ЦВ 19 (463) октябрь 2011 /  21 октября 2011 г. Епископ Андрей: Исповедание Христовой истины и укрепление единства Церкви — долг каждого из нас 18 сентября за Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Андрея (Тарасова) во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии.   Из слова архимандрита Андрея (Тарасова) при наречении во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии Ваше Святейшество, Святейший владыка, милостивый отец и Первосвятитель! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Ныне изволением Святаго Духа Церковь Христова призывает меня принять жребий архипастырского служения. Действием благодати Божией и возложением святительских рук предстоит мне приобщиться к многовековому преемству, которое берет начало от святых апостолов Христовых и продолжится до скончания века. Находясь перед вами, епископами Церкви, я таинственным образом предстою пред лицом Самого Господа и Спасителя Иисуса Христа и, внимательно прислушиваясь к голосу совести (насколько безукоризненно пронес я данные мне дары священства и монашества), осознаю свое недостоинство. Вместе с первоверховным апостолом Петром коленопреклоненно восклицаю: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5, 8). Вместе с древним пророком Моисеем вопрошаю: Кто я, чтобы мне идти… Господи! пошли другого, кого можешь послать (Исх. 3, 11; 4, 13). Но смиренно внимая Божественному призыву, вступаю в область великого служения и с пророком Самуилом отвечаю на этот призыв: Говори, Господи, ибо слышит раб Твой (1 Цар. 3, 10.). Библейские пророки и апостолы, все святые архипастыри Церкви Христовой всегда осознавали свою немощь, взирая на предстоящее служение, которое может быть лишь жертвенным и бескорыстным. Вечным ответом Господним на этот человеческий трепет, несомненно, являются слова, сказанные Спасителем святому апостолу Павлу: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9), и действительно, благодатная помощь Божия ни на мгновение не оставляла меня во все дни моей жизни.

http://e-vestnik.ru/docs/hirotoniya_epis...

В сем отношении добродетель определяют так: она есть постоянно ревностное попечение о точном исполнении закона Божия, основанное на вере и одушевляемое любовью и благоговением к Богу. Отсюда сами собою вытекают следующие свойства христианской добродетели: 1) она состоит в постоянно ревностном попечении о точном исполнении закона Божия. «Тверди бывайте, непоступни, избыточествующе в деле Господни всегда» , — говорит Апостол (1Кор. 15:58). Посему скоро преходящие чувства благочестия, которые иногда бывают даже у порочных людей, а также бесплодное желание вести жизнь, согласную с законом Божиим и наружное исполнение его, не составляют еще христианской добродетели; 2) основанием сей добродетели служит истинная вера в Иисуса Христа или твердое убеждение ума и сердца в истине Его учения и в необходимости исполнять оное. Кто не верит, что он величайший грешник и за грехи свои достоин вечного наказания, что он может получить спасение только чрез Иисуса Христа, Который «умре грех наших ради» (1 Кор. 15:3), что смертию Сына Божия действительно спасаются только те, кои, «избывше от грех» , живут правдою (1 Пет. 2:24), «творят волю Отца... Небесного» (Мф. 7:21), — кто не верит сему, тот никогда не будет ревностным исполнителем закона Божия; 3) истинная добродетель при вере воодушевляется благоговейною любовию к Богу. Одна сия любовь может вдохнуть и поддерживать в нас постоянно ревностное попечение об исполнении закона Божия (Рим. 8:35—39). Известно, что мы охотно и с усердием исполняем повеления только тех, коих любим и уважаем. Она же одна, как чистейшее побуждение, сообщает нашей добродетели высокое достоинство, или, лучше, в ней-то и состоит христианская добродетель; потому что любовь, по учению Апостола, «есть исполнение закона» (Рим.13:10) и «союз совершенства» (Кол.3:14); 4) наконец, судя по образу происхождения самой ревности и свойству любви, необходимую принадлежность христианской добродетели должно составлять самоотвержение. «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми» (Лк. 9:23). Под именем самоотвержения вообще разумеется усильное старание человека истребить в себе самолюбие, или ложную, беспорядочную любовь к самому себе, которая несовместима с истинною любовию к Богу и ближним: «любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си» (1 Кор. 13:4—5). В частности, оно состоит в обуздании или умерщвлении похотей, которые возникают из самолюбия, как ветви из корня. Главные из них: «похоть плотская, похоть очес и гордость житейская» (1 Ин. 2:16). Так как сии именно страсти уклоняют человека от добродетели к порокам, то желающий преспевать в христианской добродетели постоянно должен истреблять их в себе, или жить среди подвигов самоотвержения. И вообще ни одного доброго дела нельзя совершить без самоотвержения; ибо как скоро участвует в нем самолюбие, то оно или делается нечистым, или совсем теряет свойственную себе доброту.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2929...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВЕРИНСКИЙ Василий Васильевич (13.02.1835, Раненбургский у. Рязанской губ.- 22.02.1893, С.-Петербург), статистик, исследователь мон-рей. Из дворян, отец - отставной армейский поручик. З. воспитывался в частном учебном заведении, имеются сведения о его поступлении в С.-Петербургский ун-т. В конце Крымской войны, 21 февр. 1856 г., ушел на воинскую службу, поступил вольноопределяющимся в чине унтер-офицера в Резервный гренадерский полк кор. Фридриха Вильгельма III. С 14 июля того же года служил в С.-Петербургском гренадерском полку кор. Фридриха Вильгельма III. 17 июля 1858 г. переведен в Камчатский пехотный полк. 28 нояб. 1860 г. «по домашним обстоятельствам» вышел в отставку в чине подпоручика. С 1860 г. служил в Имп. Рус. географическом обществе (РГО), в 1862 г. избран его членом-сотрудником. С 1 февр. 1862 по 1 нояб. 1863 г. служил письмоводителем об-ва. 2 февр. 1866 г. назначен исправляющим должность помощника секретаря, с 25 июня 1870 г.- младшего редактора, с 1882 г.- старшего редактора Центрального статистического комитета Мин-ва внутренних дел. В 1884, 1885, 1887 гг. временно замещал директора Центрального статистического комитета. 1 янв. 1887 г. З. присвоен чин действительного статского советника. 22 нояб. 1888 г. вышел на пенсию, хотя продолжал статистическую деятельность. Участвовал во многих статистических работах комитета в 60-80-х гг. XIX в., в частности в разработке «Статистических временников Российской империи» начиная с 1-го вып. 1-й серии (1866), в экспедиционной работе: в 1867 г. изучал «торговые пути и производительность» Могилёвской, Полтавской, Харьковской, Черниговской губерний; в 1888 г. участвовал в военно-конской переписи в Лифляндской, Новгородской, Псковской, С.-Петербургской, Тверской, Эстляндской губерниях. Руководил разработкой, сводкой и изданием подготовленного материала по урожайности в России с 1883 по 1892 г. и до 1888 г. ежегодно прибавлял к изданию составленный им общий обзор урожая. В авг. 1868 г. в результате пожара лишился всего имущества, но спас статистические работы.

