и правителем Мурьхертахом Мак Лохланном (1136-1166), к-рый согласился поддержать сторонников церковной реформы, добившись отречения М. и компенсации для рода Кланн Синах (см.: Gwynn. 1992. P. 215-217; Ó Doibhlin. 2004. P. 14; Flanagan. 2005. P. 924). Когда М. покинул Ард-Маху, в его юрисдикции остались еп-ства Дун и Коннере в Сев.-Вост. Ирландии (см.: Gwynn. 1992. P. 214). Св. Бернард Клервоский утверждал, что М. «вернулся в свой диоцез, но не в Коннере»: уступив это еп-ство др. человеку (по-видимому, Маэл Патрику О Банану († 1174)), он принял управление диоцезом Дун. Резиденция М. располагалась скорее всего в мон-ре Беннхор (см.: Flanagan. 2010. P. 106). Первое путешествие в Рим (1139-1140) Вскоре после смерти брата М. решил совершить путешествие в Рим, чтобы ходатайствовать перед папой Иннокентием II об утверждении системы ирл. диоцезов, установленной на Соборе в Рат-Бресале (1111). Согласно св. Бернарду Клервоскому, он хотел получить паллии для архиепископов Ард-Махи и Кашела. Перед тем как М. отправился на континент, папский легат Гилберт, еп. Лимерикский, отказался от своих полномочий (см.: Ibid. P. 53-54). В Йорке М. познакомился со св. Вальтеофом (Вальдефом; † 1159), августинским приором Керкема и буд. аббатом Мелроза. Увидев, что свите епископа не хватает лошадей, Вальтеоф подарил М. собственного коня, на котором тот впосл. ездил до самой смерти. Во время посещения Йорка епископ встретил также некоего святого человека по имени Сикар, обладавшего даром пророчества (его отождествляют с пресв. Сигаром (Сигхере) из Ньюболда, автором сказания о видении Орма; см.: Ibid. P. 121-122). Возможно, М. посетил цистерцианские аббатства Риво и Фаунтинс ( Holdsworth Ch. J. Bernard as a Father Abbot//A Companion to Bernard of Clairvaux/Ed. B. P. McGuire. Leiden; Boston, 2011. P. 194). Однако св. Бернард упоминает только о том, что епископ останавливался в аббатстве Клерво, где он сразу подружился с аббатом и монахами. Из др. источников известно, что М. посетил также августинское аббатство Арруэз близ Арраса, к-рым управлял аббат Гервасий. Изучив дисциплинарные и богослужебные правила (consuetudines) мон-ря, М. велел скопировать их, решив, что они будут полезны для духовенства соборных церквей в Ирландии (см.: Flanagan. 2010. P. 136-143).

http://pravenc.ru/text/2561708.html

Э. жил в Кондере, затем отправился в Миде и основал мон-рь Ланн-Эло. Впосл. его почитали как «второго покровителя» Кондере (ipse est secundus patronus eiusdem ciuitatis). Житие св. Мак Ниссе, основателя Кондере, сохранилось в поздней сокращенной версии; в нем сообщается, что Мак Ниссе, сопровождая святых Патрикия и Бригиту, посетил место, где впосл. был основан мон-рь Ланн-Эло, и увидел там ангелов, спускавшихся на землю и поднимавшихся на небеса. Св. Патрикий предложил ему возвести на этом месте церковь, но Мак Ниссе предсказал, что через 60 лет его родственник К. Э. построит здесь знаменитый монастырь ( Heist. Vitae. P. 406). По мнению исследователей, тесные отношения общин Ланн-Эло и Кондере были связаны с тем, что К. Э. принадлежал к туату Дал Сальни, управлявшему Кондере. По преданию, на землях соседнего туата Дал м-Буан некогда жил св. Патрикий; в юности он был рабом правителя (или друида) Милиукка мокку Буана. Считалось, что Мак Ниссе был учеником св. Патрикия. Поэтому К. Э. почитал св. Патрикия и, возможно, составил гимн в его честь ( Doherty. 1991. P. 89-90; Charles-Edwards. 2000. P. 54-67). Согласно Житию К. Э., воспитанником К. Э. был Димма Дуб, ставший «святым и ученым мужем, помощником и защитником всех церквей Ирландии» (sanctus et sapiens, et omnibus ecclesiis Hibernie adiutor et protector erit). Скорее всего речь идет о еп. Димме Дубе († 659), к-рый возглавлял Кондере; вместе с др. влиятельными церковными деятелями Сев. Ирландии он упоминается в послании администраторов Папского престола 640 г. ( Beda. Hist. eccl. II 19). В анналах о Ланн-Эло впервые говорится под 740 г. (кончина св. Брана из Ланн-Эло); в VIII-XI вв. церковные общины Ланн-Эло и Кондере нередко возглавлял один человек с титулом «аббат» (778, 867, 917), позднее - «наследник Мак Ниссе и Колмана Эло» (954, 956, 963, 976, 1038). Имя Ку Крутне († 817), «книжника» (scriba) и настоятеля (princeps) Ланн-Эло, означает «пес круитни» и указывает на его связь с племенами Дал н-Аради. К союзу Кондере и Ланн-Эло присоединилась община Латрах-Бриун (ныне Ларабрайан, графство Килдэр) (запись под 901 г.); ее основатель св.

