Митрополит Анфим за свои выступления в сентябре 1956 г. был ограничен пределами своей митрополии. Общение с внешним миром ему было запрещено. Только в апреле 1957 г. ограничение с него было снято. Тогда же были освобождены под давлением свободолюбивых киприотов и мировой общественности Архиепископ Макариос и митрополит Киренийский Киприан с условием, чтобы, оставив место заключения, они отправились куда угодно, но не на Кипр (оба уехали в Афины).    Находясь в изгнании, Архиепископ Макариос продолжил борьбу за свободу своей родины. В частности, он решительно выступил против осуществления на острове так называемого «плана Макмил-лана», являвшего собой типичный пример английской колониальной политики — сохранение Кипра в качестве военной базы.    В феврале 1959 г. Его Блаженство участвовал в Лондонском совещании, явившемся продолжением переговоров в Цюрихе. В Лондоне были подписаны соглашения, на основе которых позднее острову была предоставлена самостоятельность. В марте того же года, после принятия Цюрихско-Лондонского соглашения, Архиепископ Макариос и митрополит Киприан уже смогли возвратиться на Кипр. В апреле вернулся на Кипр и митрополит Пафский Фотий, но вскоре ушел на покой. На Пафскую митрополию был избран епископ Саламинский Геннадий.    Вскоре после возвращения на родину Архиепископ Макариос 18 сентября 1959 г. обратился к эллинскому кипрскому народу со знаменательным патриотическим посланием, в котором говорилось:    «Эллинский кипрский народ!    Путем тяжких битв и жертв приобрели мы божественный дар свободы, право руководить политической и общественной жизнью и создали предпосылки для мира и благоденствия на острове. Доблесть и патриотизм эллинских киприотов выковались в величайщих страданиях и жертвах и стали примером подражания для грядущих поколений.    Но если путем жестокой борьбы была приобретена свобода и колониальный режим переживает свой конец, то свободный режим на нашем острове еще не установлен. Нам предстоит пройти стадию применения Цюрихского и Лондонского соглашений и в течение этого переходного периода, мы, естественно, столкнемся с большим числом проблем и трудностей. Нужно большое внимание ко всему этому, и мы охотно посвящаем наши старания достойному применению договоров, на основе которых мы строим независимую Кипрскую демократию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

военнопленных. К 1951 г. численность населения М. о. достигла довоенного уровня. Форсированное развитие промышленности и рыбного промысла сопровождалось дальнейшим увеличением этого показателя. Его максимум в М. о. был достигнут к нач. 90-х гг. XX в., когда в регионе проживало ок. 1,2 млн чел., в т. ч. в Мурманске - ок. 500 тыс. чел. В 40-х - 50-х гг. были образованы новые рабочие поселки: Никель (1945), Печенга (1945), Ревда (1950), Зеленоборский (1952), Африканда (1955), Тюва-Губа (1957), Зареченск (1957), Росляково (1959), Шонгуй (1959). На 1 янв. 1955 г. в состав М. о. входило 6 городов, 8 сельских и 3 городских района, 19 рабочих поселков, 41 сельсовет. В 1957 г. пос. Оленья (основан в 1947) преобразован в г. Оленегорск, рабочий пос. Заполярный - в город районного подчинения, выделена пригородная зона г. Кандалакши. В 1965 г. статус города получили поселки Ковдор и Кола, а в 1966 г.- пос. Апатиты. В 1965 г. образован пос. Серебрянский, населенный пункт Урица был переименован в Видяево, в 1966 г. создан пос. Верхнетуломский, а в 1967 г.- пос. Сафоново. В 1973 г. в пригородной зоне г. Апатиты построен пос. Полярные Зори (с 1983 город), в 1978 г. в Кольском р-не появился пос. Туманный, а в 1979 г.- пос. Молочный. По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февр. 1963 г. на территории области осталось 4 района - Кольский, Ловозерский, Печенгский и Терский. Сразу после войны возобновили работу Мурманский учительский ин-т, педучилище, Кировский горно-химический техникум, вернулось из эвакуации из Нарьян-Мара Мурманское среднее мореходное уч-ще. В 1950 г. в Мурманске было открыто Высшее мореходное уч-ще, к-рое начало осуществлять подготовку высококвалифицированных инженеров-судоводителей и инженеров-судомехаников. В 1956 г. Мурманский учительский ин-т был преобразован в Мурманский гос. педагогический ин-т. В 1949 г. был открыт Кольский филиал АН СССР, состоявший из Геологического и Биологического ин-тов, в нач. 1958 г. в филиале были созданы специальный Институт химии и технологии минерального сырья, а также Лаборатория природного газа.

