О преломляемом же хлебе: Благодарим Тебя, наш Отец, За жизнь и познание, Которые Ты нам явил через Твоего Слугу Иисуса; Слава Тебе во веки. Как этот преломляемый хлеб был рассеян по горам и, будучи собранным, стал одним, Так да будет собрана от концов земли в Твое Царство и Твоя Церковь: Потому что через Иисуса Христа Твоя во веки есть слава и сила». Слово «причащение» означает «общение». Прежде всего потому, что в Таинстве мы входим общение с Самим Господом, становимся его частью (причащение – от слова «часть»). В широком смысле слов причащаться можно не только Телом и Кровью Христовой. В частности слово причащение может применяться и ко святой воде (великое освящение воды на праздник Богоявления: «Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение…»), и к Святому Духу (возглас на Литургии: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами»). Однако, прежде всего, если речь идет о причастии, имеется ввиду Таинство Евхаристии, центральное священнодействие Церкви, в котором человек соединяется с Господом Иисусом Христом через вкушение Его Тела и Крови. Таинство Евхаристии установил Сам Господь Иисус Христос во время Тайной вечери. Об этом говорят все четыре евангелиста (см. Мф. 26: 17—30; Мк. 14: 12—26; Лк. 22: 7—39; Ин. 6), а также апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (1 Кор. 11: 23—25). Апостол Иоанн Богослов в своем евангелие упоминает и еще одну очень важную беседу Спасителя с учениками и народом. Это событие произошло гораздо раньше Тайной Вечери, но именно тогда Господь приоткрыл спасительное и ничем не заменимое значение Евхаристии для вхождения человека в Вечную Жизнь. В начале беседы Господь вспоминает о том самом прообразе, то есть о манне небесной, при этом объясняя слушающим Его, что манна не избавила вкушающих ее от греха и смерти: На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Об этом мы постоянно говорим Российскому государственному руководству, нашим дипломатам, представителям разных стран и международных организаций. - Считаете ли Вы, что сербский народ и Сербская Церковь являются жертвой двойных стандартов, если иметь в виду, что Запад и даже его Церкви, включая Ватикан, чаще всего предпочитают хранить молчание перед лицом фактов очевидного нарушения прав сербского населения в Косове? - Уже в самом начале развития драматичной ситуации в Косове Русская Православная Церковь предупреждала правительства некоторых государств об опасности и недопустимости применения политики двойных стандартов, когда действия сербов, направленные на защиту своей жизни и религиозных святынь, расценивались как проявление агрессивного национализма, в то время как варварские злодеяния экстремистов, уничтожавших древние сокровища культуры сербского населения Косова и изгонявших самих сербов с земли их предков, не только не преследовались, но и всячески замалчивались. Результатом такой политики стало то, что косовский регион превратился в рассадник преступности и международного терроризма, где в отношении коренного сербского населения не действуют никакие общечеловеческие нормы права и морали. Однако справедливым было бы отметить, что многие христианские Церкви и религиозные организации на Западе все же выступали в защиту преследуемого сербского меньшинства и не поддерживали политику своих правительств в регионе Косова и Метохии. - Как Русская Православная Церковь может помочь в решении вопроса непризнанной Македонской Православной Церкви и каково Ваше отношение к проблеме расколов вообще? - Ныне проблема церковных разделений весьма обострилась. В большинстве случаев эти разделения вносятся в церковную среду и затем поддерживаются не народом, а политиками. Причем теми из них, которые действуют во имя собственных интересов, далеких от евангельских заповедей. Долг каждого христианина, наипаче же духовенства и архипастырей Церкви, состоит в том, чтобы с любовью и многим терпением прилагать все усилия для уврачевания этих болезненных явлений. Раскол - это боль всей Православной Церкви, ибо, по слову апостола, «страждет ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12. 26).