http://pravenc.ru/text/1841768.html

944 Смар. Минеи Чет. митр. Мак. ркп. Син. биб. 996, л. 751. Измар. рук. Сол. биб. 270, л. 89–96. Пролог 5 июня и 26 июля. Опис. Сол. биб. 571 стр. Златоструй, 259, л. 463–464. 954 Смар. Мин. митр. Мак. рук. Син. библ. 996, л. 752. Изм. рук. Сол. библ. 270, л. 94–95 и 241об. 965 Припомним настоятельные просьбы Настасьи к Дунаю не стрелять по ней из лука, а дать ей «спустити на свет свои семены – поотродити младенца». Рыбник., 1, 458 стр. 998 Из всех подобных стихов, напечатанных в пятом томе сборника Бессонова «Калеки перехожие», мы сделали сводный стих. Страницы, откуда заимствованы стихи, обозначены при самых стихах. 999 Мы тоже сделали сводный стих. В основу положен стих «Про душу великой грешницы», напечатанный в Лет. Рус. Нар. Лит. 1 т. 1018 Вопрос об эсхатологических сочинениях и влиянии их на народные духовные стихи разработан в сочинении г. Сахарова «Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи». Тула, 1879 г. 1019 «Прение живота со смертию» – повесть рус. происхождения, встречается в рукоп. XVII стол. Учёные Зап. И. Ак. Наук. Очерк лит. ист. стар. повест. 135 стр. 1021 Летоп. рус. литер. 1 т., 2 отд., 96–8. Буслаев. Рус. нар. песни. Лубочн. карт. Снегир. 54 стр. Ровин. IV, 555 и дал. 1023 Слово о небесных силах, 47 г., 8, 6 стр. Чт. И. Об. Ист. и Др. Сахаров. Эсхатол. сочинения и сказания, 186 стр. 1026 Припомним, как в сказании о Моисее дьявол оспаривает у арх. Михаила тело Моисея. Палея. Апокр. Сказ. И.Я. Порф. Зап. И. А. Наук, 17 т. 1066 Минеи Чет. митр. Мак. окт. 2. О видении рая 99–100. Сахар. Эсхат. сочин. и сказания, 224 стр. 1074 Подробно рассмотрен нами этот вопрос в статье «Воспитатели русского народа в древней Руси», Вятские Епарх. Ведомости, 1883 г., 7, 15 и 18. Читать далее Источник: Влияние церковного учения и древне-русской духовной письменности на миросозерцание русского народа, и в частности на народную словесность, в древний допетровский период/соч. Алексея Попова.- Казань : Тип. Императорского Ун-та, 1883. - 408, IV, II с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Черкес-Кермен, урочище. Неизвестная церковь. Храм Донаторов Церковь. Не действует.   Год постройки:приблизительно 1300 - 1400. Адрес: Республика Крым, Бахчисарайский р-он, с. Красный Мак Координаты: 44.611507, 33.726932 Проезд:Автобус Бахчисарай - Красный Мак, далее пешком почти до Эски-Кермен, через ворота частного хозяйства по соседней балке до разветвления, 100 метров вправо и затем в гору влево (есть отчетливая тропа). На своем автомобиле можно доехать до ворот частного хозяйства Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью " Храм Донаторов " находится в верховьях балки Черкес-Кермен. Храм получил свое условное название по сюжету росписей, изображающих семью донаторов, или ктиторов, церкви. Церковь подпрямоугольней формы, размерами 5,1х3,2х2,5м. Апсида подковообразная (1,5х1,8х2,2м), расположена не по центру наоса, но смещена к югу. К апсиде примыкает синтрон шириной 0,22м, высотой до 0,45м, в который " встроен " престол трапециевидной формы высотой 0,65м, шириной до 0,55м. В северной стене вырублены две ниши 0,59х0,5х0,14м нижняя и 0,66х0,54 х 0,18м верхняя. По мнению Н.Репникова, одна из них - жертвенник. К востоку от последней есть еще одна ниша 0,37х0,3 х 0,19м. В южной стене на высоте 0,52м находится сиденье. Апсида отделялась от наоса алтарной преградой, сохранившейся на высоту до 0,35м. По предположению О. Домбровского, в позднее время алтарная преграда была наращена иконостасом. По центру алтарной преграды, в месте царских врат, вырублены ступеньки, ведущие в алтарь. Наос храма прямоугольный. По его периметру расположена скамья 0,32х0,3м. Северная стена вырублена двумя аркосолевидным углублениями. Здесь, в скамье, имеется небольшое углубление, возможно, для деревянных конструкций. На стыке северной и западной стен также есть аркосолевидная вырубка. В южной стене, в восточной части, вырублено окно, размерами 0,46 х 0,58м.

