Помню один забавный случай в книжном магазине. Туда, в комиссионный отдел, я стал после воцерковления относить все книги, которые уже не вязались с моим новым мировоззрением. Как-то вошел парень с огромным баулом книг. Начал вытаскивать их, чтобы сдать в комиссионку. Это была куча сочинений Стивена Кинга, горы всевозможных боевиков, детективов и фантастики. Последней он достал Библию, но ее не стал сдавать, а оставил и с ней в руках уже ушел. Видимо, взял с собой, чтобы почитать в дороге. Это был первый раз, когда я наглядно увидел исполнение евангельских строк: «Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13: 45–46). Я поступал точно так же, только раньше не замечал этого. Святых отцов я узнал и полюбил несколько позже: преподобного Иоанна Дамаскина, авву Дорофея, святителя Игнатия (Брянчанинова), старца Паисия и других. А еще, конечно же, «Лавсаик», Патерик, жития святых… Так я на самом себе испытал слова апостола: «Прежде душевное, а потом духовное» (1 Кор. 15: 46). Душевность, или, можно сказать, в какой-то мере интеллигентность, должна стать необходимым мостиком от человека плотского к человеку духовному. Она может сослужить хорошую службу, если ведет человека к непрерывному поиску, прежде всего в самом себе. И она же становится камнем преткновения, если утверждает в человеке самомнение. Тогда сбываются уже другие слова апостола: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2: 14). Я не могу сегодня сказать, что все эти бредбери и уэллсы давали моему уму исключительно чистое словесное молоко. Нет, конечно же. Я, как губка, впитывал в себя не только полезное, но и вредное, потому что читал все подряд бесконтрольно. То, что с годами мое чтение становилось более избирательным и духовным, – это действие исключительно Божественного Промысла. И это делает особо значимой роль родителей в эстетическом воспитании ребенка. Папа с мамой должны стать проводниками и руководителями для детей в чтении, выборе кинофильмов, телепередач, музыки, чтобы предостерегать их от дурных вкусов и развивать в чадах чувство прекрасного. Если есть это чувство, то от него очень просто возвести мысленные очи к «Краснейшему, паче сынов человеческих».

http://pravoslavie.ru/87780.html

(Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение.) При этом, последние слова песнопения показывают, что в Распятии уже предугадывается Воскресенье, что также отражается в иконографии. Распятие в традиционной православной иконографии изображается особым образом: Христос на иконах обычно представлен не в агонии смерти, а торжествующим – Он раскинул руки по сторонам креста, словно распахивая объятия любви. Распятие. икона 15 в. Его обнаженное тело, прикрыто только набедренной повязкой – это образ человеческой уязвимости и полной отданности в руки людей. Но в ранней традиции бывали изображения Христа на кресте в хитоне. Такой образ мы видим на синайской иконе VIII в. Распятие. 8 в. Синай. Это очень непривычный для нас образ, но, несомненно, очень выразительный. Такой образ повторил наш современник – архимандрит Зинон в нижнем храме Феодоровского собора в Санкт-Петербурге. Архим. Зинон. Распятие И в древних, и в современных изображения Распятия можно встретить образ Христа как с закрытыми, так и с открытыми глазами. И тот, и другой вариант вполне каноничны, просто, когда Христос изображается с открытыми глазами, подчеркивается Божественная природа Спасителя, а с закрытыми – акцент делается на Его человечестве. Распятие 15 в. Под крестом традиционно изображается пещера с черепом – это голова Адама, поскольку, согласно Преданию, Адам был похоронен на Голгофе. Апостол Павел называет Христа Вторым Адамом (1 Кор. 15, 45-49) , что нередко становилось предметом размышлений св. отцов над евангельскими событиями, в которых они усматривали особый Божественный Промысел: Адам своим непослушанием вверг человечество в царство смерти, Христос же, будучи послушен Отцу, победил смерть и вывел человечество из-под власти смерти.

http://pravmir.ru/strastnaya-pyatnitsa-n...