http://pravenc.ru/text/199667.html

   1. Это является иной тайной Христовой; это является иным великолепием Христа Бога. Потому что всегда велики Его чудеса; так что превосходят слух всех речей и всякое разумение и превышают силу всякой мудрости, не только человеческой, но и ангельских невидимых сил. Ибо разум и язык некий, который нам, людям, не возможно разуметь, даны небесным ангелам, сущим горе (наверху). И поэтому великим гласом вместе с Павлом я воскликну: «Где премудр? Где книжник? Где совопросник века сего» (1 Кор. 1:20)? Где красноречие ораторов? Где проблематика философов? Где изощренное искусство грамматиков? Конечно, Бог мудрость века сего обратил в безумие и явил ее малостоящей и пустой, и посему еще более безполезной, ибо (она происходила не от них самих, а) она была дарованием и даром благодати, и дана была неверным язычникам ради почитания и взыскания Бога и для того, чтобы они образумились от суеты, объявлей их по причине заблуждения их. Но понеже премудростью века сего мир не разуме Бога, «благоволил Бог буйством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:21). И посему вместе с Павлом и взываю, и сам, полный изумления, воскликну: «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия, яко неиспытани судьбы Его и неизследовани судьбы Его и неизследовани путие Его» (Рим. 11:33—34). Потому что каким образом сотворенная вещь могла бы постигнуть разум Творца или разуметь Его пути и ум? Или возможет тварь дать совет, создавшему ее, Творцу, как бы нуждающемуся в ее совете и испытывающему недостаток и несовершенному в отношении совершенства? Посему неразумными, как возвещается, овладело безумие, потому что человеческая мудрость сбилась с толку. Посему Академия уснула; школа Стоиков замолкла; перепатические классы пустуют; спит Лицей; Афины пришли в упадок, чтобы, после того, как они все оставили Бога, Создателя вселенной, они не боготворили вещи, созданные Им. Потому что, в противлении Богу и Его премудрости, они те вещи, которые видели, сочли большими, чем Сам Бог, и не пожелали знать Бога и Творца их. И посему им суждено было умолкнуть и уйти в бездну забвения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3942...

