16. Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XIV–XV вв. В 2 т. Т. 2/Н. Н. Воронин. – М.: АН СССР, 1962. – С. 574. 17. Голейзовский Н. К. Исихазм и русская живопись XIV–XV вв./Н. К. Голейзовский//Византийский временник/АН СССР. – М., 1968.– Т. 29. – С. 126–167. 18. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия. Путеводитель по Лавре. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – С. 466. 19. Голубцов Сергий , архиепископ. Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева/Архиепископ С. Голубцов //Богословские труды/Моск. патриархия. – М., 1981. – Т. 22. – С. 21–52. 20. Грабарь И. О древнерусском искусстве/И. Грабарь. – Москва: Наука, 1966. – Слово на Святое Крещение/Св. Григорий Назианзен //Добротолюбие. – М., 1889. – Т. 5. – С. 15–16. 21. Григорий Палама . Триады в защиту священнобезмолвствующих/св. Григорий Палама . – М.: Канон, 1995. – С. 384. 22. Григорий Синаит . Творения/Преп. Григорий Синаит . – М.: МакЦентр, 1999. – С. 160. 23. Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублева/Н. А. Демина. – М.: Искусство, 1963. – С. 100. 24. Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы/Л. А. Дмитриев//Труды Отдела древнерусской литературы/АН СССР. – М.; Л., 1963. – Т: Русская литература XI–XVII веков среди славянских литератур. – С. 215–254. 25. Древняя Русь как историко-культурный феномен/Г. Прохоров. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. – С. 320. 26. Жизнеописание достопамятных людей земли русской. – М.: Московский рабочий, 1992. – С. 336. 27. Житие преподобного Сергия Радонежского/Пер. со слав. – М.: Сов. писатель; Олимп, 1993. – С. 264. 28. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский/Б. Зайцев. – Париж: YMCA-Press, 1925. – С. 270. 29. Иоанн Дамаскин . Полное собрание творений. Т. 1/Св. Иоанн Дамаскин . – СПб.: Императорская С.-Петербургская Духовная Академия, 1913. – С. 466. 30. Иоанн Лествичник . Лествица/Прп. Иоанн Лествичник . – М.: Наука, 2008. – С. 552.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 сентября 1890 года он получает новое назначение – законоучителем Ставропольской мужской гимназии, а с 21 августа 1891 года становится настоятелем церкви этой гимназии. 6 декабря 1891 года епископ Ставропольский и Екатеринодарский Евгений (Шерешило) наградил отца Иоанна набедренником, как изъяснено в указе Консистории, «за ревностное исполнение обязанностей, за проповедование слова Божия, усердное преподавание Закона Божия, открытые им собеседования с пансионерами гимназии». Состоявшийся 24 августа 1893 года Епархиальный съезд духовенства Ставропольской епархии избрал отца Иоанна членом Совета Ставропольского Епархиального женского училища на три года. 2 октября того же года он становится членом Правления Ставропольской Духовной семинарии. В 1894 году в жизни отца Иоанна совершилась перемена: с согласия Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимира (Богоявленского), Экзарха Грузии, Попечитель Кавказского учебного округа телеграммой от 29 сентября назначает его законоучителем гимназии в г. Елисаветполе . Как и в Ставрополе, отец Иоанн, наряду с богослужением, воспитанием и обучением гимназистов, ведет в Елисаветполе разнообразную общественно-административную работу: 7 сентября 1895 года он назначен членом Елисаветпольского отделения Грузинского Епархиального Училищного совета, 11 августа 1896 года избран на три года секретарем Педагогического совета гимназии. С 1897 года отец Иоанн Восторгов живет и служит в Тифлисе: 17 июля он перемещен законоучителем Тифлисской 1-ой женской гимназии Великой княгини Ольги Феодоровны. Архиепископ Владимир (Богоявленский) утверждает его в должности настоятеля домовой гимназической церкви во имя святой равноапостольной княгини Ольги. В августе 1898 года ему поручают преподавание Закона Божия в 1-ой Тифлисской мужской классической гимназии. В 1900 году, благодаря деятельности Тифлисского миссионерского братства, в одном из самых неблагоустроенных районов Тифлиса, населенного сектантами, открылись три церковноприходские школы, в которых училось до трехсот человек. Вскоре число школ возросло до восьми. Заведующим школами был поставлен отец Иоанн. Он не только руководил занятиями, но и совершал богослужения (сначала в классах, а затем в устроенной его усилиями домовой церкви), а также проводил беседы о воспоминаемых Церковью лицах и событиях, о поведении в храме, в школе и дома. Число учащихся через несколько месяцев достигло пятисот человек, двадцать процентов из них составляли дети сектантов. «Пусть они сближаются с Православной Церковью, – писал отец Иоанн, – пусть видят любовь к ним и заботливость о них. Не может быть, чтобы потом на любовь они не ответили любовью».