http://sobory.ru/article/?object=04741

2000 г. стр. 61. 294 Там же, стр. 198. 295 Там же. 296 «Поучение предогласительное», п. 16. То же самое близко к тексту говорит святой Василий Великий в беседе, побудительной к крещению, в «Творениях святых отцов», том 8, стр. 233. 297 Св. Григорий Богослов. « Слово на святое крещение». В «Творениях святых отцов», том III, стр. 277. 298 Ad illumin. Cateh n.3 а также и в Act homil XI, n2. 299 «Краткое изложение Божественных догматов», гл. 18. 300 Протопресвитер Николай Афанасьев . Вступление в Церковь. Изд. “Паломник”. М. 1993 г. стр. 101. 301 “Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов”. Одесса. изд. “Черноморье” 1992 г. стр. 8–9. 302 Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие. Изд. Одесса ОБС ЕХБ “Богомыслие” 1998 г. стр. 449. 303 П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 42. 304 «Сторожевая башня», Нью-Йорк, 1992, 1 ноября, стр. 23. 305 “Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов”. Одесса. изд. “Черноморье” 1992 г. стр. 105. 306 Генри Кларенс Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Изд. “Логос”. СПб. 1994 г. стр. 354. 307 П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 42. 308 Толкование на послание к римлянам, кн. V, гл. 6. 309 П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 42. 310 Катехизис. Изд. Киев. 1991 г. стр. 303. 311 Сэмюель Уолдрон. Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. изд. “Мирт”. СПб. 2000 г. стр. 409. 312 Иаков Козлов. Вопросы и ответы. Ч.1. Изд. USA. 1991 г. стр. 54. 313 “Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов”. Одесса. изд. “Черноморье” 1992 г. стр. 96. 314 “Дети не нуждаются в крещении. Христос говорит, что таковых есть Царствие Божие ( Лк. 18:16 )”. П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 44. 315 «Против ересей». Книга II , 22; а также кн. V ‚15. 316 Алистер Мак-Грат. «Введение в христианское богословие» изд. ОДСЕХБ. Одесса, 1998 г. стр. 449. 317 П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 44. 318 Сэмюель Уолдрон. Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. изд. “Мирт”. СПб. 2000 г. стр. 405. 319 “Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов”.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

420 Он подписывался иногда так: Domnus Bosphorensis, а иногда так: Provinciae Bosphori Domnus Bosphorensis. Правосл. Собес. 1886 г., янв. кн. 34. По словам прот. Родионова (стр. 80) в деяниях вселенских соборов, изданных в Казани в 1859 г. в русском переводе, Домн не упомянут в числе отцов 1 вселенского собора. 421 Ист. преосв. Мак. 86–87. Кондор. IV, ч. 16, стр. 54–55. Струк. 9–12. Родион. 30–32. – По словам Кондораки, последний митрополит на Керченском полуострове был Анфим монемвасийский, Но он только жил в Еникале, скончался там и погребен, но ни откуда не видно, чтобы он управлял босфорской епархией. 428 Год смерти его неизвестен, но если он был на седьмом вселенском соборе, под актом которого сохранилась его подпись, – то он скончался, конечно, не ранее 787 г. – Там же, стр. 175. 435 Ист. Пр. Макария. 68. Пам. христ. Струкова 9. Кондор. IV, а. 16, стр. 51. Сократ называет его еп. готфским, а Евсевий – скифским. В некоторых списках есть подпись: де Gothis Theophilus Bosphoritanus, а в иных: Provinciae Gotiae Theophilus, Gotiac metropolis. Правосл. Соб. 1886 г., янв. кн. 34. 438 Ист. христ. Пр. Макария 74. Прав. Соб. см выше. 54. Кондораки помещает его сряду после Феофила IV, ч. 16, стр. 51. 439 «Меня уведомили готфы, будто Улпила, этот дивный епископ, которого я не так давно рукоположил и послал к готфам, скончался... Боюсь я, что готфам поставят епископа такие люди, которые сделали церкви столько зла, и посвятят кого-нибудь в епископа без разбора». Письма Златоуста к Олимпиаде, изд. 1853 г., стр. 231–232. 