165 ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 4. Л. 65 об., 58, 84. Интересно, что для избавления от евхаристических сомнений о. Иоанн молился не Спасителю, а Богородице, которую он потом горячо благодарил. 166 Сергиев И. И. Моя жизнь во Христе. Т. 2. С. 275. В данном отрывке комментируется стих Евангелия от Иоанна, 6:56. 168 Там же. Т. 1. С. 175. Греческая аббревиатура этой фразы изображается на иконах на нимбе Христа, чтобы показать связь Христа с Тем, кто явился Моисею из огненного куста. Более подробное рассмотрение образной символики, связанной с Иисусом Христом, см. в кн.: Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Crestwood, N.Y., 1983. P. 69–72. 169 См. восторженные комментарии в кн.: Whyte A. Father John of the Greek Church: An Appreciation. N.Y., 1898. P. 38–40. 170 Сергиев И. И. Моя жизнь во Христе. Т. 1. С. 168–169. О. Иоанн перефразирует 1-е Послание Коринфянам 15:45. 173 Антоний (Храповицкий) , митрополит. Учение о Пастыре, Пастырстве и об Исповеди. Нью-Йорк, 1966. С. 289. См. также: Gardner J. von. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: Система, сущность, история: В 2 т. Jordanville, N.Y., 1980–1982. Т. 1. С. 58–72. 174 Глижинский К. Из объятий умирающей бурсы в горнило жизни. Очерки последних дней бурсы и современного развала церковно-приходской жизни. Екатеринбург, 1919. С. 68. 176 Российский государственный архив литературы и искусства (в дальнейшем РГАЛИ). Ф. 525. Оп. 1. Д. 414. Л. 10 (воспоминания Константина Фофанова). 178 ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 72. Л. 2. Другие недоброжелатели описывали о. Иоанна как «актера императорской церкви». См.: В. Г. Короленко в воспоминаниях современников. М., 1962. С. 136. 179 Паозерский М. Впечатления первого сослужения о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) на божественной литургии//Санкт-Петербургский духовный вестник. 32. 8 августа 1897. С. 620. 184 ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 13. Л. 4 об. Дискуссии той поры о протестантизме и его влиянии на Россию см.: Лесков Н. Великосветский раскол: Лорд Рэдсток, его учение и проповедь: очерк современного религиозного движения в Петербургском обществе. М., 1877. О неправославных церквях Санкт-Петербурга см.: Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб., 1996. Т. 3. С. 215–276. Критические высказывания о. Иоанна о протестантах см.: ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 4. Л. 12. Д. 14. Л. 19 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

165 . Остроумов С. И., свящ. Разбор сведении Евсевия Кесарийского и бл. Иеронима Стридонского о греческих апологетах христианства II века Μ , 1886 166 . Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом Μ , 1992 (Репринте издания 1904 года) 167 . Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века Μ , 1979 168 . Попова Т. В. Художественные особенности сочинения Евсевия Кесарийского Vita Constantin!//ВВ 34 1973 169 . Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история Μ , 1965 170 . Проблемы литературной теории в Византии и Латинском средневековье Μ,1986 171 . Пространство и время Киев, 1984 172 . Ранович А. Я. О раннем христианстве Μ , 1959 173 . Ранович А. Я. Первоисточники по истории раннего христианства Античные критики христианства Μ , 1990 174 . Рижский М. И. Что такое Библия Чита, 1960 175 . Рожанский И. Д. Античная наука Μ , 1980 176 . Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности Ч 2 – Эволюция идеи космоса Μ , 1979 177 . Розанов Η. П. Евсевии Памфил , епископ Кесарии Палестинской Μ,1880 178 . Самохина Г. С. Полибии эпоха, судьба, труд Автореферат докт. диссертации Μ , 1997 179 . Сандулов Ю. Дьявол Исторический и культурный феномен СПб , 1997 180 . Сбоев В. Гносис и гностики Казань, 1839 181 . Свенцицкая И. С Раннее христианство страницы истории Μ,1987 182 . Свидерский В. И. Пространство и время Философский очерк Μ,1958 183 . Сидоров А. И. Курс патрологии Μ , 1996 184 . Скворцов Л. В. Время и необходимость в истории Μ , 1974 185 . Славятинская Μ. Н. О становлении категории времени в греческом языке//Вопросы классической филологии Вып VI 1976 С 115–145 186 . Соколов В. В. Средневековая философия Μ , 1979 187 . Спасский А. Эллинизм и христианство Сергиев Посад, 1914 188 . Спасский И. Исследования Библейской хронологии Киев, 1857 189 . Тахо-Годи А. А. Ионинское и аттическое понимание термина «история» и родственных с ним//Вопросы классической филологии Вып II Μ , 1969 С 107–126 190 . Тахо-Годи А. А. Эллинистическое понимание термина «история» и родственных с ним//Там же С 126–158