Еще знаменитый немецкий историк философии Куно Фишер, живший в XIX веке, подчеркивал, что современная наука и ее методы родились во времена схоластики. Распространенное воззрение, что Возрождение и Новое Время были очагом справедливости и учености по сравнению с мрачным Средневековьем, было введено в оборот марксистскими историками, видевшими вокруг только смену общественно-экономических формаций. В отличие от марксистской историографии, французский философ Мишель Фуко выводит на поверхность мрачные и жестокие корни современных тюрьмы, психбольницы, государственности и науки. Анализируя сочинение «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, Мишель Фуко приводит своего читателя к выводу, что «глупость … – возмездие, настигающее беспорядочную и бесполезную ученость », а также показывает ничтожность человеческих познаний на примере хоровода дураков Эразма Роттердамского: «первыми идут Грамматики, за ними Поэты, Риторы и Сочинители; затем Юристы; следом выступают «Философы, почитаемые за длинную бороду и широкий плащ», и наконец, сомкнув ряды, шествует неисчислимое воинство Богословов ». Мишеля Фуко всегда интересовали именно маргинальные проявления человеческой истории, поэтому он обращает взгляд своего читателя на картину Иеронима Босха, где изображен «корабль дураков» – Stultifera navis. В средневековой Европе существовала традиция – собирать всех городских сумасшедших и помещать их на судно, лишенное руля, отправляя вниз по течению реки. Мишель Фуко видит в мачте этого корабля библейское Древо познания добра и зла: «другой символ знания, древо (древо запретное, древо греха и обетованного бессмертия), посаженное когда-то в центре земного рая, теперь выдернуто из земли и превратилось в мачту корабля дураков ». За этой метафорой скрыт старый библейский смысл тщетности человеческого знания перед божественной мудростью: «Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1 Кор. 1:19). Св. ап. Павел спрашивает: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо ... мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией...» (1 Кор. 1:20-21).

