Лит.: Portali é E. Célestin Ier//DTC. T. 2. P. 2052-2061; Cabrol F. Célestin Ier//DACL. T. 2. Col. 2794-2802; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 175-236; Cappuyns M. J. L " origine des Capitula pseudo-célestiniens contre le semipélagianisme//RBen. 1929. T. 41. P. 156-170; Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 368-373, 381-416; Grumel V. Le Concile d " Ephèse: Le Pape et le concile//EO. 1931. Vol. 30. P. 293-313; Amann E. L " affaire de Nestorius vue de Rome//RSR. 1949. Vol. 23. N 1/2. P. 5-37; N 3/4. P. 207-244; 1950. Vol. 24. N 1/2. P. 28-52; N 3/4. 235-265; Bardy G. Célestin Ier//DHGE. T. 12. Col. 56-58; Daniele I. Celestino I//BiblSS. Vol. 3. Col. 1096-1100; Doignon J. Une compilation des textes d " Hilaire de Poitiers présentée par le pape Célestin I à un concile romain de 430//Oikouméne: Studi paleocristiani in onore del Concilio Ecumenico Vaticano II. Catania, 1964. P. 477-497; Griffe É . La Gaule chrétienne à l " époque romaine. P., 1966. Vol. 2. P. 137-230; Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1967. T. 3. P. 65-71; 1970.T. 4. P. 69-94; Picard J.-Ch. Étude sur l " emplacement des tombes des papes du IIIe au Xe siècle//Mélanges d " Archéologie et d " Histoire. P., 1969. Vol. 81. N 2. P. 736, 739, 743; Speigl J. Der Pelagianismus auf dem Konzil von Ephesus//AHC. 1969. T. 1. P. 1-14; Vogt H. J. Papst Cölestin und Nestorius//Konzil und Papst: Historische Beiträge zur Frage der höchsten Gewalt in der Kirche. Münch. etc., 1975. S. 85-101; Wermelinger O. Rom und Pelagius: Die theologische Position der römischen Bischöfe im Pelagianischen Streit. Stuttg., 1975; Pietri Ch. Roma Christiana: Recherches sur l " Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311-440). R., 1976. T. 2. P. 1026-1043, 1347-1397; Jeffery P. The Introduction of Psalmody into the Roman Mass by Pope Celestine I (422-432): Reinterpreting a Passage in the Liber Pontificalis//AfLW. 1984. Bd. 26. S. 147-165; Mathisen R. W. Ecclesiastical Factionalism and Religious Controversy in 5th-Century Gaul. Wash., 1989; Merdinger J. E. Rome and the African Church in the Time of Augustine. New Haven, 1997; Gori F. Celestino I, santo//Enciclopedia dei Papi. R., 2000. T. 1. P. 406-415; McKinnon J. W. The Advent Project: The Later 7th-Century Creation of the Roman Mass Proper. Berkeley, 2000. P. 79-81; Jasper D., Fuhrmann H. Papal Letters in the Early Middle Ages. Wash., 2001; Mombili Thumaini M.-E. L " aspect d " autonomie et de communion dans la praxis africaine des recours à Rome (IIIe-Ve siècles): Essai d " interprétation du comportement ambivalent de l " épiscopat africain. R., 2001; Wessel S. Cyril of Alexandria and the Nestorian Controversy: Making of a Saint and a Heretic. Oxf.; N. Y., 2004.

