Причины, возбуждающие к милости    Первая. Милость — великая добродетель, которой человек милостивому Богу уподобляется.    Вторая. Милостивые помилованы будут (Мф. 5:7).    Третья. За милость Царство Небесное обещается (Мф. 25:34).    Четвертая. Кто милует нищего, взаймы дает Богу, от Которого в будущем веке непременно получит воздаяние.    Пятая. Чем больше милость, тем большее и вознаграждение будет за милость: «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6).    Шестая. Суд без милости будет не сотворившим милости (Иак. 2:13). И Христос немило­стивых в огонь вечный отсылает. Если же немилостивых, которые не дают от своего, Христос отсылает в огонь вечный, то что будет тем, которые чужое добро грабят? XXIV. Примирение с ближним     «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой», — говорит Христос (Мф. 5:23—24). Святой Златоуст об этом    Бог такое попечение имеет о примирении нашем, что изволяет жертве Своей быть не совершенной, и службе оставленной, пока вражда и гнев не прекратятся (Книга 1 о сокрушении, к Димитрию).    Чем более кто отвращается от ищущего примирения, тем большую себе собирает казнь (Книга 2, беседа 20 о вражде, к народу антиохийскому, л. 205).    Кто для славы человеческой примиряется с ближним, тот лишается воздаяния (Там же).    Со всяким должно примиряться, сколько бы тебе кто ни причинил зла (Там же).    Поспешить должно нам с оскорбившими нас примириться, праведно ли, или неправедно они на нас гневаются (Беседа на слова: «если враг твой голоден», и прочее (Рим.12:20). Том 3, л.170).    Примирение с братом — истинная жертва Богу (Беседа 16 на евангелиста Матфея, гл. 16). Рассуждение о примирении с ближним    Живущим в обществе трудно как-нибудь не оскорбить друг друга; для того и нужно примирение. В примирении необходимо:    Первое. Оскорбившему должно испросить прощение у оскорбленного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Корабль, плывший по Средиземному морю, внезапно попал в страшный шторм. Громадные волны грозили вот- вот потопить суд­но. Люди потеряли всякую надежду — гибель казалась им неотвра­тимой. Восстает бурный ветер и высоко поднимает волны, [ко­торые] восходят до небес, нисходят до бездны; душа [человека] истаивает в бедствии (Пс 106. 25–26). В столь решительную минуту морякам пришла спасительная мысль обратиться с молит­вой к святому Николаю, которого никто из них никогда не видел, но все слышали, что Мирликийский архиепископ является скорым помощником в бедах. Корабельщики стали взывать к милостивому Николаю, и надежда на Божьего угодника не обманула их. Святи­тель, словно ангел, тотчас появился на корме судна и произнес: «Вы звали меня, и я пришел избавить вас от смерти». Ободрив экипаж, подражатель Христа Николай усмирил море, как некогда сделал это Сам Спаситель. И исполнилось слово Гос­пода: Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит (Ин 14. 12). Воистину, верный слуга Божий повелевал морем и ветром, и они были ему послушны. Господь превращает бурю в ти­шину, и волны умолкают. И веселятся, что они утихли, и Он приводит их [людей] к желанной пристани (Пс 106. 29–30). При легком попутном ветре святой направил судно к берегу и стал невидим. Живыми и невредимыми моряки прибыли в Миры. В городе корабельщики пошли в соборную церковь, чтобы найти своего благодетеля и поклониться ему. В это время Николай находился в храме среди клириков. Мореплаватели сразу узнали доброго пастыря и припали к его ногам. Они рассказали собравшимся в церкви людям о том, как святитель по первому их зову чудесным образом явился во время бури на тону­щий корабль и избавил всех от неминуемой смерти в морской пучине. Но великий заступник не только сохранил корабельщикам жизнь, он проявил ревностное попечение о спасении их душ. Про­зорливый старец увидел укоренившуюся в моряках порочность. Привычка к разврату, корыстолюбивый нрав и несправедливость к людям требовали врачевания, как тяжкие болезни. «Братья, умоляю вас, поразмыслите и исправьте свою жизнь, обратите ваши сердца и мысли на путь, угодный Богу, — стал уве­щевать мореплавателей славный учитель целомудрия и воздержа­ния Николай. — Можно скрыть свои грехи от людей и даже слыть за праведников, но от Бога ничего нельзя утаить. В Священном Писании сказано: Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце (1 Цар 16. 7). Творите добрые дела и сохраняйте чистоту души и тела. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор 3. 16–17). Живите благочестиво, и Господь будет вашей надежной крепостью во всех испытаниях.

