– Париж. YMCA-PRESS. 1953, стр. 279 (написана в 1942 г.). 92. П.А. Флоренский. Имяславие как философская предпосылка. Об Имени Божием. – В кн.: П.А. Флоренский. Соч. т. 2. У водоразделов мысли. – М. «Правда», 1990 (написано в 1922 г.). 93. П.А. Флоренский. Имена. – М. «Купина», 1993, стр. 320 (написана в 1923–1926 гг.). 94. Дневники Императора Николая II. – М.: «Орбита», 1991. 95. Л.А. Зандер. Бог и мир, т. I. – Париж. YMCA PRESS. 1948, стр. 53. 96. Письма Сергея Николаевича Булгакова о. Павлу Флоренскому (1918 г.). – «Начала». 1993. стр. 86. 97. Обращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Указатель литературы Афонского дела и важнейших данных для суждения о нём (машинопись из Архива о. Павла Флоренского). 98. Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой. Предисловие еп. Никона. – Сергиев Посад, 1911. – Отт. из «Троицкого Слова» за 1911 г. 99. И.М. Как научиться Иисусовой молитве? – Издание Оптиной пустыни. Одесса, 1913; Куйбышев, 1990; Брест, 1994. 100. И.С. Кацнельсон. А.К. Булатович – гусар, землепроходец, схимник, – В кн., А.К. Булатович. С войсками Менелика II. – М. «Наука». 1971, стр. 31. 101. Протопресвитер М. Польский. Новые мученики российские, т. 2. Джорданвилль. 1957, стр. 248. 102. «Церковный Вестник». 1917. 8 апреля, стр. 69. 103. Архиепископ Никон. Мои дневники, вып. IV. 1913. – Сергиев Посад. 1914, репринт, б/г. – Из «Троицкого Слова». 1913. 104. Воспоминания катакомбного схиепископа Петра (Ладыгина). – «Церковная жизнь». Издаётся двухмесячно при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви за границей. – Нью-Йорк. 1984. 105. Е. Голлербах. Религиозно-философское издательство «Путь» (1910–1919 гг.). «Вопросы философии». 1994. 106. И. Кацнельсон, Г. Терехова. По неизведанным землям Эфиопии. – М. 1975. 107. Священник Роберт Слесинский. Начало своеобразной русской философии языка, имяславие и имяборчество. – «Путь Православия». 1994. 108. Н.А. Семенов. Фабрика святых или Св. Гора Афон. – М. 1924; 2-е доп. – М.-Л., 1925.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

