Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЮСОВА Вера Григорьевна (род. 1917, с. Ивановское Юхновского у. Смоленской губ.), исследователь древнерус. искусства, д-р искусствоведения, реставратор монументальной и станковой живописи, общественный деятель. В 1940 г. окончила МИФЛИ им. Н. Г. Чернышевского по отд-нию искусствознания. В 1943-1944 гг. стажировалась в отделе реставрации ГТГ. В 1944 и 1946 гг. в составе бригады реставраторов работала в Новгороде над укреплением храмовых росписей. В 1945-1946 гг. от Гос. художественных научно-реставрационных мастерских им. И. Э. Грабаря (в наст. время ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря) участвовала в Петрозаводске в работах по обследованию и учету икон, вывезенных в годы Великой Отечественной войны в Финляндию и затем возвращенных в СССР; обследовала храмы Карелии с целью выявления в них древней живописи. С 1946 по 1951 г. работала в ГТГ. Совместно с художником-реставратором И. А. Барановым участвовала в раскрытии икон «Васильевского чина» работы прп. Андрея Рублёва . Во 2-й пол. 50-х гг. Б. работала над укреплением фресок в храмах Ярославля. В 1961-1963 гг. возглавляла отдел монументальной живописи Центральных научно-реставрационных мастерских (в наст. время ВПНРК), участвуя в реставрации росписей и икон храмов Новгорода, Казани, Рязани и др. Б. был накоплен обширный материал для систематизации, классификации и атрибуции произведений, выявления манеры ведущих иконописцев, опубликованный автором в ряде статей и кн. «Фрески Ярославля XVII-XVIII вв.» (М., 1969 - в соавторстве с В. И. Антоновой). Фундаментальный труд «Русская живопись XVII в.» (М., 1984), основанный на изучении памятников искусства и письменных источников, реконструирует картину развития рус. искусства этого периода в его главных направлениях. На основе изучения стиля, иконографии, а также письменных источников Б. атрибутировала произведения целого ряда мастеров XVII в. Монографии «Русская живопись XVII в.», «Гурий Никитин» (М., 1982), «Фрески Ярославля XVII-XVIII вв.», «Федор Зубов» (М., 1985) были удостоены Гос. премии РСФСР им. И. Е. Репина за 1986 г.

http://pravenc.ru/text/153525.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ (Евдокимов Евгений Владимирович; род. 1.11.1951, с. Калтасы, Башкирская АССР), архиеп. Александровский и Юрьев-Польский. Из семьи служащих. По окончании средней школы работал электриком на заводе. С 1969 г. учился в Воронежском технологическом ин-те. Во время учебы принял решение о получении духовного образования. Поскольку для поступления в ДС требовалось пройти воинскую службу, в 1971 г. оставил ин-т и был призван в Советскую Армию. В 1974-1977 гг. обучался в Московской ДС, а затем поступил в МДА. В течение неск. лет нес академическое послушание иподиакона у ректора архиеп. Владимира (Сабодана , ныне митрополит Киевский и всея Украины). 4 дек. 1980 г. в ТСЛ пострижен в монашество с именем Евстафий. 4 янв. 1981 г. рукоположен во диакона. В 1981 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Учение о благодати прп. Симеона Нового Богослова». 27 марта 1982 г. рукоположен во иерея. По окончании МДА назначен профессорским стипендиатом и преподавателем заочного отд-ния Московской ДА и ДС, нес в ТСЛ послушание помощника эконома. В 1984 г. Е. возведен в сан игумена, направлен служить в Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский мужской монастырь , затем был переведен в братию мон-ря. В 1986 г. награжден крестом с украшениями. В янв. 1988 г. направлен наместником архим. Тихоном (Емельяновым , ныне архиепископ Новосибирский) в командировку во вновь открывшийся Толгский ярославский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь в качестве строителя, эконома и духовника обители. При Е. были отреставрированы