Есть еще и в-третьих. Многие святые отцы — от блаженного Августина до святителя Филарета (Дроздова) — повторяли мысль: изгнав человека из рая, Бог закрыл ему доступ к райскому древу жизни, питаясь плодами которого, тот мог бы жить вечно. Этим древом жизни, по толкованию преподобного Иоанна Дамаскина, была сама возможность созерцать Бога, утраченная с грехопадением. Но и тут Бог заботился о человеке: ведь, приобретя опыт зла и при этом будучи бессмертным, тот делался бы всё хуже и хуже — и так до бесконечности! Отлучив Адама и жену от вечной жизни, Бог положил границы распространению зла, которое вредило в первую очередь самому же человеку. Он вырвал человека из дурной бесконечности «совершенствования» во зле. Эту мысль замечательно выразил российский богослов первой половины XX века Владимир Лосский: «Для человека лучше смерть, то есть отлучение от древа жизни, чем закрепление в вечности его чудовищного положения. Сама его смертность пробудит в нем раскаяние, то есть возможность новой любви». И наконец, даже отпуская от Себя человека, Господь произносит утешительные слова: настанет время, и из рода Адама и Евы произойдет Спаситель, «семя жены», которое поразит змея — то есть диавола — в самую голову (ср. Быт 3:15). А значит, изгнание из рая и смерть — это не навечно. Что было сразу после изгнания? Библия не описывает историю жизни наших прародителей на земле во всех подробностях. Сообщает только две детали: нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих (Быт 3:20); Господь же, изгоняя людей из рая, сделал… Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Быт 3:21). Ева — по-еврейски Хавва — значит «жизнь». Казалось бы, «самое имя  жизни  неприлично жене после осуждения  на смерть» , замечает святитель Филарет (Дроздов). Но это имя стало пророческим. Ведь Еве предстояло стать праматерью Спасителя, богочеловека Иисуса Христа — Второго Адама, которого апостол Павел назовет  духом животворящим  (1 Кор 15:45). Так что свое жизнеутверждающее имя она получила не случайно.

http://foma.ru/chto-my-znaem-o-zhizni-ad...

Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом, они высказали свою боязнь и слагали свою вину — Адам на жену, а жена на змея. Страшное наказание — проклятие Божие , постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем, оно было растворено первообетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змия (Быт. III, 15), сказал Господь. После того Адам нарек имя своей жене — Ева (евр. Heva — жизнь, ибо она стала матерью всех живущих). История Адама и Евы содержится в первых главах кн. Бытия и заканчивается довольно обрывисто. Он жил 930 лет. Адам , говорит апостол, есть образ будущего (имеющего прийти, т. е. Господа Иисуса Христа) (Рим. V, 14). Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба (I Кор. XV, 47). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (I Кор. XV, 22 и проч.). В заключение заметим, что история Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения. Апостол Павел называет Адама не только «первым человеком» (1 Кор 15. 47), но и «образом будущего» (Рим 5. 14), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком (1 Кор 15. 47). «Второй» же Человек — это Иисус Христос; одновременно Он — и «последний Адам» (1 Кор 15. 47, 45). Апостол, противопоставляя первого и второго А., указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» (1 Кор 15. 48) — природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор 48-49). Т. о., будучи сыном А. по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым А. Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4. 22, 24).

http://pravmir.ru/biblejskie-obrazy-v-is...

