Более того, очевидно и то, что многолетняя лояльность к советскому строю «не за совесть, а за страх», сопряженная с жесточайшими гонениями на Церковь, вполне закономерно вызывала у большинства православных людей внутреннее отторжение от всего социалистического. С другой стороны, тотальное разрушение социалистической системы в «лихие 90-е» не возродило хотя бы легкой «ностальгии по красному» лишь у немногочисленных идейных «белогвардейцев» и «власовцев». Хотя, думаю, многие понимают, что жесткое увязывание борьбы за социальную справедливость с преступлениями «воинствующих безбожников» — смысловая манипуляция. Вплоть до 2000 года в рамках Русской Православной Церкви, в отличие от католиков, которые, начиная с папской энциклики «Rerum novarum» (1891), достаточно детально разработали свою социальную доктрину, не было более или менее четкой определенности с вопросом об отношении к ключевым социальным вопросам. Принятие «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», конечно же, не дало ответы на весь комплекс накопившихся вопросов, но определила несколько важных моментов, о которых сегодня, спустя десятилетие, многие праволиберальные православные публицисты пытаются забыть: «…Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: «Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое» (1 Кор. 9. 7,10). Церковь учит, что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом Продолжая на земле служение Христа, Который отождествил Себя именно с обездоленными, Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению продуктов труда По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк. 12. 1-9), или таланты, распределенные между людьми (Мф. 25. 14-30), или имение, отданное во временное управление (Лк. 16. 1-13). Выражая присущую Церкви мысль о том, что абсолютным собственником всего является Бог, святитель Василий Великий спрашивает: «Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес в жизнь?». Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми

http://pravmir.ru/vechnye-cennosti-kak-o...

Об этом и пророк Иоиль сказал, что «Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоил. 2: 31). Сегодня, когда мы празднуем Крещение Господне, следует показать, сколько было крещений, от начала мира прообразовывавших Крещение христианское, и сколько их будет еще. По свидетельству святого Иоанна Дамаскина, всего крещений восемь. Первым крещением был потоп для пресечения греха (Быт. 7: 17–24). Вторым крещением стал переход евреев сквозь море и сквозь облако, ибо облако является символом духа, а море – воды (Исх. 13: 22; 1 Кор. 10: 2). Третьим крещением было крещение ветхозаветное, называемое обрезанием (Быт. 17: 10–14). Четвертым является крещение Иоанново, именуемое крещением покаяния (Мф. 31–11). Это крещение было вводным и вело крещаемых к покаянию и вере во Христа. Вот что говорит святой Иоанн Креститель: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3: 11; Лк. 3: 16). Таким образом, Иоанн подготавливал и водою предочищал людей в преддверии пришествия Духа Святого. Христос крестился в Иордане не потому, чтобы нуждался в очищении, а потому, что взял на Себя мое очищение Этим крещением крестился от Иоанна Сам Спаситель наш Иисус Христос (Мф. 3: 13–17; Мк. 1: 9–11). Христос крестился в Иордане не потому, чтобы нуждался в очищении, а потому, что взял на Себя мое очищение, и чтобы сокрушить главы водных змиев, как говорит псалмопевец (Пс. 73: 14). Затем, чтобы потопить грех, чтобы погребсти в воде ветхого Адама и освятить крестителя. Чтобы исполнить Закон, чтобы открыть тайну Троицы и дать нам образец и пример того, как надо креститься. Пятым крещением является христианское Крещение водою и Духом Святым, установленное Господом нашим Иисусом Христом в словах, обращенных к Его ученикам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Это крещение наибольшее из упомянутых доселе. Оно совершается путем погружения в воду во имя Пресвятой Троицы и является спасительным, потому что прощает все грехи и вносит в сердца наши благодать Святого Духа.

