808 Здесь, безусловно, мы имеем параллель с филоновским ученим о содержании Логоса как первоначальном идеальном плане мира, содержащем в себе идеи всех вещей. См. Wolfson. 1956. Vol. 1. P. 265–266. 809 Nativitas («рождение», «рождество») – это еще один термин для описания образа происхождения Сына от Отца. Кроме термина nativitas для обозначения рождения Сына Тертуллиан использует подобный ему термин – generatio («рождение», Adv. Prax. 5), который впоследствии в латинской тринитарной теологии стал традиционным обозначением Божественного рождения Сына. Следует отметить, что термин nativitas у Тертуллиана гораздо чаще применяется к земному рождению Сына Божия. Об этих терминах см. Braun. 1977. P. 291–293. 810 Употребленное здесь слово conditus («созданный») происходит из Септуагинты ( Притч 8:22 ), где еврейский глагол hn " q» («приобретать», «стяжать») в отношении Премудрости Божией переведен греческим глаголом κτζειν («созидать», «творить»), которому в древнем латинском переводе и соответствует глагол condere («созидать», «творить»). Интересно, что уже в конце IV века Иероним перевел еврейский глагол более точным латинским глаголом possedere («владеть», «обладать»). В данном случае глагол condere у Тертуллиана употреблен в более широком смысле и означает «образовывать», «учреждать», «устраивать» (см. Braun. 1977. P. 292). Кроме того, Тертуллиан дополняет глагол condere другими глаголами: generare («рождать») и nasci («рождаться»), разделяя таким образом две уже известные нам стадии в бытии Сына Божия: conditus (ratio, sophia) – generatus (sermo). Ср. Adv. Herm. 18: sophia Dei nata et condita. 811 Adv. Prax. 6–7. Ср. Adv. Prax. 12. То же различение двух моментов в бытии Сына (Премудрость и Слово произнесенное) см. Adv. Herm. 45. 812 Adv. Herm. 3; см. также Wolfson. 1956. Vol. 1. P. 195; Spanneut. 1957. P. 313; Cantalamessa. 1962. P. 23; Kelly. 1968. P. 112. 814 См. Stier. 1899. S. 65–103; D’Alès. 1905. Р. 88–96; Orbe. 1958a. P. 706–746; 1958b. P. 351–362. 819 См., например, Болотов. 1994. Т. 2. С. 304–305; Tixeront. 1930. Vol. 1. P. 394; Verhoeven. 1948. S. 160–61; Wolfson. 1956. Vol. 1. P. 195; 299; Kelly. 1968. P. 111.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

266 «Большинство членов всех православных юрисдикций не мыслят миссионерски. Большая часть членов Церкви сегодня все еще считают Православие своей собственностью, верой для самих себя, частью своего культурного наследия и в таком виде представляют его другим людям, в первую очередь для того, чтобы получить признание и уважение со стороны американского общества» (Thomas Hopko. The Orthodox Church in America//Bria I, ed. Martyria/Mission, p. 146). 268 Наилучшим образом начинания Православной Церкви Африки описаны в Welbourn F. В. East African Rebels: А Study of Some Independent Churches, p. 77–110. См. также: Wentink D. E. The Orthodox Church in East Africa, p. 33–43 и Norman A. Horner. An East African Orthodox Church, p. 221–233. Очень важным наблюдением о том, с чего все начиналось, является Nectarios Hatzimichalis. L’Églisè Orthodoxe grecque et le messianisme en Afrique, p. 85–95. Сведения о Православной Церкви Африки содержатся также в Zoe Brotherhood, eds. A Sign of God: Orthodoxy 1964, p. 377–395 и в: Bria I., ed. Martyria/Mission, p. 165–168. О связях с Америкой, прерванных впоследствии, см.: Theodore Natsoulas. Patriarch McGuire and the Spread of the African Orthodox Church to Africa//Journal of Religion in Africa 12, 2 (1981), p. 81–104. 269 См.: Bühlmann W. The Coming of the Third Church (Maryknoll, N. Y.: Orbis Books, 1977), p. 10. К сожалению, это не самый лучший источник, так как данные Бюльмана не всегда точны. 