http://fond.ru/kalendar/720/ioann/

И. был награжден орденами РПЦ св. Владимира 1-й степени (17 окт. 1983), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (11 апр. 1980), а также правом ношения 2 панагий (2 сент. 1977) и именной панагии. Награжден медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 12 мая 1987 г. уволен на покой по болезни, проживал в епархиальном доме в Пскове. 15 янв. 1990 г. отпевание И. совершил Псковский и Порховский архиеп. Владимир (Котляров ; впосл. митрополит); похоронен на Дмитриевском кладбище Пскова. Соч.: Христианский уклад домашней жизни Свят. Патриарха Сергия//Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 231-236; Антиохийская делегация во Пскове//ЖМП. 1963. 10. С. 16-17; Добрый пастырь: [К 20-летию со дня кончины Свят. Патриарха Сергия]//Там же. 1964. 5. С. 65-72; Патриарх Сергий и его значение в истории РПЦ. Псков, [б. г.]. Маш. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 132. Л. 16; Д. 294. Л. 202; Д. 451. Л. 129-132; Д. 605. Л. 218; Д. 735. Л. 122; Д. 1013. Л. 187-191; Оп. 2. Д. 49. Л. 60-60 об.; Д. 65. Л. 7-9; Д. 99. Л. 33-33 об.; Д. 100. Л. 48-48 об.; Оп. 7. Д. 58; Архив ЦНЦ. Д. Митр. Иоанн (Разумов). Лит.: Московская церковная делегация в Болгарии//ЖМП. 1945. 5. С. 19; Награждения ко дню Святой Пасхи 1947 г.: [Награжден правом ношения 2 крестов с украшениями]//Там же. 1947. 5. С. 4; Постановление Свят. Патриарха Алексия и Свящ. Синода//Там же. 1949. 9. С. 11; Назначения и перемещения архиереев: [Назначен епископом Костромским и Галичским]//Там же. 1953. 12. С. 3; Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Речь при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Костромскому Иоанну 30 нояб. 1953 г.//Там же. 1954. 1. С. 6-8; Наречение и хиротония архим. Иоанна (Разумова)//Там же. С. 21-23; Летопись церковной жизни: На могиле проф.-прот. о. Феодора Голубинского: [Панихида еп. Костромского Иоанна на могиле о. Феодора в связи со 100-летием со дня смерти]//Там же. 9. С. 8; Определения Свящ. Синода: [Назначен епископом Псковским и Порховским, настоятелем Псково-Печерского мон-ря]//Там же.