Нужно внутреннему человеку выйти из привычного круга мертвых понятий; выйти, как евреям – из Египта. Тогда исполнится слово Христово из последней Его молитвы: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:15-16) Блажен, кто понимает, о чем речь, и не только понимает, но и делает. Тот усыновляется Богу, по сказанному: «выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями» (2 Кор. 6:17-18) Мир таких не любит. «Таких», это тех, кто живет «здесь», но не «по-здешнему». Те, кто в грехе полагает счастье, те «дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1 Пет. 4:4). Сначала просто дивятся и едко злословят. Потом… Но скажет некто: «Я весь осквернился, весь испачкался. Что делать мне? Как освящаться?». То же делать, что и всем христианам. И тот, кто свят с пеленок, и тот, кто грешен до седин, должны духом пламенеть и Господу служить. Евангелие возвещено грешникам. Только нужно ушами сердца расслышать голос Доброго Пастыря и не делать вид, что вы ничего не слышали. «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1 Пет. 4:3) Вот к кому обращено слово спасения: и к скотоложникам, и к мужеложникам, и к пьяницам, и к идолопоклонникам. А поскольку совесть все мучит и мучит; и поскольку примеры утешают лучше всего, то есть и особая радость для всех людей, чья память, как архив, полна воспоминаниями, свидетельствующими против самого человека. Эта радость – жизнь Марии Египетской. Мариино стояние. Рисунок Анны Кудиновой и Дарьи Шабалиной. Издание Сретенского монастыря, М. 2005. Веселитесь, замученные совестью блудники и блудницы! Радуйтесь, развратники, сердцем уставшие от разврата! Пакостники, вылезайте на свет Божий и перестаньте бояться дневного света! Все, осквернившие ум и плоть обесчестившие, рцыте Богу: «Слава Твоему милосердию!». Приспела память великого человека, сумевшего развернуться от грехов к Господу не на 45 градусов, и не на пол-оборота, как большинство, а всецело. В градусах это – 180.

http://pravoslavie.ru/60918.html

Торжественность праздника Пасхи подчеркивается особенностями природы Грузии. В пасхальный день в Грузии всегда солнечно, вокруг все цветет, как будто и природа поет: «Христос воскресе!» Обычаи грузинского народа помогают всем вместе переживать ту большую радость и любовь, которые принес нам Воскресший Спаситель, делиться ими друг с другом. Ведь тот, кто не радуется воскресению Христа, не верит в это, – не верит вечному. «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1 Кор. 15: 19–21). Пасхальное богослужение. Тбилиси, Грузия              Рейтинг: 6 Голосов: 13 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 P.S. Дни с Великого четверга до понедельника Светлой седмицы включительно в Грузии государственные выходные. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Евгений Алексеев 24 апреля 2014, 08:49 Молюсь за счастье всех грузин - братского, навеки любимого, православного народа! Преклонимся перед замечательными традициями и обычаями благословенной Грузии! Никто и ничто не разрушит нашу дружбу! Мы сердцем своим навсегда с вами! Многих вам веков! Христос воскресе, братья! Виктор 28 мая 2013, 00:25 Христе агдга! Прекрасные традиции! Молодец Шио! gio 9 мая 2013, 21:45 dazalaian lamazi suratebia batono shio maxo 9 мая 2013, 21:44 qriste agsdga... Сергей 6 мая 2013, 13:21 Сергию:Я тоже удивлен.Истина на вашей стороне. Елизавета 6 мая 2013, 12:09 Христос Воскресе! спасибо Шио, ты, как всегда, на высоте, очень интересная, а главное, полезная информация. millie toll 6 мая 2013, 05:55 Христос Воскресе ! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Все православные братья и сестры во Христе Иисусе да будем любить и жалеть друг друга и сохранять библейские традиции это очень важно чтобы наши потомки шли по нашей да и выше нас по тропе ко Господу Живка Иванова 6 мая 2013, 01:41 Христос Воскресе! Интересна статия особенно за хора които не познават грузинските традиции като мен. Станах съпричастна на обичайте на грузинският народ в тържественото отпразнуване на празника Пасха.

