В таких случаях должна быть исключена неясность в определении момента смерти. Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого. На основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26. 19; Рим. 8. 11; 1 Кор. 15. 42–44,52-54; Флп. 3. 21). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека. Донорские органы и ткани усвояются воспринимающему их человеку (реципиенту), включаясь в сферу его личностного душевно-телесного единства. Поэтому ни при каких обстоятельствах не может быть нравственно оправдана такая трансплантация, которая способна повлечь за собой угрозу для идентичности реципиента, затрагивая его уникальность как личности и как представителя рода . Об этом условии особенно важно помнить при решении вопросов, связанных с пересадкой тканей и органов животного происхождения. Безусловно недопустимым Церковь считает употребление методов так называемой фетальной терапии , в основе которой лежат изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний и «омоложения» организма. Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может найти ему оправдания и в том случае, если от уничтожения зачатой человеческой жизни некто, возможно, будет получать пользу для здоровья. Неизбежно способствуя еще более широкому распространению и коммерциализации абортов, такая практика (даже если ее эффективность, в настоящее время гипотетическая, была бы научно доказана) являет пример вопиющей безнравственности и носит преступный характер.

http://predanie.ru/book/69763-osnovy-soc...

Самую вечерю Господню представляет в сей день Литургия св. Василия В., соединенная с вечернею, и несколько раз повторяет молитвенную песнь Причащения: «Вечери твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими» (вместо Херувимской, вместо причастна, на место песни: Да исполнятся уста наша, и во время причащения). Вечерние паремии этого дня располагают умы и сердца верующих к достойному присутствию на вечери Господней: ибо первая ( Исх. 19:10–19 ), описывая очищение народа пред принятием закона Синайского, учит высшему очищению, необходимому для принятия самого Законодателя божесственного; вторая ( Иов. 38,42:1–5 ), изображая непостижимую премудрость Божию в творении, внушает еще глубочайшее смирение и благоговение пред высочайшим делом премудрости Божией в таинствах благодати, а третий ( Ис. 8:4–11 ), представляя пророческий образ Праведника, вдающего плещи свои на раны и ланиты на заушения, показывает – о ком и о чем помышлять надлежит на божественной Вечери. Ещё яснее учит достойному причащению св. Таин Апостол, читаемый на литургии (Кор. 11:12–32), когда, изобразив главные черты Господней Вечери, говорит: да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет.... В Евангелии собрана полная История великого Таинства. Мы слышим сказание о предшествовавших св. Вечери обстоятельствах (приготовление Господа на погребение в дому Симона прокаженного и посольство учеников для приготовлений Пасхальной Вечери, Мф. 26:2–20 ); потом – описание самой вечери, того, что на ней происходило и что вскоре за нею следовало (омовение ног, Ин. 23:2–17 , слово о предателе, предречение Петру, моление в саду Гефсиманском, ( Мф. 26:21–30 ; Лк. 22:44–45 ); наконец – повествование о том, как Господь предал себя в руки Иудеев и как истязан был на суде Каиафы ( Мф. 26:40–27:2 ) Умилительное зрелище бывает в этот, день в кафедральных храмах. После литургии, сам святитель, подражая великому Первосвященнику, препоясывается лентием и среди, храма, собрав вокруг себя 12 св. служителей, омывает им ноги. После сего, действия, как трогательны и поучительны слова Спасителя, повторяемые Иерархом; весте ли, что, сотворих вам? – образ дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите! ( Ин. 13:12,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