http://pravoslavie.ru/4925.html

Однако как теперь, так и в дальнейшем не уклоняйся от глубокого христианского осознания своего недостоинства, ибо и с архиерейским жезлом в руке твоей ты продолжаешь оставаться монахом, чей жизненный подвиг определяют молитва и труд, любовь и самоотвержение, ревность по Бозе и непамятозлобие. Во всецелом согласии с научением Апостола, всегда «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), пребывай «святым, непричастным злу, непорочным, отделённым от грешников» (Евр. 7:26), «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Ныне Господь призвал тебя к архиерейскому служению словно бы в увенчание твоих предшествующих трудов в ограде церковной, без перерыва продолжающихся на протяжении последних сорока лет, начиная с твоего первого послушания псаломщика в московском храме и позже корректора в «Журнале Московской Патриархии». Будучи впоследствии наместником монастыря и благочинным ряда монастырей и монастырских подворий, руководителем епархиального Отдела благоустройства и социального служения и преподавателем кафедры теологии Тверского государственного университета, ты приобрел на столь различных поприщах церковного служения необходимый опыт, который будет насущно необходим тебе в новом архиерейском делании. Почитай же главным своим делом заботу о спасении и о нравственном преображении народа Божия. Памятуй о том, что повседневная жизнь многих людей в российской глубинке продолжает быть трудной и горестной, так что для обездоленных, немощных, болящих и одиноких наших братьев и сестер поддержка со стороны Православной Церкви подчас остается последней и единственной реальной надеждой. Не забывай и о том, что наша нынешняя юная паства есть завтрашний день Русского Православия, и потому от успеха молодежной работы в Церкви напрямую зависят и грядущий образ отеческой веры, и будущее Отечества. Наконец, архипастырь Церкви во все времена призывался к тому, чтобы быть готовым «в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6:7) твердо противостать всем разрушительным и душевредным поветриям, всем ложным учениям и соблазнительным обманам своей эпохи, губящим овец стада Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/1628324.ht...

Основным источником Г., как и др. богословских наук, являются Свящ. Писание и Свящ. Предание - творения отцов и учителей Церкви, постановления Вселенских и Поместных Соборов , в к-рых излагается учение как о самой церковной проповеди, так и о личности пастыря-проповедника и его обязанностях. Нормы действующего права Поместной Церкви (Устав и др.) также являются руководящим началом в учительной деятельности правосл. пастырей. НЗ о христианском проповедничестве Важнейшим источником Г. являются наставления Иисуса Христа относительно проповеднического служения. Христос говорил о благодатной помощи Св. Духа провозвестникам слова Божия (Ин 14. 26), об условиях нравственной силы проповеди (Мф 10. 6 слл.), о внутренних качествах и жизни проповедника («от избытка сердца говорят уста» - Мф 12. 34), о том, что «кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф 5. 19). Речи Спасителя содержат указания на предмет христ. проповеди: «...проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф 10. 7). К этому предмету относится также все то, чему учил Христос во время Своего общественного служения. Наставления Спасителя о проповедничестве не исчерпываются учением о проповеди и личности проповедника. Христос говорит о значении благовестия для слушающих: через проповедь они должны познать истину и эта истина сделает их свободными (Ин 8. 32). А в притче о сеятеле Он указывает на значение духовного состояния слушателей для восприятия семени благовестия (Мф 13. 4-23). Христос проповедует ученикам. Мозаика базилики Сант-Аполинаре Нуово в Равенне. 60-е гг. VI в. Христос проповедует ученикам. Мозаика базилики Сант-Аполинаре Нуово в Равенне. 60-е гг. VI в. Следующим по значению источником Г. являются апостольские наставления о проповеди, прежде всего учение ап. Павла о природе церковного благовестия. Согласно этому учению, природа проповеди определяется как явление духовного порядка. «И слово мое и проповедь моя,- говорит апостол,- не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор 2.