270 См.: David В. Barret. Who’s Who of African Independent Church Leaders, p. 23–24. О движении Независимой Церкви см.: Victor E. W. Hayward, ed. African Independent Church Movements (London: Edinburgh House Press, 1963) и Barret D. B. Schism and Renewal in Africa: An Analysis of Six Thousand Contemporary Religious Movements (London: Oxford University Press, 1968). 271 См.: The New Patriarch of Alexandria and All Africa//Porefthendes 10, nos. 38–39 (1968), p. 24. 275 См.: Barret D. B. Who’s Who of African Independent Church Leaders, p. 33. См. также: Wentink D. E. The Reaction of the Once Independent African Church to the Foreign Greek Orthodox Mission It Invited//Theory and Practice in Church Life and Growth. Ed. D. B. Barrett (Nairobi: Workshop in Religious Research, 1968).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

превод на разказа за «чудото» на св. Георги с визант. воин Георги, пленник у българите//ИИБЛ. 1962. Кн. 13. С. 143-155; Преславските надписи//Език и лит-ра. София, 1963. Год. 18. Кн. 4. С. 86-94; L " original du code du patriarcat d " Ochride//Bsl. 1964. Т. 25. P. 270-278; Архивистика и палеография//Изв. на държавните архиви. София, 1968. Год. 15. С. 13-25; L " oeuvre littéraire des disciples des saints Cyrille et Methode en Bulgarie//Κυρλλ κα Μεθοδ τμος ρτιος. Thessal., 1968. T . 2. S . 267-287; Около житието на Кирил Философ//Старобългарска лит-ра. София, 1971. Кн. 1. С. 53-64; Византийско-славянски лит.-ист. и текстол. проблеми//Cyrillomethodianum. Thessal., 1972/1973. Vol. 2. P. 141-153; Кодов Х. Н., Петров С. В. Старобългарски музикални паметници. София, 1973; Кодов Х., Райков Б. Принципи и методи на описване на слав. ръкописи с оглед на съставяне на каталог на бълг. ръкописи от Х до XVIII в.//Изв. НБКМ. 1976. Т. 14(20). С. 55-82; Кодов Х., Райков Б., Христова Б. Славянски ръкописи в Елена//Там же. 1981. Т. 16(22). С. 247-281. Лит.: Кодов Х. Н.//Речник на бълг. лит-ра. София, 1977. Т. 2. С. 229-230; Райков Б. Разностранен изследовател на старата бълг. книжнина//Старобългарска лит-ра. 1978. Кн. 4. С. 117-119; он же. Х. Кодов//Там же. 1982. Кн. 11/12. С. 3-7; он же. Кодов Х. Н.//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 362-364; Събев Т. Учредяване, цел и задачи на Църковноисторическия и архивен ин-т//Изв. на ЦИАИ БП и ЦИАМ. София, 1978. Т. 1. С. 9-18; Милтенова А. Х. Н. Кодов//Palaeobulgarica. 1982. Кн. 6. С. 89-90; Буюклиев И. Х. Кодов (1901-1982)//Съпоставително езикознание. София, 1983. 1. С. 125-127; Чолов П. Български историци: Биогр.-библиогр. справ. София, 19992. С. 148-149; Христова Б. Х. Кодов//Българска книга: Енцикл. София, 2004. С. 247-248; Маринов Б. Подчертано голям наш учен: Езиковедът и лит. историк Х. Н. Кодов (1901-1982)//Църк. вестник. София, 2007. Бр. 108. С. 3. Д. Чешмеджиев Рубрики: Ключевые слова: АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России

http://pravenc.ru/text/1841644.html

764 См. H. Muller, Der Anteil der Laien an der Bischofswahl, Amsterdam 1977, с. 242; P. Kramer, Bischofswahl heute-im Bistum Trier, в: TThZ 89 (1980), сс. 243_247, здесь с. 243. 765 См. A. Carrasco Rouco, Le primat de l " evkque de Rome. Etude sur la coherence ecclesiologique et canonique du primat de jurisdiction, Freiburg 1990, сс. 211_220. 766 Таков вывод, который делается в комментарии к библейскому повествованию о призвании апостола Матфея ( Деян 1 , 15_26) J. Ratzinger, Zur Gemeinschaft gerufen. Kirche heute verstehen, Freiburg i. Br. 1991, с. 39. 