Архив Пн Слово архимандрита Нестора (Сиротенко) при наречении во епископа Кафского, викария Корсунской епархии 4 сентября 2010 г. 20:41 4 сентября 2010 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  возглавил чин наречения архимандрита Нестора (Сиротенко) во епископа Кафского, викария Корсунской епархии . При наречении архимандрит Нестор обратился к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! В сей знаменательный день и час моей жизни, волей и избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода, призываюсь я, недостойный, на высокое и ответственное поприще епископского служения. Трудно мне соотнести святость и благодать архиерейства с убогим, греховным и несовершенным внутренним состоянием моей души. Сознаю также, в меру своих сил, как много способностей, энергии, целеустремленности требуется сегодня от епископа Русской Православной Церкви, несущего свое служение в странах Западной Европы. Не нахожу в себе этих способностей, не чувствую себя в достаточной степени подготовленным к такому служению. Однако, памятуя слова св. апостола Павла о том, что немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное и… ничего не значащее избрал, чтобы упразднить значащее (1 Кор. 1:27-28), дерзаю принять призвание Святой Церкви и твердо верю, что Бог наш, сотворивший из ничего весь видимый и невидимый мир, силен подать все потребное — и способности, и силы, — тем, кто верно служит и работает Ему. Твердо верю также и в то, что все в жизни человека происходит по воле Божией. Поэтому принимаю происходящее со мной как таинственное действие Промысла Божия, конечная цель которого сокрыта для меня в настоящее время. Ясно одно — Господь наш Иисус Христос призывает меня следовать за Собой по тому пути, по которому прошел Он Сам. Путь епископского служения понимаю как путь жертвенный и крестный, путь умирания за свою паству. Пастырь добрый душу свою полагает за овцы своя (Ин. 10:11).

http://patriarchia.ru/db/text/1267489.ht...

«Вся» , по Писанию, «права разумевающим и права обретающим разум» (Притч. 8:9). Ибо те, которые острым и чистым взором ума всматриваются в священные слова богодухновенного Писания, те внедряют в свои души пользу от них, как бы некоторое божественное и небесное сокровище; а которые имеют ум, склонный ко лжи и преданный пустословию о чем ни попало, любящий нечистое знание, будут общниками тех, о которых пишет блаженный Павел: «в них же Бог века сего ослепи разумы неверных, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы» (2 Кор. 4:4). Ибо слепотствуют и «вожди суть слепцем» (Матф. 15:14); посему и падают в ямы погибели, как сам Спаситель говорит: «слепец слепца аще водит, оба в яму впадут» (там же). Так некоторые пустословят о догматах истины и взводят несправедливое зломыслие на домостроительство воплощенного Единородного, «не разумеюще» , по Писанию, «ни яже глаголют, ни о нихже утверждают» (1 Тим. 1:7). Изобретатели же такого нечестия были многие еще в предшествовавшие времена; а ныне ни в чем не уступающие их нечестью, Несторий и его единомышленники, восстающие на Христа, подобно древним фарисеям, и дерзко восклицающие: «зачем ты человек сый твориши себе Бога» (Ин. 10:33)? Посему необходимо было и нам вооружиться на них словом, анафематствовать их нечистые и гнусные мнения, помня, как Бог говорит гласом пророческим: «жерцы, послушайте и засвидетельствуйте дому Иаковлю, глаголет Господь Бог вседержитель» (Амос. 3:13), и еще: «войдите чрез врата мои, и камни с пути приберите» (Иерем. 7:2—3; Ис.62:10). Нам, борющимся за догматы истины, должно удалить с пути препятствия, чтобы люди никаким образом не запинались об них, но как бы широкой дорогой шли бы к священным и божественным обителям, говоря только в каждых (вратах): «сия врата Господня, праведнии внидут в ня» (Псал. 117:20). Итак, когда Несторий стал вносить в свои книги множество странных и нечестивых хулений: то мы, заботясь о спасении тех, которые станут читать их, сложили анафематства; не просто что-нибудь пришедшее на ум излагая в увещательном послании, написанном к нему, но, как только лишь сказали, указывая на странные и чуждые догматов благочестия порождения его умопомешательства. Может быть, некоторые будут недовольны нашими словами, т. е. или не понимающие истинной силы написанного, или бывшие проповедники нечистой ереси Несториевой, и участники нечестия, и его единомышленники. Но истина не закрыта ни от кого из привыкших мудрствовать по православному. Но как, вероятно, некоторые, развращенные их изворотливостью, не понимают, каким образом произошли они (анафематства): то я почел долгом изложить кратко каждое из анафематств и объяснить, сколько нужно, силу их. Это дело, как я думаю, принесет большую пользу читателям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3513...