http://pravoslavie.ru/61348.html

23 Пс. 74:8, 9; Откр. 14:10; Ис. 51:17, 22. 24 Пс. 146:8, 9; Деян. 3:25, 26; Деян. 13:16; Рим. 2:14, 15. 25 Проявление таинства Святой Троицы в Ветхом Завете. 26 Еф. 4:24; Кол. 3:10. 27 Пастбища. Прим. ред. 28 Мелкая монета. Прим. ред. 29 Сбой нумерации стихов в рукописи. Прим. ред. 30 Быт. 3. 31 Спаситель (Мф. 1:21). 32 Лк. 1:5—25, 39—80. 33 Притч. 8:22—31. 34 Быт. 1:3; Пс. 32:6; Евр. 1:2, 11:3; 1 Кор. 8:6; Ин. 5:17, 19. 35 Быт. 2:9, 17, 25; Ин. 8:12. 36 Ин. 1:10. 37 Человеком (1 Тим. 3:16; Ин. 19:38; Мф. 26:38; Лк. 23:46). 38 Откр. 21:3. 39 Исх. 34:6. 40 Ин. 2:11; 11:40; Мф. 17:1—9 и проч. 41 Гремящий проклятием (Гал. 3:10) и имеющий тень будущих благ (Евр. 10:1). 42 Милующая и прощающая (Мф. 9:2, 6; Деян. 2:37, 38). 43 Исполняющая все прообразования (Кол. 2:16, 17). 44 Мф. 3:17; Ин. 10:29, 36—38, 14:9—11. 45 Пс. 2:7. 46 2 Цар. 7:14. 47 Пс. 103:4. 48 Пс. 44:7—8; Ин. 3:34; Еф. 4:7. 49 Мф.3; Лк. 3:1—6. 50 Ин. 8:37. 51 Ин. 3:3—7; 1 Ин.3:9. 52 Истинная жертва за грехи мира и наша Пасха (Ис. 53:7; 1 Кор. 5:7). 53 Деян. 2:3, 4. 54 Евангелие (1 Кор. 1:18; Лк. 2:34; Ин. 3:17—19; 2 Кор. 2:15, 16). 55 Церковь(Иер. 15:7). 56 Пс. 17:3. Рог есть образ могущества (Пс. 131:17). 57 Числ. 24:17; Ис. 60:1, 2, 9:2; Откр. 22:16; Ин. 1:9. 58 В грехе, слепоте, бедности. Без просвещения нет спасения (Деян. 13:46, 47, 26:18). 59 Ин. 1:1. 60 Ин. 1:14. 61 Буквы в греческом алфавите — первая и последняя. Символ вечности Божией (Ис. 44:6). 62 Гал. 1:5. 63 И один Я могу избавлять от них. 64 Со Отцом и Святым Духом, вся наполняяй Неописанный (Ин. 1:51, 5:17, 19, 10:30, 38, 14:9—11), даже в состоянии уничижения. 65 Путями провидения и действиями любви Своей (Ин. 6:39, 65, 68), как отец чадолюбивый приводит дитя свое ко врачу или учителю. Но сия предваряющая благодать, привлекая, не принуждает (Лк. 15:17—19). 66 Деян. 5:15, 19:12, 2:41, 4:4. 67 Ин. 16:7; Еф. 4:8; Ис. 14:13. 68 И Своим уничижением заслужил сей сан (Дан. 7:13, 14; Деян. 17:31). 69 Деян. 2; Гал. 4:4—7; Рим. 8:16; 1 Ин. 5:10. 70 Рим. 8:26, 27; 1 Ин. 5:14, 15.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

По Христовом стварност привремене смрти за нас се не укида – и умиру, али укинута бесконачност смрти. ако неко умре да би после тога имао живот, онда то смрт него и прелаз кроз смрт у живот. душе од тела, човека привремено. Залог тога Христово, по речи Апостола Павла: као што у Адаму сви умиру, тако и у Христу сви оживети“ (1. Кор 15:22). Зато ми Христа Распетог и Васкрслог називамо Новим Адамом , у Коме сви живети (1. Кор 15:45). То због тога што смо се кроз сви у Христа обукли, са умрли и са васкрснули, док у – – примамо Христа у себе, и бивамо у Христу за живот вечни. у Цркви ми смо примили дар и залог бесмртности; и зато у Бога зовемо Оцем, бивамо у Сину, Бога може назвати Оцем. Тако из тог са Христом произлази да Христова победа над и наша победа над и живота вечног. Ту дубоку истину знали су сви праведници кроз све векове до дана Ту истину знали су и живели и Свети Мученици се молимо, и се посебно ове године на 60. од страдалника из злогласног логора смрти – Само вери, од стотине заточених у су пострадали као Свети Мученици – попут Светог Вукашина из Клепаца, док су други смогли снаге да голоруки крену на логорске жице, да бити живи и ако али и ако остану на жицама. Због свега тога наша вера у дубоко смислена и дубоко оправдана. Због тога се ми Крсту, целивамо Крст, се крсним знамо да нам кроз Крст долази основа вере наше, по речи Светога Павла: „Ако Христос устао, онда празна проповед наша, па празна и вера ваша“ (1. Кор 15:14). Наше Косово данас у знаку Крста. Али наша и сестре, распети на распетом Косову и да Крст Христов увек узводи у ( Рим 8:18 ). Зато, чврсто да и на Косову и засветлети светлост Христовог. Али, да бисмо ту светлост осетили, да бисмо се те светлости и на Косову и ван Косова, по свим морамо се измирити са онима нас мрзе, а мало. Христа ради Васкрслога треба да праштамо и да се миримо; Бог – у Кога и славимо – Бог мира, и Као што Он опростио онима су Га распели на Крст, тако и ми са нашим Господом Распетим и Васкрслим треба из дубине душе да кажемо: „Оче, опрости им, не шта чине!“ ( Лк 23:34 ). Али опрости и нама, Господе, ако смо се некада понели као