свящ. Алексей Шляпин 08 апреля 2021г. 18:14 Нынешнее размножение человека через страстное зачатие не является безусловно естественным, т. к. явилось вследствие грехопадения. Но для условий падшего состояния оно — естественно, т. к. установлено Самим Богом для этих условий. Размножение же через ЭКО и другие биомедицинские технологии — противоестественно даже для условий падшего состояния. Денис, Красноярск 21 апреля 2021г. 08:54 Не скажу, что обеими руками за замену ныне единственно естественного способа размножения на научно-естественные (размножение на Небесах - это всё же отдельный вопрос, хотя будет хорошо, если приведёте ссылки для ознакомления с мнением православных богословов). Однако к примеру в животноводстве искусственное осеменение себя хорошо зарекомендовало на протяжении веков (причём большой вклад внёс русский учёный времён православной Российской Империи В. П. Врасский), что порождает нравственные вопросы. Так следует ли человеческой паре быть бездетной из-за полового бессилия мужа или его наследственных заболеваний? Искусственное осеменение, наверное, самая древняя и при этом самая широко распространённая из естественно-научных репродуктивных технологий. Быть может разумно ознакомится со святоотеческим наследием в плане её оценки, чтобы провести аналогии с ЭКО и ещё более высокотехнологичными, прежде фантастичными методами? Денис, Красноярск 05 апреля 2021г. 23:58 свящ. Алексей Шляпин, смотрите Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, глава ΧΙΙ, пункт " Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания " ... " На основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26. 19; Рим. 8. 11; 1 Кор. 15. 42-44, 52-54; Флп. 3. 21). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти " . Я это не к тому, что обеими руками за пересадку органов (много злоупотреблений вплоть до убийств бедных детей ради пересадки их органов деткам богатых родителей), а к тому что на этом фоне нравственная допустимость переливания крови для православных христиан бесспорна.

http://bogoslov.ru/article/6169719

Татьяна 29 мая 2019, 10:35 В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека.» Здесь же, помимо нарушении свободы человека, мы видим использование недопустимых для христианства средств – обман ближнего. Не даром внизу я привела лозунг иезуитов: цель оправдывает средства. И тогда можно убивать – спасая, пытать – раскрывая, воровать – восстанавливая и пр. и пр. Продолжение.. Татьяна 29 мая 2019, 10:33 Христос Воскресе! Социальная концепция РПЦ прямо говорит о недопустимости презумпции согласия на изъятие органов:На основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26. 19; Рим. 8. 11; 1 Кор. 15. 42-44, 52-54; Флп. 3. 21). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. Продолжение... Иоанна_ 29 мая 2019, 10:03 При чём здесь переливание крови, Ирина? Все мы сдавали кровь, это делается добровольно и не угрожает жизни донора. Если нас готовят к тому, что, пользуясь беспомощностью брата своего, его тело можно спокойно разобрать на органы, как разбирают на запчасти сломанную технику, тогда действительно наступили последние времена. Известно, что жизненно важные органы берут с ещё живого человека, которого положено спасать до последнего, но выходит, что как донор он более интересен. И даже если человек мёртв - просто распорядиться его телом по своему усмотрению, а несчастных родителей рассматривать как назойливых мух, от которых надо поскорее избавиться, в том числе хитростью - это как минимум цинизм.

