Никодим (Руснак Николай Степанович), еп. Аргентинский и Южно-Американский Родился 4 апреля 1921 года в селе Давидовцы Кицманского района Черновицкой области в семье крестьянина. В 1935 году окончил среднюю школу. В августе 1938 года поступил в число послушников Крещатинского монастыря во имя Св.Иоанна Богослова в Черновицкой области. 6 янв.1945 года пострижен в монашество с именем Никодима. 29 апреля того же года рукоположен во иеродиакона, а 23 февраля 1946 года – во иеромонаха. С января 1950 года – настоятель Св.Иоанна Богослова монастыря. 8сент.1955года поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1956году был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а с ноября того же года исполнял обязанности начальника Миссии в сане архимандрита. 10  августа 1961 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Среднеевропейский Иоанн и епископ Подольский Киприан. 11  мая 1963 года награжден церковным орденом св.кн.Владимира II степени. 21 апр.1964 г. – епископ Аргентинский и Южно-Американский. Труды: Речь при наречении его во епископа Костромского и Галичского. «ЖМП” 1961, 10, стр.7–9. Литература: «ЖМП” 1961, 9, стр.4, 6. -«- 1961, 10, стр.5–6, 7–9 (Фото и биогр.). 10, II, 23. -»- 1963, I, стр.20, 28. -«- 1963, 4, стр.20, 23. -»- 1963, 6, стр.10. -«- 1963, 7, стр.15, 17.· -»- 1963, 10, стр.18. -«- 1964, I, стр·12. -»- 1964, 6, стр.2. Васько А.Г. «Приезд епископа Никодима (Руснака) на Аргентинскую кафедру». ”ЖМП» 1964, 8, стр.14. Am 12 ./25.2.1968 wurde er zum Erzbischof erhoben (MP 1968, 3,3). Er nahm teil an der 3. Allchristlichen Friedenskonferenz in Prag sowie an der Vollversammlung des Weltrates der Kirchen in Uppsala (1968 ). Am 10.4.1970 Ernennung zum Exarchen des Moskauer Patriarchen für Zentral- und Südamerika (MP 1970,5,23). Doch wurde er dann bereits am 2.7.1970 von diesem Amt befreit und für drei Monate beurlaubt (MP 1970,8,4).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf ГЛАВА IX. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Пимене (1970–1990) После блаженной кончины Святейшего Патриарха Алексия I Местоблюстителем патриаршего престола стал в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью» старший по хиротонии из постоянных членов Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). На своем заседании, состоявшемся 15 мая 1970 г., Синод постановил «призвать епископат, клир и всех верных чад Русской Православной Церкви творить заупокойное поминовение почившего Святейшего Патриарха Алексия в храмах Патриархата в течение года со дня кончины» 600 . 25 июня 1970 г. Священный Синод, заседавший под председательством митрополита Пимена, постановил «созвать Поместный Собор Русской Православной Церкви для замещения вдовствующего Московского патриаршего престола по истечении этого года, с 30 мая по 2 июня 1971 г.» 601 На этом же заседании была образована синодальная Комиссия для подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви во главе с Местоблюстителем митрополитом Пименом. Комиссия, взяв за образец практику Поместного Собора 1945 г., выработала квоту представительства клириков и мирян на Соборе (по одному клирику и мирянину от епархии, наряду с представителями духовных школ и монастырей) и процедуру их избрания, разработала программу соборных деяний и утвердила кандидатуры докладчиков, приняла чинопоследование интронизации Патриарха. В епархиях под председательством правящих архиереев проходили съезды духовенства и мирян, избиравшие членов Собора и обсуждавшие кандидатуру Патриарха. Большая часть епархиальных съездов высказывалась за то, чтобы Собор избрал Патриархом Крутицкого митрополита Пимена. Впрочем, были сторонники и других кандидатов: митрополитов Ленинградского Никодима и Алмаатинского Иосифа, исповедника и архипастыря святой жизни, старшего по хиротонии в российском епископате и одного из старейших по летам, он родился в 1893 г. и был хиротонисан во епископа в 1932 г., его лагерный стаж насчитывал 25 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви IX. Русская Православная Церковь 1970-1980 К оглавлению После блаженной кончины Патриарха Алексия I Местоблюстителем Патриаршего Престола стал в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью» старейший по хиротонии из постоянных членов Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. 25 июня 1970 года Синод вынес постановление о созыве Поместного Собора. Была образована Комиссия по подготовке Собора из 22 деятелей: постоянных членов Синода, видных архипастырей и богословов во главе с Местоблюстителем. Комиссия разработала нормы представительства клириков и мирян на Соборе, утвердила процедуру соборных деяний и подготовила необходимые материалы к Собору. На приходских и епархиальных собраниях обсуждались важнейшие вопросы церковной жизни, высказывались суждения о кандидате на Патриарший Престол; народ единодушно высказался за митрополита Пимена. В канун Собора 26 мая 1971 года в Успенском храме Новодевичьего монастыря состоялось Архиерейское Совещание. Предстояло утверлить Постановление Архиерейского Собора 1961 года с внесением изменений в «Положение об управлении Собора Русской Православной Церковью» на Поместном Соборе. С критикой этого постановления выступил архиепископ Брюссельский Василий. Он сказал: «Одобрить их я по совести ... не могу. Прежде всего, они нарушают церковные каноны, а именно 38-е и 41-е Апостольские правила, согласно которым «Епископ да имеет попечение о всех церковных вещах» (правило 38) и «Предписываем епископу иметь власть над церковными вещами. И если ему следует вручать ценные человеческие души, то тем более ему можно управлять деньгами...» (41 правило). А между тем, по постановлениям 1961 года епископ совершенно отделен от всякого контроля над материально-хозяйственной стороной жизни приходов, также отстранены и настоятели приходов, представители и доверенные лица епископов... Говоря это, я отнюдь не предлагаю вернуться к порядкам 1945 года... Там был перегиб в смысле предоставления слишком большой власти настоятелям и умаления участия мирян в управлении материальной стороной приходской жизни. Это имело результатом злоупотребления. Но в 1961 году произошел перегиб в противоположную сторону: настоятели были совершенно отстранены, и все было передано мирянам. Нужно сейчас выработать нечто среднее. Устранить оба перегиба, так, чтобы права мирян в хозяйственной жизни приходов были бы сохранены, а надзор епископов и настоятелей над всеми сторонами жизни приходов, духовной и материальной, восстановлен. Чтобы настоятели опять стали возглавителями приходов, а не наемниками».

