23. Шмеман прот. Александр. Введение в литургическое богословие. Париж, 1961. 24. Шмеман прот. Александр. Исторический путь православия. Париж, 1989. 25. Шмеман А. Судьба византийской теократии.//Православная мысль. Париж, 1947. 26. Chadwick H. The Early Church. N.Y., 1967. 27. Danielou J. Gospel Message and Hellenistic Culture. Philadelphia, 1973. 28. Dvornik F. Photian Schism: History and Legend. Cambridge, 1948. 29. Dvornik F. Byzantine Mission among the Slavs. New Jersey, 1970. 30. Gill J. The Council of Florence. Cambridge, 1959. 31. James E. The Franks. Oxford,1998. 32. Jones A.H. The Later Roman Empire (2 vols.). Baltimore, 1986. 33. Head C. Imperial Twilight. Chicago, 1977. 34. Head C. Justinian II of Byzantium. Madison, 1972. 35. Lossky V. In the Image and Likeness of God. N.Y., 1974. 36. Lossky V. The Vision of God. Bedfordshire, 1973. 37. Meyendorff J. A Study of Gregory Palamas. N.Y., 1974. 38. Meyendorff J. Byzantine Theology. N.Y., 1979. 39. Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Cambridge, 1981. 40. Meyendorff J. Emperor Justinian, the Empire, and the Church//Byzantine Legacy in the Orthodox Church. N.Y., 1982. 41. Meyendorff J. Ideological Crisis in Byzantium 1071-1261//Byzantine Legacy in the Orthodox Church. N.Y., 1982. 42. Meyendorff J. Imperial Unity and Christian Divisions. N.Y., 1989. 43. Meyendorff J. Christ in Eastern Christian Thought. N.Y., 1975. 44. Meyendorff J. Marriage: and Orthodox Perspective. N.Y., 1984. 45. Meyendorff J. Rome and Constantinople//Rome, Constantinople, Moscow: Historical and Theological Studies. N.Y., 1996. 46. Meyendorff J. St. Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. N.Y., 1974. 47. Meyendorff J. The Byzantine Church//Byzantine Legacy in the Orthodox Church. N.Y., 1982. 48. Meyendorff J. The Council of 381 and Primacy of Constantinople//Catholicity and the Church. N.Y., 1983. 49. Meyendorff J. The Orthodox Church. N.Y., 1981. 50. Meyendorff J. Was there an Encounter between East and West in Florence?//Rome, Constantinople, Moscow: Historical and Theological Studies. N.Y., 1996.

http://sedmitza.ru/lib/text/434857/

Basil of Caesarea. Berkeley, 1998 (=Rousseau 1998). Rudberg S. Y. Manuscripts of and Editions of the Works Basil of Caesarea//Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic/P. J. Fedwick (ed.) Toronto, 1981. P. 49–65 (=Rudberg 1981). Rudberg S. Y. Études sur la tradition manuscrite de sainte Basile. Diss. Uppsala (impr. Lund), 1953. Shear Th. L. The Influence of Plato on Saint Basil. Baltimore, 1906. Špidlík Th. La Funzione del Sogno in S. Basilio//Augustinianum Vol. 29(1). 1989. P. 375–378 (=Špidlík 1989). Špidlík Th. La Sophiologie de S. Basile. Roma, 1961 (=Špidlík 1961). Tieck W. A. Basil of Caesarea and the Bible. Diss. N.Y., 1953 (=Tieck 1953). Torchia N. J. Sympatheia in Basil of Caesarea’s Hexameron: A Plotinian Hypothesis//Journal of Early Christian Studies. Vol. 4(3). 1996. P. 359–78 (=Torchia 1996). Trunk J. De Basilio sermonis attici imitatore. Stuttgart, 1911 (=Trunk 1911). Литература: прочее Адо П. Духовные упражнения и античная философия/Пер. с франц. при участии В. А. Воробьева. М.; СПб, 2005 (=Адо 2005). Адо П. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном/Пер. с франц. В. А. Воробьева. М.; СПб, 2005 (=Адо 2005b). Алиева О. В. «Сократический протрептик» и образ Оригена в «Благодарственной речи»//Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 14. 2. 2013. С. 237–245 (=Алиева 2013). Алиева О. В. Паренеза: философская и риторическая традиция//Вестник ПСТГУ III. Т. 3 (25). 2011. С. 23–36 (=Алиева 2011а). Асмус М. В. Гомилия Ι Оригена Александрийского на Бытие//Вестник ПСТГУ I. Т. 1(21). 2008. С. 17–40 (=Асмус 2008). Белоусов А. В. Флавий Филострат в религиозном контексте своего времени: «Жизнь Аполлония » и «Героика». М., 2012 (=Белоусов 2012). Беневич Ф. Г. Маркелл Анкирский/Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: в 2-х т. Т. 1.//Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова. М.; СПб, 2009. С. 148–159 (=Беневич 2009). Бугай Д. В. Прокл Диадох как комментатор Платона. Дисс. на соиск.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Макарова Т. И. Черневое дело древней Руси/ред. Б. А. Рыбаков. - М.: Наука, 1986, рис. 7, 14, рис.29, 30: 208 Уваров А.С. Христианская символика. Ч.1. Символика древнехристианского периода. М., 1908, с. 188 Уваров А.С . Христианская символика. Ч.1. Символика древнехристианского периода. М., 1908, с. 112-114 Котерелл А . Мифология: античная, кельтская, северная. Энциклопедический справочник. Русская версия, 1997, Минск: «Белфаксиздатгрупп», с. 210, 250 Котерелл А . Мифология: античная, кельтская, северная. Энциклопедический справочник. Русская версия, 1997, Минск: «Белфаксиздатгрупп», с.250 Чернов А.Д. Слово о полку Игореве/Под редакцией Андрея Чернова; стиховая запись, перевод, комментированный прозаический перевод и статьи А. Ю. Чернова; реконструкция древнерусского текста и примечания д. ф. н. А. В. Дыбо; статья д. ф. н. А. Г. Боброва; Ил. С. К. Русакова. - М-СПб.: Летний сад, 2012, с. 96 Лихачев Д. С . «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Издание второе, дополненное. «Художественная литература», Ленинградское отделение, Л., 1985, с. 28-29 Чернов А.Д . Слово о полку Игореве/Под редакцией Андрея Чернова; стиховая запись, перевод, комментированный прозаический перевод и статьи А. Ю. Чернова; реконструкция древнерусского текста и примечания д. ф. н. А. В. Дыбо; статья д. ф. н. А. Г. Боброва; Ил. С. К. Русакова. - М-СПб.: Летний сад, 2012, с. 98 Рыбаков Б.А . Язычество древних славян/М.: Наука, 1981. - 608с Рыбаков Б.А . Язычество древних славян/М.: Наука, 1981, с. 283 Макарова Т. И . Черневое дело древней Руси/ред. Б. А. Рыбаков. - М.: Наука, 1986. - 156с. Воронин Н. Н . Покров на Нерли (новые данные раскопок 1954-1955 гг.)//Советская археология. - 1958, С.70-95 Макарова Т. И . Черневое дело древней Руси/ред. Б. А. Рыбаков. - М.: Наука, 1986, с. 69 Бернштам Т. А. «Слово» об оппозиции Перун-Велес/Волос и скотьих богах Руси//Канун. Выпуск 2. СПб, 1996, с.104-105 Рыбаков Б.А . Язычество древних славян/М.: Наука, 1981, с. 273 Чернов А.Д. Слово о полку Игореве/Под редакцией Андрея Чернова; стиховая запись, перевод, комментированный прозаический перевод и статьи А. Ю. Чернова; реконструкция древнерусского текста и примечания д. ф. н. А. В. Дыбо; статья д. ф. н. А. Г. Боброва; Ил. С. К. Русакова. - М-СПб.: Летний сад, 2012. - 512 с., 36 ил.

http://ruskline.ru/analitika/2015/01/21/...