1607 В квадратных скобках указана нумерация, содержащаяся в указателе к ПрибТСО (в случае несовпадения с выходными данными). 1611 Этот и следующий номера в чит. зале МДА на переплётах были поставлены ошибочно, с опережением, в то время как продолжались печататься 49-й и 50-й номера ТСО. Соответственно, следующие за ошибочными номерами (51 и 52) четыре номера имеют индексы [а] и 1618 Репринт: Leipzig, 1975 (Subsidia Byzantina lucis ope iterata. Vol. VI). Новое предисловие издателей на немецком языке на с. 5–10. Далее римскими цифрами указаны порядковые номера опубликованных текстов. 1631 См.: Вилинский С. Г. Житие св. Василия Нового в русской литературе. Одесса, 1913. Ч. 1. Исследование; Одесса, 1911. Ч. 2. Тексты [BHG 264, 264b–d]. 1636 Собрание палестинской и сирийской агиологии (Συλλογ παλαιστινς κα συριακς γιολογας I)//ППС 57. 1907 [BHG 1200, 579, 1684, 205, 1177, 1179e, 694, 695, 1218, 465, 115,142, 700, 702ab]. 1640 Menologii anonymi Byzantii saeculi X quae supersunt. Номера BHG см. ниже в приложении. 1423а, 277е, 605е, 1202а, 1423, 1332, 277, 1202, 1414т, 1669с, 1544с, 1027–1027b, 1672а, 1312z, 1047, 1048, 835–837cde. 1654 Ср. более позднее издание: Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского , с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: В 12 кн. Μ., 1902–1911. Это издание является русским переводом (с небольшими сокращениями или, наоборот, дополнениями) с церковнославянского (одно из последних изданий: Киево-Печерская лавра, 1870); ниже о. Павел называет его «синодальным». Много репринтов и переизданий. 1661 К перечисленным ниже о. Павлом книгам следует добавить исследование, вышедшее в год составления записки: Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. Μ., 1917, переизд.: СПб., 1997. 1662 См.: Шестаков Д. П. К истории текстов жития святого Климента, папы Римского, пострадавшего в Херсоне//ВВ 14. 1909. С. 215–236; Житие Симеона Дивногорца в его первичной редакции//ВВ 15. 1909. С. 332–356.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А а я ево выслал из ызбы и молебен отпел, помазал ея маслом и водою покропил. Беси паки отступилися от нея. Целоумна паки стала, римскую веру проклинает, персты слагая, крестится истинно. Я ея паки причастил. И благодаря Христа, истинно и тихо преставилася. Я и погребению предал ея в малой слободке, не у церкви, на берегу погреб. Сама изволила место то, как жива была. Видиш ли, о сложении перстах и мертвая свидетелствует, яко зло треперстная ересь. Аввакум, протопоп. Житие./РГБ, собр. Е.Е.Егорова: 1898, 4°, лл.190 об – 253 об. Полуустав, 20-е годы XIX века (бум.с датой 1826 г.), л. 249-251 (Ред. Б).   Источники 1. Святое Евангелие и книги Нового Завета. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995 (репринтное издание с 1862 г.). 2. Игнатий Ставропольский (Брянчанинов), свт. Отечник составленный святителем Игнатием Брянчаниновым (репринт). М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, издательство «Правило Веры», 1996. 3. Игнатий Ставропольский (Брянчанинов), свт. Слово о чувственном и о духовном видении духов./Творения. Слово о смерти. Аскетическая проповедь. T.III-IV. М.: Издание Сретенского монастыря, 1997, m.III. 4. Феофилакт Болгарский, архиеп. Благовестник. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2002, книга третья. 5. Житие святителя Иллариона, Митрополита Суздальского. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. 6. Аввакум, протопоп (лишен сана). Житие протопопа Аввакума./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Публикация Н.К. Гудзия, предисловия и комм. В.Е. Гусева, А.С. Елеонской, А.И. Мазухина, В.И. Малышева, Н.С. Сарафанова. М.: ГИХЛ, 1960 (Ред. А). 7. Аввакум, протопоп. Житие./РГБ, собр. Е.Е.Егорова: ф.98, 1898, 4°, лл.190об – 253об. Полуустав, 20-е годы XIX века (бум.с датой 1826 г.) (Ред. Б). 8. Аввакум… Житие./Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975 (Ред. В). 9. Аввакум... Житие протопопа Аввакума (Прянишниковский список)./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное… М.: ГИХЛ, 1960 (Ред.

http://bogoslov.ru/article/4789778

В нем можно было видеть редкое сочетание старца и юродивого в лице архиерея Церкви Христовой» 55 . Митрополит Иосиф принадлежал к поколению мучеников и исповедников российских, пронеся живую веру в Бога через тяжелейшие испытания и которая сохранила его, неоднократно смотревшего смерти в лицо. Долгая и многострадальная жизнь Иосифа, Митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, является примером для нас в несении скорбей. Это был очень скромный человек, доброй и отзывчивой души. От природы он был одарен поэтичностью и удивительной памятью. Он умел найти общий язык с любым по званию и возрасту собеседником. Владыка непременно обращал внимание на свою речь, подбирая удачные слова и выражения, отчего речь его становилась интересной, яркой и запоминающейся. Свидетельством тому могут служить его проповеди, письма, записи на книгах, конвертах грампластинок и так далее. Все это сохранило черты его архиерейской, подвижнической биографии. 1 Теодорович С, прот.; Иванов Б., свящ. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф//ЖМП. 1975. СЮ. 2 О перенесении мощей см.: Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая. Житие и Акафист. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2000. С. 41–98. 3 См: Белыничская чудотворная икона Божией Матери//Прибавление к Церковным Ведомостям, издаваемым при Святейшем правительствующем Синоде. 1889. 24. С. 689–691. 4 О архиепископе Арсении см.: Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1/Изд. П.П. Сойкина (Репринт. М., 1992). С. 235; Manuil Metropolit (Lemesevskij). Die russischen orthodoxen Biachofe von 1893 bis 1965. Erlangen, 1979. Teil 1. S. 387–389. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь . 1917–1956. Биографический справочник Кн. 1: А-К. М., 1997. С. 106–107. Фетисов Т., свящ. История Таганрогского викариатства. Дипломная работа. Сергиев Посад, 2000. С. 34–40; Фетисов Т., свящ. Епископ Таганрогский Арсений (Смоленец)//Православный Таганрог. Газета Таганрогского благочиния Русской Православной Церкви. 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святый праведный отец Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, и современные развлечения и увеселения Ко дню памяти святого (20 декабря/2 января) 29.12.2017 934 Время на чтение 8 минут Ко дню памяти святого праведного отца Иоанна Кронштадтского публикуем одно из «Слов» ( 1964 г .) православного богослова, архиепископа Аверкия (Таушева) (1906-1976). Будущий архиепископ Аверкий (в миру - Александр Павлович Таушев) родился в Казани 19 октября 1906 г ., в день рождения святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, для памяти которого впоследствии он немало потрудился: создал Общество его памяти, Фонд, построил въ Сиракузах (США) в честь его прекрасный храм, подготовил необходимое к его прославлению, составив тропарь и т. д. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том II. Джорданвилль, 1975.- С.314-321. (Репринт.)) подготовил профессор А. Д. Каплин. Авторские слова «в разрядку» по техническим причинам заменены курсивом «жирным» шрифтом. «Жирный» шрифт в тексте - авторский. Цитаты, ссылки и сокращения оставлены без изменений. + + + Подходит к концу святой Рождественский пост, приближается великий и радостный праздник Рождества Христова, а за ним и гражданский Новый Год, вслед за которым следует другой великий праздник Богоявления, или, Крещения Господня. Как особенно светло и радостно, проведя надлежащим образом весь Рождественский пост, встретить затем этот исполненный духовного ликования праздничный период, который наши благочестивые предки прозвали «святками»! Но у наших русских людей, осужденных праведным судом Божиим на изгнанническую жизнь заграницей, теперь все перевернулось. Многие из них, продолжая считать себя «русскими» и «православными», ни во что вменяют Рождественский пост, а некоторые празднуют Рождество Христово, вместе с инославными, по новому стилю, считая даже, что они должны это делать... из вежливости к приютившей их стране.

