническою династией царей Израильских и пошедший их путями, из того же северного царства от его великого пророка получил себе обличение и приговор. «И вступил Иорам на царство отца своего и укрепился и перебил всех братьев своих мечом, а также и из вельмож Израилевых. - - - И ходил путем царей Израильских как делал дом Ахабов, ибо дочь Ахабова была ему женою, и делал зло в очах Ягвэ. - - - И он устроил пирамиды в горах Иудиных, и ввел в блуд жителей Иерусалима и соблазнил Иуду. И пришло к нему письмо от Элиагу (Илии) пророка, гласившее: Так говорит Ягвэ, Бог Давида отца твоего: за то, что не пошел ты путями Иошафата отца твоего и путями Асы царя Иудина; а пошел путями царей Израильских и ввел в блуд Иуду и жителей Иерусалима подобно тому, как блудодействовал дом Ахабов; к тому же и братьев своих, дом отца твоего, лучших тебя, ты убил; — вот Ягвэ поразит поражением великим народ твой и сынов твоих и жен твоих и вое достояние твое: а тебя (самого) болезнями многими, — болезнью внутренностей твоих даже до выпадения внутренностей твоих от болезни со дня на день. — И возбудил Ягвэ на Иорама дух Филистимлян и Арабийцев, что со стороны Кушитов. И порядись они на Иудею и ворвались в нее и забрали все имущество, находившееся в доме царя, а также и сынов его и жен его, и после всего этого поразил его Ягвэ во внутренностях его болезнью неизлечимою» (2 Парал. XXI, 4, 6, 11-18). Деятельность пророков, направленная к утверждению национальной жизни на духовных основах религии Ягвэ, встречала сильное противодействие в иудейской аристократии, образовавшейся со времен Давида и Соломона и склонной к языческому разврату. «И после смерти Иегоядй (первосвященника) пришли вельможи Иудины (сарэй Иегуда) и поклонились царю (Иоашу, внуку Иорамову); тут послушался их царь. И оставили они дом Ягвэ Бога отцов их и служили ашэрам и идолам; и был гнев на Иуду и Иерусалим

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Что же касается коней, то надо помнить, Соломоне, но что мог очень хорошо предвидеть Моисей, имя в виду блуд Израиля с Моавитянками и увлечение народа посредствам женщин к служению Ваал Фегора в Аве Ситтиме. Что же касается коней, то надо помнить, что конь не был рабочим животным в древности, а употреблялся исключительно для войны, для пышности двора, и иногда его держали как животное посвященное солнцу. Во всяком случае в гористой Иудее при отсутствии обширных пастбищ многочисленные и притом бесполезные в экономическом отношении кони были разорением страны. Мы видим из всего этого что читаемое место Второзакония совершенно согласуется со взглядами Моисея, с его опытностью, прозорливостью и наконец с пророческим даром полученным от Господа. 520 (Ст. 18 – 20). И это место соединяли с книгой закона, найденною в храме священником Хилкия при Иоссии (2 Парал. XXXIV, 14). Но что же могло быть естественнее, как упоминая о царе, сказать, что он должен иметь у себя список закона. Моисей рисует царя идеального, как он представляется его уму, а не тех царей, которые при самом величии своем были жестоки и вымогали у народа своего все их силы и богатство. (Ср. 3 Ц. XII, 4–14). Царь по мысли Моисея не был восточным деспотом: он должен был изучать закон, (19) он должен был быть избранным из среды братьев своих израильтян (15), сердце его не должно было надмеваться пред братьями его (ст. 20), и он должен был по всем поступать по закону (ст. 20). Под именем закона кажется следует разуметь не только Второзаконие, но преимущественно «книгу Завета», (Исход XX 22–26; XXI, XXII, XXIII и XXIV, 7; см. о кн. Завета, пр. 19-е гл. XX Исх), в которой изложен древнейший уголовный и гражданский кодекс дарованный Израилю, а также законы кн. Левита напр. главу XI, XVII, XVIII, XIX, XX, XXIII, XXIV, XXV, XXVI, XXVII. (Ст. 3–5). Мы видели в Лeb. VII 34, что священникам представлялось из мирных жертв «грудь потрясания и плечо возношения», кроме того мясо жертвы греха ( Лeb. VI, 26 ) хлебные приношения ( Лев. Х 12–15), а на основании Чucл. XVIII. 9–19 кроме вышеупомянутого и начатки от елея и вина и хлеба и все первенцы, причем «первенцы из людей» выкупались ценою серебра (id.