Джемс В. Психология./под ред. Л. А. Покровской. М., 1991. 156 Добротолюбие. Т. I. М., 1900, с. 531. 157 Некоторые считают, что на их чувственность ничто внешнее не влияет. Возможно, — но тогда, спрашивается, зачем тратить время на пустые, легкомысленные вещи, а не использовать его для более полезных занятий. Вспомните слова ап. Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор 6:12). 158 В. А. Слепцов — писатель публицист (1836–1878). Тургенев советовал писателям показывать «преоригинальную личность» Слепцова вместо того, чтобы «выдумывать из себя» современных героев (Семенова М. В. А. Слепцов//Слепцов В. А. Избранные произведения. Л., 1970, с. 5). 159 Слепцовские коммуны обслуживались прислугой. 160 Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1981, с. 14. 161 Там же, с. 16. 162 Данные из статьи И. Волгина (Новый мир. 1981, ? 10, ее. 180–181) и упомянутой книги Л. Аннинского. 163 Непредубежденный читатель «Анны Карениной» не может не заметить, что автор осуждает героиню и пишет о ней настолько резко, насколько это мог позволить себе воспитанный человек относительно дамы. И. А. Гончаров, представляя «Грозу» к премии, писал, что эта пьеса обличает отсутствие христианской морали в общественной жизни, так как в ней покаявшаяся грешница гибнет, а не кающаяся живет прекрасно. Можно видеть, насколько эти оценки далеки от официальных концепций советского литературоведения, внедрявшихся в школе. 164 Энгельс не был женат и не имел семьи, а вот Маркс женился на подруге детства и был счастлив в семейной жизни. 165 Социологические исследования. 1982, ? 1. 166 В свое время в публицистике промелькнуло упоминание о школьнице, ответившей на вопрос о причинах, по которым Татьяна не ушла к Онегину: «Так у нее же муж генерал». 167 Корнелий Тацит. О происхождении и местах обитания германцев//Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. М., 1981, с. 139. 168 Там же, с. 135. 169 За два года, прошедших со дня кончины о. Глеба Каледы, обрисованная им ситуация не изменилась, а разве что усугубилась. Теперь Россия, по свидетельствам специалистов, комментировавших осенью 1996 г. Стокгольмскую конференцию но борьбе с детской проституцией, выходит на первое место в Европе по детской проституции. Самое страшное — часто несчастных детей растлевают их же родители ради выгоды. Таким ужасным образом подтвердилась мысль автора о том, что зло приумножается в каждом новом поколении современного общества. — Изд. 170

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В декабре 2006 года Шамир написал предисловие к сборнику, посвященному конференции «Обзор холокоста: глобальное видение» в Тегеране инициатором которой был президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, считающий холокост В 2009 году в интервью М. Омару rusv, он назвал ужасным призыв Папы Римского «верить в Холокост», так как «Холокост является культом». Он также подтвердил, что поздравил Ахмадинежада с победой на выборах президента В начале 2011 года, после того, как Гардиан назвала Шамира «пресловутым отрицателем Холокоста и автором ряда антисемитских Шамир написал в свою защиту, что любой, кто верит в Бога, должен отрицать «культ Холокоста», поясняя, что он «не отрицает факты еврейской трагедии, но отрицает религиозную спасительную значимость, подразумеваемую термином „Холокост“, отрицает его метафизическую уникальность, отрицает морбидный культ Холокоста и считает, что любой богобоязненный человек, иудей, христианин или мусульманин, должен отвергнуть этот культ, как Авраам отверг и разрушил   Библиография   Путешествие в Египет , Тель -Авив 1981 (A Travel to Egypt, in Russian) Tel-Aviv, 1981. Сосна и Олива , (Pine and Olive, in Russian), Wahlstrom Publications, Jerusalem — Stockholm 1987; Потаенные Прелести Планеты Земля , изд -во «Глагол » , Москва 1996 (Obscure sites of Planet Earth, in Russian) «Glagol», Moscow, 1996. Carri armati e ulivi della Palestina — Il fragore del silenzio (Tanks and olives in Palestine, in Italian) — Editrice C.T.R. Pistoia 2002. Blomar frå Galilea. Essay frå kanten av avgrunnen, (Galilee Flowers, in Neo-Norwegian) Det Norske Samlaget, Oslo, 2002 [translated by Hans Olav Brendberg]; ISBN 978-82-521-6111-3 L’autre Visage d’Israël, (Another Face of Israel, in French, trans. Marcel Charbonnier) éditions Balland-Blanche, Paris 2003; ISBN 978-2-7158-1471-4 Хозяева Дискурса , изд -во «Гилея » (Masters of Discourse, in Russian) Gilea, Moscow 2003 ISBN 5-87987-022-7 Blommor i Galiléen, (Galilee Flowers, in Swedish), Alhambra, Malmo 2003 (Translated by Ingvar Rydberg) ISBN 978-91-88992-50-5

