[франц. Dupont] Жак (19.12.1915, Льеж - 10.09.1998, Оттиньи), бельг. католич. библеист и богослов. В окт. 1933 г. поступил в бенедиктинский мон-рь Синт-Андрисабдей (св. Андрея) в Брюгге. Богословское образование получил в мон-ре Шевтонь, в аббатстве Кейзерсберг (Мон-Сезар), на богословском фак-те Лёвенского (Лувенского) ун-та; изучал филологию в Восточном ин-те (Лёвен). В 1946 г. в Лёвенском ун-те получил степень д-ра богословия за дис. «Премудрость Божия по Посланиям апостола Павла» (Sophia Theou dans les Épîtres de St. Paul. Louvain-la-Neuve). В 1949 г. в том же ун-те получил степень магистра богословия за дис. «Гнозис. Религиозное познание по Посланиям апостола Павла» (Gnôsis: La Connaissance Religieuse dans les Épîtres de St. Paul. Louvain). С 1949 по 1950 г. учился в Высшей практической школе в Париже (École Pratique des Hautes Études), где защитил дис. «Со Христом: Союз со Христом согласно апостолу Павлу» (Syn Christôi: L " Union avec le Christ suivant St. Paul. Bruges, 1952). В 1951 г. обучался во Французской библейской и археологической школе (École Biblique et Archéologique Française). Читал лекции по новозаветной экзегезе: в 1950-1967 гг.- в мон-ре св. Андрея в Брюгге, в 1954-1955 гг.- на богословском фак-те бенедиктинского Папского ун-та св. Ансельма в Риме (Pontificio Ateneo S. Anselmo), с 1969 г.- в мон-ре Камальдоли, в монашеских общинах Венеции, Болоньи, Палермо, Милана и др. городов Италии, а также в Папском библейском ин-те (в качестве «приглашенного профессора» (visiting professor)). По просьбе католич. епископов и монашеских общин читал лекции в Конго (1969), Бразилии, Чили. С 1954 г. член Об-ва исследователей НЗ (Societas Novi Testamenti Studiorum), 38-е общее собрание к-рого (1984, Базель) возглавлял в качестве председателя (в этой должности состоял в 1984-1985). Как эксперт (peritus) принимал участие в заседаниях Ватиканского II Собора . Один из основателей (в 1968) Павлинианского коллоквиума (Colloquium Paulinum) - регулярных собраний исследователей Посланий ап. Павла в аббатстве св. Павла в Риме; был председателем 7-го коллоквиума, посвященного 1 Кор 12-14 (1981). В 1971 г., покинув фламандский мон-рь св. Андрея в Брюгге, присоединился к франкоязычной общине св. Андрея в Оттиньи. С 1972 по 1989 г. член Папской библейской комиссии . Председатель 24-го Лёвенского библейского коллоквиума (22-24 авг. 1973) на тему «Иисус и истоки христологии» (Jésus aux Origines de la Christologie. Gembloux; Leuven, 1975, 19892). В 1987 г. в Канаде в Монреальском ун-те Д. была присуждена докт. степень honoris causa.