http://pravenc.ru/text/469536.html

Объяснение. Апостол, говоря об оправдании без дел, разумел то оправдание, которое подаётся в Крещении: 1Кор.6:11 ; а не то, которое будет подаваться на суде Христовом и будет окончательным: Мф.25:34–35 . Первоначальное примирение с Богом подаётся по одной вере в заслуги Христа, за нас пострадавшего, однако окончательное примирение и оправдание подаётся тому, кто, по словам апостола, последует стопам Его: Рим.12:1 . Конечно, наша жизнь так греховна, что трудно нам надеяться на оправдание своими делами, поэтому и умоляем Господа, чтобы Он не входил с нами в суд, но это не значит, что мы не обязаны заботиться о добрых делах. 1Кор.1:7–8 . «Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа». Объяснение. Господь, как Лоза истинная, утвердит до конца те ветви Своей лозы, которые пребывают в Нём и приносят плод: Ин.15:4–5 ; питаются Телом и Кровью Его: Ин.6:56 ; слушают не только Его, но и посланных Им: Лк.10:16 ; Мф.28:17 ; ходят тесными вратами, т.е. трудами и подвигами: Мф.7:13:10:22 . Гал.2:16 . «Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верой в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верой во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть». Объяснение. По учению Писания, существуют два закона: закон ветхозаветный и закон духа жизни во Христе: Рим.8:2 . Апостол Павел здесь и говорит о первом, но из этого нельзя заключать, что христиане свободны от закона Христова – новозаветного, ибо Христос сказал: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»: Мф.12:37 , а если от слов осудишься, то не тем ли более от дел, – а апостол Иаков ясно говорит, что в одной вере, без добрых дел, пользы нет и что такая вера не может спасти: Иак.2:14:17, 19 . Еф.2:8–9 . «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15); «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал...» (1 Кор. 11:23); «...кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:9). Прп. Викентий Леринский сформулировал золотое правило: «В кафолической Церкви должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все» . Прп. Иоанн Дамаскин так обозначает роль Священного Предания: «Упрашиваем же народ Божий крепко держаться церковных преданий. Ибо и в малой степени отъятие того, что предано древностью, как бы камней из строения, очень скоро ниспровергает и все здание» . Вместе с тем Священное Предание не является мертвым или полностью статичным; напротив, оно живо и адаптируется под нужды и чаяния конкретного поколения. Разумеется, требуется рассуждение, чтобы отличить новшество, противное Священному Преданию, от живой органичной трансформации традиций Церкви. По единогласному мнению православных, выраженному в Афинском документе 1978 г., «рукоположение женщин является грубым нарушением апостольской веры и порядка в Церкви» . Первым этапом Предания в вопросе поставления священников является избрание апостолов Господом Иисусом Христом, при этом в Евангелии сказано, что Господь перед избранием апостолов «взошел на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12). Это демонстрирует особую важность, которую имело для Господа избрание апостолов. Как известно, Господь не включил в число 12 апостолов ни одной женщины, хотя Христа окружали как мужчины, так и женщины. Кроме того, известно, что Христос во многом переворачивает отношение древнего мира к женщинам: Господь не отвергает их (Ин. 8:3–11), исцеляет, беседует с ними, что для современников Христа кажется удивительным (Ин. 4:27). Тем не менее Господь не избирает ни одну из женщин апостолом. В дальнейшем на важнейшем собрании накануне страданий Христа — Тайной Вечере — также присутствуют только апостолы, и именно им Господь дает заповедь о служении Евхаристии (Лк. 22:19). Именно апостолам Господь сообщает особые благодатные дары (Мф. 10:1; Лк. 10:1, 17). Только апостолам было дано обетование, что они будут крещены Духом Святым (Деян. 1:5). После Воскресения в течение 40 дней Господь являлся апостолам, беседовал с ними о Царстве Божием и готовил именно их к принятию Святого Духа (Деян. 1:3–8). Только одиннадцати ученикам Господь заповедует научить все народы, «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:16–20). Именно избранным апостолам Христос повелевает «идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Таким образом, текст Священного Писания убеждает в том, что в течение всего Своего служения Господь Иисус Христос готовил именно апостолов к особой миссии и передал им особые дары.

