Müller L. Studien zur altrussischen Legende der hll. Boris und Gleb//ZSIPhil. 1952. Bd.23. S. 60–77; 1956. Bd.25. S. 329–363; 1959. Bd. 27. S.274– 322; 1962. Bd.30. S. 14–44; idem. Die nichthagiographische Quelle der Chronikerzählung, von der Ermordung der Brüder Boris und Gleb und von der Bestrafung ihres Mörders durch Jaroslav//FS D. Cyevskyj. (SIVer. Bd.6). Berlin, 1954. S. 196–217 (S. 211–217: попытка реконструкции текста); idem. Die Urform der altrussischen Erzählung über Boris und Gleb//Vorträge auf der Berliner Slavistentagung (11–13. Nov. 1954). Berlin, 1956. S. 190–194; idem. Zur Rekonstruktion des “Naöal’nyj svod” der altrussischen Chronik aufgrund des “Skazanie über die Ermordung der hll. Boris und Gleb”//FS M. Vasmer. (Veröff. S1SL. 9). Wiesbaden, 1956. S. 341–348; idem. Neuere Forschungen über das Leben und kultische Verehrung der hll. Boris und Gleb//Opera Slavica. T.4: Slavistische Studien zum V. Intern. Slavistenkongreß in Sofia, 1963. Göttingen, 1963. S. 295–317; cp. следующую (отчасти критическую) литературу: von Lilienfeld F. Die ältesten russischen Heiligenlegenden: Studien zu den Anfängen der russischen Hagiographie und ihrem Verhältnis zum byzantinischen Beispiel//Aus der byzantinischen Arbeit der DDR. 1957. Bd.l. S. 237–271; Devos P.//AnBoll. 1959. T.77. P.494– 497; Poppe А. (прим. 524) (повсеместно). [Полемика между Л.Мюллером и А.Поппэ недавно получила продолжение: Müller L. Zur Frage nach dem Zeitpunkt der Kanonisierung der Heiligen Boris und Gleb//The Legacy (прим. 49). S. 321–339; Он же. О времени канонизации святых Бориса и Глеба//RM. 1995. T.VIII/1. С.5–20 (авторизов. перев. предыд. статьи); Поппэ А. О зарождении культа свв. Бориса и Глеба и о посвященных им произведениях//Там же. С.21–68. – Прим. изд. (К.А.)]. Радикально противоположна точка зрения А.А. Ильина (Летописная статья 6523 года и ее источник. Μ., 1957), которая нашла, однако, преимущественно отрицательный отклик (полностью солидаризовался с Ильиным только А.Μ. Членов: Clenov А.Μ. Zur Frage der Schuld an der Ermordung des Fürsten Boris//JbbGO. 1971. Bd.19. S.321–346). (Ср. также: Алешковский М.Х. Повесть временных лет: Судьба литературного произведения в Древней Руси. Μ., 1971. С.83–93, 129–131; он же. (прим. 550); Freidank D. (прим. 1013); Котляр Н.Ф. Чи Святополк убив Бориса 1989. С. 110–112. См. также прим. 524, 1011.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весной 1945 г. З. начал сотрудничать в нью-йоркском «Новом журнале», с апр. 1947 г.- в новой парижской газ. «Русская мысль» , в 1953 г. писал для нью-йоркского ж. «Опыты». С 1955 г. печатался в «Вестнике Русского студенческого христианского движения», с 1959 г. сотрудничал с мюнхенским альманахом «Мосты». В 1947 г. был избран председателем Союза рус. писателей во Франции, оставался им до конца жизни. Он добился исключения из Союза литераторов, принявших советское гражданство. В 50-х гг. выходили книги З. «В пути» (П., 1951; сборник, включавший предисловие «Молодость - Россия», рассказы «Странное путешествие», «Авдотья-смерть», повесть «Анна» и послесловие «Вандейский эпилог»), «Италия» (Н.-Й., 1951; фототипическое издание рукописи отдельной брошюрой), рассказ «Звезда над Булонью» (Новый журнал. 1955. 43), очерк «Латинское небо» (РМ. 1956. 959), рассказ «Разговор с Зинаидой» (Новый журнал. 1958. 55. С. 5-10) и др. В нояб. 1956 г. выступил с чтениями в Гоголевской б-ке в Мюнхене, прочитал, в частности, очерк «Достоевский и Оптина пустынь» (РМ. 1956. 889, 890). С марта 1959 г. вел переписку с Б. Л. Пастернаком . 2 февр. 1957 г. супруга писателя В. А. Зайцева перенесла инсульт, в течение 2 лет З. ухаживал за ней, вел под ее диктовку дневниковые записи бытового характера. В 1967-1969 гг. издавал с собственными комментариями «Повесть о Вере» и «Другая Вера. Повесть временных лет» - избранные места из переписки В. Н. Буниной и В. А. Зайцевой (РМ. 1967. 2569-2572; Новый журнал. 1968. 92; 1969. 95-96, 98-99). В 1960 г. З. напечатал воспоминания о А. В. Луначарском и Л. Б. Каменеве в «Новом журнале», в июле того же года составил очерк «Биографическое». В 1961 г. по случаю 80-летия З. в Мюнхене вышел сборник его рассказов «Тихие зори», в Париже - перевод «Ада» Данте. В 1963 г. он готовил для «Русской мысли» очерки о М. А. Алданове, Н. А. Бердяеве , И. А. Бунине , Вяч. Иванове, М. Осоргине. В 1965 г. в Вашингтоне была выпущена книга воспоминаний З. «Далекое». Последний рассказ писателя «Река времен» (Новый журнал. 1965. 78. С. 5-28) дал название сборнику, вышедшему в Нью-Йорке в 1968 г.