http://pravenc.ru/text/180830.html

Конгрегация чрезвычайных церковных дел). Тем не менее Павел VI, не желая идти на открытую конфронтацию с О., оказывал ему знаки личного расположения. 9 марта 1966 г. О. было направлено поздравительное послание по случаю 50-летнего юбилея священнического рукоположения. На тайной консистории 26 июня 1967 г. папа возвел его в достоинство кардинала-пресвитера, сохранив за ним его диаконию в качестве кардинальской титулярной церкви. Осенью того же года О. участвовал в 1-й ассамблее Синода епископов (29 сент.- 29 окт.), собравшейся в Ватикане согласно решению II Ватиканского Собора. После ухода с руководящих постов О. и других консервативно настроенных иерархов в Римско-католической Церкви были проведены реформы, касавшиеся совершения таинств, служения мессы, чтения клиром бревиария и выборов папы Римского. После того как 3 апр. 1969 г. была обнародована апостольская конституция «Missale Romanum», вводившая вместо традиц. лат. мессы новый чин (Novus Ordo - см. Римский обряд ), О. и кард. Антонио Баччи в сент. 1969 г. направили папе Римскому «Краткое критическое рассмотрение нового чина мессы», составленное группой экспертов во главе с католич. богословом доминиканцем М. Л. Гераром де Лорье, поддержав критику литургических реформ. Однако Конгрегация вероучения отвергла высказанные критические замечания. На тайной консистории 18 мая 1970 г. О. был вторично назначен кардиналом-камерленго коллегии. 29 окт. 1970 г. Павел VI направил О. приветственное послание в связи с его 80-летием. Однако уже 21 нояб. того же года понтифик подписал motu proprio «Ingravescentem aetatem», согласно к-рому с 1 янв. 1971 г. кардиналы, достигшие 80-летнего возраста, переставали быть членами дикастерий Римской курии, а также лишались права голоса на конклавах. На момент принятия этого решения под его действие подпадали 25 кардиналов, в т. ч. и О. Он осудил принятое папой решение, которое перечеркивало почти 1000-летнюю традицию кардинальского служения, превращая для пожилых кардиналов их высшее иерархическое достоинство лишь в почетный титул (интервью газ.

http://pravenc.ru/text/2581735.html

   I Catecheses 1—5 SChr 96 1963    II Catecheses 6—22 SChr 104 1964    III Catecheses 23—34 SChr 113 1965     Euch ­­ Благодарения 1 и 2    III Schr 113 1965     Theol, Eth ­­ Богословские и Нравственные Слова Traites Theologiques et Ethiques ed. Darrouzes    I Theol 1—3; Eth 1—3 SChr 122 1966    II Eth 4—15 Schr 129 1967     Cap ­­ Главизны Богословские, Гностические и Деятельные Chapitres Theologiques, gnostiques et pratiques ed. Darrouzes SChr 51 1957     Hymn ­­ Гимны Hymnes ed. Koder, Paramelle et Neyrand Proem. — Пролог к ГuмhaмI Hymnes 1—15 SChr 156 1969    II Hymnes 16—40 SChr 174 1971    III Hymnes 41—58 SChr 196 1973     Ep ­­ Послания. Epitres ou lettres. До сих пор нет критического издания. Оно должно было быть подготовлено о. Парамелем, но по непонятным причинам задерживается. Тем не менее, для Посланий мы пользуемся следующими источниками:     Ep 1 ­­ Послание о исповеди изд. К. Holl. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Monchtum. Leipzig. 1898 S. 110—127     Ep 2—4 по фотокопии с рукописи Coisl 292 f. 263V-273V    Другие источники:     Житие ­­ Vie de Symeon le Nouveau Theologien (949—1022) par Nicetas Stethatos. Texte grec inedit edite par le P. I. Hausherr (Orientalia Christiana 45. Roma, 1928, pp. 1—228)    ЧАСТИЧНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ    Walther Volker. Praxis und Theoria bei Symeon dem Neuen Theologen. Ein Beitrag zur Byzantinischen Mystik. Wiesbaden 1974 pp. XIV†489 Klaus Deppe. Der Wahre Christ. Eine Untersuchung zum Frommigkeitverstandnis Symeons des Neuen Theologen und zugleich ein Beitrag zum Verstandnis des Messalianismus und Hesychasmus. Dissertation. Gottingen. 1971, pp. 477.    Georges A. Maloney, S. J. The Mystic of Fire and Light. St. Symeon, the New Theologian. Denville. 1975, pp. 237.    Hymns of Divine Love by St. Symeon the New Theologian. Newly translated by Georges A. Maloney, S. J. pp. 297 (без даты или места издания).    P. Miquel. La conscience de la grace selon Symeon le Nouveau Theologien (Irenikon 42, 1969, pp. 314—342).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

