Андрей же юродствовал, чтобы скрыть близость к горнему миру, чтобы удобно совершать молитву, не будучи ни похваляемым за святость, ни отягчаемым просьбами со стороны верующих. Из всех отношений с миром юродивому остается только презрение и поношение. Этого он и ищет. В своем желании насытиться унижением и насмешками он выше мучеников. Мученик может обличать мучителей, говоря: вы безумны и верите ложно, а я, подобно Павлу, говорю вам «слова истины и здравого смысла» (Деян. 26:25). Юродивый же этого сказать не может. Напротив, ему может сказать любой: «Ты безумец», а он только глупо расплывется в улыбке, или выкинет какой-то фортель. Безумие добровольное, напускное, но настолько искусное, что от настоящего сумасшествия его невозможно отличить, есть особый вид защиты сокровищ. Под сокровищем разумеем молитву. Защищать же ее приходится от похвалы, от суеты, от неизбежной связанности с миром и обществом, пусть даже и христианским, но все равно одержимым страстями. Очевидно, что жар молитвы, нуждающейся в такой защите, должен быть необычайным. То есть сокровище должно быть подлинным, без примесей. Юродство не путь стяжания молитвы, а скорее, способ сохранения молитвы. И еще – способ служения. Можно ведь подумать и сказать: «Раз ты такой святой и так огненно молишься внутри своего сердца, то иди себе в пустыню или на гору и там совершай свою необычную жизнь. Зачем же ты толчешься на рынке, спишь на паперти или, вызывая громкий визг, заходишь за побоями в женскую баню?» Дело в том, что юродивый живет в мире ради этого же мира. Он уже не бежит из мира, боясь соблазниться чем-то, но намеренно пребывает посреди его, чтобы молитва, которая в юродивом, грела мир, слепой по отношению к событиям духовным. Все это мы говорим и обо всем этом рассуждаем, помня сказанное выше: рыба птицу не поймет. Разве может рыба с холодной кровью и холодным сердцем понять, как бьется горячее сердце в груди у чайки, парящей на ветру? Эту чайку рыба, в лучшем случае, видит сквозь толщу воды, снизу вверх, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13:12).

http://radonezh.ru/monitoring/andrey-khr...

В память о встрече Святейший Патриарх Кирилл передал в дар образ Божией Матери " Одигитрия " . По завершении заседания делегация Русской Православной Церкви осмотрела экспозицию музея в честь первого Президента Кипра Архиепископа Макариоса III. Далее Святейший Патриарх Кирилл посетил в Никосии мемориал в честь борцов за освобождение Кипра от колониального гнета " Филакизмена мнимата " , где совершил заупокойную литию. Затем Предстоятели Русской и Кипрской Церквей осмотрели экспозицию музея на территории Центральной тюрьмы. Святейшему Патриарху был преподнесен образ святого великомученика Георгия Победоносца, который заключенные тюрьмы написали на керамике. Далее состоялось посещение мемориала на воинском кладбище " Тимвон Македонитиссис " , что в трех километрах к западу от Никосии рядом с монастырем Македонитисса. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл посетил женский монастырь святого Ираклидия, где совместно с Блаженнейшим Архиепископом Хризостомом совершил молебен в монастырском соборе. По окончании богослужения Святейшего Патриарха приветствовали митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия и настоятельница монастыря игумения Продромия. Предстоятелю Русской Церкви преподнесли ковчежец с частицами мощей Тамасосских мучеников, икону с их изображением и образ святого Мнасона, а также вышитый монахинями обители образ святого Ираклидия, омофор, епитрахиль и поручи. Святейший Патриарх обратился к собравшимся в храме с кратким словом и передал в дар обители икону-плащаницу Божией Матери, митрополиту Исаии — крест и святую панагию, а игумении Продромии — крест. В обители состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с родственниками игумена Ватопедского афонского монастыря архимандрита Ефрема. Мать, братья и сестры архимандрита Ефрема и другие члены семьи выразили Предстоятелю Русской Церкви глубокую благодарность за участие в судьбе архимандрита Ефрема, оказавшегося в сложных жизненных обстоятельствах. " Апостол Павел нас научил, как поступать в тех случаях, когда один из нас страдает, — со своей стороны заметил Святейший Патриарх. — Все мы члены одного тела — Церкви Христовой. Если один член болит, то с ним должно состраждать всё тело (ср.: 1 Кор. 12, 26). Поэтому я не совершил ничего особенного, это даже не мой долг, а просто естественное поведение христианина при виде страданий своего брата " .

http://e-vestnik.ru/reports/na_ostrove_s...

