В Мф 15:14 пословица применена к фарисеям и изображает судьбу их самих и их последователей, ср. Мф 23:16,24 и Рим 2:19. Контекст, в котором изречение приводится у Луки, не содержит никаких следов антифарисейской полемики, — скорей здесь прослеживается связь с упоминанием сучка и бревна в ст. 41. В те времена, когда книг было мало, изречение об ученике и учителе имело более очевидный смысл, чем в наши дни, так как познания ученика обычно полностью зависели от знаний учителя. У Матфея за этим изречением следует параллельное ему изречение о слуге и господине (Мф 10:24) с дальнейшей параллелью в Ин 13:16; 15:20, где сравниваются также посланник и пославший. Всякий, кто усовершенствуется ( станет равен своему учителю; употребленный здесь глагол katart…zw ‘ис­правлять’ означает взаимное наставление членов Церкви (Гал 6:1) или их просвещение Богом (1 Кор 1:10; 2 Кор 13:11 [в синодальном переводе неточно: соединены — Реф.]; 1 Фес 3:10; Евр 13:21; 1 Пет 5:10). Изречение о сучке и бревне имеет вид пословицы, может быть, распространенной в то время, и находит параллели в раввинистической литературе — так, рабби Тарфону (ок. 100 г. по Р. Х.) приписываются слова «Я удивлюсь, если найдется хоть кто-нибудь в роде сем, который примет слово порицания. Если человеку говорят: “Вынь сучок из своего глаза”, он отвечает на это: “Вынь бревно из своего”»; классические параллели обнаруживаются у Плутарха и у Горация. Изречение о дереве и плодах дважды встречается у Матфея (7:15–20 и 12:33–35), причем во второй раз — там, где говорится о хуле на Духа Святого. Это поучение адресовано фарисеям и выглядит как предупреждение им, но также может рассматриваться как наставление ученикам, предупреждающее их об опасности лжеучителей. Не совсем ясно, что означает в данном случае прилагательное saprTj ‘худой’ применительно к плоду и к дереву; оно может означать ‘гнилой’, но также и ‘беспо­лез­ный, плохой’. Ввиду ст. 44 можно думать, что Лука подразумевал дерево, не приносящее полезных плодов, а у Матфея в обоих случаях скорее имеется в виду гнилое дерево, что подразумевается в Мф 7:17–19.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Лицемерие было самой характерной чертой этих приживал: «…Сотрапезники, вообще, назывались «паразитами», но в этом слове сначала не было ничего укоризненного, как впоследствии. После паразитами стали называться дармоеды, шуты, приживальщики, приходившие к богатым обедать иногда без зова, сделавшие искусством житье за чужой счет. Паразиты приноравливались к нравам и привычкам своих патронов. Паразит Филиппа Македонского завязывал свой здоровый глаз, выходя с царем, у которого был завязан потерянный глаз; хромал, когда Филипп хромал – он был ранен в ногу. Паразит Александра Македонского не упустил заметить на жалобы Александра, что ему надоедают мухи: «Муха, напившаяся твоей крови, победит прочих мух…Паразит был жалкое создание в доме богача. За ним присматривал распорядитель стола – амфитрион, наблюдал, достаточно ли он лестью платит за съедаемые кушанья, заслуживает ли он быть приглашенным после. Иногда над таким паразитом шутили, трунили, делали его посмешищем всех, иногда били, и…кормили в награду за оскорбление» (Андреев В. Классический мир – Греция и Рим. Указ. соч. С. 104, 286).     Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия. М., 1990. Репринт, 1891. С. 592-593. « В Израиле в рабство попадали люди, захваченные в военных действиях (Втор. 20, 10-18)… Если в рабство по особой нужде продавался израильтянин (Исх. 21, 4, 6), то после 6-ти лет он выходил на волю (Исх. 21, 2) с выплатой положенной мзды (Втор. 15, 13), но только в случае, если он не желал добровольно остаться в семействе, которому принадлежал. Закон защищал и рабынь (Исх. 21, 7-11; Лев. 19, 20-22)…Иногда происходили нарушения закона об освобождении рабов (Иер. 34, 8), известны случаи выкупа рабов во время плена (Неем. 5, 8). В качестве домочадцев рабы могли принимать участие в религиозных праздниках (Втор. 12, 18), и через обрезание (Быт. 17, 12) принимались в общину» (Die Religion in Geschichte und Gegenwart. Auflage 3. Band 6. Tuebingen, 1986. S. 101).     «Новый Завет отражает современные ему воззрения на рабство, например, в притчах (Мф. 18, 23-35; 25, 14-30; Лк. 12, 35-48) и нормах поведения (Лк. 17, 7-10). Терминами, заимствованными из рабовладения и захвата пленных? Павел описывает необходимость избавления человека и домостроительства спасения (напр., Рим. 6, 15-23). Одновременно он уравнивает состояние свободного человека и раба – через крещение оба становятся одно во Христе (Гал. 3, 28), и, ожидая близкое пришествие Спасителя (парусию), призывает новообращенных из рабов оставаться в своем звании и подчиняться своим господам теперь уже по религиозным мотивам, господ обязывает относиться к рабам умеренно и по-братски (1. Кор. 7, 20-24)…Таким образом, он стремится не преодолеть рабство, а сделать его более гуманным» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 9. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 2000. S. 656-657).

http://pravoslavie.ru/36741.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

А Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления (Деян. 13:36 – 37). 3) Но то скажу нам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления (1 Кор. 15:50). Разберем эти места. 1)Место из прор. Иеремии (8, 1 – 2) штундисты обыкновенно предъявляют простакам из православных, которые любят слушать, когда читают» от божественного», сами не зная грамоты, или новичкам – сектантам. Когда речь идет о мощах, штундисты внушительно говорят: „буде ще таке время, що пороскыдают оти мощи; ось, нате, прочитайте». „Хорошо знающим Слово Божие“ сектанты предъявляют тексты под цифр. 2 и 3. В Иерем. 8, 1 – 2 пророк возвещает народу еврейскому горькую участь, как следствие его непослушания закону и пророкам и – идолослужения. За то, что иудеи првносили человеческие жертвы на требище Тофетовом, в долине Енномовой (Иер. 7:30 – 34), Господь отистит га грехи идолопоклонства даже давно умершим и предаст кости их посрамлению пред теми идолами, которых они искали и которым покланялись (снеси Иер. 16, 4 и 34. 20). 2) Приводимое сектантами место из кн. Деяний нисколько не говорит против почитания мощей, ибо в ветхом завете весь человек и телом и душей был под законом, был рабом сатане, и только во времена благодати в новом завете воплощение Сына Божия освятило наше бренное тело, соделав его храмом Св. Духа (1 Кор. 6:19; снеси 3, 16 – 17). Но и в ветх. завете некоторые праведники провидят уже это освящение нашего тела. Св. прор. Давид говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление (Пс. 15:10). Эти слова, прежде всего, исполнились на первенце из мертвых – Христе Спасителе, но Его благодать изливается и на верующих в Него. А премудрый Соломон прямо говорит, что Бог создал человека для нетления (Премудр. 2:23). 3)В первом послании к Коринф. в 15 гл. излагается апостолом учение о воскресении мертвых. Взяв для сопоставления образ вз природы (15, 37), св. апостол говорит, что погребенное тленное тело должно замениться нетленным, душевное духовным. Нынешнфе наше тело предназначено только для земли и потому не может войти в царствие Божие; для сего последнего нужно другое тело небесное (15, 50); как произойдет такая перемена с нашим телом, ап.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