Leiden, 1969. P. 15 – 18; Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2001. T.I. От каменного века до элевсинских мистерий. С. 84–87. 17. См.: James E. O. Creation and Cosmology: A Historical and Comparative Inquiry. Leiden, 1969. P. 15 – 18; Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2001. T.I. От каменного века до элевсинских мистерий. С. 84–87. 18. Obenga T. African Philosophy: The Pharaonic Period, 2780-330 B.C. Per Ankh Press, 2004. P. 542. 19. Obenga T. Egypt: Ancient History of African Philosophy.//A Companion to African Philosophy. Ed. by K. Wiredu. Bodmin, 2006. P. 43. 20. De Moor J.C. The Crisis of Polytheism in Late Bronze Ugarit.//Oudtestamentische smudien. Deel XXIV. Uitgegeven door A.S. Van der Woude. Leiden, 1986. P. 3. 21. Ancient Near Eastern Texts… P. 61. 22. Ibid. 23. Eichrodt W. Theology of the Old Testament. Philadelphia, 1967. Vol. 2. P. 99. 24. Ibid. 25. Ancient Near Eastern Texts… P. 66–67. 26. Грей Д. Ханаанцы. На земле чудес Ветхозаветных. М., 2003. С. 151. 27. Ancient Near Eastern Texts… P. 11–12. 28. Brown F., Driver S. R., Briggs C. The Brown-Driver-Briggs Hebrew and English Lexicon… Р. 965. 29. Аргумент D.T. Tsumura; излаг. по.: Van Leeuwen R. C. Bara//New International Dictionary of Old Testament Theology and Exegesis. Gen. ed. Willem Van Gemeren. Grand Rapids, 1997. Vol. 1. P. 729. 30. Ancient Near Eastern Texts… P. 68. 31. «Творец в определенном смысле слова уступает здесь человеку Свое право нарекать имя, приобщая его тем самым Своему творчеству и Своей власти над сотворенным миром».// Десницкий А.С. Поэтика библейского параллелизма. М., 2007. С. 101. 32. См. например шумерское повествование о Рае «Энки и Нинхурсаг»: Ancient Near Eastern Texts… P. 37 – 41. 33. A concise Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. Ed. by W. L. Holladay. Leiden, 2000. P. 80. 34. Spillman R. The Passion Of Job. Xulon Press, 2004. Р. 84–85. 35. См.: Brodie T.L. Genesis as dialogue. New York, 2001. P. 139. Похожее на древо жизни дерево упоминается в шумерском повествовании о рае «Энки и Нинхурсаг».

http://azbyka.ru/biblejskoe-otkrovenie-l...

183. Cp. характеристику даже такого строгаго и «благочестивого» грека, как Платой: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Т. 1. С. 250—256. 184. Prodi In Platonis rem publicam 1, 127—128 Kroll. 185. Например, в апокрифической «Письме Лентула». 186. Diodori.odori. Bibliotheca IV, 61.ibliotheca IV, 61. 187. Pseudo-Piutarchi Proverbia Alexandrinorum 47. 188. См.: Domseiff F. Sprache und Sprechender. Kleine Schriften II. Leipzig, 1964. S. 279. 189. Ciceronis Tusculanae disputationes I, 34; 1, 83—84. 190. Lucani Pharsalia IV, 579. 191. Senecae Epistolae morales VIII, 1, 14. 192. Taciti Annales, XVI, 35. — Корнелий Тацит. Сочинения В 2 т. Т. 1. Л., 1969. С. 326. 193. Ibid. XV, 70. Там же. С. 310. 194. Liber Isaiae LIII, 7. 195. Evangelium secundum Matthaeum XXVI, 62—63; XXVII, 12—14; secundum Marcum XIV, 61; XV, 4—5. 196. Romanos le Mdlode. Hymnes/Introduction, texte critique etc. par J. Grosdidier de Mations. Vol. Гv (SC 128). Paris, 1967. 197. Феофилакт Болгарский. С. 166. 198. Начальные слова полемического трактата «Против Кельса». 199. Celsi Contra Christianos II, 43. 200. Evangelium secundum Matthaeum XIII, 45—46. 201. Феофилакт Болгарский. С. 81. 202. Evangelium secundum Matthaeum VI, 31. 203. Характерно, что кинику, как явствует из целого ряда философских анекдотов и легенд, в принципе безразлично — выбросить свое состояние в море или раздать его людям; в обоих случаях это акт самоосвобождения, а не акт сострадания. 204. Epistola ad Romanos IV, 18. 205. Psalmus LXX/LXXI, 5; 7. 206. Epistola ad Romanos XV, 13. 207. Proverbia Salomonis XIV, 26. 208. lobIV, 6. 209. Epistola ad Philippenses II, 12. 210. Epistola ad Romanos VIII, 24. 211. Ibid. VIII, 25. 212. Из гимна III, озаглавленною в рукописях: «Что есть монах, и в чем делание его, и на какую высоту созерцания взошел сей муж» (Symdon le Nouveau Theobgien. Hymnes. Introduction, texte critique etc. par J. Koder. Vol. 1 (SC 156). Paris, 1969. P. 188). 213. Genesis II, 7. 214. Isaia XLV, 9 и др. 215. Epistola ad Colossios II, 9.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