http://pravoslavie.ru/158250.html

В заключение сего клятвенного обещания моего целую слова и крест Спасителя моего. Аминь. Октября 13, 1901 Исполняющий должность доцента Московской Духовной Академии иеродиакон Иосиф. Духовник Гефсиманского скита иеромонах Иасон. Епископ Волоколамский Арсений – рукополагающий архиерей 481 . Опросный лист И. С. Петровых Москва, июля 28 дня 1919 г(ода) 1. Фамилия, имя, отчество Петровых Иван Семенович (Епископ Иосиф). 2. Где содержится (тюрьма, кор., кам.;…) Лубянка 11. ВЧК. 3. Возраст, национальность, подданство 47 лет, русский. 4. Семейное положение Холост (…). 5. Болен ли чем? 6. Заболел в тюрьме или до ареста. 7. Грамотен или нет, где учился Окончил магистром Моск(овскую) дух(овную) академию. 8. Профессия Епископ (бывший профессор). 9. Место постоянного жительства перед арестом и адрес г(ород) Ростов Ярославской губ(ернии), Яковлевский монастырь. 10. Чем занимался до февральской революции. В течение 11 лет состоял настоятелем Яковлевского мон(астыря) в г(ороде) Ростове и первым викарием Яросл(авской) губ(ернии). 11. Чем занимался с марта до ноября 1917 г. 12. Чем занимался перед арестом 13. Занимал ли какую-либо должность по выборам, какую и где 14. Средний месячный заработок Определенного заработка нет (…). 15. Партийность до октября 1917 г. (ответ по желанию) 16. Привлекался ли когда-нибудь раньше по политическим делам Никогда раньше ни в чем не обвинялся 17. Когда арестован по настоящему делу 7-го июля. 18. Где арестован В г(ороде) Ростове Ярослав(ской) губ(ернии). 19. Когда доставлен в Москву 18-го июля. 20. По ордеру какого учреждения арестован По ордеру Яросл(авской) ЧК. 21. Повод к аресту 22. Кто еще арестован по этому делу Чуфаровский, Иванов, Смирнов (…)». На опросном листе – помета секретаря МПКК: «Освобожден». Дата освобождения не указана. Письмо митрополита Иосифа Л. Н. Герман 482 . 1928 год Дорогая Лидия Николаевна! Оба письмеца Ваши получил. Большое за них спасибо. Приветствуя вас с праздником Рождества Христова, молю Господа, чтобы Он утешил Вас миром Своим и милостями, особенно же подал Вам утешение с выздоровлением Вашего сына. Но – да будет Его Святая воля, лучше нас и наших помышлений устрояющая нашу жизнь! Предайте себя в эту Его всеблагую волю, и Вам будет легко все перенести: ради Любимого чего не перенесет любящая и преданная (...)

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Говорю об этом сейчас, дабы не забывали мы наставников наших и, взирая на кончину их жизни, подражали вере их (Евр. 13:7). Мы, христиане XXI века, призваны быть продолжателями дел и служения наших великих предшественников, которые в тяжелейшие времена гонений на Церковь смогли сохранить православную веру и передать ее грядущим поколениям. Сегодня, слава Богу, нас никто не заставляет отрекаться от веры, Церковь имеет возможность беспрепятственно совершать свою миссию, и это отрадно. Вместе с тем, мы видим некую расслабленность современной духовной жизни, видим, как провозглашаются , особенно в других странах , идеи относительности нравственных норм и традиционных ценностей . Многие люди дезориентированы и не знают, как жить дальше, их одолевают тревоги и сомнения, волнения и смятение. «Где Бог? Почему Он не слышит наши просьбы?» — нередко восклицают совопросники века сего (1 Кор. 1:20). Святитель Иоанн Златоуст еще в четвертом столетии, обращаясь к таким людям, писал: «Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах» (Беседа «О заповедях»). Жизнь не по заповедям, а по прихотям удобопреклонного ко греху человеческого естества — вот основная причина многих бед и несчастий. Что может и призвана делать Церковь в современных условиях, когда определенными силами предпринимаются попытки размыть границы между добром и злом, навязать новые представления о личной и общественной нравственности, переформатировать сознание людей? Ответ мы находим в Священном Писании: неустанно проповедовать Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9:1), быть светом миру и солью земли (Мф. 5:14), с неослабным усердием совершать спасительное делание, свидетельствовать о Христе и Его учении даже до края земли (Деян. 1:8). Опираясь на многовековой опыт предшествующих поколений христиан, следуя исконным традициям и благочестивым обычаям, мы вместе с тем должны помнить о необходимости актуализации евангельского послания. А что значит актуализация? Евангелие, которое было написано две тысячи лет назад, должно быть современной книгой. Для этого каждый человек должен пропускать слова Евангелия через свое сознание, пытаться применить нормы евангельских заповедей к своей собственной жизни. Однако наши усилия будут тщетны, если православная проповедь и миссия будут ограничиваться лишь передачей некой суммы знаний о христианстве и церковной истории без живого примера и веры, действующей любовью (Гал. 5:6). Ничто не актуализирует Евангелие так, как личный пример священника, проповедующего Христа. Мы призваны не только говорить современникам о Боге, но и являть исполнение Его заповедей в делах и в словах наших. Именно тогда присутствие Божие станет очевидным для людей, с которыми мы соприкасаемся, — и в нашем добром отношении к ним, и в нашем мирном состоянии духа, и в нашей готовности оказать помощь нуждающемуся, посетить болящего, поддержать малодушного, утешить страждущего.

http://patriarchia.ru/db/text/5985450.ht...