http://bogoslov.ru/article/6193974

Слова Иисуса о добровольном безбрачии, должно быть, сильно удивляли Его современников и соотечественников, потому что шли вразрез с ветхозаветной нравственностью. В Ветхом Завете благословение Божие выражалось прежде всего в том, что Бог давал мужчине добрую жену и большое потомство. Рождение детей воспринималось как главный способ самореализации мужчины и основное призвание женщины. В чем заключался завет, заключенный Богом с Авраамом? В чем выразилось то особое благословение, которое Бог дал основателю еврейского народа? В том, что Бог обещает ему произвести от него великий народ ( Быт. 12:2; 17:2–7 ) и говорит, что потомство его будет столь же многочисленно, как песок земной ( Быт. 13:16 ). И вдруг Иисус призывает человека отказаться от того, в чем, согласно Священному Писанию , выражалось его наивысшее призвание и предназначение, – от продолжения рода. Но призыв этот адресован отнюдь не всем, а только тем, кто захочет подражать Иисусу во всем, включая добровольное безбрачие. По учению Церкви, Иисус был девственником. В аскетической и монашеской литературе Он представлен как абсолютный идеал девства и целомудрия. В III веке Мефодий Олимпийский говорит о Христе: «Он, приняв плоть, сохранил ее нерастленной – в девстве... Вочеловечившееся Слово стало перводевственником». Блаженный Иероним в IV веке говорит: «Христос есть девственник; Матерь этого Девственника есть Приснодева, Матерь и Дева». В VIII веке Иоанн Дамаскин пишет: «Сам Христос – слава девства, не только потому, что Он родился от Отца безначально, без истечения и без сочетания, но и потому, что, сделавшись человеком, подобным нам, Он превыше нас воплотился от Девы без [супружеского] соединения и Сам в Себе Самом показал истинное и совершенное девство». При этом отмечается, что Христос «не узаконил девство», то есть не сделал его обязательным для Своих последователей, однако «Своим примером научил нас девству и дал нам силы для него». При том очевидном факте, что Иисус не был связан узами брака, Ему было глубоко чуждо какое-либо гнушение браком, семейными отношениями и тем, что с ними связано. Он не отказался от приглашения на брачный пир ( Ин. 2:1–2 ), в Своих поучениях обращался к теме семейных отношений ( Мф. 5:31–32 ), благословлял детей ( Мф. 19:13–15 : Мк. 10:13–16 ), посещал дома Своих учеников и последователей ( Мф. 8:14–15 : Лк. 2:15:19:6–17 ). В то же время Он всегда подчеркивал, что верность Ему и Его миссии – важнее любых семейных и родственных отношений ( Мф. 10:37; 19:27–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

13 Brother Lawrence of the Resurrection (1611—1691). The Practice of the Presence of God ed. D. Attwater. Paraclete Books. London, 1962. P. 13, 16. 14 Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. М., 1991. С. 172. 15 Св. Феофан Затворник.. Собрание писем. П. 902. Т. V. С. 176. 16 Св. Феофан Затворник.. Собрание писем. П. 979. Т. VI. С. 105. 17 кровенные рассказы странника. М., 1992. С. 30. 18 Св. Макарий Великий. Духовные беседы 14:2. ТСЛ, 1994 (репринт). С.105. 19 «Пастырь» Ерма. Подобия 9:14. Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 272. 20 См. Pedersen J. Israel. Vol. I. London-Copenhagen, 1926. P. 245—259; ср. Barr J. The Symbolism of Name in the Old Testament/Bulletin of the John Rylands Library, 52, 1, 1969. P. 11—29. 21 Pedersen. Op. cit. P. 256. 22 О почитании Имени у средневековых иудейских кабаллистов – см. Greshom G. Scholem. Major Trends in Jewish Mysticism 3rd ed. London, 1955. P. 132—133 и ср. с интерпретацией этой темы в знаменитом романе Чарльза Вильямса All Hallow " s Eve. London, 1945. 23 Свв. Варсануфий и Иоанн. Вопросы и ответы. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Отв. 421. Издание Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. М., 1995. С. 282. 24 Преп. Иоанн Лествичник. Лествица 21:7, 27:16. Издание Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. М., 1994. С. 142. 25 Св. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим, 1. Добротолюбие. Т. 5. 26 Св. Феофан Затворник. Собрание писем. П. 957. T.VI. 27 Свв. Варсануфий и Иоанн. Вопросы и ответы. Отв. 91. 28 Св. Марк. Подвижник.. Послание к иноку Николаю, 5. Добротолюбие. Т. 1. 29 Авва Евагрий Понтийский. О молитве, 71. М.: Мартис, 1994. С. 84. 30 Св. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим, 7. Добротолюбие. Т. 5. 31 Преп. Нил Сорский. Устав о скитском житии, 2. О главных способах противоборства с приражающимися помыслами. ТСЛ, 1991. С. 25. 32 Св. Феофан Затворник. Собрание писем. П. 704. Т. IV. 33 Св. Филофей Синайский. 40 глав о трезвении, 27. Добротолюбие. Т. 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3482...