http://patriarchia.ru/db/text/70543.html

Первая. Милость – великая добродетель, которой человек милостивому Богу уподобляется. Вторая. Милостивые помилованы будут (Мф. 5:7). Третья. За милость Царство Небесное обещается (Мф. 25:34). Четвертая. Кто милует нищего, взаймы дает Богу, от Которого в будущем веке непременно получит воздаяние. Пятая. Чем больше милость, тем большее и вознаграждение будет за милость: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9:6). Шестая. Суд без милости будет не сотворившим милости (Иак. 2:13). И Христос немилостивых в огонь вечный отсылает. Если же немилостивых, которые не дают от своего, Христос отсылает в огонь вечный, то что будет тем, которые чужое добро грабят? XXIV. Примирение с ближним   Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой, – говорит Христос (Мф. 5:23–24).   Святой Златоуст об этом Бог такое попечение имеет о примирении нашем, что изволяет жертве Своей быть не совершенной, и службе оставленной, пока вражда и гнев не прекратятся (Книга 1 о сокрушении, к Димитрию). Чем более кто отвращается от ищущего примирения, тем большую себе собирает казнь (Книга 2, беседа 20 о вражде, к народу антиохийскому, л. 205). Кто для славы человеческой примиряется с ближним, тот лишается воздаяния (Там же). Со всяким должно примиряться, сколько бы тебе кто ни причинил зла (Там же). Поспешить должно нам с оскорбившими нас примириться, праведно ли, или неправедно они на нас гневаются (Беседа на слова: если враг твой голоден, и прочее (Рим.12:20). Том 3, л.170). Примирение с братом – истинная жертва Богу (Беседа 16 на евангелиста Матфея, гл. 16).   Рассуждение о примирении с ближним Живущим в обществе трудно как-нибудь не оскорбить друг друга; для того и нужно примирение. В примирении необходимо: Первое. Оскорбившему должно испросить прощение у оскорбленного. Второе. Оскорбленному должно простить, по слову Христову: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6:14; смотри об этом в рассуждении об оставлении согрешений ближнему).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

