Biichner К. P. Vergilius Maro, der Dichter der Romer. S. 344–352,432–440. 165 Poschl V. L " epopee romaine//Association Guillaume Bude. Actes du X " congres. Toulouse, 8–12 avril 1978. P., 1978. P. 139–156 (144–145). 166 WlosokA. Die Gottin Venus in Vergils Aeneis. Heidelberg, 1967AlbrechtM. v. Romische Poesie. Texte und Interpretationen. Heidelberg, 1977; Die Kunst der Spiegelung in Vergils Aeneis//Hermes. 93.1995, S. 5464; Einheit und Vielfalt von Vergils Lebenswerk//Gymnasium. 90.1983. S. 123–143. 167 Albrecht M. Einheit und Vielfalt… S. 126. 168 Parry A. The Two Voices of Virgil " s Aeneid//Virgil. 1966. P. 116. 169 Ibid. P. 120. 170 Ibid. P. III. 171 Williams R. D. Virgil//Greece and Rome. New Survevs in the Classics. 1967. I. P. 32. 172 Otis B. Virgil: A Study in Civilised Poetry. L„ 1963. 173 Putnam M. C. J. The Poetry of the Aeneid: Four Studies in Imaginative Unity and Design. Harvard, 1965. 174 Гаспаров Μ. Л. Указ. соч. С. 34. 175 Putnam Μ. C. J. Op. cit. P. 196. 176 BiichnerK. P. Vergilius Maro, der Dichter der Romer, S. 344–352; Wlosok Vgl. A. Vergils Didotragodie: Ein Beitrag zum Problem des Tragischen in der Aeneis//Studien zum antiken Epos/Hrsg. v. H. Gorgemanns u. E. A. Schmidt. Meisenheim a. Glan, 1976. S. 228–250. 177 Wilson J. R. Action and Emotion in Aeneis//Greece and Rome. 1969. N 16. P. 67–75. 178 Quinn К. Virgil " s Aeneid: A Critical Description. L„ 1968. 179 WlosokA. Vergil in der neueren Forschung. S. 146. 180 Выражение, употребленное в докладе американского исследователя У. С. Андерсона «Дикция и поэзия в»Энеиде»» на Международной вергилиевской конференции, которая состоялась и сентябре 1981 г. в г. Маитуе. 181 Ср. следующие рецензии: Otis В.//Classical Journal. 1968. 64. P. 371; PoschI K//Anzeiger fur die Altertumswissenschaft. 1969.22. S. 5–6; v. AlbrechtM.//Gnomon. 1970.42. S. 95. 182 Newman J. R. Augustus and the New Poetry (Collection Latomus, vol. 88). Bruhelles. Berchem, 1967. 183 См. примеч. 120. 184 Georg. IV, 563–566. 185 пастбища… сёла. 186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

636. Хвольсон Д.А. Возражение против ложного мнения, будто Иисус Христос в действительности не жил. СПб., 1911. 637. Хергозерский Ф.Н. Исагогика, или Введение в книги священного Писания Нового Завета. СПб., 1860. 638. Штокс Г. Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания. Пг., 1915. 639. Black M. An Aramaic Approach to the Gospel and Acts. Oxford, 1954. Brown R.E. New Testament Essays. New York, 1968. 641. Burkill T.A. The Formation of St.Mark’s Gospel. London, 1972. 642. Butler B.C. The Originality of St.Matthew. Cambridge, 1951. 643. Buttier M. Du Christ de l’histoire au Jésus des évangiles. Paris, 1969. 644. Davidson R., Leaney A.R.C. Biblical Criticism. London, 1972. 645. Dodd C.H. History and the Gospels. London, 1969. 646. Feuillet A. L’Évangile et les Épomres Johanniques. — RFIB, v.2, 1957. 647. Léon-Dufour X. Les Évangiles Synoptiques. — RFIB, v.2. 648. Léon-Dufour X. The Gospel and the Jesus of History. London, 1970. 649. Perrin N. What is Redaction Criticism? Philadelphia, 1970. 650. Robinson J.A.T. Redacting the New Testament. Westminster Press, 1976. 651. Robinson J.M. A New Quest of the Historical Jesus. 1959. 652. Solage B., de. Critique des évangiles et méthodes historiques. Paris, 1972. 653. Taylor V. The Formation of the Gospel Tradition. New York, 1933. 654. Trilling W. Jésus devant l’histoire. Paris, 1968. 2. Нехристианские авторы и либеральные теологи 655. Амусин И.Д. Об одной забытой публикации тартуского профессора Александра Васильева. — Труды по знаковым системам. Вып.7. Тарту, 1975. 656. Андреев А. Евангелия. — НЭС. Т.17. 657. Ван-ден-Берг Ван-Эйсинга Г.А. Первоначальная христианская литература. Пер. с франц. М., 1929. 658. Волынский А.Л. Четыре Евангелия. Пг., 1923. 659. Вреде В. Происхождение книг Нового Завета. Пер. с не. М., 1925. 660. Жебелев А.С. Евангелия канонические и апокрифические. Пг., 1919. 661. Косидовский З. Сказания евангелистов. Пер. с польск. М., 1977. 662. Кубланов М.М. Новый Завет. Поиски и находки. М., 1968.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

