Ист.: Мышецкий С. История о козаках запорожских. М., 1847; Южнорус. летописи, открытые и изданные Н. [Д.] Белозерским. К., 1856. Т. 1; АрхЮЗР. 1863. Ч. 3: Акты о казаках. Т. 1; Грушевський М. С. Mamepiaлu до icmopiï козацьких pyxib 1590-х рр.//ЗНТШ. 1899. Т. 31/32. С. 1-30; Джерела до icmopiï Украïни-Руси. Льbib, 1908. Т. 8; ПСРЛ. Т. 13-14, 17, 28, 32, 34-35 (по указ.); Копреева Т. Н. К истории движения Наливайко//ИА. 1956. 2. С. 147-153; Гайдамацький рух на Ykpaïhi в XVIII ст.: Зб. дok-mib. К., 1970; Лimonuc самовидця. К., 1971; Лясота Е. Щоденник//Жовтень. Льbib, 1984. 10. С. 97-110; Величко С. В. Лimonuc. К., 1991. 2 т.; Лimonuc гадяцького полковника Г. Грабянки. К., 1992; Документы рос. архивов по истории Украины. Львов, 1998. Т. 1: Документы по истории запорожского казачества 1613-1620 гг.; Apxib коша Новоï Запорозькоï Ciчi. К., 1998-2006. 4 т. Лит.: Эварницкий Д. И. История запорожских козаков. СПб., 1882. К., 1990-19912. 3 т.; Скальковский А. А. История Новой Сечи, или последнего коша Запорожского. Од., 1885-1886. 3 ч. Дhinponempobcьk, 19942; Орловский П. И., прот. Киево-Межигорский ставропигиальный мон-рь в 1774 г., во время учреждения архимандритии в Запорожской Сечи//Киевские ЕВ. 1895. 18. Ч. неофиц. С. 840-855; он же. Участие запорожских казаков в восстановлении Иерусалимским патр. Феофаном правосл. Западнорус. церк. иерархии в 1620 г.//ТКДА. 1905. Т. 2. 8. С. 642-650; Беднов В. А. Мат-лы для истории церк. устройства на Запорожье: (Из архива Екатеринославской духовной консистории)//Летопись Екатеринославской УАК. Екатеринослав, 1908. Вып. 4. С. 31-129; он же. Ciчobuй apxiм. Володимир (Сокальський) в hapoдhiй пам " яmi та ocbimлehhi icmopuчhux джерел//ЗНТШ. 1927. Т. 147. С. 81-102; Левицький О. Церковна справа на Зanopiжжi в XVIII ст.//Зап. Укр. наук. товариства. К., 1912. Кн. 10. С. 49-75; Голобуцкий В. А. Запорожское казачество. К., 1957, 19942; Апанович О. М. Зanopiзьka Ciч у бopomьбi проти турецько-татарськоï arpeciï: (50-70-mi рр. XVII ст.). К., 1961; она же.