На взгляд некоторых современных толкователей, то, что Иосиф… и Матерь Его дивились сказанному о Нем, вступает в противоречие с предыдущими откровениями об Иисусе, и они делают вывод, что в первоначальном рассказе этих откровений не содержалось. Однако удивление — неизбежный мотив в повествовании о чуде. Оно уместно хотя бы потому, что Иосиф и Мария впервые слышат, причем из уст незнакомца, пророчество о том, что Иисус принесет спасение язычникам. Пророческую речь Симеона, обращенную к Марии, открывает важнейший образ Писания — камень, положенный Богом, который вызывает преткновение и падение людей и одновременно лежит в основании Божиего строения. Эта метафора, принадлежащая Исайе, играет огромную роль в богословии НЗ (Рим 9:33; 1 Пет 2:6–8; Лк 20:17–18). Глагол ke…mai ‘лежать’ употреблен в том же смысле, как и полагаю в основание на Сионе камень в Ис 28:16. Падение и восстание многих в Израиле — выражение, точно соответствующее смыслу Ис 8:14–15 (И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля и многие из них преткнутся и упадут, и разобьются) и Ис 28:16 (верующий в него не постыдится), хотя восстание (слово означающее также ‘воскресение’) не гармонирует с буквальным смыслом образа. Вслед за этим Симеон говорит об Иисусе как о знамении пререкаемом ( shme‹on 18 , то есть Он Сам станет Знамением (как и в 2:12), которое будет отвергаться и оспариваться людьми. Здесь мысль Симеона прерывается парентетическим 19 выражением и Тебе Самой оружие пройдет душу, напоминающем о Пс 36:15. Без сомнения, он говорит о страдании, которое постигнет Марию в результате отвержения людьми Ее Сына, увенчивающемся Страстями (Ин 19:25–27). Здесь же он упоминает и осуждение противящихся Ему, ибо dialogismTj означает в Евангелиях скорее ‘дурное помышление’, чем вообще помышление, см. 5:22; 6:8; 9:46–47; 24:38; Мк 7:21. Слово pollon ‘многих’ может, как и в ст. 34, означать ‘всех’. Глагол ‘открываться’ обнаруживается в близком смысле в 1 Кор 14:25, и у его значения имеется юридический нюанс.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Дружба и любовь непрочны, делает он безотрадный вывод, испытав на себе немощь человеческих чувств, замешанных на самолюбии, ревности, зависти, человекоугодии. Какое тяжкое прозрение! “Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня. Пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их. Зову слугу моего, и он не откликается; устами своими я должен умолять его, — плачет сердце Иова. — Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего. Даже малые дети презирают меня: поднимаюсь, и они издеваются надо мною. Гнушаются мною все наперсники мои, и те, которых я любил, обратились против меня” (Иов 19:14–19); “люди отверженные, люди без имени, отребье земли удаляются от меня и не удерживают плевать пред лицем моим” (Иов 30:8,10). Мало того, Иов стал “посмешищем для друга своего”, — человек, “который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем — человек праведный, непорочный” (Иов 12:4)! И Иов, мужественно перенеся все постигшие его скорби, оставаясь непоколебимым в своей верности Богу после всех испытаний, которые только может помыслить человек, не выдерживает семидневного молчания друзей своих, этих “сынов века сего” (см. Лк 16:8), на сердцах которых, ослепленных страстями, лежит покрывало неведения (2 Кор 3:15). Пред ним впервые предстает разверзнутая пропасть отчуждения, которую не могут, оказывается, преодолеть даже самые близкие ему люди. Но Иова приводят в смятение не споры и жестокие доказательства той правоты, на которой начинают вскоре настаивать друзья его и, желая превратить ночь в день, а “свет приблизить к лицу тьмы” (Иов 17:12), стараются убедить Иова, что он страдает за свое нечестие (Иов 15:5), — он оставался бы, по его словам, при этом спокойным (Иов 17:2), — но как потерпеть бессердечие друзей, видящих его при смерти и не стыдящихся обвинять его в пустословии (Иов 11:3)! Именно это окамененное нечувствие , при котором слова друга теряют смысл, убивает Иова. Все предательства можно перенести, только не предательства тех, с кем имеешь духовное родство, на чье взаимопонимание рассчитывал. “Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне” (Иов 3:25). Что может быть ужаснее для человека, имеющего любящее сердце, чем пытка одиночеством? “До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою” (Иов 6:7), — не потому ли, что те, которых он любил, обратились против него (Иов 19:19)?

http://pravmir.ru/lyubov-bozhestvennaya-...

Богодухновенность священных книг ясно засвидетельствована самим их содержанием. Они 1)   открывают нам тайны Божественной жизни, то есть такие истины, до которых человеческий разум сам своими силами дойти не мог и не может. Кроме того, они 2)   содержат в себе пророчества, то есть предсказания об отдаленных и нередко чудесных событиях будущего, предвидеть которые за сотни и тысячи лет никакой человеческий ум не был в состоянии. Имеются, наконец, и  в священных книгах 3)  прямые указания на их Богодухновенность. Так, в них постоянно встречаются выражения: «сказал Господь мне», «было слово Господне ко Мне» и т.д. Сам Господь говорит о Давиде, что «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» ( Марк. 12:36 ). Апостол Петр также говорит о ветхозаветных писателях, что «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки» ( 2Петр 1 : 21 ). А апостол Павел своему возлюбленному ученику Тимофею решительно свидетельствует: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения» ( 2Тим. 3:16 ). О новозаветных писаниях святой апостол Павел говорит: «Мы приняли не Духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами – но изученными от Духа Святаго» ( 1Кор. 2:12–13 ). Ту же мысль выражает апостол, когда говорит, что они, апостолы, «ум Христов имеют»,что их проповеди не человеческое слово, но воистину слово Божие, что они проповедуют «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2:7) или когда изображает необычайное благотворное действие евангельской проповеди на душу человеческую такими словами: «ибо слово Божие живо действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). Вот эти-то книги, содержащие в себе «глаголы жизни вечной», и являются первым и главным источником истины христианского вероучения вообще и, прежде всего – догматов. Священное Предание

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010