О. Якобсон и французский славист А. Вэйан). Из заслуживающих особого внимания гипотез отдельных исследователей следует отметить точку зрения А. С. Львова, который полагает, что весь данный раздел Жития является поздней интерполяцией, сделанной в Болгарии (Львов А. С. К истокам старославянской письменности//Slavia. – 1975. – 3; возражения на этот счет см.: Логачев К. И. К вопросу о том, кто был изобретателем первоначального славянского алфавита//Советское славяноведение. – 1976. – 4). Обзоры литературы вопроса и критический разбор различных точек зрения см.: Ильинский Г. А. Один эпизод из корсунского периода жизни Константина Философа II Slavia. – 1924–1925. – Т.З; Vaillant A. Les «lettres russes» de la vie de Constantin II Revue des Etudes slaves. – Paris, 1935. – T. 15. – P. 75–77; Gerhard D. Goten, Slaven orer Syrer in alten Cherson? II Beitrage zur Namenforschung. – 1953. – Bd. 4. – S. 78–88; Иванов T. A. Еще раз о «русских» письменах: (К 1000-летию со дня смерти Константина-Кирилла)//Советское славяноведение. – 1969. – 4; Hauptova Z. Konstantinova misijni cinnost a prameny slovanskeho pisma//Slavia. – 1969. – 4. – S. 567–571; Avenarius A. Ruske pismena v Zivote Konstantinovom: pokus о reinterpretaciu//Historicky casopis. – 1979. – 1; Титаренко К. Перебування Констянтина Философа у Криму i проблема «руських письмен»//Xpohika 2000. – Bin. 33: Крим – kpiзь mucячoлimmя. – К., 2000. – С. 277–292). Наиболее удачное объяснением, не требующее изменений текста, могла бы дать гипотеза о знакомстве Константина с письмом древних «русов» – жителей Поднепровья IX в. Упоминание о псалтыре и евангелии «роуськыми письмены писано» присутствует во всех 23 дошедших до нас списках «Паннонского жития», за исключением двух, в которых употреблено выражение «роушскымь письменем». Однако не имеется каких-либо следов существования такой «системы древнерусского письма» или упоминаний о ней в других источниках. Старославянский алфавит как унифицированная фонетическизнаковая система не мог появиться на Руси в условиях племенной изоляции и незрелого уровня этнического самосознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

272.  Сергеев В. Очерки по истории древнего Рима. Ч. 1-2. М., 1938, 829 с. 273.  Смирин В. Диктатура Суллы. М., 1955, 454 с. 274.  Соколов Г. Искусство древнего Рима. М., 1971. 275.  Утченко С. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения республики. М., 1952, 300 с. 276.  Его же. Кризис и падение римской республики. М., 1965, 288 с. 277.  Его же. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969, 324 с. 278.  Его же. Юлий Цезарь. М., 1976, 365 с. 279.  Его же. Политические учения древнего Рима. М., 1977, 256 с. 280.  Ферреро Г. Величие и падение Рима. Пер. с франц. т. I-V. М., 1915, 1917, 1920, 1924. 281.  Фридлендер Л. Картины из бытовой истории Рима. — Общая история европейской культуры. Пер. с нем. т. IV. СПб., 1814, 628 с. 282.  Хвостов В. История римского права. М., 1919, 478 с. 283.  Штаерман Е. Кризис античной культуры. М., 1975, 183 с. 284.  Энман А. Легенда о римских царях. Ее происхождение и развитие. СПб., 1895, 376 с. 285.  Юнг Б. Италия и всемирное господство Рима. — В кн.: История человечества. Под ред. Г. Гельмольта. Пер. с нем. т. IV. СПб., 1903, с. 331-481. 