Nikolaj (Škrumko Nikolaj Jakovlevi), В von Zvenigorod, V der Ep. Moskau Geboren am 22.5.1927 im D Kizija, ray. Kamenec Podol " skij obl. Chmel’nickij, sein Vater war Bauer. Nach Abschluß der Volksschule diente er an der Himmelfahrtskirche seines Dorfes, von 1948 bis 1953 als Vorsänger, Hypodiakon und Vorleser an der Kreuzerhöhungskathedralkirche in Petrozavodsk, Ep. Olonec. 1953 trat er in das GS Leningrad ein. Am 13.11.1954 wurde er zum Mönch geschoren und erhielt den Namen Nikolaj (Sel. Nikolaj Koanov von Novgorod, sein Taufname war der des hl. Nikolaus von Myra). Am 21.11.1954 erhielt er die Diakonatsweihe von M Grigorij (ukov) in Valdaj, Ep. Novgorod. Von 1956 bis 1960 diente er in den Pfarreien der Ep. Kalinin, von 1960 bis 1968 an der Verklärungskathedralkirche in Ivanovo, seit 1968 in der Ep. Tula. Von 1966 bis 1968 war er Sekretär der Eparchialverwaltung von Ivanovo. Am 11.5.1969 empfing er von BJuvenalij (Pojarkov) die Priesterweihe und wurde Pfarrer der Allerheiligen-Kathedral- kirche von Tula. 1971 nahm er an einer Pilgerfahrt zum Athos teil. 1970 beendete er das Fernstudium am GS Leningrad, 1973 die GA mit der Arbeit «Professor V.N. Benesevic und seine Kirchenrechtarbeiten». Am 13.12.1974 wurde er Mitglied der Geistl. Mission in Jerusalem, am 26.12.1974 stellvertretender Leiter dieser Mission und 1977 als Archimandrit ihr Vorsteher. Am 16.7.1982 wurde er abgelöst und von M Nikolaj (Jurik) zum Vorsteher der Uspenskaja Lavra von Poaev bestellt. Am 26.6.1985 Ernennung zum Bvon Zvenigorod, V der Ep. Moskau und Vertreter des Moskauer Patriarchen beim Patriarchat von Antiochien in Damaskus. Die Bischofsweihe fand in der Patriarchatskathedrale in Moskau am 21.7.1985 durch Patriarch Pimen, M Aleksij (Ridiger), M Juvenalij (Pojarkov) u.a. Hierarchen εratt (MP 1985,10, 9–11; StdO 1986,1,9–11). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Достаточно высоким был образовательный уровень у духовенства Владимирской епархии в 1970 годы, о чем свидетельствует приводимая ниже таблица. Таблица 1 504 . Наличие богословских степеней у духовенства Владимирской епархии в 1970-е годы Год Священников всего Магистров богословия Кандидатов богословия 1 (на 01.01.1977 – 0) Из этой таблицы видно, что в 1972 году примерно 20% священников Владимирской епархии имели ученую богословскую степень, в том числе двое – степень магистра богословия, т.е. с духовным образованием духовенства во Владимирской епархии в 1970 годы все обстояло благополучно. По все видимости, это было связано с посещавшими ее с экскурсиями иностранными туристами. Правда, мы видим, что в 1977 году в епархии не осталось ни одного магистра богословия (промежуточная степень между кандидатом и доктором), но на 01.01.1984 год в епархии из 70 священников был один магистр и 5 кандидатов богословия 505 . Впрочем, число образованных служителей в епархиях, в связи с давлением советских органов и с рядом других причин, было достаточно непостоянным. Например, в Ивановской епархии в 1968 году имелось только два священнослужителя с высшим богословским образованием, а в 1972 году было уже 7 священнослужителей, имеющих степень кандидата богословия и один человек с высших духовным образованием без богословской степени; в 1972 году – 8 кандидатов богословия, в 1977 году – 1 магистр и 4 кандидата богословия 