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Потом, посредством внезапного и необыкновенного перехода, Захария переносит нас в эпоху, весьма отличную от эпохи Александра: Филистимляне, эти потомки Хама, вся история которых есть ни что иное, как история их ненависти и войн против Всевечного и Его народа, вот они веруют в Истинного Бога и делаются составной частью Иудейского народа. Я уничтожу высокомерие Филистимлян. Исторгну кровь из уст его, Филистимлянина, кровь которую языческие народы пили при своих жертвоприношениях чистой или смешанной с водой, и мерзости его, мяса, принесенные в жертву идолам, отдалю от зубов его. Он откажется вполне от своего идолослужения, и достанется нашему Богу; Филистимлянин, подобно Еврею, не погибнет всецело, и то, что останется от него, будет спасено духовно ( Uc. I, 9 ). И будет как тясяченачальник в Иуде, он будет иметь такие же права и преимущества, как и народ завета, с которым будет слит. И Екрон будет как Иевусей; после того, как долгое время он обитал в Иерусалиме в общении с Евреями, которые не могли изгнать его от себя, он был побежден Давидом и введен в состав теократии, как доказывает это пример Орны ( 2Цap. XXIV. I Парал. XXI), Это пророчество исполнилось при Маккавеях, завоевавших страну Филистимлян, которая, во время Иисуса Христа, составляла часть Иудеи на тех же правах, как и страны, занятые прежде Двенадцатью Коленами. Позже, одна часть Филистимлян приняла христианскую веру, и Епископы Газы, Аскалона и Азота присутствовали на соборах четвертого, пятого и шестого веков; между тем как Филистимляне, оставшиеся язычниками, ознаменовали себя, особенно при Юлиане Отступнике, своей смертельной враждой к ученикам Спасителя. – 7. Между тем, какой будет жребий Иуды и Иерусалима, когда завоеватель, который должен прийти с севера, разрушит прибрежные города? Всевечный, который обетовал, что будет огненной стеной вокруг Иерусалима (II, 5), ополчится ( Nc. XXXIII ), в это военное время, для того, чтобы защищать свой дом, храм, возобновленный Зоровавелем – от всякого войска которое явится пред ним, от всякого врага, который будет проходить вперед и назад. И не будет более проходить по ним, как наводнящая и опустошающая река, никакой притеснитель; ибо ныне Моими очами Я буду взирать на Мой народ, все опасности которого Я вижу, и которому Я готов всегда помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

26. Ин. 1:26 . Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Ин. 1:33 ; Мф. 3:11 ; Мал. 3:1, 4:1 27. Ин. 1:27 . Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Ин. 1:15, 30 . Иоанн сказал им и пр.: смысл ответа Иоаннова тот, что его крещение есть только предварительное крещение, приготовительное к тому крещению, какое будет совершать пришедший уже Мессия, к крещению Духом Святым и огнём ( Мф. 3 и прим. и парал.). Посланные, как видно, не поняли предшествующего ответа Иоаннова о себе как предтече (ст. 23), может быть, потому, что книжники указанного места из пророка Исаии не считали относящимся к Мессии и Его предтече, а потому и спросили – почему же он крестит, если он не Мессия, не предтеча Его в их смысле. Иоанн теперь яснее открывает им о себе как предтече (хотя не в их смысле) уже пришедшего Мессии и в этом указывает своё право и обязанность крестить, хотя это крещение есть только ещё предварительное. Теперь посланные могли яснее понять – кто такой Иоанн; не говорит же яснее о себе и Христе, оставляя место их вере, ибо вера, прежде всего, нужна, чтобы прийти к Мессии и вступить в Его начинавшее устрояться царство. – Я крещу в воде: см. прим. к Мф. 3 и парал. – Стоит среди вас: выражение, означающее не то, что в настоящую минуту Он стоит – находится между вами, но вообще – явился уже, пришёл к народу Своему, живёт между ними. – Которого вы не знаете: выражение указывает на вопрос посланных – что же ты крестишь, если ты не Христос; эта форма вопроса предполагает, что они не знают ещё явившегося среди них Мессию – Иисуса из Назарета. Если и узнан и принят Он был при крещении, то лишь некоторыми; вообще же иудеи ещё не знали Его. Он-то Идущий и пр.: см. прим. к ст. 15. – Я недостоин и пр. см. прим. к Мк. 1:7 , и парал. 28. Ин. 1:28 . Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. Ин. 10:40 Это происходило: т. е. этот разговор Иоанна с посланными к нему от Иерусалимского Синедриона. – В Вифаваре: в весьма многих древних рукописях стоит – в Вифании. Может быть, местечко носило два имени, как это бывало в Палестине, бывает и везде. Во всяком случае, это не та Вифания, которая находилась близ Иерусалима, ибо об этой прямо замечается, что она была при Иордане. Ориген нашёл поселение с названием Вифавара почти прямо против Иерихона на восточном (Перейском или Галаадском) берегу Иордана. Здесь, вероятно, и крестил Иоанн, избрав место близ большого торгового города для удобства желавших креститься и слушать его проповедь о явившемся Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