http://pravenc.ru/text/2564372.html

Лит.: Pumnul A. Neofit (Scriban)//Lepturariu rumânesc cules din scriptori rumâni. Viena, 1864. Vol. 4. Pt. 1. P. 214-218; Erbiceanu C. Viaa i activitatea preasfinitului Neofit (Scriban). Bucur., 1888; Lasc r D. Viaa i activitatea arhiereului Neofit (Scriban). Bucur., 1898; Арсений (Стадницкий), еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904. С. 395-457; Dobrescu N. Studii de istoria Bisericii Române contemporane. Bucur., 1905. Vol. 1: 1850-1895; idem. În chestia modificrii Legii Sinodului: Lmuriri canonice-istorice asupra sinodului i asupra organizaiunii bisericeti din Biserica Ortodox. Bucur., 1909; Sturdza D. A. Însemntatea Divanurilor ad-hoc din Iai i Bucureti în istoria renaterii României. Bucur., 1912; Bossy R. V. Agenia diplomatic a României în Paris i legturile politice franco-române sub Cuza-vod. Bucur., 1931; idem. L " Autriche et les Principautés-Unies. Bucarest, 1938; Stan L. Relaiile dintre Biseric i Stat. Studiu istorico-juridic//Ortodoxia. Bucur., 1952. An. 4. N 3/4. P. 353-461; idem. Despre autocefalie//Ibid. 1956. An. 8. N 3. P. 369-396; Dr gu in C. Legile bisericeti ale lui Cuza vod i lupta pentru canonicitate//Studii teologice. Bucur., 1957. An. 9. N 1/2. P. 86-103; P curariu M. Arhiereii Neofit (Scriban) i Filaret (Scriban)//Mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1959. An. 35. N 1/2. P. 87-102; 1970. An. 46. N 1/2. P. 3-5; Porcescu S. Preoii ortodoci din Moldova lupttori pentru Unirea rilor Române//Ibid. 1959. An. 35. N 1/2. P. 37-49; Izvoranu S. Sinoadele de sub regimul legilor lui Cuza//BOR. 1960. An. 128. N 7/8. P. 658-682; erb nescu N. 150 de ani de la naterea lui Alexandru Ioan Cuza//BOR. 1970. An. 88. N 3/4. P. 351-407; idem. Autocefalia Bisericii Ortodoxe Române cu prilejul centenarului//Centenarul autocefaliei Bisericii Ortodoxe Române. Bucur., 1987. P. 41-138; Hri cu D. Cariera didactic a lui Eftimie Murgu la Academia Mihilean din Iai i un atestat de studii eliberat de arhiereul Neofit (Scriban)//Mitropolia Moldovei i Sucevei.