Спасский и Никольский монашеские корпуса обители (1990-1991), отреставрированы и освящены Свято-Введенский собор монастыря и ц. свт. Николая Чудотворца (1992). В мае 1991 г. Е. назначен наместником ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева мужского монастыря , переданного в ведение Ярославской епархии. При Е. мон-рю были возвращены из фонда Ростовского музея мощи свт. Димитрия Ростовского (4 июня 1991), мощи прп. Авраамия (25 дек. 1991). В нояб. 1991 г. в Иаковлевской ц. установлен иконостас из сохранившихся икон Зачатиевского собора мон-ря, также переданных из фондов Ростовского музея. 24 апр. 1994 г. Е. возведен в сан архимандрита. 25 авг. 1997 г. мон-рю была передана Ватопедская икона Божией Матери «Отрада» (или «Утешение»), с этого дня в обители ежегодно установлен праздник Сретения Ватопедской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/187462.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОГРАЧАНИЦКАЯ ЕПАРХИЯ [Серб. Новограчаничка enapxuja] (Новограчаницкий раскол), церковная структура, с 1963 по 1991 г. пребывавшая вне юрисдикции Сербской Православной Церкви (СПЦ). Название структуры связано с мон-рем Нова-Грачаница (близ г. Чикаго, США), в котором с 1984 г. находилась резиденция ее иерарха. Отделение Н. е. от СПЦ произошло после отказа еп. Американо-Канадского Дионисия (Миливоевича; см. в ст. Миливоевич Д.) подчиняться Синоду СПЦ, действовавшему, по его мнению, под давлением коммунистических властей Югославии. Прежде всего несогласие епископа вызвало решение Синода СПЦ о разделении Американо-Канадской епархии на 3 отдельные (Среднезападноамериканскую, Западноамериканскую и Восточноамериканскую) и назначение на новые кафедры кандидатур, к-рых ранее владыка Дионисий предлагал поставить его викарными епископами. 10 мая 1963 г. Архиерейский Собор СПЦ отстранил еп. Дионисия от управления епархией. В ответ с 12 по 14 нояб. 1963 г. еп. Дионисий созвал в г. Либертивилле (США) Церковно-народный епархиальный собор, в работе к-рого участвовали 27 священников и представители 44 церковноприходских общин - чуть более половины общего числа общин епархии. Собор провозгласил Американо-Канадскую епархию свободной и независимой, а также принял решение, что епархия не будет исполнять к.-л. указания Синода СПЦ до тех пор, пока у власти в Югославии находятся коммунисты. Тогда же состоялось избрание архим. Иринея (Ковачевича) викарным епископом, хиротонию которого 7 дек. 1963 г. в Либертивилле совершили 2 иерарха неканонической т. н. Украинской автокефальной Церкви в США и Канаде. Т. о. в США и Канаде возникла параллельная офиц. структурам СПЦ неканоническая иерархия, получившая название «Свободная Православная Церковь в Америке и Канаде». В 1964 г. Синод СПЦ лишил еп. Дионисия епископского сана и монашества и не признал хиротонию еп. Иринея. В 1964 г. в подчинение еп. Дионисию перешла часть серб. церковно-школьных общин, действовавших в Австралии. 31 окт. того же года, находясь в Мельбурне, он учредил епархию Австралии и Нов. Зеландии с кафедрой в мон-ре Нови-Каленич близ г. Канберра (Австралия) и поставил во главе ее в сане епископа архим. Димитрия (Балача; управлял епархией с 1966 по 1979). В 1969 г. часть серб. приходов в Европе отказалась входить в Западноевропейскую и Австралийскую епархию СПЦ (см. в ст. Западноевропейская епархия СПЦ), 22 нояб. их представители провели Собор, на котором объявили о создании «Свободной сербской православной епархии в Европе» с кафедрой в Лондоне и о своем переходе в подчинение бывш. еп. Дионисию. К 1975 г. в «Церковь» еп. Дионисия входили 4 епископа, 51 священнослужитель, 52 церковноприходские общины, 55 сестричеств, 38 церковных домов и 2 мон-ря. После смерти бывш. еп. Дионисия (1979) его преемником стал еп. Ириней (Ковачевич).