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

В апостольскую эпоху все могли прийти на богослужение (ср.: 1 Кор 14. 23). Еще во II в. правосл. авторы открыто излагали «правила веры» для язычников ( Iren. Adv. haer. 3. 3. 1; 15. 1; Orig. Contr. Cels. 1. 7; Hipp. Refut. 7. 20. 1) в отличие от еретиков-гностиков, к-рые скрывали свое учение ( Iren. Adv. haer. 1. 1. 8; 19. 3; 20. 3; 29; 2. 18. 1). Чины Крещения и Евхаристии излагались открыто ( Iust. Martyr. I Apol. 61-68; Tertull. De bapt.). Но тот же Тертуллиан говорит о вынужденном сокрытии сведений о христ. богослужении в обыденной жизни ввиду непонимания и насмешек со стороны язычников ( I dem. Ad uxor. 2. 5). При этом язычники все равно знали, что совершается в Церкви ( I dem. Apol. adv. gent. 7. 4; Ad nat. 1. 7. 19-21). Впервые D. a. упоминается у Климента Александрийского ( Clem. Alex. Protrept. 12. 118-123) и Оригена ( Orig. In Lev. 9. 10; 13. 3; In Num. 5. 3; In Gen. hom. 17. 8). Вероятно, она возникла в связи с организацией огласительных уч-щ, прежде всего в Александрии в нач. III в. Запрет на разглашение последовательности и смысла чина Крещения (и, вероятно, всего остального, о чем идет речь в тексте) содержится в «Апостольском предании» (саидская версия) (Trad. Ap. 21; место и время происхождения этого памятника точно неизвестны, но ядро могло сложиться в Египте). К IV в. окончательно сформировалась система, при к-рой готовящиеся к принятию Крещения изучали Символ веры (точная формулировка сообщалась незадолго до совершения таинства в обряде «передачи и возвращения Символа» (traditio-redditio Symboli), к-рый не записывался, а заучивался - Aug. De symbolo ad cathech. 1. 1), а новокрещеные знакомились с учением о таинствах (т. н. мистагогия; в Иерусалиме и Медиолане (совр. Милан) мистагогические поучения включали толкование молитвы «Отче наш», в др. Церквах было принято истолковывать ее еще только приступающим ко Крещению). Свидетельства существования этой системы происходят из Александрии ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 11. 2; 44. 4; 72. 6), Иерусалима ( Cyr. Hieros. Procatech. 12; Catech. 6. 2; 18. 32 и след.; Eger. Itiner. 46 и след.), Антиохии ( Ioan. Chrysost. In Ep. 1 ad Cor. 40. 1), М. Азии ( Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 27. 66; Greg. Nyss. De bapt.), К-поля ( Sozom. Hist. eccl. 1. 20), Сев. Африки ( Aug. Serm. 232. 7; Tract. in Ioan. 45. 9), Рима ( Innocent. I, Papa. Ep. 25. 3, 12), Медиолана и Сев. Италии ( Ambros. Mediol. De myst. 1. 2; 9. 55; Zeno Veron. Serm. 1. 1. 4; Petr. Chrysol. Serm. 161).

http://pravenc.ru/text/178557.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010