По словам Иоанна Зонары, св. отцы хотят, чтобы епископы «учили не от себя, а от божественного Писания, и толковали его по изъяснению божественных отцев, а не по собственному разумению и соображениям». В 64-м прав. мирянам запрещается «перед народом произносити слово, или учити». Строго говоря, этот канон не допускает мирян до проповеди с церковного амвона, а также, по толкованию еп. Никодима (Милаша), содержит запрет на всякую «публичную проповедь догматического содержания» (Правила. Т. 1. С. 553), не исключая для мирян такой формы учительства, как миссионерская деятельность, преподавание вероучения в школе или занятия богословскими науками. В 70-м прав., со ссылкой на слова ап. Павла (1 Кор 14. 34-35), воспрещается проповедовать за литургией женщинам, что, естественно, не лишает их возможности участвовать в тех формах церковного учительства, к-рые вообще доступны мирянам. Актуальность данного правила заключается в том, что оно является убедительным аргументом против введения жен. священства (см. ст. Священство). В заботе о правосл. чистоте проповедуемого в Церкви учения отцы Собора 63-м прав. постановили предавать огню апокрифические повествования о мучениках, составленные для поругания христ. веры: «Повести о мучениках, врагами истины лживо составленныя, дабы обезславити Христовых мучеников, и слышащих привести к неверию, повелеваем, не обнародовати в церквах, но предавати оныя огню. Приемлющих же оныя, или внимающих оным как будто истинным, анафематствуем». Ряд правил Собора касаются богослужения, и в частности совершения Евхаристии. В 32-м прав. отвергается распространенная в Армении практика совершать Евхаристию на вине, не смешанном с водой, и предписывается под угрозой извержения из сана виновных соединять воду с вином при приготовлении Св. Даров. В соответствии с 52-м прав. во все дни Великого поста, кроме суббот, воскресений и Благовещения, полагается совершать литургию Преждеосвященных Даров. В соответствии с 29-м прав., уточняющим Карф. 41 (50), пост перед совершением Божественной литургии предписывается во всех случаях, не исключая и Великого четверга, для к-рого делалось исключение отцами Карфагенского Собора.

http://sedmitza.ru/text/758858.html

1940. Vol. 33. N 4. P. 253-266). В 392 г. блж. Августин обратился к Карфагенскому еп. Аврелию с посланием, в к-ром убеждал его принять меры для искоренения пиршеств ( Aug. Ep. 22). Аврелий запретил ночное празднество в честь К., заменив его вигилией ( Idem. Serm. 311. 5-6). Вигилия праздника начиналась после заката, когда зажигали светильники, и длилась 3 часа ( Idem. In Ps. 69. 9). Блж. Августин не сообщает о структуре богослужения: вероятно, она еще не была в достаточной мере оформлена. Высказывалось предположение, что ночное богослужение в честь К. совершалось по образцу вигилии Пасхи, к-рую блж. Августин называл «матерью всех вигилий» ( Idem. Serm. 219. 1); основное содержание составляли псалмы и библейские чтения ( Saxer. 1980. P. 198-199). В день памяти К. совершалась месса, особенностью к-рой было чтение Актов К. ( Aug. Serm. 313A, 313D; чтение агиографических сказаний в дни памяти святых было одобрено африкан. Соборами - Concilia Africae. Turnhout, 1974. P. 21, 43). Акты читались после Евангелия, перед пением псалма. Из проповедей блж. Августина следует, что евангельское чтение на день памяти К. состояло из Мк 8. 34-35 и Ин 12. 25, из апостольских Посланий выбирались 2 Кор 2. 15 и 14 (в этом порядке; см.: Saxer. 1980. P. 219, 226-227, 319), из псалмов - Пс 51. 10; 123. 6-8 и 125. 5-6 (Ibid. P. 223-224, 226-227, 319). Маппалийский храм, возведенный над могилой К., чаще всего отождествляется с т. н. базиликой у холма св. Моники, остатки к-рой обнаружены на территории сев. пригорода Карфагена, на берегу моря. Базилика была раскопана между 1915 и 1920 гг. А. Л. Делаттром. Впосл. его работа подверглась жесткой критике: исследователи указывали, что археолог применял грубую методику изысканий и пренебрегал точной фиксацией процесса раскопок. Результаты исследований публиковались в отдельных статьях и заметках во франц. академической прессе ( Ennabli. 1975. P. 11-12; об итогах раскопок базилики: Vaultrin. 1932. P. 279-290; о Делаттре: Freed J. Le père A.-L. Delattre (1850-1932) et les fouilles archéologiques de Carthage//Vous avez dit «Pères Blancs»?: La Société des Missionnaires d " Afrique, 1868-2008/Éd.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