http://pravenc.ru/text/182491.html

Записки РАО. Записки отд–ния рус. и слав. филологии Рус. археол. о-ва. СПб., 1861. Т. 2. Зеньковский. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. Мюнхен, 1970. Зимин. Зимин А. А. Скоморохи в памятниках публицистики и народного творчества XVI века//Из истории русских литературных отношений XVIII–XX веков. М.; Л., 1959. Изборник. Изборник: Сб. произведений литературы Древней Руси. М., 1969. Измарагд. Измарагд. М., 1912. Иоанникий Галятовский. Иоанникий Галятовский. Ключ разумения. Львов, 1665. Иосиф Волоцкий, 1857. Иосиф Волоцкий. Просветитель. Казань, 1857. Иосиф Волоцкий, 1959. Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. ИРЛ. История русской литературы: В 4 т. Л., 1980. Т. 1. Истрин. Истрин В. М. Александрия русских хронографов: Исследование и текст. М., 1893. Казакова, 1961. Казакова Н. А. Книгописная деятельность и общественно–политические взгляды Гурия Тушина//ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. 17. Казакова, 1980. Казакова Н. А. Западная Европа в русской письменности XV–XVI веков. Л., 1980. Кантемир. Кантемир А. Собрание стихотворений. Л., 1956. Каптерев. Каптерев Я. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909. Т. 1; 1912. Т. 2. Карамзин. Карамзин Η. М. История государства Российского. 3–е изд. СПб., 1831. Т. 9. Кеведо. Кеведо Ф. Избранное. Л., 1971. Кирша Данилов. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. 2–е изд., доп. М., 1977. КЛЭ. Краткая литературная энциклопедия. М., 1971. Т. 6. Ключевский. Ключевский В. О. Соч.: В 8 т. М., 1957. Т. 2; Т. 3; 1958. Т. 4. Ковтун. Ковтун Л. С. Лексикография в Московской Руси XVI — начала XVII в. Л., 1975. Комарович. Комарович В. Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI–XIII вв.//ТОДРЛ. М.; Л., 1960. Т. 16. Копанев. Копанев А. И. Книжность северной волости XVI–XVII вв.//Культура Древней Руси. М., 1976. Котошихин. Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. 2–е изд. СПб., 1859. Левинтон, Смирнов. Левинтон Г. А., Смирнов И. П. «На поле Куликовом» Блока и памятники Куликовского цикла//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 34.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Staat und Gesellschaft der fruhbyzantinischen Zeit//Historia Mun-di 4 (1956). S. 556–569. History of the Byzantine State/Preface by P. Charanis. New Brunswick (NJ): Rutgers University Press, 1957. (Rutgers Byzantine Series). The Byzantine Emperor and the Hierarchical World Order//The Slavonic and East European Review 35, N 84 (1957). P. 1–14. Pour l " histoire de l " immunité à Byzance//Byz 28 (1958 (1959)). P. 165–254. Die Entstehung der Themenverfassung: Korreferat zu A. Pertusi//Berichte zum XI. International Byzantinisten-Kongress. Bd. I. Munchen, 1958. S. 1–8. Das byzantinische Kaiserreich in seiner inneren Struktur//Historia Mundi 6 (1958). S. 445–473. К истории иммунитета в Византии//ВВ 13 (1958). С. 55–106. Byzance – état tributaire de l " Empire turc//ЗРВИ 5 (1958). S. 49–58. Ю2. Ucmopuja Buзahmuje. Београд: Српска задруга, 1959. The Byzantine Empire in the World of the Seventh Century//DOP 13 (1959). P. 3–21. Byzantine Cities in the Early Middle Ages//Ibid. P. 45–66. ( Idem, Zur byzantinischen Geschichte. Darmstadt, 1973. S. 109–113). L’Exarchat de Ravenne et l’origine des thèmes byzantins//Corso di cultura sulParte Ravennate e Bizantina 1 (1960). P. 99–110. Buзahmujka сеоска општина: Землюраднички закон – Трактат о пореском систему – Тебански катастар//Гласник Српске Akaдeмuje Наука и Уметности 250 друштвених наука, 10) (1961). С. 141–160. Радоливо – село светогорског манастира Ивирона//ЗРВИ 7 (1961).