286.  Albertini Е. L " Empire Remain. Paris, 1929. 287.  Bloch R. The Origins of Rome. London, 1960. 288. The Cambridge Ancient History. V. XIII-X, 1930, 1932, 1934. 289.  Gardhausen V. Augustus und seine Zeit. Bd I-II. Leipzig, 1891-1896. 290.  Grenier F. Le genie Remain dans la Religion, la pensee et 1 " art. Paris, 1925. 291.  Heurgon J. Rome et la Mediterranee occidentale jusqu " aux guerres puniques. Paris. 1969. 292.  Holmes T.R. The Architect of the Roman Empire. V. I-II. Oxford, 1928-1931. 293.  Peruzzi Е. Origini di Roma. V. I-II. Firenza, Bologna, 1970-1973.   3. Эллинистическо-римская религия Источники 294.  Августин. О Граде Божием. — В кн.: Творения бл. Августина еп. Иппонийского. Киев, 1906, ч. 3-6. 295.  Аполлодор. Мифологическая библиотека. Пер. с греч. Л., 1972, 214 с. 296.  Апулей. Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии. — Метаморфозы в XI книгах. Пер. М. Кузмина и С. Маркиша. М., 1959, 435с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В 1947 г. вновь освятили синагогу в Тронхейме, сильно пострадавшую во время оккупации. В мае того же года в Н. переехали ок. 400 «перемещенных лиц» из разных лагерей Европы (большинство из них впосл. уехали в Израиль и Сев. Америку). Во 2-й пол. 40-х - 50-х гг. XX в. в Н. прибывали евреи из Польши (после погрома 1945 г.) и Венгрии (после восстания 1956 г.). С 50-х гг. XX в. норвеж. евреи начали эмигрировать в Израиль. В послевоенное время возрожденные иудейские общины в Осло и Тронхейме были немногочисленны, в будние дни они едва собирали миньян для богослужений. К сер. 70-х гг. XX в. треть евреев состояли в браках с неевреями. В 1976 г. евреев в Н. насчитывалось ок. 1 тыс., в 1981 г.- ок. 1,3 тыс., из них большинство (ок. 850 чел.) проживали в Осло. В 1980 г. в столичную общину в качестве постоянного раввина прибыл Микаэль Мельхиор (род. 1954), священнослужитель в 7-м поколении, сын Бента и внук Маркуса Мельхиоров, верховных раввинов Дании в 1969-1996 и 1947-1969 гг. соответственно. С деятельностью Микаэля Мельхиора связано укрепление иудейских общин в Н., количество евреев, посещавших службы, существенно возросло. В 1986 г. он переехал в Израиль, где вел активную политическую жизнь, одновременно сохраняя титул раввина в евр. общине в Осло. В 1999 г. он стал Верховным раввином Н. В 1997 г. был открыт Еврейский музей в Тронхейме, в 2005 г.- в Осло, в здании бывш. синагоги. В нач. XXI в. в Н. проживали ок. 1,2 тыс. евреев, однако не все они принадлежали к иудейским религ. общинам. Усилились проявления антисемитизма со стороны как норвеж. ультраправых, так и приезжих мусульман. В то же время акция «Кольцо мира», организованная мусульм. молодежью Н. у синагоги в Осло в февр. 2015 г. (после теракта в Большой синагоге Копенгагена), продемонстрировала стремление к взаимопониманию и мирному сосуществованию разных религ. общин. Ислам Распространение ислама в Н. связано с рабочей миграцией из традиционно мусульм. стран (Пакистан, Марокко, Турция, территория бывш. Югославии) в период норвеж.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Лит.: Rosenstein J. Kritische Untersuchungen über das Verchältnis zwischen Olympiodor, Zosimus und Sozomenus//FzDG. 1862. Bd. 1. S. 165-204; H ö fler C., von. Kritische Bemerkungen über den Zosimus und den Grad seiner Glaubwürdichkeit//SAWW. Philos.