33 Слово «животность» может пониматься в смысле природы, свойственной животным, или в смысле страстности, грубости и даже кровожадности («зверинства»). Нормально человек должен был бы обладать животностью только в первом смысле. Григорий Нисский не различает указанных понятий. 34 Т. е. падшей человеческой природы. 35 «Простираться» соответствует греческому «епектейно» протягивать, вытягивать, стараться, усиливаться. Отсюда понятие вечного стремления к Богу можно выразить словом «эпектаз». Экстаз — есть единовременный «выход из себя”; эпектаз — непрерывно обновляющееся устремление ввысь. 36 Прочтите об этом первую главу книги Премудрости Соломона. Бог является верующим Ему. «В лукавую душу не войдет Премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святой Дух Премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований… Бог есть свидетель внутренних чувств…» 37 Например, св. Иоанн Дамаскин, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник. 38 Т. е. все положительные свойства нашего бытия. 39 См. Ис. XXXVII, XXXVII, хи, Х1Х Иез., XXVIII, Прем., XIII, XIV. 40 Абсолютное совершенство должно заключать все совершенства н потому может быть только одним; если два бога различны, то у одного из них недостает чего–то по отношению к другому и совершенство его ограничено. 41 По пророчеству ап. Павла о преображенном мире: «Бог будет все во всем» (Кор., XV, 28). 42 Первая и последняя буквы греческого алфавита. 43 Интересно, что Писание обычно говорит, что отец рождает детей от жены: мать как бы только осуществляет рождение. 44 Ср., Ио., IV, 10–14, V, 21, VI, 27–58, X, XV, 1–6. 45 Св. Максим Исповедник определяет жизнь, как природное, существенное и врожденное действие (энергия). 46 Монофелиты — еретики, утверждавшие, что во Христе одна воля. 47 В Боге «ипостаси нераздельны и неразлучны, а потому и един предмет воли», говорит св. Иоанн Дамаскин. 48 Жизнь в себе — абсолютное начало всякой жизни. 49 Однако тут же он говорит — «со страхом и трепетом совершайте свое спасение»… Наши желания и действия от нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

  Короче говоря, я предлагаю Архиерейский Собор сделать высшим органом власти и управления и усвоить ему наименования «Поместного Собора», как и было в Церкви исторически, и как и должно быть канонически. Т. е. свести понятия «Архиерейский Собор» и «Поместный Собор» .   Тот орган, который сейчас носит наименование «Поместного Собора» предлагаю совсем упразднить . Поскольку орган «представительства церковной полноты» в принципе не нужен.   Реализацию церковной полноты и соборности в Церкви следует производить не при помощи искусственного принципа «всецерковного представительства», который не имеет канонических и исторических оснований, а при помощи проведения ряда предсоборных совещаний на разных уровнях, начиная с прихода, перед каждым Поместным (Архиерейским) Собором.   Голос мирян должен учитываться только на уровне приходских предсоборных совещаний. Не должно быть никаких «представителей от мирян» из числа самих мирян на Соборе и предсоборных совещаниях высшего уровня. Поскольку именно духовенство должно рассматриваться как представители от мирян, что и соответствует роли предстоятеля . Если это будет реализовано, то нет нужды напоминать, что женщина не должна подавать свой голос в Церкви (в церковном собрании) (1 Кор. 14, 34-35). Если нужна консультация или содействие мирянина, специалиста в своей области, то он должен приглашаться на Поместный (Архиерейский) Собор или в Межсоборное присутствие не иначе как консультант, без права голоса .   Увеличение частоты проведения Архиерейских (Поместных) Соборов считаю правильным. А. Рогозянский 15 февраля 2011г. 21:42 Если сама Комиссия не знает, следует ли пересматривать соборные полномочия или оставить положение неизменным, то стоило ли выносить документ на обсуждение? У текста непонятный жанр. Не предложений и даже не информации о работе Комиссии, а мнений, циркулирующих у кого-то и где-то. Аргументы противников изменений почему-то полностью опущены. В результате обсуждения наверняка будут получены реплики как " за " , так и " против " . Спрашивается, чем это изменит ситуацию? Самим фактом обсуждения? Необходимо, чтобы в Церкви что-то непрерывно обсуждали? Давайте начнём спрашивать про всё подряд: нужно ли это поменять либо оставить. 