В составе «Австразийского собрания» (Epistolae Austrasicae) сохранилось 2 письма Н. и 5 адресованных ему писем, авторами которых были Флориан, аббат Роменского монастыря, находившегося в Медиоланском (Миланском) еп-стве, Руф, еп. Октодура (ныне Мартиньи, Швейцария), Мапиний, еп. Ремский (Реймсский), а также неизвестное лицо (CPL, N 1063-1065; изд.: MGH. Epp. T. 3. P. 116-122, 133-134, 137-138). Высказывалось мнение, что «Австразийское собрание» было составлено в нач. IX в. из текстов, сохранявшихся в треверских архивах со времен Н. ( Barrett, Woudhuysen. 2016). Ранее Н. считали автором гомилий «О бдениях рабов Божиих» и «О пользе гимнов» (CPL, N 648-649), которые в действительности принадлежат свт. Никите Ремесианскому (см.: Turner. 1921). Также Н. приписывается фрагмент т. н. Афанасиева Символа веры (см.: Barrett, Woudhuysen. 2016. P. 25-26). Житие О времени и месте рождения Н. точных сведений нет. По свидетельству Григория Турского, у новорожденного на голове была отметина, напоминавшая тонзуру, поэтому его родители решили, что ребенок должен стать клириком ( Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 1). Когда мальчик вырос, его отдали на воспитание в мон-рь, где впосл. он был избран аббатом и благодаря строгому нраву стал известен франк. кор. Теодориху I (511-533/4). Гипотеза о происхождении Н. из Лемовиков (ныне Лимож) основана на мнении трирского агиографа Эбервина, который считал, что Н. был земляком Аредия. Хотя это предположение не имеет достаточных подтверждений, Н. мог быть уроженцем вост. части Аквитании, входившей в состав королевства Теодориха I. Возможно, он был в числе «многих клириков из числа арвернских граждан», к-рых король направил для служения в Треверы ( Greg. Turon. Vit. Patr. VI 2). В V в. Треверы, ранее служившие имп. резиденцией и адм. центром рим. Галлии, подвергались нападениям различных варварских народов. Город был разграблен и частично разрушен, его население сильно сократилось. Вероятно, поэтому Теодорих I послал в Треверы аквитанских клириков, чтобы восполнить недостаток духовенства ( Anton. 1984. S. 37-38; Idem. 1989. S. 61-63). После кончины еп. св. Апрункула треверские клирики попросили Теодориха назначить его преемником диак. св. Галла , жившего при королевском дворе. Однако Галл предпочел получить назначение на кафедру родного г. Арверн (ныне Клермон-Ферран), освободившуюся после кончины св. Квинциана . Вместо него на Треверскую кафедру был возведен Н. ( Greg. Turon. Vit. Patr. VI 3). Назначение св. Галла обычно датируют 525 г. (см., напр.: PLRE. Vol. 3. P. 502-503; Heinzelmann. 2001. P. 12). Следов., Н. стал епископом Треверским в 525 или 526 г. ( Anton. 1987. S. 132).

http://pravenc.ru/text/2577739.html

Далее Его Святейшество коснулся события, которому посвящено торжество: «Событие двухсотлетней давности знаменовало начало нового этапа административного становления Православной Церкви в Молдове после десятилетий ее дезорганизации, потери церковной структуры. В Молдове отсутствовали школы, необходимые культурные институции, которые столь важны для духовной и культурной жизни народа. Все это было связано с годами иноверного владычества и тяжелыми историческими обстоятельствами. Учреждение Кишиневской епархии стало, в том числе, следствием горячего желания молдаван пребывать в единстве с народами Святой Руси, которые были единоверны, которые плечом к плечу вместе с народом Молдовы готовы были оборонять, охранять жизнь народную и веру православную, и делали это, не щадя жизни своей. Историческая и духовная близость народов исторической Руси и Молдовы уходит корнями далеко вглубь веков. Семена веры Христовой упали на землю Молдовы вместе с кровью первых христианских мучеников. Со временем на их месте возросло мощное плодоносное древо. Периоды славы и расцвета в истории Православия в Молдове чередовались с временами тесноты и гонений. Тяжелейшим испытанием стал век иноверного господства на молдавской земле. Однако благочестивый молдавский народ преодолел все невзгоды и лихолетья, шествуя своим историческим путем рука об руку с братскими народами Руси, близко к сердцу принимавшими страдания своих единоверцев, ибо, по слову святого апостола Павла, " страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены " (1 Кор.12:26). В первые годы деятельности Кишиневской епархии было положено основание возрождению национальной и культурной жизни в Молдавии после затяжного кризиса. Организация образовательной системы, устройство начальных школ, уездных училищ и гимназий, открытие Кишиневской духовной семинарии, обустройство типографии и широкое развитие книгоиздательства позволяют назвать это время началом эпохи просвещения в Молдове». Святейший Патриарх Кирилл с благодарностью вспомнил первого главу епархии — митрополита Кишиневского и Хотинского Гавриила (Бэнулеску-Бодони), заложившего основание и поныне крепко стоящего здания Православной Церкви Молдовы.