С.67г84. Zgodovina Bizanca. Ljubljanä Dravna zaloba Slovenije, 1961. La Commune rurale byzantinë Loi agraire – Traité fiscal – Cadastre de Thèbes//Byz 32 (1962). P. 139–166. Edgar Salin und die Anfänge eines Byzantinisten// Αντδωρον Edgar Salin zum 70. Geburtstag. Tübingen, 1962. S. 91–97. Geschichte des byzantinischen Staates. 3., durchgearbeitete Aufl. München: Beck, 1963. Господин Константин Драгаш//Зборник Филозофског факултета Универзитета у Београду 7 (1963). С. 287–294. Серска облает после Душанове смрти. Београд, 1965. (Поеебна Византинолошког института; 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Turcu I., Понятие образа и его связь с учением о спасении (на рум. яз.), in Orthodoxia 3 (1959) 414–429. Vornicescu N., Учения ce. Григория Нисского об «образе и подобии» (на рум. яз.), in Studii teologice 8 (1956) 585–602. Природное житие Festugière A. J., L’enfant d’Agrigente, Paris 1950. Hausherr I., Philautie.., ОСА 137 (1952) 135 слл. Kuhn H. – Otto S., Nature, EF 3 (1967) 189–200. Lubac H. de, Le mystère du surnaturel, Paris 1965. Lubac H. de, Surnaturel, Paris 1946. Stelzenberger J., Die Beziehung der frühchristlichen Sittenlehre zur Ethik der Stoa, München 1932, гл. 4, cc. 158 слл. Théophane le Reclus, ОСА 172 (1965) 156 слл. Thunberg L., Microcosm and Mediator, op. cit., cc. 92 слл. Блаженное житие Bussini F., Joie, DS 8 (1974), 1236–1256. Gauthier R. A., Eudémonisme, DS 2 (1961) 1660–1674. Solignac A., Jubilation, DS 8 (1974) 1471–1478. Terzoli R., Il tema della beatitudine nei Padri siri. Presente e futuro della salvezza, Roma 1972. Turner C. H., Makarios as a Technical Term, JTS 23 (1922) 31–35. Ziegler J., Dulcedo Dei. Ein Beitrag zur Theologie der griechischen und lateinischen Bibel, Münster 1937. Вечная жизнь Bultmann R., Ζω, ζω, in Kittel 3 (1967) 1365–94, 1410–17, 1427–80. Gruber G., ΖΩΗ. Wesen, Stufen und Mitteilung des wahren Lebens bei Origenes, in Münchener Theologische Studien, Systematische Abteilung 23 (1962). Эсхатология Alvares T., Escatologismo, in DESp 1, cc. 696–698. Arseniew N. von, Ostkirche und Mystik, München 1943. Berset C., Incarnation ou Eschatotogie?, Paris 1964. Biedermann H., Der eschatologische Zug in der ostkirchtichen Frömmigkeit, in Das östliche Christentum, 8, Würzburg 1949. Bouyer L., Christianisme et eschatotogie, Paris 1948. Bouyer L., Humain ou chrétien?, Paris 1958; итал. пер. Brescia 1959. Colombas G. M., Paradis et vie angélique, Paris 1961. Leclercq J., Le défi de la contemplation, Paris 1970. Schierse T. J., Eschatologismus, LThK 2 3 (1959) 1098–99. Zankow S., Das orthodoxe Christentum des Ostens, sein Wesen und seine Gestalt, Berlin 1928.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

В 1959 году в Сосновском и Старо-Юрьевском районах Тамбовской области появились седминцы. Их проповедники – А. Мерзляков, А. Пенятин, О. Мерзлякова объявили, что библейская седмица, в которую надлежит свершиться всему, предсказанному Иисусом Христом, началась со Всесоюзной переписи населения и семилетнего плана развития народного хозяйства и должна закончиться в 1965 году, когда и произойдёт конец света. Всех верующих, прошедших перепись и не вышедших из колхозов до 1959 года они называли обречёнными на верную гибель. На этой основе седминцы порвали с основной, более умеренной частью Истинно-Православных христиан. В результате агитации их группы выросли в 23 раза. Был объявлен запрет на все промышленные и продовольственные товары, произведённые после 1959 года, в том числе выращенные на личных участках. Некоторое время седминцы питались только едой заготовленной до переписи населения или собранными грибами и ягодами. Самые истовые замучили себя голодом до смерти, большая часть порвала с ними после 1965 года, убедившись, что предсказанное не сбылось. 