767 Подробный анализ всех этих многообразных процедур см. в: L. Gerosa, Die Bischofsbestellung in okumenischer und kichenrechtlicher Sicht, в: Catholica 46 (1992), сс. 70_86. 768 В некоторых куриях роль модератора давно передана генеральному секретарю, см. AAS 69 (1977), сс. 5_18. 769 Об общем статуте деканов см. J. Diaz, Vicario foraneo, в: NDDC, сс. 1121_1128; более подробное рассмотрение органов диоцезальной курии см. в: H. Muller, Die Diozesankurie, в: HdbKathKR, сс. 364_376. 770 См. LG 28,2; SC 42,2; AA 10,2 и комментарий в: L. Gerosa, Diritto ecclesiale e pastorale, op. cit., сс. 114_115. 771 См. K. Rahner, Friedliche Erwagungen uber das Pfarrprinzip, в: Schriften zur Theologie, Vol. II, Zurich -Einsiedeln-Koln 1968, сс. 299_337. 772 Анализ социологической эволюции территориального прихода см. в: N. Greinacher, Sociologia della parrocchia, в: AA.VV., La Chiesa locale, Diocesi e parrocchia sotto inchiesta, Brescia 1973, сс. 133_166. особенно сс. 133_139. 774 Такая интерпретация соответствует не только семантической эволюции термина «parokia», но также историческому развитию этого каноническо го института. См. Longhitano, La parrocchia fra storia, teologia e diritto, в: AA.VV., La parrocchia e le sue strutture, Bologna 1987, сс. 5_27. 775 Такое суждение подтверждается как уже отмеченными неточностями законодателя (см. выше, прим. 18), так и внимательным рассмотрением названных норм. См. P. Kramer, Kirchenrecht II, op. cit., сс. 130_147, и O. Stoffel, в: MK, кан. 431/4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Л.: Лениздат, 1986. С. 44. Блинов Н.М. Контрпропаганда и молодёжь. Л.: Лениздат, 1986. С. 48. Лисовский В.Т. Что значит быть современным? М.: Политиздат, 1980. С. 197. Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965-2002). М.: Гардарики, 2002. С. 44. Титма М.Х. Социально-профессиональная ориентация молодёжи в развитом социалистическом обществе//Социально-профессиональная ориентация молодёжи в условиях развитого социалистического общества в СССР. Таллин. 1977. С. 20. Титма М.Х. Социально-профессиональная ориентация молодёжи в развитом социалистическом обществе//Социально-профессиональная ориентация молодёжи в условиях развитого социалистического общества в СССР. Таллин. 1977. С. 24. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. Пара беллум. М.: АСТ: Астрель, 2012. С. 191. См.: Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. Пара беллум. М.: АСТ: Астрель, 2012. С. 190-191. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. Пара беллум. М.: АСТ: Астрель, 2012. С. 247. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. Пара беллум. М.: АСТ: Астрель, 2012. С. 194. См.: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 376. См., например: Блинов Н.М. Контрпропаганда и молодёжь. Л.: Лениздат, 1986; Култыгин В.П. Молодёжь как объект идеологических и пропагандистских манипуляций современного империализма. М.: ЦК ВЛКСМ, 1983; Лисовский В.Т. Что значит быть современным? М.: Политиздат, 1980; Прозоров Б.Л. Идеологическая диверсия против советской молодёжи. Л.: Лениздат, 1986. См.: Колеман Д. Комитет 300. Москва : Витязь, 2011. С. 66-99. Ильинский И.М. Образование в целях оглупления//Знание. Понимание. Умение. 1. 2010. С. 27. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М., 1980. С. 61. См., например: Кон И.С. Буржуазное общество и молодежь//Новое время. 1968. Кон И.С. Студенческие волнения и теория конфликта поколений//США: Экономика. Политика. Идеология. 1971. Кон И.С. Студенчество на Западе как социальная группа//Вопросы философии, 1971. 9; Розенталь Э.М. Парадоксы протеста.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/02/...