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева В преддверии религиозной свободы Дискуссия о религиозной жизни в СССР в 1970-1980-е гг. развернулась на презентации книги воспоминаний Т.Щипковой Источник:  Благовест-инфо Презентация книги Татьяны Щипковой " Женский портрет в тюремном интерьере. Записки православной " стала поводом для дискуссии о жизни христиан в СССР в 1970-1980-е гг. 4 ноября, в день открытия выставки " Православная Русь " , в ЦВЗ " Манеж " на презентацию собрались те, кто хорошо помнит это время, кто знал автора представленной книги, сам был участником тайных христианских кружков и семинаров этого периода. Татьяна Николаевна Щипкова (1930-2009) – лингвист, кандидат филологических наук, преподаватель иностранных языков, была осуждена на три года колонии (1980-1983 гг). за проповедь православия в студенческой среде. В книге воспоминаний, написанной по " свежим следам " – в 1985-1987 гг., нет разоблачений политической системы. Это взгляд православного человека на трудную судьбу своих соотечественниц, обреченных на годы унижения уссурийской " исправительной " колонии. Презентацию вел сын Т.Н.Щипковой – известный православный журналист, директор Православного правозащитного центра " Территория Церкви " Александр Щипков, который, рассказав о биографии автора книги, привел слова одного из первых ее читателей – Патриарха Кирилла: " Нам иногда кажется, что подвиг исповедничества – это то, что принадлежит прошлому, поскольку нас сегодня окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий, чтобы исповедовать Христа. Нам кажется, что эта реальность исповедничества – где-то позади в прошлом. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства всегда будет " . Эти слова резонировали со многими высказываниями участников презентации, в частности, с полемическими соображениями А.Щипкова о роли Церкви в современном обществе. Руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин обратил внимание на то, что в 1970-1980 – е гг. в Церковь пришла не только интеллигенция и не только из диссидентских побуждений. " Живая вера людей была не просто и не всегда диссидентством, противостоянием безбожному государству, но всегда – жизнью Духа, интеллектуальным и художественным творчеством " , – сказал о.Всеволод, вспомнив православные общины, сложившиеся в те годы вокруг таких известных пастырей, как оо.Дмитрий Дудко, Всеволод Шпиллер, Александр Мень, митрополит Никодим (Ротов). Если об этих представителях духовенства уже многие знают, то " большая часть пласта наследия этого времени остается неизвестной " , отметил О.Всеволод. Однако в последнее время эта страница истории Церкви стала приоткрываться: на презентации вспоминали недавний фильм А.Архангельского " Жара " , вышедшие этой осенью книги о.Тихона (Шевкунова) " Несвятые святые " и Олеси Николаевой " Чудесные истории " .