441 О храме «в Памятниках христианства» Струкова, стр. 37–40, где прило­жен и рисунок открытого храма, в ст., помещенной в Тавр. еп. ведомостях за 1871 г. 23 и составленной Священником Алекс. Накрониным, который сам принимал участие в раскопках, а в Зап. Од. Общ. VIII, 311–316. Город Феодоро был на скале Мангупе. 442 Упоминаются без имени иерархи, присутствовавшие в синодальных собраниях в сентябре 1347 г., в сентябре и ноябре 1382 г., в январе 1383 г., в сен­тябре 1389 г., в 1399 и 1401 годах. Зап. Од. Общ. VI, 472–473. Кондор. IV, ч. 16, стр. 53.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

456. «Прощения и оставления» — συγγνμην κα φεσιν; первое — извинение, снисхождение; второе — полное прощение; «грехов и прегрешений» — αμαρτιν κα πλημμελημτων; первое — большие грехи; второе — грехи нерадения, упущения. См. ниже др. сл. перевод. 457. «Кончины», τ τλη — множ. число, потому что такая кончина испрашивается для всех молящихся; «безболезненны» — δυνα, δς — тяжкая боль, как при родах; «ответ», πολογαν — оправдание; «судище», βμα — трибуна судии. 458. Молитва за верных выслушивалась коленопреклонно. 459. Ангел — устроитель мира; следовательно, Ангел со специальным служением; ср. Енох. 52, 5; 53, 4; 54, 4; 56, 2; 60, 24; Василий Великий. Пис. 11. Отцы упоминают и других Ангелов с особым служением: Ангела покаяния — Ерма. Вид. 5, 7; Климент Александрийский. Какой богач спасется, 42; Ангела молитвы — Тертуллиан. О мол., 12; Ангела крещения — он же, О крещ., 4–5 и проч. (Funk F. Didascalia et Constitutiones apostolorum. Paderb., 1906, I, на это место). 460. Апостольские Постановления. VIII, 36, 37. 461.  Златоуст. На 2 Кор. бесед. 2. Может быть, здесь перифраз. 462. Собр. др. лит. II, 192. 463.  Петровский А. Апост. лит. вост. церк., 70. 464.  Swainson. The Gr. lit., 234, 235. Дмитриевский А Богосл. стр. и пасх. седм., 304. 465.  Сырку. Лит. труды патр. Евфимия, II, 194. 466.  Прот. Орлов. Лит. Василия Великого, 153–155. 467.  Toscam. Ad typica graecorum, 52. Дмитриевский Α. Τυπικ, 607. Ркп. Моск. Типогр. библ. л. 18 об. 468.  Дмитриевский Α. Ευχολγια, 12, 1002. 469.  Симеон Солунский. О бож. мол., 339 (303); 354 (318). 470. Λιτ у Гомера, хотя еще означает и обыкновенную просьбу (Одиссея, XI, 34), но λιτα у него — олицетворенные покаянные молитвы, дочери Зевса, следующие за злой богиней " Ατη и исправляющие ее разрушения (Илиада, IX, 52); у классиков же (Пиндара, трагиков) слово имеет только религиозное значение; позднее появляется синонимичное слово λιτανεα, употребляющееся о молитве у LXX (2 Мак. 2, 16; 5, 5; 10, 16, Дионис. Галикар. I b. и др.); о религиозной процессии λιτανεα впервые в IV b. у Иоанна Златоуста, Василия Великого, λιτ, должно быть, впервые в VI b. и у греков становится преобладающим в этом значении (Феодор Чтец VI b., Луг духовный), тогда как у латинян второе. Подробн. цитаты: Раре Griech. — Deutsch. Handwort., II, 1, 54. Sophocles. Gr. lex., 716.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

21 Пешехон. отв. 14, 15, 68 и др. Эти новшества и погрешности называются «не касающимися до повреждения существа членов веры о Бозе», и говорится прямо, что Церковь Великороссийская «о Бозе и свойствах божественных не погрешила, но точию о преданиях» (отв. 16, д. 38). 22 Ист. Русск. раск., известн. под им. стар. Мак. Еп. Винн. 1855 г. стр. 241. Все эти мысли высказываются особенно ясно в указанных нами выше (прим. 12) раскольнических сочинениях об антихристе. Подробно мы будем говорить об них после. 