506 . Но в то же время, например, в 1972 году в Ивановской епархии почти 50% духовенства не имели духовного образования 507 . Одной из причин этого были всемерные препятствия, которые местные органы советской власти ставили на пути появления в епархиях новых священнослужителей из числа закончивших духовные семинарии и академии 508 . Очень мало среди священнослужителей было людей, имеющих высшее светское образование. Это связано с политикой государства того времени. Считалось, что религия несовместима с наукой, а потому в духовных учебных заведениях не могли изучаться светские общеобразовательные дисциплины, а в светских учебных заведениях не могли изучаться богословские науки. Перед каждым, желающим поступить в семинарию, власти ставили большие препоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

96 Ауров O.B. О римских истоках идеала короля-законодателя в Вестготской Испании середины VII в.//Кентавр. Centaurus. Studia classica et mediaevalia. 2008. 4. C. 86–115. Cp. Шкаренков П.П. Римская традиция в варварском мире: Флавий Кассиодор и его эпоха. М» 2004. С. 50–51. 97 Об идеале правителя, выведенного в «Сентенциях» Исидора, и его влиянии на постановления IV Толедского собора см. King P.D. The Barbarian Kingdoms//The Cambridge history of Medieval Political Thought c. 350-c. 1450. Cambridge, 1988. P. 142–145; Cazier P. Isidore de Séville et la naissance de l’Espagne catholique. Paris, 1994. P. 235–261. 98 Sánchez-Albornoz C. Ruina y extinción del municipio romano y las instituciones que le reemplazan. Buenos Aires, 1943. 99 Tórrez López M. El Derecho y el Estado. P. 233–235; Sánchez Albornoz C. El Aula regia y las asambleas políticas de los godos//Cuadernos de Historia de España. 5 (1946). P. 5–110; Valdeavellano, L.G. de. Curso de Historia de las Instituciones españolas (De los origines al final de la Edad Media). Madrid, 1977. P. 196–198; González T. Op. cit. P. 527–532. 101 Valdeavellano L.G. de. Curso de Historia de las Instituciones españolas (De los origines al final de la Edad Media). Madrid, 1977. P. 199–200; Tórrez López M. La Iglesia en la España visigoda. P. 303–304. 102 См., например, Valdeavellano L.G. de. Curso de Historia de las Instituciones españolas (De los origines al final de la Edad Media). Madrid, 1977. P. 198–199; Tórrez López M. La Iglesia en la España visigoda. P. 304–306; Orlandis/., Ramos-Lissón D. Historia de los concilios... Pamplona, 1986. P. 179–182. 103 Из многих работ, посвященных данной проблематике, отмечу следующие; Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века/Пер. с фр. А. Руткевича. СПб., 2003; Он же. Цивилизация средневекового Запада/Пер. под общей редакцией В.А. Бабинцева; Послесл. А.Я. Гуревича. Екатеринбург, 2007; Brown Р. The World of Late Antiquity (AD 150–750). Princeton, 1971; Riché P. Education et culture dans l’Occident barbare (VI-VIII ss.) Paris, 1962; Lot F. La fin du monde antique et le début du Moyen Age. 3-e edition. Paris, 1968 (впервые издана в 1920 г.); Fontaine J. Isidore de Séville et la culture classique dans l’Espagne wisigothique. Paris, 1959. 2 vol.; Settimane di studio del Centro italiano di studi sull’alto medioevo. XXII (1): La cultura antica nell’Occidente latino dal VII al XI secolo. Spo- leto, 1975. См. также работы отечественных исследователей; Аверинцев С.