1311 Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 1 с. 276. и Рерих Е. И. Письма. Т.2. 1934. М., 2000, с. 365. В тексте самой Агни Йоги все же мягче: «После учеников Оригена начала ложная вера духовенства расти» (Листы сада Мории. Зов. 1922, 29 мая). 1315 «Подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею... И я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» ( Откр. 17:1–5 ). 1318 Pall-Mall Gazette, 26 apr. 1884. Цит: К. Кудрявцев «Что такое теософия и Теософическое общество» – СПб., 1914, с. 25. В «Окружном послании Собора архиереев Русской Православной Церкви Заграницей ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии сущим от 28 августа 1932» текст приведен неточно – вместо «индуизм» стоит «индивидуализм» (Русская Православная Церковь Заграницей. 1918–1968. Т. 1. Под ред. гр. А. А. Соллогубъ. – Нью-Йорк, 1968, стлб. 262). 1322 Это нисколько не мешает В. Бондаренко в газете «Завтра» (1994, представлять Николая Рериха как «светлого русского гения» и солидаризироваться с теми оценками семейного наследия Рерихов, которые высказываются в публикуемой рядом заметке В. Я. Лакшина, бывшего председателя Советского Фонда Рерихов. Из статьи последнего читатели узнают, что «есть люди, которые, не разобравшись в сложном духовном наследии Рерихов, напрасно считают, что вера в чудеса Востока потеснила у Рерихов уважение к традиционным ценностям христианской европейской культуры». Правильно: не потеснила. Просто растоптала. 1323 Приведем полностью этот параграф: «Человечество загрязло в пережитках, в старом мышлении, вне осознания утвержденного Бытия. Так дух смещающихся народов тлеет на уходящих энергиях, как ханжество, суеверие. Основа этого тления – церковь , которая сеет ужасы, непозволительна! Государство, которое действует мерами предательства, не может существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Святитель Григорий Богослов. Слово 27:3—4. Собрание творений в 2 т. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994, т. 1, с. 386. 17 Пер. с англ. по изд.: «Human values in Medicine». Delivered to the Bristol Medico-Chirurgical Society on 8th May 1974. Bristol Medico-Chirurgical Journal. 1974. Vol. 91 (I/II). 1-я публ. (с небольшими сокращениями): Врач. 1995, 18 «Nous avons tous assez de force pour supporter les maux d’autruis». Ларошфуко Ф. де. Максимы. Пер. Э. Линецкой. М.: Худ. лит., 1974, с. 35. 19 Ср.: Солженицын А. И. «Архипелаг ГУЛАГ». М.: Инком НВ, 1991, ч. 1, гл. 4, с. 110. 20 Мунте А. «Легенда о Сан-Микеле». М.: Худ. лит., 1968. 21 Беседа с руководителем религиозной программы Русской службы Би-би-си «Воскресение» протоиереем Сергием Гаккелем 30 июля — 10 декабря 1994 г. 1-я публ. (под назв. «О медицинской этике», с небольшими сокращениями): Независимый психиатрический журнал. 1995, 22 Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте (Быт 9:4). В библейском словоупотреблении  (нéфеш — дыхание, душа) означает жизнь: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт 2:7). Причина запрета на вкушение крови не выяснена. Одна из возможных гипотез состоит в том, что соблюдение этого запрета давало возможность реинкарнации или бесконечного продления жизни убитых и съеденных животных, если их кровь ритуальным образом излилась на землю (такое объяснение существует в Каббале и у некоторых ее современных толкователей: см.: Рабби А. Штейнзальц «Вавилонский Талмуд. Антология Аггады». М.—Иерусалим, 2001, т. 1, с. 162—171; см. также: Тантлевский И. Р. «Введение в Пятикнижие». М.: РГГУ, 2000, с. 245—251, 355—360): Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею (Лев 17:13). 23 На Архиерейском соборе, проходившем 13—16 августа 2000 г., был принят документ под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в котором, в частности, были обсуждены вопросы медицинской этики. См.: «Церковь и мир. Основы социальной концепции РПЦ». М.: Даниловский благовестник, 2000, nn. XI—XII. 24