http://pravenc.ru/text/2577811.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРАМАН В рус. монашеской традиции 4-угольный плат с изображением Голгофского креста и надписью по периметру, цитирующей Гал 6. 17. П. изготовляется из ткани или кожи, вручается постригаемому при совершении чина малой схимы и носится на спине под одеждой на шнурах, прикрепленных к его 4 углам и перевязанных крестообразно на груди (шнуры пропускаются через специальные «ушки» на кресте). Символизирует принятие ига Христова и обуздание греховных страстей. Слав. «параман» (встречается также в формах «парамант», «параманд», «парамандия» и т. п.) восходит к греч. παραμντιον или παραμνδυον. Эти греч. термины фиксируются в источниках только с XII в. ( Theod. Prodrom. Τ σχδη το μυς. II 64// Papademetriou J. T. Τ σχδη το μυς: New Sources and Text//Classical Studies: Presented to B. E. Perry. Illinois, 1969. P. 221-222) и употребляются крайне редко, в основном уже в поствизант. эпоху. П. происходит, видимо, от монашеского паллия (παλλον) (см. прямое отождествление в чинах пострига в греч. Евхологиях XV-XVII вв.- см.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 935, 945), представлявшего собой наплечник или короткую мантию ( Wawryk M. Initiatio monastica in Liturgia Byzantina. R., 1968. P. поэтому в древнерус. источниках П. именуется также «малой мантией» или «малой переманаткой», см.: Макеева И. И. «Сказание о черноризском чине» Кирилла Туровского в русских Кормчих//Лингвистическое источниковедение и история русского языка, 2006-2009. М., 2010. С. 355-381). Поскольку прообразом П. из-за его внешнего вида и способа ношения считался ветхозаветный ефод , в греч. источниках он иногда называется πωμς (поэтому, возможно, именно П. под именем «оперсник» фигурирует среди облачений в новгородской берестяной грамоте 648 (датируется кон. XII - нач. XIII в., см.: Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1984-1989 гг.). М., 1993. С. 44). В зап. традиции подобный элемент облачения духовенства известен как амикт .

http://pravenc.ru/text/2578980.html

Митрополит Варсонофий выразил соболезнование в связи с кончиной протоиерея Николая Гундяева декабря 2021 " Родившись в семье священника, отец Николай воспринял от благочестивых родителей пример самоотверженного служения Церкви Христовой, которое ревностно совершал более полувека. Долгие годы почивший трудился на ниве духовного образования, преподавал и начальствовал в альма матер, делясь с будущими пастырями глубокими познаниями и богатым жизненным опытом " , - сказано в обращении. " Особое место в жизни отца Николая занимал Спасо-Преображенский собор , где он многие десятилетия был настоятелем. Его неустанными заботами в годы атеизма храм стал одним из притягательных центров духовной жизни Ленинграда. В собор стекались люди разного социального положения послушать проповеди отца Николая, исполненные глубокого смысла, богатства образов, но главное - любви к Священному Писанию и Преданию Церкви. Они были доступны всякому их слушавшему. Вдохновенные слова отца Николая многих людей обращали к вере, помогали поменять жизнь " , - отметил правящий архиерей. " Почивший был не только ревностным пастырем, ученым-богословом и блестящим проповедником. В памяти знавших его он останется глубоким и внимательным человеком, который без остатка посвятил жизнь - все дарования и силы - служению Богу и ближним, принес добрые плоды в винограднике Христовом " , - говорится в соболезновании. +++ Почетный настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Николай Гундяев отошел ко Господу после тяжелой продолжительной болезни 30 декабря на 82-м году жизни. Будущий священник родился 18 ноября 1940 года в Ленинграде в верующей семье. Отец, Михаил Гундяев (1907-1974), после войны принял священный сан, мать, Раиса Гундяева (в девичестве Кучина; 1909-1984) - преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, дед - иерей Василий Гундяев (1879-1969), младший брат - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, младшая сестра - проректор по культуре СПбДА Елена Гундяева. Был женат, сын Михаил стал священником.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Память протоиерея Николая Гундяева почтили в Санкт-Петербурге декабря 2023 " Жизненный путь отца Николая - подвиг пастырского служения, - сказал после панихиды протоиерей Николай Брындин. - Вдохновенная проповедь, воспитание будущих пастырей, милосердие к пасомым - такой была его жизнь, полностью посвященная Церкви Христовой. Его проповеди - яркие и вдохновенные - приходили послушать не только прихожане собора, но и верующие со всего города, паломники, люди, делающие первые шаги в храме. Отец Николай проповедническим словом призывал новых словесных овец ко Христу, открывая им сокровищницу веры. В непростые времена он занимался подготовкой будущих пастырей, которым предстояло совершать служение, преодолевая всевозможные препятствия. Церковь выстояла благодаря твердости и верности таких священнослужителей, каким был протоиерей Николай Гундяев, а воспитанные им священники стали залогом будущего возрождения веры в нашем Отечестве. Патрология, которую он преподавал, была важнейшим предметом в духовных школах: учение святых отцов было тем дорожным посохом, придерживаясь