С. Истоки и развитие раннехристианской литературы//История всемирной литературы. В 8 тт.: т. 1. М., 1983. С. 501–515; Бицилли П.М. Падение Римской Империи//Он же. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. М., 2006. С. 9–79; Бычков В.В. Эстетика поздней античности. II-III века. М» 1981; Добиаш-Рождественская О.А. Культура западно-европейского средневековья. М., 1987; Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья (конец V – середина VII в.). М., 1989 и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

4. Jacob Aranza, a.a.O. 5. Siegfried Schmidt-Joos: «Sympathy For The Devil. Aleister Growley, Kenneth Anger und die Folgen», veroffentlicht in: J. Gulden, K. Humann: «Rock Session I», Rowohit Taschenbuch Verlag, Reinbek bei Hamburg 1977. 6. «Rolling Stone» ,19. August 1971. 7. Tony Sanchez: «Die Rolling Stones», Moewig Verlag, Munchen 1980. 8. «Rolling Stone», 19. August 1971; zitiert bei Tony Sanchez, a.a.O. 9. Bob Larson: «Rock», Tyndale House Publishers, Wheaton Illinois 1980. 10. «Rolling Stone», 5. Mai 1977. 11. Tony Sanchez, a.a.O. 12. Siegfried Schmidt-Joos, a.a.O. 13. Tony Sanchez, a.a.O. 16. Siegfried Schmidt-Joos a.a.O. Глава третья 1. Richard Kriese: «0kkultismus im Angriff», Hanssler-Verlag, Neuh.-Stuttgart, 1976. 2. Os Guinness: «Asche des Abendlandes», Hanssler-Verlag, Neuh.-Stuttgart, 1976. 3. Ortwin Schweitzer: «Beweise mir Gott!», Hanssler-Verlag, Neuh.-Stuttgart, 1978. 4. Horst E. Miers: «Lexikon des Geheimwissens», Grenz-wissenschaften, Wilhelm Goldmann Verlag, 4. Aufl. 1981. 5. Helge Stadelmann: «Das Okkulte», Brunnen Verlag, Giefienl981. 6. Merrill F. Unger: «Bibel Aktuell Band 7 — Christsein heute», Verlag Hermann Schulte. Wetzlar 1974. 7. Horst E. Miers, a.a.O. 8. Es mufi allerdings betont werden, daB die unter 1. und 2. aufgezahlten Phanomene nicht nur durch okkulte Einflusse, sondern prinzipiell auch durch andere Fak-toren verursacht und begunstigt werden konnen. Глава четвертая 1. «Music-Scene — Suisse/Schweiz», 19. Februar 1981. 2. «Circus», April 1972. 3. «Rock & Schwarze Magie» Teil I, erschienen in: «Spotlight» 10/1978. 4. «Hit Parader», November 1968. 5. «Time», 11. September 1978. 6. John Rockwell, a.a.O. 7. «Circus», 22. Dezember 1977. 8. Bob Larson: «The Day Music Died», a.a.O. 9. Bob Larson: «Rock», a.a.O. 10. Siegfried Schmidt-Joos, a.a.O. 11. «Rolling Stone», 16. Marz 1972. 12. S. Schmidt-Joos, B. Graves: «Rock-Lexikon», a.a.O. 13. «Pop» Nr. 23, 1976. 14. Guinness Book of World Records, Sterling Publishing Co., 1965. 15. S. Schmidt-Joos, B. Graves: «Rock-Lexikon», a.a.O.

http://sueverie.net/nam-nuzhna-tolko-tvo...

Соч.: издания и переводы: Le Typicon de la Grande Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle/Introd., texte critique, trad. et notes J. Mateos. R., 1962–1963. 2 t. (OCA; 165–166); Nueva Biblia Española/Trad. L. Alonso Schökel, J. Mateos. Madrid, 1975, 19772; монографии: Lelya-apra: Essai d’interpretation des matines chaldéennes. R., 1959. (OCA; 156); La Célébration de la Parole dans la Liturgie byzantine: Étude historique. R., 1971. (OCA; 191) (рус. пер.: История литургии свт. Иоанна Златоуста/Пер.: С. В. Голованов. Омск, 2010. Т. 1: Служение Слова в визант. литургии: Ист. очерк); Cristianos en fiesta. Madrid, 1972 (англ. пер.: Beyond Conventional Christianity. Manila, 1974); El aspecto verbal en el Nuevo Testamento. Madrid, 1977. (Estudios de Nuevo Testamento; 1); избранные статьи: La vigile cathédrale chez Égérie//OCP. 1961. Vol. 27. P. 281–312; Office de minuit et office du matin chez S. Athanase//Ibid. 1962. Vol. 28. P. 173–180; L’office monastique à la fin du IVe siècle: Antioche, Palestine, Cappadoce//Oriens Chr. 1963. Bd. 47. S. 53–88; L’office du soir: Ancienne structure et realizations concrètes//Revue du clergé africain. 