http://religare.ru/2_90215.html

Винница. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь и колокольня (XIX в.) Карта и ближайшие объекты О сооружении церкви свидетельствует надпись на резном наличнике южной двери. В XIX в. подведен каменный фундамент. Деревянная, трехсрубная, трехглавая. Характерной особенностью церкви является то, что срубы мало отличаются по высоте. Вокруг церкви устроено опасание в виде аркады-галереи. С запада к памятнику примыкает невысокий прямоугольный объем с четырехколонным портиком. Все срубы восьмигранные, перекрыты барочными главами с перехватами на восьмериках с одним заломом, увенчаны декоративными луковичными главками. В интерьере бабинец отделен от центрального сруба двухъярусной аркой-вырезом простого, но выразительного рисунка. Внутреннее центральное пространство раскрывается ввысь до основания главки. Во время реставрации 1970 г. восстановлены форма и конструкции завершений, гонтовое покрытие, резьба на наличнике западной двери. В первоначальных формах отреставрирована аркада-галерея. Памятник — один из лучших образцов подольской школы народной архитектуры. Рядом находится колокольня, расположенная на юго-востоке от церкви. Деревянная, квадратная в плане, двухъярусная, с шатровым завершением. Первый ярус каменный, укреплен контрфорсами, второй — каркасный, ошалеванный. Реставрирована в 1970 г. В настоящее время здесь расположен филиал Винницкого краеведческого музея. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 10, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Николаевская церковь города Винницы является одним из самых лучших образцов подольской школы деревянной народной архитектуры. Этот старейший действующий православный храм был возведен в 1746 г. на средства Антона Постельника. Место для постройки Николаевской церкви было выбрано на левом берегу Южного Буга, в Старом городе у подножия горы, где когда-то находился старый винницкий замок. Церковь размещена на месте Николаевской церкви века, построенной киево-печерскими монахами. В советское время в здании находился краеведческий музей, а в 1970 г. в храме была проведена реставрация.

