Очень завидуют человеку молящемуся и всякие употребляют хитрости, чтобы расстроить такое намерение его, поэтому не перестают возбуждать посредством памяти помыслы о разных вещах и посредством плоти приводить в движение все страсти, чтобы только помешать прекрасному течению молитвы… (62,228). Некоему святому молитвеннику крепкому, безмолвствующему в пустыне, явились демоны и в продолжение двух недель играли им, как мячиком, бросая вверх и подхватывая на рогожу; однако ж нисколько не могли низвести ум его от пламенной молитвы (62,237). Если хочешь успешно вести брань с ополчением демонов, то врата души своей (чувства) заграждай уединенным безмолвием и ухо свое прилагай к словесам отеческим, чтобы, научившись таким образом, лучше распознать терния помыслов, пожигать их гневом и отвержением (62,305). Душевные силы уделять должно на дела и молитвы, тогда немного входов найдет к нам диавол (45,238). Если желаем совершенно попрать демонов, то будем показывать во всем смиренномудрие, далеко отринув от себя волю свою (45,390). (Но надо помнить): в какой мере приближаемся мы к Богу, в такой – более и более свирепеют на нас демоны (46,36). Враги, зная, что Господь обетовал нам великие блага, весьма гневаются на нас из-за зависти: ополчаются срамными и подлыми страстями и стараются до крайности расслабить людей, стремящихся к добродетели (46,215). У диавола – этого виновника и вместе живописателя порока – та цель, чтобы каждого человека вринуть в тяжкую и безутешную печаль, соделать его далеким от веры, от надежды, от любви Божией (46,222). То, что люди делаются лучшими, само по себе уже терзает и мучит диавола, а когда мы будем этого достигать через него (воюя с ним), то он не в состоянии будет и перенести такого посрамления (32,175). Но, намереваясь стрелять в злую голову диавола, сначала позаботься о состоянии своих помыслов, чтобы, прияв прямое и удобное для себя положение, успешно пускать в него стрелы (32,532). Пока диавол нападает извне, мы будем в состоянии противиться; когда же откроем ему двери души и примем врага внутрь, то уже не сможем нимало противиться ему, но со всех сторон, помрачив нашу память, как бы дымящийся светильник, он оставит только уста произносить пустые слова (34,369).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

236 . Antoine Bloom, bieromon. Contemplation et ascèsë contribution orthodoxe//Technique et contemplation. Études carmélitaines. 1949. 28. Juin. 49–67. пер.: Антоний (Блум), иером. О созерцании и подвиге//ВРЗПЭ 1953. 15. 138–155. 237 . Antoine Bloom, bieromon. L’Hésychasme... yoga chrétien?//Yogä science de l’homme intégral/Ed. Masui J. 1953. 177–195. (Cahiers du Sud). 238 . Antoine [Bloom], metrop. de Souroge. Connaissance de soi//ВРЗПЭ 1978. 97–100. 7–21. 239 . Arseniev N. S. Ostkirche und Mystik. Munchen 1925. 200. пер.: L. 1927. 180. [Попул. текст рус. философа-эмигранта]. 240 . Ascetic behavior in Greco-Roman Antiquity: A sourcebook/Ed. Wimbush V. L. Minneapolis 1990. XXVII, 514. Sellner E.//JECS 1993. 1. 222–224; Runia D.//Studia Philonica. 1992. 4. 133–136. [Базовая антология источников по языч. и раннехрист. аскетизму]. 241 . Asceticism/Ed. Wimbush V. L., Valantasis R., with the assistance of Byron G. L., Love W. S. Oxford Univ. Press 1995. XXXIII, 638. Laird M.//The Heythrop J. 1998. 39(1). 99; Loades A.//JThS 1997. 48(1). 376–378; Miles M. R.//J. of Religion. 1997. 77(1). 131. [Asceticism], [Капитальный сб-к совр. науч. текстов по проблемам аскезы]. 242 . Atanasije Jevti, jeromonab. Пролегомена за исихастичку rhoceoлorujy//Filozofske studije. Beograd. 1984. 16. 101 – 155. 243 . Atanasije Jevti, ep. Duhovni ivot viden iz pravoslavne antropologije. Beograd 1985. 