1964. T. 19. P. 3–25; La psalmodie dans le rite byzantin//POChr. 1965. T. 15. P. 107–126; Quelques aspects théologiques de l’office du matin//Revue du clergé africain. 1965. T. 20. P. 335–349; The Evolution of the Byzantine Liturgy//John XXIII Lectures. N. Y., 1965. Vol. 1. P. 76–112 (рус. пер.: Матеос Х., Тафт Р. Развитие визант. литургии. К., 2009. С. 9–76); The Origins of the Divine Office//Worship. Collegeville (Minn.), 1967. Vol. 41. P. 477–485; The Morning and Evening Office//Ibid. 1968. Vol. 42. P. 31–47; Les origines de l’office divin//Mateos J. De officio matutino et vesperino in ritibus orientalibus. R., 1969. P. 5–16; Anciennes descriptions de l’office du soir//Ibid. P. 49–59; Théologie du baptême dans le formulaire de Sévère d’Antioche//I Symposium Syriacum, 1972. R., 1974. P. 135–161. (OCA; 197); The Message of Jesus//Sojourners. Wash., 1977. Vol. 6. N 6. P. 8–16; «Eθς» y sinónimos en el evangelio de Marcos y demás escritos del Nuevo Testamento//Cuestiones de gramática y léxico. Madrid, 1977. P. 103–139. (Estudios de Nuevo Testamento; 2); Análisis de un campo lexemático: «Eulogia» en el Nuevo Testamento//Filología Neotestamentaria. Córdoba, 1988. Vol. 1. P. 5–25; El adverbio «arti» en el Nuevo Testamento//Ibid. 1995. Vol. 8. P. 85–94 (colab. J. Peláez).

http://pravenc.ru/text/2562574.html

64 . Cavamos С. St. Macarius of Corinth//SVTQ 1968. 12(1). 30–43. 65 . Cavamos C. St. Macarios of Corinth: archbishop of Corinth, guardian of the sacred tradition, reviver of orthodox mysticism, compiler of the Philokalia, spiritual striver, enlightener and guide, and trainer of martyrs: an account of his life, character and message, together with selections from three of his publications. Belmont, MA 1972. 118. Index. (Modern orthodox saints. 2). 2 1977. пер.: Cavamos С. Μακριος Νοταρ ς Μετ. Μ. Μαραγγολας// Παρδοση. 1977. 1. 38–43, 147–149, 301–304. [Фрагм.] Vaporis N. M.//GOTR 1973. 18:1/2. 119. 66 . Chondropoulos S. Μακριος Νοταρ ς ρχιεπσκοπος Κορινθας. Ξυλό#972; καστρον 1986. 67 . Dragas G. D. St. Macarios of Corinth on the Lord’s Prayer//Texts and Studies. 1984. 3. 287-З10. 68 . Papadopoulos S. γιος Μακριος Κορνθου. Г ενρχης το Φιλοκαλισμο. θναι 2000. 69 . Papoulidis C. Μακριος Νοταρ ς (1731–1805), ρχιεπσκοπος πρ ην Κορινθας. θναι 1974. ( κκλησιαστικα κδσεις θνικς κατομπεντηκονταετηρδος. 14). Paschos P. V.//BS 1977. 18. 434–438. 70 . Psevtonkas В. Μακαρου Νοταρ, Μιτροπολτου Κορνθου, Γρμματα πρς τν οκογνεια το νεομρτυρα Αγ. Θεοδρου το Βυζντιου// Φιλα ες Κ. Μπνην. Θεσσαλονκη 1989. 529–550. 71 . Skouteris Μ. Μακριος Νοταρ ς. θναι 1957. 72 . Vasiliakis Μ. Κορνθου Μακριος Νοταρ ς. Αθναι 1950. 73 . Vasiliakis Μ. Κορνθου Μακριος Νοταρ ς. νκδοτοι σελδες. – Χιακ Χρονικ. Β. Χος 1950. 74 . Yankou Th. X. γιος Μακριος Κορνθου κα νεομρτυς Θεδωρος Βυζντιος// Νεομρτυς Θεδωρος Βυζντιος, πολιοχος Μυτιλνης. Mitilini 2000. 