Итак, осмотрись, возлюбленный, и мерзкого гордости идола выброси из твоего сердца; и с того седалища, на котором сидишь и почитаешь себя, сойди, и там дай место Господу Сил, Которому со страхом поклоняются Ангелы и вся тварь служит; и воздавай Ему славу Его, и хвалу Его, и честь Его, и поклоняйся Ему духом и истиною (Ин. 4:23), и почитай Его как Бога и Создателя своего. Ему единому подобает всякая слава, честь и поклонение. Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божий (1 Кор. 6:20). Убойтесь Бога и воздайте Ему славу (Откр. 14:7). Все делайте во славу Божию (1 Кор. 10:31). 157. При случае подобное вспоминается   Видим, что человек при случае подобное вспоминает; когда видит что или слышит, что-то подобное ему на память приходит. Например, когда видит ученый человек в школу идущего ученика, вспоминает, как и сам в школу ходил; земледелец, видя другого земледельца, землю возделывающего, вспоминает и свое земледелие, и прочее. Христианин! Вспоминай и ты при случае подобное, что к созиданию души твоей относится. Видишь, как смиренно, кротко и благоразумно или дети пред отцом своим, или рабы пред господином своим, или подвластные пред властью своею, ходят и обращаются, вспомни, что мы пред Богом, как Вездесущим и на все смотрящим, ходим, живем и обращаемся, мыслим, говорим и делаем. Если человеки пред человеками со страхом и благочинно ходят, и всего берегутся, чтобы их не прогневать и наказанию не подпасть; тем более нам должно пред Богом нашим со страхом и благоговением ходить, жить и обращаться, и ничего не делать, что воле Его святой противно. Ибо везде, где ни находимся, пред Богом находимся, как Вездесущим. Ибо Бог везде и на всяком месте, как о том во псалме 138-м и прочих местах Святого Писания свидетельствуется, хотя мы Его и не видим, – ибо видеть Его невозможно, – и как Он на всяком месте есть, не понимаем. Берегись пред Богом грешить, да не познаешь на себе мстительную руку Его. Стыдишься человека, тем более должно стыдиться Бога. Угождаешь человеку, тем более должно угождать Богу. Боишься человека, тем более должно бояться Бога, Которого вся тварь боится и трепещет. Бог наш огонь есть, поядающий нечествующих (Евр. 12:29; Втор. 4:24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

16 Деген менен, Уззияны диретли оны менменсип алып келди. Ол удайы Жаратан Ийеге деген садылыын бузып, ттетки ттетилетуын орында ттетки ушын, Жаратан Ийени Ибадатханасына кирди. 17 Азария менен Жаратан Ийени сексен батыр патшаны изинен ишке кирип, 18 патшаны жолын тосып, оан былай деди: «Уззия, Жаратан Ийеге арнап ттетки аыыз жо! Ттетки – бул Харон урпаларынан болан баышланан иси. Мухаддес орыннан шыып кети! Сиз жынаята ол урдыыз. удай Ийе де бул исиизди маулламайды». 19 Ттетки ушын, хош ийисли затлар салынан табаны олына услап туран Уззия атты Сол оларды кз алдында Уззияны малайында жаман тери кеселлигини даы пайда болды. Бул Жаратан Ийени Ибадатханасындаы ттетки ттетилетуын орын жанында жз берген еди. 20 Бас Азария м барлы патшаа араанда, оны малайында жаман тери кеселлиги пайда боланын крди м оны сырта асыты. Патшаны зи де Жаратан Ийени жазасына жолыанын тсинип, ол жерден асыты. 21 Ол бир мир жаман тери кеселлигинен утыла алмады. Сонлытан ол Жаратан Ийени Ибадатханасына кире алмай, блек бир йде жасады. Сарайды м лке халын оны улы Йотам басарды. 22 Уззияны баса ислерин басынан аырына дейин, Амос улы пайамбар Ийшая жазып алдыран. 