Важно отметить, что отец Иоанн, невзирая на постоянные пастырские труды и любовь прихожан, о чем он сам часто упоминал [Леонтьева, 2012, 40–41], был готов оставить своих прихожан ради более спокойного и доходного места, которое позволило бы ему дать образование своим детям и заниматься писательской деятельностью. Наиболее удобным он считал какой-нибудь из бесприходных храмов при казенном учреждении (РНБ ОР. Ф. 601. Д. 1413. Л. 16 об.). Возможно, на мысль служить, не имея прихода, отца Иоанна натолкнуло не только желание уединенности и достатка, но и разочарование в результатах своей деятельности пастырской. Белюстин не видел коренных перемен в людях и считал русский народ безрелигиозным и безнравственным в высшей степени 11 . Для осуществления мечты священника необходимо было влиятельное ходатайство или внешняя забота о его переводе или о более достойных материально-бытовых условиях существования. Из целого ряда писем становится очевидным, что об устройстве его жизни заботились такие люди, как М. П. Погодин 12 , князь Урусов (РНБ ОР. Ф. 601. Д. 1413. Л. 53–53 об.) 13 , Василькова 14 , О. В. Ушинская 15 , В. Ф. Одоевский 16 и М. И. Семевский (ИРЛИ ОР. Ф. 274. Оп. 1. Д. 74. Л. 1–2 об.), и список не исчерпывается указанными фамилиями. Несмотря на все хлопоты, Белюстину так и не удалось сменить место служения, хотя были случаи, когда его согласие могло бы решить данный вопрос 17 . Важным обстоятельством является и то, что, находясь в Калязине, отец Иоанн постоянно чувствовал давление со стороны священноначалия 18 , он был уверен, что его письма и корреспонденцию на почте не только воруют, но и доставляют архиерею, о чем периодически предупреждал своих собеседников 19 . Белюстин, считая себя, в отличие от большинства духовенства 20 , одним из немногочисленных трудолюбивых пастырей (РНБ ОР. Ф. 377. Д. 474. Л. 1–2 об.; РНБ ОР. Ф. 601. Д. 1413. Л. 16–17 об.; РГАЛИ. Ф. 275 Оп. 4. Д. 12. Л. 34–35 об.; РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Д. 79. Л. 10–11 об., 33–34), на протяжении всей жизни ощущал себя недооцененным со стороны епископата, в то время как народ поддерживал его (РГАЛИ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

vk fb tw ok @ g+ lj Вид на строящийся храм с Трубной площади Фото: Глеб Заика/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Епископ Егорьевский Тихон, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Бронницкий Парамон Фото: Иоанн Ткаченко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иоанн Ткаченко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иоанн Ткаченко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иоанн Ткаченко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Освящение главного креста Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков)/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Поднятие главного креста Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Иоанн Ткаченко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков)/Православие.Ru Рейтинг: 9.6 Голосов: 1438 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Nenad Vranjes 23 марта 2017, 01:34 Slava BOGU nasem ...slava nasoj majci RUSIJI i nasoj ruskoj braci..Gospode cuvaj nasu Svetu Rusiju i ruski narod ,pozdrav mojoj braci . Анастасия Рыжова 5 декабря 2016, 21:38 Слава Богу! Elena 25 ноября 2016, 01:42 Slava Tebe Gospodi! Виктория 4 ноября 2016, 00:21 Спаси, Господи. И всем, кто принимает участие в строительстве Храма, помощи Божией Наталья 17 сентября 2016, 21:35 Благодарю! Радость со слезами на глазах,Господи помогай нам!!! Елена 15 сентября 2016, 12:24 Тихие слезы радости текут по щекам... Свет разливающийся от красоты Господа явленный нам на Земле, разливающийся по России! Помощи Господа нашего и Спасителя всем строителям, благотворителям, всему священству и прихожанам обители!!!