212–237. Никодим Святогорец DS 11, 234–250; DThC 11, 486–490; ThEE 9, 498–500 (Николай Каливурзис, 1749–14.07.1809), св. Афонский подвижник, крупнейший и активнейший делатель на ниве возрождения исих. традиции. Примыкал к движению колливадов; с 1775 г. на Афоне, с 1783 – в великой схиме. Занимался издат. деятельностью, автор канонич., литургич., агиографич., экзегетич. трудов. Подготовил изд. Симеона Нового Богослова , ставшее до сер. XX в. осн. публикацией его соч. (по неясным причинам изд. вышло в свет с именем только помощника Никодима, монаха Дионисия Загорея); подготовил также 3-томное изд. Паламы, к-рое, однако, не удалось довести до печати. Был соработником св. Макария Коринфского по подготовке и выпуску в свет «Добротолюбия». В русле совр. активного интереса к Филокалич. возрождению, жизнь и деятельность св. Никодима в посл. годы стали предметом усиленного изучения; для совр. греч. Православия, он – один из самых авторитетных и почитаемых учителей. Прошли уже 3 междунар. симпозиума, посвященных преподобному: в 1993 и 2000 гг. на его родине, о. Наксос, и в 2000 г. в м-ре Бозе (Италия); труды двух из них опубликованы. Житие и церковное почитание

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

378 Ильинский Г. Значение Афона в истории славянской письменности//ЖМНП. 1908. Ноябрь. Т.16. С. 1–41; Вздорнов Г.И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV–XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т.23. С. 171–199; Miklas Н. Ein Beitrag zu den slavischen Handschriften auf dem Athos//Palaeobulgarica. 1977. T.l. 1. S. 65–75; Tachiaos A.-E. Mount Athos and the Slavic Literatures//Cyrillomethodianum. 1977. Vol.4. P. 1–35. См. также выше прим. 282. [См. также: Нихоритис К. Атонската книжовна традиция в распространението на Кирило-Методиевските извори. (Кирило-Методиевски Студии. Т.7). София, 1990. – Прим. изд. (К.А.)]. 379 Перетц В. Образованность//Книга для чтения по русской истории/Под ред. М.В. Довнар-Запольского. Μ., 1904. T.l. С.533–549; он же. Сведения об античном мире в древней Руси XI–XIV вв.//Гермес. 1917. Т.21. С.205–210, 227–229, 243–247, 259–262; 1918/1919. Т.23. С.180–185; yevskij D. Die abendländische Philosophie in der alten Ukraine//Зап. 1927. Bd.l. S. 71–89; Зубов В.П. Аристотель. Μ., 1963. С. 332–349; Тихомиров М.Н. Философия в Древней Руси//Русская культура X–XVIII вв. Μ., 1968. С.90–172; Буланин Д.М. Классическая культура в Древней Руси и проблема ее изучения//Русская и грузинская (прим. 360). С.30–39. Этому соответствует и почти полное отсутствие переводов византийских гуманистов ΧΙ–ΧΠ вв.: Еремин И.П. (прим. 355) (ср. критику: Lichaev D.S. The Type and Character of the Byzantine Influence on Old Russian Literature//OSIP. 1967. Vol. 13. P. 14–32). Общий взгляд на проблему см.: Jagoditsch R. Zum Begriff der “Gattungen” in der altrussischen Literatur//ASUb. 1957/1958. Bd.6. S. 112–137, особ. 119 ff. [Более внимательный анализ и более взвешенная оценка: Franklin S. Echoes of Byzantine Elite Culture in Twelfth-Century Russia?//Byzantium and Europe: First Intern. Byz. Conf. Athens, 1987. P. 177–187; idem. Booklearning and Bookmen in Kievan Rus’: A Survey of an Idea//HUS. 1988/1989. Vol. 12/13. P.830–848. – Прим. изд. (К.А.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Х. Г. Бек. Фотография. 