http://pravenc.ru/text/1684145.html

Немного цифр. В предварительном забеге на стометровке на Олимпиаде в Мюнхене Валерий Борзов показал результат 10,07 сек. С переходом ИААФ с 1975 года на официальную регистрацию рекордов системами автоматического хронометража с точностью до сотых этот результат стал рекордом Европы (превзойден итальянцем Пьетро Меннеа 14.09.1979), рекордом СССР (не побит!) и после развала СССР рекордом Украины, также до сих пор не побитым! Больше четырех десятков лет держатся рекорды Украины на 100 и 200 метров (10,07 секунды и 20 секунд), установленные на Играх в Мюнхене. На момент своей триумфальной Олимпиады Борзов уже был заслуженным матером спорта СССР, выиграв стометровку на чемпионате Европы в Афинах в 1969-м и две свои коронные дистанции — 100 и 200 метров — на ЧЕ-1971 в Хельсинки. После Мюнхена Борзов еще однажды выиграет ЧЕ — в Риме в 1974-м, а на следующей Олимпиаде, в Монреале-1976, станет на стометровке и в эстафете 4х100 только третьим (из-за досадно полученной травмы в предшествующем году). И снова о терроризме: накануне финала стометровки Борзова предупредили, что снайпер готов его уничтожить, даже на 20 минут была задержана программа соревнований и в проходы стадиона были введены войска. Киевский динамовец, он царил на чемпионатах СССР с 1969-го по 1977-й, и в эти же годы (с 1970-го) ежегодно побеждал на первенствах Европы в закрытых помещениях. На первом зимнем чемпионате Европы, проходившем в Вене, Борзов одержал победу в мини-спринте. После этого Валерий и его тренер были удостоены высших спортивных званий: В.В. Петровский — заслуженный тренер СССР, Борзов — заслуженный мастер спорта. Такое звание для Валерия явилось неожиданным событием, пришедшим в столь молодом возрасте. Борзов вспоминал, что любил бегать с четырех лет — со своим псом Тузиком: сначала мальчик гонялся за ним, а потом пес за Валерой. Очень быстро мальчику понравилось бегать настолько, что он принимался бежать за любой машиной, которая проезжала по улице. Постоянно падал, разбивал ноги и руки в кровь.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/22/posled...

Isbell, C. «Initial «alef-yod Interchange and Selected Biblical Passages». JNES 37 (1978): 227–236. Janzen, J. G. «What " s in a Name? »Yahweh» in Exodus 3 and the Wider Biblical Context». Intr 33 (1979): 227–239. Jensen, J. «What Happened to Moses?» CBQ 32 (1970): 404–417. Kitchen, K. A. «From the Brickfields of Egypt». ТВ 21 (1976): 137–147. . «Moses: A More Realistic View». CT12 (1968): 920–923. Kline, M. «Old Testament Origins of the Gospel Genre». WTJ 38 (1975): 1–27. Lachs, S. T. «Exodus IV, 11: evidence for an emendation». VT 2b (1976): 249–250. Magonet, J. «The Bush That Never Burnt (Narrative Techniques in Exodus 3 and 6)». 11J 16 (1975): 304–311. Martens, E. A. «Tackling Old Testament Theology». JETS 20 (1977): 123–132. McCarthy, D. J. «Exod 3:14: History, Philology and Theology». CBQ 40 (1978): 311–322. Nixon, R. «New Wine in Old Wine-skins VII. Exodus». ExpTS5 (1973): 72–75. Orlinsky, H. M. «Moses». В Essays in Biblical and Jewish Culture and Bible Translation. New York: Ktav, 1973, c. 5–38. Plaut, W. G. «The Israelites in Pharaoh " s Egypt – A Historical Reconstruction». Jud21 (1978): 40–46. Rand, H. «Figure-Vases in Ancient Egypt and Hebrew Midwives». IEJ 20 (1970): 209–212. Tigay, J. H. ««Heavy of Mouth» and »Heavy of Tongue.» On Moses» Speech Difficulty». BASOR 231 (1978): 57–64. Uphill, E. P. «Pithom and Raamses: Their Location and Significance». JNES 28 (1969): 15–39. Zimmerli, W. Old Testament Theology in Outline. Пер. David E. Green. Atlanta: John Knox, 1978, c. 17–58. 