9. Св. Кирилл объясняет необходимость веры таким образом: “Не только у нас, носящих имя Христово, за великое почитается вера, но и всё совершаемое в мире даже людьми чуждыми Церкви, совершается верой. На вере утверждено земледелие: не верящий в то, что соберёт урожай, не станет трудиться в поле. Верой руководствуются мореплаватели, вверяя свою судьбу малому судну и волнующееся море предпочитая твёрдой земле, предаваясь неизвестным надеждам и имея при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря” (Огласительное поучение, 5:3). О Божественном откровении. 10. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ УЧЕНИЯ О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ? Учение о православной вере мы почерпаем из Божественного откровения. 11. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД БОЖЕСТВЕННЫМ ОТКРОВЕНИЕМ? Божественное откровение — это то, что Сам Бог пожелал открыть людям, чтобы они могли правильно и спасительно в Него веровать и достойно Его чтить. 12. ВСЕМ ЛИ ДАНО БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ? Бог дал необходимое и спасительное откровение для всех людей, но поскольку не все способны непосредственно принять откровение от Бога, то Он избрал особых провозвестников, которые передали Божественное откровение тем, кто желает его принять. 13. ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ СПОСОБНЫ ПРИНЯТЬ ОТКРОВЕНИЕ ОТ БОГА? Не все люди способны непосредственно принять откровение от Бога по своей греховной нечистоте и немощи духа и тела. 14. КТО БЫЛИ ПРОВОЗВЕСТНИКАМИ ОТКРОВЕНИЯ БОЖИЯ? Провозвестниками откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки. Они приняли и проповедовали начала откровения Божия; в полноте же и совершенстве принес на землю откровение Божие воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его по вселенной через Своих учеников и апостолов. Ап. Павел говорит: “Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам о Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил” (Евр 1:1-2). Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей; которой никто из властей века сего не познал… А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор 2:7-8,10).

http://sedmitza.ru/lib/text/432169/

Сперва возникает представление помысла или предмета — прилог, объясняют отцы. Когда мы начинаем сочувствовать прилогу — это уже сочетание. Третий шаг — согласие (сосложение) и четвертый — совершение греха. Эти четыре ступени могут мгновенно следовать одна за другой, но могут и сменяться постепенно, так что ты успеваешь отличать одну степень от другой. Помысл стучится в дверь, подобно коробейнику. Стоит впустить его, как начинается разговор о предлагаемых товарах и трудно уже указать человеку на дверь, ничего не купив у него, хотя и видишь, что товар плохой. Так доходишь до согласия на покупку, часто даже против собственного желания: мы оказались побежденными вражьим соблазном. О прилогах говорит Давид: С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие (Пс. 100: 8). Не будет жить в доме моем поступающий коварно (Пс. 100: 7). И Моисей говорит о сложении: не заключай союза с ними (ср.: Исх. 23: 32). Первый стих первого псалма содержит ту же мысль, говорят отцы: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1: 1). Важно начать говорить с врагами в воротах (Пс. 126: 5). Так как наплыв врагов у ворот твоего сердца большой, то знай, что сам сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11: 14). Потому святые советуют нам очищать наши сердца от прилогов, случайных настроений и мечтаний, какого бы рода они ни были. Не в человеческих силах различать злые побуждения от добрых, только Господь один может это сделать. Поэтому возложим упование всецело на Господа, зная хорошо, что если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126: 1). Все же от тебя зависит беречься, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (ср.: Втор. 15: 9), и следить за тем, чтобы сердце не сделалось местом ярмарки, где, как волны, сменяются всякие впечатления, пока ты совсем не теряешь надзора над происходящим. Ярмарка является любимым местом пребывания разбойников и воров, но никак не Ангела мира, которого ты ищешь. Мир и тем самым Господь мира избегает таких мест.