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЛАЙСКИЕ МУЧЕНИКИ, ДЕВЯТЬ ОТРОКОВ [груз. ] (VI в.), святые Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 22 февр.), отроки от 7 до 9 лет Адарнасе, Бакар, Бардзим, Ваче, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз, замученные своими родителями-язычниками. «Мученичество святых отроков, числом девять, которые были духовными братьями от святой купели Крещения, а рождены были каждый от своей матери» ((?) (?) (?), - , - ) было написано анонимным автором приблизительно в IX в. и сохранилось в рукописи Ath. Iver. 8 (X - нач. XI в. Fol. 173-175) груз. Иверского монастыря на Афоне. В 1849 г. груз. историк П. И. Иоселиани , побывавший на Афоне, составил описание нек-рых рукописей Иверского мон-ря. Также он сделал неск. выписок из содержащихся в груз. рукописях сочинений, в т. ч. скопировал текст неизвестного до тех пор Мученичества (НЦРГ. S 530; Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 238). Текст вызвал большой интерес в научных кругах Грузии. В 1903 г. Н. Я. Марр издал Мученичество на груз. и рус. языках, в XX в. текст неоднократно переиздавался. Среди исследователей нет единого мнения о том, является ли Мученичество оригинальным или переводным. Акад. К. Кекелидзе , фиксируя то, что это «сочинение... некоторые считают оригинальным», не высказывает напрямую свою позицию. Акад. И. В. Абуладзе , исходя из того, что рукопись была переписана с манускрипта, происходящего из Юж. Грузии (груз. историческая пров. Тао-Кларджети), населенной в т. ч. исповедовавшими Православие армянами, считал, что Мученичество было написано на груз. языке армянином-халкидонитом. По мнению проф. Э. Габидзашвили, по стилю и содержанию Мученичество не соответствует груз. оригинальным сочинениям; кроме того, в рукописи находятся др. тексты, являющиеся переводами с арм. и греч. языков. По его мнению, Мученичество представляет собой перевод с арм. языка произведения, оригинал к-рого утрачен.

http://pravenc.ru/text/1841728.html

173. Возможно ли подлинное христианство вне Церкви? Благовестие Христово верно изъясняется только Церковью. Спаситель не приносил молитвы об успехе Его учения, но молился об единстве верующих в Него. Это единство и образует Церковь ( Дeяh. XVII, 26 ). Вне Церкви же: Христа ищут и не находят; нет истинного покаяния; нет трапезы тела Христова; ни плодотворной молитвы; ни благословения Божия. 174. Как объяснить смуты и похрясения, коих в церковной истории было множество? Видимый образ Церкви не раз был возмущен и разорван злыми страстями Ея сынов. Однако зло, проникающее к святыне через человеческое сердце и которое тщится возстать на всякую святьшю, – не может поколебать непорочную сущность, Церкви благодаря действию в Ней Святого Духа-Бога. 175. Предсказано ли в Священном Писании тяжелое положение, в каком Церковь находится теперь? Настоящее бедственное положение Церкви предсказано Самим Спасителем, какь время предпоследнее перед концом мира. Святой апостол Павел тоже упомянул события нашей эпохи, которая предшествует последнему периоду. «Также услышите о войнах о военных слухах. Смотрите не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец» ( Mф. XXIV, 6 ); «все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» ( Mф. XXIV, 8, 9 ); «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Mф. XXIV, 11 ). «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающей теперь» ( 2Фec. II, 7 ). 176. Где еще Писание подробно говорить о состоянии Церкви в наше время? В книге «Откровение св. Иоанна Богослова». Если семь Церквей Асии символически изображают семь эпох между 1-м и 2-м Пришествиями Христа, то сказанное в обращении к Филадельфийской Церкви поразительно соответствует состоянию Церкви в нашу эпоху . Это время – предшествующее появлению антихриста. «Сохранил слово Мое» – это чередование гонений: идейного в XIX-м веке и жестокого физического в ХХ-м, в России, Германии, в Испаии, на Балканах и в Польше, при общем равнодушии к правде и нравственности, при широком распространении атеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Будущее описанное блаженство и мучение начнется через 1335 дней после отнятия жертвы и возлияния (11 ст.), т. е. пришествия Мессии (ср. 9:25). Блажен, кто ожидает этого времени. Какая же участь ожидает Даниила? А ты – обращается Ангел к Даниилу – иди 170 к концу 171 , и успокоишься 172 , и восстанешь ( – ναστση) для получения твоего жребия 173 в конце дней ( ), т. е. в конце существования мира. Как в других ветхозаветных книгах, так и у