244 . Atanasije Jevti, ep. Isihazam//Enciklopedija ivih religija. Biblioteka Odrednice. Beograd 1990. 290. 245 . Atanasije Jevti, ep. Prolegomena za isihastiku teologiju//Filosofija i teologija. Vrnjaka banja 1994. 29–95. 246 . Atanasije Jevti, ep. Исихастичка ahmponoлoruja//Он же. светова. 1996. 21–42. (Библиотека «Символ». 4). 247 . Atanasije Jevti, ер. О Светим Оцима. 1996. 248 . Atanasije Jevti, ер. Исихастичка ahmponoлoruja//Аскетика: из аскетике на Православном Богословском Институту Св. Cepruja у Паризу, академске 1971–72. г. Универзитетски образовани православии богослови, Задужбина «Hukoлaj и Jycmuh 2002. 109–132. (Мала библиотека Свечаник, мисао. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

2768 И в иудействе и в христианстве было некоторое колебание в счете книг ветхозаветного канона между 22-мя и 24-мя, о чем см. у Н. K. Дагаева, История ветхозаветного канона, стрн. 79. 83. 85. 89. 129–132. 169. 206. 211. 215. 220. 222. 223. 224. 238. 239, и А. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah I, p. 27 или по переводу о. M. П . Фивейского I, стрн. 33, а исследование этого предмета дано и у Prof. Theodor Zahn, Geschichte des Neutestamentlichen Kanons II, 1 (Erlangen und Leipzig 1890), S. 318–343; см. еще Prof. W. Sanday, Inspiration: eight Lectures on the Early History and Origin of the Doctrine of Biblical Inspiration, London 1894 (2rd edition), p. 96. 112–115. 2769 J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums II, S. 70. 69. F. Weber, Jüdische Theologie, S. 407. Cp. M. Friedländer, Die vorchristliche jüdische Gnosticismus (Göttingen 1898), S. 80–81. 87–88. Для Акибы см. Schabbath XI (X), 1 и у Dr. Aug. Wünsche, Der Babylonische Talmud II, 3 (Lpzg 1889), S. 142. 2771 Такую мысль напрасно допускает Prof. А. Schlatter, Die Kirche Jerusalems vom Jahre 70–130, Gütersloh 1898, S. 8l–82. 2773 F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. XI=Jüdische Theologie, S. XV. И с этой стороны является вполне естественным отнесение иудейских апокрифически-апокалиптических памятников к sepharim chizzonim; о. проф. А. В. Смирнов отрицает это лишь по ошибочному (– на наш взгляд –) убеждению в раввинистической ортодоксальности данных документов (Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа, стрн. 187. 189), но этого совсем не подтверждают и талмудические аналогии, которые ничуть не говорят о тожестве догматических воззрений и тенденций (ср. 454. 536 на стрн. 831, 454 и в прим. 2837)... 2776 См. Prof. Rud. Steck, Der Galaterbrief nach Echtheit unterencht: nebst kritischen Bemerkungen zu den paulinischen Hauptbriefen, (Berlin 1888), S. 228–229. 2777 Series veteria interpretationis commentariorum Origenis in Matthaeum (al. tract. XXIII) ap. Migne, gr. ser. t. XIII, col. 1769=ed. Delarue III, p. 916 В. Сходное указание встречается и у «Амврозиаста» (ad 1Corinth. 2:9 ap. Magne, lat. ser. t. XVII, col. 194–195: «hoc est scriptum est in Apocalypsi Heliae in apocryphis»); относительно этого автора ныне научно аргументируется (бенедиктинцем G. Morin ’ом в «Revue d’histoire et de littérature religieuse» 1889,t. IV, No. 2), что это выкрест из евреев Исаак, бывший современником папы Дамага и потом снова отпавший в иудейство: см. у Prof. Theodor Zahn в «Theologisches Literaturblatt» XX, 27 (7. Juli 1899), Sp. 313–317 (Der «Ambrosiaster» und der Proselyt и Rev. A. E. Burn в «The Expositor» 1899, XI, p. 368–375 (The Ambrosiaeter and Isaac the Converted Jew).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