http://pravoslavie.ru/108626.html

И вот, лишь поняв, Кто Она, можно понять смысл Ее ухода. Возможно, апостолы, собравшиеся у гроба, вспоминали, как и мы вспоминаем сейчас: «Не оставлю вас сиротами, приду к вам» (Ин. 14: 18); «если Я не уйду, Утешитель не придет к вам» (Ин. 16: 7); «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Она не оставит нас сиротами – придет к нам, хоть и по-другому, иначе – лучше, чем было возможно при жизни. Если Она не уйдет в те «обители», ради которых создан человек, – то и утешение оттуда не коснется нас и не обновит нашу надежду и веру. Теперь же, когда Одна из нас – не только «Человек Христос Иисус» (1 Тим. 2: 5), но и, после Него, лучший Человек из когда-либо живших на земле – уже там, где должны быть мы все, мы от прикосновения Ее благодати можем предчувствовать, предугадывать, «что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). Теперь, когда Пресвятая Дева вслед за Христом прошла через врата смерти, не опаленная ни на миг дыханием ада, и мы тоже, держась за край Ее ризы, можем крепко надеяться, что в наш смертный час не останемся одни. И ждать смерти как «успения», как радостной Встречи, преодолевающей скорбь разлуки. «Радуйтесь, грешники, праведников поведет в Рай апостол Петр, а грешников – Сама Матерь Божия» (святитель Димитрий Ростовский). Мы храним под покровом молчания то, что случилось с телом Пречистой. В отличие от Католической церкви, принявшей догмат о телесном вознесении Богоматери, Церковь Православная догматически и здесь оставляет многоточие, хотя и имеет освященные традицией предания. И эта позиция – наверное, единственно достойна Той, Чья жизнь протекала в полноте смиренного молчания. Но всё же богослужебные тексты определенно говорят: « Чистое твое тело, Дево, тления во гробе не увиде, но с телом прешла еси от земли к небеси ». Какая радость знать, что Кто-то из нас уже вошел в радость Воскресения Христова и духом, и телом! Мы можем свидетельствовать: «роль» Богородицы в судьбах мира и в нашем спасении становится всё больше Мы же можем свидетельствовать о том, что «роль» Богородицы в судьбах мира и в нашем спасении становится всё больше – а может быть, просто отчетливее раскрывается нам.

http://pravoslavie.ru/81676.html

«...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) «...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) Первоначальный Б. получает благословение Божие (Быт 1. 28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2. 24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19. 5-6). «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов. «Для того-то Бог и называет ее (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно» ( Ioan. Chrysost. In Col. 12. 5). Такое единение мужчины и женщины есть тайна; она превышает разумение человека, поэтому может быть понята лишь в сопоставлении с др. таинствами (ср.: Clem. Alex. Strom. III 12, 17). В Б. всегда присутствует Бог, об этом свидетельствует Свящ. Писание: Бог приводит жену к Адаму (Быт 2. 22); жена Богом «предназначена тебе от века» (Тов 6. 18); «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей» (Мал 2. 14); Б.- «завет Бога» (Притч 2. 17); Бог сочетал мужа и жену (Мф 19. 6); Б., по ап. Павлу, должен быть «только в Господе» (1 Кор 7. 39; 11. 11). Отцы и учители Церкви подчеркивали мысль о присутствии в Б. Самого Бога: «Господь... пребывает с ними (мужем и женой христианами.- В. Ц.) вместе» ( Tertull. Ad uxor. II 9); Бог «Сам Творец супружества» ( Greg. Nazianz. Or. 37). 13-е прав. Трулльского Собора говорит о том, что Б. «Богом установленный и Им в пришествии благословенный». Б. строится на чувстве удовлетворенной любви, а поэтому на чувстве полноты и блаженства. Б. первозданной четы, по воле Божией, был моногамным («будут [два] одна плоть»; «двое, а не трое или четверо» - Tertull. De exhort. castit. 5), ибо лишь в моногамном Б. возможно полное проявление взаимной близости супругов. Б. есть «Тайна Царства Божия, вводящая человека в вечную радость и вечную любовь» ( Мейендорф.