http://pravoslavie.ru/121351.html

   Слово «псалмы» относится, в первую очередь, к произведениям, входящим в ветхозаветную Псалтырь (Лк 20:42, Лк 24:44, Деян 1:20, Деян 13:33), но оно может относиться также и к новым богослужебным композициям (1 Кор 14:26, где греческое слово «псалмос» использовано, скорее всего, в значении «гимн»). Прилагательное «духовный» (греч.: «пневматикос»), служит определением к существительному «песня» (которое само по себе может иметь совершенно светское значение) и указывает, что данное произведение преподано Святым Духом или направлено Им (1 Кор 2:6, 1 Кор 15:44—45).    Искупительный подвиг Христа повлек за собой появление множества хвалебных гимнов, созданных Его народом, образцом для которых часто служили песни, входящие в Ветхий Завет (напр., Лк 1:46—53,67—79, Лк 2:14,29—32). У самого Павла был определенный опыт поклонения Богу посредством музыки (Деян 16:25), и уже давно замечено, что в его посланиях содержатся отрывки, по форме напоминающие церковные гимны (Еф 5:14, Флп 2:6—11, Кол 1:15—20, 1 Тим 3:16). Раннехристианские песни хвалы лежат, как представляется, и в основе таких фрагментов Писания, как Ин 1:1—14, Евр 1:3, 1 Пет 1:18—21, 1 Пет 2:21—25, 1 Пет 3:18—22 а «новые песни» книги Откровение сами являются эскизом раннехристианских богослужений (Откр 4:8—11, Откр 5:9—13, Откр 7:10—12, Откр 11:15—18, Откр 12:10—12, Откр 15:3—4, Откр 19:1—8, Откр 21:3—4). Угождение Богу     Хорошо известна истина, что целью жизни каждого христианина должно быть прославление Бога. В этом, собственно, и состоит призвание верующего. Все, что мы говорим и делаем, все наше послушание Божьим заповедям, все наши отношения с другими людьми, все наши дары, таланты и возможности, данные нам Богом, вся наша стойкость, проявляемая в неблагоприятных ситуациях и атмосфере людской враждебности, все это должно служить нам средством почтить и прославить Бога за Его премудрость и благость (1 Кор 10:31 ср. Мф 5:16, Еф 3:10, Кол 3:17).    Равно важна и та истина, что каждый христианин призван угождать Богу. Как Иисус жил не для того, чтобы угождать Себе, так же должны жить и мы (Ин 8:29, Рим 15:1—3). Угождение Богу должно быть нашей целью. Достижению этой цели служит сочетание веры (Евр 11:5—6), хвалы (Пс 68:31—32), благотворительности (Флп 4:18, Евр 13:16), послушания установленным Богом авторитетам (Кол 3:20) и целеустремленности в христианском служении (2 Тим 2:4). Бог делает нас способными к жизни в соответствии с Писанием, и Он доволен, когда мы этим служим Ему Такова природа Бога по Своей произвольно являемой благодати дать людям то, что Он от них требует, и наслаждаться результатом (Евр 13:21 ср. Флп 2:12—13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Итак, видишь, возлюбленный христианин, что наследие христианское нетленное, чистое, неувядаемое хранится для них на небесах (1 Петр. 1:4). А какое оно и как велико, не только описать, но и умом понять не можем, но только верою видим ныне, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13:12), и с богомудрым Павлом, который восхищен был до третьего неба и слышал неизреченные слова (2 Кор. 12:2, 4), исповедуем и проповедуем, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Примечаем несколько из настоящего будущее, и из видимого невидимое, и из тленного нетленное. Если ради этого тела нашего, тленного и смиренного, сотворил человеколюбивый Бог такие великие блага на небе и на земле, в воздухе и море, которым нет числа, то сколь велики будут те блага, которые наследуют избранные Божии в небесном отечестве, где увидят Его лицем к лицу! (1 Кор. 13:12). Если в странствовании и изгнании, юдоли плачевной, в темнице такое подает им, то каково то, что подаст в доме Своем, где слава Его сияет! Если для добрых и злых, праведных и грешных солнцу Своему повелевает сиять, то каковы будут те блага, которые для одних добрых уготованы! Если такими Его дарами наслаждаются друзья Его и враги, то каковы будут, сколь велики, бесчисленны, славны и чрезвычайны те, которые одним друзьям подаст в наслаждение! Если во дни плача такое утешение, то какое будет во дни брака! Сколь велико множество благости Твоей, Господи Боже, которую Ты сокрыл для боящихся Тебя! – говорит Ему в песне своей Псалмопевец (Пс. 30:20). Тогда наследуют они всех желаний конец. Желают люди светлости – тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их (Мф. 13:43). Желают люди легкости и крепости – тогда будут, как Ангелы Божии (Мф. 22:30). Желают люди нетления и целого здравия – тогда будут нетленными: ибо сеется в тлении, восстает в нетлении (1 Кор. 15:42, 52). Желают люди силы – тогда будут сильны, ибо сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15:43-44).