23 Меч. дух. ч. III, гл. X, л. 452–453; особенно в книге «о скрытии священства и прекращении бескровные жертвы во время всемирного веры отступления». Впрочем, беспоповцы говорят, что с пришествием антихриста прекратились на земле те только таинства, которых, по их мнению, не может совершать мирянин, следов. крещение и покаяние, которые будто бы можно совершать и простому верующему, еще существуют, только впрочем у беспоповцев, а православное крещение есть не более, как «всезлобная погибель и страшная смерть вечная» (кн. об ант. ст. 9, д. 54 об., особенно ст. 30); «покаяния же несть православным», как принявшим печать антихриста (там же ст. 20). 24 Мысль об антихристе, впрочем, и в самые первые времена раскола служила для расколоучителей средством обольщать простой народ и внушать ему отвращение от православной Церкви. «О сем проклятом Васке Шапошникове, пишет Игнатий Тобольский, поведа моему смирению, Томского города, из монастыря преподобного Алексия человека Божия, монах престарелый, именем Гурий. Яко внегда ему в Томской пришедшу, от тех же учеников проклятого еретика Дометиана Тюменского, и наченшу смущати жители града Томска, яко да отступят от святые церкве, – и да не ходят молитвы ради в Церковь Божью: свиставше им яко змий и глаголаше: яко всяк, рече, входяй в нынешния церкви осквернится и антихристу будет раб. Таковыми проклятый сей еретик худами скверняше Церковь святую (см. Прав. Собес. 1855 г. кн. 2, стр. 131). Тоже говорит он об одном расколоучителе в пределах Каргоподьских (там же стр. 111– 120). Тоже самое говорит и патриарх Иоаким о расколоучителях, действовавших в его время в Москве (Ув. дух. д. 54 об. и 55). В сочинениях раскольнических об антихристе, после клевет на православную Церковь, постоянно встречаются следующего рода выражения; «от него же (учения православной Церкви) Господь нас да избавит и во благоухании Евангельстем всех да воспитает» (кн. об антихр. ст. 13), или: «от сицевые прелести (т. е. от собрания антихристом чад расточенных, под чем раскольники разумеют заботы прав. Церкви об обращении их), да соблюдет нас Господь и сохранит, и в води своей к вечному царствию да наставит» (там же ст. 19). И еще: «его же антихриста и его козней, и прелести да избавит нас Господь Бог» (кн. об ант. из 28 разд. д. 5 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

71 Об этом преподавателе ревизор отозвался, что он, «может учить с весьма хорошим, учил с довольным, надеется учить с полным успехом». 74 Книга, известная под именем катехизиса Петра Могилы , или «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви восточной», – сочинена, по поручению митр. киевского Петра Могилы , первым ректором Киево-могилянской коллегии Исаиею Трофимовичем, читана и одобрена на собор малороссийских епископов в Киеве (1640 г.), потом на соборе Ясском, где присутствовали и епископы греческие и молдавские, наконец одобрена и подписана всеми восточными патриархами, и признается символическою книгою православной церкви. (Ист. Киев. акад. Мак. Булгакова, стр. 80. Ср. Филарета Черн. Обзор дух. лит. изд. 1884 г. 193.) Но в то время, как на востоке книга имела большее распространение, у нас некоторое время она была как бы в забвении. По распоряжению св. Синода, она издана при Петре I в 1722 году; спустя сто лет, она переведена на русский язык бакалавром петерб. акад. Колоколовым и только к концу 1830-х годов введена в курс семинарского преподавания, по желанию обер-прокурора гр. Пратасова, советовавшегося, впрочем, об этом, как говорят, с преосв. Иннокентием Борисовым . Но введение катехизиса Петра Могилы в семинарский курс было неожиданно для тогдашнего духовенства и, как выразился будто бы обер-священник Кутневич, составляло дело известной партии. (Воспом. Ростисл. о Пет. акад. Вестн. Евр. 1883 г. IX. 237); тем