http://pravoslavie.ru/96885.html

Приложение к 649 Алфавитный список духовенства, членов IV Государственной Думы 845 По состоянию на 28 ноября 1912 г. Имярек, церковный сан От какой губернии (города) избран Пермская 2. Альбицкий о. Александр Нижегородская Воронежская 4. Анатолий (Каменский), епископ Елисаветградский Г. Одесса Пермская 6. Борзаковский о. Иоанн Черниговская 7. Вельский о. Александр Нижегородская Бессарабская 9. Будилович о. Александр Седлецкая и Люблинская Пермская 11. Гвоздев о. Иоанн Вологодская 12.Гепецкий о. Николай Бессарабская Гродненская 14.Дроздовский Иоанн, священник. Полтавская 15.Евладов о Венедикт Оренбургская 16.Зверев о. Петр Орловская 17. Знаменский о. Михаил Тульская 18.Караваев о. Иоанн Вятская 19. Карпинский о. Иоанн Волынская 20. Крылов о. Симеон Самарская 21. Лаукайтис о. Иосиф Сувалкская 22. Лачинов о. Михаил Тамбовская 23. Лентовский о. Владимир Пензенская 24. Лотоцкий о. Анания Волынская Орловская 26. Маньковский о. Григорий Подольская 27. Мацеевич о. Станислав Виленская 28. Медведков о. Сергий Симбирская 29. Мешковский о. Алексий Курская 30. Митроцкий о. Михаил Киевская 31. Населенко Памфил, священник Киевская 32. Немерцалов Вениамин, священник Самарская Волынская 34. Околович о. Константин Минская 35. Ольховский Федор, священник Витебская 36. Остроумов о. Стефан Рязанская 37. Покровский о. Павел Орловская 38. Попов Владимир, протоиерей Подольская 39. Попов о. Димитрий Вологодская Вятская 41. Попов о. Тихон Воронежская 42. Рудич о. Калинник Подольская 43. Смирнов о. Александр Казанская 44. Спасский о. Владимир Курская 45. Станиславский о. Алексий Харьковская 46. Сырнев о. Сергий Вятская 47. Трегубов о. Александр Киевская 48. Филоненко Феодор, протоиерей Подольская 49. Юзьвюк о. Владимир Виленская 50. Якубович о. Вячеслав Минская ГАРФ. Ф. 1467. Оп. 1. Д. 572. Л. 125, 5758. Машинопись. Подлинник; Справочный листок Государственной думы. СПб., 1912. 7. С. 26; 8. С. 413. 650. Обращение Петроградского, столичного духовенства к народу 48 марта 1917 г. Православное петроградское духовенство обращается с призывом: в эти великие дни желанного и выстраданного народом политического обновления всем гражданам Российского государства следует объединиться с новым правительством, избранным Государственной Думой, и всеми силами и средствами ему содействовать. В этом быстром и всеобщем объединении единственный путь, с Божией помощью, к прочному умиротворению взволнованной страны и верный залог победы над внешним врагом. Православные русские люди, не медлите исполнить ваш священный долг перед Родиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С другой стороны, в обеих традициях есть немало общих пунктов. 167 Два пункта являются общими для Иоанна и трех синоптиков: предсказание о предательстве Иуды ( Мф.26:20–25 ; Мк.14:17–21 ; Лк.22:22–23 ; Ин.13:18–19, 21–30 ) и предсказание об отречении Петра ( Мф.26:33 ; Мк.14:29–31 ; Лк.22:31–34 ; Ин.13:38 ). Во всех четырех Евангелиях упоминается плод виноградной лозы, хотя у Иоанна ( Ин.15:1–6 ) это упоминание помещено в иной контекст, чем у синоптиков ( Мф.26:29 ; Мк.14:25 ; Лк.22:18 ). Тема новой заповеди у Иоанна ( Ин.13:34; 15:12,17 ) перекликается с темой Нового Завета у синоптиков ( Мф.26:28 ; Мк.14:24 ; Лк.22:20 ), хотя опять же общий контекст отличен. Общим для Матфея, Марка и Иоанна является предсказание Иисуса о том, что Его ученики рассеются ( Мф.26:31 ; Мк.14:27 ; Ин.16:32 ). Общей для Иоанна и Луки является