-hist. Kl. 1879. Bd. 95. S. 521-565; Piristi H. Prodigien, Wunder und Orakel beim Historiker Zosimus. Brixen, 1893; Leidig J. Quaestiones Zosimeae. Ansbach, 1900; Graebner F. Eine Zosimosquelle//BZ. 1905. Bd. 14. S. 87-159; Silomon H. Untersuchungen zur Quellengeschichte der Kaiser Aurelian bis Constantius//Hermes. B., 1914. Bd. 49. S. 538-580; Condurachi E. Les idées politiques de Zosime//Revista classic. Bucur., 1941/1942. Vol. 13/14. P. 115-127; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P. etc., 1949. T. 1. P. 193, 521; Colonna M. E. Gli storici bizantini dal IV al XV secolo. Napoli, 1956. Vol. 1: Storici profani. P. 142-144; Розенталь Н. Н. Религиозно-полит. идеология Зосима//Древний мир: Сб. ст. в честь акад. В. В. Струве/Под ред. Н. В. Пигулевской. М., 1962. С. 611-617; Paschoud F. Roma aeterna: Études sur le patriotisme romain dans l " Occident latin à l " épogue des grandes invasions. R., 1967; idem. Zosime II 29 et la version païenne de la conversion de Constantin//Historia. Wiesbaden, 1971. Bd. 20. S. 334-353; idem. Cinq études sur Zosime. P., 1975; Kaegi W. E. Zosimus and the Climax of Pagan Historical Apologetics// Idem. Byzantium and the Decline of Rome. Princeton, 1968; Cameron A. D. E. The Date of Zosimus " New History//Philologus. B., 1969. Bd. 113. S. 106-110; Ridley R. T. Eunapius and Zosimus//Helikon. R., 1969/1970. Vol. 9/10. P. 574-592; idem. The Fourth and Fifth Century Civil and Military Hierarchy in Zosimus//Byz. 1970. Vol. 40. P. 91-104; idem. Zosimus the Historian//BZ. 1972. Bd. 65. S. 277-302; Scavone D. C. Zosimus and his Historical Models//GRBS. 1970. Vol. 11. N 1. P. 57-67; Goffart W. Zosimus, the First Historian of Rome " s Fall//AHR. 1971. Vol. 76. P. 412-441; Cracco Ruggini L. Zosimo, ossia il rovesciamento delle «Storie Ecclesiastiche»//Augustinianum. 1976. Vol. 16. P. 23-36; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 285-291; Козлов А. С. Некоторые аспекты «проблемы варваров» в «Новой истории» Зосима//АДСВ. 1977. Вып. 14. С. 52-59; он же. Социальные симпатии и антипатии Зосима//Там же. 1978. Вып. 15. С. 23-42; Удальцова З. В. Развитие исторической мысли//Культура Византии. М., 1984. Т. 1. С. 145-148; Baldwin B. Zosimos//ODB. Vol. 3. P. 2231; Lendle O. Einführung in die griechische Geschichtsschreibung: Von Hekataios bis Zosimos. Darmstadt, 1992. S. 259-261; Смирнова О. В. Евнапий и Зосим в Excerpta de sententiis и Excerpta de legationibus Константина Багрянородного//ВВ. 2005. Т. 64(89). С. 61-76.

http://pravenc.ru/text/200005.html

Город X в. до Р. Х. имел стены казематной конструкции, 6-камерные каменные ворота, строившиеся, видимо, по единому плану во всех центрах страны (Ашдод, Гезер, Лахиш, Мегиддо), и сложную систему снабжения водой, прорезавшую всю толщу телля (общая глубина 40 м, шахта площадью 13 ´ 16 м, со спиральным спуском, по к-рому могли двигаться даже вьючные животные). В период царя Ахава площадь города увеличилась вдвое. Новые монолитные стены отделили цитадель правителя с дворцом и офиц. зданиями. Большую площадь занимали общественные хранилища. По-видимому, такой размах строительства связан с размещением в городе центра царской продовольственной администрации, что подтверждают надписи на остраконах и сосудах. В случае необходимости его запасами можно было не только поддержать армию и чиновников, но и накормить население страны. Как многослойный и обладающий хорошей хронологией объект, дающий возможность осторожно соотносить материалы с повествованиями ВЗ, Телль-эль-Кедах стал классическим памятником библейской археологии. С 1990 г. в А. работает израильско-испан. экспедиция под рук. А. Бен-Тора, к-рый во многом обогатил и пересмотрел выводы Ядина, особенно в части, касающейся разрушения А. эпохи бронзового века (ок. 1550 вместо 1230-1220). Лит.: Yadin Y. Excavations at Hazor//BiblArch. 1956. Vol. 19. P. 2-11; idem. Further Light on Biblical Hazor: Results of the 2nd Season, 1956//Ibid. 1957. Vol. 20. P. 34-47; idem. The 3d Season of Excavations at Hazor//Ibid. 1958. Vol. 21. P. 30-47; idem. The 4th Season of Excavations at Hazor//Ibid. 1959. Vol. 22. P. 2-20; idem. Excavations at Hazor, 1968-1969: Preliminary Communiqué//Ibid. 1969. Vol. 29. P. 1-19; idem. Hazor//EAEHL. 