269 В христианской экзегезе имеются разные оттенки трактовок дуальной человеческой природы. Палея в данном случае абсолютизирует противоположность души и тела, которые, согласно контексту, сочетаются не иначе как в состоянии вражды и противоборства. В древнерусских памятниках книжности формулируется и другая установка на гармонизацию материального и духовного начал («Ареопагитики», «Диоптра»). В «Диоптре» особенно наглядно демонстрируется теснейший союз и гармоничное нерасторжимое единство души и тела, с которого даже снимается вина за прегрешения (см.: Прохоров–1987. С. 74, 130–131, 214–219, 222–223, 228–229). Есть основания говорить, что Палея и «Диоптра» представляют разные концепции христианской антропологии. Здесь можно усмотреть полемический смысл, нацеленный на опровержение аристотелевской концепции сердца как центра нервно-психической деятельности (ср.: коммент. 238, 255). 270 Ср. с формулировкой древнерусского писателя нач. XII в. митрополита Никифора, который в своём «Послании о посте и воздержании чувств» к Владимиру Мономаху говорит: разумом небо и прочаа вс сътворенна разумехомъ и к разуму Божию взыдохомъ (Никифор–2000. С. 61). 271 Речь идёт о способности ума к трансцендированию за пределы чувственного опыта, всегда ограниченного тем, что воспринимают органы чувств. – А.М.К. 273 Важная гносеологическая формулировка, требующая специального пояснения. С одной стороны, высказывается мысль о том, что ум вроде бы вовсе не нуждается в данных чувств. Но с другой стороны, всё ближайшее окружение комментируемой фразы фокусирует внимание читателя на работе сенсорных механизмов, а также на объяснении взаимодействия чувств и ума. Если сравнить наш фрагмент с исходным материалом, налицо значительное смысловое искажение первоисточника, которое является следствием радикального сокращения текста при воспроизведении Палеей антропологического трактата. В переводе Г. С. Баранковой пространный текст трактата по рукописи «Шестоднева» читается следующим образом: «Сам по себе ум, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Этот факт делает «Мириобиблион» Фотия особенно ценным для истории науки в отношении разных научных дисциплин. Эрудированность патриарха Фотия наглядно видна по тематическому составу «Библиотеки», который выглядит так: Теология: cod. 1–2, 5–13, 25–26, 32, 38, 43, 51, 86, 106, 109, 110–114, 116, 125–126, 139, 141–144, 168, 170–174, 183–184, 191–207, 207, 222, 228–237, 240, 270–277; Философия: cod. 39, 44, 48, 151, 154–156, 181, 187, 212, 214, 215, 223, 241–242, 247–249, 251, 278; Полемические труды богословско-философского характера: cod. 4, 14, 21–24, 45–46, 49–50, 55–56, 75, 81, 85, 95, 102, 104–105, 107–108, 115, 117–118, 120– 123, 130, 136–138, 140, 162, 169, 176–177, 179, 182, 208, 225–227, 280; Риторика: cod. 61, 74, 90, 100–101, 132–135, 158–160, 165, 185, 209, 211, 243, 259–268; Филология: cod. 73, 87, 94, 128–129, 145–150, 152–153, 157, 161, 239, 245–246, 279; Деяния Соборов: cod. 15–20, 52–54, 59, 88; Церковная история: cod. 27–31, 40–42, 89; Историография: cod. 3, 33–35, 47, 57–58, 60, 62–72, 76–80, 82–84, 91–93, 97–99, 127, 131, 175, 213, 224, 238, 244, 250; Патристика: cod. 96, 119, 252, 256–258, 269; Мартиролог: 253–255; Мифология: cod. 180, 186, 188–190; Политика: cod. 37, 103; Медицина: cod. 163–164, 178, 216–221; Топография: cod. 36; Зоология: cod. 278; Разное: cod. 124, 166–167 8 . При этом нужно отметить, что, если судить по количеству кодексов в целом, «Библиотека» состоит на 56,4% из христианских и на 43,6% – из светских произведений. А по реальному объёму (то есть по количеству страниц) будет наоборот – на 42% из христианских и на 58% из светских текстов 9 . Иными словами, из 168 авторов, упомянутых в «Библиотеке» – 99 представители светской образованности. Всего в «Библиотеке» упоминается 386 сочинений. Обобщая, можно сказать, что «Библиотека» патриарха Фотия заключает в себе сведения о греческих грамматиках, ораторах (особенно