http://bogoslov.ru/article/4673357

Крэйг Кинер (протестант) ВВЕДЕНИЕ Необходимость культурно-исторического комментария Многие читатели, вероятно, оценят важность комментария, который рассматривает фактор культуры. Однако некоторым читателям останется не совсем ясным его назначение, даже после того как они прочтут предисловие. Сейчас я попытаюсь раскрыть важность культурного фона в процессе истолкования Библии для тех, кто ранее с этим вопросом не сталкивался. Это вступление написано не для тех, кто осознает значение культурного контекста, а только для непосвященного читателя. Как Библия сама истолковывает себя Читатели Библии давно осознали важность культурно-исторического фона для ее понимания. Об этом знали и сами библейские авторы. Так, например, когда Марк пишет о споре между Иисусом и его оппонентами, он объясняет своим читателям из язычников о существовавшем обычае, который был им неизвестен ( Мк. 7:3,4 ). Аналогичным образом, когда оппоненты Иисуса ссылаются на определенное смягчение в законе, Иисус говорит им, что важно предназначение закона и что, осознав это, читателю нужно разобраться в исходной ситуации и внутреннем состоянии тех, для кого этот закон был предназначен ( Мк. 10:4,5 ). Для библейских авторов знание читателем конкретной ситуации считалось аксиомой. (По представлениям древних, чем лучше человек знал обстановку, о которой шла речь, тем лучше он мог понять сказанное; см., напр., речь римского оратора Квинтилиана 10.1.22. Необходимо также постоянно перечитывать сказанное, чтобы уловить тонкие нюансы текста и разного рода предсказания и ссылки, содержащиеся в речи; см.: Квинтилиан 10.1.20,21.) Когда, например, Павел пишет письмо коринфянам, он рассчитывает, что они понимают, о каких ситуациях идет речь. Чтение 1 Кор. можно сравнить с тем, как мы слышим одну сторону телефонного диалога, большую часть которого, к счастью, способны восстановить, читая 1 Кор. Но значительная смысловая часть этого диалога определяется самой ситуацией, а не только словами, которые мы слышим или читаем. В своем послании Павел предполагает, что некоторые вещи для его читателей понятны без слов, и это отражается на том, какой смысл он вкладывает в сказанное им. Если мы не знакомы с ситуацией, которая для него и его читателей понятна, нам труднее понять его точку зрения. Это можно проиллюстрировать на нескольких примерах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Часть Вторая Комментарий. Надписание Гл.1, ст. 1 Λμμα λγου Κυρου π τν σραλ ν χειρ γγλου ατο· θσθε δ π τς καρδας μν. Бремя слова Иеговы к Израилю чрез Малахию. § 1. . При изъяснении надписания книги пророка Малахии, после вопроса о значении имени , о чем у нас была речь в исагогической части, самым главным является вопрос о точном значении евр. слова , которое как древними, так и новыми переводчиками и толкователями передается различно. Из древних LXX перевели его чрез λμμα – «получение», «принятие» (от кор. λαβ, гл. λαμβνω) 417 : таргум переводит чрез – «бремя»; сирский перевод усвояет ему значение «видения»; бл. Иероним передает его чрез «onus» – «бремя», «тяжесть», «груз». В новое время Лютер перевел «Last» – «ноша», «бремя» «тяжесть»; в русском синодском переводе стоит «пророческое слово». Что касается толкователей, то из древних с особенною настойчивостью утверждает, что значит «бремя», «тяжесть», бл. Иероним, а из новых – Генгстенберг, Штраус. Рейнке, Кейл, Пьюзей и др. 418 . С другой стороны, собственно уже в новейшее время сделалось довольно обычным усвоят слову значение «изречения», «пророчества»; такое понимание высказывалось, впрочем, не в очень позднее время – Гитцигом, Деличем, Кёлером, пр. Палладием и др.; из новейших же писателей его принимают: Штаде, Велльгаузен. Орелли, Гезениус, Фюрст, Кёниг, Новак, близко к нему стоит Грецов («передача») и мн. др. 419 . Чтобы решить, какое значение должны мы придать этому спорному слову , рассмотрим случаи его употребления в Библии. Случаи эти – следующие: Чис.4:15; 4:47; 11:11 ; 4Цар.5:17; 8:9 ; 2Пар.17:11; 20:25; 35:3 ; Притч.31:1 ; Неем.5:7; 13:15, 19 ; ; Иер.17:21–27; 23:33–38 ; Иез.24:25 ; Наум.1:1 : Зах.9:1; 12:1 ; Мал.1:1 (); Иер.23:36 (); 4Цар.9:25 ; 1Пар.15:27 : 2Пар.24:27 ; Неем.5:10 ; Притч.30:1 ; Ис.14:28; 22:25 ; Иер.23:36 : Иез.12,10 ; Авв.1:1 (); Чис.11:17 ; 1Пар.15:22 ( и ); Пс.37:5 (): 2Цар.15:33; 19:36 : Иов.7:20 (); Чис.4:24 (); Ос.8:10 (); Втор.1:12 (); Чис.4:19, 49 (); 4:27, 31, 32 (); Плч.2:14 ().