Соч.: В 2 т. М., 1979-1980; Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1977-19782; Декарт Р. Правила для руководства ума//Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 77-153; Гассенди П. Парадоксальные упражнения против аристотеликов, в которых потрясаются основы перипатетического учения и диалектики в целом...// Он же. Соч.: В 2 т. М., 1968. Т. 2. С. 5-396; Лейбниц Г. В. Предисловие к изданию сочинения Мария Низолия...// Он же. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 3. С. 54-96; Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963-1966; он же. Критика чистого разума/Пер. с нем.: Н. О. Лосский. СПб., 1907; Гегель Г. В. Феноменология духа/Пер. с нем.: Г. Г. Шпет// Он же. Соч.: В 14 т. М., 1959. Т. 4. Ч. 1; он же. Наука логики: В 3 т./Пер. с нем.: Б. Г. Столпнер. М., 1970-1972; он же. Энциклопедия философских наук/Пер. с нем.: Б. Г. Столпнер. М., 1975-1977. Т. 1-3; Schleiermacher F. Vorlesungen über die Dialektik// Idem. Kritische Gesamtausgabe. B.; N. Y., 2002. Bd. 10. Tl. 1-2. Abt. 2: Vorlesungen; Kierkegaard S. Philosophische Brosamen und Unwissenschaftliche Nachschrift. Münch., 1976; Фейербах Л. Основные положения философии будущего// Он же. Избр. соч.: В 2 т. М., 1955. Т. 1. С. 134-204; Ницше Ф. ПСС. М., 2005. Т. 12/Пер. с нем.: В. М. Бакусев; Jaspers K. Philosophie. B.; Hdlb.; N. Y., 19734. Bd. 1-3; Sartre J. P. Critique de la raison dialectique. P., 1960. Vol. 1; Adorno T. Negative Dialektik. Fr./M., 1966; Бубер М. Два образа веры. М., 1995; Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург, 1997; Барт К. Послание к Римлянам/Пер. с нем.: В. Хулапа. М., 2005; в русской философии: Мордовцев Д. Семь «свободных искусств» в освещении «Азбуковника Полного» 2-й пол. XVII в.//Хрестоматия по истории педагогики/Сост.: Н. А. Желваков. М., 19382. Т. 4. Ч. 1. С. 48–54; «Привилегии Московской Академии» (1682)//Там же. С. 72–77; Феофан (Прокопович), архиеп. Духовный регламент//Там же. Ч. 2. С. 101–109 (по изд. 1776); Н. И. Новиков и его современники: Избр. соч. М., 1961; Феофилакт (Лопатинский), [архиеп.] Диалектика// Он же. Избр. произв.