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/03/...

Закрыть Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим! Архиепископ Аверкий (Таушев)   03:08 21.03.2020 958 Время на чтение 13 минут Ниже мы публикуем одно из « С лов» (19 71 г.) замечательного православного подвижника, богослова, архиепископа Аверкия (Таушева) (1906-1976). Публикацию , специально для Русской Народной Линии (по изд.: Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том 3 . Джорданвилль, 1975 (Репринт.)) , подготовил проф. А. Д. Каплин. Авторские слова курсивом «в разрядку» заменены курсивом жирным шрифтом. + + + Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим! «Живоноснаго Твоего креста, поклонную радость днесь, Христе, сретающе, предсретение творим всесвятые страсти Твоея, юже во спасение мира соделал еси, Спасе, яко всесилен». (Канон 3-й недели Великого поста) В середине Великого поста торжественно выносится из алтаря для поклонения Честный и Животворящей Крест Господень. В течение целой седмицы затем Святая Церковь славит его в своих умилительных песнопениях, призывая преклоняться перед ним до земли и лобызать его, как знамение нашего спасения, отчего 3-я неделя Великого поста и вся последующая 4-ая седмица именуется «Крестопоклонной». Это установлено для духовного подкрепления верующих, проходящих подвиг поста. Дается оно в живом и ярком представлении любви Божией к падшему человеку, по которой Единородный Сын Божий предал Себя на мучительную и поносную крестную смерть. В читаемом Евангелии Святая Церковь напоминает нам слова нашего Господа и Спасителя о том, что кто желает идти за Ним, должен нести крест свой. Если Господь, нас ради и нашего ради спасения, пострадал на кресте, то и мы, ради Него должны неустанно подвизаться в подвигах молитвы и поста, в подвигах покаяния, ради которых, и установлен Великий пост. Вместе с тем, Святая Церковь напоминает нам этим о приближении спасительных дней страстей Христовых и «светлой мирорадостной Пасхи», как бы творя «предсретение», или предпразднство этих самых великих и радостных для христианина дней церковно-богослужебного года. Прославляя святый Крест, она одновременно прославляет и Воскресение, к которому привел Крест, и потому поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим! Тем самым она свидетельствует, что Крест неразрывно связан с Воскресением, а потому и личное несение своего креста каждым из нас приведет к радостному воскресение наших душ от духовной смерти, которую неизбежно влечет за собой нераскаянный грех.

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/21/...