более, что в нем встречаются мысли странные, напр. что грешат против второй заповеди и те, которые «превращают людей в овец и других животных». (Пр. Исп. Ч. III, вопр. 54), не говоря уже о том, что «в нем, по замечанию Филарета Черниг., – есть несколько мнений схоластики, не очень удачных, напр. о Форме и материи таинств, о творении душ... Тогда (в XVII в.) особенно боялись папизма и старались говорить его языком». (Обз. дух. лит. стр. 194). Подражанием латинству Филарет митр. московский объясняет и внесение в Православное Исповедание церковных заповедей, (в письме к архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интерьер ц. прп. Симеона Столпника с росписью. Нач. XXI в. Интерьер ц. прп. Симеона Столпника с росписью. Нач. XXI в. Другие строения на столпе. В зап. стороне верхней площадки был расположен марани, найдено 8 зарытых в землю квеври (больших амфор для хранения вина и воды). Верхняя площадка столпа, окруженная оградой, выстроена из добытых на хребте камней на известковом растворе, в нижнем ряду кладки сохранились впадины диаметром 20-25 см: возможно, это отверстия для крепежа столбов, использовавшихся для установки здесь небольшого балкона. Неск. лет назад на столпе была построена монашеская келья малых размеров. С зап. стороны столпа, на 10 м ниже уровня верхней площадки, в скале высечена т. н. келья столпника (2,6×2 м) прямоугольной формы с входом и 2 окнами. Ее исследовали в 2005 г. Строения под столпом. Однонефная ц. во имя прп. Симеона Столпника реконструирована на древнем фундаменте и расписана. У подножия столпа находится небольшая пещера, где ставят свечи женщины (им запрещено подниматься наверх). Исследователи считают, что здесь была крипта (археологический материал отсутствует). Возле столпа находится частично руинированная келья. Рядом с церковью выстроены гостевой дом и здание для братии мон-ря и работников. Возведена ограда. Святыни. Т. н. болнисский крест высечен на скале с вост. стороны столпа на уровне земли. Он установлен на вертикальной основе, под которой находятся 3 горизонтальные линии, что соответствует изображению ступенчатого постамента. По сторонам черенка к постаменту спускаются 2 прерывистые линии. Окружность, в к-рую вписан крест, орнаментирована зигзагообразной линией, что схоже с декором др. болнисских крестов (в Болнисском Сионе , в Джвари и в др. церквах Картли ). В монастыре хранятся 2 реликвии XVI-XVII вв., найденные во время раскопок: сребропозлащенные с растительным стилизованным орнаментом накладки на Евангелие, украшенные агатом, и глиняный кувшин для воды. Лит.: Церетели Г. Кацхис Свети//Квали (Наследие). Тифлис, 1895. 40. С. 10 (на груз. яз.); он же. Археол. прогулка по Квирильскому ущелью//МАК. 1898. Вып. 7. С. 82-92; Готуа Л. Тайна Кацхис Свети//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1945. 1. С. 36-54 (на груз. яз.); Цинцадзе В. Кацхис Свети//Моамбе (Бюллетень)/АН Груз. ССР. Тбилиси, 1946. Вып. 8. С. 557-564 (на груз. яз.); он же. Кацхис Свети - памятник груз. зодчества V-VI вв.//Дзеглис мегобари (Друзья памятников древности). Тбилиси, 1964. 3. С. 52-55, 91 (на груз. яз.); он же. Нек-рые вопросы защиты ансамбля Кацхис Свети//Там же. Тбилиси, 1974. 35. С. 58-61 (на груз. яз.); Беридзе В. Древнегруз. зодчество. Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); Гуниа И. Муж. мон-рь Кацхис Свети// Он же. Мон-ри Грузии. Тбилиси, 2005. С. 154-155 (на груз. яз.); Цабадзе З. Кацхис Свети: Мон-рь//Натлиа (Крещение). Тбилиси, 2009. 3. С. 37-38; 4. С. 31 (на груз. яз.); Гагошидзе Г. Кацхис Свети//Academia. Тбилиси, 2010. 1. С. 55-68 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1683963.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010