7. Казни, Пасха и исход Исход (7:1–15:21) Этот раздел Книги Исход посвящен преимущественно описанию казней, посланных Богом на Египет (7:14–11:10; 12:29–32), и исходу из Египта через Красное (или Тростниковое) море. Моисей получает от Господа в качестве подготовки эти удивительные слова: «Я поставил тебя Богом фараону» (7:1). Но Моисей и обрадоваться не успел, как Бог добавил: «Фараон не послушает вас» (7:4). Бог, которого не послушают! Казни (7–11) Назначение казней возвращает нас к словам фараона (5:2): «Я не знаю Господа». Ключевым словом здесь является слово «знать». Оно встречается в:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

De Vries, S. J. «The Time Word mahar as a Key to Tradition Development». ZA W 87 (1975): 65–79, особенно 73–77. Jobling, D. «A Structural Analysis of Numbers 11 and 12». SBL Seminar Papers, 1977, c. 171–204. . The Seme of Biblical Narrative: Three Structural Analyses in the Old Testament. JSOT Supplement Series, t. 7. Sheffield: Department of Biblical Studies, University of Sheffield, 1978. Kselman, J. S. «Notes on Numbers 12:6–8». VT26 (1976): 500–505. Neve, L. The Spirit of God in the Old Testament. Tokyo: Seibunsha, 1972. Числа (13–14) Brin, G. «The Formula " From ... and Onward/Upward» (m ... whl " h wm " lh)». JBL 99 (1980): 161–171. Coats, G. W. Rebellion in the Wilderness: The Murmuring Motif in the Wilderness Traditions of the Old Testament. Nashville: Abingdon, 1968, c. 137–156. Flanagan, J. W. «History, Religion, and Ideology, The Caleb Tradition». Horizons 3 (1976): 175–185. McEvenue, S. E. «A Source-Critical Problem in Nm 14, 26–38». Bibl 50 (1969): 453–465. . The Narrative Style of the Priestly Writer. Rome: Biblical Institute Press, 1971, c. 90–144. Ovadiah, A. «The Relief of the Spies from Carthage». IE J 24 (1974): 210–214. Sakenfeld, K. D. «The Problem of Divine Forgiveness in Numbers 14». (HQ 37 (1975): 317–330. Vaux, R. de. The Early History of Israel. Philadelphia: Westminster, 1978, c. 523–526. Числа 15 Fox, M. V. «The Sign of Covenant Circumcision in the Light of Priestly " of Etiologies». RB 81 (1974): 481–523. Robinson, G. «The Prohibition of Strange Fire in Ancient Israel. A New Look at the Case of Gathering Wood and Kindling Fire on the Sabbath». КГ28 (1978): 301–317, особенно 313–317. Toeg, A. «A Halakhic Midrash in Num XV, 22–31 ». Tarbiz 43 (1973/74): 1–20, English summary, c. 1–2. Числа (16–18) Coats, G. W. Rebellion in the Wilderness: The Murmuring Motif in the Wilderness Traditions of the Old Testament. Nashville: Abingdon, 1968, c. 156–184. Hanson, Н. Е. « Num. XVI, 30 and the Meaning of Bara». VT 22 (1972): 353–359. Milgrom, J. Studies in Levitical Terminology, I: The Encroacher and the Levite, the Term ‘Aboda. University of California Publications in Near Eastern Studies, том 14, Berkeley: University of California Press, 1970, c. 18–35.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