«зеленых». Большую популярность приобрели идеи «новых левых» (в т. ч. философов франкфуртской школы Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса, А. Шмидта), а также теории маоистского, троцкистского, анархистского толка. В среде молодежных леворадикальных движений в кон. 60-х гг. начали формироваться первые террористические группировки. Наиболее известной из них стала «Фракция Красной Армии» (РАФ - сокращение нем. названия), образованная в 1968 г. А. Баадером. РАФ провозгласила своей целью развязывание в стране пролетарской коммунистической революции. Идеологом РАФ стала журналистка Ульрика Майнхоф, написавшая кн. «Концепция городской герильи», в к-рой призывала использовать методы террора, чтобы заставить правящий режим проявить его «фашистскую сущность» и вывести трудящихся «из политической спячки». Еще одна известная левая террористическая группа была образована Ф. Тойфелем в знак протеста против убийства полицейскими во время демонстрации 2 июня 1967 г. студента Б. Онезорга. Группа получила соответствующее название - «Движение 2 июня» (Д-2). Тойфель пытался позиционировать свою группу представителями «трудового народа» и организовывал террористические акты и диверсии на производстве. В кон. 60-х гг. в ФРГ возникает также праворадикальное движение, преимущественно националистического и неонацистского толка, первоначально избегавшее террористических методов. Легальные методы борьбы избрала и созданная в 1968 г. Германская коммунистическая партия (ГКП) под рук. Г. Миса. Несмотря на небольшую численность (чуть более 20 тыс. чел.), ГКП рассчитывала на союз с левыми молодежными группировками и политизацию профсоюзного движения. Правительство пыталось противостоять подъему политического радикализма. Полиция жестко пресекала акции протеста, а в 1969 г. Кизингер внес на рассмотрение бундестага Закон «О чрезвычайном положении». В 1969 г. радикалы переживали спад популярности. Мн. студенты приветствовали начало реформ университетского образования, другие выступали за то, чтобы дать возможность социал-демократам проявить себя в управлении страной.

http://pravenc.ru/text/529064.html

Собрание приняло устав П. П. о., отразивший по сравнению с уставом 1922 г. новые реалии и терминологию. Так, 1-й параграф устава гласил: «Российское Палестинское Общество при Академии наук СССР имеет целью: а) изучение Палестины, Сирии, Ливана, Египта, Ирака и сопредельных с ними стран Ближнего Востока в историческом, археологическом, филологическом и культурно-бытовом отношениях; б) участие в международных мероприятиях по изучению и охранению в этих странах памятников искусства и старины; в) организацию научных экспедиций и образовательных экскурсий граждан СССР для знакомства с достопримечательностями и историческими памятниками этих стран» (Там же). Опекуном имуществ П. П. о. и РДМ в Палестине была англ. администрация, назначавшая с 1925 г. специального администратора, призванного, как надеялось руководство об-ва, стать «промежуточным звеном между Советом общества, находящимся в Берлине, и Управлением подворьями, имеющим постоянное пребывание в Иерусалиме». После Шестидневной войны 1967 г., когда Израиль оккупировал иорданские территории, на к-рых сохранилась собственность, контролируемая П. П. о., последнее решило обезопасить себя, перейдя под покровительство США. 19 июня 1969 г. Синод РПЦЗ «временно, до восстановления в России Императорского Правительства» принял под свое покровительство П. П. о. с предоставлением ему автономии в составе РПЦЗ и сохранением за ним всех имущественных прав. Вскоре было решено образовать отдельную ветвь П. П. о. на Св. земле, признав Совет в Париже высшим административным органом. 26 сент. Совет в Париже одобрил этот проект, хотя, как гласит протокол совета от 6 нояб. 1969 г., «образование новой ветви ППО представлялось ему импровизацией, вряд ли имеющей солидное юридическое обоснование». В нач. 1970 г. был принят новый устав П. П. о., предполагавший существование 3 независимых друг от друга «Советов ППО»: в Иерусалиме, Америке и Франции, каждый из которых мог самостоятельно вести финансовые дела, а также приобретать и продавать земельные участки в своей географической зоне.