http://sobory.ru/article/?object=31873

М.Б. Данилушкин Глава 17. Русская Православная Церковь в 1958–1970 годах Конец 1950-х-начало 1960-х годов вошли в историю как трагический период последних попыток руководства СССР радикально, в кратчайшие сроки решить «религиозную проблему» в стране. Времена «оттепели» периода правления Н.С. Хрущёва обернулись для представителей различных конфессий лютым морозом. Но сильнейший удар был нанесён по Русской Православной Церкви, как самой влиятельной и многочисленной в стране. К 1958 году сравнительно ровные государственно-церковные отношения первого послевоенного десятилетия стали постепенно обостряться. Новый существенный поворот курса государственной религиозной политики в СССР был вызван целым комплексом причин. В партийных верхах всё более зрели убеждения в возможности построения в СССР в скором будущем коммунистического общества. Значительная часть советского руководства, вполне добросовестно заблуждаясь, полагала, что отрешившись от негативных черт «сталинизма», можно, наконец-то, воплотить в действительность «светлое будущее всего человечества». Считалось, что коммунистическая идеология жизнеспособна, ещё далеко не исчерпала своих возможностей и теперь, очистившись от сталинского наследия, проявит их. А раз она несомненно победит, то в каких-либо альтернативах, в том числе религиозной, ей необходимости нет. Эти иллюзии частично разделяли и довольно значительные слои населения, среди них многие представители демократически настроенной интеллигенции – так называемые «шестидесятники». Они полагали, что можно построить в СССР справедливо устроенное, социально ориентированное государство. Христианская идеология, как лишняя, ими отвергалась. Одним из необходимых условий длительных широкомасштабных религиозных гонений является безразличие к ним существенной части населения страны. И это условие в конце 1950-х – начале 1960-х гг. в СССР было. Конечно, оппозиционно настроенные «шестидесятники» шли дальше властей: они хотели построить демократический, а не «либеральный» социализм. Но в сущности они также разделяли необходимость последнего «романтического» натиска коммунистической идеологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.В. Лисовская Скачать epub pdf  Игумена Марк (Лозинский) 1957 году был принят сразу в 3-й класс Московской духовной семинарии, успешно закончив которую, был принят в 1959 году в Академию. 19 декабря 1962 года принял иноческий постриг с именем Марк. В 1963 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и оставлен в ней профессорским стипендиантом. Начал преподавать гомилетику в семинарии (с 1965 года – и в Академии). C марта 1964 года стал сотрудником (а с сентября того же года – помощником заведующего) Церковно-археологического кабинета. С 1968 года он – доцент МДА. В 1969 года возведён в сан игумена. В начале 1969 года игумен Марк сделал доклад «Великий учитель русской церкви (к 75-летию со дня кончины Феофана Затворника )». В первой половине 1970-х годов группа православных священнослужителей, среди которых были игумен Марк (Лозинский) , иеромонах Елевферий (Диденко), архимандрит Георгий (Тертышников) и протоиерей Георгий Глазунов, тайно извлекли и перевезли останки Феофана Затворника в Троице-Сергиеву лавру. Магистерскую диссертацию «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) » он защитил 12 июня 1969 года и в декабре того же года был утверждён профессором Академии. В начале 1971 года сделал доклад «Святой Николай, архиепископ Японский». Многие его статьи были опубликованы в «Журнале Московской Патриархии» (1965, 1967, 1968, 1970, 1973), в бюллетене Среднеевропейского Экзархата «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия) (1968, 1969, 1970, 1972), в журнале Патриарших приходов в США «One Church» и в «Вестнике Русского Западноевропейского Экзархата Московского Патриархата». Скончался 29 января 1973 года. В 2 «Московского журнала» за 2011 год были опубликованы мои воспоминания об архимандрите Матфее (Мормыле). В этих воспоминаниях речь шла и об игумене Марке (Лозинском)  – друге отца Матфея (к сожалению, по моей вине в статью вкралась ошибка: с отцом Марком меня познакомил не иеромонах Варнава (Кедров), а иеромонах Варнава (Улитин), скончавшийся в Троице-Сергиевой лавре в 1967 году). Здесь же я хочу подробнее рассказать об игумене Марке, каким я его знала.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Мон-рь Хандзта. Фотография. 2010 г. Прп. Григорий особенно отмечал природную предрасположенность региона К. п. для возникновения и развития здесь монашества: сбалансированность климата (отсутствие сильного зноя, холода, сырости, грязи); обилие воды и леса; защищенность горами и ущельями, что делало край недоступным для мирян; отсутствие «лугов, чтобы косить, пашен, чтобы орать, а что касается провизии, она доставляется с большим трудом на спинах ослов» - все это вынуждало братию довольствоваться малым, неустанно трудиться и «только ценою страданий и беспокойств» насаждать виноградники, сады и поля (Житие прп. Григория. Гл. 22). К. п. изначально входила в историческую Анчийскую епархию Грузинской Православной Церкви (ГПЦ): «...с тех пор, как были обстроены славные пустыни Кларджети, священники и диаконы для них получают посвящение от Анчийских епископов»; предстоятель ГПЦ «не соизволял рукоположить» епископа Анчийского (анчели) без согласия «одинаково всех пустынь и подлинной удостоверительной грамоты от каждой из них» ( Мерчуле. Житие. С. 136; Он же. 1963. С. 303-304). Иногда, в чрезвычайном случае, настоятели и насельники К. п. участвовали в низложении Анчийского архиерея. В 951 г., когда было написано Житие прп. Григория, К. п. все еще находилась в юрисдикции анчели. С кон. XII или нач. XIII в. Анчийский епископ был и архимандритом К. п., в источниках его называли «архиепископ Анчийский и архимандрит Двенадцати пустынь» ( Жордания. 1892. Т. 1. С. 293; Шарашидзе. 1954. С. 235, 264) или «анчели архимандрит» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 48; 1970. Т. 3. С. 219; Груз. док-ты. 1982. С. 82). В иммунитетной грамоте 1392 г. среди мцхетских церковных владений (т. е. владений католикоса-патриарха всей Грузии) упоминается «селение Долискана» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 178; Груз. док-ты. 1982. С. 82), не исключено, что подразумевается и одноименный мон-рь. Согласно документу нач. XVI в. «Подвластные католикосу первосвященники и паства в Самцхе-Саатабаго», граница между Анчийской и Тбетской епархиями в это время проходила по горе Дахатула между мон-рями Опиза и Хандзта (Ханцта) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245), следов., Хандзта и лежащие западнее мон-ри Мере, Мидзнадзори (Миджнадзори) и Цкаростави входили в то время в состав Тбетской епархии (Атлас. 2003. С. 55). Однако неизвестно, когда и при каких условиях часть К. п. перешла под власть Тбетского епископа.