http://pravenc.ru/text/182605.html

Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 221. С. 223. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 231. С. 232–235. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 231. С. 232–233. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 231. С. 235. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 231. С. 235. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 232. С. 235–236. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 232. С. 235–236. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 232. С. 236. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 232. С. 236. Панова Т.Д. Некрополи Московского Кремля. М.: Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2010. С. 29–30. Вкладная книга Иосифо-Волоколамского монастыря// Титов А.А. Рукописные славянские и русские, принадлежащие действительному члену Императорского Русского Археологического общества И.А. Вахромееву. Выпуск V. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. Приложение. 149. С. 36. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Первая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1904. С. 232–233. Фроянов И.Я. Драма Русской истории. На путях к Опричнине. М.: Русский издательский центр, 2012. С. 226. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 249. С. 252–253. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Первая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1904. С. 231–232.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Фроянов И.Я. Драма Русской истории. На путях к Опричнине. М.: Русский издательский центр, 2012. С. 643–644. Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). Отдел второй. Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589). Ч. 1. Т. 6. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 149–152. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Первая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1904. С. 250. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 255. С. 259–260. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 255. С. 259–260. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 255. С. 260. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 261. С. 265–266. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 261. С. 265–266. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 261. С. 266. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 272. С. 276. Вкладная книга Иосифо-Волоколамского монастыря// Титов А.А. Рукописные славянские и русские, принадлежащие действительному члену Императорского Русского Археологического общества И.А. Вахромееву. Выпуск V. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. Приложение. 241. С. 55–56. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 366. Вкладная книга Иосифо-Волоколамского монастыря// Титов А.А. Рукописные славянские и русские, принадлежащие действительному члену Императорского Русского Археологического общества И.А. Вахромееву. Выпуск V. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. Приложение. 150. С. 36.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Вотчинные хозяйственные книги XVI века: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 70–80-х гг. Вып. 1. М.; Л.: Институт истории СССР, 1980. С. 88. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 367. С. 407–410. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 367. С. 407–408. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 367. С. 409. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 367. С. 409. ГИМ. Отдел рукописей и старопечатных книг. Синодальное (Патриаршее) собрание Славянских рукописей. 829. Л. 1–2; Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М.: Университетская типография, 1903. С. 115–116; Иосиф/Православная энциклопедия. Т. XXV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 575. Вотчинные хозяйственные книги XVI века: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 70–80-х гг. Вып. 1. М.; Л.: Институт истории СССР, 1980. С. 91. Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь/Православная энциклопедия. Т. XXVI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. С. 95. Вотчинные хозяйственные книги XVI века: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 70–80-х гг. Вып. 1. М.; Л.: Институт истории СССР, 1980. С. 104. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 372. С. 415–416. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 373. С. 416–418. РГБ. Отдел рукописей. Ф. 113. Собрание рукописных книг Иосифо-Волоцкого монастыря. 564; Иосиф/Православная энциклопедия. Т. XXV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 575. Иосиф/Православная энциклопедия. Т. XXV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 575.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

свящ[енник] П. Соколовский. Дмитров. Пасха Христова 1956 г. Д. 13. Л. 50–50 об. Подлинник. Автограф. 6. Не позднее 4 июня 1956 г. Ваше Преосвященство! Посылаю Вам одновременно с настоящим письмом бандероль с последующей частью указаний к акафистам Иисусу Воскресшему Патриарха Сергия 676 . Псалтирь еще задерживаю, вышлю в ближайшие дни. Икону всех Русских святых, возвращаясь от Вас, оставил в Лавре. О[тца] Наместника не пришлось увидеть, но зато на следующий день от редакции был звонок о[тцу] Наместнику с просьбой освободить Марию Николаевну для работ по иконе. Анатолий Васильевич пожелал, чтобы икона после исправления была доставлена в редакцию, где и будет сделана фотография. Редакция же с нарочным направит икону в Петушки. Анатолию Васильевичу я напомнил о том, чтобы с иконой обращались аккуратно. Келейника о[тца] наместника я попросил о том, чтобы о[тец] наместник отблагодарил Марию Николаевну за работу по иконе. Через неделю вышлю Вам, Владыко, третью партию указаний для редактирования. С любовью вспоминаю двукратное мое пребывание у Вас, Владыко святый. Анатолий Васильевич все еще собирается побывать у Вас и в спутники себе пригласил меня. Уповаю на Ваши святительские молитвы и жажду Вашего архипастырского благословения для себя, для семьи моей и для верующих моего храма. Послушник Вашего Преосвященства свящ[енник] П. Соколовский. Дмитров. Пятница Недели о Расслабленном. 1956 г. Д. 15. Л. 59–60. Подлинник. Автограф. 7. 22 июня 1956 г. 677 Отдание Праздника Вознесения 1956 г. Ваше Преосвященство! Меня опечалило Ваше сообщение о том, что Вы по состоянию здоровья не можете редактировать «Указаний» на 1957 год. Мне, собственно, хотелось, чтобы Вы, Владыко, хотя прочитали и сделали свои хоть беглые пометки о значительных недочетах «Указаний» в том их изложении, как они есть, не утруждая себя разбором их с Вашей принципиальной точки. Я весьма глубоко признателен и благодарен Вам, дорогой Владыко, за те замечания, которые Вы прислали к 2 – м частям «Указаний». И это очень хорошо, что Вы, Владыко, просмотрели и сделали свои замечания к самому началу «Указаний» и к Св[ятой] Пасхе.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