аттических), светских и церковных историках, теологах, философах, естествоиспытателях и врачах. В ней также содержатся сведения о художественных, мифологических и агиографических произведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Писец будто постоянно занят мыслью, как бы развлечь себя, позабавить и усладить в своей трудной и однообразной работе переписывания, постоянно замышляя, как бы ему на следующей строке перейти из одного почерка в другой, как бы изобрести какую-нибудь небывалую редкость. То он выводит строки из длинных голенастых заглавных букв, которые как великаны поднимаются из приземистого строя обыкновенных строчных букв, то расширяет их не в меру, так что они теряют характер кирилловского письма, получая стиль письма арабского или какого другого восточного. То он пишет самым тонким мелким шрифтом, замаскировывая славянское письмо крючковатой скорописью греческой; то задает новую задачу своим читателям в самой крупной вязи, в которой длинные буквы начинает десятками букв мелких, или ухищряется на полях страницы целую речь вместить в одну букву, которую, на так называемый волошский манер, вытягивает вертикальной полосой, наполненной сливающимися между собой линиями букв, до того затейливо сложенными, что некоторые из таких начертаний и до сих пор остаются неразобранными. Все эти каллиграфические опыты разнообразных почерков разделяются на две группы по тем же двум половинам рукописи, которые я уже наметил прежде. Образцы первой предлагаются в снимках с лл. 1, 3, 4, 41, 44 об., 63 об., 86, 87, 98, 99 об., 101, 128, 128 об., 129, 133, 149 и 153. Образцы второй половины в снимках с лл. 5, 6, 23 об., 25 об., 26 об., 168, 188, 189 об., 190, 204 об., 207, 209, 211, 213 об., 217, 222 об., 223, 237 об., 238, 245 об., 253, 280, 280 об., 281 об., 282 и 283. Чтобы облегчить прочтение более неразборчивых почерков, я даю здесь несколько транскрипций текста. Лист 1, снимок 1 (рис. 158). Евангелие от Лк.1:39–56 . Въ врм въставши 97 въ дни тыи. иде в горн съ мъ, въ гра и вниде в д• захарнинъ, и цлова елисаве ть, и бысть ко оуслыша елисаве ть мариино взыгра с младенецъ въ чрв е. исплъ нис дха ста елисаветь. възпи гласмъ и рече блвена ты въ женахъ. блвенъ пл чрева твоего, и коудоу мн се да приидеть мти га моего к мн.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

218 У Сократа: дальше «из нас». 219 У Сократа: «чтобы вас, его народ, посредством ... привести в соборное общение». 220 У Сократа: «вашей». 221 У Сократа: «нелепого, или как иначе назвать его». 222 У Сократа: «собора». 223 У Сократа: «какое-нибудь частное разногласие в отношении к неважному предмету». 224 У Сократа: «один завет Всеблагого». 225 У Сократа: «храниться в тайне». 226 У Сократа: дальше «высота и». 227 У Сократа: «ко взаимному дружеству». 228 У Сократа: «и как бы очистив свои души снова узнайте». 229 У Сократа: «прекращении». 230 Слов: «и по примирении» нет у Сократа. 231 У Сократа: «Так примиритесь опять». 232 У Сократа: «отрадные». 233 У Сократа: «безмятежные». 234 У Сократа: «чтобы и для меня, наконец, сохранилось удовольствие чистого света и спокойное наслаждение жизнью». 235 У Сократа: «могу ли я устоять в своих помыслах». 236 У Сократа: «А чтобы вы почувствовали». 237 У Сократа: «послушайте», 238 У Сократа: «и мысль тотчас повела меня на восток». 239 У Сократа: «я получил». 240 У Сократа: «об этом событии». 241 Слов: «изложенном в этой грамоте» у Сократа нет. 242 Слов: «что, по моему мнению, » у Сократа нет. 243 Слова: «наконец, » у Сократа нет. 244 У Сократа: «вашим единомыслием». 245 У Сократа: «распрями». 