http://pravenc.ru/text/171919.html

В 1862 г. «В. с.» был выдан под расписку олонецкому губ. А. А. Философову, к-рый приезжал на Лексу, и передан им сопровождавшему его в этой поездке секретарю Российского имп. археологического об-ва Д. В. Поленову «для рассмотрения». От Поленова, оперативно сообщившего о «В. с.» первую научную информацию, рукопись поступила в 1878 г. в б-ку Московского публичного и Румянцевского музеев. В 1977 г. памятник был полностью издан наборным способом с греч. параллелями. Изд.: Памятники древней письменности и искусства. СПб., 1880. Вып. 2 (7). С. 33-51 [житие свт. Нифонта]; Выголексинский сборник/Изд. подгот. В. Ф. Дубровина, Р. В. Бахтурина, В. С. Голышенко/Под ред. С. И. Коткова. М., 1977. Лит.: Поленов Д. В. Житие св. Нифонта Константиноградского по рукописи XII-XIII вв.//ИОРЯС. СПб., 1861-1863. Т. 10: В 4 вып. Стб. 374-378; Барсов Е. В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской б-ке. СПб., 1874. С. 16-17; Соболевский А. И. Особенности рус. переводов домонг. периода//Тр. IX Археол. съезда в Вильне в 1893 г. М., 1897. Т. 2. С. 59-69; он же. Мат-лы и исследования в области слав. филологии и археологии. СПб., 1910. (Сб. ОРЯС; Т. 88, 3). С. 166, 172-173; Судник Т. М. Палеогр. и фонетический анализ Выголексинского сб. XII-XIII вв.//Уч. зап. Ин-та славяноведения. М., 1963. Т. 27. С. 173-205; Тихомиров Н. Б. Каталог рус. и слав. пергаменных рукописей XI-XIII вв., хранящихся в ОР ГБЛ. Ч. 2//Записки Отдела рукописей. М., 1965. Вып. 27. С. 103, 105, 136-142; Ч. 3//Там же. М., 1968. Вып. 30. С. 111-112; Ч. 4//Там же. М., 1972. Вып. 33. С. 214 (с предшествующей библиогр.); СКСРК, XI-XIII вв. С. 146-147, 119 [с библиогр.]; Запаско Я. П. Украïнська рукописна книга. Льbib, 1995. С. 38-39, 203-206. Кат. 23. (Пам " ятки книжкового мистецтва) [с библиогр.]; Гальченко М. Г. Книжная культура. Книгописание. Надписи на иконах Др. Руси: Избр. работы. М.; СПб., 2001. С. 62-68, 70; Юхименко Е. М. Рукописно-книжное собрание Выго-Лексинского общежительства//ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 450, 485.

http://pravenc.ru/text/161057.html

486 Adamantius. Notiziario del Gruppo Italiano di ricerca su «Origene e la tradizione alessandrina». В 2001 г. был опубликован седьмой том издания. В рамках деятельности этой исследовательской группы под редакцией А. Моначи в Риме в 2000 г. под не совсем удачным названием Origene, был опубликован словарь лексики Оригена . Стоит также отметить, что с 1973 г. каждые четыре года, всякий раз в различных местах, проводится международная конференция по Оригену , результаты которой публикуются под названиями: Origeniana, Origeniana secunda, Origeniana tertia и т.д. Первая конференция была проведена в Монсеррате в Испании; в Италии прошли вторая – в Бари в 1977 г. и последняя – в Пизе в августе 2001 г. 488 См.: Brown P. Augustine of Hippo, a Biography. London, 1967. Это лучшая из написанных биографий Августина, вписанная в социальный и культурный контекст своего времени: здесь показана эволюция мысли и моменты разрывов с языческой культурой. В работе Mayer С. Р Die Zeichen in der geistigen Entwicklung in der Theologie des jungen Au-gustins. Wiirzburg, 1969, II Teil: Die antimanichaische Epoche. Wiirzburg, 1974, где рассмотрена теория символа, разработанная Августином в сочинениях De magistro и De doctrina Christiana. Pepin J. Ex platonicorum persona. Etudes sur les lectures philosophques de saint Augustin. Amsterdam, 1977 представляет собой сборник статей, фундаментальный для реконструкции миланского философского контекста, в рамках которого у Августина вызрело решение к обращению. Lettieri G. II senso della storia in Agostino d " Ippona. Il saeculum e la gloria nel «De civitate Dei». Roma, 1968: понятие civitas интерпретируется на основании понятия unitas, общего для двух градов, но основанного на совершенно разных условиях, для которого земной град бессознательно и в искаженном виде подражает Богу. Flatsch К. Logik des Schreckens. Augustins von Hippo. De diversis quaestionibus ad Simplicianum 1, 2. Mainz, 1990: перевод Ad Simpl. 