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Содержание Предисловие Отдел первый. Из жизни маленьких девочек 1. Предание о детстве Богоматери 2. Святая Макрина 3. Незабудка (легенда) 4. Великодушная дочь (быль) 5. Пословицы о семье 6. Внучка 7. Материнская любовь 8. Сиротка Груня 9. Ведь это моя маленькая сестра! 10. Детям 11. Чудная травка 12. Жаление (рассказ старухи) 13. Брат и сестра 14. Гуси 15. Василиса премудрая 16. Дитя 17. Семьдесят раз семь 18. Смелая крестьянская девочка 19. Геройский подвиг четырнадцатилетней девочки 20. Пословицы об отношении к ближним 21. Настя, дочь кондуктора 22. Как девочка-татарка Дина спасла русского офицера 23. Пословицы о том, как жить 24. Черкесская песня 25. Христианочка 26. Молись, дитя! 27. Турчанка 28. Сиротка 29. Волшебные очки 30. Сорная трава 31. Ложный стыд 32. Мороз Иванович Рукодельная песня 34. Детская молитва 35. Молитесь искренно 36. Сиротинка Оля 37. Наследство 38. Тайна 39. Дорогая копеечка (рассказ каторжника) 40. Бабушкины часы 41. Нас семеро 42. Кончина двух девочек 43. Великая перемена: «все изменимся» (1 Кор. 15, 51) 44. Девочка со спичками 45. Маленькая Оля (истинное происшествие) 46. Мать и дочь ее Анночка 47. Шаловливые ручонки 48. Ребенку 49. Чему учат непочтительных к родителям детей пчелы? 50. Под голос вьюги 51. Не рано! Отдел второй. Из жизни девиц 1. Великодушная русская девушка 2. Молодая героиня 3. Цена человека в очах Божиих 4. Тирольская девушка (народное предание) 5. Подвиг молодой американки (истинное происшествие) 6. Маринушка 7. Борись с соблазном 8. Не увлекайтесь земными предметами 9. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 10. Дивная любовь двух сестер 11. Аленький цветочек (сказка) 12. Сестра (украинская народная сказка) 13. Будь снисходителен и кроток! 14. Вечерняя песнь 15. Братья и сестры 16. Вечная красота 17. Уроки любителям сплетен 18. Не гневайся! 19. Будь незлобив! 20. Юность – весна жизни 21. Берегись страсти! 22. Прасковья Григорьевна Лупулова 23. Не говори, что к небесам… 24. Как утолять печали? 25. Достоинство человека 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вопрос: Как противостоять «свидетелям Иеговы», утверждающим, что в Библии не говорится о том, что праздновать Пасху надо так, как это делают православные? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Прежде всего, надо решительно отвергнуть тот прием, которым постоянно пользуются представители сект и протестанты, утверждающие, что святая Библия является единственным источником в вопросах веры, богослужения и духовной жизни. Этот «принцип» ввели лютеране, чтобы отказаться от многовекового опыта Церкви, который расходится с их облегченным, реформированным христианством. Они искусственно сформулировали позицию: «только Писание». Однако парадоксальность их утверждений заключается в том, что в самом Писании нет такой мысли. Получается, что уже в своем главном, исходном положении они не соблюдают вводимое им правило, ибо нигде само Священное Писание не говорит, что Библия является единственным источником истины. И вопрос, который мы часто слышим: «Покажите, где об этом говорится в Библии?» – хочется обратить к ним. В Священном Писании говорится, что оно богодухновенно (см.: 2 Тим 3: 16), но ни в одном месте не указано, что, кроме Писания, не может быть другого руководства в делах веры. Напротив, мы находим мысли, противоположные тому, что утверждают протестанты и сектанты. Апостолам было известно гораздо больше о Господе нашем Иисусе Христе, чем это запечатлено в четырех Евангелиях: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21: 25). Спаситель открывал истины Своим ученикам не с помощью текстов, а в живом общении. Это и стало источником Священного Предания. Апостол Павел говорит коринфским христианам: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11: 2). Об этом же он говорит в послании к солунянам: «Итак, братия, стойте и держите предания , которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15). Об опасности уклонения от Предания первоверховный апостол пишет в послании к своему ученику: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою» (1 Тим. 6: 20–21).

http://pravoslavie.ru/30614.html

Вопросы и ответы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Вопрос 1 Вопрос. Каков признак истинного и совершенного христианина? Ответ. 1. Некоторые говорят, что [таковым признаком] является правая вера и дела благочестия 1 . Однако Христос не [только] этим определяет подлинного и истинного христианина. Ведь можно иметь и веру, и благие дела, но превозноситься ими, а потому и не быть совершенным христианином. Поэтому Христос говорит: Любящий Меня соблюдает заповеди Мои, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. И Мы, Я и Отец Мой, придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:21–23) 2 . 2. Этими словами мы научаемся, что [правой] верой и добрыми делами созидается умом нашим дом души нашей. Если же Христос, Владыка дома, не пришёл и не поселился в нас, то ясно, что Им не найдено созданное нами для Него строение. Вопрос 2 Вопрос. Откуда познаёт человек, стал ли обитать в нём Христос? Ответ. 1. Этот вопрос подобен тому, как если бы кто-нибудь спросил беременную женщину: “Откуда ты знаешь, что зачала во чреве?”. Ведь как эта женщина не нуждается для знания своей беременности в другом [человеке], но получает подобное знание сама по себе — от того, что прекращаются у неё месячные, от того, что плод её [начинает] двигаться [в утробе] и, наконец, от отвращения ко многим яствам, — так и душа, когда поселяется в ней, через Святого Духа, Христос, не нуждается для знания этого ни [в каком] научении от другого 3 . Она сразу же видит, как задерживаются обычные токи её страстей, как прекращается желание [вкусить] многие яства греха и как [она начинает] ненавидеть паче всего сладость наслаждения — ведь и для всякой беременной женщины становится ненавистной сладость мёда. 2. Когда душа христианина узрит в самой себе такие и подобные им признаки и свидетельства, тогда и она, вместе с духоносным пророком, скажет Богу: Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли (Ис 26:18) 4 . О том, что есть признак истинного христианина, услышь и от [апостола] Павла, глаголющего: Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть (2 Кор 13:5) 5 . Вопрос 3

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi-sin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010