http://patriarchia.ru/db/text/3216660.ht...

Если мы обратимся к истории, то увидим, как тесно промыслом Божиим оказались переплетены судьбы наших народов. Святитель Савва, который принял постриг в Старом Русике на Афоне, перевел на церковнославянский язык Кормчую книгу, и по этому переводу Русская Православная Церковь жила несколько столетий. Выдающийся духовный просветитель Пахомий Серб трудился Москве в Троице-Сергиевом монастыре, где занимался составлением житий и переписыванием книг. На протяжении истории наши народы стояли вместе в годы тяжелых испытаний. Россия поддерживала Сербию в годы Первой мировой войны. Когда же в России произошла революция и власть захватили воинствующие богоборцы, Сербия, хотя и сама страдала от последствий войны, приняла множество беженцев из России, к которым отнеслась как к родным. Сегодня мы стоим перед новыми серьезными испытаниями. В некоторых европейских странах все большее влияние приобретают силы, которые стремятся вытеснить религию на обочину жизни современного человека, обесценить традиционные нравственные принципы, объявив об относительности моральных норм, и пытаются навязать обществу, в том числе и в ряде православных стран, греховные стандарты поведения. Мы, православные сербы и русские, призваны, как и прежде, стоять плечом к плечу в этой битве за нашу духовную идентичность, за сохранение православной цивилизации, отстаивая понимание богоустановленного брака как союза мужчины и женщины, ценность человеческой жизни от зачатия до естественной смерти, не поддаваясь искушениям видимого материального благополучия и не соблазняясь ложными представлениями о человеческой свободе и счастье. — Вы являетесь духовным главой крупнейшей Православной Церкви в мире. Как Вы с этого высокого трона смотрите на страдания обычных русских людей, особенно тех, кто на Донбассе, и в других местах? — Пастырь призван всегда быть со своей паствой, для любви к которой нет и не может быть никаких преград. Боль и страдание любого из моих чад, где бы они ни находились, — это и мои личные боль и страдание, ведь, как писал апостол Павел, «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12:26), а наипаче страдает тот, кому Богом вверена забота о всей Церкви.

http://pravoslavie.ru/106656.html

Знайте, что Церковь наша — не противница нового государственного устройства, не «имперская структура», каковой именуют ее наши недруги. Но она останется духовно единой, и никакие границы не смогут этому единству помешать. Мистическое Тело Христово — Церковь Его — нераздельна, и именно поэтому она до скончания века будет той непреложной связью, которая скрепляет сердца людей поверх государственных рубежей и поверх всех человеческих различий. Она всегда будет служить единству отдельных народов и всей человеческой семье, помогать государствам сообща работать над укреплением мира, согласия нравственного порядка. Другое наше слово к «власть предержащим» — о людях, которые с тревогой думают сегодня о хлебе насущном. Сироты и инвалиды, пожилые люди и многодетные семьи, безработные и те, кто покинул обжитые места не по своей воле, должны быть окружены заботой. Ведь их страдания — это страдания всего народа, в котором, как и в теле человеческом, страдает ли один член, страдают с ним все члены (1 Кор. 12:26). Не надо забывать, что попечение о сирых и убогих — это первейший долг общества, мера достоинства и нравственного здоровья нации. Государство не должно бросать на произвол судьбы граждан своих. Иначе горькая чаша страданий неизбежно прольется на всех нас. Мы обращаемся к духовным руководителям и верующим всех конфессий и религий со словами любви и мира. Мы твердо стоим за право каждой личности на религиозное самоопределение, за равенство всех религий перед законом и не стремимся ограничить чей-либо вероисповедный выбор. Однако мы озабочены тем, что духовный вакуум, образовавшийся вследствие многолетнего господства материализма, привел к бездумному увлечению оккультными учениями, толкающими человека на опасные эксперименты над собственной личностью. Пусть верующие — исконные хранители нравственного закона, вложенного Богом в сердца человеческие, — будут согласно утверждать его в личной и общественной жизни, творя добро и полагая преграду злу. Мы надеемся, что религиозные люди будут неизменно вносить дух примирения в межнациональные отношения и противостанут попыткам использовать религию в неблаговидных мирских целях.

http://patriarchia.ru/db/text/526296.htm...