900 О правомерности такого понятая см.: Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. Л., 1976. 901 Verpeaux J. Nicephcre Choumncs: Honune d’Etat et humanisterpeaux J. Nicephcre Choumncs: Honune d’Etat et humaniste byzantin. Paris, 1959.yzantin. Paris, 1959. 902 Sevcenko 1. La vie intellectuelle et politique ävcenko 1. La vie intellectuelle et politique ä Byzance sous les premiers Paleologues: Etudes sur la pol&mique entre Theodore Metochite et Nicephore Choumncs. Bruxelles, 1962.yzance sous les premiers Paleologues: Etudes sur la pol&mique entre Theodore Metochite et Nicephore Choumncs.vcenko 1. La vie intellectuelle et politique ävcenko 1. La vie intellectuelle et politique ä Byzance sous les premiers Paleologues: Etudes sur la pol&mique entre Theodore Metochite et Nicephore Choumncs. Bruxelles, 1962.yzance sous les premiers Paleologues: Etudes sur la pol&mique entre Theodore Metochite et Nicephore Choumncs. Bruxelles, 1962.ruxelles, 1962. 906 Sevcenko I. La vie intellectuelle et politique avcenko I. La vie intellectuelle et politique a Byzance… P. 77–87; 87–109.yzance… P. 77–87; 87–109. 907 См.: Баткин Л. М. Итальянский гуманистический диалог XV века//Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 175–221, специально с. 194–199 (там же дальнекшая библиография). 908 Этот знкомый риторическому перелагателю житий святых – лишнее доказательство, что византийская литературная критика не останавливалась перед сакральными жанрами, лишь бы они были по определенным формальный признакам соотносимы с жанрами классической древности. Кстати говоря, если проповедь – по-гречески «гомилия» (см. выше об античной предыстории этого термина), то житие – по-гречески «биос», то есть слово, которое в античные (как и в позднейшие) времена прилагалось к обычной мирской биографии, например к биографиям Плутарха. 917 Пер. Т. А. Миллер в кн.: Памятники византийской литературы IX-XIV веков. М., 1969. С. 145–147, специально с. 147. 921 Ср. главу «Византийская „дружба“и личность писателя» в монографии Я. Н. Любарского (с. 117–124), где красноречиво описан характерный для Пселла примат приватных обязательств над какими бы то ни было общими принципами. «Личные связи и обусловленные ими услуги для Пселла значат больше, нежели строгое исполнение служебного долга» (с. 121). «Пселл и его ближайшее окружение жили в определенном нравственной климате со своими этическими нормами и категориями. Сострадание, душевная мягкость, прощение человеческих слабостей, нравственная гибкость – таков ряд этических категорий, исповедуемых писателем» (с. 123). Именно это и говорит Пселл весьма недвусмысленно в случае Итала как бы ни был не прав Итал перед риторикой, он (помимо своей правоты перед философией) прав уже одним тем, что пошел в ученики и друзья к Пселлу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

425 . Яцимирский А. И. Рукописная библиотека Паисия и его учеников//Он же. 9 .51). 555–583. 426 . Aubray М. Saint Paissius Velichkovski. Lausanne 1966. 166. 427 . Hainsworth C. D. Starets Paisy Velichkovsky (1722–1794). Doctrine of spiritual guidance. Excerpta e Dissertatione ad Lauream. Rome 1976. 428 . Hainsworth C. D. Starets Paisy Velichkovsky (1722–1794). The spiritual father’s moral and intellectual prerequisites//Carmelus. 1976. 23. 223–280. 429 . Kotel " nikov V. Paisij Velikovskij e il momento creativo nella tradizione ascetica russa//PS 9 .432). 83–90. 430 . Kobišanov J. M. Le radici famigliari di Paisij Velikovskyj//PS 9 .432). 97–114. 431 . Okara A. N. Paisij Velikovskij e Grigorij Skovoroda//PS 9 .432). 115–128. 432 . Paisij, lo Starec. Atti del III Convegno ecumenico internazionale di spiritualità russa «Paisij Velikovskij e il suo movimento spirituale», Bose 20–23 settembre 1995/A cura di Adalberto Mainardi, monaco di Bose. Bose 1997. 