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Ныне в молитве, пении, славословии и хвалении стоим пред Ним и молимся Ему, призываем Его, поклоняемся Ему, поем Ему и хвалим Его, но Его Самого, Которому молимся, поклоняемся и поем, не видим, ибо мы ходим верою, а не видением (2 Кор 5:7), а тогда Его Самого лицем к лицу увидим, и будем видеть во веки и поклоняться, будем петь и хвалить без труда, и видеть без сытости, и увидим Его, как Он есть (1 Ин 3:2). Тогда придем и явимся лицу Божию (Пс 41:3). Тогда насытимся, когда явится нам слава Его (Пс 16:15). Тогда исполнится слово изреченное: Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас; и увидите это, и возрадуется сердце ваше (Ис 66:13-14). Тогда будет Бог все во всем (1 Кор 15:28). Ублажают люди здесь того, кто имеет тело здоровое, легкое, благоцветущее, красивое и прочими естественными дарованиями украшенное, а тогда в избранных Божиих будут телеса нетленные, здоровые, благоцветущие, красивые, славные, легкие, духовные, светлые и бессмертные. Ибо сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор 15:42-44). О, прекрасная и вожделенная весна, которая такие прорастит цветы на земле новой! Ибо мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Петр 3:13). Не будет тогда ни старых, ни немощных, ни прокаженных, ни расслабленных, ни слепых, ни хромых, ни печальных, ни унылых, но все в благоцветущем и совершенном здравии будут, и будут во веки. К блаженству избранных Божиих и то присовокупится, что они так уверены будут в непрестанном и вечном своем блаженстве, как уверены будут, что Бог, с Которым будут и Которого видеть будут, есть вечный и бесконечный и царствию Его не будет конца, и сами не захотят того лишиться, что получили. Сам рассуди, какая радость, веселье и восклицание будет в сердцах их, когда в таком блаженстве будут, какого язык сказать, и ум вообразить, и сердце понять, и глаз видеть, и ухо слышать здесь не может, – и будут в том блаженстве вовеки без конца. Утешатся избранные Божии блаженством небесным, но еще и еще будут утешаться тем, что оно без конца и без конца его иметь будут. Без конца видеть Бога будут, без конца во славе будут, без конца, как солнце, в царствии Отца их сиять будут, без конца в радости и веселье несказанном и непрестанном будут.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   Ср. Апок. 9:4.    В этом гимне преп. Симеон использует форму диалога с Богом. Гимн написан анакреонтическим восьмисложником и переведен размером оригинала.    Ср. Ин.1:18; 1 Ин.4:12.    Букв. “прежде всех творений видимых и умопостигаемых”.    Букв. “ни видимых, ни невидимых”.    Т.е. существовал как Бог прежде, чем родился как человек. Ср. Ин. 8:58.    Букв. “некрасив”.    Ср. Ин. 10:15.    Букв. “давать другим дух и подавать им жизнь”. Ср. Быт. 2:7.    В гимне описывается беседа с Богом в состоянии восхищения (экстаза). гимн написан политическим пятнадцатисложником.    Ср. Ин. 1:18.    Ср. 2 Кор. 2:12.    Ср. 2 Кор. 5:10.    Ср. Мф. 16:24; Мр. 8:34. Отсюда начинается ряд аллюзий на евангельские тексты, из которых по преимуществу состоит вся речь Христа в гимне.    Ср. Мф. 20:27; Мр. 9:35.    Ср. Мр. 5:44.    Ср. Мф. 5:10.    Ср. Ин. 1:18.    Ср. Мф. 5:10—12.    Ср. Мф. 7:21.    Ср. Мр. 15:28.    Ср. 1 Кор. 13:12. Часть 2 Гимн 17 О том, что те, которые уже здесь через причастие Святого Духа соединились с Богом, будут и после смерти пребывать с ним. С теми же, которые не таковы, произойдет противоположное (42:14)    Начало жизни для меня — конец,    Кончина жизни для меня — начало,    Не знаю я, откуда прихожу,    Где нахожусь, куда пойду — не знаю.    Я, как земля, рождаюсь от земли,    Как прах от праха, будучи, конечно,    От тленья — тленным и всецело смертным.    Немного дней живу я на земле    И умираю — ухожу из жизни    В иную жизнь. Я оставляю тело,    Но знаю, что оно воскреснет вновь    И будет жить во веки, бесконечно.    Мой Боже! На меня теперь взгляни    И сжалься надо мною и помилуй.    Вот, силы уж оставили меня,    Приблизился я к старости и смерти.    Идет князь мира, чтобы испытать    Дела мои дурные и пороки.    Предстали палачи — схватить хотят    Они мою истерзанную душу    И в бездны ада за собой увлечь.    Так поспеши, всемилостивый Боже,    Благоутробный, сжалься надо мною,    Грехов моих теперь не вспоминай    И не оставь меня. Не дай погибнуть