246 Евсевий не просто опускает в своем сочинении, но прямо отрицает существование второго послания Константина. Послание это, видимо отправленное по возвращении Осия Кордовского из Египта, объяснившего императору, что его ввели в заблуждение и речь идет об основах христианской веры, а не об отвлеченном предмете. После того, как Константин узнал точнее суть спора, он отправил послание к Арию, в очень резком тоне обличая его заблуждения и советуя отказаться от своих взглядов. Послание это приводит Геласий ( λογ . III) и Бароний (под 319 г.), части его приводит Епифаний («Haeres.», LXIX. n.9), о нем сообщает Сократ («Церковная история», 1, 9). 247 Сам Евсевий рассказывает в своей «Церковной истории» (IX, 5 о правлении Галерия: «Измышлены были тогда «Акты Пилата» — записки, полные всяческой хулы на Христа; по указанию властелина списки этих «Актов» разослали по всей подвластной ему стране с приказом поместить их всюду по деревням и городам на виду у всех; учителям же, вместо занятий учебными предметами, велели читать их в школах и заставлять учеников выучивать их наизусть.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

221. Conversations sur divers sujets par M-lle Scudery. A Amsterd., 1682. 2 tom. en un volume 222. Discursus philologicus de mensibus Hebraeorum 223. Chansons nouvelles 224. Amours de dames illustres de France. 1709 225. Corn. Nepotis de vitis excellentium Graeciae imperatorum. 1660. Ibid, dissert. Joh. Raven 226. Tibere, discours politique sur Tacite. 1685 227. Lettres du cardinal d’Ossat. A Amst., 1732. 4 vol. Le 1-er manque. (Менгдена 162) Libri historici In quarto 228. Histoire de France sous le regne de Louis XIV. A Roterd., 1718 229. Les religions du monde, ou demonstration de toutes les heresies. A Amst., 1666 230. Nouvelle description de la France. 1719. 6 vol. in 8° 231. Histoire de tous les ordres militaires. 2 tom. 8. (Остермана 60) Libri mathematici 232. Palatiorum Romanorum a celeberrimis architectis erectorum pars I et II. 1694. cum fig 233. О пяти орденах архитектурных Виньолы сочинение. Москва 234. Traité mathematique. А Paris, 1680 235. Archit. Palladii ichnographia variorum aedificiorum 236. Architectura von Austheilung, Symmetria und proportion der fiinf Säulen durch Weedeldeittes im Niremberg. 1598 237. L " architectura di Andrea Palladio. 1642 238. Perspectivae pictorum atque architectorum, per Andr. Ρozzο. II pars. Ausburg, 1711. Lat.–germ. 239. Architectura recreationis durch Josephum Fürtenbach. Ausburg, 1640 In quarto 240. Memoires d’artillerie Surirey de St. Remy. A Paris, 1697. Vol. 2 241. Instrumentum proportionum Michaelis Scheffet. 1697 242. Traité d’architecture civile de cinq ordres In octavo 243. Veritable maniere de bien fortifier de Mr. de Vauban. En deux tomes. A Paris, 1694 244. Traité de forces mouvantes pour la pratique des arts et metiers. A Paris, 1722 245. Les traveaux de Mars, du l’art de la guerre. 1685 246. L’art de jetter les bombes. 1690. Amst 247. Memoires des M-r Goulon pour l’attaque] et la defense d’une place 248. Compendium architecturae civilis et caet. Amstelod., 1698. В) ПОД ПРИСМОТРОМ АКТУАРИУСА ИВАНА МЕРЗЛЮКИНА

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

317 Догматическим системам этих и подобных православных наших богословов, кстати сказать, г. Керенский имеет наклонность усвоять даже символическое значение, когда, напр., православность старокатолицизма определяет простым сличением его учений с нашими „православными догматиками“ (см. Старокатолицизм etc. стр. 222). 318 Арахп, черн. Филарет. Православное Догматическое Богословие. Ч. II, стр. 370–372 (Чернигов 1864). 320 Старокатолическое учение о таинстве Евхаристии обличают в протестантском заблуждении проф. А. Гусев (Прав. Собес. 