http://radonezh.ru/authors/israel-shamir

Pardee 1995=Pardee N. The Curse that Saves (Didache 16, 5). – Didache in Context 1995, 156–176. Patterson 1995=Patterson S.J. Didache 11–13: The Legacy of Radical Itinerancy in Early Christianity. – Didache in Context 1995, 313–329. Patterson–Jefford 1989–1990=Patterson S.J., Jefford C.N. A Note on Didache 12, 2a (Coptic). – SCent 7, 1989–1990, 65–75. Peradze 1932=Peradze G. Die «Lehre der zwölf Apostel» in der georgischen Überlieferung. – ZNTW 31, 1932, 111–116. Prete 1980=Prete S. In incorruptibilitate (φθαρσα) Spiritus s. (Mart. Polyc. 14, 2). – Augustinianum 20, 1980, 509–521. Prigent 1959=Prigent P. Apocalypse 12. Histoire de l’éxègese. Tübingen, 1959 (Beiträge zur Geschichte der biblischen Exegese 2). Prigent 1981=Prigent P. L’Apocalypse de Saint Jean. Lausanne, Paris, 1981 (Commentaire du Nouveau Testament 14). Resch 1905=Resch G. Das Aposteldecret nach seiner ausserkanonischen Textgestalt. Leipzig, 1905 (TU 28/3). Riggs 1984=Riggs J.W. From gracious table to sacramental elements. The tradition history of Didache 9 and 10. – SCent 4, 1984, 83–101. Riggs 1995=Riggs J.W. The Sacred Food of Didache 9–10 and Second-Century Ecclesiologies. – Didache in Context 1995, 256–283. Rius-Camps 1989=Rins-Camps J. Ignacio de Antioquia, testigo ocular de la muerte у resurreccion de Jesus? – Biblica 70, 1989, 449–473. Rordorf 1996a=Rordorf W. Baptism according to the Didache. – The Didache in Modern Research/Ed. J.A. Draper. Leiden, New-York, Köln, 1996 (Arbeiten zur Geschichte des antikcn Judentums und des Urchristentums 37), 212–222. Rordorf 1996b=Rordorf W. Le preghiere della cona in Didachè 9–10: un nuovo «status quaestionis». – Litugria ed evangelizzazione nell’epoca dei Padri e nella Chiesa del Vaticano II. Studi in onore di Enzo Lodi. Bologna, 1996, 55–76. Нем. вариант: Die Mahlgebete in Didache Кар. 9–10. Ein neuer Status quaestionis. – VChr 51, 1997, 229–246. Saddington 1987=Saddington D.B. St. Ignatius, leopards, and the Roman army. – JThS 38, 1987, 411–412. Salvarani 1986=Salvarani B. L’Eucaristia di Didachè IX-X alia luce della Teologia giovannea: un’ ipotesi. – Rivista Biblica 34, 1986, 369–390.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Статьи: см. выше, раздел «Общие работы», а также: Аноним 1848, Stoffels 1908, Κοπναπκης 1980, Golitzin 2002. Популярные и не представляющие научного интереса работы: Павский 1821, Попов И. 1901 (отзыв о канд. соч.), Аполлов 1893, Концевич 1965, Ермаков 2000. Отдельные вопросы Богословие : Rothenhaeusler 1937, Spiteris 1997; Св. Дух и духовный опыт, пневматология: Pacheu 1920, Miquel 1966, Houdret 1975, Ihnken 1989b, Plested 1999, Aleo 2003, 2006; гносеология и антропология: Πποβιτς 1926, Schulze 1997, Staats 1997, Ghattas 2003; образ Божий в человеке: Davids E. 1968; обожение : Lot-Borodine 1933; Божественная благодать и свобода воли : Казанский 1845, Катанский 1902, Stoellger 1980, Dörrie-Dittmann-Knoch-Schindler 1981; крещение : Desprez 1988; внутренний человек : Markschies 1998; мистика (в общем; роль сердца): Алексий 1904, Попов И. 1905/2004, Онуфрий 1914, Graef 1948, Raasch 1970, Desprez 1979, Fraigneau-Julien 1985 (Гл. 3: «Les reuvres spirituelles du Pseudo-Macaire», 5770: бесстрастие, свет, духовные чувства, aisthesis, plerophoria, gnosis, diakrisis, sunesis, крещение водой и Духом), Bouchet 1986, Mengus 1996, Hesse 1997, Golitzin 1999, Мейендорф 2000b, 284–286; мистика света : Beyer 1981, Illert 1997, Golitzin 2001a, Golitzin-Orlov 2001, Orlov 