http://bogoslov.ru/article/1456917

Если нам приключится какая-либо нужда, то и совершим это как нужду, не делая из него события, о котором пусть-де знают посторонние; даже больше — мы должны стыдиться самих себя и наблюдать, чтобы выбираемое нами место — если это на улице — не было священным (например кладбище, церковная ограда, я уже не говорю сама церковь), а положение тела и приемы не были бесчинными. Вести себя надо так, чтобы нас не слышно и не видно было и чтобы вновь приходящие после нас люди ничего не находили, ни малейшего следа, насколько это возможно (Втор. 23, 12–14). Если в древности, как известно из покаянных епитимеиников, люди каялись на исповеди даже в том, что иногда повертывались лицом на восток при этом, то что может освобождать нас от подобного исповедания священнику теперь? — Конечно, ничто. И потому в этом также надо каяться 34 . Христианин за каждую мысль должен быть (да и будет на Страшном Суде) в ответе, также и за каждый поворот и движение тела (1 Кор. 4, 5). Не будем потому думать, что это вещи маловажные, недостойные рассуждения 35 , даже неприличные. Неприличного в деле спасения нет ничего, кроме одних грехов, а здесь речь идет, наоборот, о том, как от них избавиться. А если мы пренебрегаем этими вещами, как ничтожными и недостойными, то как бы нам не навлечь на себя гнев Божий. Не давая себе труда серьезно продумать всю свою внешнюю жизнь с точки зрения божественных заповедей, мы иногда по необдуманности, иногда по неразумию или по забвению совершаем такие поступки (и даже находясь на молитве, крестных ходах и проч.), которые достойны великих казней. Иногда они таковых людей и постигают еще здесь, на земле. В житии святых мучеников Кира и Иоанна, врачей-бессребренников (+ 311 год по Рождестве Христовом), рассказывается следующий случай. Один юноша, по имени Феодор, «после причастия Св. Тайн, идя в храм святых мучеников, — передает святитель Софроний, впоследствии славный Патриарх Иерусалимский 36 , — не знаем почему, обижен ли кем был, в сильном гневе, не только поносными словами, несчастный, оскорбил святыню, как бы против сослужителя какого-то износя порицание, но и, извергая воздух, издал такой громоподобный звук, что все, бывшие при этом, вздрогнули. Известно, что язычники подобными звуками умилостивляли своих