1, 2, снабженный пространным вступлением, которое своей провокационностью вызвало широкие споры и резкие обвинения. Учение Августина о всемогущей и незаслуженной благодати здесь обвиняется в рационализме; ему вменяется ответственность за заблуждения и пороки. О богословии благодати Августина см. также современное исследование: Lettieri G. L " altro Agostino. Brescia, 2001. Среди многих сборников докладов конференций, посвященных Августину, ограничусь упоминанием Сборника международного конгресса о св. Августине по случаю 1600-летия обращения святого (проходил в Риме с 15 по 20 сентября 1986 г. при институте Августинианум), опубликованного в трех томах в 1987 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Пророк одрях и стал слепой. О, дай мне руку охладелую — Идти единою тропой. Пойдем, пойдем, царевна сонная, К веселой вере и одной, Где светит радость испоконная Неопалимой Купиной. Не клонь главы на грудь могутную И не пугайся вещим сном. О, будь мне матерью напутною В моем паденье роковом. Здесь уже отворачивающаяся от Бога Россия уподобляется колдунье, но именно Поэт зовет её к исконной, покаянной вере Радуницы: «Пойдем, пойдем, царевна сонная/К веселой вере и одной/Где светит радость испоконная/Неопалимой Купиной». Какой же тут пантеизм?! Самое настоящее предвидение и всероссийского падения, а вслед за ним — и собственного… Леонид Болотин, историк, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело». ПРИМЕЧАНИЯ При работе над заметками использовались материалы сайта « С.А. Есенин: Жизнь моя, иль ты приснилась мне... » и статьи о С.А.Есенине моего земляка — лингвиста Сергея Ивановича Зинина (5 Декабря 1935 — + 4 Апреля 2013), одного из создателей Есенинского музея в Ташкенте. Приношу сердечную благодарность литературоведу, доктору филологических наук, ведущему научному сотруднику Института Мировой Литературы РАН Александру Вадимовичу Гулину за неоднократный просмотр моих заметок в процессе их написания и за предоставленные мне сведения, касающихся судьбы и творчества С.А.Есенина. Есенин С.А. Радуница. Пг.: Издание М.В.Аверьянова, 1916. 62 с. В первую очередь в данной связи вспоминаю очерки о поэзии С.А.Есенина доктора филологических наук Александра Вадимовича Гулина — моего друга и однокашника по журфаку в 1975–1980 годах. Впрочем, полного запрета на издание избранных стихов С.А.Есенина, скажем, в 1926–1956 годах не было. Исследователи насчитывают более полутора десятков отдельных изданий и есенинских подборок в различных сборниках за тот период — в 1926, 1927, 1928, 1931, 1933, 1934, 1940, 1943, 1946, 1948, 1952, 1953 годах и далее. Ограничение той поры касались тиражей и недоступности изданий в районных и школьных библиотеках. Со времени «хрущевской оттепели» есенинские издания стали массовыми. Достаточно вспомнить пятитомники 1961–1962 и 1966–1968 годов, шеститомник 1977–1980 годов, каждый из которых вышел полумиллионными тиражами, трехтомники 1970, 1977, 1983 годов, тиражи которых иногда достигали почти двух миллионов. Произведения Сергея Есенина вошли в основную школьную программу уже с начальных классов, не говоря о средней школе, обширны были подборки есенинских произведений и в дополнительных школьных чтениях. Так, в годы моей учебы в 1964–1974 годах в Ташкенте, Ярославле и Москве я не помню каких-либо оттенков «подпольности» С.А.Есенина в комментариях учителей. Уже в первом или втором классе наша учительница с гордостью отмечала, что поэт Есенин побывал в Ташкенте (с 13 Мая по 3 Июня 1921 года). Однако в советскую школу поэзия С.А.Есенина пришла гораздо ранее шестидесятых. Доктор филологических наук А.В.Гулин в переписке сообщил мне рассказ своей Матери:

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/30/...