Догмат о Пресвятой Троице Из книги «Догматическое богословие»арихимандрита Алипия (Кастальского) и архимандрита Исаии (Белова) 7 июня, 2011 Из книги «Догматическое богословие»арихимандрита Алипия (Кастальского) и архимандрита Исаии (Белова) Политеизм и два монотеизма На заре человеческой истории вера в Единого Бога была достоянием всех людей. Откровение о единобожии наши прародители восприняли в раю и передали своим потомкам. Это предание длительное время сохранялось среди наших предков, пока погружение в плотскую жизнь и омрачение разума, воли и чувств людей в страстях нечестия не привели к тому, что большая часть человечества утратила истинное представление о Боге. Люди, познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному, человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… Они заменили истину Божию ложью и поклонялись… твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь, — так объясняет Апостол появление язычества — политеизма (Рим. 1, 21—23, 25). Ко времени жизни патриарха Авраама вера в Единого Бога была достоянием немногих праведников, к которым принадлежал, например, Мелхиседек, царь Салимский. В потомстве Авраама монотеистическая вера была вновь утверждена Богом и ограждена строгими предписаниями Закона. Так, пророк Моисей наставлял евреев: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6, 4). Сам Бог возвещает через пророка Исаию: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44, 6), «Я Господь и нет иного» (Ис. 45, б и др.). Истина единства (единственности) Бога нашла подтверждение в новозаветной проповеди Спасителя: «Господь Бог наш есть Господь единый» (Мк.- 12, 29). В Своей первосвященнической молитве Христос молится Единому Истинному Богу (Ин. 17, 3). Апостол так же учит: нет иного Бога, кроме Единого (1 Кор. 8, 4). Проповедь монотеизма в новозаветные времена встречала многочисленных противников, прежде всего, в лице язычников, остававшихся во тьме идолопоклонства и политеизма, а затем — в лице полухристианских сект гностиков и манихеев. Если гностики допускали, кроме верховного Бога, множество низших божеств — эонов, то учение манихеев было дуалистично. Они учили о вечной борьбе двух начал: доброго и злого. Святые отцы вскрывали логическую противоречивость политеизма и дуализма. Они указывали, что всесовершенный Абсолют, Которым только и должен мыслиться Бог, может быть только оцин. Два или более независимых Абсолютов непременно ограничивали бы друг друга и потому не имели бы необходимых для Истинного Бога свободы и совершенства, то есть не были бы по сути богами. «Многоначалие есть безначалие» и «многобожие есть безбожие», — говорит святой Афанасий Существование зла в мире объясняется не дуализмом, а злоупотреблением своей свободой тварными существами (Ангелами и человеком).

http://pravmir.ru/dogmat-o-presvyatoy-tr...