Баронесса Марфа-Маргарита, рождение 1747 † 1836; за майором графом Карлом Сиверсом Барон Фердинанд-Магнус, рождение 6 мая 1758 † 10 февраля 1812; женат на Христине-Ульрик ф. Берг Барон Густав-Георг, женат на Екатерине-Сусанне-Луизе ф. Диц, рождённой ф. Тизенгаузен, рождение 25 апреля 1764 † 20 июня 1823 Барон Эрнест-Рейнгольд, женат на Елисавете-Екатерине-Антуанетте Вольф Баронесса Анна-Шарлотта, за бароном Георгом-Рейнгольдтом Лаудоном Баронесса София-Агнеса, за Юргенсом Баронесса Якобина-Августина, за Юргенсом Баронесса Анна-Варвара, † 1801, за Иваном Малама Барон Александр-Рейнгольд Барон Готгардт-Вильгельм Барон Фридрих-Эрнест, женат на Марие-Елисавете Петерсен Баронесса Юлия-Августина, за Карлом-Густавом ф. Дитмар Граф Готгардт-Иоанн, польский генерал-майор, рождение 10 марта 175217 октября 1786; женат на Елисавете ф. Плеттенберг Граф Эрнест-Бурхард, действительный статский советник и лифляндский губернатор, рождение 14 апреля 1738 † в августе 1797; женат на графине Елисавете-Констанцие-Софие-Фредерике Сольмс-Вильденфельс Баронесса Элеонора-Христина, рождение 16 июня 1729 † 1 сентября 1787; 1) за каммергером Петром ф. Фитингофом † 15 сентября 1754; 2) за генерал-аншефом графом Юрием Юрьевичем Броуном Баронесса София-Екатерина, рождение 3 февраля 1733 † 1810, за полковником Георгом-Фридрихом ф. Мек Барон Карл-Бурхард Барон Карл-Иоанн, прусский генерал-майор Баронесса Екатерина-Елисавета, 1) за бароном Карлом-Лудвигом Дельвигом † 1769; 2) за майором Генрихом-Эрнестом фон-дер-Бригген Баронесса Доротея-Луиза, рождение 17431776; за Карлом- Оттоном Шпальхабером Барон Карл-Густав, гессен кассельский офицер; потом российский майор, рождение 12 мая 1723 † 26 мая 1775; женат на Элеоноре-Филиппине де-Ла-Форе (de La-Fôrest) Барон Рейнгольд-Иоанн, рождение 4 сентября 1724 † 20 февраля 1774 Барон Густав-Фридрих, саксонский майор, рождение 18 мая 1734 † 6 мая 1795; женат на Ульрике-Августине ф. Будденброк Баронесса Августина-София, рождение 5 января 1726 † 20 февраля 1774, за Генрихом-Иоанном ф. Стакельберг