793 Ещё более ярко отчуждение от «мира» и крайний аскетизм проявлялись в деятельности движения молчальников, отказавшихся от общения с окружающим миром во имя спасения таким образом в загробной жизни. Молчальничество было основано в 1955 году в Сосновском районе Тамбовской области Л. Кисляковой. Её ближайшими помощниками стали вернувшиеся из заключения «активисты» Истинно-Православных христиан. В 1956–1957 гг. движение распространилось на 4 района области, число его участников равнялось 137, из них 30% составляли мужчины. Многие принявшие обет молчания жили в крайней нищете. Местные власти почти сразу же развернули активную борьбу с членами группы. Через народные суды они лишались родительских прав, дети отбирались и помещались в детдома. С 1958 года за каждой семьёй молчальников были закреплены агитаторы. Колхозы и сельсоветы северо-восточной части Тамбовщины создали специальный фонд для оказания материальной поддержки «одураченным вожаками». Л. Кислякову ещё в 1957 году отправили в психиатрическую больницу, лишив этим молчальников их главной руководительницы. В результате в начале 1970-х гг. осталось только 37 членов движения. 794

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Питирим (Свиридов; 21 декабря 1887 г. – 10 августа 1963 г.), в декабре 1941 г. хиротонисан во епископа Куйбышевского; в январе 1942 г. переведен в Калугу; с 1943 г. епископ Курский и Белгородский; с 13 января 1947 г. архиепископ Минский и Белорусский; с 13 декабря 1949 г. по 17 марта 1950 г. временно управлял Гродненской епархией; с 1 февраля 1951 г. по 1955 г. вторично был временно управляющим Гродненской епархией; одновременно с 15 ноября 1952 г. по 21 апреля 1959 г. управлял Пинской епархией, в феврале 1955 г. возведен в сан митрополита; с 21 апреля 1959 г. митрополит Ленинградский и Ладожский; с 19 сентября 1960 г. митрополит Крутицкий и Коломенский. Член Священного Синода, председатель комиссии по межхристианским связям Русской Православной Церкви. Варлам (Борисевич; 22 марта 1899 г. – 9 мая 1975 г.), 13 мая 1945 г. хиротонисан во епископа Винницкого и Брацлавского; в январе 1946 г. назначен епископом Волынским и Ровенским; с 3 июня 1948 г. епископ Каменец-Подольский и Проскуровский; с 27 декабря 1951 г. епископ Измаильский и Белградский; с 1 февраля 1955 г. епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский; с 5 сентября 1956 г. епископ Мукачевский и Ужгородский; с 25 февраля 1957 г. архиепископ. Архиепископ Минский и Белорусский с 5 июля 1961 г. С 4 августа 1963 г. на покое. Палладий (Шерстенников; 5 апреля 1896 г.– 23 апреля 1976 г.), в декабре 1930 г. хиротонисан во епископа Елабужского, викария Казанской епархии; с 1933 г. епископ Ржевский, викарий Смоленской (с 1935 г. Калининской) епархии; с 1936 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский; с 1937 г. епископ Калининский, 29 октября 1938 г. возведен в сан архиепископа, с 28 октября 1943 г. по 29 октября 1947 г. епархией не управлял; с 29 октября 1947 г. архиепископ Семипалатинский и Павлодарский; с сентября 1948 г. временно управлял Омской епархией; с 18 ноября 1948 г. архиепископ Омский и Тюменский; с 21 февраля 1949 г. архиепископ Иркутский и Читинский; с 9 июня того же года временно управлял Хабаровской епархией; 20 февраля 1958 г. перемещен на Саратовскую кафедру; с 12 сентября 1959 г. по 22 марта 1960 г. временно управлял Куйбышевской епархией; с 29 мая 1963 г. архиепископ Орловский и Брянский, с 25 февраля 1968 г. митрополит.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