тема смирения: у Иоанна Иисус омывает ноги ученикам ( Ин.13:1–17 ), у Луки говорит о Себе как о служащем среди возлежащих ( Лк.22:27 ). И у Иоанна, и у Луки Иисус обещает ученикам, что они будут вместе с Ним в Царстве Отца Его ( Лк.22:30 ; Ин.14:2–3 ). Наличие общих пунктов позволяет говорить о рассказе Иоанна как дополняющем рассказ синоптиков, а не противоречащем ему. Тем не менее в дальнейшем изложении темы Тайной Вечери нам придется не раз обращаться к тем пунктам, в которых свидетельство Иоанна отличается от свидетельства трех других евангелистов. Гармонизовать две традиции необходимо для того, чтобы иметь максимально полную, стереоскопическую картину последнего ужина Иисуса со Своими учениками. 1. Хронология Событий Остановимся на расхождении между синоптиками и Иоанном касательно даты распятия. Это расхождение представляет собой одну из самых широко обсуждаемых в научной литературе и трудноразрешимых проблем, связанных с евангельской историей Иисуса Христа. Был ли Он распят на Пасху, как утверждают синоптики, или накануне Пасхи, как утверждает Иоанн? От этого зависит ответ на вопрос, была ли Тайная Вечеря пасхальной трапезой или нет. Книга Левит дает следующие предписания относительно даты празднования Пасхи:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

16. Терновский Ф.А. Греко-восточная церковь в период Вселенских соборов/Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312–842 гг.) Киев. Университетская типография. 1883. 17. Тихомиров Ф. Трактаты Феофана Прокоповича о Боге едином по существу и троичном в Лицах. СПб., 1884. 18. Сборник статей по церковному праву из журналов. Конволют из собрания В. Н. Бенешевича (См. дарственную надпись ему В.Г. Дружинина на рис. 4). Алл. 1. Иоанн Смоленский Об основаниях русской церкви. Исторической очерк (Начало)//Христианские чтения. 1846. Ч. 4. С. 302–344. Алл. 2. То же. Окончание//Христианские чтения. 1846. Ч. 1. С. 416– 440. Алл. 3. Значение Восточного церковного законоположения в истории русской церкви//Христианские чтения. 1852. Ч. 1. С.65–84. Алл. 4. Б/а О первоначальном составе славянской кормчей//Христианские чтения. 1851. Ч. 1. С. 535–560. Алл. 5. Обозрение основных законов русской церкви//Христианские чтения. 1852. Ч. 1. С. 282–308. Алл. 6. Охранение православной веры в древней вселенской церкви//Христианские чтения. 1862. Ч. 2. С. 153–202. Алл. 7. Охранение православной веры в отечестве (Начало)//Православный собеседник. 1858. Ч. 2. С. 3–54. Алл. 8. То же. Окончание//Православный собеседник. 1858. Ч. 2. С. 199–237. Алл. 9. Устройство Богослужения в отечественной церкви//Православный собеседник. 1858. Ч. 2. С.487–536. Алл. 10. Парвов А. Изложение канонических постановлений о православном клире или белом духовенстве//Христианские чтения. 1860. Ч. 2. С. 382–440. Алл. 11. Основания поместного управления православных церквей//Православный собеседник. 1858. Ч. 1. С. 319–332. Алл. 12. Обозрение древних форм поместного церковного управления (начало)//Православный собеседник. 1858. Ч.З. С. 3–41. Алл. 13. То же. Продолжение//Православный собеседник. 1858. Ч. 3. С. 149–173. Алл. 14. То же. Окончание//Православный собеседник. 1858. Ч. 3. С. 259–290. Алл. 15. О способах обращения иноверцев к православной вере//Православный собеседник (?). 1858. Ч. 1. С. 451–482.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