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Лурье–1970 Лурье Я. С. Переводная беллетристика XIV–XV вв./Истоки русской беллетристики. Л., 1970. Львов–1968 Львов А. С. Чешско-моравская лексика в памятниках древнерусской письменности/Славянское языкознание. VI Международной съезд славистов (Прага, август, 1968). М., 1968. Мазуров–1999 Мазуров А. Б. Книжная культура средневековой Коломны/Московские епархиальные ведомости. 7 – 8. 1999. Макарий–1888 Макарий (Булгаков). Учебник по догматическому богословию. М., 1888. Макарий–1994 Макарий (Булгаков). История русской церкви. Кн. I-VII. М., 1994–1996. Максим Грек. Творения. Ч. 3. Свято Троицкая-Сергиева Лавра, 1911. Максим Исповедник–1994 Максимович–1992 Максимович К. А. Птица Феникс в древнерусской литературе (к интерпретации образа)/Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 5. М., 1992. Масленникова–1955 Масленникова Н. Н. Присоединение Пскова к Русскому централизованному государству. Л., 1955. Машкин–1948 Машкин Н. А. История древнего Рима. М., 1948. Месхина-Цинцадзе–1958 Месхина Ш. А., Цинцадзе Я. З. Из истории русско-грузинских взаимоотношений X–XVIII вв. Тбилиси, 1958. Мещерский–1958 Мещерский Н. А. История Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.-Л., 1958. Мещерский–1964 Мещерский Н.А. К истории текста славянской Книги Еноха/Византийский временник. Т. 24. М., 1964. Мещерский–1965 Мещерский Н. А. К вопросу об источниках славянской Книги Еноха/Краткие сообщения Института народов Азии и Африки. 86. Семитология. М., 1965. Мещерский–1976 Мещерский Н. А. Апокрифы в древней славяно-русской письменности. Ветхозаветные апокрифы/Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 2. Ч. III. М., 1976. Мещерский–1978 Мещерский Н. А. Источники и состав древней славяно-русской переводной письменности IX–XV веков. Л., 1978. Мещерский–1995а Мещерский Н. А. К вопросу об изучении переводной письменности Киевского периода/Мещерский Н. А. Избранные статьи. СПб., 1995. Мещерский–1995б Мещерский Н. А. К вопросу о византийско-славянских литературных связях/Мещерский Н. А. Избранные статьи. СПб., 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

231. Green 1993:366. 232. Перевод приводится по изданию: Плутарх. О том, что не следует делать долгов/пер. Г.П. Чистякова//Вестник древней истории. 1979. 233. Kosambi 1966; Sharma 1968; Misra 1976; Altekar 1977:109–138. 234. Артхашастра 2.12.27. (Перевод приводится по изданию: Артхашастра, или Искусство политики. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1959. С. 90.) Интересный сравнительный комментарий см. в: Schaps 2006:18. 235. Thapar 2002:34; Dikshitar 1948. 236. Так пишет Косамби: Kosambi 1966: 152–157. 237. Lewis 1990. 238. Wilbur 1943; Yates 2002. 239. Hadot 1995, 2002. 240. О земледельцах см.: Graham 1979, 1994: 67-110. 241. Wei-Ming 1986; Graham 1989; Schwartz 1986. 242. Чжаньго Це («Стратегии Сражающихся царств») 7.175. 243. Анналы Люй Бувея, 8/5.4. 244. Дискуссию по ключевым терминам см. в: Ames (1994): ши ли (личный интерес), ши (стратегическое преимущество) и ли минь (общественная выгода). 245. Книга Шан Яна Duyvendak 1928: 246. Nag & Dikshitar 1927:15. 247. Фукидид 5.85-113 (ср. 3.36–49). 248. Мо Ди 6:7В, в: Hansen 2000:137. 249. Перевод приводится по изданию: Марк Аврелий Антонин. Размышления/пер. А.К. Гаврилова. (Серия «Литературные памятники».) Л.: Наука, 1985. 250. Leenhardt 1979:164. 251. Seaford 2004:136-46; see Picard 1975; Wallace 1987; Harris 2008a: 10. 252. Seaford 2004:138–139. 253. Обзор см. в: R. S. Sharma 1965; Капе 1968 III: 411–461; Chatterjee 1971. 254. Fleet 1888:260–262, в переводе, приведенном в: Schopen 1994:532–533. 255. Калхана «Раджатарангини» 7.1091–1098; см. Basham 1948; Riepe 1961:44n49. 256. Ману-смрити 8.5.257. 257. Ману-смрити 8.5.270–272. 258. R. S. Sharma 1958, 1987; Chauhan2003. 259. Яджнавалкья-смрити 2.37, Ману-смрити 8.143, Вишну-смрити 5.6.2, см. Kane 1968 III: 421. 260. Dumont(1966). 261. Согласно Дену: Deng(1999). 262. Huang 1999:231. 263. Huang там же; ср. Zhuoyun & Dull 1980: 22–24. О его комплексных денежных реформах: Peng 1994:111–114. 264. Braudel 1979; Wallerstein 1991, 2001. 265. Здесь я следую прежде всего работе Бой Бин Вона (Boy Bin Wong 1997, 2002; также Mielants 2001, 2007).