23 Уззия лип, ата-бабаларына осыланда, жаман тери кеселлиги менен себепли, патшалар ойылатуын бирге емес, ал оны асындаы атыза жерленди. Оны орнына улы Йотам патша болды.   27   Яуда патшасы Йотам   1 Йотам жигирма бес жасында патша болды м Ерусалимде он алты жыл патшалы етти. Оны анасыны аты Еруша болып, ол Садо деген адамны ызы еди. 2 Йотам да кеси Уззияа усап, Жаратан Ийени нзеринде болан ислерди иследи. Оны кесинен айырмашлыы, ол Жаратан Ийени Ибадатханасына бастырып кирмеди. Деген менен, халы ете берди. 3 Йотам Жаратан Ийени Ибадатханасыны жоары салдырды м ала Офел тбешигиндеги блегин олап, лкен жумыслар иследи. 4 Буннан тысары, патша Яуданы лкесине бир анша алалар урдырды, орманлы жерлерге оранлар менен минаралар салдырды. 5 Ол аммонларды патшасы менен урысып, жеиске еристи. Сол жылы аммонлар Йотама салы ретинде жз талант гмис, он мы кор бийдай м он мы кор арпа тледи. Екинши, шинши жылы да олар солай иследи. 6 Йотам удайы Жаратан Ийеге бойсынып жасааны ушын, диретли патшаа айланды. 7 Йотамны баса ислери, жргизген барлы урыслары м баса ис-рекетлери Израил м Яуда патшаларыны жылнама китабында жазылан. 8 Йотам жигирма бес жасында патша болды м Ерусалимде он алты жыл патшалы етти. 9 Йотам лип, ата-бабаларына осылды м аласына жерленди. Оны орнына улы Ахаз патша болды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В правиле сказано “после Крещения.” Это значит, что требование его распространяется на тех, кто уже является христианином. Зонара поясняет: “Мы веруем, что божественная баня святого крещения, омывает всякую скверну… и никакой грех, совершенный кем-либо до крещения, не может воспрепятствовать новокрещенному для принятия его в священство.” Впрочем, надо иметь в виду, что если кто-нибудь был крещен, будучи женат и продолжал жить с женой после крещения, то это и есть его первый брак. Правило упоминает еще как препятствие для принятия священства, если кто “наложницу имел.” Это означает, что не может стать священником лицо, состоявшее в незаконном, внебрачном сожительстве с женщиной, также и, так наз., гражданском браке. Следующее, 18-е правило, дополняет указанные выше ограничения еще и тем, что супруга кандидата в священство тоже должна быть чистой жизни. Ср. Ап. 18; 6 Всел. 3; Василия Вел. 12. Осн: Лев. 21:7,13; 1 Тим. 3:2-13; Тит. 1:5–6. 18. Взявший в супружество вдову или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быть ни епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще состоять в списке священного чина. Осн: Лев. 21:14; 1 Кор. 6:16. Семейная жизнь священника должна служить примером для его паствы (1 Тим. 3:2–8; Тит. 1:6–9). Ср. 6 Всел. 3 и 26; Неокес. 8; Василия Вел. 27. 19. Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире. Сие Апостольское правило постановлено для тех, которые в таковое супружество вступив еще в язычестве, оставались в сем беззаконном сожитии некоторое время и после Крещения. А которые после Крещения не оставались более в таком супружеском сожитии, те согласно 5-му правилу Св. Феофана Александрийского, могут быть терпимы в клире, потому что грех языческого жития очищен святым Крещением. Осн: Лев. 18:7-14; 20:11–21; Мф. 14:4. Ср. 6 Всел. 26 и 54; Неокес. 2; Василия Вел. 23, 77, 87; Феофила Алекс. 5. 20. Если кто-нибудь из клира даст себя порукой за кого-либо, тот да будет извержен. Настоящее правило имеет в виду поручительство, даваемое клириком по материальным делам. 30 пр. 4 Всел. Собора, впрочем, допускает поручительство для защиты клириков, обвиняемых неправильно или по недоразумению “как праведное и человеколюбивое дело.” Поэтому Вальсамон в толковании этого правила поясняет, что оно не запрещает клирикам и они не будут подвергаться прещению, если являются поручителями за какого-нибудь бедняка или по каким-либо иным благочестивым побуждениям. Ср. 4 Всел. 3 и 30.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