http://pravenc.ru/text/166109.html

Поэтому дни памяти Крестителей народов, таких как святой князь Владимир, святой равноапостольный царь Болгарский Борис, святой князь Моравский Ростислав, святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, и других — это не только национальные дни, но в значительной степени и торжества всей Полноты Церковной, которая духовно радуется о приобщении к ней новых членов, о вкладе в сокровищницу святости, который эти народы внесли за долгие века истории. Как в день сошествия Святого Духа на апостолов их слышали говорящими на всех языках земли, так и ныне мы видим, что торжество памяти преставления Крестителя Руси собрало со всех концов мира представителей Церквей, которые как любящие братья вместе с нами духовно торжествуют о нашем единстве. Подражание добродетелям крестителей наших народов требует от всех нас труда во имя сохранения того бесценного духовного дара единства во Христе, который наши народы обрели в Крещении. Единство – это свойство Святой Церкви Христовой и непреходящая ценность для любого православного верующего. Возрастание христианина в исполнении заповедей Божиих упрочивает его единство со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2 Тим. 2:22). Сегодня, как и в других случаях, когда мы, представители всех Поместных Православных Церквей, собираемся вместе, наше братское общение, наше причащение из Единой Чаши дает возможность еще раз почувствовать сердцем, что Православная Церковь едина. Это величайшая ценность, величайший Божий дар, что, несмотря на многие политические, иные перипетии и конфликты, мы сохраняем свое единство. Мы должны дорожить этим единством как Божиим даром и как величайшей ценностью, которая пришла к нам от Самого Спасителя через святых апостолов. И, конечно, для нас важно заботиться обо всех проявлениях этого единства. Важны усилия, направленные на сохранение единства: страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12:26). Поэтому мы едины в нашей солидарности с гонимыми братьями и в нашей заботе о них; мы едины в почитании святых; мы едины в том, что вместе даем отпор всем, кто хочет посеять раздор и разделения в Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4177792.ht...

Представители филаретовского раскола уже открыто говорят, что важнейшие храмы и монастыри УПЦ будут у нее отобраны и переданы нововозникающей структуре. Почему УПЦ вызывает такую ненависть? Коротко говоря, причину можно найти в словах митрополита Киевского Онуфрия: “Если у отца и матери есть десять детей, и они начинают воевать друг против друга, то отец никогда не скажет, чтобы старший убил младшего. Он скажет: " Помиритесь, простите друг друга " . Украинская Православная Церковь признает своими чадами и жителей Киева, и жителей Донецка. Она, насколько мне известно, единственное крупное сообщество Украины, которое высказало сострадание и солидарность в отношении терпящих бедствия войны жителей Донбасса. Как было сказано в “Обращении епископата Украинской Православной Церкви к клиру, монашествующим и мирянам по случаю 1030-летия Крещения Киевской Руси”, “Наши особые слова сегодня обращены к тем чадам Украинской Православной Церкви, которые проживают на Донбассе и страдают от боевых действий: Братья и сестры! Вы не одиноки в ваших испытаниях. Вся наша Церковь ныне молится, сопереживает, помогает и будет продолжать молиться, сопереживать и помогать вам. Ваши страдания и ваша боль отзывается болью в наших сердцах. По словам апостола Павла, «страдает один член, с ним страдают все члены» тела, то есть Церкви Христовой (1 Кор. 12:26). Выражаем благодарность архипастырям, пастырям, монашествующим и всем мирянам той части Донбасса, где полыхает пламя войны, за ваше мужество, за пребывание со своей паствой, за терпеливое несение испытаний, которые выпали на вашу долю. Молимся Всемилостивому Богу и верим, что война скоро закончится и Бог всякую слезу с очей ваших отрет (Откр. 21:4)” Мы можем отметить тут резкий контраст с позицией лидера раскольников Филарета, который поспешил объявить страдания жителей восточной Украины заслуженным “Божиим наказанием”. Для “партии войны” миротворческая – или, хотя бы, не воинственная – позиция это уже страшная измена и “щупальца врага” которые “необходимо обрубить”, а президент Порошенко делает ставку именно на нее. Более того, “внутренний враг”, как мы знаем по опыту самых разных обществ – это очень полезный инструмент внутренней политики вообще, именно ему можно переадресовать фрустрацию и гнев людей, жизнь которых после майдана сильно ухудшилась – и, конечно же, по вине “московских попов”. Не по вине же властей, в самом деле.