которого пастыри вели народ Божий ко спасению. Любовь к Богу и ближним сделали из отца Николая светлого и доброго пастыря, делателя на ниве Христовой. Настоятель, клирики и прихожане Спасо-Преображенского собора чтут память отца Николая, ежедневно вознося молитвы о нем пред Богом и уповая на его святые молитвы пред престолом Вседержителя " . В тот же день наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин с братией отслужил панихиду у могилы приснопоминаемого отца Николая на Никольском кладбище монастыря. К надгробию были возложены крест из цветов от Святейшего Патриарха Кирилла и венок из цветов от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и клириков епархии. Протоиерей Николай Гундяев - старший брат Святейшего Патриарха Кирилла. Родился 18 ноября 1940 года в Ленинграде в верующей семье. Отец, Михаил Гундяев (1907-1974), после войны принял священный сан, мать, Раиса Гундяева (в девичестве Кучина; 1909-1984) - преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, дед - иерей Василий Гундяев (1879-1969), младшая сестра - проректор по культуре СПбДА Елена Гундяева.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Протоиерей Николай Гундяев,почетный настоятель Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге, профессор, ректор Ленинградской духовной академии в 1986–1987 годах, старший брат Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 25 марта 2022 г. 15:00 Протоиерей Николай Гундяев 18.11.1940–30.12.2021 30 декабря 2021 года на 82-м году жизни после продолжительной и тяжелой болезни отошел ко Господу митрофорный протоиерей Николай Гундяев, почетный настоятель Спасо--Преображенского собора в Санкт-Петербурге, профессор, ректор Ленинградской духовной академии в 1986–1987 годах, старший брат Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. PDF-bepcuя. Вся жизнь почившего была связана с Православной Церковью. Он родился 18 ноября 1940 года в семье с глубокими духовными корнями. Отец, Михаил Гундяев (1907–1974), после войны принял священный сан; мать, Раиса Гундяева (в девичестве Кучина; 1909–1984), преподавала немецкий язык в школе, а также пела в церковном хоре; дед — иерей Василий Гундяев (1879–1969), младший брат — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сестра — проректор по культуре Санкт-Петербургской духовной академии Елена Гундяева.  Николай Гундяев был женат, сын Михаил стал священником. В таких семьях во время безбожных гонений возникали священнические династии. Советская власть, усвоившая агрессивный атеизм в качестве государственной идеологии, всю мощь репрессий обрушила прежде всего на духовенство. Священно- и церковнослужители были объявлены вне закона, члены их семей считались «лишенцами», целенаправленно уничтожались по классовому принципу как «церковники». Дед Николая, священник Василий Гундяев, в общей сложности прошел 47 тюрем и 7 ссылок, провел в заключении около тридцати лет. Первый раз в тюрьму попал потому, что стал активным участником борьбы с обновленческим расколом. Отец Николая, Михаил Гундяев, был осужден на три года исправительно-трудовых лагерей за конспекты, которые он вел, посещая богословские курсы.  Николай был старшим ребенком в семье. В годы Великой Отечественной войны он с матерью жил в блокадном Ленинграде. В 1963 году окончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1967-м — Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия, был оставлен в академии в качестве профессорского стипендиата. После окончания семинарии и духовной академии митрополитом Никодимом (Ротовым) был рукоположен во диакона и во иерея. С 1972 года — доцент, с 1975 года — профессор духовной академии. С 1977 года — протоиерей.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Протоиерей Николай Тарасов служил в Пензе с 1967 года. 26 марта. ПРАВМИР. В Пензе, на 87 году жизни преставился старейший клирик епархии, почетный настоятель Митрофановского храма протоиерей Николай Тарасов. Отпевание отца Николая, предварительно, состоится в Митрофановском храме в субботу, 29 марта, сообщает пресс-служба Пензенской епархии. Отец Николай родился в 1927 году в Чувашии в семье диакона. После Великой Отечественной войны окончил Московскую духовную семинарию. 11 сентября 1953 года митрополит Горьковский и Арзамасский Корнилий (Попов 1874-1966) рукоположил его в диакона и направил служить в Ветлугу (Нижегородская область). Иерейскую хиротонию отца Николая 31 марта 1956 года совершил архиепископ Чебоксарский и Чувашский Мануил (Лемешевский, 1884-1968) — будущий митрополит Куйбышевский и Ульяновский. В Пензу отец Николай приехал в 1967 году. В 1969-м был возведён в сан протоиерея, в 1976-м стал соборным ключарём, в 1978-м настоятелем Успенского кафедрального собора. С 1984 г. служил настоятелем Митрофановского храма Пензы (с 2012 г. — почетным настоятелем). Свои последние богослужения протоиерей Николай Тарасов совершил за три недели до смерти, в начале марта он возглавил в родном Митрофановском храме чтение Великого покаянного канона Андрея Критского. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 января, 2015 24 сентября, 2014 25 июля, 2014 16 июня, 2014 28 мая, 2014 29 апреля, 2013 17 апреля, 2013 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/prestavilsya-starejshi...