http://pravenc.ru/text/2564996.html

Ο Πρχειρος Νμος императора Василия Македонянина: Его происхождение, характеристика и значение в церк. праве. Серг. П., 1906. Вып. 1. С. 151-177; Вернадский Г. В. Византийские учения о власти царя и патриарха//Recueil d " études dédiées à la mémoire de N. P. Kondakov. Prague, 1926. P. 143-154; idem. (Vernadsky G.) Die kirchlich-politische Lehre der Epanagoge und ihr Einfluss auf das russische Leben im XVII. Jh.//BNJ. 1928. Bd. 6. S. 119-142; idem. «The Tactics» of Leo the Wise and the Epanagoge//Byz. 1931. T. 6. P. 333-335; Kr i š nik C. O pravni naravi Epanagoge//Slovenski pravnik. Ljubljana, 1935. Letnik 49. Š tevilka 11/12. S. 335-349; Malafosse J., de. Épanagogè//DDC. 1953. T. 5. Col. 354-362; Wenger. Quellen. S. 701-702, 709-710; Scharf J. Photios und die Epanagoge//BZ. 1956. Bd. 49. S. 385-400; idem. Quellenstudien zum Prooimion der Epanagoge//BZ. 1959. Bd. 52. S. 68-81; idem. Ius divinum: Aspekte und Perspektiven einer byzant. Zweigewaltentheorie//Polychronion: FS F. Dölger/Hrsg. von P. Wirth. Hdlb., 1966. S. 462-479; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 525; Sch ä fer K. Th. Eisagoge//RAC. 1959. Bd. 4. Sp. 862-904; Esser A. Die Lehre der Epanagoge - eine oströmische Reichstheorie//Freiburger Zschr. f. Philosophie und Theologie. 1963. Bd. 10. S. 61-85; Waldstein W., Simon D. Neuentdeckte Bruchstücke der Epanagoge cum Prochiro composita: Eine Palimpsesthandschrift der Klosterbibliothek Lavra//JÖB. 1974. Bd. 23. S. 145-178; Waldstein W. Zur Epanagoge cum Prochiro composita: Eine Palimpsesthandschrift der Klosterbibliothek Lavra (Berg Athos)//ZSRG.R. 1974. Bd. 91. S. 375-383; Pieler. Rechtsliteratur. S. 454-455, 457, 460-461; Липшиц. Законодательство. С. 60-63; Wal, Lokin. Delineatio. 19852. P. 78-87, 94-95; Schminck A. Studien zu mittelbyzantinischen Rechtsbüchern. Fr./M., 1986. S. 1-15, 132. (Forsch. z. byzant. Rechtsgeschichte; Bd. 13); idem. Epanagoge//ODB. 1991. Vol. 1. P. 703-704; idem. Epanagoge aucta//Ibid. P. 704; idem. Epanagoge cum Prochiro composita//Ibid.

http://pravenc.ru/text/674794.html

2. Карма, Самскара (содеянное) — поступки, влекущие последствия.   ВТОРАЯ ЖИЗНЬ. 3. Виджняна (сознание) — первый момент новой жизни. 4. Нама-рупа (психофизическое бытие) — жизнь внутриутробная. 5. Шад-аятана (шесть основ) — развитие чувственных органов. 6. Спарша (соприкосновение) — окончание внутриутробной жизни. 7. Ведана (чувство) — период детских эмоций. 8. Тришна (вожделение) — возникает в период зрелости. 9. Упадана (стремления) — осмысленные цели, привязанность к жизни. 10. Бхава (жизнь) — расцвет жизни и мысли.   ТРЕТЬЯ ЖИЗНЬ. 11. Джати (рождение) — начало нового воплощения. 12. Джара-марана (старость и смерть) — конец жизни. Зачинается новый круг воплощений и так без конца…   V. Вопросы, на которые нельзя дать логически ясного ответа 1. Вечен ли мир? 2. Конечен ли мир? 3. Тождественна ли душа с телом? 4. Бессмертен ли познавший истину? 5. Можно ли назвать его бессмертным или смертным? Краткая библиография КИТАЙ 1. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА Источники 1. Китайская классическая книга перемен. Пер. Ю.Шуцкого. М., 1960. 2. Конфуциева летопись, Чюньцю. Пер. Н. Монастырева. СПб., 1876. 3. Струве В., Редер Д. Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1963. 4. Сыма Цянь. Избранное. Пер. В. Панасюка. М., 1956. 5. Сыма Цянь. Исторические записки, т. I. M., 1972. 6. Ши цзин. Пер. А. Штукина. М., 1957. 7. Book of History (Shuking), tr. Old. w. g.. London, 1918.   Литература 1. Алексеев В. Китайская литература. — Сб. «Литература Востока», вып. 2. Пг., 1920. 2. Бичурин Н. (иер. Иакинф). Китай в гражданском и нравственном состоянии. Пекин, 1912. 3. Васильев В. Очерк китайской литературы. — «Всеобщая история литературы» Е. Корша, т. I, Восток. 4. Георгиевский С. Принципы жизни Китая. СПб., 1888. 5. Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959. 6. Джайльс Г. Китай и его жизнь. СПб., 1914. 7. Переломов Л. Империя Цинь — первое централизованное государство в Китае. М., 1962. 8. Шан Юэ. Очерки истории Китая. М., 1959. 9. Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая. М., 1958. 10. Роль традиций в истории и культуре Китая (сборник статей). М., 1972.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