34 О различных позициях, занятых упомянутыми здесь исследователями “Троицы” в рассматриваемом вопросе см. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа, сс. 36, 61; Антонова В. И. и Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Т. 1. М., 1963, с. 287; Прот. Л. Воронов. Андрей Рублев — великий художник Древней Руси//Богословские труды. Сб. 14. М., 1975, с. 90; Вздорнов Г. И. Новооткрытая икона “Троицы”… , с. 147, примеч. 80 и с. 148, примеч. 82; Он же. Троица Андрея Рублева, сс. 12–14, 75–76, 97, 105, 115; Прот. А. Салтыков. Иконография “Троицы” Андрея Рублева//Древнерусское искусство. XIV–XV вв. М., 1984, сс. 83–84; Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988, с. 23; Мюллер Л. К вопросу о догматическом содержании “Троицы” святого Андрея Рублева//Контекст. Литературно-теоретические исследования. 1990. М., 1990, сс. 88–110. 35 См. Воскресное чтение. Киев, 1841, 5, сс. 17–21; у о. Иоанна Мейендорфа вариант перевода: “…один Господь, Один от Одного, Бог от Бога, Образ и Подобие Божества…”. — Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс–Москва, 1992, с. 110. 36 Цит. по: Прот. Г. Флоровский. Восточные Отцы IV-ro века. 2 изд. М., 1992, с. 40. Св. Афанасий здесь повторяет по сути слова из “символа веры” св. мученика Лукиана Антиохийского, который называет Сына “неотличным образом Божества Отца”; этот “символ” был использован во II-й формуле Антиохийского собора 341 г. (см. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. М., 1994, сс. 57–59). 37 Слово (стихотворение) 2//Творения св. Григория Богослова. Т. 2. (репринт). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 51. 38 Св. Григорий Нисский. Против Евномия//Patrologiae cursus completus. Series graeca (далее — PG). T. 44, col. 636. 39 Св. Василий Великий. О Святом Духе//Творения святых отцев. Год четвертый. Кн. 2. М., 1846, с. 300. 41 Св. Иоанн Дамаскин. Об образах, III, 18.//PG, t. 94, col. 1940AB. Подобные же высказывания позднее мы находим и у преп. Симеона Нового Богослова: “образ Отца — Сын, а образ Сына — Дух Святой. Поэтому видевший Сына видел Отца, видевший Духа Святого видел Сына, ибо апостол хорошо сказал, что Дух есть Господь в Его вопиянии «Авва, Отче!» Не так, будто Сын есть Дух, да не будет! Но что во Святом Духе — видим и созерцаем Сына Божия. И что никогда Сын без Духа или Дух без Сына не открывается кому-нибудь, но что Сын в Самом Духе и посредством Духа вопиет Сам «Авва, Отче!»” (Нравственные слова. — Eth. 3, 361–374); все тексты преп. Симеона даются в нашей статье в переводе архиепископа Василия Кривошеина (далее — а. В. (К.)) и опубликованы им в книге: Преподобный Симеон Новый Богослов. 949–1022. Париж, 1980. Данный текст цит. по: а. В. (К.), с. 244. (Существует новое издание данной книги: Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Нижний Новгород. 1996. — Ред.).

http://pravmir.ru/svyataya-troicaprepodo...

Кн. 1, “Мартис.”, 1993. С. 216–217. Деяния Вселенских Соборов. Собор Никейский второй, Вселенский седьмой. Т. IV. СПб., 1996. С. 590–591. См., например, Лосев Α. Φ. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. С. 348 и далее. Ильин И. А. Путь духовного обновления. В кн.: Путь к очевидности. М., Аристотель. Категории. Сочинения. Т. 2. М., “Мысль”, 1978. С. 72. Св. Иоанн Дамаскин. Там же. С. 91. Тютчев Ф. И. Россия и Германия. Политические статьи. Пер. с французского. Репринт: YMCA-PRESS, Paris, 1976. С. 30. Св. Иоанн Дамаскин. Там же. С. 64. Паскаль. Б. Мысли. Москва, 1994. С. 64. Св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Творения. Т. 3. М., 1993. С. 74–76. Св. Филарет (Дроздов) . Слово в день совершившегося столетия Московского университета. Филарета митрополита Московского и Коломенского творения. М., “Отчий дом”, 1994. С. 294–295. Св. Иоанн Дамаскин. Там же. С. 61–62. Мы можем мыслить вид, например “кошка”, в качестве индивида, и в таком случае он будет целым, которое может иметь части. Неволин К. А. Энциклопедия законоведения. СПб., изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997 (1839). С. 63. Св. Василий Великий. Там же. С. 65. Платон. Кратил. Сочинения в 4х томах. Т. 1. М., “Мысль”, 1968. С. 422. Св. Василий Великий. Там же. С. 66. Интенцией (термин, сложившийся в схоластической логике) называется направленность мысли на определенный предмет, то свойство, которое выражает имя в высказывании, в отличие от общего значения имени как обозначения определенного предмета (экстенсионала): так, выражения “Суворов” и “покоритель Измаила” экстенсионально эквивалентны, поскольку обозначают одно и то же лицо, но интенсионально не эквивалентны, поскольку выражают различное отношение к предмету мысли. См. Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959. Св. Симеон Новый Богослов . Творения. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. С. 245. Аристотель. Топика. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 399. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 84.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