2. Если мы стараемся своими добрыми делами приобрести славу от людей, а не ищем славы от Бога; то этим мы показываем, что мир для нас выше Бога, и слава человеческая — лучше славы Божьей ( Иоан. 12:43 ). а) Поступая так, мы не можем назваться истинно-верующими христианами ( Иоан. 5:44 ); мы нарушаем обет крещения, которым обещались служить одному Богу; не удостоимся славы Божьей (1 Царст. 2:30 ). б) Поэтому и заповедано христианам не сообразоваться с духом мира сего ( Рим. 12:2 ). 3. Кто своими добрыми делами домогается единственно славы от людей, тот не может быть истинно добрым человеком и становится лицемером. а) Предназначая свое дело не для Бога , а для людей, такой человек делает добро более всего там, где могут о нем узнать, и менее всего или даже вовсе не делает его там, где оно может остаться втайне. б) Не имея истинной любви к добру , человек, живущий напоказ, приучается, незаметно для самого себя, к лицемерию и обману. A какой приговор изрекает Господь лицемерам?! ( Мф. 23:27; 5:20 ). Как опасно ожесточаться против евангельских истин (ст.34) Мы рассматриваем: 1. Как это бывает. Человек ожесточается против истин евангелия: а) посредством упорного коснения в грехе , когда он не ищет и не принимает сердцем и душей возвещаемого ему спасения ( Мф. 23:27 ; Деян. 28:27 ; Прит. 23:35 ; Прит. 18:3 ); б) посредством открытой вражды , когда он становится явным или тайным врагом евангелия (ст.34; ср. Исх. 5:2 ; Иоан. 6:60 ; l Кор. 1:18 ). 2. Как это опасно. Презрение к истинам евангельским сопровождается следствиями: а) что человек не принимает , наконец, очевиднейших доказательств откровенных истин Божиих (фарисеи — в тексте); б) что он начинает богохульствовать над всем священнейшим; в) что он подвергается временной и вечной погибели. 3. Как можно предостеречь себя от этого. а) Подчиниться в всем слову Христа , ибо оно есть слово Божие; б) повиноваться во всем Святой Церкви ; в) пользоваться с верностью приобретенной нами или другими духовной опытностью и познаниями. II. Апостольское чтение. Зачало (116): к Римлянам 15:1–7

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Из книг «Первых пророков» евр. Библии в НЗ, бесспорно, цитируются, причем именно как богословски авторитетные тексты, 1-3-я Книги Царств (=1-2-я Книги Самуила и 1-я Книга Царей евр. Библии). Ср.: 1 Цар 13. 14 и Деян 13. 22; 2 Цар 7. 14 и 2 Кор 6. 18; 2 Цар 7. 14 и Евр 1. 5; 2 Цар 22. 50 и Рим 15. 9; 3 Цар 19. 10, 14 и Рим 11. 3; 3 Цар 19. 18 и Рим 11. 4. Что касается остальных книг «Первых пророков», то такие сопоставления как 4 Цар 1. 10 с Лк 9. 54 и Откр 11. 5; 20. 9 выглядят весьма натянутыми. Но поскольку «Первые пророки» (т. е. «девтерономическая история») с глубокой древности представляли собой единый корпус, нет оснований сомневаться, что те авторы НЗ, к-рые цитируют 1-3-ю Книги Царств, знали и чтили как Писание весь этот корпус. Из числа книг «Последующих пророков» в НЗ цитируются как Писание Книги прор. Исаии, прор. Иеремии, прор. Иезекииля и большая часть книг малых пророков. Поскольку библеисты полагают, что корпус книг из 12 малых пророков достаточно рано (не позднее III в. до Р. Х.) оформился как единая книга, можно уверенно сказать, что весь этот корпус был одинаково авторитетным для авторов НЗ. Сложнее обстоит дело с книгами, которые в евр. Библии относятся к 3-му разделу. В НЗ нет ни цитат из них, ни однозначных аллюзий на Книги Ездры, Неемии, Руфь, Песни