викарий митр. Евлогия; с 17.04.1946 в сане архиепископа; с 7.06.1946 архиеп. Венский, вик. Западноевропейского экзархата; с окт. 1946 г. экзарх Среднеевропейских православных Церквей МП; с 16.11.1948 архиеп. Берлинский и Германский; с 26.09.1950 архиеп. Казанский и Чистопольский; † 18.12.1952. Сергий (Костин) 14.08.1955 хирот. во еп. Новороссийского; с 17.09.1956 еп. Костромской и Галичский; † 15.06.1959. Сергий (Кудрявцев) после 1917 г. хирот. во еп. Краснохолмского; † 16.04.1955. Сергий (Куминский) 1.09.1923 хирот. во еп. Радомышльского, вик. Киевской епархии; с 1928 г. еп. Бершадский, вик. Киевской епархии; с 1930 г. еп. Бузулукский, вик. Самарской епархии; с 22.11.1934 назначен еп. Ливенским, но в управ. не вступал; с 9.02.1935 еп. Рыльский; с 16.10.1935 еп. Вольский; с 1.04.1936 еп. Ачинский; с 4.11.1937 в заключении. Сергий (Лабунцов) после 1922 г. хирот. во еп. Прилукского; уклонился в лубенский раскол. Сергий (Лавров [Петров]) с 21.01.1917 еп. Семиреченский, вик. Туркестанской епархии; 1923–1926 врем. управ Ташкентской епархией; с 6.02.1927 в обновленческом расколе; женился. Сергий (Ларин) 15.08.1944 хирот. во еп. Кировоградского, вик. Одесской епархии; с 1946 г. еп. Одесский и Кировоградский (затем Одесский и Херсонский); с 30.10.1947 еп. Ростовский и Таганрогский; с 24.02.1948 еп. Ростовский и Новочеркасский; с дек. 1949 еп. Житомирский и Овручский; с 17.03.1950 еп. Гродненский и Брестский; с 1.02.1951 на покое; с 1.04.1952 еп. Тульский и Белевский; с 9.02.1954 еп. Астраханский и Сталинградский; с 27.07.1959 еп. Омский и Тюменский; с 3.04.1961 архиеп. Пермский и Соликамский; с 10.10.1962 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский; с 20.05.1964 архиеп. Ярославский и Ростовский; † 12.09.1967. Сергий (Мельников) 16.11.1925 хирот. во еп. Любимского, вик. Ярославской епархии; с 1927 г. епархией не управлял; † 12.12.1934. Сергий (Никольский) 23.03.1925 хирот. во еп. Ефремовского, вик. Тульской епархии; с 1927 г. еп. Бузулукский, вик. Самарской епархии; † 16.05.1930. Сергий (Петров Стефан) с 22.12.1913 еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