http://pravoslavie.ru/115707.html

Раз наш ближний бессмертен, он и там, за чертой земной жизни, нуждается в нашей помощи и поддержке. Итак, чего он от нас ждет, и чем мы можем помочь ему? Ничто земное, конечно, уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Нужно им только одно – наша горячая молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший за себя помолиться уже не может. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды». Молиться, каяться в грехах, приступать к таинствам Церкви мы должны в нашей земной жизни, и она дается нам как подготовка к вечной, а когда человек умирает, итог его жизни уже подведен, он не может никак изменить ее к лучшему. Усопший может только рассчитывать на молитвы Церкви и тех, кто знал и любил его при жизни. И по молитвам родственников, друзей Господь может переменить участь усопшего. Свидетельством этому – бесчисленные случаи из Предания церковного и житий святых. В древнем житии святителя Григория Двоеслова описан удивительный случай. Святитель возымел дерзновение молиться о упокоении жестокого гонителя христианства – императора Траяна. Но Траян ведь не только воздвиг гонения на христиан (ибо не ведал, что творил), он был справедливым и милосердным правителем, имел большую заботу о бедных своих подданных. Святитель Григорий узнал, что император защитил вдову в бедственном положении, и принял на себя подвиг молиться за него. От Бога ему было открыто, что молитва его принята. Пример этот (и многие другие) является большим утешением и окрыляет нас в наших молитвах за усопших. Даже если усопший был далек от Церкви, он может получить облегчение своей участи по усердной, слезной молитве близких. Еще один очень важный момент: если человек, который ушел от нас, не жил церковной жизнью, или мы знаем, что жизнь его была далека от заповедей Божиих, любящие родные должны особенно внимательно отнестись к своей собственной душе. Мы все взаимосвязаны с родными, близкими, как части единого организма: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12: 26). Если какой-то орган бездействует, у человека обостряются другие чувства, другие органы берут на себя дополнительную нагрузку, его функции. И если наш близкий не успел что-то сделать в духовной жизни, мы должны восполнить это за него. Этим мы будем спасать и свою душу и принесем великую пользу его душе. Есть такая военная песня о погибшем летчике, товарищ которого говорит, что он живет на земле «за себя и за того парня». И наша жизнь за других, в память кого-то может выразиться в нашей усердной молитве, в стяжании христианских добродетелей, в щедрой милостыни о поминовении усопшего.

http://ruskline.ru/opp/2023/02/18/slovo_...

Раскол, возникший в XVII веке и получивший название «старо­обрядческий», на протяжении трёх столетий остаётся причиной глубокой скорби и озабоченности православного народа в нашем Отечестве. Помня завет Господа нашего Иисуса Христа «да будут все едино» (Ин. 17, 21), христианин не может, не имеет права мириться с состоянием разделения, воспринимая его как историческую данность, но всеми силами должен стремиться к уврачеванию этой болезненной кровоточащей раны на Теле Христовом, «дабы не было разделения в теле, а все его члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:25-26). Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Ничто тик не противно Богу, как разделения в Церкви. Даже если мы совершили тысячу благих дел, мы виновны, как те, кто мучил тело Господа нашего, если мы раздираем тело Церкви. Вот почему мы говорим вам это теперь, чтобы в последний день вы не могли сказать: никто не сказал мне об этом, никто не объяснил. Мы не знали об этом и не считали это грехом. Теперь я говорю и свидетельствую, что причинять разделение в Церкви есть не меньшее зло, чем впадать в ересь. Поскольку все вы совершеннолетние и отвечаете за свои дела, я прошу вас быть ответственными за свои поступки, не считая себя невинными и кладущими все у нашего порога, ибо так вы можете избежать столь вредного самообмана». Ныне мы отмечаем 200 лет с того дня, как Святейший Синод Российской Православной Церкви, движимый стремлением к уврачеванию пагубного разделения, рассмотрел просьбу части приверженцев старых русских обрядов о принятии их в церковное общение с восстановлением законного священства, и принял решение о воссоединении с Церковью обратившихся из раскола, благословив им отправлять богослужение по старопечатным книгам, соблюдая старые русские обряды. Решение Святейшего Синода вступило в силу 27 октября 1800 года и с этого дня многие вернулись в дом отчий, стали возлюбленными чадами Матери- Церкви, наследниками её благодатных даров. Однако постановления и клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 го­дов, где в старых обрядах дониконовских времён усматривался чуть ли не еретический смысл, вызывали определённое смущение у православных русских людей. Наиболее просвещённые иерархи Русской Православной Церкви, стремившиеся к уврачеванию раскола, понимали, что клятвенные определения Соборов 1656 и 1667 годов существенно препятствуют взаимопониманию и доверию, столь важных и необходимых в двустороннем диалоге. В результате длительной и кропотливой работы Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов наметил ряд важных начинаний, направленных на обретение чаемого единства Русской Церкви, но известные исторические события и наступившее затем скорбное время гонений на христианство в России не позволили воплотить в жизнь эти благие намерения.

http://mospat.ru/ru/old-believers/voice/...