Сергий (Фамилия неизвестна) КИРЕНСКАЯ Сергий МУКАЧЕВСКАЯ Сергий НОВГОРОДСКАЯ 04.09.1483 24.06.1484 Сергий ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ Сергий I РЯЗАНСКАЯ 12.02.1517 Сергий II РЯЗАНСКАЯ 12.02.1570 Сергий СМОЛЕНСКАЯ Сергий ТРОИЦКАЯ (Челяб.) Сергий Азаков РЯЗАНСКАЯ Сергий Андреев ВЯЗЕМСКАЯ, обн. КИРОВСКАЯ, обн. КАЛИНИНСКАЯ, обн. КАШИНСКАЯ, обн. Сергий Анисимов КУРГАНСКАЯ Сергий Баженов КУРГАНСКАЯ, обн. МИНУСИНСКАЯ, обн. СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 08.1935 АЛТАЙСКАЯ, обн. 08.1935 02(15)05.1936 Сергий Белоградский ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 09.12.1731 06.10.1735 Сергий Болгаров ШАХТИНСКАЯ, обн. 08(21)09.1934 07(20)10.1937 в/у РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ, обн. 08(21)09.1934 07(20)10.1937 Сергий Васильев ДЕМЯНСКАЯ 16(29)08.1931 03(16)12.1937 Сергий Васильков ЧЕЛЯБИНСКАЯ 12(25)05.1926 06(19)06.1927 ТОМСКАЯ 27.09(10.10)1933 25.05(08.05)1935 НОВОСИБИРСКАЯ 25.05(08.05)1935 06(19)05.1937 Сергий Волков КАМЫШИНСКАЯ, обн. 03.1923 12.1923 БУЗУЛУКСКАЯ, обн. 12.1926 10.1927 МИЧУРИНСКАЯ, обн. 11.1927 КУРГАНСКАЯ, обн. 09.1929 ПАВЛОГРАДСКАЯ, обн. 09.1929 АКМОЛИНСКАЯ, обн. 06(19)11.1932 Сергий Волтахов ТВЕРСКАЯ 05.02.1682 Сергий Воскресенский I УГЛИЧСКАЯ 18.03.1901 26.03.1906 Сергий Воскресенский II КОЛОМЕНСКАЯ 16(29)10.1933 14(27)04.1934 БРОННИЦКАЯ 14(27)04.1934 06(19)07.1936 ДМИТРОВСКАЯ 06(19)07.1936 11(24)02.1941 ВИЛЬНЮССКАЯ 11(24)02.1941 16(29)04.1944 в/у РИЖСКАЯ 07(20)07.1941 15(28)02.1943 в/у ТАЛЛИННСКАЯ 17(30)06.1942 16(29)04.1944 (в/у ПСКОВСКАЯ 08.1941 16(29)04.1944) (в/у НОВГОРОДСКАЯ 08.1941 16(29)04.1944) Сергий Генсицкий в/у ТЕРНОПОЛЬСКАЯ 30.01(12.02)1991 03(16)02.1991 ТЕРНОПОЛЬСКАЯ 04(17)02.1991 Сергий Голубцов СТАРОРУССКАЯ 17(30)10.1955 10(23)08.1959 в/у НОВГОРОДСКАЯ 09(22)11.1956 10(23)08.1959 НОВГОРОДСКАЯ 10(23)08.1959 24.09(07.10)1967 КАЗАНСКАЯ 24.09(07.10)1967 10(23)10.1967 Сергий Гришин СЕРПУХОВСКАЯ 10(23)04.1927 21.03(03.04)1928 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ 21.03(03.04)1928 22.04(05.05)1928 ПОЛТАВСКАЯ 22.04(05.05)1928 08(21)03.1932 в/у ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ КИЕВСКАЯ 08(21)03.1932 13(26)06.1934 ХАРЬКОВСКАЯ 13(26)06.1934 10(23)10.1934

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Историю забывать нельзя, иначе приходится горько расплачиваться. Высокие нравственные устои требуют бережного сохранения и защиты. К абортам в России отношение всегда было резко негативным. За подобные преступления присуждалась либо смертная казнь, либо каторжные работы или тюремное заключение. Проблема нашей страны усугубляется ещё и тем, что впервые в истории человечества в 1920 году правительством большевиков были легализованы, узаконены аборты по желанию. Ничего подобного никто себе до этого не позволял. И до 1936 года аборты были разрешены. Всем известен сталинский запрет, когда они были криминализованы. И до 1955 года справедливость в отношении новой зарождённой жизни была восстановлена. За эти годы мы выиграли страшнейшую войну, восстановили страну и - учёные говорят о настоящем демографическом