397 . Hausherr l. L’hésychasme. Étude de spiritualité//OCP 1956. 22. 5–40, 247–285. 2 .132). 163–237. 398 . Hausherr l. Ignorance infinie ou science infinie?//OCP 1959. 25. 44–52. 399 . Hausherr l. Abnegation, renoncement, mortification//Christus. 1959. 20. 182–195. же://Id. 1 .405). 301–313. 400 . Hausherr l. La kryptè méléte des moines//XII е Congr. Int. des Ét. Byz. Résumés des communications. Belgrade, Ochride 1961. 47. 401 . Hausherr l. Solitude et la vie contemplative d’après l’hésychasme. Bellefontaine 1962. Bellefontaine 1989. 81. (Spiritualité orientale. 3). 402 . Hausherr l. Vocation chrétienne et vocation monastique selon les Peres//Laicat et sainteté. Rome 1963. 33–115. же://Id. 1 .405). 403–485. 403 . Hausherr l. Pour comprendre l’Orient chrétien: La primauté du spirituel//OCP 1967. 33. 351–369. 404 . Hausherr l. L’obéissance religieuse. Toulouse 1967. 405 . Hausherr l. Études de spiritualité orientale. Rome 1969. VII, 497. (OCA 1969. 183). [Сб-к осн. работ автора по восточнохрист. аскетике]. 406 . Heppell М. The role of the spiritual father in orthodox monasticism//Monastic Studies. Bangor, Gwynedd: Headstart History. 1991. 2: The Continuity of Tradition/Ed. Loades J. 23–29. 407 . Herbut J. De ieiunio et abstinentia in Ecclesia byzantina ah initiis usque ad saec. XI. Roma 1968. (Corona Lateranensis. 12). 408 . Herman E. La «stabilitas loci» nel monachismo bizantino//OCP 1955. 21. 115–142. 409 . Hésychasme//DHGE 1991. 139–140. 410 . Heussi K. Der Ursprung des Mönchtums. Tübingen 1936. 1981. 411 . Hierotheos Vlakhos, metrop. Orthodox psychoterapy. The science of the Fathers. Levadia 1994. Ib. 1995, 1997, 2000. 369. пер.: Timioara 1998. ориг.: Levadia 1986 (и ряд переизд.). 412 . Horton P. The elements of the spiritual lifë A study in ascetical life. N. Y. 1954. 413 . Horujy S. Discourses of the Inner and the Outer in practices of the Self//Международные чтения по истории и философии культуры. 12. Онтология диалога. Метафизический и религиозный опыт. СПб. 2002. 144–163.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Лит.: Diculescu C. C. Un episod diplomatic de ep. Melchisedec. Bucur., 1907; Iorga N. Istoria Bisericii Româneti i a vieii religioase a românilor. Bucur., 1928, 1930. Vol. 2. P. 288-322; Pocitan V. Melchisedec: Ca membru al Sfantului Sinod (1861-1892). Bucur., 1939; Mihail M. Viaa i opera lui Gavriil Musicescu oglindit în scrisorile anilor 1871-1899//Studii muzicologice. Bucur., 1956. Vol. 2. P. 91-127; 1957. Vol. 4. P. 58-128; idem. Din corespondena ep. Melchisedec//BOR. 1959. Vol. 77. N 5/6. P. 493-612; idem. Legturile culturale ale ep. Melchisedec cu Rusia: Corespondena din anii 1849-1892//Mitropolia Moldovei i a Sucevei. Iai, 1961. Vol. 37. N 3/4. P. 261-296; idem. Geneza studiului, întocmit de ep. Melchisedec, despre Grigorie amblac//Idem. 1969. Vol. 37. N 7/9. P. 505-510; idem. Contribuia ep. Melchisedec la rzboiul pentru independen//BOR. 1977. Vol. 45. N 5/6. P. 418-428; idem. Scrisori i însemnri de la ep. Melchisedec al Romanului//Cronica episcopiei Romanului i Huilor. Roman, 1992. Vol. 1. P. 163-197; idem. Un mesaj de solidaritate spiritual româneasc cu lupta cretanilor (1869)//Hrisovul: Buletin al facultii de arhivistic. Bucur., 1996. N 2. P. 205-209; P curariu M. Traduceri româneti din literatura teologic rus pân la sfâritul secolului al XIX-lea//Studii teologice. Bucur., 1959. Vol. 11. N 3/4. P. 182-212; idem. Istoria Bisericii Ortodoxe Române. Iai, 2008. Vol. 2. Pt. 1. P. 97-157; idem. Cultura teologic româneasc. Bucur., 2011. P. 198-207, 236-246; Ciachir N. Cu privire la misiunea diplomatic a ep. Melchisedec în Rusia în anul 1868//BOR. 1965. Vol. 83. N 11/12. P. 1079-1082; Porcescu S. Episcopia Romanului. Bucur., 1984. P. 298-313; Ioni A. M. Autocefalia Bisericii Ortodoxe Române. Contribuia ep. Melchisedec tefânescu la recunoaerea autocefaliei Bisericii noastre//BOR. 1985. Vol. 103. N 5/6. P. 440-478; erb nescu N. Autocefalia Bisericii Ortodoxe Române cu prilejul centenarului//Centenarul autocefaliei Bisericii Ortodoxe Române. Bucur., 1987. P. 41-138; Moraru A. Biserica Ortodox Român între anii 1885-2000. Bucur., 2006. Vol. 2. Pt. 1. P. 13-89; Ceobanu A.-B. Atitudini i stri de spirit în mediul politic românesc cu privire la Rusia (1866-1877)//Relaii internaionale: Lumea de ieri, lumea de mâine. Iai, 2007. P. 56-64; Costea P. Ierarhul acad. Melchisedec tefnescu - predicator, catehet i pedagog de vocaie. Roman, 2015.