http://pravenc.ru/text/2578717.html

Библиогр.: http://www.bautz.de/bbkl/h/hermas.shtml [Электр. ресурс]; TRE. Bd. 15. S. 100-108; Joly. 1993. P. 546-551. Лит.: Скворцов К. И . Когда написана книга «Пастырь»?//ТКДА. 1872. Т. 3. 10. С. 205-241; Феофан (Говоров), Затворник, свт. Четыре беседы по руководству книги «Пастырь» Ермы. М., 18922. Переизд. [под др. названием]: Толкование на книгу св. Ермы «Пастырь». М., 1908. Оптина Пустынь, 1999р. Отрывки: ЖМП. 1973. 2. С. 32-36; 3. С. 31-32; Taylor C. The Witness of Hermas to the Four Gospels. Camb., 1892; idem. Hermas and Cebes//The J. of Philology. Camb., 1901. Vol. 27. P. 276-319; Dibelius M. Der Hirt des Hermas. Tüb., 1923. (Die apostolischen Väter; 4); Leclercq H. Hermas (Le Pasteur d " )//DACL. 1925. T. 6. Pt. 2. Col. 2265-2290; Wilson W. J. The Career of the Prophet Hermas//HarvTR. 1927. Vol. 20. P. 21-62; Audet J.-P. Affinités littéraires et doctrinales du «Manuel de Discipline»//RB. 1953. Vol. 60. P. 41-82; Феогност (Дерюгин), архим. Книга тайновидца Ерма «Пастырь»//ЖМП. 1957. 9. С. 50-53; Dani é lou J. Trinité et angélologie dans la théologie judéo-chrétienne//RSR. 1957. Vol. 45. P. 5-41; idem. Théologie du Judéo-christianisme. P., 1958. (Histoire des doctrines chrétiennes avant Nicée; 1); Giet S. Hermas et les Pasteurs: Les trois auteurs du «Pasteur» d " Hermas. P., 1963; idem. Pénitence ou repentance dans le «Pasteur» d " Hermas//Revue de droit canonique. Strasbourg, 1967. Vol. 17. P. 15-30; idem. A propos de l " ecclésiologie du «Pasteur» d " Hermas//RHE. 1968. Vol. 63. P. 429-437; Lluis-Font P. Sources de la doctrine d " Hermas sur les deux esprits//RAM. 1963. Vol. 39. P. 83-98; Pernveden L. The Concept of the Church in the Shepherd of Hermas. Lund, 1966. (Studia Theologica Lundensia; 27); Massingberd Ford J. A Possible Liturgical Background to the Shepherd of Hermas//Revue de Qumrân. P., 1969. Vol. 6. P. 531-551; Paramelle J., Adn è s P. Hermas//DSAMDH. 1969. T. 7. Pt. 1. Col. 316-334; Coleborne W. The Shepherd of Hermas: A Case for Multiple Authorship and Some Implications//StPatr.