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

15:10; Деян. 13:35—37), потому что Давид помер и был погребен, а тело Спасителя не увидело тления. Другие объясняют это так, что, сравнительно с небесным блаженством и словом Божиим, тело человеческое, которое сеется в тлении (1 Кор. 15:42), есть тление и что в сто втором псалме в отношении к праведнику указывается на это: «исцеляющего вся недуги твои, избавляющего от истления (или от погибели)живот твой» (Псал. 102:3—4). Поэтому и апостол говорит: «окаянен аз человек: кто мя избавить от тела смерти сея» (Рим. 7:24)? Оно именно называется телом смерти или телом уничижения. Это объяснение они применяют к своей ереси, желая ложно представить антихриста под образом Христа и господствовать над церквами к тех видах, чтобы утучнять чрево и, ведя плотскую жизнь, рассуждать против плоти. Но мы знаем, что тело, принятое от непорочной Девы, было не тлением, а храмом Христовым. Если же обратимся к суждению апостола в послании к Коринфянам (1Кор. 15:44), где тело называется духовным, то, чтобы не показаться наклонными к словопрениям, мы скажем, что восстает то же самое тело и та же плоть, которая была погребена и предана земле; она изменяет только славу, но не изменяет своей природы: ибо надлежит, чтобы тленное сие облеклось в нетление и смертное сие облеклось в бессмертие (1 Кор. 15:53). Когда говорится «сие», то как бы пальцами указывается на тело; сие, в котором рождаемся, сие, в котором умираем, сие, которое боятся принять подлежащие наказанию, сие, которое девственность ожидает в возмездие себе и которого страшится прелюбодеяние, как наказания. В отношении же к Ионе это можно понимать следующим образом: находясь во чреве кита, он, сообразно с природою тел, должен был подвергнуться тлению, обратиться в пищу для этого животного и рассеяться по его членам, однако он остался целым и невредимым. Слова: «Господи Боже мой» выражают чувство глубокой преданности, так что он, вследствие великого благодеяния, смотрит на Бога, общего для всех, как на своего собственного Бога. Ион.2:8. Когда скорбию была объята во мне душа моя, я вспомнил о Господе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Когда он говорит, что мы ждем, этим всех возводит в состояние ждущих, и, следовательно, готовящихся сретить” 406 . Стих этот называет связанную со вторым пришествием Христа надежду христианина, побуждающую его очиститься от всякой скверны плоти и духа, и совершать святыню в страхе Божием (сравн. 2Кор.6:17–7:1 ), это есть изменение тела унижения в подобие прославленному телу Христа, – надежда, основанная на всемогуществе ожидаемого Господа. Это μετασχημτισις будет равно для всех спасаемых, как для мертвых, так для тех, которых второе пришествие застанет в живых (ср. Кор.15:35–53). Причем тождество тела останется; это новое тело будет тело же, только облеченное новыми свойствами: из тленного оно сделается нетленным, из немощного – крепким, из грубого и мрачного – тонким и светоносным, оно чуждо будет потребностей плотских, потому что возвысится до потребностей только духовных, до жизни только в Боге; и таким образом без изменения своего телесного существа будет по жизни духовно, как совершенно-удобное орудие для всяких духовных движений в вечности: сетс въ востаетъ въ сетс не въ честь, востаетъ въ слав: сетс въ немощи, востаетъ въ сил: сетс тло дшевное, востаетъ тло дховное ( 1Кор.15:42–44 ). Словом, оно будет сообразно славному телу Христа, – телу, которое при своей материальности, так как имело плоть и кости (сравн. Лк.24:39 ), обладало однако свойствами, но принадлежащими земному телу, – оно не зависело от условий пространства, потому что могло переменять места с невозможной для нашего тела быстротой и проходит сквозь затворенные двери. Само собой понятно, что состояние и самых тел будет сообразно тому, сколько кто усвоил здесь деятельной верой Христову жизнь, свойства и силы: Не вска плоть таже плоть: но ина уб плоть человкмъ, ина же плоть скотмъ ... ина слава солнц, и ина слава лн ... Такожде и мертвыхъ ( 1Кор.15:39–42 ). Апостол называет непреобразованное еще тело наше τ σμα τς ταπεινσεως μν определение тела через τς ταπεινσεως, очевидно сделано для указания на то, что конец истинного христианина будет подобен концу богочеловека. Как для Иисуса Христа Его унижение (по человеческой природе) на земле послужило к Его возвышению (по человечеству же), так и для истинного христианина его участие в славе Его. “Тело наше ныне много терпит; его вяжут, бьют, оно претерпевает бесчисленные беды. Но и тело Христово столько же терпело. На сие то намекает Апостол, говоря: к быти сем собразн тл славы посему, хотя тело то же самое, но облекается в бессмертие… Сказал же – тело смирения нашего, – потому что оно ныне уничижено, подвержено тлению, болезни; ныне оно кажется низким и ничем не лучше прочих (тел)” 407 . Подобно Иисусу Христу в жизни будущей будем по телу самому небесны, духовны, нетленны, потому что тленное не наследует нетления; посему тленному сему (нашему телу) надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010