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Lewis C. S. Priestesses in the Church? URL: http://www.episcopalnet.org/TRACTS/priestesses .html (дата обращения: 12.10.2022). См.: World Council of Churches. Concerning the Ordination of Women. Geneva, 1964. См.: Field-Bibb J. Women Towards Priesthood: Ministerial Politics and Feminist Praxis. Cambridge, 1991. P. 294. См.: Women and Holy Orders. The Report of a Commission Appointed by the Archbishops of Canterbury and York. L., 1966. P. 10-11. См.: Ibid. P. 30–31. См. также: Aldridge A. In the Absence of the Minister: Structures of Subordination in the Role of Deaconess in the Church of England//Sociology. 1987. Vol. 21. No. 3. P. 377–392. См.: Women and Holy Orders… P. 32–37. См.: The Anglican Ordinal Annotated and Arranged for Use at Ordinations, Combined or Single/J. Blomfi eld. L., 1897. P. 82. См.: Leggett R. G. Unity in Diversity: Anglican Ordination Rites 1970 to 1989. Notre Dame, 1993. P. 5. См.: Deacons in the Ministry of the Church… P. 16. См.: The Lambeth Conference 1968 — Resolution and Reports. L., 1968. P. 104–106. См.: The Lambeth Conference 1968 — Resolution and Reports. P. 38–39. См.: Ibid. P. 39–40. См.: Journal of the General Convention of the Protestant Episcopal Church in the United States of America otherwise known as The Episcopal Church Held in Houston, Texas from Oct 11 to 22, 1970. Austin, 2017. P. 249, 270. См.: Women in Ministry: A Study. Report of the Working Party set up jointly by the Ministry Committee of the Advisory Council for the Church’s Ministry and the Council for Women’s Ministry in the Church. L., 1968. P. 59. См.: Robbins K. England, Ireland, Scotland, Wales: The Christian Church 1900–2000. N. Y., 2008. P. 386. См.: Young F. Inferior Office? A History of Deacons in the Church of England. Cambridge, 2015. P. 96. Первая хиротония женщины в сан пресвитера в Церкви Англии состоялась в 1994 г., первое рукоположение женщины в епископский сан — в 2015 г. См.: New Report Recommends Abolition of Diaconate//Church Times. 1974. May 31. P. 1, 20.