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Как Спаситель относился к ветхозаветному храму?   Спаситель проявлял ревность о храме, видя его осквернение: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). Почему Господь так ревновал о храме?   Потому что в храме, по слову Спасителя, особое присутствие Божие: «клянущийся храмом, — говорит Он, — клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23:21).    Спаситель признавал также и освящение от храма: «что больше, — спрашивал Он, — дар, или жертвенник, освящающий дар» (Мф. 23:19)?    И во время Своей земной жизни Господь очень часто посещал Иерусалимский храм. Не отменил ли Спаситель храма для верующих в Него?   Нет, наоборот, Господь предсказал, что все народы, уверовавшие в Него, будут иметь св. храмы: «дом Мой, — говорил Спаситель, — домом молитвы наречется для всех народов» (Мк. 11:17). Как относились Апостолы к ветхозаветному храму?   Апостолы, после Воскресения Господня, «пребывали всегда в храме прославляя и благословляя Бога» (Лук. 24:53).    Апостол Павел приходил в «Иерусалим для поклонения» (Деян. 24:11) «и молился в храме» (Деян 22:17). Может быть, только у евреев был храм, а христиане храмов не имели?   Господь еще в Ветхом Завете предсказал о создании обновленного храма — храма новозаветного, и это пророчество приводит Ап. Иаков, говоря, как написано: «потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, — воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» (Деян. 15:16, 17). Исполнилось ли это пророчество?   Исполнилось. Мы, действительно, видим у верующих в Христа храмы, или церкви, с самого начала христианства. «Целый год, — читаем об Апостолах, — собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». (Деян 11:26). Может быть, у христиан под церквами разумелись обыкновенные жилые дома?   Нет, под церквами разумелись, именно, храмы. «Жены ваши, — пишет Ап. Павел, — в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор 14:34, 35).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Кстати, с этой Кассией произошел замечательный случай. В 830 году византийский император Феофил выбирал себе невесту. 11 прекраснейших знатных дев были представлены ему. Феофил вошел в зал, держа в руках золотое яблоко, которое он должен был вручить своей избраннице. Подойдя к Кассии, он сказал: " От жены произошло все злое " (намекая на грехопадение Евы). Кассия же быстро отмела богословские инсинуации императора и ответила Феофилу: " От жены же произошло все лучшее " (имея в виду рождество Христа от Марии). Тут император здраво рассудил, что с такой женой править будет скорее не он, а она. В итоге яблоко было подано Феодоре, которая, стала императрицей. Кассии же не оставалось другой дороги, как в монастырь… Такова легенда . А Феофил и в самом деле кончил плохо: он стал еретиком, уничтожавшим иконы. А что касается " отлучения от образования " … Знаете, я недавно купил одну милую дореволюционную хрестоматию по Средневековью. В ней приводится германский закон 1225 года, регламентирующий раздел имущества при разводе супругов: " жене идут все овцы, гуси, лари, пряжа, постели, перины, подушки, кольца, убрусы, псалтири и всякие божественные книги, обычно читаемые женщинами, сундуки, ковры, мягкие сиденья, занавески… " . Составители этой хрестоматии обычно приводят только тексты – безо всяких комментариев. И только к этому месту они сочли необходимым сделать пояснение: " В средние века женщины, в общем, грамотнее мужчин " . Впрочем, не менее удивительно само наличие такого закона: современная католическая Церковь развод в принципе не допускает, а в прежние столетия ее позиция была помягче: в Риме развод был разрешен еще в 9 веке; в Византии античная практика, разрешающая разводы, была упразднена к 8 веку… – А как же знаменитые слова Апостола: «жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14,34—35)?

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

Право рассмотрения вопроса об уходе Патриарха на покой принадлежит Поместному Собору.», которая фактически делает подсудность Патриарха менее доступной собору епископов. Этот пункт фактически направлен на абсолютизацию власти Патриарха за счёт соборности, за счёт понижения власти над ним собора епископов. Что противоречит соборности и каноническому устройству Церкви.   Ошибкой является как введение мирян в осуществление высшей власти в Церкви, в ущерб собору епископов, так, с другой стороны, и абсолютизация власти Патриарха, опять же, в ущерб собору епископов. И то, и другое есть уклонение от подлинной соборности, предусмотренной каноническим устройством Церкви. Которая осуществляется (должна осуществляться) именно собором епископов . свящ. Алексей Шляпин 17 июля 2012г. 21:00 Цитата: «Члены Межсоборного присутствия избираются Священным Синодом из числа архиереев, клириков и мирян Русской Православной Церкви.»   Я против участия мирян, тем более женщин, в составе Межсоборного присутствия. Межсоборное присутствие должно состоять из архиереев (как и Собор), которые в данном случае могут выдвинуть вместо себя представителей из числа духовенства . Но не мирян.   Иначе, это несправедливо и нелепо - рукополагать одних, а допускать к церковным решениям других. Почему тем, которым доверили благодать хиротонии, не доверяют участие в церковных решениях, в пользу тех, которым благодать хиротонии не доверена?   Неужели в Церкви недостаточно опытных достойных священников, или неужели они все в этом задействованы , что к выработке соборных решений Церкви допущены миряне?! И даже женщины, вопреки словам Ап. Павла (1 Кор. 14, 34-35)!   Итак, я против участия мирян, тем более женщин, в Поместном Соборе и в работе Межсоборного присутствия иначе как на правах консультанта без права голоса. Олеся Владимировна 25 августа 2012г. 16:03 Документ  явно неудачный. Поместный Собор фактически лишается всех полномочий, а все миряне. клирошане лишаются права голоса и возможности влиять на ситуацию в Церкви.