Известно, что Лука писал позже Марка и Матфея. Своё Евангелие он так и начинает: «Как уже многие начали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, – то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего начала, по порядку описать» всё важнейшее и достовернейшее. Каждое время ставит свои задачи. Сначала надо обратить, потом – углубить обращение. Всё, что мы читаем в Евангелии, сначала вмещалось в одно слово: «Покайтесь!..» Апостолы учитывали духовный возраст слушателя. Сначала – «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (Кор. 2:4). А потом – «между совершенными» проповедовали духовную мудрость. Так и Матфей, и Марк, во-первых. Показывают силу слова Господа Иисуса Христа, а также, что Апостолы были сразу призваны и были свидетелями всего того, о чём возвещают миру. Поэтому эпизод у Геннисаретского озера у них сразу после искушения в пустыне. а Лука пишет уже несколько лет спустя: он обращается к некоему Феофилу, уже наставленному в учении Христа, и цель Луки – укрепить Феофила, дать ему «твёрдое основание» веры ( Лк.1:4 ). А основание тем твёрже, чем на большее количество вопросов «как?» и «почему?» даётся ответ. Так и на вопрос – почему Пётр сделал такой решительный выбор у Ганнисаретского озера, – пришло время дать предельно возможный ответ (равно, как пришло время рассказать некоторые притчи Христовы, более глубоко раскрывающие суть Его учения). Заметим, что Иоанн Богослов, который писал намного позже, счёл нужным сообщить и ещё один факт, предшествовавший окончательному призванию Симона-Петра. Сразу после крещения Христова, ещё в Иудее, первозванный Андрей «находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: «Христос», и приводит его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: «камень» (Пётр)» ( Ин.1:41–42 ). Так, ещё до прихода Христа в Галилею, Пётр увидел Его чудесную прозорливость и услышал пророчество о себе. Но время ещё не пришло, и они расстались. Когда же Иисус пришёл в Галилею, то Он зашёл в дом уже знакомого Ему Петра и исцелил его тёщу. И хотя Пётр и тут ещё не последовал за Ним, но уже у Ганисаретского озера он по слову Иисуса закидывает в море сеть в то время дня, когда по человеческим понятиям это делать бессмысленно. И только после чудесного улова Пётр припал к ногам Учителя и навсегда остался с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 3 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 Перепечатано из: “Труды V съезда русских академических организаций”. ч. 1, София, 1932, сс. 485—500. Автор принял священнический сан в 1932 г. Протоиерей Георгий Флоровский (1893—1979) — выдающийся православный богослов, внесший неоценимый вклад в становление богословских школ Свято-Сергиевского института в Париже и Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке. — Ред. I. Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином. Но освящен он был только при Констанции, в 360 г. Не видно, кто дал имя храму. Сократ, наш древнейший свидетель, выражается неясно: “теперь называемая София” (II, 43). Во всяком случае во времена Сократа этот храм назывался Софией. И нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. Это было имя Христа, Сына Божия, под этим именем предвозвещенного в Ветхом Завете (прежде всего в книге Притч); это библейское имя повторяет и апостол Павел (1 Кор I:24). В IV в. много говорили и спорили о Божественной Премудрости, в особенности в связи с знаменитым стихом Притч 8:22 “созда мя в начало путей своих…” Это была основная экзегетическая тема в спорах православных и ариан; и обе спорящие стороны были согласны, что Божественная Премудрость, о которой говорится в библейской книге, есть Сын Божий. Такова была богословская традиция. Еще Ориген резко подчеркивал, что только имя Премудрости есть первичное и собственное имя Сына (см. Comm. in Iohann. I. 22). В известном символе Григория Чудотворца Христос называется Словом и Премудростью и Силой… Вряд ли можно сомневаться, что воздвигнутый в IV в. храм Премудрости был посвящен Христу, Воплощенному Слову. И напрасно догадываться, не посвящали ли тогда храмов отвлеченным идеям… У Юстиниана не было поводов изменять посвящение, когда вместо сгоревшего старого храма он воздвиг новый. В его время, во время напряженных христологических споров, опять-таки всего уместнее было посвятить “великую церковь” именно Христу, Премудрости и Слову.

http://pravmir.ru/o-pochitanii-sofii-pre...