80-е гг. ХХ в [Нем. Beck] Ханс Георг (18.02. 1910, Шнайцльройт, окр. Берхтесгаден, Бавария - 25.05.1999, Унтерфиннинг), один из крупнейших византинистов XX в. С 1920 г. учился в гимназиях аббатства Шайерн, затем (1925-1929) южнобаварского бенедиктинского мон-ря Этталь. С 1930 г. студент Мюнхенского ун-та Людвига-Максимилиана, изучал философию, католич. богословие, византиноведение и классическую филологию. В 1930-1931 гг. жил в Риме, где занимался прежде всего схоластиками. Среди учителей Б.- К. Г. Хубер, Э. Шварц , Р. Пфайффер, Ф. Й. Дёльгер и М. Грабманн . Под рук. последнего Б. защитил дис. на степень д-ра богословия (1936) на тему «Провидение и предопределение в богословской литературе византийцев». В 1949 г. получил степень д-ра богословских наук; его дис. «Кризис византийского образа мира в XIV в.» была посвящена творчеству Феодора Метохита . Как приват-доцент и позднее (с 1956) как внештатный профессор Б. продолжил византиноведческие исследования в Мюнхенском ун-те. В 1958 г. в качестве генерального секретаря он подготовил XI Международный конгресс византинистов в Мюнхене. В 1959 г. возглавил кафедру византиноведения и новогреч. филологии Мюнхенского ун-та, став преемником Дёльгера. В 1962-1963 гг. Б. был деканом философского фак-та Мюнхенского ун-та, в 1965-1968 гг.- вице-президентом Немецкого исследовательского об-ва, где отвечал за состояние гуманитарных дисциплин, в 1968 г.- членом Научного совета правительства ФРГ. В кон. 60-х гг. ХХ в. основал Немецкий исследовательский междисциплинарный центр в Венеции (Centro Tedesco di Studi Veneziani), президентом к-рого оставался с 1970 по 1984 г. В 1964-1977 гг. был главным редактором 2 византиноведческих периодических изданий (Byzantinische Zeitschrift и Das byzantinische Archiv). Стремясь помочь диссертантам в публикации их работ, основал серию Miscellanea Byzantina Monacensia, в рамках к-рой издавались книги по богословской и историко-церковной тематике. Награжден Большим федеральным крестом «За заслуги» (1981) и баварским орденом Максимилиана за достижения в науке и искусстве (1988). С 1962 г. действительный член Баварской АН, где руководил комиссиями по изданию греч. грамот и патристике; с 1966 г. чл.-кор. Австрийской АН, с 1975 г. иностранный член Афинской АН, с 1977 г. иностранный член Британской академии и Королевской Бельгийской академии, с 1988 г. член Американского философского об-ва.

http://pravenc.ru/text/77840.html

Ильдаров Абдулкадыр Мирзаевич Матрос Нефедков Иван Николаевич — командир отделения торпедистов, 1980 г.р., Свердловская обл., с. Красная Гора Нефедков Иван Николаевич Матрос Боржов Максим Николаевич — торпедист, 1981 г.р., Владимирская обл., г. Муром Боржов Максим Николаевич Боевая часть-4 Капитан 3 ранга Рудаков Андрей Анатольевич — командир БЧ-4, 1968 г.р., ТОВВМУ Рудаков Андрей Анатольевич Капитан-лейтенант Фитерер Сергей Геннадьевич — командир ГКС, 1976 г.р., КВВМУ Фитерер Сергей Геннадьевич Капитан-лейтенант Насиковский Олег Иосифович — командир ГЗАС, 1971 г.р., КВВМУ Насиковский Олег Иосифович Старший мичман Чернышев Сергей Серафимович — техник ГКС, 1968 г.р., г. Севастополь Чернышев Сергей Серафимович Старший мичман Калинин Сергей Алексеевич — техник ГЗАС, 1970 г.р., Киевская обл., с. Лиляки Калинин Сергей Алексеевич Старший мичман Свечкарев Владимир Владимирович -техник ГЗАС, 1973 г.