И. обратился за поддержкой к имп. Феодосию II и к-польскому двору. Сохранились его послания императору, августам Пульхерии и Евдокии, а также к-польскому клиру и мирянам, в к-рых И. оправдывает свое опоздание и принятое им осуждение свт. Кирилла и архиеп. Мемнона (PG. 83. Col. 1439-1464; 84. Col. 607-609; ACO. Vol. 1. Pt. 5. P. 124-127, 129-135; Pt. 7. P. 69-70; Vol. 4. P. 39-41, 46-51, 55-57; Vol. 5. Pt. 2. P. 353-354, 362-364; ДВС. Т. 1. С. 288-292, 342-345, 346-351). Уже 29 июня император попытался вмешаться в ход Собора, выразив недовольство в послании и запретив к.-л. из епископов покидать Эфес до полного примирения и принятия общего решения (ACO. Vol. 1. Pt. 3. P. 9-10; ДВС. Т. 1. С. 345-346). И. приветствовал послание императора, но, как и его противники, продолжал конфронтацию и даже начал агитировать (хотя и безрезультатно) жителей Эфеса избрать нового епископа вместо «отлученного» Мемнона (ACO. Vol. 1. Pt. 5. P. 125-127; ДВС. Т. 1. С. 346-348). В это время в Эфес прибыли легаты папы Келестина, к-рые вступили в общение с большинством и приняли осуждение Нестория (11 июля). 16 июля Собором была отправлена делегация к собранию И. с требованием явиться на общий Собор. Первая делегация не была допущена солдатами; 2-я получила ответ, что И. больше не имеет общения с отлученными. Тогда Собор свт. Кирилла объявил об отмене решений Собора И. и принял резолюцию о том, чтобы, если И. не явится на Собор свт. Кирилла по 3-му приглашению, рассмотреть вопрос о его отлучении (ACO. Vol. 1. Pt. 3. P. 15-21; ДВС. Т. 1. С. 305-311). И. ответил вторичной публикацией осуждения свт. Кирилла и архиеп. Мемнона; грамоты с осуждением распространялись сторонниками И. в городе. Третья делегация Собора к И. 17 июля также не была допущена; И. заявил, что ожидает решения императора. Тогда Собор свт. Кирилла объявил об отлучении И. (ACO. Vol. 1. Pt. 3. P. 22-25; ДВС. Т. 1. С. 313-316). В написанных в это время 2 посланиях - антиохийцам и еп. Акакию Веройскому - И. рассказал о происходящем в Эфесе и распорядился арестовать и предать властям любого участника Собора свт. Кирилла, если он явится в пределы префектуры Востока.

http://pravenc.ru/text/469618.html

27. Никодим (Ротов) 1963–1978 (Ленинградский). 28. Антоний (Мельников) 1978–1986 (Ленинградский). 29. Алексий (Ридигер) 1986–1990 (Ленинградский). 30. Иоанн (Снычев) 1990–1995. 31. Владимир (Котляров) с 1995 г. в) митрополиты Московские 1. Иосиф (Волчанский) 1742–1745 (архиепископ). 2. Платон (Малиновский) 1748–1754 (архиепископ). 3. Тимофей (Щербацкий) 1757–1767. 4. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 (архиепископ). 5. Платон (Левшин) 1775–1812 (1775–1787 гг. – архиепископ, с 1787 г. – митрополит). 6. Августин (Виноградский) 1818–1819 (архиепископ). 7. Серафим (Глаголевский) 1819–1821. 8. Святитель Филарет (Дроздов) 1821–1867 (1821–1826 гг. – архиепископ, с 1826 г. – митрополит). 9. Святитель Иннокентий (Вениаминов) 1868–1879. 10. Макарий (Булгаков) 1879–1882. 11. Иоанникий (Руднев) 1882–1891. 12. Леонтий (Либединский) 1891–1893. 13. Сергий (Ляпидевский) 1893–1898. 14. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1898–1912. 15. Святитель Макарий (Невский) 1912–1917. 16. Святитель Тихон (Беллавин) 1917. 17. Сергий (Страгородский) 1934–1944. г) митрополиты Киевские 1. Варлаам (Ясинский) 1690–1707. 2. Иоасаф (Краковский) 1708–1718. 3. Варлаам (Вонатович) 1722–1730 (архиепископ). 4. Рафаил (Заборовский) 1731–1747 (1731–1743 гг. – архиепископ, с 1743 г. – митрополит). 5. Тимофей (Щербацкий) 1748–1757. 6. Арсений (Могилянский) 1757–1770. 