Песней Соломона, Екклесиаста, Плач Иеремии и Книгу Есфири. Отсутствие этих книг (в особенности 5 «свитков») трудно объяснить случайностью; возможно, корпус книг, к-рые авторы НЗ рассматривали как богословски авторитетные, отличался от масоретского канона. В этой связи следует вспомнить, что Книга Есфири - единственная книга ветхозаветного канона, не найденная в Кумране, что в раввинистической лит-ре содержатся упоминания о сомнениях отдельных раввинов в каноническом достоинстве Книг Екклесиаста, Есфири и Песни Песней Соломона, а также что в нек-рых раннехристианских списках Книга Есфири не включена в число канонических книг. Упоминание «Захарии, убитого между жертвенником и храмом» (Лк 11. 50-51; Мф 23. 35) скорее всего отсылает к рассказу об убийстве Захарии, сына Иодая священника, в 2 Пар 24. 20-21. Поскольку в параллельном изложении иудейской истории в Книгах Царей (Царств) такого рассказа нет, его упоминание может считаться доказательством того, что Книги Хроник (Паралипоменон) были известны в той среде, в к-рой создавался НЗ. Правда, в Мф 23. 35 Захария назван не сыном Иодая, а сыном Варахииным (видимо, в результате отождествления с автором библейской Книги прор. Захарии - «Захарией сыном Варахииным»); это может указывать на знакомство не столько с Книгами Паралипоменон, сколько с преданиями, пересказывающими их содержание.

http://pravenc.ru/text/Канон ...

14 1 Цар. (в католической традиции 1 Самуила) 12:3. 15 1 Цар. 12:4. 16 Пс. 98:6-7. 17 В оригинале praesul, что обычно значит «предстоятель», «прелат», но здесь переводится как «защитник». 18 1 Тим. 6:10. 19 1 Кор. 6:9-10. 20 Король Кеолвулф, которому посвящена «История» Беды, был родственником Эгберта. 21 Числ. 11:16. 22 Митрополит-в данном случае то же, что архиепископ. Беда постоянно призывал к выделению Нортумбрийской церкви в отдельное архиепископство, независимое от Кентербери. 23 Большинство деятелей церкви, напротив, выступали против учреждения центров епархий в монастырях. Эта точка зрения победила-ни Уирмут, ни Ярроу так и не стали епископскими кафедрами. 24 В данном письме Беда несколько раз использует пословицы, очевидно, бытовавшие в англосаксонской народной культуре или заимствованные из письменной традиции. Интерес к фольклору был характерен для церковной литературы VIII в.; можно вспомнить англосаксонские стихи и загадки Альдхельма и сборник загадок архиепископа Татвина. 25 Ис. 58:6. 26 Имеются в виду королевские воины (гезиты), которых за службу награждали поместьями. В римское время ветеранами назывались отставные солдаты, получавшие участки земли в провинциях; из них состояло население многих римских городов в Британии. 27 О том же говорит известное монашеское правило св. Бенедикта Нурсийского, написанное еще в VI в. 28 Еще одна пословица, неизвестная по другим источникам. 29 Имеются в виду высшие сановники, члены «совета мудрых» (витанагемота). 30 Мф. 15:14. 31 Не называя имен, Беда обличает нортумбрийских епископов того времени-Акку Хексемского, Этельвальда Линдисфарнского и, возможно, Вилфрида II Йоркского. 32 Ис. 60:22. 33 Имеется в виду глава 65 «Правила» св. Бенедикта об обязанностях аббата. 34 Еккл. 8:10. 35 Эта позиция Беды была окончательно отвергнута католической церковью начиная с XII в. В то время для верующих считалось достаточным совершать причастие раз в месяц. 36 Деян. 5:29. 37 Лк. 12:33. 38 Лк. 14:33. 39 Член христианской общины Анания и его жена Сапфира утаили от апостолов часть своих денег и были поражены смертью (см. Деян 5:1-10).

http://sedmitza.ru/lib/text/440931/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010