http://pravenc.ru/text/1841253.html

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в г. Ленинграде.  Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 году. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 году. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.  По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.  После окончания средней школы в 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году.  3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха.  С 1970 г. — кандидат богословия Ленинградской духовной академии.  С 1970 по 1971 годы — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.  12 сентября 1971 года возведен в сан архимандрита.  С 1971 по 1974 годы — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.  С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1974-1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.

http://e-vestnik.ru/persons/patriarh_mos...

поиск:   разделы   рассылка Послание Святейшего Отца Бенедикта XVI к епископам всего мира для представления " MOTU PROPRIO " об использовании римской литургии, предшествовавшей реформе 1970 года, 07.07.2007 09 июля 2007 С огромным доверием и надеждой я вручаю в ваши пастырские руки текст нового Апостольского Послания " Motu Proprio data " об использовании римской литургии, предшествовавшей реформе, осуществленной в 1970 году. Этот документ является результатом долгих размышлений, множества консультаций и молитвы. Появившиеся без достаточной информации сообщения и оценки вызвали немало замешательства. Реакции на замысел, содержание которого было еще в реальности неизвестно, сильно отличались между собой, от радостного принятия до жесткой оппозиции. Этому документу большей частью противостояли два опасения, которые мне хотелось бы рассмотреть в этом письме более подробно. Во-первых, есть страх, что здесь наносится ущерб авторитету II Ватиканского Собора и что одно из его важнейших решений – о литургической реформе – ставится под сомнение. Этот страх необоснован. В связи с этим следует прежде всего сказать, что Миссал, опубликованный Павлом VI и затем дважды переизданный Иоанном Павлом II, естественно, является и остается обычной формой – ординарной формой – Евхаристической Литургии. Последнее издание Missale Romanum, предшествовавшее Собору, которое было опубликовано по указанию Иоанна XXIII в 1962 году и применявшееся во время Собора, может быть, напротив, использоваться в качестве экстраординарной формы литургического богослужения. Неправильно говорить об этих двух версиях Римского Миссала как о " двух Обрядах " . Речь идет о двух видах одного и того же Обряда. Что касается использования Миссала 1962 года в качестве экстраординарной формы Литургии Мессы, мне хотелось бы обратить внимание на факт, что этот Миссал никогда юридически не отменялся, и, следовательно, он всегда оставался разрешенным. В момент введения нового Миссала не показалось необходимым издать специальные нормы для возможного использования предыдущего Миссала.

http://religare.ru/2_44212.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010