РГАДА. Ф. 1192. Иосифо-Волоцкий монастырь. Оп. 2. Д. 519. 59. Л. 78–82.; Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 135. С. 131–133. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 136. С. 133–134. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 137. С. 134–136. Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича/Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М.: Издательство «Наука», 1965. С. 34. Царственная книга/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 432. Акты Археографической экспедиции (ААЭ). Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук. СПб.: Типография 2 отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1836. Т. 1. 185. С. 163. РГАДА. Ф. 1192. Иосифо-Волоцкий монастырь. Оп. 1. 330.; Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 149. С. 144–145. РГАДА. Ф. 1192. Иосифо-Волоцкий монастырь. Оп. 2. Д. 519. 34. Л. 47–48.; Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 153. С. 147–148. Царственная книга/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 442; Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича/Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М.: Издательство «Наука», 1965. С. 54; Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Первая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1904. С. 144. Гурий/Православная энциклопедия. Т. XIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 464. РГАДА. Ф. 1192. Иосифо-Волоцкий монастырь. Оп. 1. 331; 332..; Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 171. С. 162–164.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

При игумении Филарете и по благословению митрополита Филарета (Дроздова) в 1850 г. открылось шестиклассное Духовное женское училище, где училось около 40 девушек из духовного звания и сироты. Располагалось училище в деревянном монастырском флигеле, в котором находились три келии и содержалось на средства монастыря, а остальные - за счет пожертвований. В 1863 г. монастырь посетил митрополит Киевский Арсений, который после посещения училища стал выделять 200 рублей ежегодно на его содержание. 15 июля 1884 г. при игумений Архелаи (Дашкевич), в 100-летия основания Лебединского монастыря, был освящен третий престол в честь Успения Пресвятой Богородицы в северной части Свято-Николаевского храма. Высокого расцвета монастырь достиг при игумении Евфалии I (Лебедевой). При ней были построены новые келии, двухэтажная гостиница для паломников, увеличино число воспитанниц в училище до 150, улучшен вид обоих храмов. После Октябрьского переворота 1917 года в связи с отделением Церкви от государства у монастыря отнимается право Записи Актов Гражданского Состояния (ЗАГСа) и закрывается Духовное училище. В октябре 1929 г. монастырь был закрыт, игумению Смарагду арестовали за хранение 86 пудов пшеницы. Монастырское имущество частично было разграблено, остальное конфисковано работниками НКВД. На территории монастыря образовали коммуну " Червоный Жовтень " , которая пользовалась монастырской землей только I7 га. В эти годы была " урезана " колокольня и с обеих церквей снесены купола. Через три года коммуна распалась и на территории монастыря образовали интернат для бесприютных детей, а позже и для детей репрессированных родителей. С приходом немецкой власти в 1941 г., Лебединский монастырь был открыт и в него стали возвращаться оставшиеся в живых инокини. Нелегко было игумении Валентине I и сестрам поднять разоренное хозяйство и возобновить Устав монастырской жизни. После немецкой оккупации игумению Валентину I арестовали и отправили в Лукьяновскую тюрьму города Киева на допрос. Ее обвиняли в том, что обитель укрывала вояк УПА, за что многие годы провела в заточении.