— Как Вы прокомментируете отсутствие на торжествах Вселенского Патриарха Варфоломея и Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима ? — Конечно, нам хотелось, чтобы Предстоятели Константинопольской и Элладской Православных Церквей присутствовали на торжествах по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Этот юбилей имеет и радостные, и печальные стороны, ведь именно 100 лет назад начались масштабные гонения на верующих в нашем Отечестве. Апостол Павел говорит о теле Церкви: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все» (1 Кор. 12:26). И исповедническое служение святого Патриарха Тихона, и подвиг новомучеников являются достоянием всей полноты Православной Церкви. Жаль, что обстоятельства не позволили Святейшему Патриарху Варфоломею и Блаженнейшему Архиепископу Афинскому Иерониму приехать в Москву. Но это нисколько не уменьшило нашей любви к Элладской Церкви и Матери-Церкви Константинопольской. Прежде всех выступлений Предстоятелей Поместных Православных Церквей на Архиерейском Соборе Русской Церкви было зачитано послание Патриарха Варфоломея . — В этих торжествах среди прочих приняли участие и представители Болгарской Церкви . Как Вы смотрите на вмешательство Болгарской Церкви в вопрос о т.н. раскольнической «Македонской Церкви», и какова позиция Москвы в этом вопросе? — В Русской Православной Церкви глубокую озабоченность вызывает судьба Православия на земле древнего Охрида, откуда в X веке на Киевскую Русь прибыли миссионеры, приобщившие наших предков к святой православной вере и к сокровищнице славянской письменности и культуры. Очень важно, чтобы православные верующие, живущие на этой земле сегодня и являющиеся наследниками великих правителей былых времен, вернулись к каноническому общению со всем православным миром. Мы знаем о том внимании, которое Болгарская Православная Церковь уделяет македонской церковной проблеме. Вместе с тем убеждены, что вопросы македонского церковного урегулирования должны решаться в строго каноническом ключе, что немыслимо без учета первостепенной роли в этом процессе Сербской Православной Церкви, ибо именно от нее откололась Македонская Церковь 50 лет назад.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5146221...

На практике это не так. Реальную возможность продвинуться, опередить своих соперников в борьбе за власть и ресурсы, создает не служение интересам населения, а пронзительно крикливый патриотизм. Патриоту нельзя отказать в должности, к патриоту нельзя приставать с неприличными вопросами о происхождении его чудесного достатка в самой бедной стране Европы, на патриота нельзя наехать - он сам на кого угодно наедет. В этой ситуации демонстрация самой отчаянной любви к Родине и самой лютой, бешеной, самой клокочущей ненависти к ее врагам - это вполне рациональная тактика приобретения личных выгод. Более того, одним из очевидных инструментов политической борьбы являются обвинения в предательской работе на Кремль, которыми щедро обмениваются участники процесса. Тут желание выказать самую свирепую неукротимость - “держите меня семеро!” - вполне понятно. Любая нюансировка, любые уточнения, любой выход из модуса “смерть ворогам” означает потерю очков в этой игре. Да, это приводит политический класс в целом к чудовищно глупому и контрпродуктивному поведению, которое наносит ущерб той самой Родине, в верности которой так надрывно клянутся, но это участников процесса не волнует. Он так устроен, что выносит наверх людей, которым наплевать на интересы страны в целом, и, чтобы удержаться на плаву, они должны плевать и дальше. В этой ситуации единственным крупным сообществом, которое проявляет заботу об общих интересах - и пытается сохранить хоть какие-то человеческие связи между жителями Киева и Донецка - остается Украинская Православная Церковь. Как было сказано в “Обращении епископата Украинской Православной Церкви к клиру, монашествующим и мирянам по случаю 1030-летия Крещения Киевской Руси”, “Наши особые слова сегодня обращены к тем чадам Украинской Православной Церкви, которые проживают на Донбассе и страдают от боевых действий: Братья и сестры! Вы не одиноки в ваших испытаниях. Вся наша Церковь ныне молится, сопереживает, помогает и будет продолжать молиться, сопереживать и помогать вам. Ваши страдания и ваша боль отзывается болью в наших сердцах. По словам апостола Павла, «страдает один член, с ним страдают все члены» тела, то есть Церкви Христовой (1 Кор. 12:26). Выражаем благодарность архипастырям, пастырям, монашествующим и всем мирянам той части Донбасса, где полыхает пламя войны, за ваше мужество, за пребывание со своей паствой, за терпеливое несение испытаний, которые выпали на вашу долю. Молимся Всемилостивому Богу и верим, что война скоро закончится и Бог всякую слезу с очей ваших отрет (Откр. 21:4)”