2002; молитва : Schulze 1989, Thurin 1989, Desprez 1990a/1998, Staats 1999, Ware 1999; экстаз : Burns 1999a; этика и аскетика (духовная жизнь): Барсов 1889, 3866; Бронзов 1899, Григорий 1892, Кратиров 1899, Попов И. 1905/2004, Новоселов 1912, 61 сл., Кривошеин 1955/1996, Афанасий 1956, Tsirpanlis 1988, Gahbauer 1996, Illert 2000; христология : Clarkson 1977, Thurin 1992, Staats 1997, Plested 2001b; экклезиология : Deprez 1977, Aleo 2004a, 2006; евхаристия : Desprez 1990b, Staats 1997; влияние стоицизма : Stoffels 1910; прочие темы : Berthold 1977, Garrett 1988, Fitschen 1997, Fitschen 1998b, Martikainen 1998, Aleo 2004b; рай : Hesse 1997; ад : Illert 1999. Симеон Месопотамский Произведения: Gouillard 1941. Подробный анализ источников и литературы см. в Предисловии (выше, с. 77–98).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

591 H Iερ Σνοδος/Εκκλησα των Γ.Ο.Χ. Ελλδος κα Εξωτερικο [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://ww.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm – Дата доступа: 24.05.2007. Главная резиденция «каллиникитского» Синода Церкви ИПХ Греции размещается по адресу: Κνιγγος 32 – 4 ος ροφος Τ.Θ.812 – Τ.Κ. 10010 –ΑΘΗΝΑ. Тηλ. 2103814087 – Φαξ 2103812133 592 Род. в 1962 г. Пострижен в монашество в 1980 г. Во иеродиакона рукоположен в 1981 г., во иеромонаха в 1986 г. В 1987 г. окончил факультет теологии Фессалоникийского университета. Во епископа Петрского посвящен в 1996 г. 593 Род. в 1925 г. В монашество пострижен в 1947 г. Во иеродиакона рукоположен в 1950 г., во иеромонаха в 1954 г., во епископа Фавмакийского в 1971 г.. Возглавлял «каллиникитский» Синод в 1995–2004 гг. 594 Род. в 1943 г. В монашество пострижен в 1962 г. Рукоположен во иеродиакона в 1967 г., во иеромонаха в 1972 г., во епископа Ставрупольского в 1979 г. Митрополитом Фессалоникийским избран в 1980 г. 595 Род. в 1930 г. Монашество принял на Афоне. В 1964 г. присоединился к «флоринитскому» Синоду и был рукоположен во иеродиакона. Во иеромонаха рукоположен в 1966 г. Во епископа Гревенонского посвящен в 1979 г., а в 1980 г. переведен на Ахарнонскую кафедру. В 1995–1998 гг. возглавлял «афанасиевский» Синод ЦИПХ Греции. В 1998–2007 г. являлся иерархом «флоринитского» Синода. В «каллиникитском» Синоде с начала 2007 г. 596 Род. в 1955. В монашество пострижен в 1973 г. Рукоположен во иеродиакона в 1974 г., во иеромонаха в 1976 г. В 1995 г. окончил факультет теологии Афинского университета. Во епископа Эгинского рукоположен в 1996 г. Митрополитом Месогейским и Островов избран в 1999 г. С 2004 г. Секретарь Синода. 597 Род. во Франции в 1956 г. Получил философское образование. Пребывал в юрисдикции «Православной Церкви Франции», где и принял монашеский постриг в 1987 г. Во иеродиакона и иеромонаха рукоположен в 1988 г. Во епископа Парижского рукоположен в 1996 г. В юрисдикцию «каллиникитского» Синода ЦИПХ перешел в 2001 г. Проживает в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

77 Брандт Р. Ф. Павел Иосиф Шафарик как исследователь славянских языков и письмен//Древности. Труды Славянской комиссии Императорского Московского археологического общества. Т. 2. (1898). С. 7. 84 По замечанию комментатора книги Г. Подскальского «Христианство и богословская литература в Киевской Руси (СПБ., 1996) К. К. Акентьева, на данный момент возобновлен поиск «следов более древнего (вплоть до VIII в.) происхождения глаголицы, как одного из «миссионерских алфавитов» Христианского Востока». Им обращено внимание на следующие интересные работы: Прохоров Г. М. Глаголица среди миссионерских азбук//ТОДРЛ. T. XLV (1992). С. 178–199; Лурье В. М. Около Солунской легенды: из истории миссионерства в период монофелитской унии//Славяне и их соседи. Вып. 6. М., 1996. С. 23–52. (См.: Акентьев К. К. Комментарий издателей//Подскальский Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237). СПб., 1996. С. 512). 