в Иерии (где император Константин Копроним утверждал, что только Святые Дары и Крест суть истинные «символы», а иконы, следовательно, – ложные; этим учением Евхаристии усваивалось содержание иконы, а икона и все прочие истинные церковные символы лишались всякого содержания). Отцы VII Вселенского Собора (787 г.) отвергли не только богословскую аргументацию иконоборцев, но и сами их ссылки на тексты. В частности, утверждалось, что даже слова «символ» (или его синонимов) никто из древних отцов к Евхаристии не применял. (См. подробно: S. Gero. The Eucharistic Doctrine of the Byzantine Iconoclasts and Its Sources//Byzantinische Zeitschrift. 1975. 68. 4–22; о традиции именования Святых Даров символами в ранней Церкви см.: V. Saxer. Figura Corporis et Sanguinis Domini. Une formule eucharistique des premiers siecles chez Tertullien, Hippolyte et Ambroise//Rivista di archeologia cristiana. 1971. 48. 65–89 [репринт: Idem. Peres saints et culte chretien dans l’Eglise des premiers siecles. (Collected Studies: CS 448). Aldershot, Hampshire-Brookfield, Vermont: Variorum, 1994. IV]). Последнее утверждение относилось не к вечным догматическим истинам, а к сиюминутным обстоятельствам полемики вокруг этих истин, и поэтому необязательно должно было быть верным. Не было бы ничего удивительного, если бы к XIV в. запрет называть Евхаристию «символом» пришел в забвение у самих православных – тем более, что это был век, когда следующим авторитетом после Нового Завета стал считаться Дионисий Ареопагит . Автор этих строк имел возможность обстоятельно выяснить у о. Иоанна, на чем основано то отношение к Ареопагиту, которое сформулировано в указанной здесь статье и в настоящем параграфе книги. Поводом к такому вопросу служило отсутствие (в том числе, в позднейших работах о. Иоанна) возражений на важные доводы в пользу другой интерпретации «Ареопагитик». В ответ о. Иоанн признался, что в свое время поверил интерпретации Рене Рока (на книгу которого он постоянно ссылается) и никогда сам не брался за рассмотрение этого вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

12 См., например: Булгаков С. Н. Религия и мораль//Булгаков С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 45–50. О. Сергий Булгаков ставит нравственные веления совести ниже опыта богообщения святых, так как нравственность предполагает наличие закона, “греховное раздвоение, борьбу добра и зла в человеке”, а святость “находится уже “по ту сторону добра и зла” и является живой нормой Царствия Божия”. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 46. 13 Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. Репринт Vro изд. 1899 г. М., 1991. С. 1259. 14 Русский литературоведческий термин “троп” связан с этим последним значением слова “нрав” в греческом языке: оборот речи, способ выражения, стиль. 15 О каноне см.: Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987. Бычков В. В. Византийская эстетика. М., 1977. с. 145–146; Православная икона, канон и стиль. М., 1998. с. 167–175; 73. 16 Булгаков С. Н. Икона ее содержание и границы//Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв. Антология. Вып. I. Сокровищница русской религиозно-философской мысли. М., 1993. С. 287. Далее: Философия русского религиозного искусства. 17 Там же. С. 289. 18 Протопресвитер Иоанн Мейендорф . О литературном восприятии пространства и времени//Византинороссика. Тр. Санкт-Петербургского общества византино-славянских исследований. Т. 1. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. Тр. XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 8–15 авг. 1991.) и др. материалы, посвященные памяти о. Иоанна Мейендорфа/Под ред. К. К. Акеньтева. СПб., 1995. С. 1–10. См. также: Данилова И. Е. О категории живописи кватроченто//Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. (Работы разных лет). М., 1984. С. 75–90. 19 Об обратной перспективе см.: Флоренский П. А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб., 1993. Раушенбах Б. В. Пространственное построение в древнерусской живописи. М., 1975. На примере искусства нового времени явление сферической перспективы рассмотрено в ст.: Даниэль А. М., Даниэль С. М. Запад и Восток в творчестве Н. С. Петрова-Водкина//Советское искусствознание: Искусство ХХ в. Вып. 25. М., 1989. С. 131–146.

http://azbyka.ru/ponyatie-kanona-v-sovre...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010