http://pravenc.ru/text/190137.html

Был инициатором современного возрождения интереса к внешней миссии Православия (с 1958 г.). В 1958–1961 гг. был генеральным секретарем Исполнительного комитета организации «Синдесмос» по внешней миссии, с 1961 г. – председателем основанного им межправославного миссионерского центра «Πορευθντες». В 1963–1969 гг. – член международного Комитета миссионерских исследований ВСЦ, в 1969–1971 гг. – секретарь комиссии ВСЦ «Миссионерские исследования и связи с Православными Церквами», в 1984–1991 гг. – координатор-председатель Комитета всемирной миссии и евангелизации и Ассамблеи всемирной миссии и евангелизации (Сан-Антонио, 1989). Член Германского миссионерского общества и Международного общества миссионерских исследований. В 1971–1976 гг. – директор организованного им Центра миссионерских исследований при Афинском университете Межправославного Афинского центра Элладской Православной Церкви (1971–1975 гг.). Как генеральный директор «Апостольской диаконии» продвигал различные богословские, образовательные и издательские программы Церкви; в частности, развивал Сектор внешней миссии с оказанием поддержки миссионерам Африки, Кореи и Индии и организацией «Недели внешней миссии». В Восточную Африку прибыл в мае 1964 г. на следующий день после иерейской хиротонии. По причине заражения тяжелой формой малярии вернулся в Европу. Неоднократно посещал Африку (1967, 1968, 1974, 1978). В 1981–1990 гг. занимал в качестве местоблюстителя Иринупольскую митрополичью кафедру (Восточная Африка: Кения, Уганда, Танзания) для организации и развития православной миссии. На месте создал Патриаршую школу «Архиепископ Кипрский Макарий III», которой и управлял в то же десятилетие. Совершил хиротонии 62 клириков-африканцев и 42 хиротесии чтецов-катехизаторов из 8 африканских племен. Одновременно продвигал переводы Божественной литургии на 4 африканских языка; имел попечение об укреплении 150 приходов и общин, о возведении десятков храмов; выстроил 7 миссионерских станций; имел попечение о создании школ и медицинских пунктов.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

247 Статья под названием «К этимологии латинского armentum» была опубликована в журнале: Ihoзeмha фiлoлoriя. Вип. 45: Питания класичноï фioлoriï. 1977. 14. 249 Это предположение было высказано в этимологическом словаре А. Эрну и А. Мейе (Ernout, Meillet, I, 47). 250 Ср. также свидетельство Варрона, согласно которому слово armentum «proprie dicitur de grege equorum et boum... et quidem frequentius de grege boum» (Varro, LL., 4, 19) " собственно говорится о стаде коней и быков... и чаще – о стаде быков». 2 Статья была опубликована в сборнике: Этимология. 1967/Отв. ред. О.Н.Трубачев. М., 1969. С. 80–87. 251 О резком увеличении продуктивности латинских образований на -men(tum) сравнительно с образованиями на -men(tum) на протяжении письменно засвидетельствованной истории латинского языка см.: (Perrot 1961: 175–177). 254 Подробнее об этом см.: Откупщиков 1967: 219–224. –Там же рассматривается сложный вопрос о возможной связи всех этих слов с арм. art «поле " и хет. ar-ha-aš »поле». То, что арм. art не имеет ничего общего с др.-гр. γρς, лат. ager " поле» и т. д., убедительно показал В. Беларди (Belardi 1951: 199–200). 256 Статья под таким названием была опубликована в сборнике ΜΝΗΜΗΣ ΧΑΡΙΝ (сер. Philologia classica. Вып. 5). СПб., 1997. 257 Характерно, что в самом древнем слое балтийских заимствований в финском языке (они древнее германских и намного древнее славянских заимствований) мы находим слово taivas в значении «небо», а не »бог» (см.: (Thomsen 1890: 166)). 258 Ср. также сходные композиты: др.-гр. Voc. Ζε πτερ и лат. Iuppiter (архаич. лат. Dies-pater). 259 Ср. также лит. dienà «день», готск. sin-teins »ежедневно», лат. nn-dinae «базарные дни восьмидневной недели» (8 + предыдущий базарный день; nn- < »девять»), а также арм. tiv " день». 260 Ср., например, лат. femoalia=femialia «вид коротких брюк» –чередование суффиксов; Nom. S. femu – Gen. S. femiis »бедро» – гетероклиза. 261 CIL I 2 , 366, а также XI, 4766. –Долгота -- у прилагательного dnus подтверждается размером одного из стихов Плавта (Mil.Glor. 675). Написание одного и того же гласного то как -ei-, то как -i- не является чем-то необычным. Так, в рамках одной и той же надписи (CIL XIV, 2090) в двух соседних словах флексия Dat. sing. III склонения передана теми же двумя способами: Seispit-ei Matr-i.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010