http://pravenc.ru/text/153321.html

На территории Б. постоянно проживает ок. 1 млн иностранцев (итальянцы, марокканцы, французы, турки, голландцы, испанцы и др.). 96,6% населения проживает в городах. Гос. устройство. Б.- федеративное гос-во, конституционная монархия. Страна состоит из 3 регионов с широкой автономией - Валлонии, Фландрии и Брюссельского столичного региона и 3 языковых сообществ: фламанд., франц. и немецкоязычного. Страна также делится на 10 провинций: Фламандский Брабант, Валлонский Брабант, Антверпен, Вост. Фландрия, Зап. Фландрия, Лимбург, Эно, Льеж, Люксембург, Намюр. Глава государства - король (с авг. 1993 престол Бельгии занимает кор. Альберт II). Законодательная власть осуществляется совместно королем и двухпалатным парламентом, состоящим из палаты представителей и сената. Существуют также региональные парламенты: Брюссельский региональный совет - парламент двуязычного региона; Валлонский региональный совет; Фламандский региональный совет. Также есть Совет франкоязычного сообщества и Совет германоязычного сообщества. Компетенция сообществ и регионов разграничена. Исполнительная власть осуществляется королем и федеральным правительством. Действует Конституция Бельгии от 7 февр. 1831 г. с изменениями, принятыми 14 июля 1993 г., когда парламентом была утверждена конституционная реформа гос. устройства страны, завершившая процесс федерализации, начатый в 70-х гг. XX в. Последняя редакция Конституции опубликована 3 февр. 1994 г. Религия Ок. 80% (2001) верующих - католики, 0,9% - православные, 1,2% - протестанты, в т. ч. ок. 0,2% - англикане. Русская Православная Церковь представлена Брюссельской и Бельгийской епархией Московского Патриархата с центром в Брюсселе, с 1994 г. окормляется архиеп. Симоном (Ишуниным) . Правосл. приходы Московского Патриархата в Б.: Брюссель - Свято-Никольский собор (прот. Павел Недосекин); храм св. прав. Анны (прот. Иоанн Франсуа); часовня ап. Иоанна Богослова (прот. Жери Лемера); Лёвен - храм Российских Святых в Лёвенском католич. ун-те (прот. Павел Пелеманс); Первейзе - скит «Всех скорбящих Радость» (архим.

http://pravenc.ru/text/77978.html

Особую признательность хотел бы выразить и врачам. Медицинские работники находятся сегодня на переднем крае борьбы с болезнью, являют подлинный героизм и верность своему призванию. Все это вызывает самое искреннее восхищение. Несмотря на сложность ситуации, мы во всех обстоятельствах призваны сохранять душевный мир, спокойствие и рассудительность. Не возмущаться и распаляться ненавистью, не заниматься бесконечным поиском врагов и уже тем более, упаси Бог, проклинать кого бы то ни было, что само по себе немыслимо для христианина. Мы помним, что сказал нам Спаситель: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Бог не оставит Церковь Свою и верных рабов Своих. Только прошу вас: не отчаивайтесь, не унывайте, молюсь за всех вас и взаимно жду ваших сугубых молитв обо мне, как о своем Патриархе. Милостью Воскресшего Христа и Его всемогуществом мы победим и эту напасть, ибо нет ничего невозможного для Бога (Мф. 19:26), только бы мы были стойки в нынешних испытаниях и верны в своем уповании на Господа, подобно тому как с терпением и кротостью верили Ему и жены-мироносицы, как оставались с ним тайные ученики Иосиф и Никодим. Обращаюсь к вам словами Священного Писания: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16:13), — и Господь сохранит нас Своею благодатью. Аминь. Рейтинг: 8.2 Голосов: 535 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии ТаняСем 4 мая 2020, 14:06 Ваше Святейшество, Воистину Воскресе Христос!!! благодарим сердечно за ваши молитвы!очень молим Господа о помощи в борьбе с этой напастью и об укреплении Христиан!а вам в первую очередь о ниспослании духовных и физических сил в окормлении нас,вашей паствы!храни и помоги и укрепи вас Господи в таком тяжёлом несении креста!!! Христос воскресе! Анна С.В. 3 мая 2020, 20:03 Ваше Святейшество, Воистину воскресе Христос! Спасибо Вам большое за молитвы, моя семья о Вас молится. Здравия Вам и долгоденствия! Спасения и во всём благое поспешение! После скорби Бог дарует радость!

http://pravoslavie.ru/130807.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010