558 они богов Эдомских. И вышел Иоаш царь Израильский, и померились ои и Амацьягу царь Иудин в Бэт-Шэмэше, что в Иуде. И был поражен Иуда от Израиля, и побежали каждый в шатер свой. И Амацьягу царя Иудина, сына Иоаша, сына Иоахазова, захватил Иоаш царь Израильский в Бэт-Шэмэше» (2 Парал. XXV, 14-23). О сыне Амацьягу, Иззиягу мы читаем, что он обращался к Богу «во дни Зекарьягу, разумевшего видения Божия (гам-мэбш биреот га-элогим), и во дни обращения его к Ягвэ соблюдал его Бог» (2 Парал. XXVI, 5). «Но как стал он силен, возгордилось сердце его до погибели и преступил он против Ягвэ Бога своего; и вошел он в храм Ягвэ, чтобы воскурить на жертвеннике курений. И пошел за ним Азарьягу первосвященник и с ним священников Ягвэ семьдесят человек мужественных. И стали против Иззиягу царя и сказали ему: не тебе, Иззиягу, воскурят Ягвэ, а священникам воскурят, сынам Аароновым, посвященным; выйди из святилища, ибо преступил ты, и не в славу (это) тебе от Ягвэ Бога. — И разгневался Иззиягу, — а в руке у него кадильница для воскурения, — и когда разгневался он на священников, проказа показалась на лбу его пред лицом священников в доме Ягвэ и жертвенника курений. И обратился к нему Азарьягу священник главный и все священники, и вот у него проказа на лбу его, и поскорей вывели его оттуда, да и сам он спешил уйти, ибо поразил его Ягвэ. И был Иззиягу царь прокаженным до дня смерти своей и жил в доме для больных проказою, ибо отлучен он был от дома Ягвэ. И Иотам, сын его, (поставленный) над домом царским, судил народ земли» (2 Парал. XXVI, 16-21). XX. В то время как еврейское государство, разделенное и развращаемое царями отступниками, вое более и более оказывалось неспособным к исполнению своей теократической задачи, религиозное сознание еврейства росло и крепло под непрерывным действием целого ряда пророков — «людей Божиих, разумеющих видения Божии». Таким образом приближался провиденциальный час политического падения и религиозного возрождения Израиля. В то же 559 время появилось на всемирно-историческом поприще и назначенное Провидением орудие для этого акта теократической истории — великое ассирийское царство, первая из мировых монархий, послуживших земным судьбам царства Божия.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

– «А потому», что она оказала более любви, благодарности, преданности, раскаяния в грехах, «прощаются грехи ее многие»: она освобождается от ответственности за грехи свои, как бы много их ни было, ибо она явила великое раскаяние, веру и любовь и тем самым обнаружила решимость вести жизнь чистую. – «А кому мало прощается, меньше любит»: указание на самого Симона, прикровенное, из которого однако он мог понять, что, так как он не оказал обычных знаков приязни и любви к Христу, хотя и принял Его к себе в дом, то ему меньше прощается, хотя все же прощается за некоторое расположение его к Нему. – Теперь смысл притчи для Симона должен был быть ясен, равно как и для возлежащих с ними. Христос есть заимодавец, которому должны все люди, между ними – и Симон с женщиной. Все и они перед Ним грешники, и не могут сами освободиться от грехов своих. Женщина более грешна, Симон – менее, но женщина более явила раскаяния в грехах, веры и любви к Спасителю, Симон менее. Потому женщине более прощается, Симону менее; женщина – грешница – стала выше его, фарисея, перед очами правды Божией. Вот почему Господь, видящий тайны сердца человеческого и намерения и побуждения действий человека, дозволил этой жене-грешнице прикасаться к Нему, что так смутило Симона и возбудило в нем ложное мнение, что Христос не пророк (ст. 39); из этого он должен понять, что Христос не только пророк, но и больше пророка. «Поскольку ты сказал, что Я не пророк, так как я не распознал, что она грешница: то вот Я обличаю помышления твоего сердца, чтобы ты знал, что Я знаю как сокрытое в тебе, так еще более знаю относящееся до нее, что знают и многие другие» (ФеоФил.). – «Прощаются тебе грехи»: см. прим. к Мф.9 и дал. и парал. Лк.7:49–50 . «Возлежащие с Ним»: вероятно фарисеи же, которых пригласил к себе Симон по случаю пришествия к нему Христова. – Кто это и пр.: см. Лк.5и парал. Это очевидно упрек Христу в мнимом богохульстве, какой они нередко делали Ему, когда Он изрекал прощение грехов; только здесь они не высказывают его открыто; а про себя, глухим ропотом между собой. Может быть, предупреждая более открытое выражение этого ропота, который мог обрушиться на эту же женщину и смутить сладостный мир души ее от милосердных слов Господа, простившего грехи ее, Господь кротко дает ей намек уйти от этих холодных и жестоких мнимо-добродетельных и строгих судей: «иди с миром: вера твоя спасла тебя» (ср. Мф.9:22 . Мк.5и прим. и парал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010