Даниила, учение о будущем воскресении вытекало из идеи Правосудия. После воскресения следовало воздаяние каждому человеку соответственно его поведению в земной жизни. Как Иов ожидал воскресения «для себя» – – (19:25), так Даниил получит «свой» жребий (). Анализ 7:9–14. Пророк видит четырех зверей, вышедших из моря и производивших разрушение и опустошение. После их власти и глумления начался суд Божий. Поставлены были престолы и воссел Ветхий днями 174 . Одеяние на Нем было бело как снег, и волосы головы Его как чистая волна 175 . Престол Его как пламя огня, колеса его – пылающий огонь 176 . Огненная река выходила и проходила пред Ним. Тысячи тысяч служили Ему (Ветхому днями) и тьмы тем предстояли пред Ним 177 , чтобы выполнять Его волю. Судьи сели, и раскрылись книги 178 (9–10 стт.). По решению описанного пророком суда самый злой зверь был убит и сожжен, а у прочих зверей была отнята власть (11–12). После этого, – видел пророк, – с облаками небесными 179 шел как бы Сын человеческий ( – Мессия – Иез. 1:26 ; Пс. 8:5 ), дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. Сыну человеческому даны были власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему 180 . Владычество 181 Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (13–15). В следующих стихах (16–27) ангел объясняет видение Даниилу. Звери, которых видел пророк, означают языческие царства, коим иудеи будут подчинены. Все они погибнут, и тогда начнется царство святых. Суд, описываемый Даниилом, основывается вполне на ветхозаветном воззрении, на всей истории иудейского народа и отношении к нему язычества. Правда, этот суд носит как бы партикуляристиче-ски-национальный характер, т. е. предуказывает осуждение поработителей и спасение иудеев; в нем нет характера всеобщности, как в Мф. 25 гл. Но это объясняется содержанием и предметом всего видения – участью врагов иудейского народа. С другой стороны, чтение на суде книг предполагает, что суд не ограничится зверями, так как преступления последних были очевидны. По сношению с 12:3 можно думать, что в книгах записаны преступления всех людей – иудеев и язычников. Результаты суда также могут быть благоприятны не для всех иудеев, как видно из 12:1–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Горячность любви псалмопевца и царя Давида к своим детям вскрывает такой характерный факт из его семейной жизни. Узнав о смерти сына Авессалома, Давид пошел в горницу над воротами, там закрыл лице свое и до вечера безутешно плакал, повторяя среди рыданий одни и те же слова: «Сын мой, Авессалом! Сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! " 170 Не менее выразительно библейское описание любви братской, дружеской и супружеской. Картина встречи с братьями в Египте Иосифа Прекрасного содержит в себе много чувства и задушевности. При виде братьев Иосиф воскипел к ним любовию и готов был заплакать. Удалив из приемной комнаты посторонних, он громко зарыдал, открылся братьям, кто он, обнимал, целовал их, а Вениамину, единоутробному брату, с плачем пал на шею 171 . По Евангелию, Самому Христу Спасителю были свойственны чувства дружеской любви к праведному Лазарю и его сестрам, жителям иудейского селения Вифания. Находясь среди иудеев, плакавших об умершем Лазаре, Господь не удержался и прослезился 172 . Ветхозаветным образцом горячей дружеской любви могут служить отношения псалмопевца Давида и сына Саулова Ионафана. Ионафан полюбил Давида, как свою душу, – заключил с ним союз о взаимопомощи и клялся ему в верности своей самым фактом дружеской любви. Весть о гибели Ионафана на войне привела Давида в состояние скорбного плача. Проливая обильные слезы о погибшем друге, он повторял слова: »Скорблю о тебе, брат мой Ионафан. Ты был очень дорог для меня. Любовь твоя была для меня превыше любви женской " 173 . Любовь сплачивает друзей единством горячего взаимного чувства, которое уподобляется в Библии по своей силе единовременному чувству семи сыновей к одной своей матери 174 . Еще более пластичны библейские исторические описания супружеской любви – сладостной, сверхвременной, пламенной, длительной, нежной и отображающей себя в жгучих ласках супругов. Патриарх Иаков, полюбивший Рахиль, служил за нее брату ее Лавану семь лет. И они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