http://radonezh.ru/2018/10/09/pochemu-on...

Наиболее остро сегодня стоит вопрос о преследованиях и дискриминации христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Положение христианских общин этих регионов можно охарактеризовать как критическое. Террористы в лице «Исламского государства» и других группировок совершают настоящий геноцид последователей Христовых. В Совместном заявлении Папы Франциска и Патриарха Кирилла сказано: «Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни — осквернению, памятники — уничтожению. В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами». Ныне мы наблюдаем ужасающую картину: двухтысячелетнее христианское присутствие на Ближнем Востоке и в Африке стремительно исчезает. По оценкам Центра изучения мирового христианства, только в 2016 году было убито 90 тысяч христиан, то есть каждые 6 минут за веру умирает христианин. От 500 до 600 млн. христиан испытывают притеснения и ограничения за свое вероисповедание. Это говорит о том, что мировое сообщество не сумело усвоить уроки разрушительных войн XX века и по-прежнему ставит политические интересы выше фундаментальных прав человека. Сегодня христианские церкви не только свидетельствуют о мученическом подвиге последователей Христовых, но и развивают сотрудничество между собой в целях консолидации совместных усилий по оказанию им действенной помощи. Ведь, по слову апостола Павла, в Церкви Христовой «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12:26). Практически сразу после встречи Папы Франциска и Патриарха Кирилла на Кубе состоялась серия совместных мероприятий, в рамках которых представители Римско-Католической и Русской Православной Церквей посетили Сирию и Ливан. Объединенная делегация встретилась с христианскими лидерами этих стран, посетила лагеря беженцев, реализовала ряд гуманитарных проектов.

http://pravoslavie.ru/100149.html

Но то, что на Черкасщине практически нет проявлений агрессии по отношению к Церкви, не дает мне, как епископу, в полной мере этому порадоваться. Ведь апостол Павел пишет: " Страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены " (1 Кор. 12. 26). Поэтому, говоря о давлении или агрессии со стороны госорганов или СМИ, или радикалов на верующих людей в разных регионах нашей страны, мы, священнослужители и верующие Черкасской епархии, воспринимаем это все и как свою беду. В такой ситуации разве можно беспокоиться только лишь о своей епархии, своей " хате " , которая " с краю " ? Конечно, нет. Конечно, болит душа за всю Церковь. Каждый случай рейдерского захвата наших храмов, поджога, незаслуженного обвинения или дискриминации наших верующих болью отзывается в сердце. Сейчас в основном под ударом наши епархии, находящиеся на западе страны. Это Тернопольская, Львовская, Ровненская, Сарненская, Луцкая, Винницкая и Могилев-Подольская епархии. К слову, в Винницкой области сейчас т. н. черными регистраторами незаконно переписывается в " ПЦУ " целый ряд православных приходов. Прихожане вместе с архиереями и духовенством Винничины массово выступают с протестами возле Винницкой ОДА. Но, к сожалению, в большинстве случаев сегодня это вопль вопиющего в пустыне. На протяжении ряда лет идет планомерная дискриминационная и клеветническая кампания против Украинской православной церкви, против миллионов верующих – начиная с Блаженнейшего митрополита Онуфрия, архиереев, священников, монахов и до простой сельской прихожанки, которая не хочет в конце жизни предавать свою веру. И в этой кампании, к сожалению, задействованы не только СМИ и радикальные общественные организации, но зачастую и госслужбы. - Не могу не спросить вашего мнения о церковной ситуации в мировом православии. Каковы, на ваш взгляд, перспективы преодоления существующего кризиса межправославных отношений с учетом действий патриарха Варфоломея? - Вы знаете, относительно перспектив уврачевания новейшего раскола в мировом православии я являюсь одновременно и пессимистом, и оптимистом.

http://pravoslavie.ru/143929.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010