О церковном учительстве I. Основания из св. Писания для православного учения о церковном учительстве Иисус Христос, с самого начала Своего общественного служения, избрал для проповеди о Нем всем народам апостолов: Мк. 3:14 . И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь . Мк. 16 : 15. И сказал им: идите по всему миру, и проповедуйте Евангелие всей твари. 16 . Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Ср. Мф. 28:19 . Но сами апостолы не могли преподать учения Христова всем народам и потому для содействия себе и вместо себя рукополагали пресвитеров и епископов в каждой церковной общине. Деян. 14:23 . Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. Деян. 20 : 28 . Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями. 1Тимф. 4:14 . Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. 15 .О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. 16 .Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. 2 Тим. 4:2 . Проповедуй слово, настой вовремя и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. 2 Тим. 2:2 . И что слышал от Меня при многих свидетелях, то передавай верным людям, которые были бы способны и других научить. Верными людьми в вышеприведенном тексте, без сомнения, подразумеваются пресвитеры, как поставленные учители. 1 Кор. 12:28 . Иных Бог поставил в церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, В третьих учителями. Таким образом, сущность учения православной Церкви по вопросу об учительстве такова: 1) Иисус Христос преподал верующим Божественное учение Свое, необходимое для нашего спасения. 2) Для распространения и утверждения Своего учения Он благоволил избрать особых лиц – апостолов. 3) Апостолы для той же цели поставляли епископов, которым предоставляли право рукополагать пресвитеров, заповедуя им проповедовать Слово Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разделы портала «Азбука веры» Г. И. Шиманский " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 3  голоса:  5.0 из  5) Гермоген Иванович Шиманский, Конспект по нравственному богословию Служение ближним и любовь §1. Любовь к ближним, ее связь с любовью к Богу и с остальными добродетелями Любовь к Богу и ближним является главным руководственным началом христианской нравственности и надежным руководителем во всех частных случаях жизни. В заповеди о любви и самоотвержении сокращенно вмещается весь состав заповедей, заключается сущность и исполнение всего Божественного Писания, основание всех наших обязанностей к ближним. Без самоотверженной любви к Богу и ближнему не может быть истинно-христианской жизни. Любовь должна быть основанием христианской жизни (преп. Макарий Вел. Беседа 3я, §§1–2. См. Беседы, послания, слова. Изд. 4, стр. 18–19). Чрез любовь христианин достигает Богообщения, ибо одна любовь соединяет нас с Богом, Который есть Любовь ( 1Ин. 4:5–8 …16). Чем чище, теплее и усерднее любовь, тем ближе христианин к Богу; чем более и усерднее христианин любит Бога и ближнего, тем более уподобляется Богу, соединяется с Богом: ибо «Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» ( 1Ин. 4:18 ). Истинная христианская любовь есть предвкушение вечной жизни; она здесь начинается, а в вечной жизни совершится. Ибо блаженство вечной жизни есть радость; утешение и блаженство общения любви с Богом и со всеми избранниками Божиими (св. Тихон Задонский . Творен., т. 1, изд. 5. Слово о любви к Богу и ближним, стр. 83–89; сравн. стр. 158. Сравн. преп. Исаак Сирин . Подвижнические слова. Изд. 3. Слово 18, стр. 76). Ученика Христова нельзя познать ни по какой другой добродетели, кроме как по любви, как говорит Сам Господь Иисус Христос: «по тому узнают все, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:35 ; см. Преп. Симеона Нового Богослова . Слово 53е, §2. – Слова, вып. 2. М., 1890, стр. 8). Таким образом, невозможно спастись иначе, как только чрез ближнего, а именно – через самоотверженную любовь к ближнему (преп. Макарий Вел. Беседа 37я, §3. См. Беседы, послание и слова. Изд. 4. Тр. Серг. Лавра, 1904, стр. 258): Кто не заботится о ближнем, говорит Златоуст, тот и сам не может спастись (см. И. Златоуст. На 1 Кор. Беседа 25, §4). Тот не спасет себя, кто не хочет споспешествовать спасению других.

http://azbyka.ru/semya/sluzhenie-blizhni...

Священное Писание, Церковь и наука Священное Писание… но ведь Христос ничего не писал! Однажды только сказано о Нем в Евангелии от Иоанна, что Он писал, но и в этот раз Он писал перстом (см.: Ин. 8, 6), и писал на земле. Основатели различных религий, родоначальники школ философских писали много, и писали охотно, а Христос ничего не писал. Это обстоятельство для христианина весьма характерно. Вся сущность дела Христова станет для нас ясна и понятна, если мы по достоинству оценим только тот факт, что Христос ничего не писал. Христос не писал… Значит, Сын Божий и приходил на землю вовсе не для того, чтобы написать и дать людям какую-нибудь книгу. Неужели для написания книги нужно воплощение Единородного Сына Божия? Воплощение второго Лица Святой;Троицы нужно было для спасения людей. Книга, какая бы она ни была, спасти человечество не могла и не может. Христос не есть учитель, а именно Спаситель. Нужно было обновить истлевшее грехом человеческое естество, и начало этому обновлению положено самим воплощением Сына Божия. Величайший богослов II века св. Ириней Лионский говорит: «Если у вас возникнет такая мысль: что же нового принес Господь пришествием Своим, то знайте, что Он принес все новое тем, что Он принес Себя Самого и тем обновил и оживотворил человека». (Против ересей. Кн. 4. Гл. 84, § 1). Своим воплощением Сын Божий сделал людей причастниками Божественного естества и стал поэтому родоначальником нового человечества, в котором восстанавливается прежнее единство человеческого естества, разрушенное грехом. И это новое человечество Сам Христос наименовал Церковью. В 16 главе Евангелия от Матфея мы читаем о том, как апостол Петр от лица всех апостолов исповедал Христа воплотившимся Единородным Сыном Божиим. И Христос ответил Петру: На этом камне (то есть на Своем воплощении) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 16–18). А разлучаясь и прощаясь со Своими учениками, Он обещал послать им иного Утешителя — Духа Святого, Который будет наставлять их во всякой истине и Который пребудет в ними вовек (см.: Ин. 14, 16–17; 15, 26; 14, 26; 16, 13). Об этом-то Духе Святом и говорится постоянно в Священном Писании, что Он оживляет Церковь, которая называется Телом Христовым. Дух Святой есть единый Источник всех духовных даров, которыми наделены члены Церкви (см.: 1 Кор. 12, 4–11). Церковь живет, мыслит и преуспевает в совершенстве, руководимая Духом Святым. Только в Церкви отдельный человек получает все необходимые для своего нравственного возрождения силы.