324. [PS]. 433 . Papoulidis C. Le starets Paissij Velitchkovskij (1722–1794)// Θεολογα. 1968. 39. 231–240. 434 . Papoulidis С. El starets Paissij Velitchkovskij (1722–1794)//Unidad cristiana – Oriente cristiano. 1969. 4. 429–435. 435 . Pelin V. La correspondance du staretz Paisie du monastère de Neamtu//RESEE 1993. 31(3–4). 397–411. 436 . Pelin V. The correspondence of abbot Paisie from Neamts (Unpublished texts)//RESEE 1994. 32(1–2). 73–81. 437 . Pelin V. I manoscritti dello «Starec» Paisij nella biblioteca del monastero di Neamt//PS 9 .432). 129–136. 438 . Pirard M. Le Starec Paisij Velikovskij (1722–1794). La tradition philologico-ascétique en Russie et en Europe Orientale//ВРЗПЭ 1973. 81–82. 35–57. 439 . Prochorov G. M. La formazione della coscienza nazionale Russa tra Medioevo e Modernita. Paisij Velikovskij e la traduzione del «Corpus areopagiticum»//PS 9 .432). 91–96. 440 . Syšikova M. A. Manoscritti paisiani nella biblioteca deli’Academia delle Scienze Russa//PS 9 .432). 137–139. 441 . Tachiaos Α.– Ε. Πασιος Βελιτσκφσκι (1722–1794) κα σκητικοφιλολογικ σχολ του. Θεσσαλονκη 1964. 150. 1984. (Publications of the Institute for Balkan Studies. 73).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

187 Из литературы по Мк 6:45–50 можно выделить, в частности: Q. Quesnell, The Mind of Mark (Rome, 1969); G. D. Fee, «Some Dissenting Notes on 7Q5= Mk. 6,52–53 ,» JBL 92 (1973) 109–112; T. Snoy, «Marc 6,48.. et il voulait les depasser,» Lvangile selon Marc, ed. M. Sabbe, (Gembloux, 1974) 347–363; H. Ritt, «Der Seewandel Jesu,» BZ 23 (1979) 71–84; J. D. М. Derrett, «Why and How Jesus Walked on the Sea,» NovT 23 (1981) 330–348 ; J. P. Heil, Jesus Walking on the Sea (Rome, 1981). 189 На основании марковского текста Ориген отмечает отсутствие Иисуса в лодке. По его мнению, это отсутствие было сознательным: Иисус хотел подчеркнуть свою уникальную власть (Толкование на Евангелие от Матфея, 11, 5, GCS Origen Vol. 10, 42). 193       Из литературы по Мк 6:53–56 можно выделить, в частности: Т. Snoy, «Les miracles dans l’évangile de Marc,» RTL 3 (1972) 449–466, 4 (1973) 58–101; W. Egger, Frohbotschaft und Lehre (1976) 134–142; ; J. T. Cummings, «The Tassel of His Cloak,» SB 1978, 2, 47–61. 195 Из литературы по Мк 7:1–23 можно выделить, в частности: N. J. McEleney, «Authenticating Criteria and Mk. 7,1–23 ,» CBQ 34 (1974) 431–460; K. Berger, Die Gesetzauslegung Jesu, Teil I: Markus und Parallelen (Neukirchen, 1972) 461сл.; H. Huebner, « Mark 7,1–23 und das Jüdischhellenistische Gesetzesverständnis,» N75 22 (1976) 319–345; J. Lambrecht, «Jesus and the Law: An Investigation of Mk. 7,1–23 ,» ETL 53 (1977) 24–82; A. J. Hultgren, Jesus and His Adversaries (1979) 115–118; D. Lührmann, «...womit er alle Speisen für rein erklärte,» Wort und Dienst (Bielefeld) 16 (1981) 71–92; Y. Ronen, « Mark 7,1–23 , Traditions of the Eiders,» Immanuel 12 (1981) 44–54. 196 См. обсуждение этого вопроса в Taylor 334, 338–339; Nineham 188–191; Schweizer 145–157; Gnilka 1, 279–280. 198 E. Trocmé пытается доказать, что у Марка есть некоторые антиинтеллектуальные тенденции и нападки на богословские идеи книжников, хотя никакой альтернативы этот автор не предлагает; см. The Formation of the Gospel according to Mark (London, 1975) 98–99. Однако основной смысл перикопы состоит в несравненной власти Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