http://bogoslov.ru/article/6194190

– Пер. 11 Ср. статью автора: Die geschichtliche Entwicklung der orthodoxen Kirchen im Sudosten und Osten Europas//W . Nyssen u. a. (Hg). Handbuch der Ostkirchenkunde. BdI. Dusseldorf, 1984. S. 133–208, особ. 163–165 (с библиографией). 12 Baumann F. L. (Hg). Die altesten Urkunden von Allerheiligen in Schaffhausen, Rheingau und Muri (­Quellen zur schweizerischen Geschichte III). Basel, 1883. S. 146–150. 13 Delaville le Roulx J. Trois chartres du XIIe si-cle concernant l’Ordre de S. Jean de de l’Orient Latin I. Paris, 1883. P. 409–415, особ. Р. 413–415. 14 Plank P. Sabas von Kaisareia. Ein Beitrag zur Geschichte der melkitischen orthodoxen Patriarchate von Jerusalem und von Alexandrien zur Komnenen-Zeit//Ostkirchliche Studien 43 (1994). S. 23–40. Приводимые и интерпретируемые в статье документы – еще один вклад в список Патриархов Александрийских, составленный александрийским архидиаконом Дионисием в 1845 г. по неизвестным источникам для русского востоковеда архимандрита Порфирия (Успенского) : “73.: Савва в год Спасителя 1100. Правил как патриарх 22 года”. – Александрийская Патриархия. Сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской Патриархии. Т. I/Составлен архим. Порфирием (Успенским) . Издание Императорской Академии Наук под ред. Хр. М. Лопарева. СПб., 1898. С. 7. 15 Tsougarakis D. The Life of Leontios, Patriarch of Jerusalem. Text, Translation, Commentary. Leiden u.a. 1993. P. 44–52; ср. Там же. Р. 168 и сл. 16 Plank P. Ioannes IX. von Jerusalem (1156/57-vor 1166), Patriarch im Exil//Kohlbacher M.-Lesinski M. (Hg). Horizonte der Christenheit (­Festschrift F. Heyer). Erlangen, 1994. S. 176–191. 18 Plank P. Patriarch Simeon II. von Jerusalem und der erste Kreuzzug. Eine quellenkritische Untersuchung//Ostkirchliche Studien 43 (1994). S. 275–327. 19 Janin R. Chypre. Dictionnaire d " histoire et de (­DHGE) XII (1953). P. 791–820, особенно Р. 797–801. 24 Bohmer H. Kirche und Staat in England und in der Normandie im 11. und 12 Jahrhundert. Leipzig, 1899 (перепечатано Aalen 1968). 25 Norwich J. J. Die Wikinger im Mittelmeer. Das Sudreich der Normannen 1016–1130. Wiesbaden, 1968. Читать далее Источник: Планк, Петр. Православные христиане Святой Земли во времена крестовых походов (1099-1187): Ретроспективный обзор к 900-летию взятия Иерусалима. Перевод М. Журинской//Альфа и Омега, 2000, 4 (26) - М., 2000. С. 180-191. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

587       Bibliografia parafii prawosawnych na Biaostocczyznie: Cz chronoogiczna. Biaystok, 1985; Wstepna bibliografia chrzescijanstwa wschodniego: Druki polskojezyczne okresu wspylczesnego. Biaystok, 1994; Sosna G. Bibliografia: Wiadomosci Metropolii Prawosawnej w Polsce, 1947–1948//Cerkownyj Vestnik. 1954–1994; Wiadomosci Polskiego Autokefalicznego Koscioa Prawosawnego, 1971–1994. Ryboly, 1995. 588       Bibliografia românésca veche 1508–1830. 3 t., 8 pt. Bucureti, 1903–1936 [repr: 4 t. Nendeln (Liechtenstein), 1968–1969]. 589       Драшкови Ч. Бuблuorpaфuja православне Teoлoruje у Jyrocлabuju, 1945–1962//Православна мисл. Београд, 1962. Т. 5. Св. 1.2; Jeдah век периодичне штампе Српске Православне Цркве, 1868–1970. Београд, Шарчеви Ж. Теолошки погледи: Бuблuorpaфuja, 1968–1993. Београд, 1994; Он же. Хришански живот (1922–1927): Бuблuorpaфuja. Београд, 590       См., например: Правдомирова Д. Библиографското отразяване на литературата за Иисус Христос в България//Духовна култура. София, 2001. Год 81. Кн. 2. 591       Thesaurus librorum catholicae: Handbuch d. ges. Literatur d. Katholicismus u. zunächst d. kath. Theologie; mit sehr vielen biogr. u. lit. Notizen... 