К сирийскому войску, и в особенности к войску Антиоха III, вполне приложимо также и загадочное название «сынов Хелеуда», потому что известно, что воины Селевкидов отличались замечательным мужеством и что во время парфянского похода при войске Антиоха III находился значительный отряд пионеров 173 . Навуходоносор, по повествованию книги Иудифь, не довольствуясь собранным войском, призвал ещё к участию в войне против Арфаксада «всех живущих в Персии и на западе» (от Ниневии, или же вообще в западных странах Азии) 174 и в частности жителей Киликии, Дамаска, Ливана и Антиливана (следовательно Целесирии), всех, живущих на передней стороне приморья (т. е. на финикийском и филистимском берегу Средиземного моря), и между народами Кармила и Галаада, и в верхней Галилее, и на великой равнине Ездрилон 175 , в Самарии и городах её 176 , и за Иорданом 177 до Иерусалима, и Ветани, и Хела 178 , и Кадиса 179 , и реки Египетской 180 , и Тафны, и Рамсесы, и во всей земле Гесемской 181 , до входа в верхний Танис 182 и Мемфис 183 , и в Египте до входа в пределы Эфиопии ( Иудиф.1:7–10 ) 184 . Эти страны совмещаются в Киликии, Целесирии, Палестине и Египте, что подтверждается стихами 11-м и 12-м той же, первой главы ( Иудиф.1:11–12 ), в которых говорится, что когда все, обитавшие во всей земле этой, презрели слово Навуходоносора, считая его равным себе, то он поклялся жестоко отмстить всем этим странам, и именно всем пределам Киликии. Дамаска и Сирии 185 , всем живущим в земле Моава и Аммона 186 всей Иудеи 187 и всем обитающим в Египте до входа в пределы двух морей 188 . Также и эти черты соответствуют обстоятельствам царствования Антиоха III. Царствование этого государя было временем почти беспрерывных войн, направленных отчасти к усмирению многих восставших провинций, а отчасти к тому, чтобы возвратить Сирии её первоначальный объём, значительно сузившийся при слабых предшественниках Антиоха. Многие из подданных Антиоха III, относясь с презрением к молодому возрасту царя (при вступлении на престол Антиох имел не более 15 лет), не боялись его, считая его как бы равным себе, и объявляли себя независимыми [сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Митрополит Вениамин (Федченков) О богослужении православной церкви. М., 1999. С. 300. 165 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979. С. 271–272. 166 Там же. С. 272. 167 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979. С. 272. 168 См. интересные наблюдения по этому поводу у И. Н. Данилевского: Данилевский И. Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов)//«Отечественная история». 1993. 169 Алексеев А. А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 198. 170 Ср.: «Человек, виноватый в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его» (Притч. 28; 17). 171 Данилевский И. Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов)//Отечественная история. 1993. С. 88. 172 Там же. С. 86–87. 173 Данилевский И. Н. Библеизмы Повести временных лет//Герменевтика древнерусской литературы вв. Сб. 3. М., 1992. С. 94–95. Ср.: «И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «Ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», – это значило: «не войдет сюда Давид». Но Давид взял крепость Сион. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом [Господень]» (2 Цар. 5; 6–8). 174 Кусков В. В. Исторические аналогии событий… С. 68. 175 См.: Данилевский И. Н. Библеизмы Повести временных лет//Герменевтика древнерусской литературы вв. Сб. 3. М., 1992. С. 75—103. 176 Ни в коем случае нельзя согласиться с предложенным И. Н. Данилевским их наименованием «книги жизни». «Книга жизни» одна, она фигурирует в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова, в нее записываются души праведников Высшим Судьею на Страшном суде (Ап.20.12,15). 177 Более подробно см.: Ужанков А. Н. «Совестные книги» Древней Руси (Русское летописание и Страшный суд)//Россия XXI. 1999. С. 138–177. 178 Ужанков А. Н. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: К истории канонизации и написания житий//Древняя Русь: Проблемы медиевистики. 2000. С. 28–50; 2001. С. 37–49. 179

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

«Сыновья матери моей против меня» 169 . Надо рассмотреть, как Невеста говорит это: «Сыновья матери моей воевали против меня», и когда началась война братьев против нее. Вспомни Павла, гонителя Церкви 170 , и поймешь, как «сыновья матери ее воевали против нее». Гонители Церкви раскаялись, и противники ее, повернув знамена к сестре, «благовествуют веру, которую прежде истребляли» 171 . Об этом ныне воспевает Невеста, духом пророческим говоря: «Сражались со мной, поставили меня стражем в виноградниках, своего же виноградника я не сберегла» 172 . Я, Церковь , я, Невеста без пятна и порока 173 , поставлена сторожить многие виноградники сыновьями матери моей, которые некогда