27 Новейшее исследование о списках и редакциях Ипатьевской летописи: Клосс Б. М. Предисловие к изданию 1998 г.//ПСРЛ. М., 1998. Т. 2. С F-N. 28 Шахматов А. А. Указ. соч. С. XVIII–XXI, LXVII–LXXVII; Алешковский М.Х. Указ. соч. Зиборов В.К. О летописи Нестора. СПб., 1995. 29 Шахматов А. А. О Начальном Киевском летописном своде. Отд. отт. М., 1897; Он же . Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 197–200, 212–257; Алешковский М. X. К типологии текстов «Повести временных лет»//Источниковедение отечественной истории. М., 1976. Вып. 2. С. 122–135. 30 Гиппиус А. А. К истории сложения текста Новгородской первой летописи//НИС. Вып. 6 (16). СПб., 1997. С. 50–53. 31 Гиппиус А. А. К характеристике новгородского владычного летописания XII–XIV вв.//Великий Новгород в истории средневековой Европы. М., 1999. С. 356–360. 32 Лихачев Д. С. «Софийский временник» и новгородский политический переворот 1136 г.//ИЗ. 1948. Т. 25. С. 240–265; Гиппиус А.А. Указ. соч. С. 42–43; Шахматов А. А. О Начальном Киевском... С. 10–22; Клосс Б. М. Летопись Новгородская первая//СККДР. Вып. 1. XI – первая половина XIV вв. Ср.: Шахматов А. А. Разыскания... С. 5–9, 193, 380. 33 Шахматов А. А. Указ. соч. С. 420–460. См. также: Приселков М. Д. История... С. 31–34; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно- историческое значение. Л., 1947. С. 82–93. 34 Шахматов А. А. Указ. соч. С. 1–13, 414–420; Приселков М. Д. Указ. соч. С. 21–29; Лихачев Д. С. Там же; Насонов А. Н. История русского летописания XI-XVII вв. М., 1969. С. 34–47. 35 Насонов А. Н. Указ. соч. С. 42–45, 52–53; Алешковский М. X. Повесть временных лет. М., 1971: Зиборов В. К. Указ. соч. С. 129–156. 36 В. К. Зиборов считает, что свод 1070-х гг., использованный в Н1 мл., был составлен Нестором. См.: Зиборов В. К. Указ. соч. С. 129–156. 37 Творогов О. В. Повесть временных лет и Начальный свод: Текстологический комментарий//ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 3–26. 38 Творогов О. В. Повесть временных лет и Хронограф по великому изложению//ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 100–130; Он же . Древнерусские хронографы. Л., 1975. С. 46–73.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Mackintosh H. R. The Person of Jesus Christ. Edinburgh, 1923. 15 . McIntyre J. The Shape of Christology. London, 1966. 16 . Meyendorff J. Christ in Eastern Christian Thought. Washington, 1969. 17 . Idem. Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. N. Y., 1974. 18 . Möller C. Le chalcedonisme et le neochalcedonisme en Orient de 451 a la fin du VI siecle//A. Grillmeier und H. Bacht (ed.) Bd. I. S. 637–720. 19 . OttleyR. L. The Doctrine of the Incarnation. London, 1919. 20 . Pannenberg W. Jesus God and Man. London, 1968. 21 . Perrone L. La Chiesa di Palestina e le Controversie Cristologiche, 431–553. Brescia, 1980. 22 . Prestige G. L. God in Patristic Thought. London, 1956. 23 . Idem. Fathers and Heretics. London, 1958. 24 . Relton Η. M. A Study in Christology. London, 1917. 25 . Sellers R. V. The Council of Chalcedon. London, 1961. 26 . Stead C. Divine Substance. Oxford, 1977. 27 . Turner Η. E. W. Jesus the Christ. Oxford, 1976. Работы по Леонтию Византийскому Оригинальные тексты Patrologiae Cursus Completus, Series Graeca/Accurante J. P. Migne. Paris, 1857–1868. T. 86 (=PG 86). Daley B. Leontius of Byzantium: a Critical Edition of his Works, with Prolegomena. D. Phil. Thesis. Oxford, 1978 (=D. Phil.). Исследования 1 . Daley B. The Origenism of Leontius of Byzantium//JThS, 27/2, 1976 (=OLB). 