чуде! - даже восстановили численность населения. Несмотря на катастрофические людские потери, вызванные необходимостью защиты Отечества от врага. После того как Сталина не стало и включились новые либеральные тенденции, в 1955 году аборты были снова легализованы. Другие страны стали перенимать порочную практику уже после окончания Второй мировой войны. За ПОБЕДУв Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов по разным источникам погибли до 39 миллионов наших соотечественников. Только с 1960 по 2017 годы в России от абортов погибли 194 миллиона. Если прибавить 1920-1935, 1956-1959 годы, получится не менее трёхсот миллионов. А у многих из них были бы уже внуки и правнуки... Истинная причина демографических проблем очевидна. Выходит, что легальные аборты страшнее войны. Перед Великой Отечественной войной в 1941 году численность населения СССР составляла более 195 миллионов человек (по другим источникам до 205 миллионов). К началу 1946 года из-за понесённых потерь численность населения Советского Союза упала до 170 миллионов человек. Уже через 10 лет, к началу 1956 года количественно население СССР было полностью восстановлено. По результатам переписи населения на 15.01.1959 года в стране проживало уже более 208 миллионов человек.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/07/demo...

Мак-Криндл, 190.1. – McCrindle J. W. Ancient India as Described in Classical Literature. Westminster, 1901. Макс Мюллер, 1870. – Max Muller F. On the Migration of Fables. – Contemporary Review. L., 1870, 7. Макс Мюллер, 1901. – Max Muller F. Coincidences. – Max Muller F. Last. Essays. L., 1901. Малаласекера, 1928. – Malalasekera G. P. The Pali Literature of Ceylon. L., 1928. Малаласекера, 1960. – Malalasekera G. P. Dictionary of Pali Proper Names. Vol. 1–2. L., 1960. Мареш, 1961. – Мареш В. Ф. Древнеславянский литературный язык в Велико-моравском государстве. – Вопросы языкознания. М., 1961, 2. Марр, 1897–1898. – Марр Н. Я. Армяно-грузинские материалы для истории Душеполезной Повести о Варлааме и Иоасафе. – ЗВОРАО. 1897–1898. т. И. Мартэн, 1959. – Martin V. Un recueil de diatribes cyniques: Pap. Genev. inv. 271. – Museum Helveticum. Basell, 1959, vol. 16, fasc. 2. Махабхарата, 1927. – The Mahabharata of Krishna-Dwaipayana-Vyasa. Transl. into English Prose from the Original Sanskrit Text by P. Ch. Roy. Vol. 7.. Sauptika, Stree, and Santi parvas. Calcutta, 1927. Махабхарата, 1933–1966. – The Mahabharata, for the First Time Crit. Ed by V. S. Sukthankar a. o., vol 1–18. Poona, 1933–1966. Махавасту, 1882–1892. – Mahavastu Avadanam. Le Mahavastu. Texte Sanscrit publie pour la premiere fois et accompagne d " introductions et d " un com-mentaire par E. Senart. P., 1882–1892. Мещерский, 1956. – Мещерский Н. А. К вопросу об изучении переводной письменности Киевского периода. – Уч. зап. Карелофинского пед. ин-та. Петрозаводск. 1956, т. 2, вып. I. Мещерский, 1958. – Мещерский Н. А. Искусство перевода Киевской Руси. – ТОДРЛ. 1958, т. 15. Мещерский, 1958а. – Мещерский Н. А. История иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М. – Л., 1958. Мещерский, 1963. – Мещерский Н. А. Следы памятников Кумрана в старославянской и древнерусской литературе (к изучению славянских версий книги Еноха). – ТОДРЛ. 1963, т. 19. Мещерский, 1964. – Мещерский Н. А. К истории текста славянской книги Еноха (Следы памятников Кумрана в византийской и старославянской литературе). – Византийский временник. Т. 24, 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010