2 Bde. Würzburg, 1848–1850; Bibliographia Catholica Americana: A List of Works Written by Catholic Authors, and Published in the United States/J.M. Finotti. N. Y., 1971 (repr.); Kirche und Theologie im 19. Jahrhundert: Referate und Berichte des Arbeitskreises Katholische Theologie/Hrsg. von G. Schwaiger. Gött., 1975; Bibliographische Nachschlagewerke zur Theologie und ihren Grenzgebieten: syst. geord. Auswahl/G. Schwinge. München, 1975; Seleccin bibliografia teologica latinoamericana/G. Kerber. [Montevideo], 1992; Literatura teologica latinoamericana, 1968/1992: Catálogos/A. Bentué (ed.). Barcelona, 1993; English Catholic Books, 1641–1700: A Bibliography/[By] Th.H. Clancy. Chicago, 1974; Aldershot, 1996; English Catholic Books, 1701–1800: A Bibliography/Comp. by F. Blom... [et al.]. Aldershot, 1996, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

198–199) и венецианской (Venet.-Marc. 404) стоит: Μανσουρ. Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. II. S. 183. Д. Моравчик принял конъектуру И. Мордтманна: вместо Μασουρ следует читать Μασουτ. Mordtmann J. Иевег das muerkische Fuersmengeschlechm der Karasi in Mysien//Sitzungsberichte der koenigl. preussischen Akademie der Wissenschaften, 1911. В., 1911. Bd. I. S. 4. В PLP (N 17233. S. 145). Μανσουρ передано как Μασουτης. Исследователи предполагают, что «Масур» Пахимера соответствует султану Мас’уду II, правившему в 1285–1297 гг.; 1303–1304/5 гг. (имеются в виду те годы правления, когда ему была подчинена вся сельджукская Малая Азия, а не какая-то ее часть). Cahen Cl. Pre-Ottoman Turkey. I.., 1968. Р. 295–301; Idem. Questions d " histoire de la province de Kastamonu au XIII siecle//Cahen Cl. Turcobyzantina et Oriens Christianus. L., 1974. N X. P. 155; FaillerA. Les emirs turcs i la conquete de Anatolie au debut du 14-е siecle//REB. 1994. Т. 52. Р. 69–112; Beike K. Paphlagonien und Honorias/TIB. 1996. Bd. 9. S. 98–99. О Мас’уде см.: Сейфеддини М.А. Монеты Ильханов XIV века. Баку, 1968. С. 75–76; Spuler В. Die Mongolen in Iran: Politik, Verwaltung und Kultur der Ilchanenzeit, 1220–1350. В., 1968. S. 84. Э. Захариаду использует именно чтение «Мансур», предполагая, что Пахимер упоминает неизвестного по другим источникам сына султана Кей-Кавуса II. Zachariadou EA. Pachymeres on the ‘Amourioi’ of Kastamonu//Zachariadou EA. Romania and the Turks (c. 1300–1500). L., 1985. N II. P. 65–67. 144 Pachym I. P. 300–313. Имеются в виду следующие события: султан Изз ад-Дин Кей-Кавус II в 1260 г. был вынужден бежать в Никею, спасаясь от монголов. Его надежды на помощь Михаила VIII Палеолога не оправдались, и в 1264 г. султан поднял восстание. С помощью Берке (1257–1266), хана Золотой Орды, Изз ад-Дин был освобожден из фракийской крепости Энос и поселился в Солхате, который был предоставлен ему золотоордынским ханом. Помимо примечаний А. Файе (и указанной там литературы), см. также: Kerimuddin Mahmud Aksarayi.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Член синодальной комиссии по догматическим и каноническим вопросам. 447 Родился в 1946 году. Получил высшие экономическое и медицинское образование. В 1971 году пострижен в монашество. Диаконское и священническое посвящение принял в 1972 году. Во епископа Ахайского рукоположен в 1979 году в «каллистовской» юрисдикции. Помимо непосредственного возглавления Ахайской митрополии, с 1985 года является временно управляющим епархией Ионийских Островов и Западной Греции, совмещая своё служение с должностью Экзарха «флоринитского» синода церкви ИПХ в Западной и Центральной Европе. В 1998–2001 годы являлся председателем синодального экономического комитета. В настоящее время является генеральным секретарём «флоринитского» синода и членом синодальной комиссии по догматическим и каноническим вопросам. 