воевали против меня. Связанная заботами и тревогами о множестве виноградников, своего я не уберегла. Посмотри на Павла и других святых, заботящихся о спасении всех, и поймешь, как он, сторожа чужие виноградники, своего не сберег, как, приобретая чужих, сам в чем-то терпел ущерб и, «будучи свободен от всех, всем поработил себя, дабы всех приобресть, для иудеев стал как иудей, для подзаконных как подзаконный, для чуждых закона как чуждый закона» 174 и т. д., и мог бы сказать «Виноградника моего я не сберег» 175 . Затем она ищет взором Жениха, который удаляется из виду. В Песни не раз описываются такие вещи, которые невозможно понять, не пережив самому. Бог свидетель, я часто чувствовал, что Жених грядет ко мне, что Он уже здесь, рядом со мной; но так же внезапно Он исчезал, и я не знал, где Его искать. Желаю нового Его прихода – и иногда Он является вторично: но когда уже вижу Его и могу коснуться руками, Он снова ускользает и снова возвращается, и так много раз, пока, наконец, я не удержу Его и не взойду ввысь, «опираясь на брата моего» 176 . «Скажи мне, ты, которого любит душа моя, где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень?» 177 . Не спрашиваю об ином времени: о вечере, рассвете, закате; о том времени вопрошаю, когда расцветает день, когда Ты – в полном блеске величия Своего. «Скажи мне, ты, которого любит душа моя, где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень?». Посмотрим внимательно, где упоминается полдень. В истории Иосифа братья едят с Иосифом в полдень 178 , в полдень ангелы испытывают гостеприимство Авраама 179 и т. д. Смотри – и увидишь, что в Божественном Писании нет ни единого слова случайного и напрасного. Как ты полагаешь, кто из нас достоин достичь полудня и увидеть, «где пасет жених, где отдыхает в полдень»? «Скажи мне, ты, которого любит душа моя, где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень?». Если же Ты не скажешь мне, побегу разыскивать Тебя и буду скитаться возле чужих стад, закрывая лицо от стыда; ибо я, Невеста, – прекрасна и не хочу никому показывать лицо, кроме Того, Кто уже целовал меня.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Что же касается продажи раба, его жены и детей в уплату долга, то такое наказание не предусматривалось ни римским, ни еврейским законодательством. Тем не менее, опять же, в истории такая практика имела место. Закон Моисеев предусматривал продажу в рабство только за кражу ( Исх. 22:3 ). Однако в Библии упоминается случай, когда заимодавец после смерти должника, не успевшего расплатиться с ним, потребовал отдать ему в рабы обоих сыновей должника ( 4Цар. 4:1 ). Рассказывается также, как во время голода иудеи отдавали сыновей и дочерей в рабы, чтобы прокормиться ( Неем. 5:5 ). Образ продажи людей за долги используется метафорически в книгах пророков ( Ис. 50:1 ; Ам. 2:6 ). Тюремное заточение в качестве наказания за неуплату долга запрещалось еврейским законодательством. Однако в римском праве такая практика в I веке широко применялась 172 . Эта практика отражена в словах Нагорной проповеди: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта ( Мф. 5:25–26 ). Таким образом, история, рассказанная в притче, основана если не на правовых нормах, то на реальных прецедентах. Тем не менее реализм притчи не следует преувеличивать. Сумма, названная Иисусом в качестве долга раба перед царем, имеет гиперболический характер. Десять тысяч на Ближнем Востоке в древности были самым большим числом, используемым в счете, а талант – самой большой денежной единицей; следовательно, десять тысяч талантов – самая большая сумма, какую можно представить 173 . Термин «талант» в греко-римском мире обозначал единицу веса, равную примерно 42,5 килограммам. К I веку н. э. этот термин стал указывать на денежную единицу, равную шести тысячам динариев, что соответствовало годовой заработной плате двухсот тысяч рабочих 174 . Десять тысяч талантов означало астрономическую сумму 175 . Подобного рода сумму мог задолжать императору только крупный придворный сановник, не ниже губернатора провинции 176 . Впрочем, это не была сумма из разряда фантастических. Контрибуцию в десять тысяч серебряных талантов Карфаген должен был выплатить Риму после победы Сципиона во Второй пунической войне в 202 году до Р. Х.; при этом выплата была растянута на пятьдесят лет 177 . Согласно Иосифу Флавию, десять тысяч талантов выплатил Помпею сириец Птолемей Менней, чтобы избежать казни за свои преступления; из этой суммы Помпей выплатил жалование своему войску 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010