р., г. Нижний Новгород Свечкарев Владимир Владимирович Боевая часть-5 Капитан 2 ранга Саблин Юрий Борисович — командир БЧ-5, 1966 г.р., СВВМИУ Саблин Юрий Борисович Капитан 3 ранга Мурачев Дмитрий Борисович — командир ДД, 1969 г.р., СВВМИУ Мурачев Дмитрий Борисович Капитан-лейтенант Колесников Дмитрий Романович — командир ТГ ДД, 1973 г.р., ВВМИУ Колесников Дмитрий Романович Капитан-лейтенант Васильев Андрей Евгеньевич — командир ГА ДД, 1972 г.р., ВВМИУ Васильев Андрей Евгеньевич Старший лейтенант Мигляев Алексей Владимирович — инженер ГА ДД, 1977 г.р., С-Пб ВМИИ Мигляев Алексей Владимирович Капитан-лейтенант Пшеничников Денис Станиславович — командир ГДУ-1, 1974 г.р., ВВМИУ Пшеничников Денис Станиславович Капитан-лейтенант Любушкин Сергей Николаевич — командир ГДУ-2, 1972 г.р., ВВМИУ Любушкин Сергей Николаевич Капитан-лейтенант Садиленко Сергей Владимирович — инженер ГДУ-1, 1975 г.р., ВВМИУ Садиленко Сергей Владимирович Старший лейтенант Бражкин Александр Владимирович — инженер ГДУ-2, 1977 г.р., ВВМИУ Бражкин Александр Владимирович Капитан-лейтенант Аряпов Рашид Рамисович — командир ТГ ДД, 1971 г.р., ВВМИУ

http://pravmir.ru/pamyati-ekipazha-k-141...

Philippose, K. Orthodoxy and Mission//The Student World 50 (1957): 361–369. Ramaios, Antonios. The Cross and Mission//Porefthendes 10 (1968): 45–54. Schmemann, Alexander. The Missionary Imperative in the Orthodox Tradition//The Theology of the Christain Mission, р. 250–257. Edited by Gerald Н. Anderson, New York: McGraw-Hill, 1961. Spiller, Vsevolod. Missionary Aims and the Russian Orthodox Church//International Review of Mission 52 (1963): 195–205. Tsami-Dratsella, Maria. The Founding of External Mission in the Book of Acts//Porefthendes 10 (1968): 38–40. Yannoulatos, Anastasios. Orthodoxy and Mission//St. Vladimir’s Seminary Qaurterly 8 (1964): 139–148. Yannoulatos, A. A Prayer Campaign//Porefthendes 1 (1959): 1–3. Yannoulatos, A. The Purpose and Motive of Mission//International Review of Mission 54 (1965): 281–297. Эта статья в более подробном изложении и с некоторыми дополнениями опубликована в Porefthendes 9 (1967): 2–10, 34–36. Yannoulatos, A. Theology – Mission and Pastoral Care//The Greek Orthodox Theological Review 22 (1977): 157–180. К главе 8 Bratsiotis, P. I. The Evangelistic Work of the Contemporary Greek Orthodox Church//The Christian East n. s. 1 (1950): 21–32, 38–41. Bria, Ion. The Church’s Role in Evangelism: Icon or Platform?//International Review of Mission 64 (1975): 243–250. Hatzimichalis, Nectarios. Orthodox Monasticism and External Mission II Porefthendes 4 (1962): 12–15. Hopko, Thomas. The Bible in the Orthodox Church//St. Vladimir’s Theological Quarterly 14 (1970): 66–69. Istavridis, Vasil T. Theological Education for Mission//The Greek Orthodox Theological Review 13 (1968): 7–14. Khodre, George. An Eastern Orthodox Viewpoint, an Interview by Paul Loftier//International Review of Mission 60 (1971): 65–69. Khodre, G. Mission et Developpement dans la théologie Orthodoxe//Contacts 26 (1974): 66–73. Meyendorff, John. Orthodox Missions in the Middle Ages//History’s Lessons for Tomorrow’s Mission, p. 99–104. Geneva: World’s Student Christian Federation (год издания не указан).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010