Сегодня за Божественной литургией мы вознесли сугубую молитву о страждущем народе украинском и о том, чтобы Господь по Своей милости прекратил междоусобную брань, и на земле Украинской воцарился мир. Мы также горячо молились, чтобы прекратились гонения на христиан там, где, по сути, колыбель Православия — на земле Сирии, Ирака и в других странах Ближнего Востока, где сегодня христиане подвергаются жесточайшим и бесчеловечным гонениям, и находится под угрозой само существование христианских церквей. Вы знаете, дорогой владыка, что наша святая Русская Церковь делает все возможное, чтобы помочь Святейшей Антиохийской Церкви и всем христианам на Ближнем Востоке, живущим в трудных условиях гонений. Наша Церковь в лице Святейшего Патриарха, иерархов и клира, в лице нашего благочестивого народа всегда будет помогать Антиохийской Церкви, чувствуя солидарность и помня слова апостола Павла: " Страдает один член — страдают с ним все члены " (1 Кор. 12:26). Если христиане, наши братья и сестры, страдают в земле Украинской, на Ближнем Востоке, то страдает все тело нашей христианской Церкви. Сердце каждого христианина обливается кровью, когда мы слышим о новых страданиях и гонениях на святую Церковь и на православную веру. В этот день мы обращаемся к Господу с горячими молитвами, чтобы Церковь во всем мире наслаждалась благоденствием, жила в мире и спокойствии. Мы обращаемся к Небесным Силам бесплотным, — Архистратигу Божию Гавриилу и всем прочим архистратигам и архангелам, — и просим Всевышнего, чтобы осенил нас Своим небесным орудием и к каждому христианскому храму приставил Своего Архистратига, который будет небесным мечом защищать его стены, святыни и то малое стадо, которое составляет приход этого храма. Мы также возносим свои молитвы о двух митрополитах, которые были похищены более года назад. Место их пребывания  по-прежнему остается неизвестным, хотя до нас доходят непроверенные сведения о том, что они живы и сохраняется надежда на их возвращение к своей пастве. Мы молимся обо всех, кто лишился крова, своих храмов, своих близких; молимся об исцелении всех раненых, об упокоении всех погибших. Мы просим Господа, чтобы Он приклонил милость к своей Церкви, рассеянной по всей земле, чтобы архистратиги и архангелы Божии стояли на защите христианского стада. И чтобы мир возвратился в наши страны и на наши земли.

http://patriarchia.ru/db/text/3696396.ht...

Хотел бы подчеркнуть: у Отдела внешних церковных связей нет своей повестки дня, которая отличалась бы от повестки дня всей Церкви. Отдел не является каким-то " крылом " внутри Церкви, " клубом по интересам " . У Отдела нет иных интересов, кроме интересов всей Церкви. Отдел работает по очень простой схеме: Священноначалие Церкви в лице Святейшего Патриарха и Священного Синода является " заказчиком " , мы же – исполнители. По-другому и быть не может, поскольку ОВЦС – служебный орган, полностью подконтрольный Священноначалию. Не проходит ни одного заседания Священного Синода без докладов председателя Отдела, для которого как для Постоянного члена Синода по должности участие в работе высшего органа церковного управления является не только возможностью отчитаться о совершенных поездках и состоявшихся мероприятиях, поделиться мыслями и получить благословение на дальнейшие труды. Это еще и возможность постоянно сверять курс Отдела с курсом Священноначалия, определяемым соборным разумом Церкви. Межправославные отношения Свидетельство Православия в современном мире требует, в первую очередь, укрепления всеправославного единства и единства нашей Русской Православной Церкви. Несмотря на сложный исторический контекст, в котором живут наши страны и народы, несмотря на многие вызовы единству Православия, мы живем и трудимся упованием, что с помощью Божией наша Поместная Церковь, как и все вселенское Православие, найдут в себе силы к их преодолению. Очень важно, не поддаваясь на искушения, сохранить молитвенное общение и возгревать те проявления доверия и братской любви, которые сегодня реально существуют в семье Поместных Православных Церквей. Мы исходим из понимания Вселенской Православной Церкви как единого Тела Христова, в котором " страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены " (1 Кор. 12, 26). Мы не можем воспринимать как чужие проблемы те бедствия, которые в условиях гонений на христиан на Ближнем Востоке испытывает Антиохийский Патриархатили не соучаствовать в усилиях Сербской Православной Церкви по сохранению православного духовного наследия в Косово.

http://religare.ru/2_109012.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010