Лит.: Wolf J. Italian Trecento Music//Proc. of the Musical Association. 1931/1932. Vol. 58. Issue 1. P. 15-31; idem. L " Italia e la musica religiosa medievale//Rivista musicale italiana. 1938. Vol. 42. N 3/4. P. 269-293; Wellesz E. Eastern Elements in Western Chant. Copenhagen, 1947. P. 68-69, 95-96. (MMB. Subs.; 2); Huglo M. Vestigia di un antico repertorio musicale dell " Alta Italia apparentato col canto ambrosiano//Ambrosius. 1955. Vol. 31. P. 34-39; Husmann H. Tropen- und Sequenzhandschriften. Münch., 1964. (Intern. Inventory of Musical Sources; 5); Gamber K. Codices liturgici Latini antiquiores. Freiburg (Schw.), 1968. P. 500-503. (Spicilegii Fribourgensis subs.; 1); Cavallo G., Bertelli C. Rotoli di «Exultet» dell " Italia meridionale. Bari, 1973; Testi F. La musica italiana nel Medioevo e nel Rinascimento. Busto Arsizio, 1977. 2 vol. (Storia d. musica italiana da Sant " Ambrogio a noi); Levy K. The Italian Neophytes " Chants//JAMS. 1970. Vol. 23. N 2. P. 181-227; idem. «Lux de luce»: The Origin of an Italian Sequence//MQ. 1971. Vol. 57. N 1. P. 40-61; Gallo F. A. Il Medioevo. Torino, 1977. Vol. 2. (Storia d. musica/Società italiana di musicologia; 2); Long M. P. Musical Tastes in 14th-Cent. Italy: Notational Styles, Scholarly Traditions and Historical Circumstances: Diss. Princeton, 1981; Music in Medieval and Early Modern Europe/Ed. I. Fenlon. Camb. (UK); N. Y., 1981; Martimort A.-G. Origine et signification de l " Alleluia de la messe romain//«Mens concordet voci»: Pour Mgr. A.-G. Martimort à l " occasion e ses quarante années d " enseignement et des vingt ans de la constitution «Sacrosanctum concilium». P., 1983. P. 95-122; Jefferey P. The Introduction of Psalmody into the Roman Mass by Pope Celestine I (422-432)//AfLW. 1984. Bd. 26. S. 147-165; Pirrotta N. Music and Culture in Italy from the Middle Ages to the Baroque Era: A Coll. of Essays. Camb. (Mass.), 1984; L " ars nova italiana del Trecento/Ed. A. Ziino. Palermo, 1985. [Vol. 5]; Haar J. Essays on Italian Poetry and Music in the Rennaissance, 1350-1600. Berkeley, 1986; Adami G., Zivelonghi C. I codici liturgici della Cattedrale di Verona. Verona, 1987; Baumann D. Die Musik des 13. Jh.: Italien//Neues Handbuch der Musikwissenschaft. Laaber, 1991. Bd. 2: Die Musik des Mittelalters/Hrsg. v. H. Möller, R. Stephan. S. 385-415; McKinnon J. The Eighth-Century Frankish-Roman Communion Cycle//JAMS. 1992. Vol. 45. P. 179-227; idem. Lector Chant versus Schola Chant: A Question of Historical Plausibility//Laborare fratres in unum: FS L. Dobszay zum 60. Geburtstag/Hrsg. J. Szendrei, D. Hiley. Hildesheim, 1995. S. 201-211; Dyer J. The Schola Cantorum and its Roman Milieu in the Early Middle Ages//De musica et cantu: H. Hucke zum 60. Geburtstag/Hrsg. P. Cahn, A.-K. Heimer. Hildesheim, 1993. S. 19-40; Forman M., Sullivan Th. The Latin Cenobitic Rules: A. D. 400-700: Editions and Translations//American Benedictine Review. 1997. Vol. 48. P. 52-68; Palazzo. Liturgical Books. P. 76, 78-79.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010