85 Свежим аргументом в пользу глаголицы можно считать появление на аукционе «Кристис» редкой вещи – глаголической Псалтири, написанной архаическим вариантом глаголицы. Как полагают ученые, этот «круглый», очень древний вид глаголического письма, использовавшийся или в Болгарии, или в Македонии, ближе всего стоит к первому славянскому алфавиту, созданному св. Константином-Кириллом в середине IX века. Интересно в этом обнаруженном раритете также и то, что в начале каждого псалма на полях имелись кириллические приписки, что говорит об их позднем происхождении (Франклин С. Глаголическая Псалтирь: неоконченное повествование//Итоги. 13 октября 1998. С. 56–57). 91 Впрочем, в научной литературе до сих пор нет единства по вопросу о том, действительно ли Упирь Лихий в 1047 году списывал свою книгу с глаголического протографа (см.: Столярова Л. В. Древнерусские надписи XI-XIV веков на пергаментных кодексах. М., 1998. С. 58). 93 Флоря Б. И. Комментарии к Сказанию Черноризца Храбра «О письменах»//Сказания о начале славянской письменности. М., 1981. С. 178. 98 Там же. См. так же: Нанков С., прот. Превод на църковно-богослужебните книги в Болгария//ГДА. T. XV(XLI) (1965–1966). София, 1966. С. 43.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

Начало правления на Западе (306-312) ( Barnes. 1981. P. 28-43; Barcelo. 1988; Pohlsander. 1996. P. 12-20; Elliott. 1996. P. 39-60; Humphries. 2008). Британия и Галлия быстро признали власть К. Испания, ранее краткое время подчинявшаяся Констанцию, перешла под управление Флавия Севера. Галерий, как глава тетрархии всей империи, был крайне недоволен бесконтрольным провозглашением К. августом. По сообщению источников, Галерий был готов сжечь присланный ему К. портрет с регалиями августа, но советники убедили его не объявлять открытого разрыва с К. Галерий признал права К., но лишь в ранге цезаря, тем самым включив К. в систему тетрархии и избежав прямого военного столкновения с ним. К. согласился с решением Галерия: не претендуя больше на титул августа, он тем самым окончательно избавился от возможных обвинений в незаконности своего прихода к власти. Первые годы правления К. на Западе были посвящены укреплению границы империи на Рейне. Уже зимой 306/7 г. рим. владения подверглись нападению франков. К. вытеснил их за Рейн и захватил в плен вождей, Аскарика и Мерогасия, которые вместе с др. пленными были отданы на растерзание зверям в амфитеатре Августы Треверов. В 308 г. К. провел военную кампанию против бруктеров к востоку от Рейна; в 310 г. был выстроен мост через реку в Колонии Агриппине (ныне Кёльн, Германия), на месте совр. моста Дойц; в том же году К. вновь воевал против франков на нижнем Рейне. К. долгое время испытывал сложности с легитимацией своей власти, поскольку даже после формального признания его членом тетрархии факт самовольного провозглашения его императором в 306 г., без согласования с имп. Галерием и др. соправителями, был хорошо известен. В первые годы правления К. возвеличивали как талантливого полководца, одержавшего много побед, подчеркивали его преемственность и сходство с отцом, к-рый имел репутацию успешного военачальника (XII Panegyrici latini/Ed. W. Baehreus. Lpz., 1911. VII (6) 3.4; Euseb. Vita Const. I 22; Rodgers. 1989. P. 238). На монетах К. первых лет присутствовало изображение Марса, который считался божественным покровителем императора. После побед над германцами К. начал выпуск монет с девизами: «Алеманны завоеваны» и «Римляне ликуют» и с изображениями послов варваров, припадающих к ногам К. ( MacMullen. 1987. P. 40). В панегирике 310 г. в честь К. по-особому интерпретировалась семейная история Флавиев и, явно с санкции К., заявлялось о родстве между К., Констанцием Хлором и имп. Клавдием II Готским (268-270) (XII Panegyrici latini. VI (7); Barnes. 1981. P. 35-37, 301). Согласно этой версии, которая при дворе К. стала официальной, Клавдий II приходился двоюродным дедом Констанцию I. Достоверность этой генеалогии невозможно подтвердить или опровергнуть. Однако очевидно, что она была полезна для К., к-рый нуждался в укреплении своей власти и дополнительных аргументах, обосновывавших претензии его и семьи на имп. престол.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010