1976. Vol. 2. P. 474-495; Malamat A. Hazor «The Head of All Those Kingdoms»//JBL. 1960. Vol. 79. P. 12-19; Gray J. Hazor//VT. 1966. T. 16. 26-52; Aharoni Y. New Aspects of the Israelite Occupation in the North//Near Eastern Archaeology in the 20th Century/Ed. J. A. Sanders. Garden City, 1970. P. 254-267; Fritz V. Das Ende der spätbronzezeitlichen Stadt Hazor Stratum XIII und die Biblische Überlieferung im Joshua 11 und Richter 4//Ugarit-Forschungen. 1973. Bd. 5. S. 123-139; Ben-Tor A. Tel Hazor, 1992//IEJ. 1992. Vol. 42. P. 254-260; Rabinovich A., Silberman N. A. The Burning of Hazor//Archaeology. 1998. Vol. 51/3. P. 50-55; Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000; Kim H. C. P. Hazor//Eerdmans Dictionary of the Bible. Camb., 2000. P. 560-563.

http://pravenc.ru/text/76664.html

Был инициатором современного возрождения интереса к внешней миссии Православия (с 1958 г.). В 1958–1961 гг. был генеральным секретарем Исполнительного комитета организации «Синдесмос» по внешней миссии, с 1961 г. – председателем основанного им межправославного миссионерского центра «Πορευθντες». В 1963–1969 гг. – член международного Комитета миссионерских исследований ВСЦ, в 1969–1971 гг. – секретарь комиссии ВСЦ «Миссионерские исследования и связи с Православными Церквами», в 1984–1991 гг. – координатор-председатель Комитета всемирной миссии и евангелизации и Ассамблеи всемирной миссии и евангелизации (Сан-Антонио, 1989). Член Германского миссионерского общества и Международного общества миссионерских исследований. В 1971–1976 гг. – директор организованного им Центра миссионерских исследований при Афинском университете Межправославного Афинского центра Элладской Православной Церкви (1971–1975 гг.). Как генеральный директор «Апостольской диаконии» продвигал различные богословские, образовательные и издательские программы Церкви; в частности, развивал Сектор внешней миссии с оказанием поддержки миссионерам Африки, Кореи и Индии и организацией «Недели внешней миссии». В Восточную Африку прибыл в мае 1964 г. на следующий день после иерейской хиротонии. По причине заражения тяжелой формой малярии вернулся в Европу. Неоднократно посещал Африку (1967, 1968, 1974, 1978). В 1981–1990 гг. занимал в качестве местоблюстителя Иринупольскую митрополичью кафедру (Восточная Африка: Кения, Уганда, Танзания) для организации и развития православной миссии. На месте создал Патриаршую школу «Архиепископ Кипрский Макарий III», которой и управлял в то же десятилетие. Совершил хиротонии 62 клириков-африканцев и 42 хиротесии чтецов-катехизаторов из 8 африканских племен. Одновременно продвигал переводы Божественной литургии на 4 африканских языка; имел попечение об укреплении 150 приходов и общин, о возведении десятков храмов; выстроил 7 миссионерских станций; имел попечение о создании школ и медицинских пунктов.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Л. История Византии. (Историография). Л., 1975. Кучма В. В. Византийские военные трактаты VI-X вв. как исторический источник//ВВ. 1979. Т. 40. Кучма В. В. Военно-экономические проблемы византийской истории по «Тактике Льва»//АДСВ. 1973. Т. 9. Кучма В. В. К вопросу о сущности византийской военной организации в период Мапцикерта//XVe Congres intern, d» etudes byzantines. Resumes des communications. Athenes, 1976. Кучма В. В. Командный состав и рядовые стратиоты в фемном войске Византии конца IX-X в.//ВО. М., 1971. Кучма В. В. «Тактика Льва» как исторический источник//ВВ. 1972. Т. 33. Липшиц Е. Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Л., 1981. Липшиц Е. Э. О путях формирования феодальной собственности и феодальной зависимости в Византии//ВВ. 1958. Т. 13. Липшиц Е. Э. Продажа класм и протимисис//АДСВ. 1973. Т. 10. Литаврин Г. Г. Болгария и Византия в XI-XII вв. М., 1960. Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство в X-XI вв.: Проблема истории одного столетия. 976–1081. М., 1977. Литаврин Г. Г. Еще раз о симпафиях и класмах налоговых уставов X-XI вв.//Byzantinobulgarica. 1978. Т. 6. Литаврин Г. Г. Относительные размеры и состав имущества провинциальной византийской аристократии во второй половине XI в. (По материалам завещаний)//ВО. М., 1971. Литаврин Г. Г. Проблема государственной собственности в Византии X-XI вв.//ВВ. 1975. Т. 35. Литаврин Г. Г. Семейные отношения и семейное право в византийской деревне в XI в. (По данным практика 1073 г.)//DOP. 1990. Vol. 44. Литаврин Г. Г. Три письма Михаила Пселла Катакалону Кекавмену//RESEE. 1969. T.VII.3. Медведев И.П. Очерки византийской дипломатики. (Частноправовой акт). Л., 1988. Осипова К. А. Аллилеигий в Византии в X в.//ВВ. 1960. Т. 17. Осипова К. А. Система класм в Византии в X-XI вв.//ВО. М., 1961. Острогорский Г. Византийские писцовые книги//BS. 1948. Т. 8 (2). Острогорский Г. К истории иммунитета в Византии//ВВ. 1958. Т. 13. Острогорский Г. О византийском феодализму//Собрана дела. Т. I. Београд, 1969.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

. «The Cultic S " GAGA and Its Influence in Psalms and Job». JQR 58 (1967): 115–125. . «The Priestly Doctrine of Repentance». RB 82 (1975): 186–205. . «Sacrifices and Offerings, ОТ». В IDBSuppl, c. 763–771. . «Sin-Offering or Purification-Offering?» VT2 (1971): 239–241. . «Two Kinds of Hattát». VT26 (1976): 333–337. ÓConnell, K. G. «Sacrifice in the Old Testament». BT41 (1969): 2862–2867. Perdue, L. G. Wisdom and Cult. A Critical Analysis of the Views of the Cult in the Wisdom Literature of Israel and the Ancient Near East. SBL Dissertation Series. Missoula, MT: Scholars Press for the Society of Biblical Literature, 1977. Rad, G. von. Old Testament Theology. Пер. D. M. G. Stalker. 2 vols. New York: Harper and Row, 1962, т. 1, c. 250–262. Rainey, A. «The Order of Sacrifices in Old Testament Ritual Texts». Bibl 51 (1970): 485–498. . «Sacrifice». В EncJud 14 (1971): 599–607. . «Sacrifice and Offerings». В ZPEB, 5, c. 194–211. Ringgren, H. Sacrifice in the Bible. New York: Association Press, 1963. Rowley, H. H. Worship in Ancient Israel: Its Form and Meaning. London: S. P. С. K., 1976. Snaith, N. H. «Sin-offering or gilt-offering?» VT 15 (1965): 73–80. . «The Sprinkling of Blood». ExpTIA (1970) 23–24. . «Wave offering». ExpTIA (1963): 127. Vaux, R. de. Ancient Israel, том 2, Religious Institutions. New York: McGraw-Hill, 1965, c. 415–456. . Studies in Old Testament Sacrifice. Cardiff: University of Wales Press, 1964. Zimmerli, W. Old Testament Theology in Outline. Пер. David E. Green. Atlanta: John Knox, 1977, c. 148–155. 12. Посвящение в сан священника Левит (8–10) Я уже высказывал мысль, что отрывок 6:8–7:38 является не только дополнением к информации, указанной в 1:1–6:7, но и указаниями священникам относительно их обязанностей во время обряда жертвоприношения. Но что дает священнику право выполнять его священнические обязанности? Посвящение священников (8) Средством является освящение, включающее сначала помазание (8:10–13), затем принесение жертв, в частности жертвы за грех, жертвы всесожжения и мирной, или, иначе, жертвы посвящения, в таком порядке (8:14–35). Указания относительно этой церемонии введения в сан можно найти в Книге Исход (гл. 29). Церемония описана в 8-й главе Книги Левит.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010