http://pravenc.ru/text/2562934.html

Vol. 5. 1959--1960. P. 140–185. Наиболее подробно, ясно и четко названная дискуссия обозревается в кн.: Clayton Р. В. The Christology of Theodoret of Cyrus. Antiochene Christology from the Council of Ephesus (431) to the Council of Chalcedon (451). Oxford, 2007. P. 53–74. 417 Это главный тезис P. Девреесса в указанной книге, который в ряде своих положений опирался на разработки М. Ришара. 418 См.: Galtier P. Théodore de Mopsueste. Sa vraie pensée sur lIncarnation//Recherches de Science Religieuse. T. 45.1957. P. 161–186, 338–360. 419 Richard М. Opera minora. Vol. 2. Turnhout, 1976. N 42. P. 21–28; Mckenzie J. L. Annotation on the Christology of Theodore of Mopsuestia//Theological Studies. Vol. 19. 1958. P. 345–373. 420 Особенно важной и актуальный доныне продолжает оставаться монография: Sullivan F. A. The Christology of Theodore of Mopsuestia. Romae, 1956. P. 35–158, 197–284. Ряд серьезных некорректностей христологии Феодора, особенно в связи с его антропологией и сотериологией, верно подмечаются в кн.: Norris R. A. Manhood and Christ. A Study in the Christology of Theodore of Mopsuestia. Oxford, 1963. P. 123–234. 421 См.: Sullivan F. A. Further Notes on Theodore of Mopsuestia//Theological Studies. Vol. 20. 1959. P. 264–279; Abramowski L. Ein unbekanntes Zitat aus Contra Eunomium des Theodor von Mopsuestia//Le Museon. T. 71. 1958. S. 97–104; Idem. Zur Theologie Theodors von Mopsuestia//Zeitschrift für Kirchengeschichte. Bd. 72. 1961. S. 263–264; Clayton P. B. Op. cit. P. 66–73. 422 См.: Weigl E. Christologie vom Tode des Athanasius bis zum Ausbruch des nestorianischen Streites (373–429). München, 1925. S. 25. 423 См.: Théodore de Mopsueste. Homélies catéchétiques. P. 89–103. См. также немецкий перевод: Theodor von Mopsuestia. Katechetische Homilien. S. 152–168. 424 Примечательно, что Феодор не акцентирует внимания на фразе: «Но уничижил Себя Самого». Можно сравнить с толкованием блж. Феофилакта, который подчеркивает тот момент, что именно Бог Слово принял образ раба, а слова сделавшись подобным человекам и по виду став как человек изъясняет подобным образом: «Господь не все имел наше, но чего-то и не имел, именно: не родился по естественному порядку и не грешил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

На вторую Пражскую конференцию в Апреле 1959 года приехало уже 90 человек, в том числе около трети из капиталистических государств. Казалось, что у движения большое будущее. II конференция обсудила вопросы о введении всемирного «дня покаяния», приурочив его к дате атомной бомбардировки Хиросимы, об организации в 1961 году Вселенского Христианского мирного Собора, переименовав его затем во Всемирный конгресс. Как видно из заявления главы Русской делегации на конференции митрополита Минского и Белорусского Питирима, важнейшей задачей было приглашение на конгресс ВСЦ, объединявшего в основном протестантов и последователей Англиканской Церкви. На католиков с самого начала особых надежд не возлагалось. 641 Всемирный Совет Церквей привлекал повышенное внимание ЦК КПСС и КГБ, рассчитывавших использовать эту влиятельную организацию в своих целях, ещё с середины 1950-х годов. 27 Октября 1956 года Президиум ЦК принял постановление о разрешении Московской Патриархии послать делегацию для встречи и обсуждения с руководством ВСЦ вопроса об участии Русских представителей в работе данной организации. Уже была достигнута договорённость о том, что встреча должна состояться в Январе 1957 года в Париже. Однако, действия советских войск в Венгрии сорвали ее проведение. Первые официальные переговоры об установлении контактов довольно успешно прошли 7 Августа 1958 года в Утрехте. Было принято совместное коммюнике и обсуждён план взаимоотношений – присутствие наблюдателей Патриархии на заседаниях ЦК ВСЦ и приглашение его генерального секретаря в СССР. Между тем, руководство Русской Церкви в тот период отказывалось вступить в члены ВСЦ, придерживаясь тезиса, что именно Православие есть продолжение неразделённого Христианства. 22 Августа митрополит Николай заявил Г. Карпову, что речь может идти только о представительстве наблюдателей. Впрочем, и председатель Совета придерживался того же мнения. В Августе-начале Сентября 1959 года представители Московской Патриархии впервые присутствовали на ежегодной сессии ЦК Всемирного Совета Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010