http://sobory.ru/article/?object=26598

В 2009 г. «епископ Луганско-Старобельский» Матвиевский был уволен на покой, в 2009-2010 гг. епархией руководил «епископ» Тихон Петранюк, в 2010-2013 гг.- Мефодий Срибняк, в 2013 г. ее возглавил «епископ» Афанасий Яворский. Кроме Луганска, где в 2013 г. был открыт Троицкий кафедральный собор УПЦ-КП, действующими являются 7 приходов: Покровский в Северодонецке, Преображенский в г. Кременная, святых Веры, Надежды, Любови и Софии в Старобельске, Покровский в Краснодоне, Вознесенский в г. Красный Луч, Сергиевский в Ровеньках, Николаевский в с. Волкодаеве Новоайдарского р-на. Остальные общины имеют фиктивный характер, никакой деятельности не ведут. Зарегистрированы 12 священников. Яворский и его сторонники делают попытки захвата храмов УПЦ (18 окт. 2015 в с. Райгородка Новоайдарского р-на). Старообрядчество на Луганщине Первые староверы прибыли на территорию совр. Донбасса не позднее 1720 г. из Московской губ. и основали с. Ольховатка (Славяносербского у. Новороссийской губ.). Вторая группа переселенцев-староверов прибыла в 80-х гг. XVIII в. из Стародубского и Севского уездов, они селились как в районе Ольховатки, так и на побережье Азовского м., где было основано с. Мелекино. В 80-х гг. XVIII в. в основанном старообрядцами с. Городище (Славяносербского у., ныне Перевальского р-на Луганской обл.) были построены 2 часовни: Успенская и Покровская, появился Преображенский муж. скит. В Городище служили те же священники, что и в Ольховатке. Позже возник приход Белокриницкой иерархии в с. Орехове Славяносербского у. (ныне Ореховка Лутугинского р-на Луганской обл.). В 60-х гг. XIX в. в Городище насчитывалось 3736 старообрядцев, в Ольховатке - 1597, в Орехове - 757 старообрядцев. В 1866 г. для прихода Ольховатки был рукоположен свящ. Емилиан Бессчатный (Бессчастнов), исполнявший свои обязанности вплоть до кончины в 1910 г. По данным переписи 1897 г., в Славяносербском у. проживало 6275 староверов, в Старобельском - 985, в Бахмутском у.- 638 старообрядцев. Между 1905 и 1910 гг. в Орехове был построен Покровский храм. В 1908 г. сооружен старообрядческий Вознесенский храм на хуторе Никитин Славяносербского у. (ныне с. Никишино Шахтёрского р-на Донецкой обл.). Не позднее 1910 г. построен храм белокриницкого согласия в рыбацком пос. Мелекино Мариупольского у. (ныне село Першотравневого р-на Донецкой обл.). В 1911 г. упоминались храмы белокриницкого согласия в Славянске и в с. Н. Богдановка Старобельского у. Харьковской губ. (ныне Червоный Жовтень Станично-Луганского р-на).