1903. апр. 460) и проф. В. Керенский (брош. о V старокат. междунар. конгрессе стр. 59–64 и Христ. Чт. 1903, дек., 723–726). Мы и не будем исследовать, кому принадлежит честь открытия заблуждения: г. Гусеву или же г. Керенскому. С особенной настойчивостью высказывает обвинение г. Керенский; но лучшее опровержение этого обвинения нам даёт сам же г. Керенский, только не нынешний, а „прежний“ В. Керенский , – в своём исследовании о старокатолицизме (см. Старокатолицизм, его история etc. стр. 235–241, особ. 236–238). Здесь прежний г. Керенский хотя и находит неясной терминологию старокатолического учения о Евхаристии, без термина „пресуществление“, однако не видит, как ныне, препятствий к заявлению: „При всём этом, по Нашему мнению, нельзя положительно утверждать, будто учение старокатоликов об евхаристии есть учение лютеранское или англиканское, как утверждают некоторые из православных богословов. Против подобного мнения“ и т. д. – далее идёт аргументация, особенно важная там, где автор ссылается на забытые им ныне старокатолические катехизисы, вместе с собственною его книгой... Может быть, „новейший“ г. Керенский располагает какими-либо новыми данными для своего обвинения, спросят нас? Ничуть не бывало: здесь всё те же Ширмер и календарь, календарь и Ширмер, как и в общей характеристике современного старокатолицизма! В этом отношении прежний г. Керенский имеет несомненное преимущество над нынешним: первый в своих суждениях о старокатолицизме основывается почти всегда на достаточных данных (символических книгах старокатолицизма), второй выезжает всюду только на календаре и Ширмере.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Литовская церковная уния. Т. 1. СПб., 1859; Макарий 1996. Кн. 5. С. 274–333; Грушевський М.С. Т. 5. i церковний i в землях XIV–XVII 1905 (репринт: 1994). С. 564–618; Жукович 1901. С. 92– 234; Хома I. Берестя//Хома I. в Рим, 1979, С. 67–75; Плохий 1989. С. 47–57; 66–77; Likowski 1907. S. 94–160; Chodynicki 1934. S. 263–346; Halecki 1968. P. 236–341; Lewicki 1933. S. 73–132; Pelesch 1882. Bd. 1. S. 511–556; Гудзяк Б. синоди i укладення контекст, укладення i перше ред. Б. Гудзяка. 1995. С. 101–117; Gudziak 1998. Р. 209–238. Jobert А. De Luther à Mohila: la Pologne dans la crise de la Chrétienté. 1517–1648. Paris, 1974. P. 332–336. См. также: Lewicki K. Geneza idei unii brzeskiej//Prace historyczne wydane ku uczczeniu 50-lecia akademickiego kola historykow uniwersytetu Jana Kazimierza we Lwowie. Lwow, 1929. S. 222–232; Likowski E. Rokowania, poprzedzajace Unie Brzeska. Krakow, 1886; Яковенко С.Г. Православная иерархия Речи Посполитой и планы церковной унии в 1590–1594 гг.//Католицизм и православие в Средние века (=Славяне и их соседи. Вып. 3). М. 1991. С. 41–58; Флоря Б.Н., Яковенко С.Г. Внутренний кризис в православном обществе и проекты унии с Римом 90-х годов XVI в.//Дмитриев, Флоря, Яковенко 1996. С. 131–154; Тимошенко Л.В. Артикули 1596 журнал. 1996. С. 15–34; Он же. Угода з Ватиканом чи з Польщею?//Пам’ять науково-популярний та журнал. 1996. С. 113–120; Тимошенко Л. Справа про фальшування краезнавчий Вип. 4 (2000). С. 337–347; Senyk S. The Background of the Union of Brest//Analecta OSBM XV (1996). P. 103–144; Патрило I. Артикули OSBM XV (1996). С. 47–102: Kumor B. Geneza i zawarcie Unii Brzeskiej//Unia Brzeska. Krakow, 1994. S. 26–44; Kumor B. Geneza i zawarcie Unii Brzeskiej//Unia Brzeska z perspektywy czterech stuleci. Materialy micdzynarodowego sympozium naukowego. Lublin, 20–21 IX 1995. Pod red: S.S. Gajeka i St. Nabywanca. Lublin, 1998. S. 26–55 (расширенная версия статьи 1994 г.); Melnyk М. Zarys genezy i rozwoju tendencji unijnych w kosciele prawoslawnym na terenie Rzeczypospolitej w okresie od konca XVI do pierwszej polowy XVII w.//Jubileusz 400-lecia Unii Brzeskiej.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010