http://bogoslov.ru/article/2603328

Прославиться Сыну Человеческому — час смерти есть час прославления. Ч. Додд 6 усматривает тут отсылку к Ис 52:13–14, где сказано о том, что Слуга (Отрок) Господень, обезображенный паче всякого человека, возвысится и вознесется, и возвеличится (в Септуагинте doxasq»setai ‘будет прославлен’). В четвёртом Евангелии слава Сына Человеческого не ограничивается Его вторым пришествием и установлением нового неба и новой земли; слава проистекает из самого Его унижения, посредством которого человек примиряется с Богом. Пшеничное зерно — определённый артикль может иметь родовое значение (‘всякое зерно’), а может подчёркивать, что речь идёт об одном зерне, которое приносит плод, то есть о Христе. Образ посеянного и плодоносящего зерна есть в синоптических Евангелиях (Мк 4:3–9,26–29,31–32; Мф 13:24–30) и у Павла (1 Кор 15:36–38). У синоптиков зерно сравнивается с Царством, но у Иоанна акцент переносится с Царства на Царя. А если умрет, то принесет много плода — природные циклы, включающие сезонные умирания и возрождения природы, лежали в основе многих языческих культов и некоторых мистериальных религий. Природный цикл находил отражение в мифе об умирающем и воскресающем боге. Нет нужды предполагать, что Иоанн заимствовал язык этих религий, поскольку христианских понятий ему было достаточно; однако его читателю эти образы были хорошо знакомы. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную — изречение, которое содержится во всех синоптических Евангелиях и, по-видимому, независимо от Марка (8:35) было уже в предполагаемом общем источнике Матфея и Луки (Мф 10:39=Лк 17:33). Однако только у Марка, как и у Иоанна, оно непосредственно следует за предсказанием о Страстях, и очень возможно, что Иоанн имел в виду этот отрывок из Марка, поскольку в следующем ст. 26 содержится параллель к Мк 8:34. Уже ст. 24, о зерне, образует переход к теме ученичества, поскольку притча, хотя и особо указывает на Самого Иисуса, имеет также более общий смысл. В синоптических Евангелиях предсказания о страданиях и смерти Иисуса нередко сопровождаются предсказаниями о страданиях учеников, напр.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Тем же, кто этим очень сильно смущается, можно посоветовать ходить в те монастыри и церкви, где это разделение соблюдается. Что же касается мужа и жены, жениха и невесты, то если можете стоять рядом и думать не друг о друге, а о богослужении – стойте. А если будете постоянно отвлекаться на того, кого так любите и к кому так хотите стать ближе и роднее, то лучше стоять отдельно. Но лично мне кажется, что сильно любящие супруги пусть лучше находятся в разных половинах храма. 19. В Писании есть такие слова: «Жены ваши в церквах да молчат… Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор., 14, 34–35). Но в наше время чаще бывает, что прихожанки в храме делают замечания мужчинам, особенно молодым, что не способствует их поискам сугубо православных невест. В данном случае слова апостола Павла трактуются неверно. Он говорит о том, что «жены в церквах да молчат», имея в виду воздержание от проповедничества, учительства в Церкви, так как свидетельствовать в ней подобает священству: именно оно восходит к получившим благословение на проповедь апостолам. Собор 1917–1918 годов, кстати, тоже разрешал привлекать мирян, но не мирянок к проповедничеству. Так что слова апостола Павла говорят о другом. Учительствовать же перед стоящими рядом во время богослужения – это признак низкой церковной культуры. Я не думаю, что это делают только прихожанки, иной раз и прихожане ведут себя не вполне корректно. Просто такое впечатление складывается потому, что в наших храмах сегодня женщин гораздо больше, чем мужчин. Другое дело, что приветствовать это не следует ни в том, ни в другом случае. Каждый верующий должен понимать, что разумный и корректный способ помочь человеку, который не вполне правильно ведет себя в церкви, – это не обличать его громким шепотом во время Херувимской песни или Евхаристического канона, не смотреть на него грозно, если он свечу передает во время чтения Евангелия или кладет поклоны в воскресный день, а дождаться конца богослужения, и когда человек останется один, подойти к нему на выходе и, попросив прощения, в духе мира и любви сказать то, в чем безусловно уверен.

http://pravmir.ru/zhenix-i-nevesta/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010