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В русском искусстве М. изображалась на минейных иконах, напр. на иконе на март, нач. XVII в. (ЦАК МДА). Она представлена среди избранных святых: напр., на правой створке складня-кузова с вкладной иконой «О Тебе радуется...» (кон. XVIII в., ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ; Сост.: Н. В. Пивоварова. СПб., 2008. Кат. 176); на поле иконы «Не рыдай Мене, Мати» (посл. четв. XVIII в., собрание М. Е. Елизаветина (Де Буара)); на иконе из Спасо-Пробоинской ц. в Ярославле «Св. Иоанн Предтеча, арх. Михаил, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, преподобные Евдокия и Симеон Столпник, мученицы Татиана и Матрона» (1-я треть XVIII в., ЯХМ; см.: Маленькие шедевры больших мастеров: Иконы Ярославля XVI-XIX вв. из собр. ЯХМ. М., 2006. Кат. 27. С. 62-63). В XVIII-XIX вв. встречается народный вариант написания имени святой - Матрёна, напр. на иконе «Избранные святые с Ангелом Хранителем» (1894; см.: Lebendige Zeugen: Datierte und signierte Ikonen in Russland um 1900. Tüb., 2005. Сат. 83) - в белом плате, с крестом в руке. Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня) КОНОН ГРАДАРЬ Конон Градарь (Огородник) († ок. 251), мч. Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта) МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.) МИРОПИЯ († ок. 251), мц. (пам. 2 дек.; пам. визант. 13 и 14 июля, 23 нояб., 2 и 4 дек.; пам. древнерус. 23 июня) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)

http://pravenc.ru/text/2562606.html

Согласно Священному Писанию, первоначальной ячейкой человеческого общества, предтечей государства, были семейные союзы: семья Адама и Евы ( Быт.1:27-30 ), семьи их потомков ( Быт.4:17-5:32 ). Установление Богом в самом начале общественной жизни власти мужа над женой ( Быт.3:16 ) и тем самым власти главы семьи над всеми остальными ее членами явилось, по словам епископа Никодима (Милаша), основанием «верховной власти одного над другим», ограничением самоволия и прообразом государственной власти. Разрастаясь, семьи преобразовывались в общины, племена и народы. В результате исторического развития, которым руководит Промысл Божий, усложнение общественных связей привело к образованию у различных народов государств. Древние евреи жили патриархальной родовой общиной и не знали государства вплоть до переселения в Египет семейства Иакова ( Быт.46:5-7 ), но и в Египте не имели собственного государства. Древний Израиль приобрел черты государственного устройства с завоеванием земли обетованной (Нав., Суд.). Благословляя для Израиля устроение земного царства во главе с царем, Господь устами прор. Самуила ясно говорит, что ожидает от царя и государственной власти верности Его заповедям и творения добрых дел ( 1Цар.12:13-15 ). В Священном Писании подчеркивается созидательная роль государства, власть имущие призываются использовать его силу для ограничения зла и поддержки добра, в чем видится нравственный смысл существования государства ( Рим.13:4-5 ; 1Пет.2:14-15 ). Образом идеального правителя стал для христианского мира ветхозаветный царь Давид при всех его человеческих немощах и греховных падениях. Согласно Ветхому Завету, даже языческие правители получают достоинство помазанника Божия, чтобы проводить волю Бога ( Ис.45:1 ). Таким образом, анархия — отсутствие в обществе правопорядка и всякое стремление к разрушению правопорядка, к отмене права — противоречит заповедям Божиим и учению Церкви. Какое было отношение к государству у Иисуса Христа во дни Его земной жизни? Из рода царя Давида по плоти произошел Иисус Христос, Спаситель, Царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим.6:15 ), Основатель и Глава Церкви, Который в Своей земной жизни подчинил Себя земному порядку вещей и повиновался носителям государственной власти. Однако в Евангелии не содержится развернутое учение об отношениях государства и Церкви, потому что проповедуемое в Евангелии Царство Божие, по словам Самого Спасителя, «не от мира сего» ( Ин.18:36 ). Как пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф , «государство же, поскольку оно есть учреждение этого мира, по своему существу не входит в конечную цель существования христианской Церкви», богоустановленность государственной власти опосредована историческим процессом. «Сей мир» отчасти повинуется Богу, отчасти автономизирует себя от своего Творца. В той мере, в какой мир не подчиняется Богу, он подчиняется сатане и «лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ).

http://azbyka.ru/gosudarstvo

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010