http://pravenc.ru/text/2110759.html

1992 г. из УАПЦ приход Рождества Христова в Одессе. С 1995 г. наблюдается рост числа общин УПЦ КП. Были созданы приходы прп. Серафима Саровского в Одессе (в районе Чубаевка) и Петропавловский в с. Жовтень (ныне Петроверовка) Ширяевского р-на (1995), в с. Агафиевка Любашовского р-на, Михаило-Архангельская община в Одессе (1996), свт. Петра Могилы в Одессе, приходы в г. Берёзовка, пос. Николаевка, в селах Ульяновка и Стрюково Николаевского р-на, Новоелизаветовка и Макарово Ширяевского р-на, Новоборисовка Великомихайловского р-на (1997), община св. Юрия на Слободке, приходы в пос. Черноморка Киевского р-на Одессы, в селах Августовка Беляевского р-на, Визирка Коминтерновского р-на, Неделково Савранского р-на, Кричуново Любашовского р-на (1998), приходы в селах Крыжановка Коминтерновского р-на, Капустянка и Бакша Савранского р-на, Йосифовка и Новоградковка Овидиопольского р-на (1999). В 90-х гг. почти все общины УПЦ КП создавались в северных и северо-западных районах Одесской обл., на территории бывш. немецких и польск. колоний, куда на рубеже 40-х и 50-х гг. XX в. переселяли украинцев, депортированных с Холмщины, Лемковщины и из Зап. Галичины. В 2000 г. зарегистрированы первые крупные городские общины: Успенская в г. Раздельная и Покровская в г. Южном. В 2001 г. зарегистрирован Троицкий приход в районе 3-й станции Б. Фонтана на окраине Одессы. В 2005 г. создан Покровский жен. мон-рь в с. Шевченкове Берёзовского р-на, однако монашеская жизнь там не сложилась. В 2007 г. поставлены на учет Покровский приход в г. Беляевка и Троицкий приход в Балте. В 2008 г. в Балте зарегистрирован Успенский приход. В 2009 г. открыт храм во имя Всех святых земли Украинской в пос. Коминтерново (ныне Доброслав Лиманского р-на). В 2009 и 2012 гг. зарегистрированы 2 Никольские общины в Одессе, построен храм. В 2006 г. зарегистрирована община, к 2015 г. построен храм в честь Покрова Пресв. Богородицы в бывш. пос. Котовского в Одессе. УПЦ КП имеет в Одессе 5 храмов, неск. часовен и молитвенных помещений. Др. городские приходы УПЦ КП - Борисоглебский в Теплодаре, Николаевский в Черноморске, Рождество-Богородичный в Берёзовке, Покровский в Овидиополе, Всех святых земли Украинской в Подольске, Михайловский в г. Кодыма. После 2014 г. храмы УПЦ КП строятся при военных частях в разных районах области, иногда они используются совместно с общинами Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ). В 2018 г. в Одесской обл. состояли на регистрации 132 общины УПЦ КП. Армяно-григорианская Церковь

http://pravenc.ru/text/2578181.html

     Наконец, я заснул; временами просыпаясь, смотрел в окно, где было видно темное небо с яркими хороводами звезд. Изредка на дворе лаяла собака. В углу комнаты уютно и безостановочно трещал сверчок. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. А утром Федя проводил меня на поезд в Тихвин, и я уехал. Закарпатские этюды   В Карпатах от старославянских времен месяц октябрь называют " жовтень " .      То там, то здесь, под горами у реки в легкой туманной дымке виднелись селения с белыми хатами, накрытыми низко надвинутыми на оконца камышовыми и драночными крышами.      И в каждом селении была церковь, но какая! Из дерева, она напоминала смереку или, по-русски, ель, с такими же лапчатыми ярусами крыш, крытых дранкой, и все это сооружение венчалось несколькими православными крестами.      Да, это была Карпатская Русь.      Удивительный народ живет здесь. Народ, который говорит про себя: " Мы - руськие " . Еще их называют " русины " .      Митрополит Вениамин (Федченков), будучи в эмиграции как активный участник белого движения, одно время служил здесь в сане архиепископа, окормлявшего православные приходы. Привожу его впечатления от Карпатской Руси и ее народа из книги " На рубеже двух эпох " .       " 1924/25 гг. Скоро мы поехали в свою Карпатскую Русь. Стоило увидеть первые лица, встретившие нас в храме села Лалово, как тотчас же стало ясно: это наши родные - русские! Будто я не в Европе, а где-либо на Волыни или Полтавщине. Язык их ближе к великорусскому, чем теперешний украинский. Объясняется это, по-моему, несколькими причинами. Прежде всего - географическими. Когда венгры или, как их на Закарпатской Руси зовут обычно, " мадьяры " завоевали эти края, то они овладели, конечно, лучшими равнинными землями, а покоренных славян загнали в леса и горы. И эти горы спасли их. Спрятанные в их складках, удаленные от культурных разлагающих центров и путей сообщения, наши братья сохранились в удивительной чистоте расы и здоровья и в любви к своему русскому народу. Вторая причина была религиозная. Сохранив славянский язык в богослужении, даже и после насилия унии (XVI в.), они через него удержали связь с русским языком и Православной Русью. Какой же это был прекрасный народ!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2081...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010