Скончался протоиерей Николай Гундяев, брат Святейшего Патриарха Кирилла 31 декабря, 2021. Новостная служба Отпевание состоится 2 января 21 декабря. ПРАВМИР. 30 декабря 2021 года, на 82-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни скончался почетный настоятель Спасо-Преображенского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Николай Гундяев, старший брат Святейшего Патриарха Московского и всей Руси Кирилла. Как сообщается на сайте Московского Патриархата , отпевание новопреставленного отца Николая состоится 2 января 2022 года. Похороны пройдут на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Николай Гундяев родился 18 ноября 1940 года в Ленинграде. Отец, Михаил Гундяев (1907-1974), после войны принял священный сан, мать, Раиса Гундяева (в девичестве Кучина; 1909-1984) — преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, дед — иерей Василий Гундяев (1879-1969), младший брат — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, младшая сестра — проректор по культуре СПбДА Елена Гундяева. Был женат, сын Михаил стал священником. В годы Великой Отечественной войны Николай с матерью жил в блокадном Ленинграде. В 1963 году окончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1967-м — Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия, был оставлен в академии в качестве профессорского стипендиата. С 1972 года — доцент, с 1975 года — профессор духовной академии. До сентября 2004 года преподавал патрологию. Был рукоположен митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) в 1966 году во диакона, в 1967-м — во пресвитера. В 1971 году удостоен сана протоиерея. С 19 июля 1972 года — секретарь Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. С 13 февраля 1973 года по 4 апреля 1977 года — заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. С 1977 года — консультант Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1976-1977 годах — заведующий аспирантурой Московской духовной академии.

http://pravmir.ru/skonchalsya-protoierej...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Евхаристия в экуменической перспективе 2195. Уайбру Х. Западная Евхаристия и православная литургия/Пер. с фр.: А. Дорман//Страницы. 1999. Т. 4. 4. С. 570–579. См. также 1887, 1960, 1961, 1963, 1964, 1984. Таинства и обряды См. также: Учение о Таинствах (сакраментология) 1474–1480). 2196. Афанасий (Сахаров) , еп. Ковровский, священноисповедник. Молитва об усопших и послушание Святой Церкви/Еп. Афанасий//ВРЗЕПЭ. 1969. 66. С. 103– 129; 1970. 69. С. 38–63; 70/71. С. 182–214; 1971. 73/74. С. 91– 111; 75/76. С. 227–239; 1972. С. 76–94; 78/79. С. 178–188; 1974. 85/88. С. 201–274; 1975. 89/90. С. 117–129; С. 203–214; 1976. 93/96. С. 159–181. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. 2197. Герд Л. А. Неизданные главы о крещении из Номоканона Мануила Малаксы//УЗ РПУ. 1998. 5. С. 129–158. 2198. Князев А. , прот. Смерть священника, как она представлена в славянском Требнике/Пер. с фр.: Т. А. Миллер//АиО. 2000. 4(26). С. 163–179; 2001. 1(27). С. 167–181. 2199. Польсков К. О., свящ. Постриг как таинство Церкви/К. О. Польсков//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 17–29. 2200. Успенский Б. А. Литургический статус царя в Русской Церкви: приобщение Св. Тайнам: (Историко-литургический этюд)//УЗ РПУ. 1996. 2. С. 130–170. 2201. Успенский Н. Д. Чин исповеди и исправление русских богослужебных книг//ВРЗЕПЭ. 1974. 85/88. С. 187–199. 2202. Фельми К. К. Поставление в степени священства в православном богословии/Пер. с нем.: Е. М. Верещагин//Страницы. 1997. Т. 2. 4. С. 524–537. См. также 409, 2003, 2407. Всенощное бдение 2203. Буйе Л. Святое Бдение/Пер.: М. С. Желтов; Ред.: П. Г. Малков//БСб. 1999. 2. С. 63–68. 2204. Клименко М. М. Особенности совершения всенощного бдения в монастырях Святой Горы Афон//БТ. 1997. Сб. 33. С. 110–137. 2205. Успенский Н. Д. Православная вечерня: (Историко-литургический очерк)//БТ. 1960. Сб. 1. С. 7–52. 2206. Успенский Н. Д. Чин Всенощного бдения (Η ΑΓΡΥΠΝΙΑ) на Православном Востоке и в Русской Церкви//БТ. 1978. Сб. 18. С. 5–117; Сб. 19. С. 3–69.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010