7. Гавриил (Кременецкий) 1770–1783. 8. Самуил (Миславский) 1783–1796. 9. Иерофей (Малицкий) 1796–1799. 10. Гавриил (Бодони-Бонулеско) 1799–1803. 11. Серапион (Александровский) 1803–1822. 12. Евгений (Болховитинов) 1822–1837. 13. Филарет (Амфитеатров) 1837–1857. 14. Исидор (Никольский) 1858–1860. 15. Арсений (Москвин) 1860–1876. 16. Филофей (Успенский) 1876–1882. 17. Платон (Городецкий) 1882–1891. 18. Иоанникий (Руднев) 1891–1900 (первенствующий в Синоде с 1898 г.). 19. Феогност (Лебедев) 1900–1903. 20. Флавиан (Городецкий) 1903–1915. 21. Святитель Владимир (Богоявленский) 1915–1918 (первенствующий в Синоде с 1915 г.). 22. Антоний (Храповицкий) 1918–1924 (в РПЦЗ титул митрополита Киевского до † 1936 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В офиц. части помещались Высочайшие манифесты, указы и рескрипты, указы и определения Синода, распоряжения епархиального начальства и епархиальные известия, в т. ч. о наградах и производствах в чины служащих по духовному и духовно-учебному ведомствам, о переменах по службе, списки вакансий, маршруты поездок епископа по обозрению церквей епархии, разрядные списки воспитанников духовных семинарий, духовных училищ и воспитанниц епархиального жен. уч-ща, расписание проповедей петрозаводского духовенства в соборе, сообщения о присоединении к Православию, об открытии приходов и освящении храмов и т. п., а также программы, журналы и постановления съездов духовенства (общеепархиальных, миссионерских, по учебным округам), обращения, объявления и отчеты правлений и советов епархиальных учреждений, братств и благотворительных заведений, устав и воззвание Императорского Православного Палестинского об-ва и др. В неофициальной части помещались слова, беседы, поучения и речи правящих архиереев, ректоров ДС, особенно часто - архим. Фаддея (Успенского), кафедрального прот. Александра Надежина (впосл. Александр, еп. Вологодский, обновленческий митр. Петрозаводский), прот. Иоанна Лаврова, священников Иоанна Дроздина, Николая Чукова, Викентия Красова, Павла Березина, иером. Иакова (Колтановского), др. клириков епархии, преподавателей ДС. Богословских статей было немного (напр., «Преосв. Иоанн, еп. Смоленский, как пастырь и руководитель пасомых» С. И. Покровского (1901. 22-24; 1902. 1-8), «Св. Андрей Критский как церковный песнописец» Мягкова (1902. 4-9), «Книга Руфь: (Исторические сведения о книге)» И. А. Машезерского (1904. 13-19, 22)). В 1898-1908 гг. почти в каждом номере печатались статьи (значительная часть принадлежала перу преподавателя ДС Д. П. Ягодкина) и стихотворения нравоучительного и патриотического содержания (Ягодкина, свящ. Викентия Красова, Е. Петровского и др.), а также описания паломничеств, из к-рых наиболее интересны «От Петрозаводска до Иерусалима и обратно: (Путевые заметки и впечатления паломника)» (1899. 19-22, 24; 1900. 1-6, 8, 11-15, 17-19, 21-24; 1901. 3, 5-7/8, 11-16, 18, 19, 24; 1902. 5, 15, 16), «Вифлеем» (1901. 1. С. 18-24; 2. С. 64-68), «Гефсиманская весь и Вифания» (1901. 9. С. 276-280; 10. С. 302-306) и «Горняя» (1902. 11. С. 401-404; 12. С. 436-439) свящ. Евгения Мерцалова, статьи и заметки церковно-практического характера (напр., «Вывод основных формул пасхалии» Т. И. Астапова (1899. 9. С. 17-18; 11. С. 12-15; 14. С. 27-29)), пояснения богослужений, каноны утрени в рус. переводе Е. И. Ловягина (1903. 7, 8, 11, 16-18). От большинства епархиальных изданий «О. е. в.» выгодно отличались незначительным количеством перепечаток из др. журналов.