448 Родился в 1966 году. Обучался в Ризарийской Церковной Школе и Афинском Церковном Лицее, по окончании которого принял монашество. В 1985 году рукоположен во иеродиакона, в 1987 году во иеромонаха. В 1990 году назначен протосингелом Пирейской митрополии, а в 1999 году избран правящим архиереем данной епархии. К 2008 году являлся Генеральным секретарём синодальной комиссии по информации и членом юридического комитета. 449 Родился в 1968 году. Окончил технический лицей, Ризарийскую Церковную Школу и богословский факультет Афинского Университета. Монашество и диаконское посвящение принял в 1987 году. Во иеромонаха рукоположен в 1989 году, во епископа в 1999 году. 450 Родился в 1970 году. Окончил техникум, Ризарийскую Церковную Школу и богословский факультет Афинского Университета. Монашество и диаконское посвящение принял в 1989 году. Рукоположен во иеромонаха в 1994 году. В 1999 году хиротонисан во епископа Христианупольского. С октября 2003 года является местоблюстителем митрополии Восточной Македонии и Фракии. 451 Родился в 1968 года. Монашество принял в 1986 году. Диаконскос и иерейское посвящение принял в 1994 году. Во епископа рукоположен в 1999 году. 452 Родился в 1936 году. Монашество, диаконское и иерейское посвящение принял в 1978 году в афонском монастыре Эсфигмен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

780 О монархианстве см. Болотов. 1994. Т. 2. С. 305–320; Bethune-Baker. 1903. P. 96; Evans. 1948. P. 6–18; Harnack. 1961. Vol. 3. P. 13–14. 783 См. Болотов. 1994. Т. 2. С. 311; Bethune-Baker. 1903. P. 97; 103; Harnack. 1961. Vol. 3. P. 52. 784 См. Adv. Prax. 2; 3; 4; 8; 11; 12; см. также Kelly. 1968. P. 113; Prestige. 1969. P. 93; Морескини. 2011. С. 234. 787 Adv. Prax. 2; ср. Adv. Prax. 13: duos quidem definimus, Patrem et Filium, et jam tres cum Spiritu sancto, secundum rationem oeconomiae, quae facit numerum. Adv. Prax. 3: unitas, ex semetipsa derivans trinitatem, non destruatur ab illa sed administretur. Все цитаты из сочинений Тертуллиана и остальных латинских апологетов мы приводим в нашем собственном переводе. 788 См. Braun. 1977. P. 163; Kelly. 1968. P. 110–111; Prestige. 1969. P. 99–100; 105; Spanneut. 1957. P. 308. Ср. Tatian. Orat. ad Graec. 5.1. Еще одно значение понятия οκονομα в тринитарном учении Тертуллиана – это «устройство/состояние Божественного Ума» (divini sensus dispositio), соответствующее Премудрости (Sophia, Adv. Prax. 6; подробнее см. ниже). Помимо этого и указанного в тексте чисто тринитарного употребления данного понятия, в теологии Тертуллиана оно нередко имеет более широкий характер и означает различные проявления воли Божией по отношению к миру и человеку, особенно в процессе спасения людей (икономия в традиционном церковном смысле), которое изначально осуществлялось по воле Бога Отца, всегда остававшегося Богом сокрытым (см. Adv. Prax. 4; 11; 13; 23), через явление Сына (Adv. Prax. 16) и вдохновение Параклета, «Толкователя икономии» (oikonomiae interpretator, Adv. Prax. 30). См. Braun. 1977. P. 164–165. Возможно, понятие «таинство домостроительства» (sacramentum oikonomiae, μυστ ριον οκονομας), необходимо предполагающее различие Лиц Отца, Сына и Св. Духа и известное христианам из церковного оглашения, могло служить хорошим основанием для опровержения монархианского учения, что мы и видим на примере Тертуллиана и Ипполита. Но впоследствии, когда совершился переход от «икономического тринитаризма» к «тринитаризму имманентному», оно оказалось неприемлемым и было отброшено (см. Braun. 1977. P. 161; 165–167).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010