2 . Evans D. Leontius of Byzantium: an Origenist Christology. Washington, 1970 (=LBOC). 3 . Idem. Leontius of Byzantium and Dionysius the Areopagite//Byzantine Studies, 7. Part 1. 1980 (=LBDA). 4 . Idem. Review of S. Otto. Person und Subsistenz. Die philos. Anthropologie des Leontius von Byzanz//Byzantinische Zeitschrift, 67, 1974 (=Review). 5 . De Halleux A. Review of D. Evans. LBOC//Revue d’Histoire Ecclesiastique, 66, 1977. 6 . Junglas J. P. Leontius von Byzanz. Studien zu seinen Schriften, Quellenund Anschauungen. Paderbom, 1908. 7 . Loofs F. Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche. Leipzig, 1887. 8 . Lynch J. J. Leontius of Byzantium.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1 Леонардов Д. Теория богодухновенности Библии в александрийской школе. Теория Оригена//Вера и Разум. 1907. 4. С. 446–447. 2 Simonetti M. Biblical Interpretation in the Early Church. An Historical Introduction to Patristic Exegesis. Edinburgh, 1994. P. 39. 3 См.: The Cambridge History of Bible. Vol.1. From the Beginnings to Jerome/Ed. by P. R. Ackroyd and C. F. Evans. Cambridge, 1970. P. 455. 5 См. Orig–ne. Philocalie 21–27. Sur le libre arbitre/Ed. par E. Junod//Sources 226. Paris, 1976. P. 298–310. 6 Обзор этих гомилий и попытка установления хронологии их см. Grappone A. Annotazioni sulla cronologia delle omelie di Origene//Augustinianum. Vol. XLI. 2001. P. 27–58. 8 Вообще, как подмечает М.Скабалланович, “в отношении поучения III в. важен тем, что теперь впервые записывают те гомилии, которые произносят в церкви в разъяснение читаемых отделов Священного Писания (Ориген, Ипполит). Этим положено начало той церковной литературы, которая впоследствии дала такой богатый материал для богослужебных святоотеческих чтений”. — Скабалланович М. Толковый Типикон. Ч. 1. М., 1995. С. 112. 10 См. весьма подробный экскурс об Оригене-проповеднике в предисловии к изданию: Orig–ne. Homelies sur Jurimie/Ed. par P.Nautin//Sources chrutiennes. 232. Paris, 1976. P. 100–191. 12 Согласно Оригену, “цели Священного Писания соответствует польза его исследования. Все те, которые ищут удовлетворения своих духовных потребностей, находят его в св. книгах богато. Слово Божие есть естественная пища души Священное Писание предлагает соответствующее питание различным ступеням духовной жизни Если сравнить Священное Писание в его целом с плодовым полем, то каждое отдельное слово его можно уподобить семени. Тот, кто владеет им, как земледелец, получает пользу по мере своего усердия И действительно, ни одна буква, ни одна иота в св. книгах — не бесполезна, подобно тому, как и в мире растений для ботаника никакое произрастение не лишено определенного назначения. Поэтому мы должны быть усердными исследователями в этом саду, полном чудесных, спасительных растений, должны от каждого изречения Священного Писания получать пользу”. — Леонардов Д. Указ. соч. С. 462–463. Показательно в этом плане и послание Оригена к святителю Григорию Чудотворцу, где он увещевает своего бывшего ученика быть усердным в чтении Священного Писания. Когда Писание читают с верой, правильно взыскуя сокрытый смысл священных словес, то этот смысл ( no6uq) приоткрывается и приносит читающему духовную пользу. См. Gregoire le Thaumaturge. Remerciement … Orig–ne suivi de la Lettre d’Orig–ne … Gregoire/Ed. par H. Crouzel//Sources 148. Paris, 1969. P. 192–194.

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010