http://pravenc.ru/text/2578347.html

Притч. 8:15 . Много цари царствуют, и повелители узаконяют правду. 16 .Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли Притч. 21:1 . Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. Царя бойся, чти его, будь ему верен и тайну его храни: Тов. 12:7 . Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас. Притч. 24:21 . Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся. 1Пет. 2:17 . Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Даже и нечестивого царя должно почитать: Вар. 1:11 . И молитесь о жизни Навуходоносора, царя Вавилонского, и о жизни Валтасара, сына его, чтобы дни их были, как дни неба, на земле. 1Цар. 31:11 . И услышали жители Иависа Галаадского о том, как поступили филистимляне с Саулом. 12 .И поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Бефсана, и пришли в Иавис и сожгли их там. 13 .И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней. 4Цар. 9:34 . И пришел Ииуй, и ел, пил, и сказал: отыщите эту проклятую, и похороните ее, так как царская дочь она. Мф. 22:21 . Тогда говорит им: и так отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу. Помазанник, царь – неприкосновенен: 2Цар. 1:14 . Тогда Давид сказал ему: как не побоялся ты поднять руку, чтоб убить помазанника Господня? 15 . И призвал Давид одного из отроков, и сказал ему: подойди, убей его. Пс. 104:15 . Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла. За царя и начальников должно молиться: 1Тим. 2:1 . Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2 .За царей, и за всех начальствующих дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; 3 .Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4 .Который хочет, чтобы все люди спаслись, и достигли познания истины. Царю и правителю должно повиноваться: Рим. 13:2 . Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Греч. житие В. (BHG, N 239) составил пресв. Иоанн Никомидийский, посещавший мученика в темнице и бывший свидетелем казни, а также получивший сведения о В. от Елпидифора и диаконов. В житии говорится, что В. усечен 28 марта. Мощи обретены в море через 25 дней, т. е. 21 или 22 апр., прибыли в Амасию и погребены через 5 дней, т. е. 26 апр. Монахи афонского Иверского мон-ря, посылая в 1651 г. рус. царю Алексею Михайловичу десницу В., писали: «А мы с тою святою рукою хаживали в миру, освятя воду с нея, и исчезала всякая гадина в полях, семя ядущая саранча, мыши и всякая иная гадина» ( Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914. С. 81-82). Сохранилось также похвальное слово В., написанное Астерием, еп. Амасийским (BHG, N 249). Ист.: BHG, N 239-240; ActaSS. Apr. T. 3. Col. XLII-XLVI [житие Иоанна, пресв. Никомидийского], XLVII-L [Похвала Астерия, еп. Амасийского]; Mansi. T. 2. Col. 34, 46; Δουκκης. ΜΣ. Σ. 409-418; ЖСв. Апр. С. 421-430. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 157; Honigman E. Patristic Studies//ST. 1953. Vol. 173. P. 6-27; Janin R. Basile (38)//DHGE. T. 6. Col. 1103-1104; Νικολπουλος Π. Γ. Βασιλες//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 714; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 76-77. Л. А. Бугаевская Гимнография По Типикону Великой ц. IX-XI вв. в день памяти В. на Пс 50 поются тропарь 1-го гласа: «Το θλοφρου σου τ λεψανον δυσπησεν κα βυθς» (Страстотерпца Твоего мощей устыдилась и пучина), на литургии прокимен 7-го гласа (Пс 149. 5), апостольское чтение 1 Кор 3. 9-17, аллилуиарий со стихом Пс 91. 13, Евангелие Ин 15. 17-16. 2 (общее мученику), причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 274). В Студийском уставе служба на память В. уже не совершается с той торжественностью, к-рая имела место в Типиконе Великой ц. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 450) и Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 148) есть краткие описания службы В. без тропаря и службы святому на литургии. Студийская Минея XII в. (ГИМ. Син. 165) содержит будничную службу В. ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 59). Краткое изложение службы входит в состав иерусалимских Типиконов вплоть до используемого ныне в РПЦ. Праздничного знака у службы нет (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/150505.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010