http://pravoslavie.ru/5835.html

Собрание в Церковь Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 12 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 Когда вы собираетесь в церковь… 1 Кор 11:18 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Еф 5:32 Что такое Церковь? Религиозная организация, учреждение, церковная иерархия, личное благочестие, система обрядов, музейно-туристический комплекс, архитектурное сооружение, храм?.. Русское слово Церковь происходит от греческого κuriakn. Смысл слова Кириакон — дом Господень, дом Божий — многозначен. Во-первых, домом Божиим в Священном Писании называется всё Божие творение: ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог (Евр 3:4); во-вторых, человек: Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца (Евр 3:6); в-третьих, домом Божиим называют храмы — “здания, которые воздвигает человеческая вера человеческими руками и где Бог у Себя дома . Храм — дом убежища для Господа Вседержителя Эти храмы могут быть скромны или величественны, — они всё равно содержат всю полноту Божественного присутствия” 1 . Слова апостола Павла дом же Его — мы говорят не только о том, что каждый отдельный верующий во Христа человек должен стать храмом, “местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах” 2 , но — “мы” — Святое таинственное собрание в Его тело под Его главою. “Разумею же истинный храм Божий — всесвятое тело Его, как Сам Он назвал его, разрушьте, говоря, храм сей (Ин 2:19)” 3 . Дом Божий, как и всякий дом, “устрояется” из различных по отношению друг к другу частей, собранных в определённом порядке. Но сам он не является окончательно законченным результатом творческого процесса его созидания, а находится в постоянной динамике и становлении; это и есть его жизнь — непрерывное собирание разного в единое. Слово экклесия означает народное собрание; вообще собрание, сходку; Новозаветное собрание христиан, церковь. Экклесия — второе слово, которое с древних времён употреблялось по отношению к Церкви. Церковь представляет особое общество, собранное Самим Богом во Христе. По определению Митрополита Антония Сурожского, “Церковь — это общество избранников, общество людей, услышавших зов Божий, которых Бог послал и посылает в мир быть свидетелями истины Божией, жизни Божественной. И эти свидетели — мы все по призванию…” 4 .

http://pravmir.ru/sobranie-v-tserkov/

Содержание Параграф I    Необходимость хр. апологетики, как научного самооправдания христианства. — Сравнение первых веков истории хр. Церкви с нынешним временем. — Материалистическое направление в современной жизни и в науке. — Проповедники монизма. — Критическое положение западно-богословских наук. — Общие выводы в отношении антихристианской научной полемики и её значение для практической жизни верующих. — Особенность этой полемики но сравнению с древне-языческими нападениями на христианство, — её отношение к простым классам. — Православная Церковь, как охранительница своих членов от неверия и её отношение к вероотступникам.    «Возлюбленнии, не всякому    духу веруйте, но искушайте духи,    аще от Бога суть: яко мнози    лжепророцы изыдоша в мир“    1 Ио. 4, 1.    «Слово ваше да бывает    всегда во благодати, солию    растворено» Кол. 4, б.    Не Господь всесильный «требует Себе служения рук человеческих» Деян. 17:25, а сам немощный человек постоянно нуждается в сторонней помощи для того, чтобы сохранить невредимыми святость своей жизни и чистоту мысли Ио. 14, 6. 1 Кор. 15:10. Кол. 2:18, 19. Поэтому, может быть, никто еще, как христианский апологет, не должен так неослабно переноситься своею мыслью к той памятной ночи, в которую один из самых первых и самых пламенных исповедников Христа решился было с оружием в руках защищать великого Страдальца. Тогда Господь сказал ап. Петру: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов» Мф. 26:52. 53? Сравнительно с такими защитниками Распятого не должен ли хотя бы и самый лучший апологет христианства исповедать свое ничтожество словами ветхо-заветного праотца: «аз же есмь земля и пепел“ Быт. 18:27, и с тем еще большим усердием отдаться заботам о немощных членах Христовой Церкви, раскрывая пред ними неизмеримую высоту и величие христианства, проявившиеся в нем высочайшую премудрость и благость Божию, и, тем самым утверждая верующих в истинности исповедуемой ими религии, с одной стороны, и, с другой, отражая многочисленные нападения на христианство со стороны его озлобленных врагов? «I.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010